Символика и мотивы пьесы гроза. Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения

27.10.2021

1. Образ грозы. Время в пьесе.
2. Сны Катерины и символические образы конца света.
3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха.

Уже само название пьесы А. Н. Островского «Гроза» символично. Гроза — это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. «...Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет...» — Тихон Кабанов рад хоть ненадолго вырваться из дома, где мать «надает приказов, один другого грозней».

Образ грозы—угрозы — тесно связан с чувством страха. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всем гроза!» — стыдит Кулигин сограждан, трепещущих при звуках грома. Действительно, гроза как явление природы так же необходима, как и солнечная погода. Дождь смывает грязь, очищает землю, способствует лучшему росту растений. Человек, который видит в грозе явление, естественное в круговороте жизни, а не знак божественного гнева, не испытывает страха. Отношение к грозе определенным образом характеризует героев пьесы. Фаталистическое суеверие, связанное с грозой и распространенное в народе, озвучивают самодур Дикой и женщина, спрятавшаяся от грозы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»; «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь». Но в восприятии Дикого, Кабанихи и многих других страх перед грозой является чем-то привычным и не слишком ярким переживанием. «То-то вот, жить-то надо так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было», — хладнокровно замечает Кабаниха. Она не сомневается в том, что гроза — знак божьего гнева. Но героиня настолько убеждена в том, что ведет правильный образ жизни, что не испытывает никакой тревоги.

Живейший трепет перед грозой в пьесе испытывает только Катерина. Можно сказать, что этот страх наглядно демонстрирует ее душевный разлад. С одной стороны, Катерина жаждет бросить вызов постылому существованию, пойти навстречу своей любви. С другой же стороны, она не способна отрешиться от представлений, внушенных той средой, в которой она выросла и продолжает жить. Страх, по мнению Катерины, является неотъемлемым элементом жизни, причем это не столько страх перед смертью как таковой, сколько страх перед грядущим наказанием, перед своей духовной несостоятельностью: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

Образ времени то и дело проскальзывает в пьесе. Время не движется равномерно: оно то сжимается до нескольких мгновений, то тянется неимоверно долго. Эти превращения символизируют различные ощущения и изменения, в зависимости от контекста. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было» — так Катерина характеризует особое состояние духовного полета, которое она переживала в детстве, посещая церковь.

«Последние времена... по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». Ускорение темпа жизни странница Феклуша трактует как приближение к концу света. Интересно, что субъективное ощущение сжатия времени по-разному переживается Катериной и Феклушей. Если для Катерины быстро пролетевшее время церковной службы связано с ощущением непередаваемого счастья, то для Феклуши «умаление» времени является апокалиптическим символом: «...Время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся, а ныне и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается».

Не менее символичны образы из детских снов Катерины и фантастические образы в рассказе странницы. Нездешние сады и дворцы, пение ангельских голосов, полет во сне — все это символы чистой души, еще не знающей противоречий и сомнений. Но безудержное движение времени находит выражение и в снах Катерины: «Уж не снятся -мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...». Так переживания Катерины находят отражение в снах. То, что она старается подавить в себе, поднимается из глубин бессознательного.

Мотивы «суеты», «огненного змия», которые возникают в рассказе Феклуши — это не просто результат фантастического восприятия действительности простым человеком, невежественным и суеверным. Темы, звучащие в рассказе странницы, тесно связаны и с фольклором, и с библейскими мотивами. Если огненный змий — это всего-навсего поезд, то суета в представлении Феклуши — емкий и многозначный образ. Как часто люди торопятся что-то успеть, не всегда правильно оценивая реальное значение своих дел и стремлений: «Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна».

Но в пьесе «Гроза» символичны не только явления и понятия. Символичны и фигуры персонажей пьесы. В особенности это относится к купцу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой, прозванной в городе Кабанихой. Символичное прозвище, да и фамилию почтенного Савела Прокофьича с полным правом можно назвать говорящей. Это не случайно, ведь именно в образах этих людей и воплотилась гроза, не мистический небесный гнев, а вполне реальная тираническая власть, твердо укрепившаяся на грешной земле.

Пьеса «Гроза» - одно из ярчайших произведений Островского, в котором выражен протест против самодурства и деспотизма, царящих в «тёмном царстве» купеческого сословия 19 века. «Гроза» была написана Александром Николаевичем во время коренных перемен, происходивших в русском обществе, поэтому не случайно Островский избрал такое название для своей драмы. Слово «гроза» играет большую роль в понимании пьесы, оно многозначно. С одной стороны, гроза - природное явление, являющееся одним из действующих лиц.

С другой стороны, гроза символизирует те процессы, которые происходят в самом русском обществе. Наконец, «гроза» - это внутренний конфликт главной героини драмы Катерины.

Гроза занимает важное место в композиции драмы. В первом действии диалог Катерины с Варварой, в котором героиня признается о чувствах к Борису, сопровождается картиной надвигающейся грозы. В четвёртом действии один из жителей города Калинова, смотря на собирающуюся грозу, предвещает неизбежную гибель: «Уж ты помяни моё слово, что эта гроза даром не пройдет! ... Либо уж убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит…». Кульминация пьесы – сцена покаяния Катерины в измене мужу – происходит на фоне громовых раскатов. Кроме того, писатель не раз в диалогах жителей города Калинова олицетворяет грозу: «А так на нас и ползёт, так и ползёт, как живая». Тем самым Островский показывает, что гроза является одним из непосредственных действующих лиц пьесы.

Но образ грозы имеет и символическое значение. Так, Тихон называет «грозой» ругань своей матери Марфы Игнатьевны Кабановой. Дикой бранится так, что для близких он настоящая «гроза». Да и само «темное царство» можно рассматривать как патриархальное общество, в котором невежество, жестокость, обман – это пугающие своей чернотой грозовые тучи.

Гроза воспринимается героями по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается», а сумасшедшая барыня при первых ударах грома провозглашает: «Все в огне гореть будете в неугасимом!» Тем самым писатель создает картину мрачного религиозного сознания, влияющего и на отношение Катерины к грозе как к Божьей каре: «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…» В то же время в пьесе дано представление о грозе как об очистительной стихии. Кулигин говорит про неё: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!» Прошедшая гроза словно смывает ложь и лицемерие, царящие в «темном царстве», самоубийство Катерины делает очевидным нравственное бездушие Кабанихи и тех, кто привел героиню к такому финалу, делает возможным бунт Тихона против устоев патриархального общества.

«Гроза» - это и символ душевной драмы Катерины. В героине происходит внутренний конфликт между религиозным чувством, понимаем «несмываемого греха» и стремлением к любви, к внутренней свободе. Катерина постоянно ощущает надвигающуюся катастрофу. Но такова, по Островскому, логика образа героини – Катерина не в силах жить по законам «темного царства», но и не в состоянии предотвратить трагедию.

Заглавие пьесы Островского получает множество оттенков, становится многозначным. Образ грозы освещает все стороны трагической коллизии пьесы. И мы, читатели, благодаря гениальности художника слова, можем открывать для себя каждый раз новые оттенки смысла, заложенного в произведении.

Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

Цель урока :

Проследить реализацию метафоры грозы через её образ (грозовое состояние общества,

гроза в душах людей);

Помочь учащимся подготовиться к сочинению-миниатюре “Смысл названия…”;

Воспитывать интерес к произведению Н.Островского

ХОД УРОКА

А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо.

Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?

(А.Н.Островский)

I. Оргмомент. Сообщение темы.

Перечитайте тему урока. О чем будем говорить?

II. Работа с эпиграфами.

Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорить о грозе как действующем лице пьесы. Этого мало. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

III. Целеполагание.

Итак, необходимо выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.

С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)

IY. « Поговорим о смысле»

1. Индивидуальное сообщение

Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)

В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

2 . «Делаем выводы». Работа в группах.

1 группа

С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)

Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

2 группа

Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)

В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)

В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

3 группа

Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)

Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог

Кулигина в 1-м действии.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

4 группа

Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)

Рассмотрите значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)

Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)

Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.

Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.

Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

Группа 5

Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)

Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия участвует гроза.

Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

3. «Заморочки, но не из бочки».

1блок вопросов.

Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в

Москву? (Потрясена унижением.)

Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)

– “ Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение

обыгрывается в данной сцене?

– “ Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми

клятву…” (Д. 2, явл.4.)

Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина?

(Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)

2 блок вопросов.

Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания?

(“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).

Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы

взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)

Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)

Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о

громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

3 блок вопросов.

Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту

сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза

даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).

Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?

К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”).

Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, гиена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.

Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (М. Писарев.)

Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.

Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

4 блок вопросов.

В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

- Зачем мы искали смысл названия пьесы Островского «Гроза?».

Y. Составление плана.

Совместное формулирование вступления, тезиса, заключения, а над основной частью дети работают дома.

Примерный план.

I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.

II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.

1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.

2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.

3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.

4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.

5. На фоне грозы Катерина признается в измене.

6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

VI. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок по выбору (Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3,

Катерина «Я говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7).

Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».

Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.

Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…». Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.

Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.

Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.

Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города». Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С её точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе.
Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для неё на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.

Символика драмы «Гроза» детально разработана и включает в себя несколько образов-символов. С помощью этого приёма автор хотел передать остроту и глубину конфликта, который был как в обществе, так и внутри каждого человека. Эта информация пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Смысл названия и символика пьесы «Гроза»».

Тест по произведению

Драма А.Н Островского "Гроза" показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и её идея.

Одно из самых ярких проявлений образа грозы - это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер Кабанихи довольно схож с раскатами грома: она так же устрашает окружающих людей, может даже погубить. Вспомним слова Тихона перед отъездом: "Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?" Родной сын, говоря о грозе, имеет в виду тиранию в доме. Схожая обстановка царила и в доме Дикого. Он злился, ругался, а иногда даже рукоприкладствовал из-за всяких мелочей. Кудряш сказал о нем: "Пронзительный мужик!" - и точно, характер Дикого может пронзить любого, словно электрический разряд.

Но гроза в произведении характеризует не только "жестокие нравы" в Калинове. Заметно, что наиболее яркие моменты непогоды совпадают с душевными терзаниями Катерины. Вспомним, когда Катерина призналась Варваре, что любит другого, началась гроза. Но и в душе Катерины было неспокойно; её импульсивность давала о себе знать: даже ещё не сделав ничего неправильного, а лишь подумав не о муже, Катерина начала говорить о скорой смерти, побеге из дома и страшных грехах. По возвращении Кабанова в душе Катерины бушевали ураганы, и, в то же время, на улицы слышны раскаты грома, пугающие горожан.

Также образ грозы предстает перед читателями в качестве наказания за совершенные грехи. Катерина говорила о грозе: "Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми". Мы можем понять, что гроза для горожан - это только страдания. Эту же мысль подтверждают и слова Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться". Этот страх перед грозой-наказанием характеризует Дикого как приверженца старых нравов, если рассматривать грозу в её следующем образе: символ перемен.

Гроза как символ нового ярко показана в монологе Кулигина: "Не гроза это, а благодать!" Кулигин, будучи героем-резонером, открывает перед читателями точку зрения самого Островского: перемены всегда к лучшему, их нельзя бояться.

Таким образом, становится очевидным, что А. Н. Островский, умело орудуя образом грозы в её разных проявлениях, показал все стороны жизни в типичном русском провинциальном городке, начиная с трагедии "жестоких нравов" и заканчивая личной трагедией каждого.