Не верится, что можно научиться играть на гармони даже без знания нот? Оказывается, при большом желании можно все, даже научиться играть на гармошке буквально за полчаса.
Даже если вы не знаете нот, не трудно их вспомнить, ведь ноты всегда на слуху. Со школьной скамьи каждый ребенок запоминает простое сочетание: до-ре-ми, фа-соль-ля-си, и последняя нота – до. Вот и все знания, просто и легко.
Правило первое: чтобы научиться играть на гармошке, учим назубок ноты. Пропеваем их сначала по порядку, потом в обратном порядке. Петь нужно сколько угодно, главное – чтобы вы запомнили все ноты. И сами того не подозревая, у нас получилось выучить гамму.
Что поможет быстрее научиться играть:
.
Начинать осваивать новые навыки немного страшно. Особенно, если речь идет о музыкальных инструментах. Тем более, когда нужно научиться играть на «гармошке», как ласково называют этот инструмент, начинающим с полного нуля. Кажется, что взрослому это уже невозможно, ведь нужно координировать не одну, а сразу две руки.
Но для учеников школы «Виртуозы» нет почти ничего невозможного в обучении на гармошке даже для начинающих. Опытные преподаватели научат вас красиво играть ваши любимые мелодии по методике «от простого к сложному». И уже через полгода вы выступите с номером на нашем отчетном концерте, даже если до этого вы никогда не держали инструмент в руках!
Научиться играть на гармони в школу «Виртуозы» приходят люди разного возраста и профессий, различной подготовки - как с нуля, так и с минимальным опытом.
Уроки на гармошке для начинающих - одно из самых занимательных процессов музыкального обучения.
Мы предлагаем различные серии уроков игры на гармони - для начинающих или опытных. Не уверены, что вам понравится? Тогда вы можете начать с короткого курса из 4 занятий.
Чтобы выбрать подходящий курс обучения игры на гармони, познакомиться с преподавателем и определиться со своим первым музыкальным номером, запишитесь на пробный урок. Он абсолютно бесплатный!
Запись ПРОБНЫЙ УРОК |
1 ЗАНЯТИЕ 1 занятие = 30 минут |
1 ПОСЕЩЕНИЕ |
1 занятие = 600 |
Запись Абонемент Rubato Посещения в свободном графике |
8 занятий 1 занятие = 55 минут |
2 месяца обучения максимальный срок абонемента |
8 занятий = 14 300 |
Запись Абонемент Presto |
48 занятий 1 занятие = 55 минут |
от 2 раз в неделю планируемая посещаемость |
48 занятий = 67 680 |
Запись Абонемент Vivo |
24 занятия 1 занятие = 55 минут |
от 2 раз в неделю планируемая посещаемость |
24 занятий = 35 280 |
Запись Абонемент Accelerando |
12 занятий 1 занятие = 55 минут |
от 2 раз в неделю планируемая посещаемость |
12 занятий = 18 360 |
Запись Абонемент Allegro |
8 занятий 1 занятие = 55 минут |
от 2 раз в неделю планируемая посещаемость |
8 занятий = 12 930 |
Запись Абонемент Adagio |
4 занятия 1 занятие = 55 минут |
1 раз в неделю планируемая посещаемость |
4 занятия = 6 900 |
Запись Абонемент Uno Для тех кому нужно здесь и сейчас |
1 Занятие 1 занятие = 55 минут |
1 посещение |
1 занятие = 1 900 |
Как научиться играть на гармошке?
Владение игрой на каком-либо музыкальном инструменте не перестает быть полезным навыком даже при повсеместном распространении плееров и других подобных устройств. Здесь большую роль играет не качество и громкость, а исключительная душевная составляющая живой музыки. Выбрав же в качестве приоритетного инструмента гармошку, удастся как представить друзьям известные современные композиции в новом свете, так и плотнее сблизиться с национальной культурой. При этом научиться играть на гармошке не сложнее, чем на многих других «мобильных» инструментах.
Для обучения игре на гармошке, баяне или аккордеоне можно воспользоваться несколькими способами. Первый - это отучиться в музыкальной школе. Здесь под началом профессионального преподавателя удастся освоить не только сам навык воспроизведения музыки, но и получить исчерпывающие знания об особенностях построения мелодии и чтении нот.
Это значительно облегчит самостоятельный подбор в дальнейшем и позволит расширять репертуар до бесконечности. Конечно, для обучения в музыкальной школе потребуется выполнять требования педагогов и тратить довольно много времени, но результат того стоит.
Второй способ предполагает обучение у уже умеющего играть на гармошке знакомого. Такой путь, подобно «дворовому» обучению игре на гитаре, дает возможность быстро научиться играть ограниченное количество композиций без умения читать ноты. Это весьма ограничивает как репертуар, так и общее музыкальное развитие, зато существенно экономит время.
Как вариант, можно попытаться освоить инструмент самостоятельно при помощи самоучителей и видеоуроков. Такой способ обладает положительными качествами двух предыдущих, но требует большой усидчивости, желания и некоторого таланта.
Он же является оптимальным вариантом в случаях, если посещение музыкального образовательного учреждения невозможно и нет знакомых, владеющих игрой на гармошке. Рассмотрим его подробнее.
Большинство версий самоучителей первоначально знакомит ученика с базовыми определениями и основными понятиями. Ни в коем случае не стоит пропускать такие уроки и приступать непосредственно к практике. Это существенно влияет на скорость овладения инструментом и развитие навыков игры.
Основной залог любых самостоятельных занятий по подобным методикам - последовательность и полное осваивание каждого урока. Соблюдение этих условий гарантирует быстрое и результативное завершение курса. После него же знаний обычно достаточно для свободного выбора и разучивания почти любых произведений.
Параллельно с обучением игре на этом инструменте можно уделять время и осваиванию его младшего брата, губной гармошке. Подробную информацию о ней можно получить в нашей статье .
Всем знакомы кадры из старых фильмов, в которых народные гуляния проходили под звуки гармони. Игра на этом музыкальном инструменте популярна и в наше время. Не потеряли актуальности и курсы обучения игры «на гармошке», с каждым годом все больше учеников записываются на уроки к репетиторам или в музыкальную школу.
Чтобы не искать опытного учителя по всей Москве, предлагаем приехать в школу «Виртуозы», где собраны лучшие педагоги столицы, а расписание обучения строится с учетом ваших мероприятий.
Хотите ощутить все преимущества обучения игре на гармони в «Виртуозах»? Запишитесь на пробное занятие , оно бесплатно.
Запись ПРОБНЫЙ УРОК |
1 ЗАНЯТИЕ 1 занятие = 30 минут |
1 ПОСЕЩЕНИЕ |
1 занятие = 600 |
Запись Абонемент Rubato Посещения в свободном графике |
8 занятий 1 занятие = 55 минут |
2 месяца обучения максимальный срок абонемента |
8 занятий = 14 300 |
Запись Абонемент Presto |
48 занятий 1 занятие = 55 минут |
от 2 раз в неделю планируемая посещаемость |
48 занятий = 67 680 |
Запись Абонемент Vivo |
24 занятия 1 занятие = 55 минут |
от 2 раз в неделю планируемая посещаемость |
24 занятий = 35 280 |
Запись Абонемент Accelerando |
12 занятий 1 занятие = 55 минут |
от 2 раз в неделю планируемая посещаемость |
12 занятий = 18 360 |
Запись Абонемент Allegro |
8 занятий 1 занятие = 55 минут |
от 2 раз в неделю планируемая посещаемость |
8 занятий = 12 930 |
Запись Абонемент Adagio |
4 занятия 1 занятие = 55 минут |
1 раз в неделю планируемая посещаемость |
4 занятия = 6 900 |
Запись Абонемент Uno Для тех кому нужно здесь и сейчас |
1 Занятие 1 занятие = 55 минут |
1 посещение |
1 занятие = 1 900 |
Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и, может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.
Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.
Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич, а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.
Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения - зачем. А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.
Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.
Главные задачи, на первом этапе:
1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.
А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)
2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.
Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.
Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.
С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.
Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.
Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.
Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность.
Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?
Общеизвестно, что навык - это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).
Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота - расположение на нотном стане и движений пальцев - нажатия нужной клавиши)
Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.
Подготовительные действия:
Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.
Кстати: ноты написанные на линии расположены на ряде клавиатуры дальнем от меха, а между линий – на ряде клавиатуры ближе к меху
Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.
Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.
Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).
Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).
Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.
Как играл гамму:
медленно, и на каждый удар ноги (счет "раз", но вслух произносить это не надо) и одновременно;
1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);
2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);
3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);
4. перехожу к следующей ноте;
Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.
"Мантра" для этой гаммы:
до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре - до
В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.
А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.
Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.
В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.
Кстати В школе, когда задавали выучить стихотворение, я учил его весь вечер - а запомнить не мог, а утром легко рассказывал его, без запинки. Поэтому и упражнения я делал не долго, т.к. сколько бы не повторял, все равно ошибался.
Занятие не весёлое для, но нужное.
Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.