Рассказ челкаш как романтическое произведение. Максим Горький «Челкаш» — анализ произведения. Другие сочинения по этому произведению

04.11.2019

Первое, о чем меня заставляет задуматься рассказ Максима Горького «Челкаш» (1895), - это о том, почему автор посвятил свое произведение человеку, находящемуся на низшей ступени социальной лестницы. Гришка Челкаш - ни кто иной, как пьяница, вор и бродяга. Всем своим видом он напоминает настоящего жулика: лицо его «смято», одежда грязна, ворот рубахи разорван, а на ногах нет даже ботинок. Взгляд хитрых глаз босяка хищен, а его походка и манеры схожи с повадками степного ястреба. Что же могло заинтересовать писателя в таком человеке?

Читая произведение дальше, я понимаю, что образ Челкаша гораздо сложнее, чем это могло показаться на первый взгляд. Прежде всего, у этого героя богатый внутренний мир. Несмотря на свое грубое и развязное поведение, вор Гришка имеет четкие нравственные ориентиры. Также Челкаш способен остро чувствовать жизнь и у него есть своя философия.

Гришка намеренно избрал путь босяка и самовольно отрекся от родной земли, за что, как думает его невольный подельник Гаврила , герой понес «должное наказание». Когда-то у Челкаша было все: уважение односельчан, любовь родителей, служба в гвардейских войсках, молодая красавица-жена Анфиса…

Вспоминая об этом, гордый босяк даже ненадолго теряет самообладание, и мы видим, как исчезает «все хищное в его фигуре». Теперь жизнь Челкаша состоит из одних лишений. Печальный опыт этого человека, его угрюмое молчание и короткие колкие фразы, брошенные Гавриле в момент внезапной вспышки злобы, говорят о том, что босяк познал самую темную сторону человеческого бытия и видел такое, о чем многим людям никогда не приходилось задумываться прежде.

В своем произведении Горький рисует образ нового романтического героя, свободного от предрассудков и условностей. Но такой герой никогда не будет принят обществом, и потому он обречен на вечное одиночество. Эта мысль также неизбежно возникает при прочтении рассказа писателя.

Несмотря на все то страшное и тяжелое, через что пришлось пройти Челкашу, он не утратил своего человеческого лица и сохранил нравственные ориентиры. Герой остался щедрым и справедливым. Поэтому он не жалеет денег для Гаврилы, помогавшего ему совершить воровство, и не только отдает подельнику полагающуюся тому долю, но и делится частью своих сбережений.

Когда же Гаврила начинает унижаться перед Челкашом и просить того отдать ему все деньги, в герое вспыхивает чувство «острой жалости и ненависти к этому жадному рабу». Гришка знает, что никогда бы не пал так низко. Он не понимает, как можно так «истязать» себя из-за каких-то «радужных бумажек».

Таким образом, в рассказе Горького человек, который находится на самом дне общества, оказывается морально выше и нравственно чище добропорядочного крестьянина. Гаврила не смог справиться с первым же испытанием, которое приготовила для него жизнь. Герою не хватило сил устоять перед соблазном, и алчность полностью подчинила его себе. Ради того, чтобы заполучить долю Челкаша, парень был готов даже убить напарника.

И, мне кажется, главное, о чем автор заставляет задуматься своего читателя, это то, что никогда нельзя судить о человеке лишь по его социальному статусу. Даже самая благородная и уважаемая личность может оказаться полна скрытых недостатков, в то время, как за внешностью вора и оборванца может скрываться сильная, благородная и щедрая натура.

Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

Развернутый портрет главного героя произведения мы ви­дим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко под­черкивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сто­рожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в по­мощники случайного знакомого - молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчи­вого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломно­го мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила бо­ится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатле­ния, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широ­ты, бескрайной, свободной и мощной».

Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от стра­ха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаври­лы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («...Тучи были непод­вижны и точно думали какую-то серую, скучную думу», «Мо­ре проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая. шипела и вздыхала»),

Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой жи­вотворящей стихии разворачивается отвратительная человече­ская драма. И причиной этой трагедии становится элементар­ная жадность Гаврилы.

М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том. что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемным, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же тот бросает в него камень, потом, оче­видно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а по­том и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о ко­торой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе бого­боязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед де­лежкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступле­ние за двести рублей, Гаврила выражает свою готовность сде­лать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о че­ловеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

Рассказ «Челкаш» относится к ранним романтическим произведениям М. Горького. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 – начале 20 века.
Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».
В центре повествования рассказа (1895) два героя, противопоставленные друг другу. Один – Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью. Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».
По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
Челкаш родом герой из деревни. Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа – Гаврила. Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни.
Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» - Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать.
Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену».
Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».
Отличается и поведение этих героев на море. В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки...»
Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне.
Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. «Молодой телок» раздражал Григория, он чувствовал «чужеродность» Гаврилы, не принимал его жизненной философии, его ценностей. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему.
Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу. Позже, не решившись на это, Гаврила умоляет Челкаша отдать ему все деньги – с таким богатством он будет в деревне жить припеваючи. Ради этого герой валяется в ногах Челкаша, унижается, забывая про свое человеческое достоинство. У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение. И итоге, когда ситуация несколько раз меняется (Челкаш, узнав новые подробности, то отдает, то не отдает Гавриле деньги, между героями завязывается серьезная драка и так далее), Гаврила получает деньги. Он просит прощения у Челкаша, но не получает его: слишком велико презрение Григория к этому жалкому существу.
Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил.


Рассказ «Челкаш» это раннее творчество М. Горького. Работу над рассказом Горький закончил летом 1894 года. Но творение увидело свет только в 1895 году, было напечатано в журнале «Русское богатство» в июньском номере.

Толчком для написания рассказа послужила история, услышанная автором в больничной палате в городе Николаев. М. Горький в этом рассказе затрагивает главную проблему того времени. В 1890-е годы людей поглощала нищета и рабство, таких людей называли босяками. Автор не испытывал к ним чувство жалость или отвращение. А видел их как свободолюбивых, способных сострадать судьбам таких же обездоленных людей. Горький неплохо знал бытие бедняков, от которых отворачивается социум. Ведь он сполна хлебнул такой участи, в ранней юности и его называли «босяком».

Необходимо подчеркнуть, что вся сюжетная линия, повествованная в рассказе, разворачивается на фоне романтического морского пейзажа. Автор не просто разбавляет рассказ красивым морским ландшафтом, он с помощью этого отображает внутренний мир и характеры героев. Горький делает подробное описание порта, как бурлит в нём различного рода работа, которая поглощает человека своими рабскими условиями.

Главными героями рассказа являются два деревенских парня, Гаврила и Челкаш, которые стремятся отыскать свободу. Челкашу удалось вырваться из деревни, и он отправился в город, где ощущает себя свободным и не зависимым ни от кого. А Гаврила очень был зависим от своего тестя, и ему остаётся только мечтать о свободе. Главных персонажей рассказа автор показывает как две противоположности. Они не похожи ни внешне, ни в манере поведения.

М. Горький делает огромный акцент на портрете Гришки Челкаша, заядлого пьяницы, смелого и искусного вора. Челкаша писатель отображает как ястреба, который хищно и с опаской смотрит на окружающих, но в нём есть романтические нотки. Гаврила в свой черёд автор отображает довольно простоватым, деревенским парнем с доверчивым взором.

Положительным персонажем рассказа автор делает вора и бродягу, Горький отображает что элита того времени подавляет и поглощает любые проявления человеческого потенциала. Им по нраву люди гавриловского склада ума, с рабским и посредственным мышлением.

Подробный анализ

Рассказ «Челкаш» относится к ранней прозе Максима Горького. Он был написан в 1895 году. Реализм разбавлен элементами романтизма: авантюрностью, экзотическим пейзажем, одиночеством.

Челкаш относился к классу босняков. Эта группа сформировалась в последней трети XIX века. Эти люди жили бедно, так как не ставили целью в жизни накопление богатств. Но они были счастливы. Именно это и привлекало Максима Горького.

Челкаш был вором. Он зарабатывал на жизнь тем, что грабил корабли. Бродяжничество и воровство часто становилось профессией героев романтических произведений.

Челкаш был родом из деревни. Из этой же деревни происходил его товарищ Гаврила, который хотел разбогатеть и не в чем не нуждаться. У Челкаша и Гаврилы были разные цели, поэтому они не были хорошими друзьями. Челкаш предложил Гаврииле отправиться в совместное плавание с целью грабежа. Это событие и станет для них испытанием.

Плавание прошло успешно, поэтому Челкаша удалось продать все награбленное. Он принес деньги к другу и решил, отдать ему большую часть, так как Челкашу жаль его. Это характеризует главного героя как милосердного, доброго и великодушного человека.

В этой ситуации открывается и лицо Гаврилы. Он признается, что раньше хотел убить Челкаша и забрать все деньги себе, так как той суммы точно бы хватило на сытую жизнь в деревне. Это характеризует его как подлого, мерзкого и жестокого человека, к тому же и не очень умного, раз он раскрыл свой замысел.

После этого мнение Челкаша меняется. Коллега вызывает у него лишь омерзение. Челкашу не хочется делиться с подлецом. В это время Гаврила теряет любое самообладание и умоляет Челкаша отдать ему все деньги. Он полностью потерял свое человеческое достоинство, поэтому бросался в ноги человеку, которого еще вчера хотел убить.

Никакие слова не могут повлиять на Челкаша. Омерзение, которое вызывает в нем этот падший человек, выше всего на свете. Гаврила остается не с чем.

Максим Горький не случайно выбрал сословие босняков для своего произведения. Он хотел показать, что действительно достойные, добрые, мягкосердечные люди (Челкаш) могут становиться изгоями в обществе, а злые, гадкие, с низменными потребностями могут получить признание, стать чьим-то другом, жить в обществе, которое их принимает (Гаврила). Таким образом, литератор выражает несовершенство современного ему общества.

Вариант 3

Известный писатель Горький славится многими своими замечательными работами, одной из которых является рассказ «Челкаш». Написано данное произведение было в 1895 году. В основу рассказа заложена история о человеке, который является вором, и общество его не воспринимает. Понятие «антитеза» раскрыто максимально понятно, читатель может сравнить двух основных героев рассказа Гаврилу и Челкаша. Герои являются деревенскими людьми, которые пытаются найти свободу. Челкаш сумел оторваться от деревни и уезжает в город, где начинает чувствовать свою независимость и свободу. А вот Гавриле только остается думать о свободе, ведь вырваться он не может и зависит от своего тестя.

Горький старается практически во всем показать разницу между двумя героями. Читая данный рассказ это можно заметить в описании внешности, манеры поведения героев. Автор сравнивает Челкаша с ястребом, который хищно смотрит на окружающих людей.

Гаврила в свою очередь полностью противопоставлен Челкашу. Горький описывает Гаврилу как очень простого человека из деревни с доверчивым взглядом. Естественно такой человек как Челкаш ощущает своё полное превосходство над сельским парнем.

Произведение состоит из трех частей и пролога. В начале рассказа очень хорошо показан порт, в котором люди работаю за гроши.

Исходя из характера Челкаша, становится ясным, что такой тяжелый труд в порту не для него, тем более за мелочную зарплату. Челкаш решает заниматься контрабандой и в роли напарника зовет Гаврилу. Гаврила очень боится криминальных деяний, но понимает, что это его шанс заработать деньги и обрести свободу.

Понятие свободы у людей, занимающихся подобной деятельностью несколько другое, нежели у простых людей. Горький дает понять, что в море Челкаш по настоящему чувствует себя независимым и свободным, красиво описывая морскую красоту. Именно в таких моментах можно увидеть, что Челкаш имеет много хороших качеств, но в тоже время и рассмотреть больше ничтожности в Гавриле.

Сам по себе Гаврила труслив и просто до смерти боится участвовать в незаконных делах. Он готов убежать, скрыться от Челкаша, но все меняется. Когда Гаврила увидел много денег у Челкаша, он стал жадным и опасным. В строках рассказа отчетливо видно перемены в данном персонаже. Для Челкаша это всего лишь деньги, которые он любит с легкостью и без жадности тратить.

От вида денег Гаврила задумал убить коллегу, но и здесь Горький показывает, что он настолько ничтожен и слаб, что даже не смог как следует ударить напарника. С раной на голове, Челкаш отдает все деньги подлому Гавриле, и герои расходятся в разные стороны.

Читая данный рассказ, изначально можно проникнуться жалостью к Гавриле из-за его бедности и никчемной жизни. Но ближе к концу произведения мнение меняется и видно, что даже такой человек как Гаврила способен на предательство при виде денег.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Григория Мелехова в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

    Михаил Шолохов написал интереснейший роман-эпопею Тихий Дон. Простое, жизненное повествование об обычных людях, которым суждено переживать не одни трудности.

  • Що в нашому житті означає краса? І про яку саме йдеться мова? Краса зовнішня, чи духовна? Не так часто, в загальній складності на шкільних уроках, ми ставимо собі таке питання – що важливіше

  • Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

    Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

  • Хочу вам рассказать про моего любимого героя сказок. Очень часто его можно встретить на страницах книжек и следить за его увлекательными приключениями в волшебных историях.

  • Образ и характеристика Бирюка главного героя рассказа Бирюк Тургенева сочинение

    Главный герой Бирюк, он же лесник. Тургенев в рассказе старается показать, что жизнь у него не сладкая и проблем хватает на его душу

Александрова Виктория 7А класс МОУ<<СОШ с УИОП>>

Александрова Вика, ученица 7А класса, создала научную работу по литературе в результате изучения творчества М.Горького. Она представила доклад на тему: " Гришка Челкаш-герой или жертва?"(По рассказу М.Горького "Челкаш".)

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя образовательная школа № 95

с УИОП»

Школьная конференция «Мариинские чтения»

«Босяк Гришка Челкаш – герой или жертва?»

(По рассказу М. Горького «Челкаш».)

Выполнила

Александрова Виктория,

ученица 7А класса МОУ «СОШ №95 с

УИОП»,

Руководитель –

Колесникова Тамара Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №95с УИОП»,

адрес – 2 Садовая, 23,

телефон 20-37-80.

2016 год

Введение. . ……………………………………………………….. 3

Глава 1. История создания рассказа «Челкаш». .………. 4-5

Глава 2. Судьба главных героев в рассказе М. Горького…………………………………………..……….. 6-8

Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике. .. 9-10

Глава 4. Так кто же Челкаш? Герой или жертва?.......................................................................... 11

Заключение. .…………………………………………………... 12

Список использованной литературы. ....………………… 13

Введение.

Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М. Горького скрашивал тусклость обыденщины. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел перед изумлённым читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса. Неизменно воодушевляла его природа. Почти в каждом из удачных рассказов есть прекрасные и чрезвычайно своеобразные описания природы. Это не обычный пейзаж, связанный с чисто эстетической эмоцией. Как только Горький прикасался к природе, он весь поддавался очарованию великого целого, которое ему менее всего казалось бесстрастным и равнодушно-холодным.

В какой бы подвал судьба ни забросила героев Горького, они всегда подсмотрят «кусочек голубого неба». Чувство красоты природы захватывает автора и его героев, эта красота – самое светлое из доступных босяку наслаждений. Любовь к природе у Горького совершенно лишена сентиментальности; он изображал её всегда мажорно, природа его подбодряла и давала смысл жизни. При таком глубоком отношении к красоте эстетизм писателя не может ограничиться сферой художественных эмоций. Как это ни удивительно для «босяка», но Горький через красоту приходит к правде. В пору почти бессознательного творчества, в самых ранних его произведениях – «Макаре Чудре», «Старухе Изергиль» - искренний порыв к красоте отнимает у творчества Горького главный недостаток всякой вычурности – искусственность. Конечно,он – романтик; но в этом главная причина, почему писатель обращается в своём творчестве к теме босячества.

Интерес к необычным героям, к необычным судьбам обусловил выбор мною темы данного исследования.

Целью данной работы является исследование психологии людей, брошенных на «дно» жизни.

Задачи:

1. дать анализ образов романтических героев;

а) как они показаны в критической литературе;

б) какими я представляю их себе;

2. выявить общечеловеческие ценности, присущие людям, отвергнутым обществом.

Глава 1. История создания рассказа «Челкаш».

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 года. Горький является одним из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Рассказ «Челкаш» был написан в 1895 году и опубликован в журнале «Русское богатство». В нём описывается судьба Гришки Челкаша, босяка, вора и пьяницы. Он встречается с Гаврилой, простодушным крестьянином, после чего они идут на опасное дело, которое резко изменяет ход этой истории.

В рассказе говорится о том, что босяки такие же люди, как и мы, они не жадные и не будут убивать ради своей же пользы. Другие же, у которых довольно много богатства, готовы пойти на всё, чтобы заполучить деньги. Почему же Горький обращается к теме босячества?

Потому что в 80-ые годы произошёл промышленный кризис, наступил тягчайший экономический гнёт, когда писатель проходил в Казани свои «университеты», там на 120 000 населения приходилось 20 000 босяков. Бродячий люд привлекал Горького свободолюбивым настроением, нежеланием подчиняться буржуазному строю, стихийным протестам, но он показывает, что это мнимая вольность, не борьба с буржуазным обществом, а уход из него.

Написание рассказа связано со следующим событием: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мёртвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлён был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя В. Г. Короленко у крыльца его квартиры.

«Было уже часов девять утра, – пишет Горький, – когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

– Значит, пробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришёл домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

– Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

– Радует меня удача ваша...

Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча следил за его глазами - в них сияло так много милой радости о человеке – ее так редко испытывают люди, а ведь это величайшая радость на земле».

Я думаю, что, хотя это довольно обычное происшествие, оно было очень значимым, ведь иначе Максим Горький никогда бы не написал рассказ «Челкаш».

Глава 2. Судьба главных героев в рассказе М. Горького.

Прочитав рассказ «Челкаш», я заинтересовалась тем фактом, что Горький обращается к жизни босяков. Я задалась вопросом: почему? Чтобы узнать ответ на него, я сделала анализ этого произведения и обратилась к мнению критиков.

В рассказе два действующих лица: Гришка Челкаш и Гаврила. Казалось бы, они одного происхождения. Хоть Челкаш и босяк, он в прошлом тоже был крестьянином, но он не смог больше находиться в деревне и уехал в приморский город, чтобы жить независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь своё хозяйство и не зависеть от тестя. Они полная противоположность друг другу. Основной проблематикой произведения является антитеза главных героев; развивая и всячески изменяя её, автор преподносит противоречие персонажей с разных сторон. Челкаш свободолюбив и своенравен, его сравнивают с «травленым волком», потому что он вор и за свою жизнь уже поучаствовал в различных опасных делах, он уже довольно известен за кражи, что преследуется законом. Челкаша сравнивают с «хищным ястребом», это раскрывает его натуру и отношение к другим людям, «он всматривается в толпу, выискивая себе добычу», окружающие не имеют для него никакой ценности, он с лёгкостью может выбрать себе «товарища» по контрабанде. В начале произведения автор как бы создаёт отрицательное отношение к Челкашу.

Гаврила же совершенно другой: он из довольно хорошей крестьянской семьи. «Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом…», в отличие от Челкаша, с его не очень приятной наружностью, «он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». И сам Гаврила наивен и с доверчивостью относится к окружающим, наверное, из-за того, что он ни разу не усомнился в людях, с ним никогда не происходило ничего плохого. Гаврила показывается как положительный герой.

Челкаш чувствует своё превосходство и понимает, что Гаврила никогда не был в его положении и ничего не знает о жизни. Пользуясь этим, он пытается заманить его в свои нечистые дела. Гаврила же, наоборот, считает Челкаша своим хозяином, потому что тот внушает доверие к себе своими словами и действиями, к тому же Челкаш пообещал вознаграждение за работу, от чего Гаврила никак не мог отказаться.

Герои различаются и в понимании свободы. Хоть Челкаш и вор, но любит море, такое обширное и неохватное, именно в море он может быть свободным, именно там он независим ни от кого и ни от чего, он может позабыть о горе и печали: «На море в нем всегда поднималось широкое, тёплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену». Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как чёрную тяжёлую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».

Для Челкаша главное в жизни - это свобода: «Главное в крестьянской жизни - это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом - грош ему цена - да он твой. У тебя земля своя - и того её горсть - да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо... Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе...». У Гаврилы же другое мнение. Он считает, что свобода заключается в богатстве, в том, что можно своё время проводить в безделье и празднике, не работать и ничего не делать: «А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и - Антипу-то - на-кося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Нет? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе...». Свободолюбие – неотъемлемая часть натуры Челкаша, поэтому он чувствует ненависть по отношению к Гавриле. Как он, деревенский мальчик, может знать что-то о свободе?! Челкаш чувствует и злобу к себе, потому что он позволил себе разозлиться на такую мелочь. Тут мы уже видим, что он довольно самолюбивый.

Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Именно в этот момент и проявляются их истинные натуры. Они уже меняются местами. «Молодой телок» раздражает Григория, он не принимает его жизненной философии, его ценностей, но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволяет себе подлости или низости по отношению к нему. Гаврила же, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он оказался жадным и корыстным, настолько жаждущим денег, что даже готов был убить Челкаша. Позже он проявляется и как слабый, не имеющий своего достоинства человек, выпрашивающий деньги у Григория. Гаврила ставит себя уже выше Челкаша, в отличие от того, что было в начале их знакомства, он думает: «Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?». У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение, он никогда бы не пал так низко, тем более ради денег, он никогда бы не убил человека за это. Хоть Челкаш босяк, и у него ничего нет – ни дома, ни семьи – он гораздо благороднее, чем Гаврила.

Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике.

Проанализировав рассказ М. Горького, я обратилась к критическим статьям.

Вот что пишет о рассказе критик Н. Михайловский: «М. Горький разрабатывает если не совсем новый, то очень малоизвестный рудник – мир босяков, босой команды, золоторотцев. Босяки от всех берегов отстали, но ни к какому не пристали. Горький готов видеть в них особый класс. Между босяками есть и злые, и не очень злые, а даже очень добрые, есть, конечно, и глупые, всякие есть. Достойны они внимания как общественное явление, но чтобы босяки составили «класс», в этом позволительно сомневаться. Герои Горького крайние индивидуалисты, все общественные отношения, в которые они вступают, случайны и кратковременны. Работники они плохие, да и бродяжнический инстинкт не даёт засиживаться на одном месте. Чтобы «швырять себя, куда хочешь, и нести, куда вздумается… нужна свобода… свобода от всяких постоянных обязанностей, от всяких уз, законов». Челкаш считает себя свободным, он наслаждается, чувствуя себя господином другого человека. Горький как бы заявляет: «Как бы низко ни пал человек, он никогда не откажет себе в наслаждении почувствовать себя сильнее, умнее, хотя бы даже светлее своего ближнего».

Исходя из выше сказанного, Михайловский не сочувствует босякам, не видит в натуре Челкаша ничего благополучного, а тем более героического.

Затем я обратилась к мнению другого критика, Е. Тагер. Она пишет: «Либерально-буржуазная критика объявила Горького «певцом босячества». Нетрудно показать, что босяцкий анархизм был всегда не только чужд, но и враждебен Горькому. Но, раскрывая в своих бродягах, героях «дна», сознание гордого человеческого достоинства, внутренней свободы, высокую нравственную требовательность, Горький не просто украшал босяка незаслуженным ореолом. Этим исключительным, романтически живописным образам присуща глубокая художественная правда. В статье «О том, как я учился писать», Горький говорит, что, с детства возненавидев «комариную жизнь обыкновенных людей, похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года», он увидел в босяках людей «необыкновенных». «Необыкновенно было в них то, что они, люди «деклассированные», – оторвавшиеся от своего класса, отвергнутые им, – утратили наиболее характерные черты своего классового облика… Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных» людей, но чувствуют и осознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». Нельзя винить бедняка Гаврилу за то, что он жаждет денег, чтобы избежать горькой батрацкой участи. Но когда он ползает в ногах у Челкаша, вымаливая эти деньги, и Челкаш с внезапно вспыхнувшим чувством острой жалости и ненависти кричит: «Эх, войлок! Нищий!.. Разве из-за денег можно истязать себя?» - мы понимаем: Челкаш больше человек, чем Гаврила».

Глава 4.Так кто же Челкаш? Герой или жертва?

Познакомившись со статьями известных критиков, я встала перед вопросом: как же я отношусь к босякам, в частности, к Челкашу? Я согласна с мнением Е.М.Тагер. Я думаю, что босяки хоть и оторваны от богатой жизни, часто вынуждены воровать и обманывать, они имеют больше человечности, чем зажиточные люди, которые, казалось бы, опрятны и порядочны. Босяки не жадные, не стремятся к богатству, они не корыстны и уж тем более они бы не убили ради денег человека, что хочет сделать Гаврила. Я думаю, что именно богатство делает человека алчным, ведь чем больше у человека благ, тем больше он жаждет ещё. А ведь потом оказывается, что человеку и не нужно это богатство, это всё потаённые желания, которые портят его, подавляют.

Однако встаёт ещё один вопрос: Гришка Челкаш – герой или жертва? Я думаю, что он является и героем, и жертвой. С одной стороны, он жертва, жертва судьбы, бедности и в конце концов - жадности людей. С другой, он герой. Челкаш оказался героем, потому что, несмотря на то, что он босяк и вор, он любит море, у него есть что ценить и любить, он не корыстен и не жаден, он остался настоящим человеком.

Заключение.

В результате проведённого исследования я пришла к следующим выводам:

  1. Рассказ «Челкаш» романтически-реалистический. Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в нём бескорыстие, свободу от власти денег над личностью. Это авторская позиция.
  2. На примере рассказа Горький показал несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, ведь часто внешность человека не соответствует его внутреннему содержанию; дал ответ на вопрос: в чем смысл жизни.
  3. По моему мнению, объективный смысл рассказа в том, что страшен мир, в котором люди, подчинившись его волчьим законам, цинично начинают выживать один другого, вплоть до покушения на убийство.

Практическая направленность моей работы заключается в возможности использовать эти материалы на уроках литературы, в кружковой работе.

Список использованной

Литературы

  1. Горький М. «Макар Чудра и другие рассказы», Волго-Вятсякое книжное издательство, 1975.
  2. Тагер Е.Б. «Молодой Горький», М., «Детская литература», 1970.
  3. Михайловский Н.К. «О г. Максиме Горьком и его героях», [Электронный ресурс], http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0101.shtml