Система персонажей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Образ Свидригайлова в романе Достоевского «Преступление и наказание В какой главе образ свидригайлова

04.11.2019

Из многих второстепенных персонажей Аркадий Иванович Свидригайлова является наиболее ярким и важным для характеристики главного героя Раскольникова. Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» выписаны Достоевским довольно четко, живо, наиболее подробно. Данный персонаж настолько явно подчеркивает многие стороны характера главного героя, что весьма важно понять самую суть несимпатичного Аркадия Ивановича.



Достоевский Ф. М., словно художник, написал портрет Аркадия Ивановича четкими, яркими, сочными мазками широкой кистью. И хоть Свидригайлов не главный герой, однако его трудно забыть и невозможно пройти мимо.

Внешность

«...Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид... Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»

Таким написан портрет Свидригайлова. Автор очень детально его нарисовал, подчеркивая важность данного персонажа для судеб остальных героев романа. Портрет очень интересен: сначала читатель видит весьма приятного человека, даже симпатичного. И вдруг в конце описания сказано о глазах: пристальный, холодный взгляд, хоть и вдумчивый. Известное выражение «глаза – зеркало души» автор подчеркнул буквально в двух словах, которые раскрывают самую суть персонажа. Даже очень привлекательный внешне человек может оказаться совсем не таким, каким видится вначале. Здесь – первый намек на истинную суть Свидригайлова, которую автор раскрывает через мнение Раскольникова, заметившего, что лицо Аркадия Ивановича скорее похоже на маску, скрывающую всю подноготную, что, несмотря на привлекательность, есть в Свидригайлове что-то очень неприятное.

Характер, его становление

Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна. Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического. Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью. У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.

Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа. Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить. Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу. И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.

Особенности личности персонажа

Свидригайлов изображен совершенным злодеем, павшим в бездну зла, утратив, вроде бы, всякие жалкие остатки совести. Он абсолютно не испытывает никаких сомнений, творя зло, не задумывается о последствиях, даже испытывает наслаждение от мучений окружающих его людей. Похотливый развратник, садист, он старается удовлетворять все свои низменные инстинкты, при этом не испытывая ни малейшего раскаяния в содеянном. Ему кажется, что так будет всегда.

Свидригайлов и Раскольников

Встретившись с главным героем, Аркадий Иванович как-то однажды замечает ему, что оба они «одного поля ягоды». Раскольникову же Свидригайлов крайне неприятен. Родион чувствует даже некоторую растерянность, ощущая власть Аркадия Ивановича над собой, который очень многое понял про студента. Раскольникова пугает загадочность Свидригайлова.

Однако, несмотря на то, что Родион убил старуху-процентщицу, они вовсе не похожи друг на друга. Да, Родион выдвинул теорию о сверхлюдях, даже убил человека, проверяя свою теорию. Но в Свидригайлове как в кривом зеркале он увидел себя в дальнейшем, если бы продолжал жить по принципам своей идеи. И это раскрыло в Родионе человечность, подтолкнуло к раскаянию и пониманию всей глубины его падения.

Конец Аркадия Ивановича

Достоевский кроме владения писательским мастерством был наделен талантом психолога. Вот и здесь, описывая жизненный путь Свидригайлова – закоренелого злодея, останавливает его любовью, как это ни парадоксально. Аркадий Иванович, встретив Дуню, сначала пытается ее соблазнить. Когда же это ему не удается, он очерняет девушку в глазах окружающих. В итоге же с удивлением понимает, что полюбил ее по-настоящему. И это вот понимание истиной любви открывает в его душе все шлюзы, которые доселе не выпускали наружу ни совесть, ни раскаяние, ни понимание совершенных им злодеяний.

Он отпускает Дуню, с отчаянной горечью замечая:

«Так не любишь? И не можешь? Никогда?».

Свидригайлов внезапно понимает, что абсолютно одинок в своем падении, что недостоин ничьей любви. Прозрение наступает для него слишком поздно. Да, он пытается искупить, как-то загладить все зло, которое он соделал до сих пор. Аркадий Иванович дает деньги Дуне и Соне, жертвует крупную сумму семье Мармеладовых… Но глубокого, искреннего раскаяния достигнуть он не может.

А вот муки совести вызвали в нем воспоминания о содеянных злодеяниях. И эти воспоминания оказались непосильным бременем для совести. Свидригайлов покончил с собой.

И в этом он оказался слабее Раскольникова, который не испугался, а сознался и раскаялся, не побоявшись жить дальше.

Свидрига́йлов Арка́дий Ива́нович - один из центральных персонажей романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание » . Вместе с персонажем Лужина образует в романе систему двойников Родиона Раскольникова .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Достоевский. Загадка Свидригайлова. Русская классика. Начало

    ✪ Последняя ночь Свидригайлова.avi

Субтитры

Свидригайлов в романе

Свидригайлову около 50 лет. Он дворянин, служивший в кавалерии, «не без связей». Вдовец Марфы Петровны Свидригайловой, влюблён в сестру Раскольникова Дуню (Авдотью Романовну). Впервые упоминается в письме матери Раскольникова к сыну. Далее прибывает в Петербург и знакомится с Раскольниковым, прося его об устройстве свидания с Дуней, но получает отказ. Случайно селится по соседству с Соней Мармеладовой и, подслушав её разговор с Раскольниковым, узнаёт, кто убил старуху-процентщицу, после чего рассказывает Раскольникову, что подслушал разговор и всё знает, однако обещает хранить молчание. Далее Раскольников встречает Свидригайлова в трактире. После встречи с Раскольниковым, Свидригайлов заманивает к себе на квартиру Дуню, где Дуня чуть не убивает его выстрелом из пистолета. Окончательно поняв, что его чувство любви безответно, Свидригайлов вскоре кончает жизнь самоубийством.

Внешность

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Характер

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Прототипы

Фамилия Свидригайлов отражает противоречивую, изворотливую сущность этого героя. Достоевский, интересуясь историей своего рода (имеющего литовские корни), обратил, вероятно, внимание на этимологию имени литовского великого князя Швитригайло (Свидригайло): гайл (нем. geil) - похотливый, сладострастный. Кроме того, в одном из фельетонов журнала «Искра» (1861, № 26), который входил в круг чтения Достоевского, шла речь о некоем бесчинствующем в провинции Свидригайлове - личности «отталкивающей» и «омерзительной». В образе Свидригайлова, в какой-то мере, запечатлён психологический облик одного из обитателей Омского острога - убийцы из дворян Аристова (в «Записках из Мёртвого дома» он выведен как А-в). .

Актеры, сыгравшие Свидригайлова

  • Питер Шаров (1923, США)
  • Дуглас Дамбрилль (1935, США)
  • Ефим Копелян (1969, СССР)
  • Энтони Бэйт (1979, Англия, телефильм)
  • Владимир Высоцкий (1979, Россия, Театр на Таганке)
  • Ричард Бреммер (1998, Англия, телефильм)
  • Александр Балуев (2007, Россия, телефильм)
  • Евгений Дятлов (2012, МХТ им. А. П. Чехова)
  • Игорь Гордин (2015, МТЮЗ)
  • Дмитрий Щербина (Театр имени Моссовета, режиссёр Юрий Ерёмин)
  • Александр Яцко (Театр имени Моссовета, режиссёр Юрий Ерёмин)
  • Дмитрий Лысенков (2016, Александринский театр)
  • Евгений Вальц (2016, Театр мюзикла)
  • Александр Маракулин (2016, Театр мюзикла)
  • Примечания

    Литература

    • О. А. Богданова,. Свидригайлов // Энциклопедия литературных героев / С.В. Стахорский. - Аграф. - М. , 1997. - ISBN 5-7784-0013-6 .
    • Николай Наседкин . СВИДРИГАЙЛОВ Аркадий Иванович //

Роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» имеет психологическую направленность. Поэтому внимание автора направлено в первую очередь не на внешние действия героев, а на их внутренние мысли и переживания.

Одним из ярких образов является образ Свидригайлова. Его полное имя – Свидригайлов Аркадий Иванович. Он – богатый дворянин, имеющий связи, привыкший добиваться своей цели. Его и объединяет то, что оба они являются моральными двойниками главного героя Раскольникова. Свидригайлов осуществляет на практике теорию Раскольникова. Он добивается того, чего хочет, любым способом. В результате он стал морально опустошенным человеком, который переживает духовную деградацию.

Свидригайлову в романе уже около 50 лет, но выглядит он младше своих лет. Роста Аркадий Иванович был среднего, широк в плечах, одевался по-щегольски. В лице этот барин сохранил еще свежесть и миловидность. Его волосы и борода все еще были густыми. Особая черта – острые голубые глаза, которые смотрели на людей холодно и с долей пренебрежения. в симпатичном лице Свидригайлова замечает что-то устрашающее. Таким образом, автор намекает, что главный герой видит свое ужасающее отображение в глазах другого героя.

Об Аркадии Ивановиче ходили разные слухи. Поговаривали, что он был причастен к отравлению жены и самоубийству слуги. Он и сам не отрицал своего крутого нрава. Свидригайлов не пытался строить оправдательных теорий, как Лужин или Раскольников. Он смирился с тем, что он праздный и развратный человек.

Свидригайлов – это проекция на образ Раскольникова. Если бы главный герой смог реализовать свою теорию, он стал бы Свидригайловым. Аркадий Иванович давно уже перешагнул моральные грани добра и зла и не мучается вопросами совести в отличие от бедного студента. Для этого барина нет ограничений, все, чего он пожелает, он добивается.

Однако в романе все-таки есть человек, который заставит сомневаться героя в выбранном пути. Это , сестра Родиона Раскольникова. Девушка красива, и Аркадий Иванович вожделеет ее, хочет добиться ее расположения любой ценой. Но Дуня хоть и бедна, но умная и гордая. Она быстро понимает, что движет Аркадием Ивановичем. Ее сопротивление, моральная чистота что-то переворачивают в душе этого холодного и циничного человека. Свидригайлов влюбляется в Дуню, и пытается добиться ее любви. При помощи шантажа он заманивает девушку в спальню, но его животным замыслам не дано сбыться. Дуня смогла постоять за свою честь и пробудила в Аркадии Ивановиче забытые чувства - благородства и мужества.

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» – не однозначен, в его душе нет четкой границы между добром и злом. Он аморален, однако совершает и добрые поступки.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

(Роман, 1866)

Свидригайлов Аркадий Иванович — один из центральных пфоев. «...Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид... Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников замечает, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.

Дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его слову, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. Циник. Любит разврат. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены... Двойник Раскольникова, С. как бы порожден кошмаром героя. Появившись в его каморке, он заявляет, что они — «одного поля ягоды» и предлагает Раскольникову передать сестре Дуне, которая из-за его домогательств была скомпрометирована и потеряла место, десять тысяч. Заманив ее к себе под предлогом важного известия, касающегося ее брата, он сообщает, что Родион — убийца. Он пытается добиться благосклонности Дуни, предлагая спасти Раскольникова, а затем шантажирует ее. Дуня, чтобы предотвратить насилие, стреляет в него из револьвера и промахивается. Однако С, смиряя себя, неожиданно отпускает ее. В его вопросе: «Так не любишь? И не можешь? Никогда?» — звучит искренняя горечь, почти отчаяние.

В отличие от Раскольникова он уже по ту сторону добра и зла и, кажется, не испытывает сомнений. Не случайно С. так беспокоит Раскольникова, который чувствует его власть над собой, своей загадочностью. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. С. развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. По ночам ему являются привидения: Марфа Петровна, слуга Филипп... Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. Не случайно вечность ему представляется в образе деревенской закоптелой баньки с пауками. И хотя он помогает устроить детей Мармеладова после смерти Катерины Ивановны, заботится о маленькой девочке в гостинице перед самоубийством, душа его почти мертва. С. кончает с собой выстрелом из револьвера.


Проникнуть в суть человеческой души независимо от того, кому она принадлежит, праведнику или убийце, – вот что было главной целью творчества Михаила Достоевского. Большинство его героев обитают в Петербурге 19 столетия. Тем не менее книги великого русского классика интересны и сегодня. Причем не только в России, но и за рубежом. Образ Свидригайлова – один из самых интересных образов Достоевского. Только на первый взгляд может показаться, что этот персонаж однозначен. Он противопоставлен главному герою романа «Преступление и наказание», вместе с тем имеет много общего с ним. Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Итак, что нам известно об этом герое? Свидригайлов Аркадий Иванович – знакомый Дуни Раскольниковой. Более того, он является ее поклонником, страстным, неудержимым. Образ Свидригайлова вырисовывается еще до его появления.

Образ свидригайлова в романе «преступление и наказание»

У него холенный внешний вид, он даже выглядит моложе своих лет, седина не тронула его волос. Голубые глаза холодные и отталкивающие. Его прошлая жизнь — гулянки, карты и тюрьма, куда он попал за шулерство. А выкупила его на свободу жена, но ни благодарности, ни уважения к ней нет у Аркадия Ивановича.

Сам же Свидригайлов являет собой антигероя, совершившего на протяжении всего романа много предосудительных поступков и, что примечательно, ни разу не чувствовавшего при этом раскаяния. В отличие от Раскольникова, чьим двойником он является, Свидригайлов не испытывает муки совести. Его теория полностью оправдывает все его гнусные поступки.


«Единственное зло и сто добрых дел», — вот фраза, ставшая основным правилом жизни героя. Руководствуясь своей универсальной теорией, герой совершает множество ужасных поступков.

Свидригайлов в романе "преступление и наказание" (образ свидригайлова)

В отличие от Раскольникова он уже по ту сторону добра и зла и, кажется, не испытывает сомнений. Не случайно С. так беспокоит Раскольникова, который чувствует его власть над собой, своей загадочностью. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости.


Ему остается только мировая скука и пошлость. С. развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. По ночам ему являются привидения: Марфа Петровна, слуга Филипп… Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь.
Не случайно вечность ему представляется в образе деревенской закоптелой баньки с пауками. И хотя он помогает устроить детей Мармеладова после смерти Катерины Ивановны, заботится о маленькой девочке в гостинице перед самоубийством, душа его почти мертва. С.

Характеристика и образ свидригайлова

Инфо

Аркадий Иванович предстает перед читателями красивым мужчиной пятидесяти лет, хорошо одетым, молодящимся. Он – дворянин и бывший офицер, был женат на богатой женщине. Казалось бы, жизнь улыбается этому герою, он полон сил и самомнения, ведь обстоятельства, окружающие его, складываются благополучно.


Внимание

Но не все так просто. Свидригайлов – человек безнравственный и порочный, не имеющий совести и моральных принципов. Из-за таких грязных убеждений, он ломает жизнь себе и другим, становится несчастным сам и делает несчастными окружающих. В молодые годы он бросает службу, потому что ему тяжело подчиняться армейскому распорядку, жить с товарищами в дружеских отношениях и соблюдать нормы приличия.


Не имея постоянного дохода и тратя все свои сбережения на разгульный образ жизни и игру, Свидригайлов становится нищим. За шулерство и долги его сажают в тюрьму.

Преступление и наказание характеристика образа свидригайлова аркадия ивановича

Единственный его жизненный принцип заключается в том, чтобы срывать безжалостно «цветки наслаждения», а затем выкидывать их «в придорожную канаву». Аркадий первым замечает, что с Родионом у него много общего. Однако есть и одно важное отличие — Свидригайлов границы между грехом и моральностью стер, а Родион — нет.
У студента вызывает панику тот факт, что зло и добро одинаковы. А для Свидригайлова это жизненная истина. Положительные стороны Свидригайлова Изображая его аморальный образ, Достоевский вместе с тем большое значение придает совершенным им хорошим поступкам. Их Свидригайлов совершает даже больше, чем все положительные персонажи вместе взятые.

Ведь Аркадий обеспечил будущее не только своим детям, но и сиротам Мармеладовых. Он жаждет устроить судьбу Сони, вытащить ее из этого «водоворота». Свидригайлов предлагает Раскольникову деньги для того, чтобы тот сбежал в Америку.

Теория свидригайлова

Вечернее «бледное небо» Вареньки из «Бедных людей», огромные пауки, которых видит во сне Ипполит из «Идиота», любимая картина Рогожина, изображающая мертвого Христа. В «Преступлении и наказании» Достоевский «передал» свои страхи Свидригайлову. И в этом отношении Свидригайлова можно назвать «двойником» Достоевского.
Влияние личности Федора Михайловича на этот персонаж видно не только в отношении к смерти. Когда Свидригайлов уже замышляет самоубийство, и, побродив по петербургским улицам, останавливается на ночлег в дешевенькой гостинице, он видит сон: труп девочки-проститутки, бросившейся в реку. «Ей было только четырнадцать лет». Ему кажется, что он знает ее. Ее предсмертный «последний крик отчаяния» стоит в его ушах, и он потрясает его до глубины души.
Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» терзает чувство греховности и вины.

Образ свидригайлова в романе преступление и наказание кратко

Он верит в свою безнаказанность. Свидригайлов жестоко ошибается. Преступления без наказания не бывает. Когда-то Свидригайлов был карточным шулером. За долги попал в тюрьму. Оттуда его выкупила Марфа Петровна – женщина немолодая, но очень богатая.

После освобождения Аркадий Иванович женился на ней. Правда, уже спустя несколько месяцев после свадьбы заявил, что верен ей быть не может. Марфа Петровна мужу прощала измены. Более того, однажды сделала все, дабы скрыть грязную историю, приведшую к смерти пятнадцатилетней девушки. А ведь тогда Свидригайлов имел все шансы прогуляться в Сибирь.

Если бы не жена, которая, к слову сказать, позже умерла при весьма странных обстоятельствах. Дуня Раскольникова полагает, что Аркадий Иванович отравил ее ядом. Рассмотрим более подробно характерные черты Свидригайлова.

Образ свидригайлова в романе преступление и наказание цитаты

Свидригайлов арактеристика и образ в романе Достоевского Преступление и наказание План 1. Многогранность героев романа “Преступление и наказание”. 2. Свидригайлов. Характеристика и образ героя 2.1. Безнравственный злодей 2.2.

Свидригайлов и Раскольников 2.3. Любовь к Дуне 3. Конец Свидригайлова В своем непростом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский изобразил несколько живых и ярких образов, которые до сих пор впечатляют читателей своей неординарностью и сложностью. В первую очередь, это, конечно же, сам главный герой, — трудолюбивый отзывчивый юноша, решившийся преступить грань дозволенного. Это и Сонечка Мармеладова – обездоленная, лишенная детства, нищая и продающая себя девушка, способная на сильные чувства и искреннюю преданность. Это и отец Сони, и Лужин, и, разумеется, Свидригайлов.

Характеристика свидригайлов в романе преступление и наказание

Когда же понимает, что цели в лице Дуни Раскольниковой ему никогда не достичь, кончает жизнь самоубийством. Авантюризм Свидригайлов – человек пустой. Он привык к праздности, живет на широкую ногу. Сама женитьба Свидригайлова – это не что иное, как авантюра.

Он связал свою жизнь с женщиной, которую не любил. Возможно, Свидригайлов и вовсе не способен на глубокое чувство. Он живет ради минутного удовольствия, ради которого готов поплатиться чужой жизнью. Пришло время рассказать историю, после которой за Аркадием Ивановичем навсегда закрепилась репутация негодяя.

Жестокость Марфа Петровна заключила с мужем странный договор. Суть его заключалась в следующем: он никогда не оставит ее, никогда не заведет постоянной любовницы, при этом удовлетворять свою похоть будет с сенными девушками. Одна из крестьянок – девочка 14-15 лет – однажды была найдена удавившейся на чердаке.

Образ лужина и свидригайлова в романе преступление и наказание

Он понял, что противен своей возлюбленной, что никогда и ни за что она не полюбит его искренне и добровольно. “ - Так не любишь?.. И не можешь? Никогда? Никогда!” – этот тихий короткий разговор решает дальнейшую судьбу героев. Аркадий Иванович, который по-настоящему любит эту стойкую чистую молодую женщину, отпускает ее и решает свести счеты с жизнью. Его существование лишено смысла, без любимой, которая могла бы стать его отрадой и спасением, он не видит резона в своем существовании. Свидригайлов совершает самоубийство, но, как это ни странно для отрицательного героя, в последние часы своего бытия он совершает благородные поступки, которые спасают жизни других. Мужчина оставляет деньги своей невесте, которая юна и невинна, и Сонечке, благодаря чему та может сменить профессию и следовать за Раскольниковым в ссылку, чтобы позаботиться о его душевном благополучии.