Русские художники перов василий григорьевич. Почему знаменитый русский художник василий перов носил вымышленную фамилию Сообщение на тему перов художник

19.05.2021

Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник». Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н. Островского (кстати, страстного рыболова), показал картину «Охотники на привале» (1871 г.). В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 – «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки». В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» (1869 г.), «Охотники на лыжах» (1875 г.), «Охота на медведя в овсах» (1879 г.).

Став охотником, В. Г. Перов, правда, не посвятил себя всецело охотничьим сюжетам. Но этому не стоит удивляться. Сколько художников-охотников было в России, которые предпочитали писать обыкновенные пейзажи, портреты или натюрморты (даже без дичи). Василий Григорьевич одной картиной «Охотники на привале» с лихвой окупил своё «спокойное» отношение к охотничьему жанру. Вера в красоту, живущую в сердце человека, побудила его написать эту картину, хотя, может быть, она и не столь поэтична, как, скажем, «Птицелов».

Страстный охотник и ученик Перова К. Коровин в своих мемуарах без колебаний называет «Охотников на привале» и «Птицелова» лучшими из всех картин Василия Григорьевича. В одном из своих писем М. П. Мусоргский в числе произведений, поразивших его совершенством, называл три из «мира Перова»: «Крёстный ход в деревне», «Птицелов» и «Охотники на привале». «Они живут, так живут, что познакомишься и покажется – вас-то мне и хотелось видеть», – восхищался гениальный композитор.

В творчестве Перова середины 1860-х годов всё сильнее и сильнее стали звучать ноты суровой трагедии. Так, в образе «Гитариста-бобыля» (1865) он передал драму одинокого человека. Бобыль - то ли письмоводитель, то ли конторщик какого-либо купеческого заведения, приниженный и придавленный «маленький человек» – изображён художником с большой теплотой. В сгорбленной спине, в упавшей голове, в чертах преждевременно состарившегося лица, во всём облике ушедшего в тяжёлую думу и безрадостные воспоминания бобыля мы читаем его жизнь, полную горя и унижений. Этот незлобивый, забитый старичок бренчит на гитаре, утешаясь в углу бедного трактира бутылкой вина. Замечательный мастер психологического анализа, Перов свою повесть об этом человеке передал в маленьком полотне, обрисовал его всего двумя-тремя меткими штрихами.

В картине «Учитель рисования» (1867) художник поведал нам о неудачливой, тяжёлой жизни своего собрата по искусству. Рухнули мечты этого человека о художнической творческой работе. Надо искать заработок обучением рисованию глаз и носов, давать частные уроки избалованным барским детям в каком-нибудь богатом доме. В горестном раздумье, приниженный своим зависимым положением, скромный, добрый, преданный искусству учитель рисования ожидает своего богатого ученика. Жалкая судьба! Её не избежали сотни и тысячи одарённых художественных натур, не нашедших себе места в бесчувственном мире. Самому Василию Григорьевичу Перову грозила эта участь.

Картина «Утопленница» (1867) раскрывает язвы циничного города с другой стороны.

Тело утопленницы лежит на берегу Москвы-реки, освещённое рассветными лучами туманного утра. Вокруг никого нет. Только квартальный с тупым равнодушием посматривает на мокрый труп. Красивая стройная женщина распласталась на земле, точно убитая птица. Затерялась и погибла в сетях безжалостного общества поруганная и обманутая молодая жизнь.

В своих картинах, рисунках и набросках Перов затронул ещё ряд тем, посвящённых раскрытию социальных отношений и порождённых ими пороков. В наброске «Делёж наследства в монастыре» изображается страшная сцена грабежа имущества монахами, ворвавшимися в келью своего умирающего «брата»; один взламывает сундук, другой срывает покрывало с полумёртвого тела, третий выпивает оставшееся в бутылке вино.

Значительным произведением 60-х годов была картина «Последний кабак у заставы» (1868). Картина эта особенно поэтична. Уже надвинулись вечерние сумерки, догорает оранжево-лимонный закат. Две подводы с кутающейся женской фигурой в одной из них ждут не дождутся хозяина, забежавшего в последний кабачок «Расставание». Загорелись тусклые огоньки в окнах. Ветер свищет всё сильнее. Дорога манит в даль, за ворота заставы, домой. Когда же? Это щемящее чувство ожидания передано с огромной впечатляющей силой.

Перов обнаружил себя здесь тонким мастером психологического пейзажа. Он уже давно научился подчинять пейзаж задаче выражения идейного смысла картины. Как мастерски он использован в «Проводах покойника» и как самостоятельно он зазвучал в этой работе. Уже неясен силуэт ожидающих в полумраке лошадей. Белый с отсветами заката снег и глушь темноты создают тревожный контраст, трагическое ощущение. Тишина.

Картина полна глубокой грусти. Она вызывает тягостные размышления о человеческой жизни под этими обелисками с царскими двуглавыми орлами.

Живописец; родился 21 го декабря 1833 г. в Тобольске, умер 29 го мая 1882 г. в деревне Кузьминках, около Москвы. Отец его, барон Григорий Карлович Криденер, бывший губернским прокурором в Тобольске, не мог передать П. даже своего имени, так как… … Большая биографическая энциклопедия

Василий Григорьевич Перов автопортрет Василия Перова Дата рождения: 21 декабря 1833 (2 января 1834)(18340102) Место рождения … Википедия

- (1833/1834 1882), русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846 49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853 61; преподавал с 1871). Пенсионер АХ (1862 69, до 1864 в Париже). Член учредитель ТПХВ (см. Передвижники).… … Художественная энциклопедия

Русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступила (1846‒49; с перерывами) и в Московском училище живописи,… … Большая советская энциклопедия

Перов (Василий Григорьевич) один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме … Биографический словарь

- (1833/34 1882) российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины, обличающие нравы крепостнической России (Сельский крестный ход на Пасхе, 1861), проникнутые горячим сочувствием к народу (Проводы… … Большой Энциклопедический словарь

- (1833/1834 1882), российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины «обличительного» направления («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861) часто проникнуты горячим сочувствием к народу («Проводы покойника»,… … Энциклопедический словарь

В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. Перов Василий Григорьевич (1833 или 1834, Тобольск — 1882, село Кузьминки, ныне территория Москвы), живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина (1846—49, с перерывами) и в… … Москва (энциклопедия)

Один из лучших русских живописцев новейшего времени, род. в Тобольске 23 декабря 1833 г. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Василий Перов - русский художник-реалист 2-й половины 19-го века. Настоящая фамилия живописца тщательно скрывалась, так как он оказался внебрачным сыном. Это составило трагедию его юности, так как Перов не мог претендовать на наследство, титул отца и родственные связи.

Портрет Василия Перова. Художник Иван Крамской / Русский музей

Искусствоведы называют автора «певцом скорби», потому что большинство его произведений изображают бытовые трудности жизни простых людей, крестьян, неимущих, потерявших близких. Художник нашел призвание в бытовой исторической живописи и портретном жанре. Сегодня большинство работ автора выставлены в Третьяковской галерее в Москве.

Детство и юность

Василий Перов родился в Тобольске 21 декабря 1833-го (2 января 1834-го). Оказавшись внебрачным сыном прокурора, барона Георгия Криденера, он был обречен на биографию неприметного для родственников человека.


Киевская картинная галерея

Родители Василия были обвенчаны чуть позже, но его продолжали считать незаконнорожденным, поэтому фамилию отца он не получил. Поначалу в документах мальчика записали как Васильев благодаря крестному, а фамилия Перов появилась с легкой руки дьяка, преподававшего чистописание и видевшего успехи ученика.

Ситуация с происхождением мальчика казалась тем трагичнее, что род отца изобиловал известными людьми и был древним. Предки Криденеров служили дипломатами и ратовали за интересы Российской империи за рубежом.

Семья часто переезжала из-за деятельности отца. Просвещенный человек, Криденер рисковал, нередко выступая против власти, к тому же славился острым языком. За сатирические стихи барон был отстранен от службы и находился в поисках новой должности. Судьба заставила его побывать в Петербурге, Самаре, Арзамасе, скитаясь по родственникам. Счастьем оказалось приглашение стать управляющим в имении в Арзамасе. В 1843-м Перов стал учеником местного уездного училища.


Википедия

Видя творческие наклонности сына, отец устроил его в художественную школу Александра Ступина. Василию было 13 лет. Занятия прекратились после того, как юноша напился в компании новых приятелей на именинах знакомой. Вскоре отец потерял место, и семья опять переезжала. Окончательно вернувшись в Арзамас, родители решили вновь разрешить Василию занятия живописью. К этому периоду относится создание первых картин начинающего живописца: «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Деревенская тройка».

В 1853-м для получения высшего образования Перов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на интереснейшее окружение в лице , Аполлона Мокрицкого, Михаила Скотти и других, молодой человек пребывал в унынии. Юноше было негде жить, а денег не хватало даже на примитивные нужды. Ученику повезло: его приютил преподаватель Егор Васильев, узнавший, что Перов собирается бросить занятия из-за финансовых трудностей.


Третьяковская галерея

1856-й принес Василию Перову первый успех, означавший, что его труды не были напрасными. Художник выиграл малую серебряную медаль Академии художеств за этюд головы мальчика. В следующем году он стал обладателем большой серебряной медали за картину «Приезд станового на следствие». Становилось ясно, что живописец предпочитает бытовой жанр для реализации в творчестве, интересуется условиями жизни человека и становлением характера под влиянием среды.

Живопись

Школа живописи была окончена Перовым в 1861 году. В копилке художника оказалась золотая медаль 1-го класса за произведение «Проповедь в селе». Описав бытовой сюжет и специфичный социальный срез, в том же году Перов создал картину, аналогичную по стилю и тематике, «Сельский крестный ход на Пасху».


Третьяковская галерея

Оба произведения описывали российскую действительность, невежество и безнравственность, царящие в низших слоях населения. Критики обсуждали работы мастера, его смелость, мастерство. Дискуссии вокруг произведений привели к тому, что картину было запрещено демонстрировать в России. Но ее приобрел под страхом неодобрения Синода и ссылки для автора творения.

Несмотря на споры вокруг творчества, Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах». На ней ленивый священник находится за столом и пьет чай, а рядом стоят голодающие нищие, которых верный слуга не подпускает к господину.


Третьяковская галерея

1862 год принес Перову стипендию и содержание, пожалованное Императорской академией художеств, а значит, он мог отправиться за границу. Бывая в европейских городах, живописец делал зарисовки бедных кварталов, обращал внимание на работу простолюдинов и жизнь обездоленных. Сюжеты, подмеченные им, легли в основу картин «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и др.

Вдали от дома Перов тосковал и до завершения стажировки за рубежом просил Совет академии художеств о возвращении на родину. Художник мотивировал свое желание отсутствием вдохновения и удовлетворенностью от созданных на чужбине работ.


Третьяковская галерея

На родной земле он продолжал работать в направлении реализма, интересуясь социальным контекстом. К 1860-м на картинах автора появлялись городские дети, служащие высокопоставленных чиновников, крестьяне. В 1869-м Перов стал участником кружка «передвижников». Товарищество передвижных художественных выставок впервые открыло экспозицию в 1871 году. На ней, помимо картин «Рыболов», «Охотники на привале», Перов представил и несколько портретов.

Василий Перов пробовал себя в качестве педагога, преподавая в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а также делал первые шаги на литературном поприще. Его рассказы имели в основе сюжет о художественном опыте мастера. Из-под пера художника вышли «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».


Третьяковская галерея

Несколько абстрагировавшись от социальной тематики, Перов увлекся зарисовками жизни русской деревни и портретами. На его полотнах появлялись литераторы , кисти автора принадлежит «Портрет Ф. М. Достоевского». Последний называют ярким примером русской портретной школы.

Василий Перов проникся интересом к исторической живописи и собирался написать 3 полотна, посвященные восстанию . Свет увидела только картина «Суд Пугачева». Остальные сюжеты сохранились лишь в виде набросков. В 1881 году автор завершил последнюю работу «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Личная жизнь

Не только история, связанная с происхождением, тяготила Василия Перова. Вдохновение и одновременно тяжелую печаль приносили ему трагедии, связанные с личной жизнью.


Арт-Поиск

В 1862-м художник женился на племяннице профессора Елене Шейнс. Жена скоропостижно скончалась, оставив на его попечении трех детей. Вскоре погибли двое старших. Выжил лишь Владимир, младший сын, который, как и отец, посвятил себя живописи.

В 1867 году Василий женился повторно, но новый брак не смог исцелить его. Память о горькой утрате вновь и вновь приводила его к работе над новыми произведениями. В них Перов искал отдушину.

Смерть

Интересный факт: Василий Перов оказался не только талантливым живописцем. Он взрастил и воспитал как педагог нескольких художников, оставивших весомый вклад в русской культуре: Николая Касаткина, Андрея Рябушкина и других.


Могила Василия Перова / Kisavinov, Википедия

Живописцу был отведен недолгий век. Он скончался в 1882 году, в 48 лет. Причиной смерти стала чахотка. Он нашел последний приют в подмосковной больнице в деревне Кузьминки. Могила Василия Перова располагается на кладбище Донского монастыря. Ее украшает памятник, созданный Алексеем Елецким.

Картины

  • 1857 – «Приезд станового на следствие»
  • 1861 – «Проповедь в селе»
  • 1861 – «Сельский крестный ход на Пасхе»
  • 1864 – «Продавец песенников»
  • 1865 – «Проводы покойника»
  • 1866 – «Тройка»
  • 1867 – «Утопленница»
  • 1868 – «Сцена у железной дороги»
  • 1870 – «Автопортрет»
  • 1871 – «Рыболов»
  • 1875 – «Суд Пугачева»
  • 1881 – «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Картины Василия Перова и его необычное творчество имели огромное влияние для общества того времени, побуждающее к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствует справедливость, добро и понимание. Отказываясь от легких тем написания картин, где художник Перов вполне вероятно мог заслужить огромную славу, он ведет закрытую жизнь, создавая произведения языком красок на полотне обличающие несправедливость в русском обществе, как Гоголь высмеивая в своих работах зажравшуюся богатую прослойку общества с ее отвратительной чванливостью и лизоблюдством.

В жизни любого общества иногда наступают моменты, когда необходимо что либо менять, инициаторами этих перемен выступают отдельные личности побуждающие общество к прозрению и воспитанию добропорядочности. В русской живописи Василий Перов один из первых художников, кто раскрывает запретную среди многочисленных своих коллег тему правды того времени, заглядывая во все потаенные уголки самобытного образа жизни угнетенного народа.

Василий Григорьевич Перов краткая биография. Василий Перов родился в городе Тобольске 10 июня в 1834 году, в семье барона Георгия Криденера. Будучи незаконно рожденным сыном Криденера, в то же время Перов носил фамилию Васильев, унаследованную им от имени крестного отца. И самое удивительное, фамилия Перов, поначалу это было даже прозвище, нареченное ему его учителем по грамматике, за успешное владение пером для написания писем. Впоследствии прозвище Перов закрепилось за ним, как его, уже знакомая нам фамилия художника.

В дальнейшем Перов поступает на учебу в уездную школу в городе Арзамасе, где получил первые навыки по рисованию и живописи а в 1853 году Перов приезжает в Москву и здесь поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. Уже к 1856 году он заслуживает малую серебряную медаль, за небольшой этюд головы мальчика. В 1858 году молодого художника награждают уже большой серебряной медалью за работу Приезд станового на следствие.

Все эти этапы учебы Перов много работает достигая очередной награды в 1860 году малой золотой медали за произведения Сцена на могиле и Первый чин - Сын дьяка, произведенный в коллежские регистраторы. И наконец самая главная награда, которая редко кому давалась в академии, Василий Перов получает в 1861 году большую золотую медаль за картину Проповедь в селе, получив при этом право на оплаченную академией заграничную поездку. в 1862 году Василий Перов пишет обличительное произведение, картину Чаепитие в Мытищах

В это же время художник охотно и воспользовался предоставленной возможностью предоставленной ему академией пенсионерской поездки и посещает Германию и Францию где его привлекает местная уличная жизнь, на основе этого он создает некоторые свои картины: Продавец статуэток, Савояр, Шарманщик и другие. Но все это творчество не совсем устраивало художника Перова его тянуло к родным местам, в которых он мысленно предчувствовал много интересного для создания новых своих картин.

В 1864 году Перов возвращается на родину, хотя имел полное право остаться за границей до окончания срока, предоставленного академией. В Москве он снова вливается в творчество создавая ряд картин: картина Монастырская трапеза, в которой трапезничает монастырское духовенство. Картина навеяна явно подчеркнутой критикой художника к написанным в произведении персонажам и достоверностью образов священнослужителей тех времен.

Картина Проводы покойника, где Перов остро передает на полотне чувство горя персонажей картины. Это произведение было высоко оценено Стасовым В.В.,Тройка - картина демонстрирует нелегкий труд детей. Стараясь вызвать сострадание у зрителя, Перов остро подмечает в картине те жуткие времена, когда без зазрения совести детей нанимали на трудную работу за гроши.

Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, в которой художник описывает нелегкое унизительное положение наемных людей, в данном случае гувернантки, которую надменно осматривает чета купеческой семьи, Учитель рисования, здесь художник характеризует неудачно сложившуюся судьбу его коллеги Шмелькова П. М.

На смену обличительным работам Перов пишет картины в которых художник изображает простые сценки, любимых занятий и страстных увлечений простого народа.

Птицелов картина где Василий Перов показал душевный трепет заядлых птицеловов, с азартом ожидающих попадание птиц в западню, за это произведение художник получает долгожданное звание профессора.

Рыболов картина - здесь Перов душевно с некоторой иронией характеризует обычного рыбака на берегу реки, страстно следящего за поплавком в ожидании затянувшегося поклева.

Очень примечательна знаменитая картина Охотники на привале, которую и по сей день все очень любят, описывая действия ее героев, восторженно о картине отзываются многие охотники. В картине Перов ярко раскрывает зрителю характеры трех охотников отдыхающих на привале после интересной охоты.

В 1871 году Василий Григорьевич Перов уже имея должность профессора преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В это же время критически настроенный к академическим порядкам, вступает в ряды художников передвижников, где сразу же выставляет свои картины на всеобщее обозрение, удостаиваясь, как похвал от коллег и писателей так и критики от консервативных кругов общества.

Иногда художник Перов обращается к портретному творчеству и пишет ряд портретов Борисовского А. А., друга художника врача Бессонова В. В., писателя Писемского А. Ф. и портрет композитора Рубинштейнов Н. Г. , и историка М. П. Погодина, знаменитого писателя Достоевского Ф. М. и портрет купца Камынина.

В 1875 году художник пробует себя в творчестве писателя, некоторые статьи издаются в в журнале Пчела, также он описывал некоторые рассказы. воспоминания из своей жизни.

Обращаясь к религиозной теме он создает несколько работ среди которых: Христос в Гефсиманском саду, Снятие с креста и Распятие. Некоторое время художник пишет картины относящиеся к русской истории среди которых, Пугачевцы, Никита Пустосвят и Плач Ярославны и др. .

Часть последних работ художника считалась современниками, как не совсем удавшимися, то есть работы более позднего периода уступали его ранним произведениям, да и жизнь Василия Перова складывалась не очень удачно в конце шестидесятых годов. Первым этапом неудач была смерть его жены в 1869 году, позднее он похоронил 2-х старших его детей. в 1874 году он заболевает чахоткой, которая по тем временам была просто бедствием и лечению современными медикаментами не поддавалась, болезнь прогрессировала до 10 июня 1882 года, в это время художник не выдержав мук болезни скончался.

Печать "незаконнорожденного" преследовала Перова от рождения до той поры, когда великий художник перестал быть чьим-то сыном, а стал самим собой - яркой и неординарной личностью. Его фамилия - результат "остроумного" прозвища, которое он получил от своего первого учителя дьячка-запивашки, данное за изящное владение пером.

Немного о родителях

Отцом художника был барон Криденер, служивший прокурором в далекой сибирской губернии. Герб Криденеров изобилует королевскими лилиями, единорогами и розами, что свидетельствует о древности и знатности. Из Криденеров вышло много блестящих дипломатов, служивших Российской империи в Новом и Старом Свете.

Мать героя - Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать. А больше ничего не известно.

Несмотря на то, что вскоре после рождения Василия барон Криденер и Акулина Иванова обвенчались, ни фамилию свою, ни титул отец своему первенцу не смог передать. Василий был приписан к арзамасским мещанам с фамилией Перов.

Детство

С самого рождения Василия семья Криденера постоянно куда-то переезжала. Поначалу это было связано со службой отца, затем, после скандала в Архангельске (барон Криденер был человеком образованным и воспитанным, но вот на язык весьма несдержанным) из-за сатирических стихов, описывающих всех фигурантов губернской администрации, службу пришлось оставить. Теперь скитания семьи были связаны с поисками новой службы. , Ливонские губернии, Самара, Арзамас - везде жить приходилось у многочисленных родственников, что не делало атмосферу в семье полностью счастливой.

Наконец, когда барон потерял всякую веру, к нему поступило предложение поступить на службу управляющим большим имением. Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе. Через три месяца учение закончилось (однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: "Нет!"). После того, как место управляющего барон потерял (ну не мог сдержаться Криденер от колкостей), семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина. На этот раз мама из вида сына не выпускала и учеба возобновилась.

Юность

В 1853 году 20-летний Перов поступает в Московскую школу живописи и ваяния. Обучение он начинает под руководством опытного педагога Васильева, который быстро разглядел недюжинный талант в новом студенте и всячески ему помогал. Уже во время учебы Перов получает малую серебряную медаль за скромный эскиз. Потом их будет много - медалей. Но эту, первую, художник всегда вспоминал с особой теплотой. Последней ученической работой становится картина "Первый чин", которая принесла молодому художнику малую золотую медаль.

По окончании училища, Перов своими работами сильно будоражит общество: , "Проповедь в селе", - каждая работа - обличение, каждая - как выстрел в лицемерие, ханжество, малодушие. Над головой Перова начинают сгущаться тучи, Священный синод раздражен и раздосадован. Только большая золотая медаль академии, получение стипендии и отъезд в Европу утихомирили страсти. Юность закончилась.

Зрелость

Перову за границей было скучно, несмотря на несколько замечательных работ, привезенных оттуда. Он даже обращается к Академии с просьбой о разрешении вернуться досрочно. была ему необходима для вдохновения, для воплощения идей, для жизни.

На родине художник работает весьма плодотворно. Скоро о новом таланте заговорила критика и прогрессивная общественность. Каждая картина вызывает бурю восторгов среди литераторов и молодежи, а также бурю негодования у консерваторов. Сюжеты картин , "Деревенские похороны", обличают, вопиют, призывают. В каждой работе читается отношение самого автора к происходящему, его гражданская позиция, его боль.

Одновременно Перов создает целый ряд блестящих работ рассказывающих о быте и радостях простых людей. Картины , "Рыболов", радуют зрителя своей прозрачной радостью, атмосферой любви и веселья.

Отдельно стоит сказать о плеяде гениальных портретов, написанных художников в период расцвета. Достоевский, Рубинштейн, Островский, Майков, Даль - Перов оставил потомкам глубокие психологические портреты талантливейших людей своей эпохи. Тех, кем гордится Россия.

Перов не только великий художник, но и не менее великий педагог. Под его руководством в московском училище живописи и ваяния вырос не один десяток художников, составляющих гордость .

Неполные полвека отпустил Господь Перову на земную жизнь. Чахотка, болезнь в то время неизлечимая, прервала творческий путь великого мастера. Маленькая больница в деревне Кузьминки под стала последним пристанищем живописца. Прах его ныне покоится на кладбище Донского монастыря.