Сергей михайлович голицын. История князей Голицыных. Василий Голицын (князь) - родоначальник старшей ветви рода Голицыных Василий голицын годы жизни

20.08.2023

1687 и 1689 годов. Родоначальник старшей ветви рода Голицыных («Васильевичи»).


Князь Василий Голицын с наградной медалью
Глава Посольского приказа
1682 - 1689
Монарх Иван V , Пётр I
Предшественник Ларион Иванович Иванов
Преемник Емельян Игнатьевич Украинцев
Царственных больших печатей и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский
1682 - 1689
Рождение […]
  • Москва , Русское царство
Смерть 21 апреля (2 мая)
Пинега
Место погребения Красногорский Богородицкий монастырь
Род Голицыны
Отец Василий Андреевич Голицын [d]
Мать Татьяна Ивановна Ромодановская [d]
Василий Васильевич Голицын на Викискладе

Биография

Второй сын боярина князя Василия Андреевича Голицына (ум. 1652) и княжны Татьяны Ивановны Ромодановской. В царствование Феодора Алексеевича (1676-82) занимал ключевые посты в государстве. Был возведён в ранг боярина , заведовал Пушкарским и Владимирским судными приказами .

В палате подволока накатная, прикрыта холстами, в середине подволоки солнце с лучами вызолочено сусальным золотом, круг солнца беги небесные с зодиями и с планеты писаны живописью, от солнца на железных трех прутах паникадило белое костяное о пяти поясах, в поясе по осьми подсвечников, цена паникадилу 100 рублей. А по другую сторону солнца месяц в лучах посеребрен; круг подволоки в 20 клеймах резных позолоченных писаны пророческие и пророчиц лица. В четырёх рамах резных четыре листа немецких, за лист по пяти рублей. Из портретов были у Голицына: в. кн. Владимира киевского, царей - Ивана IV, Феодора Ивановича, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора, Ивана и Петра Алексеевичей; четыре персоны королевских. На стенах палаты в разных местах пять зеркал, одно в черепаховой раме. В той же палате 46 окон с оконницами стеклянными, в них стекла с личинами. В спальне в рамах деревянных вызолоченных землемерные чертежи печатные немецкие на полотне; четыре зеркала, две личины человеческих каменных арапские; кровать немецкая ореховая, резная, резь сквозная, личины человеческие и птицы и травы, на кровати верх ореховый же резной, в средине зеркало круглое, цена 150 рублей. Девять стульев обиты кожами золотными; кресла с подножием, обиты бархатом. Много было часов боевых и столовых во влагалищах черепаховых, оклеенных усом китовым, кожею красною; немчин на коне, а в лошади часы. Шкатулки удивительные со множеством выдвижных ящиков, чернилицы янтарные. Три фигуры немецкие ореховые, у них в срединах трубки стеклянные, на них по мишени медной, на мишенях вырезаны слова немецкие, а под трубками в стеклянных чашках ртуть

Помимо укрепления связей со всеми европейскими дворами, уделял внимание отношениям с Китаем . При нём в 1689 году был заключён Нерчинский договор .

Исходил из представления о главной задаче российской внешней политики как укреплении русско-польских отношений, что обусловило временный отказ от борьбы за выход к Балтийскому морю . В 1683 году подтвердил Кардисский договор между Россией и Швецией . В 1683 году стал инициатором отказа России от предложения венского посольства о заключении имперско -русского союзного договора без участия Польши.

Длительные и сложные переговоры между Россией и Польшей завершились в 1686 году подписанием «Вечного мира» , согласно которому Россия должна была объявить войну Турции. Под давлением польской стороны, пригрозившей разрывом отношений с Россией, в и 1689 годах организовал два больших похода (Крымские походы) к Перекопу против Крымского ханства . Эти походы, приведшие к значительным небоевым потерям, не перешли в военные столкновения, однако оказали косвенную помощь союзникам России, помешав татарам против них выступить.

Браки и дети

Предки

В литературе

Примечания

  1. Nationalencyklopedin - 1999.

ГОЛИЦЫН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (КНЯЗЬ)

Голицын Василий Васильевич, князь - государственный деятель (1643 - 1714), пятнадцати лет вступил чашником на придворную службу и, постепенно поднимаясь, достиг в 1676 г. боярского звания. Один из знатнейших людей по "отечеству", Голицын был самым видным деятелем правительственного кружка при царе Федоре, выделяясь из остальных бояр образованностью, гуманностью и всем складом своей жизни на западноевропейский лад. Он примыкал к той части общества, которая находилась под влиянием польско-католическим. Голицын знал латинский, немецкий и польский языки; у него была разнообразная библиотека. В его московском доме, одном из великолепнейших в Европе, по мнению иностранцев, убранном на иностранный лад, всегда ждала их гостеприимная встреча, тоже по-европейски: хозяин закидывал их вопросами, интересуясь современной политической жизнью Европы. Голицын строил широкие планы реформы социально-политической; думал о необходимости преобразования всего государственного строя, положив в основу разрушение крепостного права с наделением крестьян тем количеством земли, которым они пользовались. По выражению Ключевского, "Голицын, младший из предшественников Петра, ушел в своих планах гораздо дальше старших". В царствование Феодора Алексеевича были созваны комиссии с участием выборных - одна для выработки новой системы податного обложения, другая для переустройства ратного дела. Обе действовали под руководством Голицына. Первая не пришла к положительным результатам. Вторая же ввела новую роспись служилых людей по ротам, приняла разные другие меры по улучшению строевой части и выработала обращение к царю о необходимости отмены местничества, которое и было отменено 12 января 1682 г. Смерть царя Феодора отдалила Голицына от дел государственного управления. Голицын принадлежал к партии Милославских, с главою которой, царевной Софией, он был соединен сердечной привязанностью. Тем не менее Голицын не принимал участия в заговоре, приведшем Софию к власти. Голицын занял первое место в правительстве Софьи. Гуманность, образованность, стремление к широким реформам Голицына наложили некоторый отпечаток на внутреннюю политику времени правления Софьи. В области внешней политики важнейшим делом было заключение в 1686 г. вечного мира с Польшей, по которому за Россией были укреплены области, завоеванные в XVII веке, между прочим и Киев. После этого мира Россия была притянута к союзу с Австрией и Польшей против Турции. В силу союзного договора русские войска должны были занять Крым. Первый поход 1687 г., начальство над которым должен был взять Голицын, остался незаконченным. Войска, вследствие пожаров в степи, должны были вернуться. И второй поход Голицына был также неудачен. Войско дошло по безлюдной степи до Перекопа, откуда должно было вернуться, теснимое татарскими отрядами. Походы уронили престиж Голицына. Партия Нарышкиных обвиняла его в нерадении. Положение Софьи становилось шатким. Голицын не мог уже поддерживать ее. Интересы правительницы было предоставлено охранять начальнику стрельцов Шакловитому, который не останавливался ни перед какими средствами. "Чем тебе государыне не быть, лучше царицу извести", - говорил он. Голицын, которого личное чувство поставило в ряды сторонников Софьи, не мог одобрять подобных мер, но не мог не желать их успеха. В последовавшем в сентябре стрелецком движении Голицын не принял участия. Стрельцов ждала жестокая расправа. Голицын, обвиненный в самоуправстве и в нерадении во время крымского похода, был лишен чести, боярства и имущества и сослан с семьей в Каргополь. Позже его ложно обвинили в измене, в том, что он взял с крымского хана деньги. Вследствие этого извета его сослали в Пустозерск, а затем в с. Кологоры Пинежского уезда. Голицын похоронен в Красногорском Богородицком монастыре, возле Пинеги. Голицын был женат два раза: на княжне Федосье Васильевне Долгорукой, умершей бездетной около 1685 г., а второй раз на Евдокии Ивановне Стрешневой, от которой имел 4 сыновей и 2 дочерей. - См.: Устрялов "История царствования Петра Великого"; т. I; Белов "Московские смуты в конце XVII в" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1887, ¦ 1 и 2); Gordon "Tagebuch des gen. Gordon"; De la Neuville, "Relation curieuse et nouvelle de Moscovie" (русский перевод в "Русской Старине" за 1891 г., ¦ 9 и 11); "Розыскные дела о Федоре Шакловитом", изданы Императорской Археографической Комиссией, тома I - IV; Князь Н. Голицын "Род князей Голицыных". Переписка В.В. Голицына, "Временник Московского Общества Истории и древностей Российских", тома IV, V, VI, VII, VIII, X, XII и XIII. Отчет Румянцевского музея за 1873 - 75 годы и у Устрялова. Опись имущества у Викторова в "Описании записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов", тома I и II. Н. Л-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГОЛИЦЫН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (КНЯЗЬ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КНЯЗЬ в Словаре воровского жаргона:
    - автоpитетный воp-pецидивист, стоящий во главе пpеступной …
  • КНЯЗЬ в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) вождь племени, правитель государства или государственного образования. в средневековой германии к. (нем. furst) - представитель высшей имперской аристократии, …
  • КНЯЗЬ в Большом юридическом словаре:
    - 1> вождь племени, правитель государства или государственного образования. В средневековой Германии К. (нем. Furst) - представитель высшей имперской аристократии, …
  • ГОЛИЦЫН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ГОЛИЦЫН в Словаре русских фамилий:
    Одна из самых древних фамилий. Могла возникнуть из старинного слова голицы (галицы) — “кожаные голые рукавицы для работ”. Фамилия была …
  • ГОЛИЦЫН в Энциклопедии фамилий:
    Одна из древнейших княжеских фамилий известна с начала XVI в. Однако и век, и два спустя появлялись все новые и …
  • КНЯЗЬ в Словаре экономических терминов:
    - 1) первоначально - вождь племени; 2) правитель государства или государственного образования - княжества. На Руси старший из К. назывался …
  • КНЯЗЬ в Библейском словаре:
    — старший в своем роде, облеченный властью (ср. Быт.23:6; 1Пар.12:27). Князьями в Писании называются также духовные личности (силы), как …
  • ВАСИЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
  • ГОЛИЦЫН в Словаре полководцев:
    1) Дмитрий Владимирович (1771-1844), рус. ген.-адъют., ген. от кав., светл. кн. Окон. Страсбургскую воен. акад. За храбрость в штурме Праги …
  • ГОЛИЦЫН в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Александр Николаевич (1773-1844), князь, поч. ч. Петербургской АН (1826). С 1803 обер-прокурор Синода. С 1813 председатель рос. Библейского общества. Министр …
  • КНЯЗЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    1) вождь племени, правитель государства или государственного образования. В средневековой Германии князь (немецкий Furst) - представитель высшей имперской аристократии, обладавший …
  • КНЯЗЬ
    глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный К.) в 9-16 вв. у славян и некоторых др. народов; представитель …
  • ВАСИЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
  • КНЯЗЬ
    (лат. princeps, откуда итал. il principe, франц. и англ. prince; сходного значения немец. F?rst, датское fyrste, голл. vorst, швед. furste, …
  • ГОЛИЦЫН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Борис Борисович (князь) - приват-доцент московского унив., род. в СПб. 1862 г., кончил курс в морском кадетском корпусе в 1880 …
  • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
  • КНЯЗЬ
  • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • КНЯЗЬ
    1) вождь племени, правитель государства или государственного образования у славян и некоторых других народов. В средневековой Германии князь (немецкое Furst) …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
  • КНЯЗЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я,мн. -зья, -зей,м. 1. В феодальной Руси: предводитель войска и правитель области. Киевские князья. Удельный к. 2. Наследственный титул …
  • КНЯЗЬ
    вождь племени, правитель гос-ва или гос. образования. В ср.-век. Германии К. (нем. FUrst) - представитель высшей имперской аристократии, обладавший особыми …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Ник. Сер. (1809-92), князь, воен. историк, генерал от инфантерии (1880). Тр.: "Всеобщая воен. история" (1872-78), "Рус. воен. история" …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Ник. Дм. (1850-1925), князь, гос. деятель. С 1915 пред. комиссии по оказанию помощи рус. военнопленным, 27.12.1916 - 27.2.1917 пред. …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Ник. Бор. (1794-1866), князь, муз. деятель, виолончелист, критик, поэт. Почитатель и пропагандист музыки Л. ван Бетховена, к-рый написал по …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Мих. Мих. (1681-1764), князь, ген.-адмирал (1756). С 1749 главнокоманд. рус. флотом, с 1750 през. Адмиралтейств-коллегии …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Мих. Мих. (1675-1730), князь, ген.-фельдмаршал (1725). Брат Д.М. Голицына. Участник Азовских походов 1695-96 и Сев. войны 1700-21. В 1720, …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Лев Сер. (1845-1915), князь, учёный-винодел. В 1878 купил имение Новый Свет в Крыму, где создал образцовое опытно-производств. х-во, культивировал …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Дм. Мих. (1665-1737), князь, чл. Верх. тайного совета, один из составителей "Кондиций" 1730, определивших условия вступления на престол имп. …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Дм. Ал. (1734-1803), князь, учёный и дипломат, посол России во Франции и Нидерландах, был в дружеств. отношениях с Вольтером …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Георг. Сер. (р. 1935), физик, акад. РАН (1987). Осн. тр. по динамике планетных атмосфер, конвекции, теории распространения …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Вас. Вас. (1643-1714), князь, боярин, фаворит правительницы Софьи. В 1676-89 возглавлял Посольский и др. приказы. Заключил "Вечный мир" 1686 …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Вас. Вас. (?-1619), князь, боярин и воевода, в 1605 перешёл на сторону Лжедмитрия I. Участник заговоров против Лжедмитрия I …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Бор. Бор. (1862-1916), князь, физик и геофизик, один из основоположников сейсмологии, акад. Петерб. АН (1908). Тр. по теоретич. и …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Бор. Ал. (1654-1714), князь, дядька-воспитатель Петра I. Во время Великого посольства 1697-98 один из рук. пр-ва. Управлял Поволжьем. После …
  • ГОЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОЛ́ИЦЫН Ал-др Ник. (1773-1844), князь, гос. деятель, поч. ч. Петерб. АН (1826). С 1803 обер-прокурор Синода, в 1810-17 одноврем. главноуправляющий …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …

Младшим из предшественников Петра был князь В. В. Голицын, и он уходил от действительности гораздо дальше старших. Еще молодой человек, он был уже видным лицом в правительственном кругу при царе Федоре и стал одним из самых влиятельных людей при царевне Софье , когда она по смерти старшего брата сделалась правительницей государства. Властолюбивая и образованная царевна не могла не заметить умного и образованного боярина, и кн. Голицын личной дружбой связал свою политическую карьеру с этой царевной. Голицын был горячий поклонник Запада , для которого он отрешился от многих заветных преданий русской старины. Подобно Нащокину, он бегло говорил по-латыни и по-польски. В его обширном московском доме, который иноземцы считали одним из великолепнейших в Европе, все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иноземных государей и немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система; множество часов и термометр художественной работы довершали убранство комнат. У Голицына была значительная и разнообразная библиотека из рукописных и печатных книг на русском, польском и немецком языках: здесь между грамматиками польского и латинского языков стояли киевский летописец, немецкая геометрия, Алкоран в переводе с польского, четыре рукописи о строении комедий, рукопись Юрия Сербенина (Крижанича). Дом Голицына был местом встречи для образованных иностранцев, попадавших в Москву, и в гостеприимстве к ним хозяин шел дальше других московских любителей иноземного, принимал даже иезуитов, с которыми те не могли мириться. Разумеется, такой человек мог стоять только на стороне преобразовательного движения – и именно в латинском, западноевропейском, не лихудовском направлении. Один из преемников Ордина-Нащокина по управлению Посольским приказом, кн. Голицын развивал идеи своего предшественника. При его содействии состоялся в 1686 г. Московский договор о вечном мире с Польшей, по которому Московское государство приняло участие в коалиционной борьбе с Турцией в союзе с Польшей, Германской империей и Венецией и этим формально вступило в концерт европейских держав, за что Польша навсегда утверждала за Москвой Киев и другие московские приобретения, временно уступленные по Андрусовскому перемирию .

И в вопросах внутренней политики кн. Голицын шел впереди прежних дельцов преобразовательного направления. Еще при царе Федоре он был председателем комиссии, которой поручено было составить план преобразования московского военного строя . Эта комиссия предложила ввести немецкий строй в русское войско и отменить местничество (закон 12 января 1682 г.). Голицын без умолку твердил боярам о необходимости учить своих детей, выхлопотал разрешение посылать их в польские школы, советовал приглашать польских гувернеров для их образования. Несомненно, широкие преобразовательные планы роились в его голове. Жаль, что мы знаем только их обрывки или неясные очерки, записанные иностранцем Невиллем, польским посланцем, приехавшим в Москву в 1689 г. незадолго до падения Софьи и Голицына. Невилль видался с князем, говорил с ним по-латыни о современных политических событиях, особенно об английской революции, мог от него кое-что слышать о положении дел в Москве и тщательно собирал о нем московские слухи и сведения. Голицына сильно занимал вопрос о московском войске, недостатки которого он хорошо изведал, не раз командуя полками. Он, по словам Невилля, хотел, чтобы дворянство ездило за границу и обучалось там военному искусству, ибо он думал заменить хорошими солдатами взятых в даточные и непригодных к делу крестьян, земли которых оставались без обработки на время войны, а взамен их бесполезной службы обложить крестьянство умеренной поголовной податью.

Значит, даточные рекруты из холопов и тяглых людей, которыми пополняли дворянские полки, устранялись, и армия вопреки мысли Ордина-Нащокина сохраняла строго сословный дворянский состав с регулярным строем под командой обученных военному делу офицеров из дворян же. Военно-техническая реформа в мыслях Голицына соединялась с переворотом социально-экономическим.

Преобразование государства Голицын думал начать освобождением крестьян, предоставив им обрабатываемые ими земли с выгодой для царя, т. е. казны, посредством ежегодной подати, что, по его расчету, увеличивало доход казны более чем наполовину. Иноземец кое-чего недослышал и не объяснил условий этой поземельной операции. Так как на дворянах оставалась обязательная и наследственная военная служба, то, по всей вероятности, насчет поземельного государственного оброка с крестьян предполагалось увеличить дворянские оклады денежного жалованья, которые должны были служить вознаграждением за потерянные помещиками доходы с крестьян и за отошедшие к ним земли. Таким образом, по плану Голицына операция выкупа крепостного труда и надельной земли крестьян совершалась посредством замены капитальной выкупной суммы непрерывным доходом служилых землевладельцев, получаемым от казны в виде возвышенного жалованья за службу.

При этом не стесненный законом помещичий произвол в эксплуатации крепостного труда заменялся определенным поземельным казенным налогом. Подобные мысли о разрешении крепостного вопроса стали возвращаться в русские государственные умы не раньше как полтора века спустя после Голицына. Много другого слышал Невилль о планах этого вельможи, но, не передавая всего слышанного, иноземец ограничивается общим несколько идилличным отзывом: "Если бы я захотел написать все, что узнал об этом князе, я никогда бы не кончил; достаточно сказать, что он хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей превратить в людей, трусов в храбрецов, пастушечьи шалаши в каменные палаты". Читая рассказы Невилля в его донесении о Московии, можно подивиться смелости преобразовательных замыслов "великого Голицына", как величает его автор.

Эти замыслы, переданные иностранцем отрывочно без внутренней связи, показывают, однако, что в основании их лежал широкий и, по-видимому, довольно обдуманный план реформ, касавшийся не только административного и экономического порядка, но и сословного устройства государства и даже народного просвещения. Конечно, это были мечты, домашние разговоры с близкими людьми, а не законодательные проекты. Личные отношения кн. Голицына не дали ему возможности даже начать практическую разработку своих преобразовательных замыслов: связав свою судьбу с царевной Софьей, он пал вместе с нею и не принимал участия в преобразовательной деятельности Петра, хотя был ближайшим его предшественником и мог бы быть хорошим его сотрудником, если не лучшим. В законодательстве слабо отразился дух его планов: смягчены условия холопства за долги, отменены закапывание мужеубийц и смертная казнь за возмутительные слова. Усиление карательных мер против старообрядцев нельзя ставить целиком насчет правительства царевны Софьи: то было профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось обыкновенно служить лишь карательным орудием. К тому времени церковные гонения вырастили в старообрядческой среде изуверов, по слову которых тысячи совращенных жгли себя ради спасения своих душ, а церковные пастыри ради того же жгли проповедников самосожжения. Ничего не могло сделать и для крепостных крестьян правительство царевны, пристращавшей буйных стрельцов дворянами, пока не явилась возможность припугнуть дворян стрельцами и казаками. Однако несправедливо было бы отрицать участие идей Голицына в государственной жизни; только его надо искать не в новых законах, а в общем характере 7-летнего правления царевны. Свояк и шурин царя Петра, следовательно, противник Софьи, кн. Б. И. Куракин оставил в своих записках замечательный отзыв об этом правлении. "Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольству народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было; и все государство пришло во время ее правления через семь лет в цвет великого богатства, также умножилась коммерция и всякие ремесла, и науки почали быть восставлять латинского и греческого языку... И торжествовала тогда довольность народная".

Царевна Софья. Портрет 1680-х гг.

Свидетельство Куракина о цвете великого богатства, по-видимому, подтверждается и известием Невилля, что в деревянной Москве, считавшей тогда в себе до полумиллиона жителей, в министерство Голицына построено было более трех тысяч каменных домов. Неосторожно было бы подумать, что сама Софья своим образом действий вынудила у противника такой хвалебный отзыв о своем правлении. Эта тучная и некрасивая полудевица с большой неуклюжей головой, с грубым лицом, широкой и короткой талией, в 25 лет казавшаяся 40-летней, властолюбию пожертвовала совестью, а темпераменту стыдом; но, достигнув власти путем постыдных интриг и кровавых преступлений, она как принцесса "великого ума и великий политик", по словам того же Куракина, нуждаясь в оправдании своего захвата, способна была внимать советам своего первого министра и "голанта", тоже человека "ума великого и любимого от всех". Он окружил себя сотрудниками, вполне ему преданными, все незнатными, но дельными людьми вроде Неплюева, Касогова, Змеева, Украинцева, с которыми и достиг отмеченных Куракиным правительственных успехов.

Князь Голицын и Ордин-Нащокин

Князь Голицын был прямым продолжателем Ордина-Нащокина . Как человек другого поколения и воспитания, он шел дальше последнего в своих преобразовательных планах. Он не обладал ни умом Нащокина, ни его правительственными талантами и деловым навыком, но был книжно образованнее его, меньше его работал, но больше размышлял. Мысль Голицына, менее сдерживаемая опытом, была смелее, глубже проникала в существующий порядок, касаясь самых его оснований. Его мышление было освоено с общими вопросами о государстве, об его задачах, о строении и складе общества: недаром в его библиотеке находилась какая-то рукопись "о гражданском житии или о поправлении всех дел, яже належат обще народу". Он не довольствовался подобно Нащокину административными и экономическими реформами, а думал о распространении просвещения и веротерпимости, о свободе совести, о свободном въезде иноземцев в Россию, об улучшении социального строя и нравственного быта. Его планы шире, отважнее проектов Нащокина, но зато идилличнее их.

Афанасий Ордин-Нащокин

Представители двух смежных поколений, оба они были родоначальниками двух типов государственных людей, выступающих у нас в XVIII в. Все эти люди были либо нащокинского, либо голицынского пошиба: Нащокин – родоначальник практических дельцов Петрова времени ; в Голицыне заметны черты либерального и несколько мечтательного екатерининского вельможи.

В. О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 58 (начало)

Сегодня, в годовщину отмены крепостного права в России, хотелось бы вспомнить замечательного государственного деятеля Василия Голицына, планировавшего подобную же реформу, внимание, двумя веками ранее.

Князь Василий Васильевич Голицын - реформатор, один из предшественников Петра Первого.

Статья Владимира Яковлевича Риттера. Оригинал .

Родился в 1643 году в селе Кологоры Волоко-Пинежской волости. Получил хорошее домашнее образование, владел немецким, греческим, польским и латинским языками. Пятнадцати лет вступил чашником на придворную службу и достиг боярского звания. Выдвинулся при царе Федоре Алексеевиче.

По выражению В.О. Ключевского, «Голицын, младший из предшественников Петра, ушел в своих планах гораздо дальше старших». Давая оценку князю Голицыну, Василий Осипович Ключевский рассматривает его в сравнении с вельможами предшественниками - Ордин-Нащокиным - и вельможами будущего - сановниками Екатерины Второй. «Кн. Голицын был прямым продолжателем Ордина-Нащокина. Как человек другого поколения и воспитания, он шел дальше последнего в своих преобразовательных планах. Он не обладал ни умом Нащокина, ни его правительственными талантами и деловым навыком, но был книжно образованнее его, меньше его работал, но больше размышлял. Мысль Голицына, менее сдерживаемая опытом, была смелее, глубже проникала в существующий порядок, касаясь самых его оснований. Его мышление было освоено с общими вопросами о государстве, об его задачах, о строении и складе общества: недаром в его библиотеке находилась какая-то рукопись "о гражданском житии или о поправлении всех дел, яже належат обще народу". Он не довольствовался подобно Нащокину административными и экономическими реформами, а думал о распространении просвещения и веротерпимости, о свободе совести, о свободном въезде иноземцев в Россию, об улучшении социального строя и нравственного быта. Его планы шире, отважнее проектов Нащокина, но зато идилличнее их. Представители двух смежных поколений, оба они были родоначальниками двух типов государственных людей, выступающих у нас в XVIII в. Все эти люди были либо нащокинского, либо голицынского пошиба: Нащокин - родоначальник практических дельцов Петрова времени; в Голицыне заметны черты либерального и несколько мечтательного екатерининского вельможи».

Какие же проекты преобразований позволили иноземцу де Невиллю в его записках назвать Василия Васильевича «великим Голицыным»?

Голицын был европейски образованным человеком, имел богатую библиотеку. «У Голицына была значительная и разнообразная библиотека из рукописных и печатных книг на русском, польском и немецком языках: здесь между грамматиками польского и латинского языков стояли киевский летописец, немецкая геометрия, Алкоран в переводе с польского, четыре рукописи о строении комедий, рукопись Юрия Сербенина (Крижанича)».

Его дом служил местом встреч приезжавших в Москву иностранцев. «Западное влияние приносило к нам понятия, направлявшие мысль на условия и удобства именно земного общежития и ставившие его усовершенствование самостоятельной и важной задачей государства и общества. Но для этого нужны были знания, каких не имела и которыми пренебрегала древняя Русь, особенно изучение природы и того, чем она может служить потребностям человека: отсюда усиленный интерес русского общества XVII в. к космографическим и другим подобным сочинениям. Само правительство поддерживало этот интерес, начиная подумывать о разработке нетронутых богатств страны, разыскивая всякие минералы, для чего требовалось то же знание. Новое веяние захватывало даже таких слабых людей, как царь Федор, слывший за великого любителя всяких наук, особенно математических…», - пишет Ключевский. Князь Голицын отчетливо понимал необходимость сближения России с Западом.

Частью его планов было распространение образования среди представителей высших сословий. Он внушал боярам, что детей необходимо обучать наукам, приглашая для них иностранных, в частности польских, учителей. Скорее всего, Голицын не был инициатором создания Славяно-Греко-Латинской Академии, но видимо, всячески поддерживал эту идею царя Фёдора. Именно благодаря его поддержке в 1685 г. при Заиконоспасском монастыре Москве была открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия), дававшее как духовное, так и светское образование. Возглавили её братья Софоний и Иоанникий Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет в Италии. Программа Славяно-греко-латинской академии была построена по образцу западноевропейских учебных заведений. Там читались курсы логики и физики по Аристотелю. Академия внесла огромный вклад в историю русской культуры, воспитав таких замечательных деятелей, как М.В. Ломоносов и В.И. Баженов.

Французский дипломат де Невилль сообщает читателям его «Описания Московии»:

«Намерением Голицына было поставить Московию на одну ступень с другими государствами. Он собрал точные сведения о состоянии европейских держав и их управлений и хотел начать с освобождения крестьян, предоставив им земли, которые они в настоящее время обрабатывают в пользу царя с тем, чтобы они платили ежегодный налог. По его вычислению, налог этот увеличил бы ежегодную доходность земель этих государей более чем вдвое, в то время как теперь получаемая прибыль не превышает 7-ми или 8-ми миллионов ливров французской валюты ».

То есть, князь предполагал сделать всех частновладельческих крестьян государственными, обложив их податью в пользу казны и установив для дворян денежную компенсацию за потерю крестьянских повинностей. Такой шаг означал бы отмену крепостного права! Оставаясь последовательным сторонником курса Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремёсел, Голицын понимал, что крепостное право является главным препятствием на этом пути.

Голицын высказывал идеи о введении «поголовной» подати с крестьянских хозяйств, что наряду с развитием ремёсел и торговли должно было способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

В царствование Феодора Алексеевича были созданы комиссии с участием выборных: одна для выработки новой системы податного обложения, другая для переустройства ратного дела. Обе действовали под руководством Голицына. Первая не пришла к положительным результатам. Вторая же ввела новую роспись служилых людей по ротам, приняла разные другие меры по улучшению строевой части и выработала обращение к царю о необходимости отмены местничества, которое и было отменено в 1682 году.

Организованные и проведённые под руководством Голицына Крымские походы (1687 и 1689 гг.)убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть регулярная наёмная армия, всецело состоящая из дворян. Офицерами в ней должны стать получившие военное образование за границей дворяне.

Голицын осознавал, что реформирование должно носить не только экономический, но и социальтный характер. То есть, был сторонником идеи Ордин-Нащокиина о введении элементов самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения. Выборные привлекались им к работе в комиссиях по налогообложению и реформам в армии.

В законодательстве слабо отразился дух его планов но тем не менее: смягчены условия холопства за долги, отменены закапывание мужеубийц и смертная казнь за возмутительные слова. По инициативе Голицына построено было более трех тысяч каменных домов.

А завершить свой рассказ о реформаторе Василии Васильевиче Голицыне я хотел бы словами всё того же де Невилля:

«Я никогда не кончил-бы, если-бы пожелал рассказать все, что знаю о князе Голицыне. Достаточно указать на то, что он хотел заселить пустыни, обогатить нищих, из дикарей сделать людей, превратить трусов в добрых солдат, хижины в чертоги, и что все эти предприятия погибли в Московии с его падением ».

«Связав свою судьбу с царевной Софьей, он пал вместе с нею и не принимал участия в преобразовательной деятельности Петра, хотя был ближайшим его предшественником и мог бы быть хорошим его сотрудником, если не лучшим». К такому выводу пришёл В.О. Ключевский, можем ли мы разделить это мнение?

Литература: Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М., 1999. С. 147-148, 269; Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990. С. 20-22, 30, 48, 110, 262, 435-436; История Отечества. Энциклопедический словарь. М., 1999. С. 172; Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005; Ключевский В.О. Кн. В.В. Голицин - подготовка и программа реформы / /Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. С. 139-150; Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом //Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 456, 475-476; История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVIII века. Биографическая энциклопедия. М., 1993. С. 160-163.

«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…».
А.С. Пушкин


В 1721 году Императору Всероссийскому Петру Алексеевичу был определен титул «Великий». Однако в отечественной это было не ново - за тридцать пять лет до Петра I так называли «ближнего боярина, наместника новгородского и государственных посольских дел оберегателя» князя Василия Васильевича Голицына. Эта была во многом загадочная, неоднозначная и неоцененная по достоинству личность. По существу, Голицын опередил время, в эпоху правления Софьи приступив ко многим прогрессивным преобразованиям, подхваченным затем и продолженным Петром I. Современники Василия Васильевича - как друзья, так и недруги, - отмечали, что это был необыкновенно талантливый государственник. Именитый русский историк Василий Ключевский называл князя «ближайшим предшественником Петра». Похожих взглядов придерживался и Алексей Толстой в своем романе «Петр I». Так чем же прославился Голицын на самом деле?

Он появился на свет в 1643 году в одной из именитейших семей России, ведущей свою родословную от литовского князя Гедимина, чей род, в свою очередь, возводился к Рюрику. Василий был третьим сыном князя Василия Андреевича Голицына и Татьяны Ивановны Стрешневой, принадлежавшей к не менее известному княжескому роду Ромодановских. Его предки уже несколько веков служили московским царям, занимали при дворе высокие должности, неоднократно награждались поместьями и почетными чинами. Благодаря стараниям матери он получил отличное домашнее образование по меркам той эпохи. С детства Татьяна Ивановна готовила сына к деятельности на высоких государственных должностях, причем готовила старательно, не жалея ни денег на знающих наставников, ни времени. Молодой князь был начитан, свободно разговаривал на немецком, польском, греческом, латинском языках, хорошо знал военное дело.

В пятнадцать лет (в 1658 году) он, благодаря своему происхождению, а также родственным связям, попал во дворец к государю Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Службу при дворе он начал царским стольником. Василий прислуживал за столом государевым, принимал участие в церемониях, сопровождал Алексея Михайловича в поездках. В связи с обострением отношений между России и Турцией в 1675 году Голицын находился вместе с полком на Украине для «сбережения городов от турскаго салтана».

Его жизнь круто изменилась с приходом к власти царя Федора Алексеевича. Вошедший на престол в 1676 году царь пожаловал его из стольников сразу же в бояре, минуя должность окольничего. Случай для того времени редкий, открывший Голицыну, как двери Боярской думы, так и возможности напрямую оказывать влияние на государственные дела.

Уже во время правления Фёдора Алексеевича (с 1676 по 1682) Голицын стал заметной фигурой в правительственном кружке. Он заведовал Владимирским и Пушкарским судными приказами, выделяясь среди остальных бояр своей гуманностью. Современники говорили про юного князя: «умен, учтив и великолепен». В 1676 году, находясь уже в звании боярина, Василий Васильевич был отправлен в Малороссию. Положение на юго-востоке Европы в это время было сложным. Весь груз боевых действий против Крымского ханства и Османской империи лежал на России и Левобережной Украине. Голицыну пришлось возглавить вторую южную армию, защищавшую Киев и южные границы Русского государства от турецкого нашествия. А в 1677-1678 годах он участвовал в Чигиринских походах русского воинства и запорожских казаков.

В 1680 году Василий Васильевич стал командующим всех русских войск на Украине. Искусной дипломатической деятельностью в Запорожье, крымских владениях и ближайших областях османской империи он сумел свести военные действия на нет. Осенью того же года послы Тяпкин и Зотов начали в Крыму переговоры, завершившиеся в январе 1681 Бахчисарайским мирным договором. В конце лета Голицына отозвали в столицу. За удачный исход переговоров царь Федор Алексеевич пожаловал ему огромные земельные владения. Именно с этого момента времени влияние князя Голицына при дворе начало стремительно расти.

Мудрый боярин предложил изменить налогообложение крестьян, организовать регулярную армию, сформировать независимый от всевластия воевод суд, провести обустройство городов русских. В ноябре 1681 года Василий Васильевич возглавил комиссию, получившую от царя указание «ведать ратныя дела для лучшаго своих государевых ратей устроения и управления». По факту, это явилось началом военной реформы, предполагавшей реорганизацию дворянского ополчения в регулярное войско. А в январе 1682 года комиссия выборных дворян, возглавляемая Голицыным, предложила упразднить местничество - «воистину азиатский обычай, возбранявший потомкам за столом сидеть дальше от государя, чем сидели предки их. Обычай этот, здравому смыслу противный, являлся неистощимым источником распрей между боярами, отражаясь на действиях правительства». Уже вскоре разрядные книги, сеявшие раздоры между знатными семействами, были преданы огню.

Болезнь царя Фёдора Алексеевича сблизила Голицына с царевной Софьей - дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Вскоре к ним примкнул придворный поэт и монах-библиограф Сильвестр Медведев и князь Иван Андреевич Хованский, возглавлявший Стрелецкий приказ. Из этих людей и возникла группа единомышленников - дворцовая партия Софьи Алексеевны. Однако Голицын стоял к царице ближе прочих. По словам историка Валишевского: «Медведев воодушевлял группу, заражал всех жаждой борьбы и страстностью. Хованский предоставил необходимую вооружённую силу - волнующийся полк стрельцов. Однако любила Софья Голицына…. Она втянула его на дорогу, ведущую к власти, власти, которую хотела делить с ним». К слову, Василий Васильевич - образованнейший для своего времени человек, свободно владеющий основными европейскими языками, разбирающийся в музыке, увлекающийся искусством и культурой, аристократичный - был весьма хорош собою и обладал, по отзывам современников, пронзительным, чуть хитроватым взглядом, придававшим ему «большую оригинальность». Доподлинно неизвестно были ли отношения между царской дочерью и красавцем-боярином взаимными. Злые языки утверждали, что Василий Васильевич сошёлся с ней только ради выгоды. Хотя, возможно, и Голицыным руководил не один лишь голый расчёт. Общеизвестный факт, что Софья не являлась красавицей, однако не была она и угрюмой, толстой, непривлекательной бабой, какой является взору на знаменитой картине Репина. По запискам современников царевна привлекала обаянием молодости (тогда ей шел 24 год, а Голицыну было уже под сорок), жизненной энергией, бьющей через край, и острым умом. Так и осталось неизвестным, были ли у Василия и Софьи общие дети, но некоторые исследователи уверяют, что были, их существование держалось в строжайшем секрете.

После шести лет правления, в апреле 1682 года умер царь Федор Алексеевич. Вокруг Софьи собрались придворные, занявшие сторону Милославских, являющихся родственниками её матери. Им в противовес сформировалась группа сторонников Нарышкиных - родственников второй супруги царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Они и провозгласили новым царем маленького Петра в обход его старшего брата Ивана, который с рождения был болезненным и, как следствие, считался неспособным к управлению. Фактически вся полнота власти перешла к клану Нарышкиных. Однако торжествовали они не долго. В середине мая 1682 в Москве начался стрелецкий бунт. Сторонники Милославских использовали недовольство стрельцов, направив их ярость на своих политических противников. Многие виднейшие представители рода Нарышкиных, а также их сторонники были убиты, а хозяевами положения сделались Милославские. Первым Государем российским был провозглашен шестнадцатилетний царевич Иван, а вторым - Пётр. Однако по причине малолетства братьев управление государством приняла на себя Софья Алексеевна. Регентство царевны (с 1682 по 1689 год), в котором Василий Васильевич занимал ведущее положение, осталось ярким явлением в истории нашей страны. Князь Куракин - свояк и шурин Петра I (а, следовательно, противник царевны) оставил в своих дневниках интересный отзыв: «Правление Софьи Алексеевны началось с всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольству народному…. Во время правления ее все государство пришло в цвет великого богатства, умножились всякие ремесла и коммерция, и науки почали быть восставлять греческого и латинского языку…».

Сам Голицын, будучи политиком весьма осторожным, не принимал никакого участия в дворцовых интригах. Однако уже к концу 1682 года в руках его сосредоточилась практически вся государственная власть. Боярин был пожалован в дворцовые воеводы, возглавил все основные приказы, включая Рейтарский, Иноземный и Посольский. По всем делам Софья советовалась в первую очередь с ним, а у князя появились возможности осуществить многие из своих задумок. В документах сохранилась запись: «И тогда ж царевна София Алексеевна князя Василия Васильевича Голицына дворовым воеводою назначила и учинила первым министром и судьею Посольского приказу…. И почал быть первым министром и фаворитом и был персоной изрядной, ума великого и любим от всех».

За семь лет Голицын успел сделать для страны много полезного. Первым делом князь окружил себя опытными помощниками, причем выдвигал он людей не по «породе», а по годности. При нем в стране получило развитие книгопечатание - с 1683 по 1689 годы было издано сорок четыре книги, что для той эпохи считалось немалым. Голицын покровительствовал первым профессиональным писателям Руси - Симеону Полоцкому и уже вышеупомянутому Сильвестру Медведеву, который был позднее казнён Петром, как сподвижник Софьи. При нем появилась светская живопись (портреты-парсуны), а также достигла нового уровня иконопись. Василий Васильевич радел о становлении образовательной системы в стране. Именно при его активном участии в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия - первое отечественное высшее учебное заведение. Свой вклад князь внёс и в смягчение уголовного законодательства. Был отменён обычай закапывать мужеубийц в землю и казнь за «возмутительные слова против власти», а также облегчены условия холопства за долги. Все это возобновилось уже при Петре I.

Широкие планы строил Голицын и в сфере социально-политических реформ, высказывая мысли о коренных преобразованиях государственного строя. Известно, что князь предлагал заменить крепостное право наделением крестьян землей, разрабатывал проекты освоения Сибири. Ключевский с восхищением писал: «Подобного рода планы разрешения крепостного вопроса вернулись в государственные умы в России не раньше чем через полтора столетия после Голицына». В стране была проведена финансовая реформа - вместо множества налогов, тяжким бременем лежавших на населении, был установлен один, собираемый с определённого числа дворов.

С именем Голицына было связано и улучшение военной мощи державы. Выросло количество полков, как «нового», так и «иноземного» строя, стали формироваться драгунские, мушкетёрские, рейтарские роты, служившие по единому уставу. Известно, что князь предлагал ввести заграничное обучение дворян военному искусству, убрать даточных рекрутов, которыми пополняли дворянские полки, набирая из непригодных к военному ремеслу тяглых людей и холопов.

Василию Васильевичу также приписывают организацию строительства в столице трёх тысяч новых каменных домов и палат для присутственных мест, а также деревянных мостовых. Самым впечатляющим стало сооружение знаменитого Каменного моста через Москву-реку, ставшего «одною из диковинок столичных, наравне с Сухаревой башней, Царь-пушкою и Царь-колоколом». Это сооружение оказалось настолько дорогостоящим, что в народе возникла поговорка: «Дороже Каменного моста».

Однако «великим Голицыным» князя прозвали из-за его успехов на дипломатическом поприще. Внешнеполитическая обстановка к началу 1683 года для России была сложной - натянутые отношения с Речью Посполитой, подготовка к новой войне с Османской империей, вторжение в русские земли крымских татар (летом 1682). Под руководством князя Посольский приказ наладил, а затем поддерживал связи со всеми европейскими государствами, империями и ханствами Азии, а также тщательно собирал сведения об африканских и американских землях. В 1684 году Голицын умело провел переговоры со шведами, продлив Кардисский мирный договор 1661 года без отказа от временно уступленных территорий. В том же году был заключен крайне важный договор с Данией о посольском церемониале, поднимавший международный престиж обеих держав и отвечающий новому положению нашей страны на мировой арене.

К этому времени в Европе организовалась Священная лига христианских государств, которую номинально возглавил Папа Римский Иннокентий XI. Странами-участниками было принято решение о ведении коалиционной войны с Османской империей, отклонение любых сепаратных договоров с врагом и вовлечение в союз государства Российского. Опытные европейские дипломаты прибыли в Россию, жаждая продемонстрировать на «московитах» свое искусство. Послы были крайне неосмотрительны, выдав нелояльное отношение своих правительств к интересам России, когда предложили Василию Васильевичу во избежание конфликтов с Речью Посполитой отдать ей Киев. Ответ Голицына был категоричным - передача на польскую сторону Киева невозможна, ибо его население выразило желание оставаться в российском подданстве. Кроме того Речь Посполитая по Журавинскому миру уступила Оттоманской Порте все Правобережье, а Порта по Бахчисарайскому миру признала Запорожье и Киевщину владениями России. Василий Васильевич выиграл переговоры, спустя некоторое время Папа Римский признал за Россией статус великой державы и согласился помочь в заключении мира с Речью Посполитой.

Переговоры с Польшей были затяжными - семь недель спорили дипломаты. Неоднократно послы, не соглашаясь с предложениями русских, собирались уезжать, однако затем снова возобновляли диалог. В апреле 1686 года Василий Васильевич, «проявив большое искусство», ловко используя противоречия между Турцией и Польшей, дипломатические и военные неудачи Яна Собеского, сумел заключить долгожданный и выгодный для нашей страны «вечный мир» с Польшей (Речью Посполитой), положив конец столетним раздорам между двумя славянскими государствами. Поляки навсегда отказались от своих претензий на Киев, Левобережную Украину, города на правом берегу (Стайки, Васильков, Триполье), а также Северскую землю и Смоленск вместе с окрестностями. Московское государство в свою очередь вступило в союз европейских держав, приняв участие в коалиционной борьбе с Турцией вместе с Венецией, Германской империей и Польшей. Значение договора было так велико, что после его подписания Софья Алексеевна стала именовать себя самодержицей, хотя и не посмела венчаться официально на царство. А Голицын впоследствии также возглавил русскую делегацию, прибывшую на переговоры с китайцами. Они завершились ратификацией Нерчинского договора, установившего по реке Амур русско-китайскую границу и открывшему России путь к экспансии Тихого океана.

Владение основными европейскими языками позволяло князю свободно разговаривать с иноземными послами и дипломатами. Стоит отметить, что иностранцы до семнадцатого века вообще предпочитали не рассматривать русских как культурную и цивилизованную нацию. Своей неутомимой деятельностью Василий Васильевич сильно пошатнул, если не разрушил, данный устоявшийся стереотип. Именно во время его руководства страной на Русь в буквальном смысле хлынули потоки европейцев. В Москве расцвела Немецкая слобода, где находили пристанище иностранные военные, ремесленники, лекари, художники и т.д. Голицын сам приглашал в Россию известных мастеров, искусников и учителей, поощряя внедрение иностранного опыта. Иезуитам и гугенотам было позволено укрываться в Москве от конфессиональных гонений у себя на родине. Жители столицы также получили разрешение приобретать за рубежом светские книги, предметы искусства, мебель, утварь. Все это сыграло значимую роль в культурной жизни общества. Голицын не только разработал программу свободного въезда в Россию чужеземцев, но также собирался ввести в стране свободное вероисповедание, постоянно твердил боярам о надобности учить своих детей, выхлопотал разрешение отправлять боярских сыновей на обучение за границу. Петр, посылая учиться дворянских отпрысков, лишь продолжил начатое Голицыным.

Для послов и многочисленных дипломатических делегаций Василий Васильевич любил устраивать специальные приемы, поражая приезжих роскошью и блеском, демонстрирующей силу и богатство России. Ни во внешнем виде, ни в обращении Голицын не хотел уступать министрам могущественнейших европейских держав, считая, что расточительность окупается впечатлением, оказываемым на партнеров по переговорам. По отзывам современников, послы, отправлявшиеся в Московию, никак не были готовы встретить там столь учтивого и образованного собеседника. Князь умел внимательно выслушать гостей и поддержать беседу на любые темы, будь то богословие, история, философия, астрономия, медицина или военное дело. Голицын просто подавлял иноземцев своею осведомленностью и образованностью. Помимо официальных приемов и переговоров, князь ввел неофициальные встречи с дипломатами в «домашней» обстановке. Один из приезжих послов писал: «Диковатых московитских бояр мы уже успели насмотреться. Они были тучны, угрюмы, бородаты и не знали других языков, кроме свиных и говяжьих. Князь Голицын же был европейцем в полном смысле слова. Носил короткие волосы, брил бороду, подстригал усы, владел многими языками…. На приёмах не пил сам и не заставлял пить, удовольствие находил только в беседах, в обсуждении последних новостей в Европе».

Нельзя не отметить голицынские нововведения в сфере моды. Еще при государе Фёдоре Алексеевиче под непосредственным влиянием Голицына все чиновники были обязаны вместо долгополых старомосковских одежд носить венгерские и польские платья. Также рекомендовалось брить бороды. Не приказывалось (как впоследствии при авторитарном Петре), а всего лишь рекомендовалось, чтобы не вызывать особых смут и протестов. Современники писали: «На Москве бороды стали брить, волосы стричь, польские кунтуши и сабли носить». Сам князь тщательно следил за своим внешним видом, прибегал к косметическим средствам, пользование которыми сегодня мужчинам кажется смешным - белился, румянился, холил остриженные по последней моде бороду и усы разными специями. Вот как описал внешность Василия Васильевича А.Н. Толстой в романе «Пётр I»: «Князь Голицын - писаный красавец, стрижен коротко, вздёрнутые усы, бородка кудрявая с проплешинкой». Его гардероб входил в число самых богатых в столице - он включал более сотни костюмов из дорогих тканей, украшенных изумрудами, рубинами, алмазами, закатанных серебряным и золотым шитьём. А каменный дом Василия Васильевича, стоявший в Белом городе между улицами Дмитровкой и Тверской, иноземные гости называли «восьмым чудом света». Длина здания составляла более 70 метров, в нём было больше 200 оконных затворов и дверей. Крыша здания была медная и сверкала на солнце, подобно золотой. Рядом с домом стоял домовой храм, во дворе находились кареты голландского, австрийского, немецкого производства. По стенам залов висели иконы, гравюры и картины на темы Священного писания, портреты отечественных и европейских правителей, географические карты в позолоченных рамах.

Потолки были украшены астрономическими телами - знаками Зодиака, планетами, звездами. Стены палат были обиты богатыми тканями, многие окна украшены витражами, простенки между окнами заставлены огромными зеркалами. В доме имелось множество музыкальных инструментов и мебели художественной работы. Воображение поражал венецианский фарфор, немецкие часы и гравюры, персидские ковры. Один заезжий француз писал: «Княжеские палаты ничем не уступали домам парижских вельмож…. Обставлены они были ничуть не хуже, превосходили их количеством живописных полотен и, особенно, книгами. Ну и приборами различными - термометрами, барометрами, астролябией. Ничего похожего у моих сиятельных парижских знакомцев не водилось». Сам хлебосольный хозяин всегда держал дом открытым, любил принимать гостей, часто устраивал театральные действа, выступая в роли актёра. От подобного великолепия нынче, к сожалению, не осталось и следа. В последующие века голицынский дом-дворец переходил из рук в руки, а в 1871 был продан купцам. Через некоторое время это была уже самая натуральная трущоба - в бывших беломраморных палатах хранили бочки с сельдью, резали кур и складировали всякие тряпки. В 1928 году дом Голицына снесли.

Помимо прочего, Василий Васильевич упоминается в исторической литературе как один из первых отечественных галломанов. Однако князь предпочитал заимствовать не только внешние формы иноземной культуры, он проникал в глубинные слои французской - и еще шире - европейской цивилизации. Ему удалось собрать одну из богатейших для своей эпохи библиотек, отличавшуюся разнообразием печатных и рукописных книг на русском, польском, французском, немецком и латинском языках. В ней имелись копии «Алкорана» и «Киевского летописца», сочинения европейских и античных авторов, разные грамматики, немецкая геометрия, труды по географии и истории.

В 1687 и 1689 годах Василий Васильевич участвовал в организации военных походов против крымского хана. Понимая сложность данных предприятий, сибарит по натуре, князь пытался уклониться от обязанностей командующего, однако Софья Алексеевна настояла на том, чтобы он отправился в поход, назначив его на должность военачальника. Крымские походы Голицына следует признать чрезвычайно неудачными. Искусный дипломат, к сожалению, не обладал ни знаниями опытного воеводы, ни талантом полководца. Возглавляя вместе с гетманом Самойловичем стотысячное войско в ходе первой военной кампании, осуществленной летом 1687 года, он так и не сумел достичь Перекопа. Из-за недостатка фуража и воды, нестерпимой жары русское войско понесло значительные небоевые потери и было вынуждено уйти из выжженных крымчаками степей. Вернувшись в Москву, Василий Васильевич использовал все возможности, дабы укрепить международное положение рассыпающейся Священной лиги. Послы его работали в Лондоне, Париже, Берлине, Мадриде, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене и Флоренции, пытаясь привлечь новых членов в Лигу и продлить хрупкий мир.

Через два года (весной 1689) была предпринята новая попытка добраться до Крыма. На сей раз отправили войско численностью свыше 110 тысяч человек при 350 пушках. Руководство этой кампанией опять было поручено Голицыну. На землях Малороссии к русскому войску присоединился новый украинский гетман Мазепа вместе со своими казаками. С трудом пройдя степи и одержав верх в сражениях с ханом, русское воинство добралось до Перекопа. Однако князь так и не решился перебраться на полуостров - по его словам вследствие нехватки воды. Несмотря на то, что второй поход также закончился неудачей, свою роль Россия выполнила в войне - 150-тысячная армия крымских татар была скована в Крыму, что дало Священной лиге возможность довольно ощутимо потеснить турецкие силы на европейском театре.

После возвращения Василия Васильевича из похода его положение при дворе сильно пошатнулось. В обществе зрело раздражение от неуспехов в Крымских походах. Партия Нарышкиных открыто обвиняла его в нерадении и получении взяток от крымского хана. Один раз на улице на Голицына бросился убийца, однако был вовремя схвачен охраной. Софья Алексеевна, чтобы хоть как-то оправдать фаворита, устроила роскошный пир в его честь, а вернувшиеся из похода русские войска были встречены как победители и щедро награждены. У многих это вызвало еще большее недовольство, к поступкам Софьи даже близкое окружение стало относиться настороженно. Популярность Василия Васильевича постепенно ослабевала, а у царевны появился новый фаворит - Фёдор Шакловитый, к слову, выдвиженец Голицына.

К этому времени уже подрос и Петр, обладавший чрезвычайно упрямым и противоречивым характером, не желающий больше слушать свою властную сестру. Он часто перечил ей, упрекал в излишней смелости и самостоятельности, не присущей женщинам. В государственных документах также говорилось, что регентша утрачивает возможность управления государством в случае женитьбы Петра. А у наследника к тому времени уже имелась супруга Евдокия. Семнадцатилетний Петр стал для царевны опасен, и опять она решила использовать стрельцов. Однако в этот раз Софья Алексеевна просчиталась - стрельцы ей уже не верили, отдавая предпочтение наследнику. Сбежав в село Преображенское, Петр собрал своих сторонников и, не медля, взял власть в свои руки.

Падение Василия Васильевича стало неизбежным следствием низложения властолюбивой царевны Софьи, заключённой своим сводным братом в монастырь. Хотя Голицын никогда не принимал участия ни в стрелецких бунтах, ни в борьбе за власть, ни, тем более, в заговорах об убийстве Петра, его конец был предрешён. В августе 1689 во время переворота он уехал из столицы в свое имение, а уже в сентябре вместе со своим сыном Алексеем прибыл к Петру в Троицу. По воле нового царя у ворот Троице-Сергиева монастыря 9 сентября ему зачитали приговор. Вина князя заключалась в том, что он сообщал о делах державы Софье, а не Ивану и Петру, имел наглость писать грамоты от их имени и печатать в книгах имя Софьи без царского соизволения. Однако основным пунктом обвинения стали неудачные Крымские походы, принесшие казне великие убытки. Любопытно, что немилость Петра за крымские неудачи легла лишь на одного Голицына, а, например, такой видный участник походов, как Мазепа, наоборот, был обласкан. Однако даже Пётр I признавал заслуги князя, питал уважение к поверженному врагу. Нет, соратником молодого царя в делах переустройства России Василию Васильевичу стать было не суждено. Но и жестокой казни, подобно другим клевретам Софьи, он предан не был. Князя и его сына лишили боярского титула. Все его поместья, вотчины и прочее имущество было отписано на государя, а ему самому вместе с семьей повелели отправляться на север в Архангельский край «на вечное житье». Согласно царскому указу опальным дозволялось иметь лишь самое необходимое имущество не более чем на две тысячи рублей.

К слову, у Василия Васильевича имелся двоюродный брат, Борис Алексеевич Голицын, с которым он был очень дружен с раннего детства. Эту дружбу они пронесли через всю жизнь, не раз помогая друг другу в сложных ситуациях. Пикантность обстоятельства заключалась в том, что Борис Алексеевич всегда был в клане Нарышкиных, что, однако, никак не влияло на его отношения с братом. Известно, что после падения Софьи Борис Голицын пытался оправдать Василия Васильевича, попав даже на непродолжительное время в немилость к царю.

Уже после того, как Голицын вместе со своей семьей уехал в ссылку в город Каргополь, в столице было предпринято несколько попыток ужесточить наказание опального князя. Однако Борису удалось защитить брата, которому повелели перебраться в село Еренск (в 1690 году). Туда ссыльные добрались глубокой зимой, однако и в этом месте им было не суждено остаться. Обвинения против Василия Голицына множились, и к весне поступил новый указ - сослать бывшего боярина и его семью в Пустозерский острог, расположенный в дельте реки Печоры и учинить им жалованье «поденного корма по тринадцать алтын по две деньги на день». Усилиями Бориса Голицына наказание снова удалось смягчить, вместо дальнего острога Василий Васильевич оказался в деревеньке Кеврола, стоящей на далекой северной речке Пинеге примерно в двухстах километрах от Архангельска. Последним же местом его ссылки стал поселок Пинега. Здесь князь вместе со своей второй супругой - Евдокией Ивановной Стрешневой и шестерыми детьми провел остаток своей жизни. Из ссылки он неоднократно посылал царю челобитные, прося, нет, не помилование, лишь увеличение денежного содержания. Однако Петр свое решение не изменил, хотя и закрывал глаза на посылки, отправляемые опальному боярину его тещей и братом. Также известно, что Борис Алексеевич, как минимум однажды навестил брата, в ходе поездки царя в Архангельск. Разумеется, без разрешения Петра I сделать подобное было немыслимо.

Со временем жизнь Василия Васильевича нормализовалась. Благодаря родственникам деньги у него имелись, а зная о влиятельном брате, местные власти относились к нему с почтением и делали всевозможные послабления. Он получил разрешение на посещение Красногорского мужского монастыря. Всего в северной глухомани Василий Васильевич прожил долгие двадцать пять лет, 2 мая 1714 года Голицын скончался и был похоронен в православном монастыре. Вскоре после этого Петр простил его семью и разрешил вернуться в Москву. В настоящее время Красногорско-Богородицкий монастырь является недействующим и полностью разрушен. К счастью, надгробие князя сумели спасти, ныне оно лежит в местном музее. На нем написано: «Под камнем сем погребено тело раба Божьего князя московского В.В. Голицына. Скончался 21 дня апреля от роду 70 лет».

Сподвижники Петра I попытались сделать всё, чтобы этот харизматический деятель и первый министр ненавистной новому царю сестры-регентши, был предан забвению. Однако звучали и другие мнения. О князе Василии высоко отзывались ревностные приверженцы Петра Франц Лефорт и Борис Куракин. Администрация Голицына получила высокие оценки от искушённой в политике императрицы Екатерины II. Одним из первых на Руси князь не только предложил план перестройки традиционного уклада государственной жизни, но и перешел к практическому реформированию. И многие начинания его не пропали втуне. Вольно или невольно петровские реформы явились воплощением и продолжением идей и задумок Василия Голицына, а победы его во внешних делах на долгие годы определили политику России.

По материалам книг: Л.И. Бердникова «Великий Голицын» и В.О. Ключевского «Князь Василий Васильевич Голицын».