Шляпник рисунок карандашом. Безумный шляпник из «Алисы в стране чудес

23.05.2019

Мангу не так легко нарисовать. Нужен очень четкий стиль, а также знание основных принципов. Даже если вы часто и много читаете мангу, это не гарантирует получение отличного результата. Маленькие детали делают каждого из ваших любимых художников уникальным, и поэтому довольно сложно разработать свой собственный стиль рисования манги.

Художник Мина Петровик, более известная под псевдонимом Mistiqarts на YouTube, делится простыми, четкими и краткими советами о том, как рисовать персонажей манги, таких как этот Безумный Шляпник. Обучающий канал Петровик имеет более чем 140 000 подписчиков. Она также создала ускоренный курс по обучению рисованию манги. К ее советам явно стоит прислушаться.

1. Рисуем лицо

Между двумя глазами должен помещаться третий глаз

Правильные пропорции – залог успеха. «Расстояние между глазами – самая важная часть. Всегда оставляйте достаточно места, чтобы между ними поместился третий глаз», – говорит Петровик. Если вы хотите повторить стиль рисунка, то линий, обозначающие нос, должно быть как можно меньше, независимо от того мужчина это или женщина.

Конечно, есть несколько различных способов изображать глаза в манге. В видео выше Петровик рассматривает восемь различных техник.

2. Тонкие едва заметные линии


Для манги требуются едва видимые, тонкие линии

«То, как вы рисуете линии, составляет половину вашего стиля и является главной визуальной чертой», – объясняет Петровик.

Если ваш первоначальный набросок не очень аккуратный и чистый, попробуйте этот прием: Петровик подсвечивает рисунок, чтобы проследить за линиями эскиза и сделать их четкими и плавными.


Работа в процессе

Теперь пришло время добавить детали. Петровик предлагает обратить особое внимание на одежду персонажа и с помощью деталей придать ему индивидуальности.


Линейные текстуры в манга-стиле

«После того, как набросок завершен, добавьте линии, чтобы обозначить тени – это заключительная часть штрихового рисунка», – говорит Петровик.

Она использует темно-черный цвет для больших областей, создающих тени обычно позади персонажа, и тонкие линии для более тонких теней. (см. изображение ниже)

«Текстуры упрощены и изображены в виде параллельных линий», – говорит Петровик.

3. Придание цвета


Окрашиваем рисунок

Давайте перейдем к окрашиванию нашей манги.

«Не нужно заполнять каждый сантиметр бумаги», – советует Петровик.

Обязательно используйте, по крайней мере, два оттенка каждого цвета в соседних областях, чтобы придать живой вид рисунку.


Оставляйте белые области, чтобы создать блики

Там, где свет падает свет, можно оставлять белые места.

«Оставляйте белые области в середине изогнутой формы ткани и вы получаете гладкое, атласное ощущение», – говорит Петровик. «Это неплохой способ, чтобы с помощью минимума цветов получить классный эффект».

4. Последние штрихи


Мелкие детали

«Последний шаг в обучении рисованию персонажей манги – добавление сложных деталей. Даже самые мелкие детали нуждаются в тщательном подходе», – советует Петровик. «Украшая одежду, убедитесь, что узор повторяет форму тела персонажа».


Белые участки на одежде

«И, наконец, белые участки могут создать контраст».

Серия кукол Эвер Афтер Хай известна уже не первый год. Про героинь придумано много историй, которые, как и куклы, пользуются у девочек большой популярностью. В этом уроке вы узнаете, поэтапно карандашом на примере очаровательной и сумасбродной Мэдлин Хэттер - дочери Безумного Шляпника из "Алисы в Стране чудес". Вам понадобятся простой мягкий карандаш, ластик, альбом и немного терпения.

Рисуем Эвер Афтер Хай поэтапно

Для начала нарисуйте небольшой овал, он станет головой Мэдлин. Из нижней части проведите маленькую линию - это шея. Обратите внимание, что она не должна быть не слишком короткой, не чересчур длинной. К шее пририсуйте перевернутый треугольник средних размеров. Он должен получиться чуть больше головы. Закруглите все острые углы. Отлично! Набросок туловища готов. Теперь от низа треугольника-туловища проведите широкую дугу. Это будет наброском подола платья. Не расстраивайтесь, если дуга получилась не слишком ровной. Вы сможете ее скорректировать.

Теперь разделите овал-голову двумя линиями - вертикальной и горизонтальной. Первую продолжите от «шеи», горизонталь же должна пересекать ее посередине «головы». Это ваши линии-помощницы для рисования элементов лица.

С правой стороны головы наметьте небольшую косую челку. Выделите заостренный подбородок и обведите контуры лица Мэдлин.

Рисуем лицо и волосы

Как нарисовать Эвер Афтер Хай поэтапно карандашом? Лицо - это один из основных элементов, поэтому ему следует уделить особое внимание. Ориентируясь на горизонтальную линию, набросайте большие миндалевидные глаза. Две трети таких элементов должны быть расположены над горизонталью. Внутри каждого глаза нарисуйте два круга - один внутри другого. Тот, что поменьше, закрасьте, оставив лишь небольшие пятнышки, которые будут бликами. Обведите верхнее и нижнее веко поярче, нарисуйте реснички и брови. Двумя маленькими черточками изобразите нос, а под ним пухлые губки.

Теперь пора поработать над прической Мэдлин. Нарисуйте ей пышную волнистую гриву. Украсьте волосы кокетливой чашкой с правой стороны головы.

Рисуем тело

Давайте рассмотрим дальше, как нарисовать Эвер Афтер Хай поэтапно карандашом? Тело - не менее важная деталь нашего сказочного образа. От подбородка по направляющей линии создайте шею, плавным переходом от нее - плечи. Прорисуйте по линиям-помощницам руки. Мэдлин носит короткие кружевные перчатки, поэтому на запястьях изобразите воланчики. Обведите контуры торса, с левой стороны обозначьте небольшим уголком талию, а с правой - грудь. Выделите рукава.

Как нарисовать Эвер Афтер Хай поэтапно карандашом? Осталось совсем немного. Обозначьте на талии пышный бант и прорисуйте юбку платья. Разделите подол на три слоя, каждый немного пышнее предыдущего. Не страшно, если вы выйдете за контур линии-помощницы. Нарисуйте лиф платья и ожерелье.

Сегодня мы рисуем портрет Джонни Деппа в образе безумного шляпника из "Алисы в стране чудес".

Для работы нам понадобятся: пастель, лист бумаги для пастели (у меня формата А2), лак для волос (или раствор сахара с водой в пропорции на 0,5 литра воды 3-4 столовые ложки сахара и пульверизатор), скотч.


Сначала мы намечаем пастельным карандашом белого цвета или белой пастелью эскиз нашей будущей работы. Очень тщательно прорисовывать не требуется.

После этого намечаем фон, я сделала его зелёного цвета, использовала зелёный (травяной) и желтый (ганза лимонная) мелки. Не нужно стараться закрасить пастелью весь фон, так как в тонировке пастельной бумаги есть своя прелесть и получается довольно красиво, когда кое-где проглядывает тонированный лист.


Рисовать мы начинаем сверху вниз и, по возможности, справа-налево, чтобы случайно не затереть пастель рукой.

Первым делом наносим основные цвета на шляпу, затем затираем и смешиваем их. Я это делаю пальцем (можно также использовать кисть – щетину или синтетику).

Для ленты на шляпе используем мелки розовых оттенков, коричневый и черный, блики выделяем белым. Остальную часть шляпы прорабатываем таким же образом, как и верхнюю. Пока обходимся без детализации.

Уже растушеванные, проработанные части можно покрыть лаком. Дистанция от баллончика с лаком до листа должна быть около 30-40 см, иначе струя лака может «раздуть» пигмент.

Таким образом, мы продвигаемся всё ниже и прорабатываем остальные части нашего рисунка.

Для лица используем белую, а также розовые, голубые и фиолетовые оттенки пастели.

Для волос используем гамму от кадмия желтого до киновари.

Тень под волосами делаем черной пастелью, а затем растушевываем её.


Обратите внимание, что левая сторона рисунка находится на свету, а правая в тени, следовательно, справа цвета должны быть темнее.

Затем прорабатываем волосы, создаём им объём. В этом же этапе намечаем радужку глаз, губы и остальные детали лица. Пока обходимся без подробной детализации.


Опускаемся ниже, таким же образом рисуем галстук-бант, часть рубашки. Коричневый костюм, при приближении к краям рисунка сводим в фон.


Лакируем нашу работу. Затем начинаем детализацию. Прорабатываем узоры на шляпе, узоры на галстуке, реснички, выбивающиеся из прически волоски, делаем более яркими света и тени, где это нужно. Здесь же мы окантовываем радужки, делаем блики, прорабатываем глазные слизняки, брови, украшения на шляпе и т.д.

Сегодня мы создадим образ Безумного Шляпника из сказки «Алиса в стране чудес» Тима Бартона, роль которого блестяще исполнил Джонни Депп. Мы постараемся максимально близко передать характер этого веселого, яркого персонажа в Фотошоп , используя похожие материалы. В качестве ориентира мы выберем постер к данному фильму. Давайте же, скорее, начнем творить!

Превью финального результата:

Шаг 1.

Создаем Новый документ (Ctrl+N) размером примерно 1000х1200 рх в режиме RGB с разрешением 72 пикс/дюйм и прозрачным фоном. Заполняем слой цветом #1c3909 при помощи инструмента «Заливка» ((Fill) Shift+F5) .


Для удобства и порядка в работе создайте папку «Фон» (перетяните слой с созданным фоном на иконку папки внизу панели слоев, чтобы поместить его в данную группу). Дважды щелкните по названию папки, чтобы переименовать ее в «Фон».


Шаг 2.

Инструментом Радиальный Градиент (Radial Gradient) c цветом от салатового #78fb00 к прозрачному (Transparent) , заполняем слой с фоном, начиная от центра холста.


Шаг 3.

Открываем текстуру стены, скачанную ранее, и вставляем в наш документ. Уменьшаем ее размеры Трансформированием (Ctrl+T) , сохраняя пропорции (удерживая Shift ) до размеров холста. Помещаем слой «Стена» выше фонового слоя в группе и изменяем режим смешивания (Blending Options) для слоя на Мягкий свет (Soft Light) . Уровень непрозрачности (Opacity) cнижаем до 40%.


Шаг 4.

Теперь нарисуем черную шляпу. На новом слое (Ctrl+Shift+N) активируем инструмент Перо (Pen Tool) и в режиме контуров (вверху панели значок пера в квадрате) создаем контур в форме шляпы. Не стремитесь сделать вектор идеальным, поскольку шляпа будет лишь оформлением заднего плана. После того, как вы закрыли контур, нажимаем правой кнопкой мыши по нему и из меню выбираем опцию – Выполнить заливку контура (Fill Path) , в диалоговом окне указываем черный цвет #000000 , и нажимаем Ок. Теперь опять кликаем по контуру ПКМ (правой кнопкой) и выбираем – Удалить контур (Delete) .


Шаг 5.

Сделайте множество дубликатов слоя со шляпой (Ctrl+J) и распределите их по документу, меняя положение при помощи Трансформирования (Ctrl+T) . Затем, объедините все слои с дубликатами (удерживая Ctrl , выделите миниатюры слоев, затем нажмите Ctrl+E ). Измените режим смешивания для объединенного слоя на Перекрытие (Overlay) и снизьте непрозрачность до 50%.


Шаг 6.

Создаем Новый слой (Ctrl+Shift+N) выше предыдущих и активируем Кисть (Brush) большого размера с жесткостью (hardness) 0%. В этом шаге мы будем использовать белый и черный цвета для осветления и затемнения некоторых областей фона. Наносим мазки кистью белого цвета в верхней части полотна, и черного – внизу.


Изменяем режим смешивания для этого слоя на Перекрытие (Overlay) , что сделает фон более контрастным.



Шаг 7.

Открываем фото парня в Фотошоп и вставляем в нашу работу. Извлекаем его с фона любым удобным для вас способом. Я использовал выделение при помощи Быстрой маски ( (Quick Mask) ее значок находится под иконкой цветов переднего-заднего плана). Вы можете использовать Перо (Pen tool) или выделение при помощи «Каналов» и «Цветового диапазона». В данной работе не обязательно идеальное выделение, т.к. образ будет подвергаться коррекции. Располагаем юношу по центру изображения, как на примере ниже.


Шаг 8.

На плакате цвет макияжа Джонни Деппа был выполнен в синей гамме, поэтому мы также создадим подобный эффект и в нашей работе. Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) выше слоя с юношей, и жесткой Кистью (Brush) голубого цвета #a4b7e1 закрашиваем область груди и лица. Создаем на этом слое Обтравочную маску (Clipping Mask) , удерживая Alt и установив курсор между слоями с парнем и закрашенным слоем. При появлении значка маски, делаем клик (появилась стрелочка от верхнего слоя вниз). Теперь наша покраска находится только внутри фигуры парня.



Изменяем режим смешивания (Blending Mode) для закрашенного слоя на «Цвет» (Color) и получаем синий оттенок будущего шляпника.


Шаг 9.

Используя предыдущий способ, на Новом слое (Layer-New Layer) закрашиваем Кистью (Brush) красного цвета #e51709 волосы юноши.



Изменяем режим смешивания слоя на «Цвет» (Color) и получаем следующее:


Шаг 10.

Приступим к нанесению макияжа для шляпника. Для него я использовал оттенки фиолетового цвета (#a57794) , постоянно меняя их между собой для естественности образа. Настройте Кисть (Brush) c мягкими краями и низким уровнем непрозрачности (около 10%) и легкими движениями сделайте мазки вокруг глаз парня. Помните, не должно быть ощущения пластикового лица, чаще меняйте оттенки одного цвета теней.


Шаг 11.


Шаг 12.

Этот же оттенок розового применяем для щек. Нанесение макияжа на разные участки лица выполняйте на отдельных слоях.


Шаг 13.

Добавьте немного бледно-розового тона (#fdd4f3) на боковую часть носа и губы.


Шаг 14.

На постере к фильму лицо героя достаточно хорошо освещено.
Для гармоничного сочетания фона с образом шляпника, подкорректируем немного его цвет лица. Создаем два слоя (Ctrl+Shift+N) : один для лица, а другой – для шеи, и изменяем режим наложения для обоих на Перекрытие (Overlay) . Загружаем выделение парня (Ctrl +клик по иконке слоя) и на слое для лица используем Кисть (Brush) белого цвета (#ffffff) , корректируя непрозрачность.


Далее изменяем цвет кисти на черный и, не снимая выделения, переходим на слой с шеей, закрашивая ее. Регулируем непрозрачность. Снимаем выделение (Ctrl+D) . У вас должно получиться более яркое светлое лицо и немного затемненная шея, что органично сочетается с общей картиной.


Шаг 15.


Шаг 16.

Иногда стоит немного отвлечься от работы, а потом, вернувшись, посмотреть на нее свежим взглядом, чтобы заметить недостатки и устранить их. Так вот, мне не понравился оттенок шеи, и я решил ее подкорректировать кистью с предыдущими настройками, затемняя некоторые части.


Шаг 17.


Шаг 18.

Теперь изменим цвет глаз, согласно нашему образу. На Новом слое (Layer-New Layer) Кистью светло-зеленого цвета #9aff0a ставим отпечаток на месте радужки глаз парня. Изменяем режим смешивания для слоя на Перекрытие (Overlay) .


Шаг 19.

Добавим еще фиолетовых румян на щеки.


Шаг 20.


Шаг 21.

И, наконец, я добавил тень на правую сторону лица, падающую от свисающей челки юноши. Используйте настройки темной кисти, как в предыдущих шагах по нанесению тени на носогубные складки. Также, нарисуйте треугольные ресницы на левом глазу светлой кистью.



Выделите все слои с макияжем (Ctrl и клик по каждой иконке слоя), а затем поместите их в группу (Ctrl+G) , переименовав ее в «Макияж».

Шаг 22.

Начнем работать с одеждой шляпника. После долгих поисков подходящей шляпы для моего героя, я решил использовать сделанную мной шляпу для фона. Просто, вернитесь на слой с шляпой и сделайте его дубликат (Ctrl+J) . Увеличьте размер Трансформированием (Ctrl+T) и заполните (Shift+F5) шляпу цветом #162707 . Поместите данный слой на самый верх в палитре слоев.


Шаг 23.

Загружаем выделение слоя со шляпой (Ctrl +клик по иконке слоя) и создаем новый слой выше предыдущего. Инструментом Линейный градиент (Linear Gradient) цветом от прозрачного к темно-зеленому (цвет темнее шляпы) проводим горизонтальную линию от одного края выделения до другого. Мы создали тень с правой стороны, как на примере ниже.


Шаг 24.

Открываем текстуру кожи крокодила (в ресурсах урока) и Трансформируем ее (Ctrl+T) до размера, покрывающего шляпу. Помещаем этот слой над слоем со шляпой. Загружаем выделение шляпы (Ctrl +клик по иконке слоя) и на слое с крокодиловой кожей инвертируем выделение (Ctrl+Shift+I) , затем удаляем лишнюю текстуру клавишей Delete .Снимаем выделение (Ctrl+D) .


Шаг 25.

Изменяем режим смешивания для текстурного слоя на Перекрытие (Overlay) и снижаем непрозрачность до 50%.


Шаг 26.

Загрузите выделение слоя со шляпой и белой кистью с низкой непрозрачностью пройдитесь по ее краям вверху и внизу, выдвигая их на передний план.


Шаг 27.

Создаем Новый слой (Layer-New Layer) выше текстурного слоя и Кистью (Brush) c жесткостью 100% и размером 4 рх черного цвета наносим точечный узор на поля и верх шляпы. Вы можете настроить узор кисти в палитре кистей (F5) и применять его к объекту. После создания точечного узора, открываем окно «Стилей слоя» (Layer Style) двойным кликом по строке слоя, и выбираем параметр «Тень» (Drop Shadow) со следующими настройками: цвет тени – белый, режим смешивания - Перекрытие (Overlay) , угол -135 град.


Шаг 28.

На Новом слое (Ctrl+Shift+N) инструментом Перо (Pen Tool) сделаем контур ленты, обернутой вокруг шляпы. После закрытия контура, нажимаем правой кн. мыши и выбираем из меню – Образовать выделенную область (Make Selection) . Заполняем выделение Линейным градиентом (Linear Gradient) цветом от красного к бледно-розовому (образец цвета с волос).


Шаг 29.

Открываем в фотошоп текстуру винтажной ткани и переносим в наш документ. Размещаем этот слой выше слоя с лентой. Загружаем выделение ленты (Ctrl +клик по иконке слоя), затем инвертируем выделение (Ctrl+Shift+I) и на слое с текстурой нажимаем Delete . Режим смешивания для винтажной текстуры изменяем на Затемнение основы (Color Burn) .


Шаг 30.

Используем кисть более темного оттенка, чем оттенок ленты в режиме Затемнение основы (Color Burn) для имитации складок на ленте шляпы.


Шаг 31.

Теперь, по такому же принципу, используя светлый оттенок по сравнению с лентой, осветляем выпуклые области складок.


Шаг 32.

Добавьте еще немного темных оттенков на низ ленты и боковые части и измените режим смешивания для этого слоя на Перекрытие (Overlay) .


Шаг 33.

Теперь вернитесь на слой со шляпой и сделайте аналогичную коррекцию затемнения на ее полях Затемнителем (Burn) или кистью более темного цвета.


Шаг 34.

Открываем сток-фото костюма и переносим в наш документ. Вырезаем костюм с белого фона и помещаем наверх в палитру слоев. Я разделил изображение костюма на 3 части для удобства трансформирования: рубашку, галстук и пиджак. Расположите каждый компонент на отдельном слое, предварительно выделив его (после создания выделения, нажмите Сtrl+J , и элемент дублируется на отдельный слой).


Шаг 35.

На слое с рубашкой переходим в Изображение-Коррекция-Цветовой тон/Насыщенность и в диалоговом окне активируем опцию «Тонирование» (Colorized) . Выполняем настройки: цветовой тон 315, насыщенность 60, яркость 0. Нажимаем Ок. Рубашка должна получиться розового оттенка, приближенного к цвету губ и макияжа героя.


На слое с галстуком сделайте подобное колорирование с настройками: цветовой тон 338, насыщенность 56, яркость -13. Вообще, наш галстук будет прикрыт бантом, поэтому его цвет не столь важен.


Кистью (Brush) с мягкими краями цвета #060509 раскрасьте верх пиджака, имитируя тень на плечах шляпника.


Шаг 36.

Открываем фото с бантом и вставляем в нашу работу. Вырезаем объект с фона любым способом (я вырезал при помощи функции «Цветовой диапазон» (Select> Color Range) , уменьшаем его размер (Ctrl+T) и уменьшаем высоту верхней части, чтобы бант выглядел, как на постере.
Располагаем бант на месте галстука и помещаем слой наверх палитры слоев.


Шаг 37.

На слое с бантом переходим в Изображение-Коррекция-Цветовой тон/Насыщенность (Image-Adjustment-Hue/Saturation) и активируем флажок «Тонирование». Изменяем цвет банта на темно-синий: цветовой тон 245, насыщенность 87, яркость -92. После выполнения настроек нажимаем Ок.
Далее я создал несколько слоев с режимами смешивания Осветление Основы (Color Dodge) и Перекрытие (Overlay) и Кистью (Brush) сделал на них яркие мазки оттенками синего, желтого и оранжевого цветов. Экспериментируйте со своими вариантами, чтобы приблизиться к оригиналу.



Выделите все слои с одеждой (Ctrl +клик по иконке слоя) и поместите их в группу (Ctrl+G) «Одежда».

Шаг 38.

Переходим к самому трудоемкому процессу создания волос шляпника. Начнем с прорисовки основы волос большой кистью (Brush) красного цвета с 80% непрозрачности. Затем, на других новых слоях нарисуйте волосы потоньше кистью среднего размера, немного меняя оттенок красного.

Продолжайте рисовать линии еще тоньше на других слоях, чтобы создать ощущение естественности. Можете попробовать изменение режимов смешивания для слоев.


Шаг 39.

Теперь, между слоями с красными волосами, добавьте слои, на которых нарисуйте волосы темного оттенка красного. Так ваш результат будет приближен к реальному.


Шаг 40.

После нескольких часов работы ваш результат должен быть похож на этот:


Шаг 41.

После выполнения всей работы, я внес некоторые коррективы. Наш шляпник находится перед стеной, значит на нее падает его тень. Для ее создания вернемся на слой с фоном создадим новый слой выше него. Кистью (Brush) черного цвета с низкой непрозрачностью нарисуем область вокруг героя, добавив тень позади него. Далее перейдем в Фильтр-Размытие-Размытие по Гауссу (Gaussan Blur) и размоем тень примерно на 40-50 рх.


Шаг 42.

В заключении, шрифтом «Алиса в стране чудес» добавьте надпись на ваш постер. Это придаст завершенность образу веселого сумасшедшего.


Мой результат вы можете видеть ниже. Удачи!

Хотите узнать Как нарисовать безумного Шляпника карандашом поэтапно, сделайте несколько простых шагов.


Шаг 1. Вы начнете этот первый шаг как нарисовать безумного Шляпника, растягивая форма круга для головы, а затем добавить лица руководящих принципов для его лицо, шею и шляпа. Прикрепите эти строки, чтобы еще один круг для тела, а затем нарисуйте ноги.

Шаг 2. Теперь вы будете рисовать форму шляпу, а потом обязательно свернуться калачиком на крышке. Далее рисуем брови, а также раскрасить их. Нарисуйте формы глаз и тогда безумный Шляпник нос, щеку, и улыбка.

Шаг 3. Хорошо закончить безумный Шляпник шляпу и затем начать набрасывать его дикую прическу, которая торчит по бокам. Закончить рисование форма головы и пока ты это делаешь, нарисуйте форму его уха. Далее запустите процесс рисования безумных Шляпников высокий воротник и галстук-бабочку. Нарисуйте подкладка для левой руки и двигаться к следующему шагу.

Шаг 4. Это ваш четвертый шаг и то, что вам нужно сделать, это нарисовать линию на шляпу для группы и затем вы можете нарисовать расставлены карточки с цифрами «10/6» на нем. Готово набрасывать волосы, глаза, и рот, а затем деталь внутри ушной раковины, подбородка и галстуком-бабочкой. Вы будете затем нарисуйте форму его грудь, руки и некоторые из его руки. Рисуем ноги (которые пересекаются) и двигаться к следующему шагу.

Шаг 5. Это, наконец, ваш последний шаг рисования и все, что вам нужно сделать, это вытянуть весь остальной безумный Шляпник руки и потом ноги, или ноги и обувь, а затем его куки. Стереть руководящие принципы и формы, которые вы нарисовали в шаге один и двигаться к следующему шагу.

Шаг 6. Это то, что ваша Алиса в Стране Чудес героиня должна выглядеть, когда вы все сделали. Цвет его в и вы закончили этот учебник по «Как рисовать безумный Шляпник» шаг за шагом.