Щедровицкий философия наука методология. Георгий Щедровицкий - Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Cтатьи и главы в книгах

29.03.2024

Выход в свет новой хрестоматии по работам Г.П. Щедровицкого представляется очень интересным событием, и прежде всего в жизни тех, кто знал Г.П. (а тот, кто знал, звал Учителя именно так). Мы снова имеем уникальную, бесценную возможность общения с ним, с его мыслью, которая спустя десятилетия ничуть не утратила своей остроты, точности, актуальности.

Я прочитал доклады Г.П.Щедровицкого для слушателей курсов повышения квалификации Минэнерго и поймал себя на мысли, насколько современно все то, о чем рассуждал Георгий Петрович в 1981 г. Рискну предположить, что и нынешним слушателям повышения курсов квалификации при любом министерстве и ведомстве было бы нелишне для первого раза хотя бы перелистать эту хрестоматию. Во всяком случае, мне абсолютно не жаль того времени, которое я, отложив все текущие дела, посвятил повторению когда-то пройденного материала, и вот почему: для меня методологическая теория школы Г.П. Щедровицкого давно стала теоретическим каркасом для выработки управленческих решений на всех уровнях административной иерархии, которые мне удалось пройти.

Наиболее полно понять правоту многих наблюдений и выводов Г.П. мне довелось тогда, когда передо мной встали задачи масштабов всей Системы - той самой социальной, управленческой Системы, понимать которую учил меня Г.П. еще в давние 80-е. Главное, что, вооружившись методологической теорией, уже не можешь использовать заведомо примитивные решения сверхсложных проблем.

Еще раз подчеркну, что выход в свет этой хрестоматии - большой праздник для всех нас, учеников Г.П.

Но мы будем вдвойне рады плодам нашего благодарного ученичества, если среди читателей этой книги найдутся те, кто услышит об имени Г.П. Щедровицкого впервые. Услышит, прочтет и воскликнет: «Вот же оно, все про мою работу написано!» В каждом конкретном случае это будет триумф школы Г.П. Щедровицкого в XXI в.

В. Б. Христенко

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ХРЕСТОМАТИИ

Хрестоматия - в переводе с греческого «книга, полезная в обучении». Она должна содержать материалы, систематизированные в соответствии с планом освоения определенного предмета в учебном заведении или в процессе самообразования. Хрестоматийные тексты позволяют понять способы употребления инструментов, которые должны быть переданы новым поколениям. В настоящем «Путеводителе» это методологические и теоретические средства, сопровождающие и обеспечивающие деятельность организатора, руководителя, управляющего (ОРУ).

Аудитория пользователей данной хрестоматии весьма ограниченна: это специалисты, работающие в различных системах управления (практикующие управленцы), которые ставят перед собой задачи рационализации и технологизации - и тем самым повышения эффективности - своего мышления и деятельности, а также те, кто готовит себя к управленческой и организаторской деятельности.

Основной объем текстов хрестоматии принадлежит Г.П. Щедровицкому. Георгий Петрович не оставил последовательного, законченного изложения основ методологии ОРУ. Он практиковал - всегда во главе команды соратников и учеников - и до последних дней жизни развивал этот корпус инструментов, принципов, понятий. Как следы этой практики остались многочисленные публикации, неопубликованные труды (циклы лекций, отдельные доклады и выступления), проектные разработки, консультации по ходу организационно-деятельностных игр (ОДИ).

Можно назвать до десятка известных фамилий «соучастников» разработок и попробовать выделить их конкретные вклады в общее дело. Это добавит в хрестоматию отдельные интересные тексты. Тем не менее никто из этих людей не достиг такой ясности изложения и глубины понимания, коими безупречно владел Георгий Петрович. Именно поэтому мы подождем, пока они поработают еще пару десятков лет и впишут свои имена в будущие «новейшие» хрестоматии по методологии как ОРУ, так и других сфер деятельности.

За основу хрестоматии мы взяли текст лекций, прочитанных Г.П. Щедровицким в 1981 г. на курсах повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минэнерго (см. в конце работы список литературы). В этих лекциях основные идеи, схемы и конструкции изложены предельно просто и понятно, так, что их нельзя не понять, иначе говоря, почти хрестоматийно. И никакой комментарий к ним не нужен. Он будет заведомо слабее мысли автора и окажется назойливой помехой для читателя.

В лекциях прослеживается четкая схема, почти технология определенной организации коммуникации с большой аудиторией заинтересованных людей. Каждая тема, а их за 12 лекций разобрано несколько десятков, развертывается в определенной последовательности.

Сначала лектором, явно или неявно, формулируется вопрос, на который нет прямого и однозначного ответа. Если вопрос оказывается понятым (т.е. значимым для аудитории), то начинается работа по конструированию метода и способа (или указанию на метод и способ, если таковые имеются в арсенале), воспользовавшись которыми можно ответить на вопрос или «обойти» его. Здесь в ход идут ссылки на предшественников, авторитеты, байки, примеры, из которых возникает схема движения мысли, или инструмент-понятие. Следующий шаг - отнесение сложенной на глазах аудитории конструкции к конкретным ситуациям в управленческой деятельности и демонстрация их инструментальных возможностей. Лектор хорошо знает специфику деятельности слушателей и поэтому смело и уверенно объясняет им, «как надо мыслить и работать». Аудитория слушает, понимает, дискутирует - эффект «включения» и освоения содержания налицо.

Мы решили по возможности не нарушать эту схему и двигаться по «хрестоматийным» вопросам в авторской логике. Именно поэтому одна и та же тема может возникать в тексте несколько раз, но каждый раз в другом аспекте, как элемент другого способа решения, для иной ситуации.

Мы не побоялись сократить текст, убрав те его фрагменты, которые привязывали изложение к конкретному времени и мероприятию. Несмотря на фрагментарность, сохраняется сквозная логика изложения, а многочисленные повторы и возвраты объяснимы принципом «повторение - мать учения». По отзывам коллег, работавших на методологической «кухне», получился не «сухой остаток» (против которого всегда яростно боролся Георгий Петрович), но минимальный инструментальный набор, готовый к «употреблению».

Мы ввели заголовки-разделители, указывающие на тему (основное содержание) каждого следующего фрагмента текста.

Настойчивому пользователю мы предлагаем обратиться к списку литературы и удовлетворить свой интерес к подлинникам.

Щедровицкий Георгий Петрович (23 февраля 1929, Москва - 3 февраля 1994, Москва) - философ и методолог, профессор. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы, лидер Московского методологического кружка (ММК). В 1958 организовал (совместно с П. А. Шеваревым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике Общества психологов СССР (междисциплинарное объединение философов, педагогов, психологов и др.). Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, развивая теорию деятельности . Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить три основных этапа: содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952-61), деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-71), системомыследеятельного подхода (с 1971). Были разработаны категориальные и операциональные средства онтологической схемы мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала новая форма организации мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил разработать представление о различных пространствах в схеме мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979-91 проведено свыше 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек), посвященных широкому спектру социально и культурно значимых проблем. В 1988 создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе его идей созданы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа «Культурной политики», рук. П. Г. Щедровицкий и др.). Обширный архив в настоящее время публикуется в электронной форме (информация в Internet по адресу: www.circle.ru).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 405.

Щедровицкий Георгий Петрович (23. 02. 1929 - 03. 02. 1994, Москва) - философ и методолог, проф. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы по проблемам содержательно-генетической логики, общей теории деятельности и исследования мыследеятельности. Лидер Московского методологического кружка (с 1952; ученики и последователи Щедровицкого ведут работу в этой области и в настоящее время). В 1958 году организовал (совместно с П. А. Шеваревым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике. Отстаивал деятельностный подход в исследовании мышления в противоположность натуралистическому. Разрабатывал идею методологии как основы всех форм мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить 3 этапа: содержательно-генетической логики (1952-1961), деятельностного подхода к общей теории мышления (1961-1971) и концепции системомыследеятельности (СМД, с 1971). В последние годы творчества Щедровицкого были разработаны категориальные и операциональные средства построения онтологии мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала построенная им особая форма организации мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил построить представление о различных пространствах мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979-1991 годов Щедровицким и его учениками проведено более 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек) для широкого спектра социально и культурно значимых проблем. В 1988 году Щедровицкий создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе выдвинутых Щедровицким идей были образованы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа «Культурной политики», руководитель П. Г. Щедровицкий и др.). После кончины Щедровицкого проведено около 20 чтений, посвященных анализу разработанных им идей с участием до 200 человек в каждых.

А. А. Пископпель, В. Н. Садовский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 786-787.

Сочинения: Языковое мышление и его анализ. М., 1957; О различении исходных понятий формальной и содержательной логики. М., 1962; Два понятия системы. М., 1974; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М., 1981; Избр. труды, М., 1995; Философия. Наука. Методология. М., 1997; Знак и деятельность. Кн. 1-3. М., 2005-2007; Я всегда был идеалистом. М., 2012.

Литература: Георгий Петрович Щедровицкий (Сер. «Философия России второй половины XX века») / Под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой. М., 2010; Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. М., 2008.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

«Языковое мышление» и его анализ - «Вопросы языкознания», 1957, № 1; О возможных путях исследования мышления как деятельности,- Доклады АПН РСФСР, 1957, № 3; 1958, № 1, 4; 1959, № 1, 2, 4; 1960, № 2, 4, 5, 6; 1961, № 4, 5; 1962, № 2-6; О строении атрибутивного знания.-Доклады АПН РСФСР, 1958, № 1-4; 1959, №2, 4; I960, № 6; Принцип «параллелизма» формы и содержания мышления и его значение для традиционных логических и психологических исследований (в соавт.) - Доклады АПН РСФСР, 1960, № 2, 4; 1961, № 4, 5; О различении исходных понятий формальной и содержательной логики.- В кн.: Проблемы методологии и логики науки. Томск, 1962; Система педагогических исследований (методологический анализ).- В кн.: Педагогика и логика. М., 1968; Смысл и значение,- В кн.: Проблемы семантики. М., 1974; Два понятия системы,- В кн.: Труды Международного конгресса по истории науки и техники. М., 1974; Проблемы построения теории сложного «по- пулятивного» объекта,- В кн.: Системные исследования-1975. М., 1976; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок.- В кн.: Системные исследования-1981. М., 1981; Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности (в соавт.).- В кн.: Нововведения в организациях. Труды семинаров ВНИИСИ. М., 1983; Синтез знаний: проблемы и методы,- В кн.: На пути к теории научного знания. М., 1984; Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание,- В кн.: Системные исследования - 1986. М., 1987; Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного характера,- «Вопросы методологии», 1991, № 2; Рефлексия деятельности,- Там же, 1994, № 3-4; Избр. труды. М., 1995; Философия-Наука-Методология. М., 1997; Организация-Руководство-Управление. М., 1999; Программирование научных исследований и разработок. М., 1999; «Я всегда был идеалистом». М., 1999; Знак и деятельность. М., 1999.

Литература:

Садовский В. Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е,- «ВФ», 1993, № 7;

Биография Г. П. Щедровицкого,- «Вопросы методологии», 1994, № 1-2.

Георгий Петрович Щедровицкий (Сер. «Философия России второй половины XX века») / Под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой. М., 2010;

Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. М., 2008.

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ЩЕДРОВИЦКИЙ

3 февраля 1994 г. скончался Георгий Петрович Щедровицкий, создатель новой профессии "методолог " и основатель современной школы методологии. Скончался Ученый, внесший существенный вклад во многие области гуманитарной науки и социальной практики. Скончался Учитель, воспитавший несколько поколений настоящей элиты представителей гуманитарной культуры. Со смертью Г.П. Щедровицкого человеческий дух, устремленный к поиску правды, добра и красоты, понес невосполнимую утрату.

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 г. в Москве. Он учился в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и, перейдя с физического факультета на философский, закончил его в 1953 г. Еще будучи студентом, он работал учителем в школе и преподавал физику, логику и психологию. В 1963 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по философии.

В течение своей профессиональной жизни Георгий Петрович накопил поистине богатейший послужной список мест работы и должностей, но где бы он ни находился, везде он обращал на себя внимание новизной своих идей и мощностью своего ума. Там, где он появлялся, тут же возникал центр полипрофессиональной коммуникации, центр жарких дискуссий по самым актуальным проблемам философии, логики, психологии, лингвистики и методологии науки. Каждый раз человеческий талант и выбранная им самим судьба методолога выдвигали его на место руководителя, организатора, исследователя, учителя, преподавателя.

В последние годы Г.П. Щедровицкий являлся председателем Комитета по системомыследеятельностной методологии и организационнодеятельностным играм правления Союза научных и инженерных обществ, главным редактором журнала "Вопросы методологии ".

На протяжении 40 лет Г.П. Щедровицкий был бессменным руководителем Московского методологического кружка. В течение уже первых 10 лет деятельности ММК (1953- 1963 гг.) методологи первого поколения, как они вошли в историю кружка,- А.А. Зиновьев, А.М. Пятигорский, М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин, В.А. Костеловский, В.Н. Садовский, В.А. Лекторский, Н.Г. Алексеев и Г.П. Щедровицкий - создали основной корпус методологических дисциплин: содержательногенетическую логику, системноструктурную методологию, теорию языкового мышления, общую теорию деятельности, эпистемологию, теорию семантики, методологию психологии. Ими были заложены основы современной культурологии и антропологии, сформулированы основные методологические принципы макросоциологии анализа развития социальнопроизводственных систем. Мы говорим "ими ", так как Георгий Петрович был одним из первых, кто во весь голос заявлял, что время гениальных одиночек прошло и наступает время коллективной мыслительной деятельности. Он всю жизнь без остатка отдал этому делу - делу свободного объединения свободных творческих сил. Вместе с тем его незаурядность вносила в любое коллективное действие столь мощный заряд, что о многих результатах работ его коллег и учеников можно сказать: это либо влияние, либо реализация идей Г.П. Щедровицкого.

Собственные научные труды Георгия Петровича по проблемам методологии и антропологии невозможно переоценить. Из его

печатных работ опубликовано 7 монографий и более 200 статей. Кроме того, его перу принадлежат десятки тысяч страниц текстов, хранящихся в библиотеке Московского методологического кружка, к содержанию которых обращаются все новые и новые Поколения методологов. Широта проблем, обсуждавшихся в кружке, позволяла Г.П. Щедровицкому откликаться на самые острые и кризисные ситуации развития методологии, философии и науки. Его статьи публиковались в журналах Академии наук СССР, периодических изданиях Академии педагогических наук, в других научных и научнопопулярных журналах, сборниках трудов и материалах бесчисленного количества семинаров и конференций. Многие из его работ переведены на иностранные языки и опубликованы в зарубежных изданиях. В 1990 г. Георгий Петрович создал журнал "Вопросы методологии " как трибуну для современной методологии.

Многие работы Г.П. Щедровицкого посвящены актуальным проблемам психологии, некоторые из них были опубликованы в журнале "Вопросы психологии ". Среди этих работ отметим лишь те, которые оказали существенное воздействие на развитие психологической науки в целом: это, прежде всего, методология исследования мышления как деятельности, содержательногенетический анализ структуры способа и процесса решения задач, методология педагогического исследования игры дошкольника, общая теория деятельности и анализ кооперации, изучение структуры смысла и процессов понимания в коммуникации, исследования взаимоотношений детей в совместной деятельности, проблемы психологических методов в педагогике. Многие его идеи по разработкам психологических проблем нашли воплощение в фундаментальных и прикладных исследованиях его коллег и учеников, но значительно большее количество его идей еще окажут свое мощное влияние на развитие психологической науки в будущем.

Так, в 1966 г. при непосредственном участии и под руководством Георгия Петровича была написана коллективная монография "Педагогика и логика ", определившая на принципиально иных основах - основах антинатуралистической, деятельностной доктрины - программу построения новой психологии и педагогики. Непреходящее значение для психологии имеет сборник "Обучение и развитие ", опубликованный в 1966 г. по материалам симпозиума, где Георгий Петрович изложил основные принципы анализа проблемы обучения и развития в парадигме общей теории деятельности, создав тем самым фундамент нового подхода к определению места психологии в сфере образования.

Г.П. Щедровицкий обладал безгранично широким кругозором и стремился передать свое видение горизонтов мысли большому количеству слушателей, людей, искренне заинтересованных проблемами науки. Стремясь расширить круг участников дискуссий, в 1979 г. он вместе со своими друзьями и единомышленниками пришел к идее создания организационнодеятельностной игры как формы и метода исследования, социального проектирования, техники социальных инноваций и способа практического решения крупных народнохозяйственных проблем. Этот метод за короткое время принял форму постоянно расширяющегося социального движения, включающего в свою орбиту все новые области общественной практики и охватывающего все новые регионы в нашей стране и за ее пределами. Все 15 лет Георгий Петрович оставался неизменным лидером этого движения, проявляя при этом незаурядный организаторский и просветительский талант.

Георгий Петрович Щедровицкий

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

Место смерти:

Болшево Московской области

Научная сфера:

СМД-методология, философия, логика, языкознание

Альма-матер:

Московский государственный университет

Научный руководитель:

А. А. Зиновьев, П. А. Шеварев

Известные ученики:

Н. Г. Алексеев, О. И. Генисаретский, Н. И. Кузнецова, В. А. Лефевр, В. П. Литвинов, С. В. Наумов, С. В. Попов, Ю. В. Громыко, А. П. Зинченко, А. Г. Реус, А. А. Тюков, Р. Г. Шайхутдинов, В. С. Швырёв, П. Г. Щедровицкий

http://www.fondgp.ru

Биография

Георгий Петрович Щедровицкий родился в семьеинженераи хозяйственного руководителяП. Г. Щедровицкого (старшего)иврача-микробиологаК. Н. Щедровицкой(урождённойБаюковой;1904-1994).

В 1937 годуон поступил во второй класс 2-й средней школы и учился в ней до эвакуации семьи в г.Куйбышев. В Куйбышеве параллельно с учёбой в школе работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В1943 годувместе семьёй возвратился в Москву и продолжил учёбу в 150-й школе. В 1946 году закончил эту школу с серебряной медалью.

С 1946по1949 годучился нафизическом, а с 1949 года - нафилософском факультете МГУ, который закончил с отличием в1953 году. В1964 годузащитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Член КПССс1956по1968 год(исключён за подписание так называемого «Письма 170-ти» в защитуАлександра ГинзбургаиЮрия Галанскова ).

В 1951-1958 годахработал школьным учителем; в 1958-1960 годах-редакторомиздательстваАПН РСФСР. В 1960-1965 годы-научный сотрудникНИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР; в 1965-1974 годы- научный сотрудник научно-исследовательских и проектных организаций; в 1974-1980 годы- преподавательМОГИФК; в 1980-1983 годы- научный сотрудникНИИОПАПН. С 1983 по1992 год- заведующий лабораториями в проектно-исследовательских организациях.

В период 1990-1994 годов- главный редакторжурнала«Вопросы методологии»; с1988 года- председатель Комитета по системомыследеятельностной методологии и ОДИ ПравленияСоюза научных и инженерных обществ СССР.

Последние годы Щедровицкий прожил и провёл в кругу молодых «банкиров» в Международной Академии Бизнеса и Банковского Дела(МАБиБД, г.Тольятти, Ягодинский лес). С 2000 года проект МАБиБД был переименован вТольяттинскую Академию Управления(ТАУ, «Русская школа управления»), ректором которой с2008 годаявляется ученик Щедровицкого Н.Ф. Андрейченко. Предыдущий ректорА. Е. Волковзанимается проектомМШУ «Сколково».

Был трижды женат: на Н. П. Мостовенко, И. А. Щедровицкой (Кривоконевой) иГ. А. Давыдовой. От первого брака родилась дочь, от второго - сынПётр.

Скончался в посёлке БолшевоМосковской областизимой1994 года .

Деятельность

Щедровицкий - один из основателей Московского логического кружка(с1952 года; в Кружок также входилиБ. А. Грушин,А. А. ЗиновьевиМ. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения -Московского методологического кружка (ММК).

Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологическом так и в онтологическом планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии«как общей рамки всей жизнедеятельности людей». Предложил и развивал оригинальную логико-методологическую программу, прошедшую этапы:

    деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-1971),

    системомыследеятельностного подхода и общей методологии (с 1971).

В развитие и социально-практическое воплощение своих философско-методологических идей предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ), соединяющие в себе свойстваучебно-деловых игри интеллектуального методологическогодискурса(с1979по1993 годыорганизовал и провел 93 игры).

Круг интересов и размах научного творчества Щедровицкого был чрезвычайно широк и разнообразен: педагогикаилогика, общая теория деятельности и логика и методология системно-структурных исследований и разработок,философия наукиитехники, проектирования и организации,психологияисоциология,языкознаниеисемиотика- везде он оставил свой оригинальный след.