Рисуем траву, землю и камни. "Как нарисовать иллюстрацию «Пересекая Пустыню»"

30.04.2019

Количество пейзажей, которые можно срисовывать с натуры, просто бессчетно. Это и горные просторы, и морские дали, и лесные тропы, и цветущие сады… Список может быть бесконечным, но в данной инструкции мы рассмотрим, как нарисовать пустыню. Очень редко художники изображают данный ландшафт на своих холстах, так как полагают, что он крайне скучный и однообразный. Мы перевернем это ложное суждение и расскажем, как сделать даже самые опустошенные земли в природе яркими и красочными на бумаге. Что же, читайте и смотрите ниже, как нарисовать пустыню поэтапно.

Делаем эскиз Сахары

Это самая большая пустыня на нашей планете, которая полностью покрыта золотыми песками. Они образуют непроходимые дюны, которые из-за ветров постоянно меняют свое местонахождение. Небо над таким рельефом всегда яснее ясного, голубое и насыщенное. Солнце светит настолько ярко, что его точное положение уловить невозможно. Что же, мы собрали самые важные факты о местности и теперь примерно ориентируемся в том, как нарисовать пустыню исходя из этого. Наносим эскиз: линия горизонта, легкие очертания барханов. Затем такими же тонкими линиями обозначаем бедуинов и их верблюдов. Учитывайте при этом перспективу. Вот эскиз и готов.

Второй этап

Теперь пришло время придать рисунку более точные очертания. Для этого пририсовываем тщательно барханы, все песочные перепады и горки, то же самое проделываем с людьми и животными, которые есть на изображении. Тут мы отметим, что надо не только знать, как нарисовать пустыню, чтобы такой рисунок получился качественным. Важно уметь улавливать пропорции людей, а также соизмерять их с просторами местности. Если с этой задачей вы справляетесь, то работа почти что сделана.

Тень и свет

Несмотря на то что в Сахаре постоянно жарит солнце, есть и такие уголки, где образуется тенек. Это участки, расположенные за барханами, на которые попадают прямые лучи, это тени идущих караванов, или же одиночных растений, которые тут встречаются. Все это необходимо передать на рисунке, и для чего мы используем прием штрихования. С помощью мягкого карандаша создаем тень в нужных местах. Причем в более глубинных уголках она должна быть максимально темной, а чем дальше от них - тем светлее. Постепенно тень должна рассеиваться и превращаться в свет, которым озарена вся пустыня.

Как нарисовать пустыню, в которой нет песка?

На нашей планете встречаются и такие пустошные места, где очень сухо и солнечно, но при этом привычных песочных барханов нет. Такие местности есть в Америке, и характерны они просохшим напрочь грунтом и небольшими скалами, которые образуют долины. Изобразить такой пейзаж еще проще, чем предыдущий. Для этого понадобится сначала набросать эскиз, который будет включать в себя положение всех скал, всех кактусов и прочих элементов местности. Так у вас появятся долины, которые будут уходить в перспективу. Следующий этап - прорисовка грунта, скалистых пород, перепадов в рельефе. В завершение наносим на бумагу тени, а их тут будет более чем достаточно. Лучше всего будет такой рисунок залить краской, сделав отдельный акцент на оттенках неба. Ведь в американских пустынях вся красота кроется именно в этом.

Чтобы досконально понять, как нарисовать пустыню карандашом, необходимо ознакомиться с правилами перспективы. Нужно найти точку в своей картине, которая может быть на листе (что сделает изображение более «школьным») или же за его пределами (так рисунок станет более профессиональным). Если вы изображаете в пустыне какие-либо объекты (людей, растения, животных), их в первую очередь надо вписывать в свою перспективу. Также вы должны уметь рисовать эти объекты по всем правилам, иначе даже самый будет испорчен некорректными пропорциями.

Пустыню лучше рисовать цветными карандашами. Поскольку вам предстоит изобразить большое пространство, лист лучше положить горизонтально. В пустыне линия горизонта просматривается практически отовсюду. Именно с нее и следует начать. Проведите примерно посередине листа, соединив его короткие стороны, горизонтальную линию. На первом этапе можно провести ее твердым простым .

Линия горизонта не должна быть идеально ровной. На ней могут быть выпуклости и впадины.

Холмы и впадины

Ветер в пустыне бывает не так уж редко. Он переносит массы песка с одного места на другое. Образуются неровности – песчаные холмы, которые в некоторых регионах называют барханами. Барханы могут иметь разную высоту. Обратите внимание на то, что на картине предметы, которые находятся ближе к зрителю, кажутся крупнее тех, что расположены на заднем плане.

На поверхности листа, на котором уже нарисована линия горизонта, ближние объекты будут располагаться ниже тех, что вдали. Нарисуйте несколько барханов на разных планах. Их можно изобразить в виде тупых углов, вершины которых смотрят вверх.


Вершины углов можно слегка скруглить. Песчаные холмы можно нарисовать и в виде дуг, выпуклые части которых направлены вверх.

Растения и животные

Что растет в пустыне? Обычно колючие сухие растения, которым нужно совсем мало влаги. Это может быть саксаул – небольшое деревце с кривыми стволами. Если вы рисуете американскую пустыню, то там к месту окажется, например, кактус. Нарисовать его просто. Это может быть просто овал, на котором растут иголки.

Впрочем, кактусы могут принимать самую причудливую форму, так что простор для фантазии художника есть. Под кустом может сидеть небольшая змейка или кто-нибудь из грызунов. Можно пустить по пустыне и караван из нескольких .

Как передать пространство

Вне зависимости от того, рисуете вы пустыню простым карандашом или цветными, вам нужно передать особенности ландшафта. Лучше всего это сделать с помощью штриховки. Накладывайте штрихи в разных направлениях. Например, рисовать бархан можно длинными линиями, расходящимися книзу. Хорошо будет смотреться и другой способ – накладывать по всей поверхности группы штрихов, идущих в разных направлениях.

На небе достаточно провести несколько свободных линий, параллельных горизонту. Деревья и животных можно просто обвести более мягким карандашом. Не забывайте, что предметы на переднем плане кажутся более яркими и имеют четкие очертания. Объекты, расположенные дальше от зрителя, выглядят светлее и имеют несколько размытые контуры.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как рисовать пустыню? Сафонова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа № 25» г. о.Балашиха, 2013г. 4 класс

Загадка. В ней песков большие груды Называются барханы, И по ним идут верблюды, Растянувшись караваном. Пустыня

Легкими (без нажима) линиями карандаша нанесите волнообразные линии. Сначала определите линию горизонта, а потом рисуйте пустыню с барханами, но помните, чем дальше барханы, тем меньше они будут по размеру. 1

Нарисуем небо. Возле горизонта небо всегда светлее, чем над головой. Сначала намочим бумагу, чтобы краска ложилась более ровно и легче растекалась. Обмакните кисть в воду, и намочите влажной кистью всю область неба до горизонта. Подождите, чтобы бумага стала влажной. После этого возьмите на кисть голубой краски и нанесите горизонтальную полосу вдоль верхнего края бумаги. Надо, чтобы образовался плавный переход от яркого голубого цвета, к прозрачному почти белому цвету. Но каждую новую горизонтальную линию проводите так, чтобы она немного захватывала предыдущую. 2

Когда небо подсохнет, точно так же рисуем пустыню. Смачиваем дальние барханы, и делаем растяжку желтого или оранжевого, от светлого тона к темному. Первый мазок делаем чуть окрашенной водой и в каждый последующий мазок добавляем немного цвета. 3

Написав барханы на горизонте, даем им просохнуть, и точно так же смачиваем следующий ряд барханов и снова прописываем их с помощью растяжки от светлого к темному цвету. 4

Точно так же продолжаем писать каждый следующий ряд барханов. Не забывайте о правилах перспективы: то, что ближе к нам прописываем более четко, то, что дальше от нас пишем с меньшей четкостью. 5

Добавим тени. Например, если солнце будет светить слева, то тени будут с правых сторон холмов. На дальнем плане тени мягче, на переднем более резкие. 6

Вот что у нас должно получиться. 7

Тонкой кисточкой н аметим следы на песке, а несколько вертикальных мазков создадут эффект ушедшего вдаль каравана. Вместо каравана можно нарисовать кактус, или ящерку. 8

Работа закончена. Можем вставить её в рамку. 9

http://www.mogut-vse.ru/ludy/index.php?option=com_content&view=article&id=72%3A-4-&catid=44%3A2011-02-18-23-16-48&Itemid=97 http://nowa.cc/showthread.php?s=3ff219f00dae3e2cbc2431b731ba6e3c&p=4465347 http://rewalls.com/pic/201106/1280x1024/reWalls.com-36105.jpg http://www.wallpapers10.net/wp-content/uploads/images/b7/landscapes.jpg http://gallery.molodej-ka.com/content/6priroda/pystuni/ek8igBND8yOb9JYYj5l-w.jpg http://motorld.com/r/walls_full/store_1024/nature/1e5f90e80403c1353359320e18bfbbbc.jpg Ресурсы: Сафонова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа № 25» г. о. Балашиха, 2013г.


Об иллюстрации: этот рисунок был моим личным проектом, я хотел изобразить экзотический пустынный пейзаж, излучающий ощущение чего-то мистического. Работа была создана в Photoshop CS3, за 8 часов в совокупности двух дней.

Как вы потом увидите, я использую прием масс-пейнтинг, и работаю без предварительного эскиза. Я выбрал несколько картин Жана-Лина Жерома (Jean-Lean Gerome) похожей тематики, и использовал их в качестве образцов для цветовой палитры и композиции. Очень рекомендую изучать работы классических художников, чтобы лучше понимать различия в художественных техниках.

Учитывая горизонтальную направленность композиции рисунка, я выбрал довольно широкий формат холста. Начинаем с проведения линии горизонта, размещая ее чуть выше середины холста. Используя Градиент (Gradient tool), я добавил небо и землю, выбрав довольно ненасыщенные цвета (насыщенность им я собираюсь придавать постепенно в ходе работы). Я также сделал линию горизонта мягкой (размытой), чтобы она была податливой к изменениям.

Следующий этап – рисование неба, в основном я использую серо-голубые оттенки и немного земляного цвета, чтобы поддержать гармонию земли и неба.

Земля рисовалась в том же стиле, простыми манипуляциями. Мне хотелось создать более каменистую пустыню, что дало бы возможность отразить тона неба на этих скалистых камнях.

Было бы хорошо, если бы вы использовали несколько слоев: для фона, земли и деталей на переднем плане. Таким образом, вы сможете менять свою композицию, не повредив ничего важного.

На этом этапе я добавляю немного грозовых облаков, чтобы добавить одновременно и драмы и интересных элементов. Чтобы не тормозить процесс, я использовал свои пользовательские кисти в виде облаков – на их создание у меня ушло всего пара минут. Я также добавил несколько скальных камней на переднем плане, чтобы привлечь к этой области внимание зрителя.

После того, как мы подготовили ландшафт, самое время приступить к ключевым элементам композиции. Прежде чем начать работу над скелетом, я изучил несколько фотографий скелета китов, чтобы иметь четкое представление о том, что хочу изобразить. У меня не было намерения нарисовать скелет какого-то конкретного обитателя нашей планеты, но я хотел, чтобы он был правдоподобным. Я использовал первичный (простой) цвет и маленькую кисть, чтобы нарисовать общий силуэт. Пришлось немало потрудиться, чтобы получить желаемый результат. Хоть кости и являются органической формой, крайне важно вписать их в рамки линейной перспективы, чтобы создать иллюзию формы в пространстве. Наездник на верблюде был нарисован в такой же манере – сначала общий силуэт, затем свет и тени.

Когда общая композиция готова, можно заняться доработкой костей. Так как мне изначально понравился эскиз скелета, он не особо изменился в ходе работы над иллюстрацией. Основная сложность здесь заключалась в правильной передаче перспективы.

На этом этапе почти все собралось в одно целое. Я немного поработал над облаками и подогнал верблюда с наездником по масштабу относительно скелета. Также я добавил «атмосферный слой» с помощью мягкой кисти и цвета, взятого с фона. Таким образом, на рисунке появилась глубина – задний фон отодвинулся дальше, а в центре внимания остались скелет и наездник на верблюде.

Последний крупный шаг в процессе рисования заключался в доработке и детализации ландшафта, в процессе работы над котором я отключил все отвлекающие слои. Больше всего здесь использовались различные точечные кисти, чтобы добиться нужной текстуры. Чтобы добиться реалистичного вида, нужно просмотреть множество фотографий, изучить цвета, светотени и границы до того, как приступить непосредственно к рисованию, а затем, увеличивая масштаб в определенных зонах, локально работать над дополнительными мелкими деталями.

В большинстве случаев мной использовались две стандартные кисти Photoshop’а – одну из них, похожую на грубую губку с мягкими краями, я использую для накладывания тонов, а вторая – меловая кисть – очень хорошо подходит для добавления текстуры.

Здесь я хотел показать вам, как можно использовать кривые линии в своей композиции для привлечения внимания зрителя к главной фокусной точке на иллюстрации. Обратите внимание, как скелет, ландшафт, облака, и даже птицы в небе ведут взгляд на наездника.

На этой планете существует множества вдохновляющих и не очень мест. Прежде я уже рассказывал о морях, лесах, горах, а теперь будет урок о том как рисовать пустыню. Пустыня — от слова пусто — место, где мало кто живет, и вообще может выжить. Там живет только песок, миражи и скорпионы. Большинство попыток приручить пустыню провалились в песок, причем в прямом и переносном смысле. И не только из-за отсутствия воды. Днем там настолько жарко, что можно приготовить омлет без огня, а вечером температура может опуститься ниже ноля. Если все же Вы жаждете приключений и собираетесь отправиться в путешествие в дикие места, не забудьте пройти курс выживания от Беара Грилза, взять с собой нож, кремень, флягу с водой и написать завещание.

Вещи, которые нужно знать о пустынях и песках, чтобы иметь хоть маленькую возможность выжить:

  • Вся её злая мощь находится, в основном, в центре. По краях можно спокойно организовывать песочницы для детей и аквапарки, там безопасно;
  • Наличие песка не означает, что Вы находитесь в пустыне. Вполне вероятно, что вы на пляже, или любом другом месте. Запомните пустыня — это место, где нет признаков жизни;
  • Единственный ориентир для Вас — это звезды, другие предметы, встретившиеся у Вас на пути либо караваны, либо мираж;
  • Любая растительность — источник воды и влаги, даже засохший ручей может вывести вас к цивилизации.

А для тех, кто предпочитает скучную спокойную жизнь, и не любит рисковать своей задницей, рекомендую просто взять карандаши и листик бумаги и срисовать:

Как нарисовать пустыню карандашом поэтапно

Шаг первый. Для начала набросаем линию горизонта и рельеф местности.
Шаг второй. Теперь обозначим места расположения верблюдом и бедуинов.
Шаг третий. Обведем контуры тел, а также изобразим тень, падающую на песок.
Шаг четвертый. Теперь самый сложный момент, это штриховка. Необходимо сделать рисунок как можно реалистичнее, попробуйте повторить:
Получилось у Вас? Показывайте свои работы. Прикрепить рисунок можно прямо под этой статьей.