Смирнов сейчас когда подумать стало труднее. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение. Г.Смирнов. Сейчас, когда подумать стало труднее

01.07.2020

Практика 3. Работа над содержанием сочинения. Заключение к сочинению.

(перед прочтением этой статьи ознакомьтесь с первой частью: "Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Теория ")

Хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В сочинении , характеризующемся смысловой цельностью и композиционной стройностью, вступительная и заключительная части соразмерны по объёму и соотносимы по содержанию. Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, попробуйте прочитать вступительную и заключительную части каждого из приведённых ниже сочинений.

В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция в отношении к поставленной в тексте проблеме, могут быть выражены мысли в связи с темой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения - рассуждения .

Текст 1 (Вступление к сочинению. Текст 1 ).

Заключение.

В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.

Текст 2.

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (З)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов , тяжело в учении —легко в бою!

(4) Но ведь Суворов — великий человек , он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении — легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Ещё более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов , будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово "похоронен" в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов ! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(По Г.Смирнову)

Вступление.

Автор текста обеспокоен бездумным употреблением крылатых фраз, прошедших сквозь время и сохранённых для нас нашими предками. Эти слова талантливых и опытных людей содержат мудрость жизни, но понятна она только думающим людям.

Заключение.

История готовит нас к будущему, поучая прошлым,— вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие, и нужно бережно относиться ко всем крылатым выражениям, в которых заключается великая мудрость наших предков.

Тексты из «Отрытого банка заданий ЕГЭ» 2014 ФИПИ (для сочинений)

    Г.Смирнов. Сейчас, когда подумать стало труднее

    По С. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений

    По Е. Винокурову. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов

    С. Львов. Домашнее чтение вслух очень сближает…

    По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности…

    По В. Солоухину. В редакции мне сказали…

    С. Соловейчик. Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога»…

    По К.Г. Паустовскому. О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков

    Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…

    По Д. Гранину. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?

    К.Г. Паустовский. Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая.

    По К. Бальмонту. Три года тому назад я уехал из Москвы….

    По Г. Черникову. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения…

    Н.В. Гоголь. Надобно сказать, что у нас на Руси если….

    Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью

    В. Розов. Люди хотят быть счастливыми…

    По Ф. Искандеру. Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город

    Алексей Андреев. Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов.

    В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма

    По Н. Галь. Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке

    С. Михалков. Однажды я услышал разговор двоих

    По Г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…

    По К. Г. Паустовскому. Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась

    Ю. Котлярский. – Наденька, так вы меня любите?

    По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура

    С. Соловейчик. Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью

    По С. Казначееву. Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша

    По К. Паустовскому. Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг

    По В. Конецкому. Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы

    По А.Ф. Лосеву. Оставляя пока в стороне все материальные выгоды

    По В. Иванову. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?

    По В. Харченко. Наукой заниматься трудно.

    По В.В. Колесову. Имя собственное «принадлежит себе…

    По В. Костомарову. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…

    По Т. Жаровой. Какое же зеркало жизни наш язык!

    По В. Астафьеву. В купе поезда, куда я вошёл с опозданием…

    По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…

    По П. Измайлову. «Отправь голову в отпуск!»

    По В. Лакшину. В современном обществе целый океан проблем.

    По Д. Гранину. Многие считают понятие чести устарелым, несовременным

    По И. Гонцову. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды»

    По В. Солоухину. Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек».

    По В.Г. Лидину. Немцы были изгнаны из Умани…

    По Л. Мозговому. Недавно прочитал в интервью городского чиновника

    По В. Конецкому. Шаталов растопил печку…

    По М. Худякову. Он нёс меня на себе восемь километров…

    По Г.Н. Бочарову. Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей…

    По В. Солоухину. Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие…

    По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…

    По А. Морозову. – Друг, ты чей?

    По И. Косолапову. Бескорыстным и верным другом назвал книгу…

    По Ф. Искандеру. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства…

    По И. Смольникову. Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС.

    По Г.И. Косицкому и И.Н. Дьяконовой. Осенью около дома, построенного в лесу

    По Е. Сикирич. Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения…

    По С. Покровскому. Прутский поход Петра Первого

    По И. Маслову. Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов ХХ века…

    По В. Пескову. Кустарник и мелколесье…

    По С. С. Качалкову. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…

    По А. Владимирову. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов...

    По М.С. Крюкову. «Я лучше, я умнее всех».

    По Р. Савинову. В детстве я зачитывался книжками про индейцев…

    По К.Г. Паустовскому. Людей всегда мучают разнообразные сожаления

    По Инне Кабыш. Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание…

    По Л.И. Скворцову. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов…

    По В.В. Воробьеву. В русском языке есть прекрасное слово «подвижник»…

    По Е. Брусковой. У Галины Улановой была вселенская слава.

    По К. Акулинину. Во время командировки я поскользнулся…

    Л.Н. Гумилёв. Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира…

    Г. Смирнов. Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве…

    По В. Солоухину. Телефильм по литературному произведению…

    Е.Б. Тагер. Стихи Цветаевой подчас трудны…

    По Л. Павловой. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?

    По И. Гончарову. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью

    По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания…

1. Г.Смирнов. Сейчас, когда подумать стало труднее

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!

(4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, доброволь­ные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телеви­зионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(Г. Смирнов)

2 По с. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений

(1)Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений. (3)Существует мнение, что образование – погру­жение человека в прошлое, насто­ящее, будущее культуры. (4)Прош­лое – это те основы, нравствен­ные ценности, уклад жизни, кото­рый постепенно складывался в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5)Настоя­щее – это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. (6)Будущее – это надежды, выраженные разными способами. (7)В основании такой мечты – образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, – момент освое­ния им культуры. (9)И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10)Может быть, в само сло­во «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создаёт сам че­ловек. (11)Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов вза­имодействия с этим миром.

(12)Каков должен быть объём тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образован­ным? (13)Каждый решает для себя. (14)Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образова­ние – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

(По С. Кокориной)

По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить… I. Проблема вольного трактования мыслей великих людей

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову . (3)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!

(4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, доброволь­ные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телеви­зионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!



(Г. Смирнов)

Сочинение

Афоризмы, мудрые мысли великих людей… Ими порой пользуемся мы, пытаясь сделать нашу речь благозвучнее, правильней, убедительнее, их мы иногда толкуем на свой вкус и лад, не задумываясь над тем, какой смысл вкладывал в них тот, кто их когда-то произнёс, при каких обстоятельствах это было сказано. Мне кажется, над проблемой вольного, в угоду собственному мнению, своим амбициям, трактования мыслей великих людей размышляет Г. Смирнов.

Об актуальности поднятой им проблемы говорит сам автор: «Сейчас …. в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины». Этот иронический авторский неологизм «образованщина» говорит о многом: Смирнов против тех людей, кто вольно и нелепо пользуется афоризмами, не пытаясь вдуматься в их глубокий смысл. С горечью говорит он о том, что больше всего тут не повезло Суворову. Г. Смирнов анализирует трактовку двух наиболее известных афоризма великого полководца. Особенно горько автору, когда он сталкивается с «широко ныне распространившимся толкованием суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат». Его возмущение ярко передано с помощью риторических восклицаний (их в последнем абзаце шесть!) и вопросов. Если вольно и в угоду собственным измышлениям толковать фразу Суворова о последнем солдате, то можно договориться и до того, что «героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата!» Это страшно!

Г. Смирнов с возмущением пишет, что сегодня «подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир». Значит, прежде чем вольно трактовать своё понимание мыслей великого человека, надо подумать, вспомнить, где, при каких обстоятельствах сказаны были приводимые слова. С подобным мнением невозможно не согласиться!

Давайте вспомним героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - это высказывание тургеневского героя полюбилось многим. Мы знаем, что в советское время в угоду «новым» взглядам на жизнь, многие прыткие журналисты перефразировали это высказывание, оно зазвучало иначе: . «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин». А раз хозяин, то творить может всё, что заблагорассудится: реки поворачивать, острова с деревнями затапливать (вспомним В. Астафьева и его «Прощание с Матерой»)… И натворил такой «хозяин» немало бед!

А как вольно порой трактуются высказывания великого Пушкина! «Народ безмолвствует!» - говорят журналисты, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца. В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин пишет:

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…

Кто-то из современных неофашистов трактует это высказывание буквально, не замечая пушкинской иронии, не понимая, что подобное высказывание больше подходит людям амбициозным, тщеславным, заносчивым..

Какой же вывод сделала я для себя, читая текст Г. Смирнова? Если хочешь блеснут знаниями, произнести высказывание великого человека, делай это, прежде всего подумав, помни, что твоя точка зрения не всегда бесспорна, не скатывайся с позиций образованности к «образованщине».

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.

О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.

Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиумдля народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.