Сезанн и его изображение горы. Поль сезанн пейзаж гора святой виктории. Гора Святой Виктории

27.09.2019

Одна из основных мыслей Сезанна состояла в том, что невозможно передать природу достоверно, сидя при этом в студии, по памяти, как это делало великие мастера. Да, похоже на фото, но НЕТ, своеобразия и правдивости, присущей природе. А поскольку он был влюблен в первозданный мир, то отвел написанию пейзажей большую часть своей жизни. Сезанн говорил, что не всякое изображение может называться и стать картиной. Картина - это больше, чем изображение.

Как я ранее упоминала, Сезанн сбежал в Прованс, уединился, и день за днем сидел у горы или моря, пытаясь проникнуться видом. Или проникнуть в него? Это оказалось сложнее, чем он ожидал. Находя один способ, он сталкивался с противоположными сложностями, как например отображая достоверно масштаб и перспективу, вылезают неточности композиции или искажения формы. К чему же он пришел?

Вид на гору Сент Виктуар он писал более 60 раз. В разное время и с разных точек зрения.

Это - вид на гору с западной части Экса, со стороны фамильного поместья Сезанна. Мы видим лоскуты зеленых и золотых полей, которые как одеяло покрывают долину (поля написаны под двумя углами, как минимум) и растелены до самого подножия синевато-розовой громады. То, как написана гора, позволяет нам думать, что Сезанн находился неподалеку, хотя на самом деле расстояние составляло около 13 км. Он намеренно уходит от точной перспективы, давая понять, что для него она доминирующий объект, а сюжет предлагает ощущать через линию и цвет. Холодноватые тона горы призваны передать суровость каменного монолита, на фоне более мягких, теплых красок полей.

Созерцание и логический склад ума привело Сезанна к мысли, что все, что нас окружает - простые формы - это основа основ. Поле - прямоугольник, дом - куб+пирамида, а камень - шар.

Таким образом, в последующих полотнах Сезанна виды с горой будут становиться все более лаконичными, из них уйдут несущественные детали и лишнее мельтешение. Останется только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.

Для превращения импрессионизма в «нечно более основательное и вечное» Сезанну остается придумать только одно - ввести в пейзаж что-то наподобие координатной сетки.

Все на той же картине «Гора Сент-Виктуан» мы можем увидеть и геометрию и систему параллельных горизонтальных линий, выстроенных при помощи полей, виадука, крыш домов - она тянется до подножия горы. А дерево, тянущееся снизу вверх по всей левой стороне холста, создает ощущение глубины - этот прием создает иллюзию, будто гора и поля находятся в отдалении (несмотря на то, что написаны «ближе», чем они есть, не в пропорции). Попробуйте просто заслонить рукой ствол, и вы увидете, что иллюзия исчезает. Полностью меняется восприятие ветвей. Они повторяют форму горного хребта, но как только ствол уходит из поля зрения, становятся элементом неба. Верните ствол - и ветви вернутся на передний план, словно навесая над головой художника.

Но у дерева есть еще одна роль - вот та странная ветка, торчащая из середины ствола. С ее помощью Сезанн соединяет задний план с передним. Расстояние в 13 километров перекрывается, когда пассажи красивых мазков и фактур зеленой краски будто склеивают время и пространство путем наложения и объединения отдельных плоскостей цвета. И это тоже дань «гармонии природы», тому как мы видим предметы и пространство, когда созерцаем, а не анализируем расстояния и законы перспективы.

Собственно, четыре «закона» (вид одновременно с нескольких точек, простота форм, координатная сетка и особое использование цвета) делают картины Сеазнна узнаваемыми и особенными что ли. И в то же время дают толчок развития всех последующих стилей, квинтэссенцией которых в последствии станет конструктивизм.

(В то время как предыдущие популярные направления искусства чаще всего не переходили друг в друга с подобным заимствованием, а наоборот сильно отличались)

Поль Сезанн
Гора Св. Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе)
1904-1906
Холст, масло
60×73 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Дар художника Эжену Каррьеру, Париж. С 1906 в галерее Воллара, Париж. 19 ноября 1906 приобретена С.И. Щукиным в галерее Воллара, Париж. До 1918 - собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 - ГМНЗИ; с 1948 - ГМИИ.


Инв.: Ж-3339

Инв. ГМНЗИ: 210

Описание

Картина, исполненная в последние годы жизни художника, — своего рода итог развития пейзажной концепции Сезанна. Излюбленный мастером мотив — вид горы Св. Виктории — запечатлен со стороны холмов Лов, где находился построенный в 1901 году новый дом-мастерская художника. Он любил работать неподалеку на пологом склоне холма, исполнив одиннадцать холстов с этим мотивом. Именно здесь запечатлел Сезанна Морис Дени на фотографиях и в своей картине «Сезанн за работой на мотиве».
Свободная, сведенная к чистой выразительности форм и красок живописная манера, максимально приближенная к беспредметности, заставляет считать картину наиболее авангардной среди пейзажей Сезанна и превращает ее в своего рода творческое завещание, которое он оставил искусству ХХ века, разрешившему проблему абстракции. Самоценные живописные достоинства картины одним из первых почувствовал искусствовед Павел Муратов, еще в 1908 году написавший: «Живопись этой картины так прекрасна, так потрясающе сильна, что любой кусок, вырезанный из нее, будет высоким художественным произведением, как будет им обломок античной статуи». Несомненно, смелость творческого высказывания Сезанна нашла отзвук у Сергея Щукина , купившего картину практически сразу после ее попадания в галерею Воллара.

Художник

Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс

Поль Сезанн

Живописец рубежа XIX-ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.

Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872-1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888-1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.

Поль Сезанн
Гора Сент-Виктуар
1885–1895. Фонд Барнса, Мерион, штат Пенсильвания

В последние десятилетия своего творчества Сезанн особенно увлекся пейзажами Прованса, который он считал одним из классических ландшафтов наряду с Грецией и Италией. Выжженная солнцем земля, прозрачный воздух, резкие тени будоражили воображение художника, помогали ему видеть “основы мироздания”, земной каркас. Дни напролет он бродил по этим местам, иногда даже просился на ночлег к какому-нибудь фермеру.

“В Провансе таятся сокровища, но они еще не нашли достойного истолкователя…” - писал Сезанн своему другу и покровителю Виктору Шоке и изо всех сил старался извлечь эти сокровища и показать их своим зрителям. Некоторые места заставляли его возвращаться снова и снова - Гардан, окрестности Эстака, но больше всего его привлекала гора Сент-Виктуар. Сохранилось более шестидесяти (!) живописных ее видов, в разных ракурсах, при разном освещении. С середины 1880-х гг. эта гора стала едва ли не единственной и, безусловно, самой важной темой сезанновских пейзажей, оставаясь таковой до конца его жизни.

В своих многочисленных картинах Сезанн старался выявить мощь геологических пластов, открывающихся перед ним, их незыблемость и постоянство, которые являлись для него символом величия нашего мира. Любимая треугольная композиция художника еще больше подчеркивает эту устойчивость. В образах Святой Виктории полностью исчезает беспокойное настроение, наполнявшее более ранние работы Сезанна, напротив, эти пейзажи полны простоты и сдержанной силы.

Гора Сент-Виктуар (Виадук). 1882–1885. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Здесь как нельзя лучше проявляются поиски художника в области передачи пространства, например его представления о перспективе. “Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, - писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты. При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто художник, да и зритель вместе с ним, находятся внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.

Искусствоведы часто отмечают, что пейзажи Сезанна напоминают его же натюрморты, как бы странно это ни звучало, в том смысле, что художнику не важно, с какими объектами иметь дело - с созданными природой либо с творениями рук человеческих. С одинаковой тщательностью он расставляет по поверхности холста блюда с яблоками и кувшины или горы, дома и деревья. Все они подчиняются единому замыслу выявления их тектоники, попыткам отыскать логику в природе и научить зрителей видеть по-новому.

Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана.
1886–1890. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Художника не интересуют мимолетные состояния природы, он не пытается остановить “прекрасное мгновение”, зато выявляет самую сущность ландшафта, постоянство форм и красок мира.

В пейзажах с горой Сент-Виктуар Сезанн, с одной стороны, создает довольно точную картину реального мира (любой житель Прованса с уверенностью скажет: да, без сомнения, это именно Святая Виктория и не что иное), но с другой - демонстрирует зрителю как бы “идею” горы, сглаживая второстепенные детали и привлекая внимание к первооснове.

— пешком в черте гоорода по местам, связанным с жизнью Поля Сезанна и его семьи. Можно пройти пешком.

  • — особняк и мастерская художника в пригородах Экса, а также места, где рисовал художник, в первую очередь, карьеры Бибемус. Можно пешком или на транспорте.
  • — только на машине по региону вокруг Экса.
  • Дорога Сезанна

    При желании, можно отправиться на машине по , находя все новые места, которые когда то зацепили своей красотой Поля Сезанна.

    На восток, по Дороге Сезанна открывается гора Святой Виктории: 75 км вокруг горной гряды, начиная от Толоне, через мост Труа- Сотэ в Мейрей и лодочную станцию в Фюво, также прославленные кистью художника.

    Гора Святой Виктории:

    Королева пейзажей его детства, муза его художественного творчества, гора Святой Виктории является его шедевром длиною в жизнь: 44 картины маслом и 43 акварели хранятся в знаменитых мировых музеях и в частных коллекциях. Самые известные картины написаны с этой великолепной панорамы, расположенной на дороге Marguerite на холмы Лов.

    Город Экс- ан-Прованс организовал маршрут «Земля художников»: напротив горы, девять самых красивых репродукций «Святой Виктории» Сезанна на плитке приглашают к созерцанию…

    • Дорога Маргаритки,расположенная в 16 минут ходьбы в северном направлении от студии Сезанна.
    • Пройти по авеню Поля Сезанна, обогнуть круговой перекресток портала Сезанна, свернуть налево, подняться по лестнице, ведущей к Площадке художников (частная резиденция, просьба уважать спокойствие обитателей). Парковка для туристических автобусов на авеню Филиппи: придерживаться обозначения мест для парковки, расположенной у входа в резиденцию. GPS: 43°32’49 N — 5°26’40 E

    Величественный вид на горную цепь из Beaurecueil и Saint-Antonin-sur-Bayon.

    В 15 км к югу городок Гарданна: Сезанн жил здесь между 1885 и 1886 гг.

    На холмах Frères расположена тропа, размеченная презентацией картин, в которых представлена структуральная концепция живописца. Музей под открытым небом был создан на месте работы художника. Прекрасный вид на Св. Викторию с дороги в часовню Нотр-Дам-де-Мор.

    В 30 км к югу Эстак: Сезанн работал и жил здесь с перерывами между1864 и 1885 гг. Здесь вы увидите другое излюбленное место мастера.

    По «дороге художников» вы откроете для себя залив Марселя, увековеченный многими знаменитыми мастерами, в том числе Браком, Дёреном и Дюфи.