Проблема равнодушия в произведении герой нашего времени. Cочинение ««Герой нашего времени». Центральная проблема романа. Индивидуализм — главный психологический нерв характера Печорина (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Нравственные пробл

28.09.2020

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Равнодушие и отзывчивость", "Цель и средства". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".

Часть 3. Равнодушие и отзывчивость.

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж романа «Герой нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

Цель и средства. Какие средства нельзя использовать для достижения цели?

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств.

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели?

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.

Можно сказать, что доброта и жестокость – это две стороны одной монеты. Поступок, совершённый одним человеком с добрыми намерениями, может оказаться жестоким для другого; а жестокость может прикрываться плащом добросердечности и отваги. Такие примеры мы находим в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте разберём их поподробнее.

  1. (Доброта и жестокость как стороны одной души ) В романе мы видим несколько ситуаций, когда любовь и доброта к одному предмету оборачивается жестокостью к другому. Например, любовь к чужой лошади и желание заполучить её становится причиной похищения Азаматом собственной сестры. Из-за той же лошади, любви к своему товарищу-разбойнику, сам Казбич убивает и отца Бэлы, и её саму. А Печорин, наоборот, из любви к Бэле готов похитить и её саму, и чужого коня. Более того, на любовь Бэлы он ставит пари, что завоюет её за неделю, обещая ей своё сердце и верность, желая лишь её счастья, однако, лишь на словах. Покорный своей натуре, он быстро остывает к ней, оставляя страдать бедную девушку, лишённую семьи, дома, а теперь ещё и любви. Значит, доброта и жестокость в человеческом сердце тесно переплетаются между собой, и человек часто путает одно и другое. Оставаясь добрым по отношению к себе и своему окружению, он жестоко расправляется со всеми остальными людьми, не чувствуя ответственности за то, что делает.
  2. Равнодушие как жестокость мы видим в первый раз в характере Печорина при встрече с Максимом Максимычем. Когда старик радостно встретил товарища, Григорий лишь холодно распрощался с ним, желая поскорее уехать. Подобное отношение сильно задело героя, ведь он и его юный помощник много пережили вместе, когда служили, а теперь старый друг и знать его не хочет. Далее, раскрывая характер героя, Лермонтов всё чаще показывает нам эту его черту. Печорин одинаково пожимает плечами как на признания Мэри (сначала в любви, потом в ненависти), так и на уход бывшего друга доктора Вернера. Для Григория завоевание любви княжны Мэри, похищение Бэлы и другие его поступки – это лишь средство от скуки, желание наполнить свою жизнь хоть чем-то, а также жажда власти, желание быть объектом восхищения, обожания юной неопытной девушки. В этих целях он успешно манипулирует окружающими его людьми. Он никого не бьет и не убивает, но его жестокость, проявляющаяся в равнодушии, больно ранит тех, кто находится рядом с ним. Действительно, самый ужасный тип человеческой жестокости – это безразличие.
  3. (Жестокость под маской справедливости) . Отдельного внимания в рамках этой темы требуют отношения между Печориным и Грушницким. Изначально, внутренне презирая и издеваясь, Печорин, тем не менее, входит в доверие, становится для Грушницкого товарищем и приятелем. Началом кризиса в их отношениях становится «переманивание» Мэри и желание уязвить Грушницкого, показать ему же его нелепость и недалёкость. Естественно, юнкер решил отомстить «товарищу» за незаслуженную обиду. Он спровоцировал дуэль, но решил подменить пистолеты на недействующее оружие, дабы Григорий не смог ему навредить. Но Печорин раскусил хитрость, переменил пистолеты и хладнокровно застрелил почти безоружного соперника. Как бы ни было это с его стороны рационально и оправданно, я все равно считаю, что это жестокий поступок. Более того, такое ужасное поведение даже хуже неприкрытой агрессии, ведь сам Григорий прикрывает свою низость тем, что наказал труса и лгуна. Жестокость под маской справедливости двойне опасна, так как человек, совершивший ее, не считает себя виновный, а значит, никогда не исправится. Так и Печорин не смог исправить свои ошибки, поэтому так и остался несчастным, одиноким и непонятым героем.
  4. (Последствия жестокости) . Самым важным в истории героя становится момент, когда он осознаёт свою любовь к Вере и одновременно свою самую большую в жизни потерю. Устав от безразличия и пренебрежения любовника, женщина все рассказывает мужу, желая огородить себя от новых измен. Супруг увозит ее прочь от Печорина. Тогда Григорий пускается в погоню, но лишь загоняет лошадь до смерти. Вера была потеряна навсегда, как и его надежда на счастье. Взрослый мужчина, гроза женских сердец, безвольно плакал на пыльной дороге. Эта ситуация ненадолго позволяет ему снять с себя все маски, скуку, всё его презрение к миру, слишком простому и понятному. Именно в этот момент он по-настоящему страдает, мучаясь от собственной жестокости, возвращённой ему бумерангом прямо в сердце. Именно так откликается его жестокое равнодушие к женщинам. Как мы видим, последствия жестокости весьма трагичны, ведь человек остается в одиночестве, все покидают его.
  5. (Причины жестокости) . Необходимо разобраться, откуда родилась жестокость в характере Печорина? Он сам указывает на нее, ссылаясь на судьбу, волю случая и совпадения. «Я так глупо создан», «мне выпадает роль», «не угадал своего назначения» — вот его оправдания для совершённых им поступков и бестолково прожитой жизни. Из-за этого он похитил и опозорил Бэлу, убил Грушницкого, разрушил жизнь княжны Мери и Веры, которые сильно его любили, обидел и распугал всех друзей. Но неужели вся эта жестокость исходила от воли злого рока? Нет. Но на самом-то деле причины, скрывающиеся под этими фразами, гораздо глубже – это нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу, эгоизм и слабость перед лицом своих низменных страстей. Именно этот клубок неправильных решений и вера в предначертание судьбы стали причинами такого отношения к окружающим его людям и к миру в целом.
  6. Жестокость не всегда очевидна , а иногда и вовсе может показаться и отвагой, и самопожертвованием, и добротой. Вспомним, к примеру, показательное благородство Печорина перед княжной на балу или взятие буйного казака в одиночку в главе «Фаталист». Оба поступка выглядели бы со стороны благородными и честными, если бы мы не знали внутренних мотивов героя. Ведь первое показательное выступление он сделал уже после того, как принял решение завоевать любовь Мэри, а второе – для того чтобы испытать свою судьбу и проверить задуманное. Как мы помним, игра на чувствах молоденькой девушки была отвратительным и жестоким проявлением характера Печорина, который обманул ее надежды ради того, чтобы беспрепятственно проникать в дом Лиговских, где жила его любовница. О взятии агрессивного казака, который убил Вулича, тоже нельзя сказать ничего хорошего, ведь Григорий был жестоким даже по отношению к самому себе и не жалел своей жизни. Потому он и пошел к вооруженному казаку, но не из-за смелости, а из-за того, что он не дорожил собой. Таким образом, жестокость может принять любое обличье, поэтому важно уметь различать ее под любой маской, иначе нельзя будет миновать трагических последствий от совершенной ошибки.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вторая повесть романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Ге­рой нашего времени» «Максим Максимыч» выводит на аван­сцену действия Печорина. В первой повести «Бэла» мы узнали о драматических событиях из жизни героя от его сослуживца штабс-капитана Максима Максимыча, а теперь можем соста­вить о нем мнение, так сказать, по личным впечатлениям.

Обстоятельства встречи Печорина с Максимом Максимычем таковы. Странствующий офицер, от лица которого ведется основ­ное повествование, вынужден остановиться на три дня в гостини­це Владикавказа в ожидании «оказии». На следующий день туда же приезжает Максим Максимыч. А вскоре приходит и ожидае­мая оказия, вместе с которой прибывает «чудесная коляска». Выясняется, что коляска принадлежит Печорину. Это известие вызывает у Максима Максимыча большую радость. Он посыла­ет лакея сказать Печорину, «что здесь Максим Максимыч», и уве­ряет странствующего офицера: «Ведь сейчас прибежит!..» Одна­ко Печорин не торопится встретиться со старым боевым товари­щем, и Максим Максимыч испытывает горькое разочарование. В течение всего дня Печорин так и не появляется.

Встреча с ним происходит лишь на следующее утро. И тог­да разочарование Максима Максимыча еще больше усилива­ется. Печорин обращается с ним холодно; чувствуется, что сви­дание с давним знакомым не вызывает у него особой радости. Он даже отказывается пообедать вместе, ссылаясь на то, что ему пора в путь. Выясняется, что едет он в Персию. Коляска Печорина готова уже тронуться в путь, когда Максим Макси­мыч вдруг вспоминает:

«- Постой, постой! — закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, — совсем было забыл… У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович… я их таскаю с собой… Что мне с ними делать?

— Что хотите, — отвечал Печорин. — Прощайте…»

Бумаги остаются у Максима Максимыча, а затем, по просьбе странствующего офицера, переходят во владение к нему. Они представляли собой около десятка исписанных тет­радок, озаглавленных «Журнал Печорина». Содержание этого «Журнала» легло в основу трех последующих повестей романа «Герой нашего времени».

Почему же Печорин отказался вернуть себе свою собствен­ность? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочитать весь роман и составить полное представление о характере «Героя нашего времени». Печорин — глубоко разочарованная в жиз­ни личность. Он принадлежит к галерее типов «лишнего чело­века» в русской литературе. Когда он писал свой дневник, то еще пытался осмыслить свое место в мире, свои взаимоотно­шения с другими людьми. Но к моменту последней встречи с Максимом Максимычем Печорин уже полностью разуверился в былых своих надеждах и мечтаниях. Поэтому вспоминать о своем прошлом ему неинтересно. Он отправился в дальние странствия для того, чтобы скрасить преследующую его скуку. В то же время по некоторым деталям можно судить, что он предчувствует свой близкий уход из жизни. «…Всякому своя дорога… — говорит он Максиму Максимычу на прощанье. — Удастся ли еще встретиться — Бог знает!..» А на вопрос Мак­сима Максимыча, когда Печорин вернется, тот «сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! Да и незачем!».

Итак, Печорину безразлично, что будет с его дневником, которому он поверял свои заветные мысли. И это можно объяснить его предчувствием близкого конца собственной жизни — ведь вскоре мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, он умер. Но не исключена вероятность и того, что Печорин в глубине души надеялся: его записки будут прочитаны другими людьми, и тогда память о нем не исчезнет бесследно.

Образ Печорина, изображенный Михаилом Лермонтовым, - это, в первую очередь, личность молодого юноши, который страдает от своей неприкаянности и постоянно пребывает в плену вопросов: «Зачем я жил? С какой целью я родился?»

Какой он, герой XIX века?

Печорин совсем не похож на своих сверстников, в нём нет ни капли желания двигаться по проторенному пути светской молодёжи того времени. Молодой офицер служит, однако не стремится выслужиться. Он не увлекается музыкой, философией, не желает вдаваться в тонкости изучения военного ремесла. Но читателю сразу же становится ясно, что образ Печорина - это образ человека, который на голову выше людей, окружающих его. Он достаточно сообразителен, образован и талантлив, отличается энергичностью и храбростью. Тем не менее равнодушие Печорина к другим людям, эгоистичность его натуры, неспособность к сопереживанию, дружбе и любви отталкивает. Противоречивый образ Печорина дополняют и другие его качества: жажда жить в полную силу, способность критически оценивать свои действия, стремление к лучшему. «Жалкость действий» персонажа, бессмысленная растрата сил, его поступки, которые причиняют боль окружающим, - всё это выставляет героя не в лучшем свете. Однако в то же самое время офицер и сам переживает глубокие страдания.

Сложность и противоречивость главного героя знаменитого романа особенно ярко представлены его словами о том, что в нём одновременно живут два человека: один из них живет в полном смысле этого слова, а второй же - мыслит и судит действия первого. Здесь же повествуется о причинах, положивших начало этой «раздвоенности»: «Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать…» Молодой и полный надежд юноша всего за пару лет превратился в черствого, злопамятного, желчного и честолюбивого человека; как он сам выразился - «нравственного калеку». Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» перекликается с образом Онегина, созданным А. С. Пушкиным: это - «эгоист поневоле», разочарованный в жизни, склонный к пессимизму, испытывающий постоянный внутренний конфликт.

30-х гг. XIX века не позволила Печорину найти и раскрыть себя. Он неоднократно делает попытки забыться в мелких похождениях, любви, подставляет себя под пули чеченцев… Однако всё это не приносит ему желаемого облегчения и остаётся лишь попыткой отвлечься.

Тем не менее образ Печорина - это образ богато одарённой натуры. Ведь ему присущ острый аналитический ум, он необычайно точно оценивает людей и поступки, которые они совершают. Критическое отношение у него сформировалось не только по отношению к окружающим, но также и по отношению к себе самому. В своём дневнике офицер разоблачает себя: в его груди бьётся горячее сердце, умеющее глубоко чувствовать (гибель Белы, встреча с Верой) и чрезвычайно сильно переживать, хотя и скрывается под маской равнодушия. Однако это равнодушие - не больше, чем самозащита.

«Герой нашего времени», образ Печорина в котором является основой повествования, позволяет увидеть одну и ту же личность с совершенно разных сторон, заглянуть в разные уголки её души. Одновременно со всем вышеперечисленным в облике офицера мы видим волевого, сильного и активного человека, в котором дремлют «жизненные силы». Он готов действовать. К сожалению, практически все его действия в итоге причиняют боль и самому Печорину, и окружающим, его деятельность несёт не созидательный, а разрушительный характер.

Образ Печорина сильно перекликается с лермонтовским «Демоном», особенно в начале романа, когда в герое остаётся что-то демоническое, неразгаданное. Молодой человек по воле судьбы становится разрушителем чужих жизней: именно он виновен в том, что погибла Бела, в том, что Максим Максимович окончательно разочаровался в дружбе, в том, как сильно страдали Вера и Мэри. От руки Печорина, в свою очередь, умирает Грушницкий. Печорин сыграл свою роль в том, как умер другой молодой офицер - Вулич, а также в том, как «честные контрабандисты» были вынуждены покинуть родные дома.

Заключение

Печорин - это человек, у которого уже не осталось прошлого и есть лишь надежда на что-то лучшее в будущем. В настоящем же он остаётся совершенным призраком - именно так охарактеризовал этот противоречивый образ Белинский.

Образ Печорина по роману Михаила Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221

Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.

Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою.

Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (”Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”) Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример.

В романе показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…”. Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” - признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Печорин - эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью.

На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человек, привыкший смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” - как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования. И все же Печорин - натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник - не что иное, как саморазоблачение.

Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость - маска самозащиты.

Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.

Образ Печорина есть образ сложного, мятущегося человека, не нашедшего себя; человека с большим потенциалом, но не способного, тем не менее, его реализовать. Сам Лермонтов подчеркивал, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.