Развитие всех компонентов речи дошкольников. Развитие всех компонентов устной речи. Структурные компоненты речи

15.04.2024

Структурные компоненты речи

Речь, как известно, состоит из различных структурных компонентов, в числе которых можно выделить звуковой состав, словари (активный и пассивный) и грамматический строй.

Видами речи являются устная и письменная речь. В процессе совершения речевых актов принято выделять импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны речи.

Звуковой состав речи изучается такой наукой как фонетика, в ведении лексикологии находится изучение словарей, грамматическую основу речи изучает грамматика. Поэтому фонетика, лексика и грамматика образуют единую систему языка. В своей структурной совокупности все языковые компоненты образуют единой целое и находятся в структурных взаимосвязях друг с другом. В частности взаимосвязанными и взаимообусловенными являются звуковой строй, грамматика и словарный состав .

В этом перечне структурных компонентов наибольшая обобщающая сила принадлежит словарному составу, потому что именно словарный состав обладает наибольшей степенью охвата других элементов языка.

Слово вообще считается основной структурной единицей языка и во всей совокупности его грамматических форм является основой построения речи. Грамматика представлена двумя большими разделами: морфологией (законами изменения слов) и синтаксисом (законами сочетания слов в предложении).

Морфологической изменение слов производится с помощью системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений при неизменяемости основы (корня) и системы фонематических чередований в основах и изменений места ударения в отдельных формах.

Слова, как основные структурные элементы языка образуют другие единицы речи - предложения. Предложения образуются из слов словаря человека, связанных посредством их формы и порядка расстановки в предложении, служебных слов (предлогов, союзов, частиц), интонации.

Таким образом, морфология изучает проблемы и решения формообразования, словоизменения и словообразования, а синтаксис изучает вопросы структурного состава предложений, связи слов, входящих в предложения, типов предложения .

Взаимная связь слов в русском языке обычно выражается способами согласования, управления и примыкания. В преобладающем большинстве наблюдаются связи согласования и управления, в меньшей степени - способы примыкания.

Согласование слов заключается в сильном уровне видимости взаимосвязи подчиняющего слова и подчиненного (колыхалась спелая рожь или косили спелую рожь). При управлении во время изменения подчиняющего слова изменения подчиненного не происходит (гордится победой, гордость победой). Примыкание отличается тем, что в качестве подчиненного слова употребляется неизменяемое слово (сидел справа, читал стоя, солнце светит ярко).

Что касается синтаксического и морфологического анализов, то синтаксический анализ является более широким в сравнении с морфологическим. Особенностями синтаксического анализа является его выход за пределы слов, в то время как морфологический опирается на значимые части слов (корень, суффикс, приставка, флексия).

Все вышеперечисленные закономерности обязательно отражаются в речевом развитии ребенка и происходят также последовательно как и само речевое развитие (при развитии речи в норме) .

Развитие речи подразделяется на доречевой период, связанный с накоплением первичного жизненного опыта ребенком, и речевой период, в процессе которого реализуется как накоплении словарного запаса, освоение звуковой структуры речи, так и освоение всех вышеперечисленных взаимосвязей.

Рассмотрим подробнее речевой период развития ребенка и его закономерности.

Формирование словаря начинается у ребенка в самом начале речевого периода, что и определяет название самого периода. Начало освоения словаря происходит в конце первого года жизни ребенка. Этот период характеризуется отсутствием разделения между звуком, словом и предложением, слово является предложением и выражается различными вариациями звукоподражания (а - зовет ребенок мать, у-у - просит он машину, ам-ам - собачку). Объясняется это тем, что в данном периоде развития речи смысл просьбы или мысли ребенка больше выражается интонацией и ритмом, отраженных в том или ином звуке. С развитием словаря интонация и ритм начинают выполнять служебную функцию и подчиняться слову, а впоследствии - фразе.

Как уже было сказано, в нашей речи словарный запас, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но, необходимо отметить, что развитие каждого из них происходит в зависимости от психически особенностей ребенка .

Обычно в возрасте начиная с 3 месяцев до года ребенок должен систематично осваивать механизмы произношения большинства звуков: гортанных вовремя гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевых согласных (ф - в, с - з) и других звуков. Многие дети осваивают даже раскатистый звук р.

Последовательность появления звуков объясняется: а) близостью артикуляции звука к двигательным безусловно-рефлекторным реакциям (актам сосания, жевания, глотания); таковы, например, звуки п, б, м; б) сложностью артикуляционных укладов звуков (самые сложные по артикуляции звуки - шипящие, р и л появляются самыми последними).

После первичного освоения звука, их произношение закрепляется ребенком с помощью многократного повторения простых открытых слогов в период лепета типа па-па-па, да-да-да и т. п. Повторение также имеет свои особенности: в начале оно основывается на рефлекторном самоподражании, а в возрасте от 5 месяцев основывается на эхолалическом повторении за окружающими людьми. Возрастной период от 5 месяцев также характеризуется усвоением артикуляции окружающих.

Очень важным является то, что при освоении словаря ребенок заново начинает осваивать произношение звуков, но уже в составе слов. Поэтому начальный период освоения словаря характеризуется неустойчивостью произношения многих звуков ребенком и различным качеством произношения одного и того же звука в разных словах.

В младшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдается неустойчивость произношения и отмечаются дефекты речи как при произношении свистящих, так и шипящих звуков, соноров р и л. Менее часто наблюдаются дефекты смягчения, а также дефекты озвончения и йотации. Все эти нарушения минимизируются в процессе каждодневной практики произношения. Произношение становится все более автоматичным, точным и устойчивым. Каждодневный опыт общения и физиология механизмов речи позволяет ребенку не только произносить слова, но и слышать себя, чтобы впоследствии корректировать произносимое. То же наблюдается и при освоении артикуляции окружающих и их произношения: ребенок повторяет за говорящими людьми, оттачивая качество произношения звуков и слов.

В процессе развития речи и освоения словаря ребенку необходимо осваивать правильные навыки двигательные произношения, осуществлять контроль над своим произношением и корректировать произносимые звуки с слова. Все это становится возможным благодаря фонематическому слуху, т.е. умением сопоставлять услышанное и произносимое. Фонематический слух также формируется у ребенка не сразу, а вместе с развитием речи .

В возрасте 5-6 лет ребенку уже подвластны слоговая структура слов, звукопроизношение, если развитие ребенка происходит гармонично. Однако, у некоторых дошкольников могут наблюдаться еще некоторые отклонения речевого развития. Необходимо отметить, что общение с окружающими у ребенка начинает складываться задолго до освоения правильных речевых навыков. С помощью сокращения и упрощения слоговой структуры слов и использования освоенных звуков, а также замещения ими неизученных, ребенок строит свою речь, еще не имея сформировавшегося произношения.

В период детства развитие словаря происходит также быстро как в количественном так и в качественном ключе. Так, количественные характеристики словаря дошкольника должны быть следующими: в возрасте года - несколько слов, в возрасте двух лет - 200-300 слов, в возрасте трех лет - 1500-2000 слов (таблица 1). На формировании словаря ребенка и освоения грамматических навыков напрямую влияют условия развития ребенка, поэтому возможны значительные отклонения от нормативных значений .

Таблица 1 - Рост словаря по Бюлеру .

Максимум

1г6м - 1г 8м

1г 9м - 1г 11м

2г 3м - 2г 6м

В качественном развития словаря происходят изменения по содержанию и по форме. Содержание изменяется с помощью обогащения обогащение и дифференциации смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими. Форма словаря определяется освоением более сложных ритмико-интонационных, звуковых и слоговых приемов. Такое развитие происходит постепенно и последовательно. Так, рассматривая дифференциацию содержания употребляемых слов, ее развитие и рост происходят обычно в следующей последовательности: сначала осваиваются существительные, потом глаголы, и только потом наречия. Некоторые формы местоимений отличаются быстрым освоением и прочным запоминанием. Употребление прилагательных начинает осваиваться гораздо позже, как и числительных. На последнем этапе начального формирования словаря ребенком изучаются и запоминаются служебные слова, а также причастия и деепричастия.

Статистические научные данные свидетельствуют, что к 4 годам (при словаре 598-2346 слов) количество существительных в словаре ребенка может находиться в пределах 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9% .

Общее речевое развитие ребенка можно более подробно рассмотреть через призму четырех периодов, принятых в педагогической науке.

Так первый период отличается небольшим словарем, в его составе больше наблюдается лепетных слов и слов, состоящих из одного слога. Их произношение связано с первичными навыками звукоподражания.

Описывая первые так называемые слова ребенка в первый период речевого развития, можно отметить, что данные слова являются неизменяемыми корнями, которые не только указывают на сам предмет, но зачастую и на действия с ним и на его качества. Для уточнения их значений ребенок часто использует мимику и жесты. Многозначность употребляемых слов-корней в первый период речевого развития ребенка одновременно указывает и на их суженность по содержанию, если проводить сравнение со словами взрослого человека.

Впоследствии в первый период речевого развития ребенка в его словаре появляются двусложные слова, которые чаще всего состоят из двух повторяющихся слогов (мама, папа и т.д.). Часто в первом речевом периоде преобладает ритмико-интонационная структура слова над его звуковым оформлением .

Появление первых слов и первых предложений частно происходит одновременно. Однако, повторяя опыт первых произносимых слов-корней ребенок употребляет первые предложения больше аморфно. Можно сказать, что первое предложение в речи ребенка - это аморфное слово, дальнейшие шаги в построении предложений состоят в соединении двух или нескольких аморфных слов (Мама каша дать, Тата пать (спать)). дальнейшее развитие употребления предложений в речи ребенка характеризуется их усложнением путем добавления нескольких слов, а также использования правильности в построении предложений за счет изменения окончаний употребляемых слов, разнообразия взаимоотношений между ними.

Второй период развития речи ребенка отличается быстрым ростом словаря, последовательным освоением различными частями речи, усложнением ритмико-интонационной структуры и уточнением звукового оформления словаря. Однако вместе с этим увеличиваются и различные речевые искажения, обозначающиеся термином литеральные парафазии, которые впоследствии в процессе речевого развития самостоятельно корректируются и изживаются ребенком из собственной речи, если, конечно, происхождение парафразий не является патологическим и не связано с органическими нарушениями в развитии психических функций ребенка.

Второй период речевого развития ребенка отличается и закономерными изменениями в освоении грамматического строя языка. Так у детей появляются не только простые. но и сложные предложения. Аморфные слова-корни заменяются словами, морфологически разделенными на элементы, причем это процесс движется сразу в направлении некскольких грамматических категорий: в отношении существительного - единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы; в отношении глагола - повелительное, изъявительное, сослагательное наклонение, настоящее и прошедшее время повелительного наклонения. Процесс освоения грамматического строя речи сопровождается освоением многочисленных окончаний слов согласно их значения, и отделения их от корней слов .

Необходимо отметить, что процесс выделения морфологических элементов является неосознанным, но определяет начало крупнейшего переломного момента в развитии грамматического строя речи. Второй период развития речи характеризуется лишь частичной грамматизацией. Наиболее полно усваиваются существительные и глаголы, частично - прилагательные и предлоги. Употребление служебных слов еще не присуще ребенку в этом периоде речевого развития, поэтому используются бессоюзные предложения.

На этапе третьего периода речевого развития ребенка продолжается усваиваться морфологическая система, формы становятся устойчивыми. Усложняется и увеличивается словарный запас ребенка, происходит развитие смысловой стороны речи от конкретных понятий к абстрактным категориям. Смысловой аспект развития словаря постепенно приводит к его соединению с усвоенным грамматических строем языка. Происходит их закономерное слияние и объединение.

Синтаксические основы осваиваются быстрее морфологических. Сложные предложения все больше наполняют словарь ребенка, усваиваются необходимые для этого грамматические компоненты. Как уже было отмечено сложные предложения характеризуются все бОльшей абстрактностью.

Третий период речевого развития отличает особенность, которая выражается в разделении его на две части: освоение системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений и освоение системы чередования звуков в основах и места ударения для отдельных форм. Такое разделение связано с особенностями освоения речи детьми: изучается система окончаний отдельных типов склонений и спряжений и системы чередования звуков в основах и мест ударений в формах .

Четвертый период речевого развития ребенка характеризуется очень высоким уровнем освоения языка, освоены системы грамматики как синтаксического так и морфологического порядков. Однако это касается только устной речи ребенка, так как освоение письменной речи для детей с развитием речи в норме приходится на период школьного возраста.

В дальнейшем на этапе четвертого периода развития речи ребенок переходит к освоению флексийной системы окончаний (склонений и спряжении) при неизменяемости основы, т.е. усвоением законов формообразования и словоизменения.

Законы словообразования усваиваются детьми более сложно, т.е. система употребления звуков в основе и перемещения ударений требует дополнительных усилий от ребенка, что выражается в активном многообразном словообразовании и словоизменении. В этом возрасте детям свойственна особенная чуткость к различным формам русского языка, наблюдательность к ним, в частности внимание детей притягивают различные словообразовательные суффиксы (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.) .

Огромную роль в освоении грамматического строя речи в этом возрасте играет смысловое значение всех грамматических изменений, причем овладение смысловым значением всегда опережает его внешнее выражение.

Школьный период ребенка характеризуется освоением грамоты и письменной речи, что подразумевает все большее слияние грамматического строя речи и ее звукового наполнения, а также активное развитие словаря ребенка .

Таким образом, развитие речи состоит из последовательного освоения всех ее структурных элементов: звукового, лексического наполнений и грамматических закономерностей. Наиболее сильным звеном в освоении речи является формирование и развитие словаря ребенка, без которого невозможно дальнейшее освоение языка, законов словообразования и грамматического построения речевых высказываний. В педагогической литературе развитие речи подразделяется на два периода: доречевой и речевой. Речевой период включает в себя четыре последовательных этапа освоения всех механизмов построения устной речи и подготовки ребенка в изучению грамоты и освоению письменной речи.

НОВЫЙ ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»

Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

Младшая группа (3-4 года).

Задачи воспитания и развития детей:

Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми :

    Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми.

    Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым.

    Стимулировать проявление признаков внеситуативно-познавательного общения со взрослыми.

    Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности :

    Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

    Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

    Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

    Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.

    Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.

    Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

Задачи на практическое овладение нормами речи

    Использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками.

    Использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности

Связная речь : Дети осваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвовать в общем разговоре; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)

Дети начинают осваивать умения монологической речи: принимать задачу, поручение выраженное в высказывании взрослого; сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

Грамматически правильная речь : Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; осваивают структуру простого распространенного предложения; осваивают способ словообразования на основе имитации звуков; с помощью воспитателя строят сложные предложения (бессоюзные и с союзами).

Звуковая культура речи: Дети учатся правильно произносить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.

Словарь: Дети практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка; слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.); слова, обозначающие качества и свойства предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); называние членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, домашних и некоторых диких животных и их детенышей; понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные и др.

Итоги освоения содержания образовательной области

    Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;

    проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии;

    использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста»;

    проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3-4 предложений;

    правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения;

    речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» - Презентация и распространение педагогического опыта. Пересказ. Логопед. Составление шуточного рассказа. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Педагоги. Формы приветствий. Развитие связной речи. Пересказ рассказа. Рассказы по серии сюжетных картинок. Составление комбинированных рассказов.

«Развитие связной речи у дошкольников» - Силуэтные изображения. Приемы работы. Творческий рассказ. Разнообразие видов работ. Предметные картинки. Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине. Геометрические фигуры. Скованные одной целью. Использование приема наглядного моделирования. Творческая сказка. Рассказы-описания по пейзажной картине.

«Средства речевого развития дошкольников» - Технология обучения детей составлению сравнений. Организация взаимодействия специалистов ДОУ. Приемы развития связной речи дошкольников. Постановка. Методы и приемы в контексте развития речи детей. Содержание семинара-практикума. Нетрадиционные методы. Ресурсный центр по речевому развитию дошкольников.

«Игры по развитию речи» - Телефон. Скороговорки. Игры на развитие речи. Кто есть кто. Комплексный подход. Кукла спит. Учите малыша считалкам. Кто дольше. Яблоко. Повтори за мной. Артикуляционный аппарат. Длинные слова. Угадай животное. Чем заняться. Течёт речка. Проводи мишку. Речевое развитие. Скачок в развитии речи. Дудочки и свистульки.

«Речевое развитие дошкольников» - Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Структура программы «Истоки». Общение. Образовательная область. Образовательная область «Коммуникация». Работа по закрытой картинке. Задачи речевого развития. Дошкольное детство. Колобок. Цели образования. Компетентностный подход.

«Методы развития речи» - Профессиональные умения. Метод имитации. Рассуждение. Привлечение внимания. Приемы работы над словарем. Метод пересказа. Действия обучающего. Метод разговора. Образец. Диалогические умения. Дидактические требования. Культура речепроизношения. Связная речь. Звуковые единицы языка. Формирование грамматического строя речи.

Всего в теме 27 презентаций

Доклад выступления учителя-логопеда МБДОУ № 89 «Крепыш»
Столярской Светланы Валерьевны

Данный доклад, собранный по материалам различных источников, в том числе и популярных интернет-ресурсов, зачитывался на общем родительском собрании.
Доклад сопровождал мультимедийную презентацию

Тема: Формирование компонентов устной речи в игре

Цель: информирование родителей (законных представителей) о компонентах устной речи, возможности их формирования в игровой форме
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы вам рассказать о том, из каких компонентов складывается устная речь детей и о возможностях ее формирования в игровой форме.
В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Формирование лексического строя речи (словаря)
Развитие связной речи
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование

Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.

Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека.
Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. В своей речи он активно использует антонимы (грустный - весёлый, высоко - низко), синонимы (например, пес, собака, псина), слова – действия, слова – признаки.
Под задачами речевого развития понимают Воспитание звуковой культуры речи, куда входит
Развитие фонематического слуха и восприятия (узнавание неречевых звуков, речевых звуков)
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Коррекция звукопроизношения (отсутствие, пропуски, замены, искаженное произношение звуков)
Развитие плавного речевого выдоха
Формирование лексико-грамматического строя речи, куда входит
Активизация употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов
Обучение пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий
Обучение словоизменению и словообразованию
Развитие связной речи, куда входит
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Кроме того, существуют выразительные средства речи, такие, как темп и ритм речи, высота и сила голоса и интонационная выразительность

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее доступным видом развития связного высказывания является диалог.
Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении.
В логопедической практике используют следующие виды связной речи:
Рассказ-описание предмета;
способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения. Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: что ты знае6шь о предмете? Что предмет расскажет о себе?
Загадки-описания предметов;
Образец загадок-описаний дает взрослый используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой? Угадай моё название?

Сравнительный рассказ-характеристика;

В нем описываются два предмета с контрастными признаками. Предметы противопоставляются по величине, цвету, форме, деталям, материалу и т.д. После выделения различий определяются общие признаки.

Рассказ по серии картинок;
развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.
Работа над серией последовательных картинок включает приемы:
Определение последовательности событий;
Ответы на вопросы по каждой картинке;
Образец рассказа или сказки данный взрослым;
Рассказы детей с опорой на картинки;
Рассказ без зрительного подкрепления;
Инсценировка сюжета;
Пантомима (обыгрывание действий персонажа без слов).
Рассказ по сюжетной картинке;

Рассказ из личного опыта;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

Сочинение сказок и рассказов;
Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.
Чтение стихов наизусть
Для успешного формирования устной речи детей необходимо создать благоприятные условия:
вызвать интерес у детей и избегать быстрого утомления. Игра, рисование. Художественное слово и другие средства побуждают познавательную активность ребенка.
Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка.
Взрослый, находящийся рядом с ребенком, предлагает игру, способствующую освоению языка, знаний об окружающем мире.
Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи.
“Найди по цвету”
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
“Назови ласково”
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Покажите ребенку предмет, затем объясните, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково или назвать такой же маленький предмет.
Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №20 «Солнышко».

Семинар –практикум на тему:

«Развитие всех компонентов устной речи,практическое овладение нормами речи в соответствии с ФГОС в младшей группе».

Выполнила воспитатель первой младшей группы Теучеж Ф.А.

г.Майкоп

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Сформированность навыков связной речи, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.

Овладение речью сложный психический процесс. Речь начинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной ведет к недоразвитию другой. Речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и взрослым.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание образовательной области Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

    Развитие свободного общения со взрослыми;

    Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.

    Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Воспитания интереса и любви к чтению

На каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.

Конкретные речевые задачи в свете вышеизложенных положений излагаются по всем возрастным группам, но сегодня я предлагаю остановится на возрастной категории детей 3 – 4 лет и рассмотреть каждую задачу в отдельности.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

В этом разделе ребенок должен освоить следующее:

    Помогать, детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками, посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари).

    В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (посоветуй Ване перевозить кубики на большой машине», «Предложить Саше сделать ворота по шире»; Скажите: «Стыдно драться! Ты уже большой».)

    Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом.

    Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

    Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

    Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладения нормами речи.

Формирование словаря.

    Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

    Уточнять названия и значение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

    Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение.

    Обращать внимание детей на сходные предметы (тарелки – блюдца, шуба – пальто, стул – табурет).

    Развивать умение обобщать слова, называть части суток, называть животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи.

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, о, у, и, э) и некоторые согласны звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц)

    Развитие артикуляционного (упражнения: надувание щек поочередно, втягивания щек, «Улыбка-трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Качели», «Лошадка» и т.д.), голосового аппарата, (это звукоподражание животным, изменение голоса по силе и высоте и т. д.), речевого дыхания («Сдуй снежинку», «Фокус», «Загнать мяч в ворота» и т. д.)

    Развитие фонематического восприятия, а также различных средств интонационной выразительности («Кто что слышит?», «Узнай по звуку», «Угадай, что делать?», «Кто внимательный», «Где позвонили?», «Беги на носочках», «Угадай, на чём играю?» и т.д.)

    Обучение правильному звукопроизношению гласных (а, о, у, и, э - как девочка плачет - а-а-а (длительное произнесение), мышонок смеётся - и-и-и, волк зовёт другого волка - у-у-у, и. д.) и согласных звуков (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц), Обучение их дифференциации, формированию четкой артикуляции звуков (например, деткам предлагалось побыть комариками, пчёлками, лягушками, мышками и показать, как поют комарики (з-з-з), пчёлки (ж-ж-ж) и т.д. Далее детям для дифференциации можно предложить игры «Комарики», «Свисток», «Куры и петух», «Гуси - Гуси» и т.д)

    Формирование дикции. Развитие силы голоса, интонации вопроса и ответа. Развитие чувство ритма. Формирование умения регулировать темп речи в связном высказывании.

Формирование грамматического строя речи.

    Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (стол –столы, стул –стулья; много столов, много стульев и т.д.)

    Активизация пространственных предлогов (в, на, за под, около) с одновременным употреблением падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).

    Обучение правильному употреблению формы повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь).

    Спряжение глаголов по лицам и числам.

    Обучение разным способам словообразования существительных (заяц – зайчонок – зайчата; сахарница – хлебница) и глаголов на материале подражаний (воробей чик-чирик – чирикает, утка кря-кря – крякает, лягушка ква-ква – квакает) и игры на музыкальных инструментах (на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гитаре и гармошке играют)

Связная речь.

    Развивать диалогическую форму речи.

    Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов.

    Пересказ литературных произведений от простого к сложному (пересказ по опорным вопросам с показом иллюстраций, последовательно, отражающих содержание произведения; пересказ по отдельным иллюстрациям с изображением персонажей и существенных деталей; пересказ по предваряющему плану-схеме; пересказ без опоры на наглядный материал).

    Формирование умений строить рассказы повествовательного типа, видеть начало и конец действий, усвоение логической последовательности действий героев рассказа. Я еще раз хочу подчеркнуть, что начинать нужно от простого к сложному:

    Рассказ по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;

    Рассказ по сериям сюжетных картинок , подробно изображающих развитие сюжетного действия;

    Рассказ по отдельной сюжетной картине (можно включить придумывания предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам), если развитие ребенка позволяет это сделать);

    Описание предметов (например, игрушки).

    Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

    Представлять детям для самостоятельно рассмотрения картинки, книги, наборы, предметов.

В заключение можно сказать, речевые недостатки могут явиться причиной отклонений в развитии высших психических функций, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Профилактика и своевременное устранение речевых недостатков поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Нельзя не сказать, что красивая и правильная речь – залог успехов и удач ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.

Список литературы:

    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

    Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007. - с.27-43.

    Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003, №4. -С.47-51. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пб. - Питер, 2000. - 298с.

    Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.

    Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

    Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT.

    Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

    Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Просвещение, 1961. -218с.

    Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей /Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.

    Ладыженская Т. А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983.

    Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1984.

    Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. - М., 1970.

    Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа).