Проект на тему русские обряды. Проект «Традиции русского народа. Фольклор и устное творчество

01.07.2020

Проект «Традиции русского народа»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Мерзлякова Людмила Флюровна

МБОУ СОШ с.Уральского

Проект.

Вид проекта : Долгосрочный (на весь учебный год : с сентября по -май, групповой, информационно-творческий.

Участники : Учащиеся 1 класса совместно с педагогами и родителями.

3. Программа проекта

Цель :

Развитие представлений детей о русской культуре .

Задачи :

1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2. Расширить представления о народных традициях , обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

3.1. Гипотеза :

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа , его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

3.2. Предполагаемый результат :

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа , приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись) .

Материальное :

1. создание в группе мини-музея « Русская изба » :

Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель) ;

Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда) ;

Коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода) ;

Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти) .

2. оформление читательского уголка « Русский фольклор » (сказки, потешки, прибаутки и т. д.) .

4. Этапы работы :

1этап. Подготовительный :

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре ;

Обогащение развивающей среды

2этап. Реализация проекта :

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр .

3. Организация предметно – развивающей среды

3 Этап Заключительный

Диагностика полученных знаний детей;

Анализ полученных данных;

Презентация мини-музея « Русская изба » ,

Итоговое мероприятие : Фольклорный праздник « Русские традиции »

Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

Содержание работы :

1.«Милости просим, гости дорогие»

Русская изба и её внутреннее убранство.

2. «Стоит в поле теремок»

Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

3. «Чудесный сундучок»

Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи : клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол : иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда : самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т. п.

4. «Самовар Иван Иваныч»

Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием , технологией приготовления чая, сервировкой стола.

5. «Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет , песенок, загадок, пословиц.

6. «Щи да каша-пища наша»

Праздничные, традиционные , ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских . Русская традиция : встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали) .

7. «Хлеб- всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

9. «Водичка, водичка умой мое личико»

Разучивание потешек. Жанровое разнообразие : о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

История создания национальных костюмов : внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое , декоре, функциональности ношения народного костюма . Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда : сарафан, «душегрея» , «шушун или телогрея» , «шубка» , передник, понева, рубаха. Обувь : лапти, чуни, валенки, сапоги.

Русская мужская одежда : подпоясанная рубаха (косоворотка, обязательно пояс, порты; зимняя : кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

11. «Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой . Народная игрушка : яркость, красота, история возникновения.

12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок»

Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.

13. «Здравствуй, зимушка- зима»

Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

14. «Проказы матушки зимы»

Народные игры , загадки, песенки о зиме.

15. «С новым годом со всем родом»

Рассказ о традициях празднования Нового года.

16. «Зимние святки»

Двухнедельный новогодний праздник для всех : игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая) . Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания

17. «Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

18. «Шутку шутить – людей насмешить»

Народный юмор (скороговорки, дразнилки) .

19. «Живет в народе песня »

Народная песня -один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни , богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.

20. « Русская матрешка »

Русская народная игрушка-матрёшка . Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.

21. «Небылица- небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»

Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей) . Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины) . Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы) . Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга) .

23. « Русские народные сказки »

Жанровое разнообразие сказок : волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.

24. «Докучные сказки»

Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.

25. «Вербное воскресенье»

Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.

26. «Красна горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.

27. «Христово Воскресенье всем на веселье»

Пасхальные обряды : всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников» .

28. «Грач на горе – весна на дворе»

Русские обычаи встречи весны. Заклички.

29. «Весна красна цветами»

Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

30. « Русская свистулька » .

Глиняная свистулька. Виды свистулек.

31. «Чудо-чудное, диво- дивное»

Русское народное декоративное творчество : хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись.

32. «Богатырями славится Русь-матушка»

Русские богатыри .

33. Фольклорный праздник « Русские традиции »

Обобщающее занятие.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №18 «Гнёздышко» комбинированного вида г. Орска»

проект

«Быт и традиции русского народа»

Разработала

Ст. воспитатель ВКК МДОАУ № 18

Шарова Олеся Викторовна

Орск, 2016г.

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

Обоснование:

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:

Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья», «Центр уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».

- «Центр театра», где размещены различные виды театров.

Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

Музей национального быта, организация экскурсий, фотоотчет посещения краеведческого музея города Орска – Русская изба.

Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.

Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.

Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.

Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

Реализуемый проект «Календарно-обрядовые праздники»

Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок».

Организация интерактивных выставок и мини-музеев.

Наличие теоретической базы опыта

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И.Даль, И.С.Сахаров, М.Забылин, А.Н.Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В.Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Исследователи данной проблемы Г.В.Алексеева, К.В.Чистов, Т.В.Черник, Н.Е.Черноиванова, С.Б.Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Место проведения: МДОАУ «Детский сад №18»

Сроки проведения: сентябрь - январь 2016 года.


Участники проекта:
- дети и родители детей старших групп,
возраст с 5 до 6 лет;

Музыкальные руководитель МДОАУ №18 – Круглова Ю.А., Михайличенко Е.Ю.

Воспитатели старших групп – Коломиец Т.Н., Диденко О.В.

Педагог-психолог – Вексель А.В.


Актуальность темы

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу

дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе,

Его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он

Родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Цель проекта: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

Определила в работе с детьми следующие задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Новизна: Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

Принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Оптимальность и эффективность средств

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором - дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Быт и традиции русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы «Горница»
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».

С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.


2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т.п.).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.


3. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов , необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке ; причудливые игрушки.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.


4. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап. Концептуальный (с 01 по 15 сентября 2015г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа».

Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

Первичный мониторинг.

Анкетирование родителей.

Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»

II Этап. Формирующий (с 16 сентября по 20 января 2016 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

Занятия в соответствии с планом.

Беседы.

Чтение познавательной и художественной литературы.

Слушание классической музыки.

Просмотр видеосюжетов, презентаций.

Экскурсия в русскую избу.

Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки .

III Этап. Рефлексионный (с 20 по 31 января 2016 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

Мониторинг.

Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.

Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

Выпуск информации на сайт

Презентация проекта

Мероприятия с детьми

Занятие «Русь-матушка».

Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему .

Беседа по картине «Крестьянская семья».

Экскурсия в краеведческий музей города Орска русская изба

Просмотр презентации «Русская изба».

Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края, когда в природе осень золотая»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Просмотр презентации «Труд крестьян».

Цель: Познакомить с трудом крестьян.

Чтение произведений Бианки.

Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.

Выставка рисунков детей «Осень золотая»

Беседа «Матушка - Осенины».

Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.

Слушание Чайковского «Времена года».

Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.

Занятие «Пословицы и поговорки связанные с осенним периодом».

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.

Беседа «Зазимки на Покров - период свадеб»

Цель: Рассказать детям про Покров и традиции, связанные с этим днем.

Беседа «Женские осенние работы»

Цель: Познакомить детей с трудом, которым занимались женщины в осенний период.

Аппликация «Укрась полотенце»

Игра-хоровод «Капустинские хороводы»

Цель: Познакомить детей с хороводными играми осеннего периода.

Рисование «Роспись ложки»

Слушание русских народных песен.

Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа .

Игра – забава «Бояре».

Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

Вечер загадок про осенний период, урожай, домашнюю утварь и т.д.

Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т.д.

Просмотр презентации «Русский национальный костюм»

Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.

Рисование «Распиши сарафан и рубаху».

Рисование «Распиши кокошник».

Мониторинг.

Итоговое мероприятие по проекту «Быт и традиции русского народа» «Традиции нашего народа в осенний период».

Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа в осенний период.

Мероприятия с родителями

Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)

Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».

Круглый стол «Традиции русского народа»

Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа

Выставка работ из овощей и фруктов.

Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: А. Пушкин «Унылая пора!» , А. Пушкин «Осень»(отрывок), И. Демьянов «Осень», И.Демьянов «Летят дождинки», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Ласточки пропали», короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».

Посмотрите с детьми мультфильм «Осенние корабли», «Осенние заботы».

Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни

Конкурс на лучший рецепт каши моей бабушки.

Дать родителям задание найти материал для альбома «Традиции русского народа в осенний период».

Результативность на начало проекта

  • дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
  • знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
  • дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
  • У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
  • Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.

Вторичный мониторинг будет проведен в конце ноября.

МОНИТОРИНГ.

На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе.

Критерии к диагностической карте.

Высокий уровень

Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества

Знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)

Средний уровень.

Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи

Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни

Знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них

Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них

Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы

Низкий уровень.

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи

Знает народные приметы

Знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

Знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним

Результаты диагностики на окончание проекта

У детей:

  • дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
  • у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
  • дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
  • могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
  • у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
  • Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

  • Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  • Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  • Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
  • В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
  • Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
  • Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».

Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Традиции нашего народа в осенний период » на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях кружка «Умелые ручки» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.


Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.

«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г. Зернограда Обычаи, обряды и традиции русского народа «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…» Подготовила: воспитатель- Корсунова Людмила Викторовна

Цели и задачи: воспитывать интерес к истории и народному творчеству; познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!

Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

Что ни терем, ни изба – Позолота, да резьба. Терем, терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, Все наличники резные, А на крыше петушки Золотые гребешки. А в перилах на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. В терему резные двери, На дверях цветы и звери, В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят.

Рядом с горницей передней Спальня в горнице соседней, И постель в ней высока, Высока – до потолка! Там перины, одеяла И подушек там немало, И стоит, покрыт ковром, Ларь с хозяйкиным добром.

Русская печь в избе По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки, Собирали их весной Да настой варили, чтобы Пить зимою от хворобы. Главным в доме была печь. Стены чёрны, закопчёны, Не красивы изнутри, Но не гнили и Служили людям добрым от души. (топились печи по-чёрному)

Красный угол в русской избе «… Гой ты, Русь моя родная, Хаты, ризы в образах…»

Русские рушники Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов Льняное полотенце, по краям Расшитое большими петухами. Весёлое творенье женских рук: Два петуха – косые гребни, шпоры; Они трубили зорю, а вокруг Всё заплели цветы, легли узоры.

Посуда на Руси

Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва Русский национальный костюм Мужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга

Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).

Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!

Русская кухня

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы, павловские посадские платки и другие Народные промыслы

Русский народный фольклор Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (Фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки,песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки и многое другое частушки

Русские народные музыкальные инструменты Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. струнные инструменты - балалайка, гудок, духовые инструменты духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.

Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье. Обереги на Руси

Кукла- оберег Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.

Домовые Домовые – живут в домах и дворах. На Руси верили, что ни один дом не стоит без домового. От уважительного отношения к домовому напрямую зависело благополучие дома. При переезде на новое место домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом «вот те сани, поезжай с нами Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.

Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз ветви – ваши родители, различные линии его потомков ствол - ваши предки. А корни – родоначальник, это что держит крону, это традиции «Генеалогическое древо» Фамильное древо – схематическое представление родственных связей в виде дерева.Генеалогическим деревом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц

Благодарю за внимание!


Групповой детский творческий проект

«Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработала: воспитатель Хапачева Саида Махмудовна

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов". Актуальность темы:

"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

    Формировать у подрастающего поколения чувства
    национальной гордости за родной язык и культуру.


    любознательность, стремление к самостоятельному познанию
    и размышлению.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской
    культуре, традициям.

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

    Проведение консультации для родителей по организации,
    подготовке и проведению проекта.


Ожидаемый результат:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

Фотоматериалы,

Видеоматериалы,

Сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

Проектная папка,

Выставка детских работ,

Создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

Сюжет на телевидении.

Сценарий

Праздника посвященного обычаям и традициям адыгского народа.

Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.

(Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)

Ведущий : О куп!!! Непэ тизэхахьэ къек1ол1агъэхэм зэк1эми салам фабэ шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтык1э сабыйхэр нэ1уасэ фэтш1ынэу ары.

Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.

Ведущий : Скажите, а вы знаете как называется наша республика?

Дети : Да, Республика Адыгея.

Ведущий : Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?

Дети : Адыги, русские, армяне, греки.

Ведущий : Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.

Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.

(Танец детей "Зэфак")

Ведущий : Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.

(Чтение стихов детьми)

"Адыгский стол" написал Руслан Нехай, читает Качура Степан

"Моя Адыгея" написал Джафар Чуяко, читают Лунин Матвей и Руденко Арина

"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.

Ведущий : Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.

1- я бабушка : Сегодня праздник, весна на улице, настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам шалям пожарю, а пока щалям жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.

(Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").

Ведущий : Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?

Дети : Да, понравилась.

Ведущий : Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.

2- я бабушка : Игра называется "Хэт нахь псынкГ?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.

(Проводится игра с девочками.)


2- я бабушка : А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")

(Проводится игра с мальчиками.)

Ведущий : Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?

Дети : Даааа, понравилось.

(Пока дети играют в народные игры, в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).

Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.

Д-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.

(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)

Ведущий : После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?

В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.

Обряд купания сопровождался такими нареканиями: Ручки растите, Ножки ходите, Своё тело носите, Язык говори, свою голову корми!

Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.

Ведущий : Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.

(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)

Ведущий : Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.

В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.

Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.

Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.

Ведущий : Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"

(Дети исполняют песню.)

Ведущий :

Ведущ ий:

Ведущий : Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.

Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.

Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"

Ведущ ий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"

Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.

1- я бабушка : Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)

Ведущий : Наш праздник подошёл к концу. До свидания

Рецензия

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

Творческий краткосрочный проект «Обычаи и традиции адыгов», руководителем, которого была старший воспитатель МБДОУ №16 Качура О.А., разрабатывался и осуществлялся с целью приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

В процессе работы над проектом решались следующе задачи:

    Формировать у подрастающего поколения чувства национальной
    гордости за родной язык и культуру.

    Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

    Развивать у детей творческую познавательную активность,
    любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
    размышлению.

    Знакомство с адыгейскими народными играми.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре,
    традициям.

Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

Использовался следующий план реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

^ Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

В ходе работы над проектом у детей расширились знания об истории, традициях и культуре народов. Они стали более активны, самостоятельны в творческой деятельности. Сформировались творческие навыки, расширилась познавательную активность.

Полученные знания отражены в продуктах проекта:

    фотоматериалы,

    видеоматериалы,

    выставка детских работ,

создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,
^ сюжет на телевидении.

Таким образом, проект «Обычаи и традиции адыгов» можно считать результативным:

расширились знания детей;

создалось единое инновационное пространство, объединяющее
педагогический коллектив дошкольного учреждения;

У активизировалась работа с родителями.

Данная работа имеет большую практическую значимость, может использоваться в работе с детьми в различных направлениях: социально-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Педагогическая ценность данного проекта состоит в том, что имеется возможность осуществления его силам каждого ребенка.