Сергей цискаридзе. Николай Цискаридзе: личная жизнь, жена, дети, фото. Когда Терпсихора несется прочь

03.11.2019

Николай Максимович Цискаридзе. Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Российский артист балета, педагог, Народный артист РФ (2001).

Отец - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач.

Мать - Ламара Николаевна Цискаридзе (1931-1994), физик-ядерщик, работала на атомной электростанции в Обнинске, позже преподавала физику и математику в средней школе в Тбилиси.

Бабушка по отцовской линии имела французские корни, была актрисой.

Его родители развелись, когда он был еще маленьким. Николая воспитывал отчим.

Большое влияние на него оказала няня, благодаря которой он уже в раннем возрасте приобщился к творчеству Уильяма Шекспира и Льва Толстого. Вместе с мамой часто посещал концерты.

По его словам, большое впечатление на него оказал просмотр фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли. В детстве и юности любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки.

В 1984 году он поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище, классическим танцем занимался в классе П.А. Пестова. Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей.

Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де.

Закончил училище в 1992 году и, благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю.Н. Григоровичу, был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в «Золотом веке» (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в «Щелкунчике» (1993).

Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Шопениана» М. Фокина, «Сильфида» А. Бурнонвиля.

В 1996 году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского «Нарцисс» и Михаила Фокина «Видение Розы», начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве, где завоевал I премию в номинации «Дуэты».

Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым, при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова, репетировавшая этот номер с его первым исполнителем - Владимиром Васильевым. В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым, занимался в женском классе М. Т. Семёновой.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив Московский государственный хореографический институт. В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России.

В 2001 году стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра. В том же году травмировался в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе «Взгляд» на Первом канале.

В 2006-2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре, где вёл балетный класс для артистов.

В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, окончил её с красным дипломом в 2014 году.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

Николай Цискаридзе - Щелкунчик

Скандалы Николая Цискаридзе

Конфликт в Большом театре разгорелся в ноябре 2011 года. Тогда Цискаридзе подверг критике проведённую за 6 лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности. Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель.

9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе.

С января 2013 года Николай оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Николая публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу «Сноб» не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ. После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела.

В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины. В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете «Московский комсомолец».

1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён.

Конфликт в Академии русского балета начался вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года. Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора. При этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева, осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр.

В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова, попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру.

4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии (сама балерина не давала никаких комментариев по этому поводу).

Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии - однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода. В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова.

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором академии, за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против - 17. Тем самым он стал первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение и не знающим его исполнительских и педагогических традиций. Ранее Цискаридзе высказывал противоположные убеждения, утверждая, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами (кроме Большого театра).

По словам телеведущей , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова Екатерина. По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей».

Общественно-политическая позиция Николая Цискаридзе

Предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Николай Цискаридзе. Наедине со всеми

Рост Николая Цискаридзе: 183 сантиметра.

Личная жизнь Николая Цискаридзе:

Не женат и никогда не был. В интервью заявлял, что и не собирается жениться.

По слухам, относится к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Осенью 2019 года 19-летний студент актерского факультета МосГУ . В Сети Акперов стал публиковать фотоколлажи с изображением себя и знаменитого артиста, показывая явное внешнее сходство. Акперов утверждает, что Цискаридзе знал о его существовании и сознательно бросил его. Обращаясь к звезде, Тимур заявил: «Ты меня кинул, ты даже не поинтересовался мной! Прошло 19 лет и за эти 19 лет ты не пытался меня найти, ты очень хорошо знал и до сих пор знаешь, что у тебя есть сын!». По словам Тимура, он до сих пор не может простить отца, однако это не мешает ему испытывать к Николаю теплые чувства: «Да, у меня к тебе есть очень большая обида, но, несмотря на все это, я очень рад, что у меня отец есть! Я безумно рад этому!».

Фильмография Николая Цискаридзе:

1998 - Жизель (спектакль Большого театра) - Граф Альберт
2003 - Собор Парижской богоматери (спектакль Большого театра) - Квазимодо
2006 - Пиковая дама (спектакль Большого театра) - Германн
2007 - Бенефис Николая Цискаридзе: Видение Розы - Призрак Розы
1999 - Николай Цискаридзе. Быть звездой... (документальный фильм)
2012 - Ералаш № 265, «Мир, в котором я живу» - камео
2017 - Революция online

Репертуар Николай Цискаридзе в Большом театре:

1992 «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Солист (Сверстники Джульетты);
1992 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Конферансье;
1993 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Меркуцио;
1993 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Французская кукла;
1993 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Фортюне;
1993 - «Раймонда» А. К. Глазунова - Кавалер (гран па, четвёрка кавалеров);
1993 - «Любовью за любовь» Т. Хренникова - Дон Хуан;
1993 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Солист (солисты вальса);
1994 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Матрос;
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Щелкунчик-принц;
1995 - «Чиполлино» К. Хачатуряна - Граф Вишенка;
1995 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена - Юноша;
1995 - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда - Джеймс;
1995 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Ротбарт;
1995 - «Баядерка» Л. Минкуса - Золотой божок;
1995 - «Паганини» на музыку С. Рахманинова - Паганини;
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Джига;
1995 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева Меркуцио / Трубадур;
1996 - «Легенда о любви» А. Меликова - Ферхад;
1996 - «Антигона» М. Теодоракиса - солист;
1996 - «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина;
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Голубая птица;
1996 - «Видение Розы» на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера - Призрак розы;
1996 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Король;
1997 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Дезире;
1997 - «Жизель» А. Адана - Граф Альберт;
1997 - «Баядерка» Л. Минкуса - Солор;
1998 - «Раймонда» А. Глазунова - Жан де Бриен;
1999 - «Симфония до мажор» Ж. Бизе - солист III части;
2000 - «Дочь фараона» Ц. Пуни - Лорд Вильсон / Таор;
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Злой Гений / Принц Зигфрид;
2001 - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского - Германн;
2003 - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра - Квазимодо;
2004 - «Спящая красавица» П. Чайковского - фея Карабос;
2004 - «Светлый ручей» Д. Шостаковича - Классический танцовщик;
2004 - «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети - Тезей / Оберон;
2005 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - па-де-де из II акта балета;
2006 - «Урок» Ж. Делерю - Учитель;
2007 - «Корсар» А. Адана - Конрад;
2008 - Alter Ego на музыку В. А. Моцарта;
2010 - «Пахита» - Люсьен д’Эрвильи, гран па из балета

Репертуар Николай Цискаридзе в других театрах:

2001 - «Легенда о любви» А. Меликова (Мариинский театр) - Ферхад;
2001 - «Баядерка» Л. Минкуса (Парижская национальная опера, сцена театра «Опера Бастилии») - Солор;
2001 - «Рубины», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - солист;
2001 - «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - Золотой Раб;
2002 - «Лебединое озеро» П. Чайковского (Мариинский театр) - Принц Зигфрид;
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2003 - «Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха (Новый национальный театр, Токио) - Юноша;
2004 - мюзикл «Ромео и Джульетта» («Московская оперетта») - Судьба-Смерть;
2005 - «Манон» на музыку Ж. Массне (Мариинский театр) - Кавалер де Грие;
2005 - «Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. Вилемса (Мариинский театр);
2005 - «Смерть Полифема» (Лиликанский театр) - Полифем;
2005 - «Синий бог» на музыку А. Скрябина (Кремлёвский балет, Москва) - Синий Бог;
2006 - бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Шехеразада» (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко);
2007 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2008 - «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (Латвийская национальная опера, Рига);
2009 - «Щелкунчик» П. Чайковского (Парижская национальная опера) - Дроссельмейер / Принц;
2014 - «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр) - вдова Симона

Николая Цискаридзе на должность ректора санкт-петербургской Академии русского балета имени А. Я. Вагановой сообщил в понедельник замминистра культуры Григорий Ивлиев.

Слухи о том, что экс-премьер Большого театра может возглавить легендарную Вагановку, циркулировали с тех пор, как 24 сентября Николай Цискаридзе нанес визит министру культуры Владимиру Мединскому. Тогда, по словам самого министра, шел разговор "о ситуации в Большом театре и российском балете". И тогда же, как сообщал источник из министерства, Цискаридзе обсуждал с министром возможность возглавить Академию русского балета имени Вагановой. Однако, как свидетельствовал источник, получил отказ. Итогом той встречи стало согласие министра дать Цискаридзе возможность попрощаться с публикой и сценой Большого театра, выступив в новогоднем "Щелкунчике". Идея эта нашла поддержку в Большом театре, но позже экс-премьер труппы передумал, заявив, что "у него больше нет такого желания".

Между тем, слух о назначении Цискаридзе ректором Вагановки вновь всплыл в прошлую субботу и вновь был опровергнут в Министерстве культуры. А в воскресенье, накануне объявления Цискаридзе в новой должности министр культуры Владимир Мединский, находившийся в Петербурге на праздновании юбилея Михайловского театра окончательно подтвердил, что министерство уже высказалось по этому вопросу. Однако в понедельник это назначение состоялось.

Одновременно было объявлено о том, что худруком Вагановки станет прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. Эти назначения связывают с непопулярной и уже отклоненной идеей создать при Мариинском театре Национальный центр искусств, где под руководством Валерия Гергиева объединились бы Вагановская академия, Петербургская консерватория и Российский институт истории искусств. Известно, что глава Мариинки не раз высказывался критически о положении дел в образовательной сфере искусства, в том числе - в Вагановской Академии. Представляя новые назначения в Вагановку, руководство Миникульта подтвердило, что Академия русского балета останется независимой. Однако экс-ректор академии Вера Дорофеева согласилась покинуть свой пост только при условии, что не будет притязаний художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Вера Дорофеева возглавляла Академию русской хореографии с 2004 года, до нее руководителями Вагановки были Леонид Надиров, Константин Сергеев.

В профессиональных кругах назначение Николая Цискаридзе на пост ректора Вагановки оценивают неоднозначно. Известно, что существуют незыблемые традиции петербургской Вагановской школы, отметившей в этом году свое 275-летие, резко отличающиеся своими твердыми академическими канонами танца от московской школы (Академия хореографии, которую окончил Николай Цискаридзе), с ее установкой на индивидуальность, выразительность жеста и т.д. И, если танцовщиков, выученных в Вагановке, охотно приглашали на московскую сцену, то обратного движения на практике почти не происходило. И это беспрецедентный случай, когда московский артист будет возглавлять старейшую русскую балетную школу. Специалисты видят перспективы такого "альянса" проблемными.

Напомним, что в последние пять лет Цискаридзе работал на пол-ставки педагогом-репетитором в Большом театре и имел учеников Дениса Родькина и Анжелину Воронцову. С 30 июня этого года контракт с ним в качестве премьера и педагога-репетитора Большого театра продлен не был. Это стало следствием беспрерывных конфликтов артиста и руководства театра.

К своей новой должности ректора Академии Русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе приступит во вторник.

Прямая речь

Сергей Вихарев , хореограф, балетмейстер-репетитор Мариинского театра

Сама идея реформы Вагановской школы носилась в воздухе. Дело в том, что сегодня Вагановская академия, которую мы все - артисты, работающие в Мариинском театре, - заканчивали, оказалась абсолютно отделена от театра "ментально". И это тяжелая история, которая началась еще в советские времена: в 1977 году в театр назначили руководителем балета Олега Виноградова, а Константин Сергеев, который долго был на этой должности, возглавил Вагановскую школу. Тогда и произошел разрыв: Сергеев занял позицию против театра, а Виноградов, в свою очередь, демонстративно не стал брать в театр несколько выпусков, считая школу ужасной. С тех пор школа и театр находятся, по сути, в оппозиции. И последствия этого мы видим сейчас. Последнее, что потрясло всех в театре, это когда выпускница Петербургской академии Ольга Смирнова вдруг неожиданно, за одну ночь, приняла решение идти не в Мариинский театр, а в Большой. Это было воспринято как оскорбление. Конечно, мы все сейчас существуем в открытом мире, и выпускники свободны в своем выборе. Но воспитать прима-балерину - солистку, которая будет делать 20-30 лет репертуар и будет лицом театра, очень сложно. Поэтому идет борьба за человеческий ресурс. Нельзя также забывать, что школа ленинградская, петербургская - это составная часть петербургского балета.

Что касается Николая Цискаридзе, то я не знаю, какие у него организаторские способности. А на такой должности как ректор надо обладать очень большим опытом. Думаю, ему будет очень сложно. Все долго спорили - за и против, когда Цискаридзе предлагал себя и на должность худрука Большого театра, и на должность директора Большого театра. Но пока никто не может сказать, что именно он может сделать на таких должностях. Люди должны посмотреть, с какой программой он придет в Вагановскую академию, с какой командой. Думаю, полезно будет узнать, что он представляет собой не как артист Цискаридзе, о котором можно говорить только в превосходных степенях, а как руководитель коллектива, тем более коллектива, связанного с детьми. Это огромная ответственность. Я бы не решился, хотя за моими плечами руководство несколькими коллективами.

Я не могу сказать точно, как разграничены сегодня обязанности ректора и худрука Академии: в мои времена, когда я учился, директор отвечал за хозяйство, а худрук Константин Сергеев за образовательную часть. Поэтому пока мне не понятно, как будут Ульяна Вячеславовна Лопаткина, назначенная на должность худрука академии, разделять с Николаем Максимовичем Цискаридзе полномочия. Они две яркие личности, как мне кажется, абсолютно несоприкасающиеся друг с другом, исповедующие разные художественные взгляды. Какая ждет судьба школу, когда два таких разных великих человека буду вместе работать, не представляю! Ульяна Вячеславовна тоже ведь никогда не имела опыта художественного руководства коллективом. В общем, дух захватывает, как они на это решились.

Все-таки я надеюсь, что никакие люди, нововедния не смогут перебороть громадную традицию петербургской школы, которой уже 275 лет. За это время разные люди приходили, уходили, бывали всякие несообразные решения. Но в данном случае меня смущает какая-то лихость принятых решений. Их непродуманность. Все-таки в академии дети учатся, получают профессию. И каждый день здесь важен. А я знаю, что некоторые в академии уже начали подавать заявления об уходе в знак протеста. Может, они потом их отзовут, но для учеников время теряется. И все это происходит посреди учебного года и посреди сезона, когда должна уже начаться подготовка к зимнему "Щелкунчику", где школа выходит на сцену.

То, что касается разницы московской и петербургской балетных школ, то я считаю - Николай Максимович прекрасный артист, он танцует в хорошей манере, и революции здесь никакой не вижу: Цискаридзе не является протагонистом идеи, что московская школа контр петербургской. И я бы не стал противопоставлять здесь Москву и Петербург. Есть ценители и петербургской и московской школы. Это даже плюс, что существует разница. Когда я работал в Большом театре, ставил "Коппелию", "Петрушку", я даже говорил артистам - сделайте по-московски, дайте вашу актерскую игру! И я был доволен работой с Большим театром. Сейчас в декабре будет возобновление "Коппелии", и я с удовольствием снова поеду работать в Москву.

Справка РГ

Академия русского балета имени Вагановой основана в 1738 году как Танцевальная Ее Императорского Величества школы. В петербургской школе преподавал Дидло, училась Истомина, воспетые Пушкиным. В 1928 году стала Ленинградским хореографическим техникумом. В 1937 году училище преобразовано в Ленинградское хореографическое училище. В 1957 году училищу было присвоено имя Агриппины Вагановой. В 1961 году училище стало академическим. Современное название с 1991 года. Расцвет и всемирное признание русской балетной школы тесно связано с историей Вагановского училища. Среди ее выпускников Кшесинская, Павлова, Карсавина, Нижинский, Баланчин, Семенова, Уланова, Дудинская, Сергеев, Чабукиани, Григорович, Нуреев, Макарова, Барышников, Асылмуратова, Лопаткина, Рузиматов, Зеленский, Захарова.

Николай Цискаридзе, артист балета, бывший премьер Большого театра. Народный артист России. В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова. В1992 году был принят в труппу Большого театра. Танцевал ведущие партии в "Лебедином озере", "Щелкунчике", "Спящей красавице", "Раймонде", "Баядерке", "Сильфиде", "Жизели", в балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор". Стал первым исполнителем партии Германа в балете Ролана Пети "Пиковая дама".

Постоянный член жюри танцевального конкурса в телевизионном шоу "Танцы со звездами" на телеканале "Россия", ведущий программы "Шедевры мирового музыкального театра" на телеканале "Культура".

Занимался педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии.

Имя Николая Цискаридзе у многих любителей балета ассоциируется с определенными ролями и амплуа, но сейчас любимец публики уже не рискует выходить на сцену. Находясь в должности ректора Академии русского балета, он успевает сделать много работы, передавая свои знания и опыт ученикам.

Есть в его творческой биографии и участие в телепроектах, где танцор занимает судейское кресло.

Раннее проявление творческих способностей

Николай родился в 1973 году в Тбилиси. Его отец, Максим Николаевич, занимался музыкальной деятельностью. Мама, Ламара Николаевна, по профессии – физик, была учительницей в школе. Будущий артист балета появился на свет, когда его матери было 42 года. У него есть двоюродная сестра - Вероника Ицкович, которая после окончания хореографического училища и института сценических искусств занялась актерской карьерой.


На фото Николай Цискаридзе в детстве с мамой Ламарой Николаевной

Когда родители развелись, воспитанием мальчика занялся отчим. В детские годы он мечтал стать директором зоопарка, так как очень любил животных. В семье всегда царила дружная атмосфера, а родные Коли старались привить ему хорошее воспитание. Вместе с мамой он часто ходил на спектакли, любил читать, петь и разыгрывать сценки перед знакомыми и гостями. В школьные годы юноша учился в хореографическом училище, а вскоре уехал в Москву, где обучался классическим танцам у педагога П. А. Пестова.

Развитие балетной карьеры

После окончания училища Цискаридзе взяли в Большой театр, где сначала юный артист танцевал в кордебалете, а потом ему дали роль Конферансье в «Золотом веке». Затем последовали еще ряд сольных партий, а в 1995 году танцору доверили исполнять главную партию в «Щелкунчике», благодаря чему осуществилась его главная детская мечта. Одновременно с карьерой Николай учился в хореографическом институте, а в 1996 году получил долгожданный диплом. С 1997 года в его копилке появились такие партии в балетах, как Граф Альберт в «Жизель», Злой Гений и Принц Зигфрид в «Лебедином озере», Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери», Конрад в «Корсаре» и других.

Молодой артист балета

За свою творческую карьеру Цискаридзе танцевал на многих подмостках: в Театре Московской оперетты, Государственном Кремлевском дворце, а также в знаменитом на весь мир театре – Ла Скала. Многие искусствоведы и балетоведы считали его танец технически безупречным и совершенным, отмечая также его высокий рост (183 см), стройную фигуру и привлекательную внешность. Деятельность артиста была отмечена множеством премий и наградами. Являясь бессменным солистом балета Большого театра, в 2013 году он вынужден был уйти из коллектива из-за многолетних распрей с руководством. На протяжении нескольких лет Николай высказывал свое недовольство по поводу реставрации здания, считая сделанной ее недостаточно хорошо. В 2014 году он был утвержден на должность ректора Академии русского балета имени Вагановой.


Фото www.instagram.com/tsiskaridze

Танцор много лет сотрудничает с телевидением, являясь многолетним ведущим на канале Культура, а также членом жюри шоу «Танцы со звёздами» на канале Россия. В 2017 году он занял судейское кресло конкурса «Синяя птица», и возможно, кто то из юных талантов будет учиться в его академии.

Личная жизнь

Цискаридзе не спешит распрощаться с жизнью холостяка и завести жену и детей. Свою личную жизнь он не стремится освещать, хотя не скрывает, что у него бывают увлечения и влюбленности. Не представляя себя без творческой деятельности, артист считает, что вряд ли кто выдержит его нелегкий характер, который закалился за годы балетной карьеры. Сейчас все свое время звезда балета отдает ученикам и творческому процессу.


Когда же удается побыть дома, Николай с удовольствием полежит на диване и посмотрит любимые сериалы. После того, как танцевальная карьера подошла к завершению, ректору Академии русского балет стало трудно поддерживать свой вес. Один врач посоветовал ему спать как можно больше, и теперь танцор следует рекомендациям специалиста. Являясь домоседом, Цискаридзе вместо светских мероприятий лучше насладится уютной и комфортной обстановкой в собственном жилище.