Рисование на холсте маслом. Рисование маслом. Безопасность прежде всего

09.07.2020

Живопись маслом - это самая популярная и любимая техника многих всемирно известных художников, как прошлых столетий, так и нашего времени. Благодаря своей пластичной структуре, масляные краски долго сохнут, что дает возможность исправить рисунок на протяжении долгого времени. Живопись, выполненная маслом, всегда смотрится изящно и изыскано. Научиться рисовать маслом – задача хоть и трудная, но приносит море удовольствия художнику. Если Вы еще не освоили эту технику – начинайте прямо сейчас: кто знает, может, у Вас скрыт будущий Айвазовский или Васнецов? Что же нужно иметь начинающему художнику для рисования маслом?

Перечень необходимых предметов для рисования маслом

  1. Масляные краски.
  2. Кисти: можно использовать кисти из натуральной щетины и из синтетики (выбор кисти зависит от того, какой суммой Вы располагаете и какого результата хотите добиться).
  3. Деревянная палитра.
  4. Масленка для разбавителя.
  5. Разбавитель (используется для того, чтоб краски не были слишком густые).
  6. Холсты (одинаково хороши и холст на подрамнике, и холст на картоне, и грунтованный картон).
  7. Специальная жидкость для мытья кистей.
  8. Кистемойка.

Масляные краски – краски, созданные из масла, пигмента и скипидара. Для масляных красок используется льняное, конопляное, маковое, ореховое или сафлоровое масло. Пигменты влияют на цвет краски и могут быть синтетическими и натуральными. Картины, написаны маслом, долгие века остаются в замечательном состоянии: высыхая, масляные краски сохраняют свой цвет, они не боятся света и мороза. Благодаря пастообразной структуре, масляные краски обладают замечательными кроющими способностями.

Кисти : масляные краски лучше всего наносить натуральными кистями из щетины или синтетическими кистями. У каждого художника должны быть кисти разной жесткости и разной формы – это поможет отобразить желаемую структуру картины и сделать четкими даже маленькие детали.

Деревянная палитра – это незаменимая вещь в арсенале художника, любящего рисовать маслеными красками. Для удобства у Вас должно быть две палитры: одна большая - для рисования в студии, вторая – маленькая выездная. Обратите внимание на то, что пластиковая палитра для рисования маслеными красками не подходит.

Масленка – специальная посуда для разбавителя, которая с помощью специального зажима крепится к палитре.

Разбавитель используется для того, чтобы краски были менее густыми. Для масленых красок в качестве разбавителя чаще всего используют петролеум, тройник или льняное масло. Кстати, людям, которые негативно реагируют на запахи и аллергикам, лучше использовать именно петролеум, поскольку он не имеет никакого запаха.

Холст – это материал, на котором пишут картины. Разновидность холстов в наше время могут смутить художника-новичка. В любом магазине художественных принадлежностей можно ознакомиться с большим выбором холстов на подрамнике или на картоне и холстов, смотанных в рулон. Холсты изготавливаются из льна или хлопка, что делает разнообразной их структуру – от мелкозернистой до крупнозернистой. Чаще всего художниками используются среднезернистые холсты.

Жидкость для мытья кистей – это специальное средство для очистки кистей от остатков краски. Такой жидкостью отмыть кисть гораздо легче, чем другими разбавителями, да и при правильном уходе кисть прослужит гораздо дольше.

Кистемойка – небольшая посудина, зачастую имеющая форму небольшого ведерка, с вмонтированной сверху спиралью, для закрепления кисти. С помощью кистемойки, в жидкости для мытья находиться только нужная часть кости, что позволяет сохранить рукоять кисти от повреждений.

Купить, качественные масляные краски , а также все необходимые принадлежности для масляной живописи Вы можете в нашем магазине. Будем рады помочь Вам!

Меня зовут Татьяна. И когда-то, не очень давно, я даже и не представляла, что умею рисовать. Но в один прекрасный момент звезды выстроились на небе для меня, и это случилось. У меня дома оказались краски. Да не просто акварель или гуашь, а масляные! И все началось именно с них. Теперь, спустя почти 4 года, я пишу красивые картины. Конечно, в моих работах можно найти и неточности,но я все еще учусь, пусть и самостоятельно обучаясь. Но как же прекрасно, когда ты можешь запечатлеть то, что видишь и чувствуешь! Весь мир меняется, когда ты - художник! Это такое удовольствие!

Я поняла одно - не надо бояться что-то пробовать, делать. А вдруг это твое? Ведь ты сам о себе много можешь не знать. Но начинать с чего-то ведь надо? И, оказывается, много людей хотели бы попробовать писать-рисовать масляными красками, но не знают с чего начать. Лучше всего, конечно же, записаться в студию, на курсы, где профессиональные художники-педагоги обучат вас этому. Но бывают такие ситуации, когда на это нет времени, не с кем детей оставить или просто на это не хватает денег, а так хочется рисовать, да не просто карандашом (хотя это тоже совсем непросто), а маслом.

Вот и решила рассказать вам об этом, поделится своим опытом. Я непрофессиональный художник, поэтому, возможно, кому-то некоторые мои советы покажутся неправильными. Но и пишу я эту статью,в основном, рассчитывая, на тех людей,которые будут создавать картины для украшения своего интерьера и в подарок близким и друзьям, а также всем тем,кто хочет научиться выражать свои чувства и впечатления красками на холсте. С чего-то ведь надо начинать? А если у вас окажется талант к этому делу и увлечетесь не на шутку, то будете совершенствоваться дальше, выбирая свой путь обучения.

В данной статье я не буду рассказывать о всех тонкостях и законах живописи,да это и не расскажешь за один урок(об этом постараюсь упомянуть на примере мастер-классов в последующих выпусках журнала) , для начала дам вам информацию о материалах для живописи.

Профессиональный художник видит в живописи способ оставить в мире после себя свои творения. Для художника-любителя искусство- это возможность уйти в волшебный мир творчества, испытать восхитительное чувство вдохновения, которое так редко нас посещает в повседневной жизни.

О КРАСКАХ

Краски бывают разные. Это и акварель, гуашь, акрил, пастель, масляные,темперные. Изображения, выполненные первыми двумя, относят к графике. Пастель можно отнести и к графике, и к живописи, в зависимости от техники написания. Картины, выполненные акрилом, маслом, темперой называют живописными. Т.к. я сама работаю в основном с масляными красками, то и рассказывать я буду о них.

МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ

Масляные краски--очень пластичное средство выражения. (рис. 1)

С их помощью можно достичь как фотографической, гиперреалистической точности изображения, так и экспрессионистической свободы выражения. Нет какой то одной, «правильной» техники письма маслом. Его можно наносить жидко (тонко, разбавляя краску разбавителем) или пастозно (фактурно, т.е. толстыми, густыми мазками неразбавленной краски). Когда вы откроете для себя свойства масла, от вас потребуется только одно - практиковаться! Со временем, приобретая опыт, вы сможете развить свой собственный стиль.

Густые пасты, приготовленные путем растирания пигмента со связующим веществом, в котором главной составной частью является масло, называются масляными красками. Сохранность и прочность произведений изобразительного искусства, исполненных масляными красками, в значительной степени зависит от качества связующих веществ.

Живописцы XV и XVII веков в качестве связующих веществ применяли растительные масла - льняное, ореховое или маковое,-смолы, эфирные масла и некоторые добавки, главным образом сиккативы, для придания краскам отдельных специфических свойств.

Рубенс применял в качестве связующего вещества масла, отбеленные и сгущенные солнцем, вводил смолы - мастике или терпентин, поэтому его краски были вязкими, быстро высыхали и обладали большой силой сцепления с грунтом.

Русские художники - Рублев, Венецианов, Левицкий, Брюллов, Репин, Коровин и другие - широко пользовались в своей работе живописными лаками, приготовленными из смол.

Подсолнечное, ореховое и маковое масла почти не изменяют цвета красок, но медленно высыхают и при отвердении образуют недостаточно прочную красочную пленку и без соответствующей обработки не могут быть использованы в производстве художественных красок.

Льняное масло в отношении скорости высыхания и прочности является лучшим маслом, но при высыхании приобретает коричневый оттенок, несмотря на то, что посредством искусственного осветления отбельными землями и удается цветность масла довести до минимума.

После очистки, отбелки и уплотнения без применения сильных химических реагентов льняное масло становится наиболее качественным из всех масел.

Покупая краски,не берите сразу дорогие и много разных оттенков. Сначала научитесь работать с маслом (красками) , разбавляя-смешивая основные цвета друг с другом, получая разные цвета, оттенки. Вы всегда сможете дополнить эту палитру позднее, когда ваше мастерство и бюджет возрастет.

Выбирая краски, смотрите на срок годности.

Основная палитра красок:

1 лимонно-желтая;

2 кадмий красный средний;

3 кадмий желтый светлый;

5 белила титановые (их надо всегда больше остальных в два раза);

6 ультрамарин;

7 умбра жженная;

8 церулеум;

9 Черная или индиго (я, вместо черной,использую только ее);

10 сиена жженная;

11 травяная зелень (можно получить,смешивая различные синие и желтые).

РАСТВОРИТЕЛИ

Можно использовать для разбавления красок скипидар (запах ужасный),пинен или «Тройник» (льняное масло +лак даммарный +скипидар) (запах вполне терпимый), или совершенно безвредное очищенное льняное масло. Т.к. у меня трое детей, а они все время крутятся-вертятся около меня,я использую для подмалевка «Тройник» и,для разбавления в процессе письма, льняное масло. Но большей частью я работаю с неразведенными красками.

Поверхность, на которую наносят краску, называют основой. Масляными красками можно работать на любой поверхности- холсте, стекле, дереву, картоне, бумаге и даже металле. Основу необходимо грунтовать, чтобы краски держались на поверхности. Грунтовка предохраняет красочный слой от сжатия и растрескивания.

Готовые к использованию холсты крепятся к плотному картону или натягиваются на деревянную раму(подрамник) . Холсты бывают разной зернистости и состава. Крупнозернистые подходят для пастозного (крупными, густыми мазками), мелкозернистые годятся для «тонкого» письма. Наиболее подходящий холст для обучения- средней зернистости.

Самый дешевый вариант –грунтованный картон. Когда я взялась за краски впервые, то использовала для обучения дощечки-досочки, оставшиеся после ремонта.

Уже готовый грунтованный картон(самый дешевый вариант), грунтованный холст на картоне(дороже картона) и холст уже натянутый на подрамник (цена зависит от производителя, подрамника, размера и состава самого холста) можно купить в магазинах для художников. Или заказать по интернету, если в вашем городе, селе таких магазинов нет.

КИСТИ И МАСТИХИНЫ

Кисти бывают из натурального ворса, щетины или синтетические. Они бывают круглые, веерообразные и плоские. (рис. 4)

Плоские подходят для покрытия больших участков крупными мазками, Кисти с веерообразным пучком подходят для достижения мягких тональных переходов (я для этих целей пользуюсь круглой толстой,мягкой кисточкой из волоса пони). Тонкие круглые кисточки предназначены для прорисовки мелких деталей.

Для начала нужны кисти

1 Тонкая для деталей -подойдет № 0, синтетика

2 Пушистая пони № 5 или № 6-для смягчения мазков и плавных переходов.

3 Плоская щетина разных номеров -№1,№3, №8, № 12

5 для выписывания небольших деталей я очень люблю кисть колонок №4 круглую без кончика. Колонок- обычно дорогие кисти, но очень удобные. Они и мягкие и упругие одновременно.

Хорошие кисти дороги, но при хорошем уходе, они прослужат несколько лет. Я беру средние по цене, срок службы у меня около года.

В конце каждого дня работы тщательно мойте кисти. Вначале положено мыть кисти растворителем (скипидаром) , затем мылом. Т.к. я физически не выношу запаха растворителя, то мою кисти только теплой водой с хозяйственным мылом. Вы поступайте так,как устраивает вас. Если кисть забыли помыть, и краска на ней успела подсохнуть, то опускаем ее в растворитель на некоторое время до размягчения краски, промываем им же и затем мылом. Кисти промокаем салфеткой или просто отжимаем. Сушим кисти в горизонтальном или вертикальном положении.

Чтобы кисти не пачкались во время работы друг о друга, я использую банку,наполненную рисом или солью. Воткнутые в крупу, они стоят по отдельности.

Мастихины -это инструмент для смешивания красок на палитре, для соскребания краски с холста, если что-то не получилось, а также для написания картин. (рис. 6)Картины, написанные мастихином выглядят очень необычно, импрессионистически, фактурно. Наш земляк Дмитрий Кустанович пишет изумительные картины практически только одним мастихином.

Для начала обучения их можно вообще не покупать или купить один ромбообразный для живописи и один с лезвием с закругленным углом для палитры.

На палитре размещают небольшие порции масла и смешивают их. В продаже есть разнообразные палитры, которые после работы необходимо чистить. В качестве палитры можно использовать кусок стекла, пластика. Если вам не хочется каждый раз чистить палитру, можно использовать внутреннюю поверхность разрезанного тетрапаковского пакета от молока или сока, разные баночки, крышечки (именно так я и делаю).

После использования просто выкидываете вашу «бесплатную» палитру.

РАБОЧЕЕ МЕСТО

Работать желательно при дневном свете рядом с окном, но это не всегда получается. Ваше место должно быть хорошо освещено, желательно лампами дневного света. Свет направляем так, чтобы вам было удобно работать, не было бликов. Масляные краски и растворители имеют устойчивый запах, некоторые из них токсичны, поэтому помещение хорошо проветривайте после работы. Сушить картины (масло сохнет от 2 до 4 недель) желательно там,где не так часто бывают дети, где вы не спите, вдали от животных и не во влажном помещении. Пыли тоже должно быть не много (на мокрую краску она хорошо прилипает). В городской квартире хорошо использовать под мастерскую утепленный балкон.

ДОБАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Вам обязательно понадобится карандаши, угольный карандаш, ластик (очень удобен художественный ластик –клячка) , при стойком увлечении живописью, мольберт придется все- таки купить.

Для эскизов я использую кальку, она раскручивается на размер холста и при стирании карандаша не скатывается, как бумага. Эскиз с кальки я переношу на холст с помощью копировальной бумаги желтого цвета. Почему желтого? Желтый цвет менее заметен под слоем краски, особенно, если он слишком тонок, и достаточно заметен для меня. Опытный художник может обойтись, в некоторых случаях, без эскиза, сразу на холс те набрасывая контуры предметов. Я не настолько профессиональна и опытна, поэтому практически всегда делаю эскиз. Так же, не лишнем будет альбом для набросков и зарисовок карандашом.

В книжных магазинах всегда можно найти книги по обучению живописи, технике рисунка. Купите их себе- лишними на первых этапах они точно не будут. И активно ищите информацию в интернете! Не стесняйтесь спрашивать.

Лак для покрытия картин совсем необязателен. По правилам его рекомендуют наносить через год после написания картины. Однако многие художники или вовсе не наносят его, что тоже считается правильным, чтобы картина не давала сильных бликов, или покрывают им раньше года, практически сразу после видимого высыхания картины. Если нанести лак раньше, чем краска окончательно высохла (включая и внутренние слои, а не только визуально видимые верхние), красочный слой может растрескаться. Я, стараюсь,не наносит лак рано. Но с теми картинами, которые покрыла через 5 недель после написания, за 4 года ничего страшного не произошло. Все зависит от толщины красочного слоя.

Итак, для начала нам необходимо приобрести

« кисти(мастихины,но можно и без них) от 5 до 8 штук

« хотя бы 11 масляных красок

« основу для живописи (картон грунтованный или холст на картоне (подрамнике))

« мольберт, если решили за дело взяться серьезно. Но на первых этапах,используя небольшой холст, можно мольберт и не покупать.

« палитра (покупную или одноразовые «бесплатные» картонки от пакетов)

« растворитель и разбавитель (льняной, «Тройник»(можно без него), скипидар (для мытья кистей)-даже если решили мыть кисти только мылом, он все равно иногда нужен)

« тряпки (всегда нужно вытирать кисти и руки)

«карандаши, угольный карандаш, стирка-клячка, альбом для набросков, калька для эскизов, копировальная бумага (для перенесения эскиза на холст).

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Самое сложное в работе с красками это их смешение.

В процессе работы с красками, вы поймете как получать тот или иной тон, цвет. Я не буду сейчас долго останавливаться на этом, буду объяснять это в последующих мастер-классах.

Цветовой круг –это наглядное пособие, с помощью которого легко понять взаимоотношение цветов. Дополнительные цвета-цвета, расположенные по цветовому кругу прямо напротив друг друга. Нанесенные рядом друг с другом, дополнительные цвета создают сильные контрасты. Цвета подразделяются на теплые и холодные.

Смешивая краски для получения светлого тона, начинайте с белил. Затем осторожно добавляйте основной цвет,до тех пор пока не получите нужный оттенок.

Для получения темного тона начинайте смешение красок с основного цвета. Добавляйте в него белила, для высветления,или другой основной цвет, чтобы получить необходимый цвет,оттенок.

Чистые цвета в природе встречаются редко, поэтому очень важно научится нейтрализовать масляные краски. Нейтральный тусклый цвет можно получить при смешении двух дополнительных цветов (цвета, расположенные по цветовому кругу прямо напротив друг друга) в разных пропорциях. При добавление в краску большого количества белил,получаются картины в светлой гамме. При добавлении черного цвета-картины в темной гамме, при добавлении серой краски- в средней гамме.

Только пробуя и тренируясь,смешивая краски друг с другом, вы поймете как получить тот или иной цвет, оттенок.

ПРИЕМЫ и ТЕХНИКИ нанесения масляных красок.

Краску можно наносить пастозно, «тонко» разбавленной краской, полусухой кистью, мастихином, губкой, можно процарапывать, растушевывать пальцем, разбрызгивать. Приемов множество. Рассмотрим некоторые из них.

Можно использовать зубочистку, кончик мастихина или кисти,чтобы удалить сырую краску с холста и открыть слой нижележащей краски или сам холст.(например для прорисовки травинок, веточек деревьев).

Слияние тонов (растяжка). Наносят рядом два цвета и постепенно растирают кистью, чтобы получить размытую границу.

Мягкие переходы цвета. Используем чистую,сухую кисть белки(пони), чтобы легкими ударами по слою сырой краски получить мягкий переход цвета (например для облаков).

Импрессионизм. Форма или цветовые массы формируются короткими мазками, нанесенными пастозно, кисточкой (щетина) или мастихином, которые затем слегка растираются.

Нанесение разбавленной краски (используется в основном для подмалевка или лессировок по высохшему слою светлой краски) или пастозно (густыми мазками). На данном рисунке тон краски один - умбра жженная.

Нанесение краски мастихином. Краску можно краем мастихина «прорезать», получая интересную фактуру.

Пуантелизм. Используя кончик кисти или мастихина, наносим краску в виде маленьких пятнышек.

Лессировка. Нанесение тонкого слоя прозрачной более темной краски поверх нижнего более светлого уже сухого слоя. Слоя,перед нанесение краски,просушиваем. Именно лессировкой писались картины в давние времена.

Современная живопись большей частью пишется по сырым слоям. Лессировку используют на завершающих этапах, чтобы придать картине завершенность и глубину. Ну, конечно же, есть и сейчас художники,пишущие многослойные картины с применение лессировки. Этюды на пленере пишутся alla prima, т.е. за один сеанс.

Вот так, коротко о живописи.

Татьяна Сонец. (публикация в журнале "Мастерица, № 4, 2012, Беларусь)

Как научиться рисовать масляными красками? Многие начинающие художники стремятся найти ответ на этот вопрос. Существует мнение, что полотна, созданные в этой технике просты в исполнении, а сам способ работы подойдет для тех, кто только начал знакомство с живописью. Однако такое отношение к картинам и самому процессу отличает любителей. Профессионалы знают, как сложно создать картину маслом.

Опытные мастера учатся искусству рисования масляными красками не один год. Трудности подстерегают начинающих на каждом шагу: процесс может показаться им чересчур сложным, а многочисленные исправления заставят понервничать тех, кто привык к быстрому и легкому достижению результата. Но возможности, которые открывает эта замечательная техника стоят длительного обучения. Вы сможете создавать красивые и нежные эскизы, наброски в пастельных тонах или выразительное и живописное полотно. Переливы цвета и игра бликов сделают вашу работу настоящим шедевром.

Писать маслом пытаются многие поклонники изобразительного искусства, однако не всем дано освоить метод, требующий кропотливого труда и отнимающий много времени у юного художника. Но если вы все же решили начать занятия, запаситесь терпением и будьте готовы к досадным ошибкам. Помните: через путь исправлений и доработок проходили все великие мастера, однако никто из них не оставил своё ремесло из-за возникших трудностей.

Что необходимо сделать в первую очередь? Купите краски. Их выбор – нелегкая задача для новичка.

  • Считается, что лучше всего приобретать набор из тюбиков;
  • Не бойтесь, что вам не хватит цветов: возьмите только те оттенки, которые понадобятся вам для работы над картиной;
  • Белая и желтая краски заканчиваются очень быстро: покупайте их в больших тюбиках;
  • Берите по 2-3 образца: так вы обеспечите себе необходимый запас материала для рисования.

Какую продукцию выбрать

Многие художники считают, что лучше всего ложатся на холст краски для профессионалов – премиум-класса. Они значительно дороже других образцов, представленных в специализированных магазинах, и отличаются яркими цветами и хорошей консистенцией.

Начало работы: какие краски надо приобрести обязательно:

  • белила;
  • желтая;
  • голубая;
  • натуральная умбра;
  • золотистая охра;
  • красный тёмный или светлый кадмий;
  • зеленая;
  • ультрамарин;
  • неаполитанский или индийский желтый

Необходимым инструментом для занятий живописью являются кисти. Как не растеряться в существующем разнообразии материалов?

  • многие выбирают искусственные образцы: такая продукция долговечна и хорошо справляется с воздействием растворителей для мытья и текстурой краски;
  • кисти из натурального волоса не подходят для рисования масляными красками и должны использоваться для других техник.

Также необходимо купить лаки и специальное масло, которое делает краску более жидкой, а нанесение её на холст комфортным и легким. Основа для работ не должна сильно впитывать влагу. Чаще всего для такой техники живописи выбирают продукцию из следующих материалов:

  • хлопок;
  • мешковина (отлично подходит для рисования этюдов);
  • полиэстер.

Внимательно осмотрите холст, прежде чем его купить. Не берите рельефный образец, если из него торчат нити, а на поверхности возникли узлы и бугры.

Материалы приобретены и можно смело приступать к работе. Как начать правильно рисовать масляными красками на бумаге и холсте? Стоит ли смешивать разные тона и использовать нестандартные основы? Рекомендации профессионалов помогут вам поверить в себя и приблизиться к мастерству известных художников. Не забывайте о ежедневных тренировках, и ваши картины станут уникальным произведением искусства.

Первый этап в работе любого живописца: установка композиции и прорисовка контуров изображаемых предметов. Для нанесения первых штрихов на холст лучше всего подойдет уголь. Линии, проведенные им, легко стереть тряпкой. Однако набросок необходимо закрепить: обвести карандашом или графитом, покрыть краской, смешанной со скипидаром.

Пишите, а не красьте. Не выбирайте простой путь покрытия полотна одним тоном. Научитесь смешивать краски и создавать легкие блики. Помните о парных оттенках, объединение которых дает новый цвет.

  • красный + желтый = оранжевый;
  • красный + синий = фиолетовый;
  • синий + жёлтый = зелёный;
  • фуксин + синий = темный и насыщенный оттенок.

Не бойтесь смешивать все краски, чтобы узнать, каким будет результат. Добивайтесь землистых и приглушённых тонов: такие цвета понадобятся вам для создания пейзажей. Делайте оттенки светлее при помощи белил.

Рисуйте, располагая на холсте цветовые пятна и прорабатывая их, сравнивая цвета. Начинайте со светлых мест. Устанавливайте соотношения между приглушенными и яркими оттенками. Изучайте смену красок в природе. Без постоянного наблюдения за окружающим миром вы не заметите тонких переходов и постоянных изменений гаммы, которую нужно будет перенести на картину.

Работайте «по сырому». Исправляя допущенные ошибки, покрывайте участок холста новым слоем краски. Если на полотне возникают трещины, а цвет тускнеет и блекнет, покройте повреждённые места маслом, не забывая снимать излишки пропускной бумагой.

Как рисовать на оргалите масляными красками

Многие художнике выбирают нестандартные основы для живописи. Одним из оригинальных материалов является оргалит. Это смесь из волокон дерева и клея. Холст, сделанный из такой твердой доски, получается особенно тяжелым и прочным.

Масляные краски идеально подходят для рисования на подобной основе. Перед тем как начать работу, подготовьте оргалит

  • обработайте его наждачной бумагой, чтобы добиться гладкости;
  • покройте поверхность масляным лаком;
  • на рифленую сторону положите несколько слоёв водоэмульсионной краски;
  • просушите холст и загрунтуйте его белилами.

Как рисовать одновременно акриловыми и масляными красками

Одной из распространенных техник написания картин является использование акриловых и масляных красок, которые наносятся на холст в определённой последовательности.

Масло накладывают поверх акрила. Такая основа с легкостью заменяет грунтовку и хорошо защищает рисунок от порчи. Для создания выразительного рельефа вы можете добавить в краску песок или мелкие древесные опилки.

Все люди еще с детства пробуют рисовать. У кого-то это получается хорошо и в будущем человек именно с искусством связывает свою жизнь, но у кого-то получается далеко не всё. Каждый хоть раз в жизни бывал в галерее или на выставке картин. И, безусловно, изредка возникало желание взять и нарисовать что-то самому, просто для себя. Сегодня мы расскажем, с чего начать наше творчество.

Для рисования маслом вам понадобится:

1. Натянутый холст;
2. Палитра;
3. Карандаш 2В;
4. Декораторская кисть 25 мм;
5. Кисти для работы маслом;
6. Масляные краски.

Масляные краски продаются, либо в специализированных магазинах, либо в обычных супермаркетах. Они бывают двух типов: набор, в котором представлено несколько разных цветов красок или же они продаются поштучно. Лучше всего покупать масляные краски по отдельности. Во-первых, так можно пополнять свою коллекцию за счет того, что какой-то цвет вы будите использовать чаще, а какой-то реже. Во-вторых, если краска какого-то конкретного цвета у вас закончится, нужно будет просто её докупить, а не приобретать целый набор.

Кисти лучше всего выбирать специальные, для работы с маслом. Наиболее удобными будут кисти из свиной щетины. Они более твердые и отлично подойдут для вашей работы. Лучше не экспериментируйте и не рисуйте пальцами, это может быть опасно, так как масляные краски очень токсичны.

Палитра также может понадобится в работе. Если Вы планируете рисовать постоянно, то тогда стоит купить специальную деревянную палитру. Но в принципе, роль палитры может выполнить стекло или тарелка. Краску на палитру стоит выдавливать постепенно, слева на право. Никогда не стоит сразу смешивать светлые и темные цвета. Середина палитры должна оставаться пустой, там мы будем смешивать наши краски. Также существуют специальные белила, которые можно применять между красками. Обычно расходуются их очень много, поэтому лучше запастись ними заранее.

Техника рисования маслом

Есть несколько видов техники работы с маслом: а-ля прима и многослойная.

А-ля прима — это техника, которая подразумевает быстрое нанесение красок на холст. Такая техника не требует предварительных набросков карандашом. Рисуем пейзаж маслом мы все так же постепенно, но очень быстро. Если Вы не успели доделать свою картину, то сможете закончить ее на следующий день, так как краска, к этому времени, еще не высохнет. В этой технике абсолютно не важно, рисуем небо маслом мы, или рисуем горы маслом, или же рисуем воду маслом, главное — это обильное количество краски.

Многослойная техника подойдет для более длительной работы. Эта техника подразумевает нанесение нескольких слоев краски. Когда мы рисуем природу маслом, нам понадобится, именно такая техника. Так как в одной картине, можно объединить многие изображения и передать их на холсте.
Рисуем пейзаж маслом мы всегда поэтапно. Не стоит хвататься за все сразу. Для начала, нанесите то, что вы хотите на холст карандашом. Это делается для того, что бы в будущем правильно распределить тонна и краски. После, рекомендуется наносить грунт. В принципе, есть холсты уже пропитанные грунтом. Грунт сам по себе способствует тому, что краска лучше сцепляется с холстом.

РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ, КОТОРЫЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПОПРОБОВАТЬ НАРИСОВАТЬ МАСЛОМ:

1. Как рисовать траву маслом.

Это самое простое с чего вам нужно начать. Подготовьте необходимую краску и сделайте несколько оттенков зеленого цвета на палитре. Изначально, если Вы сомневаетесь в своих силах, начертите желаемое карандашом. А после, уже используйте краски. Наносите краску на холст плавно, снизу верх. Внизу используйте более темную краску, сверху наоборот посветлее. Аккуратно работайте кистью, не делайте слишком обильные линии, чтобы они не превратились в кляксу.

2. Как рисовать воду маслом.

Вода- это следующий этап, уже более сложный. Попытайтесь передать оттенками красок мелководье и глубину. Это можно сделать, используя более светлый голубой цвет или же наоборот темный синий. Возьмите холст и приблизительно отметьте на нем карандашом места, где глубоко и там где мелко. Приготовьте на палитре краску. Наносите краску на холст постепенно. Вначале нарисуйте участок, где мелко, используйте для этого светлые тоны краски, после глубину, здесь уже пригодится темно синий цвет. Не забывайте о переходах цвета. Также можно изобразить волны с помощью небольших мазков белой краской.

3. Как рисовать деревья маслом.

Нарисуйте сначала дерево на холсте карандашом. Постарайтесь наиболее естественно передать ветви дерева, листву и контуры. Карандаш очень легко стирается и это позволит вам потренироваться перед работой с красками. После беритесь за краски. Для начала изобразите сам ствол, коричневой краской, добавляйте мелкие полоски более темным оттенком, изображая кору дерева. Ветви нарисуйте более светлыми тонами. Листва может быть любого цвета. Если дерево весеннее, то можно «поиграть» с зеленными оттенками, если же осеннее, то отлично подойдут желтые, красные и зеленые краски.

4. Как рисовать виноград маслом.

Рисунок винограда требует особого внимания. Перед работой изучите внимательно либо похожие работы, либо фотографии с изображением этой ягоды. Одним из самых сложных элементов будут листья, которые потребуют особого внимания. Если это для вас это еще очень сложно, нарисуйте просто ягоды. Изобразите грозди винограда карандашом. Старайтесь придерживаться натуральной продолговатой формы. После, красками сначала обведите контуры ягод более темными красками всю остальную ягоду закрасьте краской чуть-чуть светлее. Используйте белую краску или другие светлые тона для того чтобы нарисовать блики.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Видео урок рисования маслом "Сочный гранат" Видео урок рисования маслом "Сочный гранат". Художник-преподаватель: Мария Павлова. Мария - профессиональный художник-живописец. Окончила одно из лучших и старейших российских высших художественных учебных заведений - Институт им. Репина, является членом Санкт-Петербургского Союза Художников, участвует в выставках и иллюстрирует замечательные добрые книги. Мария обожает животных и умеет с невероятной легкость и эмоциональностью передать все многообразие ситуаций, которые мы наблюдаем в их жизни каждый день! Воробьи в исполнении художницы стали ее визитной карточкой, а ее прекрасные натюрморты не оставят равнодушными никого! ✔ Строить композицию и выделять главные элементы картины ✔ Следить за цветом и светом в работе ✔ Гармонично сочетать цвета ✔ Рисовать глянцевые поверхности и отражения ✔ Не путаться в деталях и прорисовывать мелкие элементы картины ✔ Изображать птиц и оперение ✔ Работать мастихином ✔ Как рисовать маслом ✔ Как рисовать натюрморт маслом ✔ Как выделять главные элементы картины ✔ Как рисовать глянцевые поверхности ✔ Как рисовать отражения ✔ Как рисовать птиц и оперение ✔ Как рисовать гранат ✔ Как работать мастихином Итогом видео урока станет прекрасный натюрморт с гранатами и живописными нахальными воробьями. Продолжительность видео урока: 2 часа 25 минут Для комфортного обучения убедитесь, что у вас есть следующие художественные материалы: ✔ ХОЛСТ 30*40 СМ Вы можете использовать холст любого производителя и с любым грунтом. Желательно, чтобы фактура холста была мелкозернистой - в работе предполагается много мелких деталей, и если зерно холста будет крупным, это может помешать вам прописать их. В видео уроке Мария пользуется холстом на акриловом грунте. ✔ КРАСКИ МАСЛЯНЫЕ Выбор марки масляных красок не является принципиальным и остается на ваш выбор. Мария в своем уроке пользуется масляными красками "Мастер-класс" от завода "Невская Палитра" следующих цветов (выкраску смотрите в фотоматериалах к уроку): - Тиоиндиго красно-корчневая - Зеленая "ФЦ" - Травяная зеленая - Неаполитанская зеленая (производитель "Гамма", серия "Старый Мастер") - Марс черный - Умбра ленинградская натуральная - Краплак темный - Краплак розовый прочный - Кадмий красный - Кадмий оранжево-красный - Кадмий оранжевый - Кораллово-розовая - Охра светлая - Неаполитанская желтая - Неаполитанская телесная - Неаполитанская желто-палевая - Неаполитанская светло-желтая - Белила титановые ✔ КИСТИ Минимальное количество кистей, необходимых для прохождения урока: - Кисть маленького размера - для написания бликов и совсем мелких элементов картины. - Кисть маленького размера - для написания небольших элементов картины, таких как оперение воробьев и зерна граната. - Кисть среднего размера - для написания более крупных деталей воробьев и граната. - Кисть большого размера - для написания фона и поверхности подноса. Кисти могут быть из щетины, синтетики или колонка. Мария в своем уроке использует кисти из синтетики и колонка. ✔ ПАЛИТРА, МАСТИХИН, МАСЛЕНКА ✔ РАЗБАВИТЕЛЬ, МАСЛО ИЛИ ЛАК Вы можете использовать любую вспомогательную жидкость, к которой вы привыкли: чистый уайт-спирит, масло льнянное, лак даммарный и другие. Мария в своем уроке пишет работу, используя разбавитель "Тройник". Продвинутый. Урок подойдет ученикам, обладающим базовыми навыками о масляной живописи и выше.