Сочинение на тему: ««Маленький человек» в русской литературе. Тема «маленького человека» в русской литературе Сочинения по темам

03.11.2019

напишите сочинение на тему актуальна ли проблема маленького человека в наши дни

  • Эта проблема актуальна во все времена.Тема «маленького человека» впервые была затронута в творчестве
    А.С.Пушкина («Станционный смотритель»), Н.В.Гоголя («Шинель»),
    Герои произведений этих выдающихся писателей стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу.
    А.С.Пушкин обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Евгений, герой «Медного всадника» не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь. Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье. Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.
    В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич — настоящий «маленький человек». Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. «Значительное лицо» так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к «маленькому человеку» и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Образ «маленького человека» — это своего рода обоб-щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе-ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го-сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо-бен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачас-тую имеет для него трагические последствия — безумие, падение, смерть.

Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас-нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).

Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страни-цам произведений русской классики XIX века.

Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на-зывается «петербургским». Образ «маленького человека» яв-ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от-крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Ши-нель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто-роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко-торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру-гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво-ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов-ники, ремесленники и нищие художники.

Пораженный картиной глубоких и непреодолимых об-щественных противоречий, в своем творчестве Н. Гоголь ставит друг против друга, как бы сталкивает между собой две ипостаси столицы. Например, в повести «Невский про-спект» мы видим толпу чиновников с женами во время пре-добеденной прогулки. Но среди всей этой массы людей нет человеческих лиц, а только «бакенбарды… пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды атласные, черные как соболь или уголь», усы «никаким пером, никакою кистью не изобразимые», ты-сячи разных шляпок и платьев. Возникает ощущение, что мы оказались на выставке туалетов, причесок и делан-ных улыбок. Все эти люди стремятся произвести друг на друга впечатление не своими человеческими качествами, а изысканной внешностью. Но за этой внешней изящнос-тью и блеском скрывается нечто низкое, бездушное и бе-зобразное. Н. Гоголь предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче пла-щом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не гля-деть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

И среди всей этой самодовольной нарядной толпы мы встречаем скромного молодого человека — художника Пискарева. Он доверчив, чист и влюблен в прекрасное. На Нев-ском проспекте Пискарев встречает юную красавицу, ко-торая кажется ему идеалом доброты и нежности. И он сле-дует за красавицей, которая приводит его в свой дом. Но дом оказывается обыкновенным притоном, где пьянствуют и кутят те самые благообразные чиновники. Они выс-меивают высокие чувства Пискарева. Обманутый худож-ник погибает. Его гибель является трагическим результа-том столкновения с жестокой и грязной реальностью. Материал с сайта

С презрением и пренебрежением относятся окружаю-щие и к мелкому чиновнику Поприщину из «Записок су-масшедшего». Ведь у него «нет ни гроша за душой», а потому он «нуль, более ничего». Работа Поприщина заклю-чается в ежедневной починке перьев для директора депар-тамента. Очарование роскошной жизни знати восхищает и подавляет мелкого чиновника. Но в генеральском доме к нему относятся, как к неодушевленному предмету. И это вызывает протест в сознании Поприщина. Он мечтает стать генералом «только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…» Но и здесь торжествует трагедия — Поприщин сходит с ума.

Дикие нравы чиновничьего мира, где ценится не чело-век, а его положение и чин, показывает Н. Гоголь и на примере злоключений коллежского асессора Ковалева в повести «Нос» и в трагической истории переписчика бумаг Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель».

Дальнейшее свое развитие образ «маленького челове-ка» получил в произведениях А. Герцена, Н. Некрасова, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Сойдя со стра-ниц художественной классики в начале XX века, «ма-ленький человек» совершил революцию и превратился в номинального хозяина огромной страны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • невский проспект образ маленького человека
  • эмансипированная женщина в современной литературе
  • тема маленького человека в творчестве гоголя
  • портрет образ маленького человека
  • невский ппроспект образ маленького человека

Ноя 21 2016

Впервые тема «маленького человека» прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Вообще же, «маленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, Доведенный до отчаянья . При этом этот человек не просто не чинованный, а человек, ощущающий свое Бессилие перед жизнью. Порой он способен к протесту, на который его ведет жизненная катастрофа, но исходом Протеста всегда являеться безумие или смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки Сумасшедшего», «Портрет», и «Шинель»).

Жизнь в Петербурге дала возможность молодому писателю расширить свой круг наблюдений, следствием чего рядом с Образами украинских крестьян и помещиков стали появляться фигуры чиновников. Петербург поразил Гоголя Картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Именно в этом страшном, Безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным, который стал одним из первых Персонажей этого типа и по вырожению Белинского являеться «уродливым гротеском, странной, прихотливой грезой Художника; это олицетворение насмешки над жизнью и человеком, жалкою жизнью, жалким человеком» . Именно здесь Нет житья бедному Акакию Акакиевичу – «человеку соверщенно обычному, заурядному, ничем не примечательному, Почти даже не человеку, а общему месту, постоянной мишени для насмешек» .

Герои Гоголя сходят с ума или Погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его Общественного бытия главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей этого цикла несомненно являеться – «Записки сумасшедшего».

Герой Произведения Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни На что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья его Высокопревосходительству, преисполненный величайшем уважением к директору. «Все ученость, такая ученость, что Нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!

» отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает его чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий Чин, должность, деньги, так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но Не посмеяться хотел Гоголь над своим героемю.

Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно Западает вопрос: почему он титулярный советник? Тем самым, Поприщин окончательно теряет свой рассудок и Поднимает бунт, вызваный осознанием оскорбленного человеческого достоинства. Он думает, почему «что есть Лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам» .

По мере усиления безумия в Поприщине Растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я Больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?

» . Блок Заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего» являеться протестом против Несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где нет разума и справедливости. Поприщин порождение и жертва этого мира. Крик в финале повести воплощает собой все обиды и страдания «маленького человека».

Очередной жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола становиться Акакий Акакиевич Башмачкин герой Повести «Шинель». «Акакий представляет собой в этом нелепом мире и сокровенную сущность его, и вместе с тем Патетическую попытку преодоления абсурда» как говорит о нем В. Набоков. Гоголь, с другой стороны, не Скрывает своей ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя.

Он подчеркивает Типичность незначительности Акакия Акакиевича: «вечный титулярный советник, над которым, как известно, Натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не Могут кусаться» . И вдруг таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью, при этом Сила страсти и ее предмет несоизмеримы. Тем самым, решение простой житейской все сочинения на a l l soch 2005 задачи вознесено на высокий Пьедестал, в чем и заключаеться ирония Гоголя. Когда Акакия Акакиевича грабят, он в порыве отчаяния Обращаеться к «значительному лицу».

Это «значительное лицо» являеться обобщенным образом представителя власти. Сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека», когда из кабинета Этого \”значительного лица\” выносят почти бездвижное тело Акакия Акакиевича. Но только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт, что подчеркивает общественный смысл конфликта, и месть: привидение, в котором был Узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания» . После этой повести мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось.

Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». А Чернышевский назвал Башмачника «совершенным идиотом». Но для Гоголя была важна только типичность судеб «маленьких людей», неизбежность их конца в условиях созданных Социальным кругом.

В «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, а в \”Шинели\” размыты границы Жизни и смерти. Смерть Башмачника и сумасшествие Поприщина – явления одного порядка, которые говорят нам об Одном: «только подлость, жестокость и умение пресмыкаться перед сильными мира сего могут помочь сделать Карьеру и обеспечить беспечальное существование тем, кто отдан во власть эксплуататорам и крепостникам. Поэтому бесконечно тяжела участь «маленького человека», пытающегося пробиться к жизни при помощи труда, Честности и терпения.

» И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького Человека», а человека вообще. Эти персонажи представляют перед нами людей одиноких, неуверенных, лишенных Надежной опоры, нуждающихся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни Оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Именно так изображает его Гоголь. Гоголь вознес социальной несправедливости и сочувствия к угнетенным – простым людям в своем цикле Петербургских повестей с остротой и убедительностью. Тема явилась не только воплем милости к падшим, но и Протестом против системы рождающей «падших».

«Гоголь поднял образ угнетенного человека до высот настоящей Поэзии» . сочинения: Victoria F

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Трагический Образ «Маленького Человека» . Литературные сочинения!

Первым из русских писателей, кто затронул тему “маленького человека”, был Пушкин. Его повесть “Станционный смотритель” посвящена скромному существованию станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть стала первой из ряда произведений русской литературы, посвященных этой теме.

В поэме “Медный всадник” Пушкин также затронул проблему “маленького человека”, но в несколько ином ракурсе. Герой поэмы, Евгений, – обыкновенный житель великого города. Но это величие – лишь одна сторона медали. Сам Пушкин говорил о

Петербурге – “город пышный, город бедный”. Насколько пышен сам город, настолько же несчастны в нем могут быть люди. Евгений, единственное желание которого, – тихая и спокойная семейная жизнь, оказывается жертвой неумолимой стихии. Весь его протест против пышного и надменного города, погубившего его любовь, сводится к тому, что он, несвязно что-то бормоча, грозит рукой Медному Всаднику. Петр Первый, как кажется Евгению, преследует его. В этом можно усмотреть аллегорию: город подавляет своих жителей, не дает им свободно дышать.

Тему “маленького человека” продолжил Н. В. Гоголь в своих “Петербургских

Повестях”. Особенно примечательна в этом смысле повесть “Шинель”. Герой ее – бедный и скромный чиновник Акакий Акикиевич Башмачкин. Даже его смешное имя говорит о ничтожном положении чиновника. Действительно, он много лет работает на одном и том же месте, но его не повышают в должности. Да он и сам не стремится к этому. Он вполне удовлетворен своим существованием. Единственное, что омрачает его, – постоянные издевки других чиновников. Они привыкли воспринимать Акакия Акакиевича как объект для насмешек, а он и не стремится поставить себя по-иному. Да уже и поздно: ему за пятьдесят. Показательно, что “значительное лицо” называет его “молодым человеком”. Башмачкин не стал с годами солиднее, представительнее, он остался столь же жалким, как был.

Сначала “Шинель” воспринимается читателем как смешная история про смешного человека, но постепенно она перерастает в настоящую драму. Покупка шинели, возможно, была единственной в жизни Акакия Акакиевича большой и светлой мечтой. Но жизнь не замедлила разрушить эту мечту, растоптать ее. Смерть чиновника напрямую связана с тем, что у него отобрали шинель, потому что вместе с ней отобрали и мечту. А страдания “маленького человека”, пусть они и не заметны никому, могут быть столь же великими, как и у человека выдающегося. Насколько страдал Акакий Акакиевич, не знал никто, да и вряд ли кто-нибудь поверил бы, что он способен чувствовать и плакать. Жизнь не щадит “маленьких людей”. Она подвергает их испытаниям, которые те не в силах вынести. Так и Акакий Акакиевич: он умер не от того, конечно, что у него украли шинель, а от того, что жизнь раздавила его, выбросила на обочину.

И Пушкин, и Гоголь показали жизнь “маленьких людей” со стороны. Да, они сочувствуют и сопереживают своим незаметным героям, но все же смотрят на них несколько свысока. Достоевский в этом отношении пошел дальше их, поскольку в романе “Бедные люди” показал чувства и переживания “маленького человека” от первого лица. Макар Девушкин очень похож на Акакия Акакиевича Башмачкина. Он так же беден, состоит в том же чине, обладает таким же смешным, вызывающим жалость, именем. Он и на самом деле своими поступками и взглядами на жизнь напоминает робкую девушку.

Однако в одном Макар Девушкин существенно отличается и от Самсона Вырина, и от Акакия Акакиевича. В нем есть своеобразная гордость, то, что называют “гордостью бедных”. Она заставляет его скрывать свою бедность. Он едва сводит концы с концами, но помогает людям беднее себя: своим соседям, нищим на улице, что говорит о его душевном благородстве. Откуда в нем эта гордость, это благородство, это милосердие? Откуда такая сила любви и уважения к Вариньке Доброселовой? Макара Девушки на можно с полным правом назвать “великим маленьким человеком”. К сожалению, все те прекрасные черты характера, которыми он обладает, растушеваны, теряются за его врожденной скромностью, кротостью. И его тоже ие жалеет жизнь: его любимую, бесценную Варииьку увозит развратный помещик Быков. Единственный же способ, которым может протестовать Макар, – это его письма, полные невыносимого страдания. 11о действиями, поступками он никогда сопротивляться не будет. В этом беда всех “маленьких людей”: они покорно сносят все выпадающие на их долю невзгоды, а эта покорность вызывает еще большие несчастья. Порочный круг.

Достоевский, наверное, чаще всех русских писателей обращался к теме “маленького человека”. Достаточно вспомнить хотя бы роман “Преступление и наказание”. “Маленькие люди” – Мармеладов и его семья – страдают от бедности, голода и унижения, и ничего не могут сделать со своим положением. Какое бы решение они ни приняли, оно ведет к позору, нищете или смерти. А ведь таких “маленьких людей” со своими желаниями, страстями, радостями и бедами в России много и до сих пор. Все писатели, затрагивавшие эту тему – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Карамзин, Чехов, – сочувствовали своим героям. Но разве могли они изменить их положение? Увы, проблема “маленького человека”, унижаемого и людьми и самой жизнью, наверное, будет существовать, пока существует Россия.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Каждое произведение Н. В. Гоголя остается актуальным в любое время. Не исключение и повесть писателя “Шинель”, написанная Николаем Васильевичем в...

Тема «маленького человека» в современном мире не утратила своего значения. Наоборот, в сегодняшних условиях она обогащается новыми смысловыми оттенками, преломляется не только в литературе и искусстве, но и в журналистике, заявляет о себе и на телевидении. Конституция как главный закон нашего общества тоже опирается на «маленького человека», т.е. на конкретного гражданина страны, гарантируя ему, в противовес гоголевской России, права и свободы в демократическом государстве.
Обобщая наблюдения философов, выводы психологов, искусствоведческие теории на уроках обществознания, истории, биологии, литературы, православия, замечаю следующее. Удивительным образом, в каждом из нас, в «маленьком человеке», природа заложила два начала, две противоположности, эту неделимую пару генных комплексов, которые приводят в движение личность, направляя ее на пути самореализации. С одной стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С другой, - «самовлюбленный Нарцисс», «сверхчеловек Ницше», Эдипов (или Наполеонов) комплекс». Они сосуществуют в каждом из нас, но проявляются по-разному или до поры до времени молчат. И в различных исторических условиях они приобретают своеобразные признаки, несомненно, ориентируясь при этом на нормы морали и принадлежность к религии.
Человеческий эмбрион прошел путь развития от слияния двух клеток до креативно мыслящего современного человека, владеющего нанотехнологиями. Это и есть, на мой взгляд, биоинтеллектуальное развитие «маленького человека», который, пользуясь уже изобретенным колесом, пробуждает в себе сверхчеловека, способности к новым открытиям.
Есть еще и социо-историческое движение общества, и нравственный выбор конкретного человека. Иллюстрацией этого может служить следующий пример.
Райский сад Эдема перестал быть идиллией для «маленьких людей» в нем – Адама и Евы. Пройдя путь испытаний и лишений, Божьей кары, Божьих заповедей и людского покаяния, человек превратился в венец природы. (С теорией Ч.Дарвина мы спорить здесь не будем). Но как только преступалась грань сверхчеловека, царям земли напомнить и Христе спешила Совесть, та моральная категория, что отличает «животных о двух ногах» от четвероногих.
Разве каждый из нас не осознавал себя хоть однажды маленькой частицей всеобщего мироздания, не задумывался о своей крохотной юдоли в огромном океане событий?!
И разве, подобно Гоголю, мы не стараемся познать свое предназначение, терзаемся сомнениями, ищем идеал в жизни, разочаровываемся, обращаемся к Богу, живем надеждой, мыслим о будущем России и о судьбе собственной?!
Иным и жизни не хватает понять ее смысл. Другие, смиряясь с судьбой, безропотно, но честно и праведно несут свой крест «маленького человека». Некоторые находят в себе силы кардинально измениться или достичь «степеней известных». И лишь немногие остаются при этом достойными звания Человека. Эта тематика стара, словно мир, и одновременно остра, актуальна в любом развивающемся обществе и в отдельно взятой стране.
Меня шокируют цифры социологического опроса, проведенного в 19 странах мира. За последние 10 лет стали обманывать (как признаются рядовые граждане) на 10% больше, и в России в частности.
Быть честным неудачником или обогатить себя любым способом? В современном мире все чаще выбирают последнее.
Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек».
Судьба любому из нас предоставляет шанс проявить трудолюбие, настойчивость, упорство, предприимчивость, чтобы стать успешным и знаменитым; государство помогает и поддерживает «маленьких людей» в малом бизнесе.
Но впустить ли луч света в свою душу ли поклоняться Князю Тьмы – выбираем мы сами. И это, на мой взгляд, главное противоречие сегодняшнего «маленького человека». Оно как нельзя лучше высвечено в отечественных кинофильмах «Ночной дозор» и «Дневной дозор».
Многих героев «Севильского цирюльника», а также «маленького человека» Фандорина (кинофильм «Турецкий гамбит») судьба России волнует куда сильнее своей собственной. При всех противоречиях «маленький человек», даже недостаточно обласканный своей родиной, все же остается ее истинным патриотом. В этом я вижу некий парадокс современности.
Но в минуту отчаяния, мне кажется, что гоголевская Россия и сегодняшняя разнятся только историческими декорациями. Чиновники по-прежнему завидуют друг другу и соперничают на поприще взяток, но берут их уже не борзыми щенками. В журнале «РФ сегодня» № 9, 2008г обнаружила удивительнейший факт: «Общая сумма взяток в 2005 году почти в 2 раза превышала доходную часть федерального бюджета Российской федерации!» Это означает, что если бы эти 326 миллиардов долларов не попали в кошельки взяточников-бюрократов, то можно было бы в 2 раза увеличить пенсии и зарплаты, удвоить расходы на науку и культуру, построить вдвое больше доступного жилья. Другими словами, проблем в стране в целом, а также у каждого среднестатистического «маленького человека» было бы значительно меньше.
Вот и может показаться, начитавшись подобного, что и теперь Россия – это один большой гоголевский «губернский город NN», где средний размер одной «деловой» взятки составляет 135 тысяч долларов; где в космос теперь мечтают полететь все чаще миллионеры; где с родителями будущих абитуриентов «маленькие люди» вузов заранее обговаривают сумму узаконенной «спонсорской помощи». Где любое совершеннолетнее лицо знает, сколько и кому надо заплатить, чтобы получить удостоверение водителя; где мошенники выдают себя за соцработников и цинично обворовывают одиноких пенсионеров. Подобная комедия давно переросла в трагедию «маленького человека». Уехавший из провинции на заработки в Москву, например, он пропадает, превращается в бомжа. И телепередача «Жди меня» оказывается единственной надеждой, чтобы заново обрести свою семью, дом, родину и даже память, свое «я», собственное лицо. Проблема гоголевского персонажа, потерявшего нос, кажется по сравнению с этим сущим пустяком.
А как же живуча гоголевская «Шинель»! На примере своих родителей знаю, что последние 2-3 года они мечтают обновить свои куртку и шубку. Но, по словам папы, это случится еще года через два, когда он будет окончательно денежно уверен в моем будущем. И сколько таких «шинелей» будут куплены с запозданием, в угоду экономическому кризису, а от скольких нужно будет отказаться, но сохранить человеческое достоинство… Может, и сейчас продолжается странный уродливый век?! Когда карьера, честь, благополучие семьи зависят от тех могущественных сил, которые карают и милуют, возносят высоко вверх и низвергают в бездну, сеют в «маленьком человеке» внешнее благоговение, трепет, страх, как в Башмачкине, и накапливает внутренний протест, обличение, презрение социального неравенства. Уверена, в отличие от Акакия Акакиевича, неспособного создать яркое, новое, творческое, сегодняшний «маленький человек» активен, неунывающ, отзывчив, жизнеспособен, умеет радоваться жизни, приносит истинную пользу обществу. А главное, богат Верой в Добро, даже если оно будет, как в русской поговорке, «с кулаками».
Н.В.Гоголь тоже верил в то, что существование человека небессмысленно. Но, говоря его словами, «раздробленность нашего юного и дряблого века, усиленная и обостренная русскими полицейско-бюрократическими порядками, на каждом шагу грозила опрокинуть эту веру».
Поверить в собственные силы, защитить «маленького человека» от чиновничьего произвола, обрести единомышленников, разбудить голос народа помогает сегодняшним телезрителям программа Алексея Пименова «Человек и закон», новая передача на НТВ «Честный понедельник».
Но, к сожалению, меркантильный мир рекламы отравляет души честных тружеников, которым не по карману турпоездки, косметические салоны, шикарная мебель и одежда, дорогостоящие авто и жилье. Иные фильмы попирают нравственность или являют собой бесконечно-безразмерные, безликие, начинающие раздражать «мыльные оперы». Они, хотя и делают попытки исследовать моральные устои, душевные качества разных социальных слоев, но форма мелодрамы в них уже бездейственна. Налицо стремление «маленького (неталантливого) режиссера», но обеспеченного, осуществить свой проект, розовую мечту, заработать на дешевой сенсации. Это ли не современная шинель Акакия, перелицованная временем, дорогостоящая, пиарная?! Ни тебе художественных достоинств, ни художественной мысли, одно оригинальничание.
России, на мой взгляд, как никогда нужен Гоголь со своей смелостью завязки, мастерством одной фразы, ошеломляющим впечатлением финала, глубоким чувством сцены. Гоголь, смех которого корректирует каждый поступок, взгляд, реплику. Гоголь, который не умирал. Который на современную сцену ввел бы «ситуацию ревизора», то есть подлинной Совести, явившейся к героям – коррупционерам, бюрократам, политикам и просто обывателям.
Глубочайший гуманизм Гоголя вижу в том, что, исполняя мечты «маленького человека» в своих «Петербургских повестях», писатель дарит им, ждущим и не находящим поддержки от общества, надежду на то, что когда-нибудь они будут счастливы, не будут нуждаться ни в чем. Грозно, предупреждающе звучит, продолжая эту мысль, тема возмездия, если вспомнить призрак Башмачкина, снимающего шинели с других. Очутившихся у власти денег, небезызвестных Мавроди и Березовского постигла не та ли участь современного возмездия?! Понимая скорбную иронию Гоголя, я смотрю в будущее с оптимизмом.
Определяю своим сознанием скрытый смысл «говорящих фамилий» современности: Путин, Медведев. Прихожу к выводу о том, что гоголевская и моя Россия идут своим неповторимым п-у-т-е-м. Но не соглашаюсь с мыслью писателя о том, что «будущее грозит стране еще большим раздроблением ее на малые интересы кучек людей», что проявлением человеческой общности выступает только страх «маленького человека». Прекрасный пример национальной общности, русского патриотизма являла собой единая Россия в трудные для нее времена, заслужив свой праздник Национального Единства. «Единая Россия» как лидирующая на сегодняшний день партия со своим чисто русским символом, м-е-д-в-е-д-е-м, поддерживает Президента страны, идущего во главе всех демократических преобразований в обществе.
Меня не оставляют равнодушной публикации в местной газете «Истоки» К.Кравченко о современной молодежи, ее отношении к родному языку, родной земле. Воспоминания о «маленьких людях» - солдатах России, медсестрах, отстоявших Сталининград, сломивших фашистский ад Курской дугой, вынесших плен, разруху, нищету, голод. Как важны для нас, юных, эти примеры стойкости и единения простых русских людей.
Безграничную веру в Россию и бесконечную гордость за ее «маленького человека» нахожу в патриотической лирике прохоровского поэта В.М.Чурсина:
«Устоит под грозами и ветрами
И из пепла возродится Русь…»,
«Лишь бы один под кручей бил бы ключ,
Одна березка на ветру звенела…
Возьмется Русь который раз за дело,
От нечисти очистит дух и тело,
Как мрак – вокруг не силится, колюч…»,
«У нашего парня
Есть столько веры и силы,
Что ахнет в испуге
Заморско-коварная рать»,
«Счастлив, что не превратился в хама
И не стал тряпицей половой,
Не предал, хоть предлагали, душу
Даже по завышенной цене».
Как актуально звучит фраза Гоголя о том, что «современная жизнь настолько заблудилась и сбилась куда-то в сторону, что всякая норма здесь должна восприниматься как странность, и всякая странность и аномалия – как норма».
Господа взрослые, имеющие власть над маленькими людьми, а вы (простите Гоголя за поддержку в моем вопросе) «не сбились ли куда-то в сторону»? Нет ли вашей персональной вины в том, что чьи-то родители или дети, наши врачи и учителя, работники полей и ферм (всех не перечислить) все чаще ощущают себя «не по заслугам униженными»?
Моя сознательная жизнь только начинается. Кем хочу стать по профессии, еще не определилась: переводчиком, юристом, психологом. Не за горами и выбор мой как «маленького человека» - какой стать? Я уверена, что не хочу растерять свои лучшие качества, не хочу состариться в бездействии и жить в страхе, знаю, что с бездушием и равнодушием окружающих, как и их несправедливостью, нельзя мириться. Люблю свой край и своих родителей, мечтаю быть полезной России и по-настоящему я благодарна Н.В.Гоголю, который помог мне, «маленькому человеку», переосмыслить великие ценности бытия и выделить в них главные. Честность, трудолюбие, веру и терпение – все, без чего «маленький человек» современности не имеет права называться гражданином, патриотом и просто Человеком ХХ1 века.
А еще хочется верить в то, что Великая Россия не оставит без ответа ни один насущный вопрос ни одного из своих «маленьких людей», преданных ей беззаветно.