Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над человеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарищества, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предательства.
Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завладевшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайлова. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.
Какова роль детства в жизни человека? Что заключает в себе образ родного дома в нашей душе?
Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведении писатель исследует процесс становления характера. В сознании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатейший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, сословных. Постепенно герой начинает открывать для себя окружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается трагедия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»
И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее безмятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кровля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерусская природа с неторопливым течением рек, безмятежным духом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в памяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудесной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красавицы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.
Другая определяющая черта характера Обломова - независимость от мира внешней жизни, чувство внутренней свободы. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чиста и ясна как стекло».
Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отрицательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и нянек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опровергались доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развивалась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.
Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испытать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом несколько приближается к тому женскому типу, который существовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким образом, детские годы, по мысли писателя, полностью определяют наш характер и жизненный сценарий.
Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лермонтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницкого, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».
«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)
Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.
Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.
В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.
В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.
В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг, «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.
Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.
Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.
На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.
Используемая литература.
1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.
2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.
3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.
4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.
5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.
6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.
7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.
8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.
9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.
Мы проанализировали множество текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и выявили общие закономерности в формировании проблем. К каждой из них мы подобрали примеры из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.
Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
"Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства"
. (В.Г.Белинский.)
О материнской любви можно говорить бесконечно. Но вряд ли кто-то когда-нибудь опишет этот феномен более исчерпывающе, чем Анатолий Некрасов. Любовь матери, по мнению писателя, настолько выделяется из остальных типов любви, что этого невозможно не заметить. Она содержит в себе множество примесей и оттенков чувств: привязанность к ребенку, эгоизм по отношению к нему, желание самоутверждения, чувство собственности, даже гордыню. И, к сожалению, самой любви в этой гамме ничтожно мало… Так считает Некрасов, и эту мысль он передает нам в своем гениальном произведении «Материнская любовь ».
В течение нескольких лет после выхода книга переиздавалась десятки раз и была переведена на несколько языков. Объем произведения небольшой, но в нем затронуты такие проблемы, которые перевернули мировоззрение сотен тысяч людей, открыв им новый взгляд на собственные судьбы. «Материнская любовь» - это не просто а целая система. Система, позволяющая увидеть семейные устои, взаимоотношения членов семьи совершенно с других ракурсов.
Автор рассматривает здесь другую, отличную от общепринятой, сторону любви матери к ребенку. Как считает Некрасов, материнская любовь может принести множество страданий не только детям, не только самой матери, но и окружающему обществу. Особенно, когда любовь эта избыточна. Подобное положение присуще каким-то народам больше, каким-то меньше, но, все же, актуально во всем мире. И это порождает массу проблем…
Стоит ли говорить, что «Материнская любовь» наделала порядочного шума после своего выхода в свет? Сотни реакций, тысячи точек зрения были ее закономерным следствием. Многие женщины после начала чтения открывали в себе что-то новое, меняли привычный порядок мыслей и делали весьма разнообразные умозаключения. Кое-кто просто выбрасывал книгу, не в силах прочесть больше ни страницы. Однако прочитанные главы «Материнской любви» брали за душу, не отпускали, заставляли возвращаться к ним вновь и вновь. И эти же женщины находили, покупали, прочитывали книгу снова, буквально через силу.
Что же происходило потом? Читательницы испытывали глубочайшую благодарность автору за выражение того, что не в силах были сформулировать они сами. Отношения матерей со своими детьми становились совершенно иными. Не только женщины, но и мужчины проявляли к книге необыкновенный интерес. «Материнская любовь» стала даже настольным пособием некоторых психологов, и до сих пор помогает им в разрешении сложных и запутанных семейных проблем.
Сам член Союза российских писателей и опытный психолог, был ведущим специалистом по Надо сказать, что далеко не единственным его произведением в психологическом ключе стала «Материнская любовь». Некрасов написал более трех десятков книг, посвященных гармонии в душе человека, его личностному росту на фоне различных аспектов жизни. Самые известные из них - «Живые мысли», «Мужчина и женщина», а также «1000 и один способ быть самим собой». Эти книги перевернут вашу точку зрения на жизнь, заставят понаблюдать за миром и самостоятельно найти множество подтверждений написанным на бумаге словам гениального автора.
Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ:
Проблема материнства
Проблема слепой материнской любви
Материнство как подвиг
Возможные тезисы:
Любовь матери - самое сильное чувство на свете
Быть хорошей матерью - настоящий подвиг
Мать готова на все ради своих детей
Иногда материнская любовь ослепляет, и женщина видит в своем ребенке только хорошее
Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»
Ярким примером слепой материнской любви является комедия Фонвизина «Недоросль». Простакова настолько сильно любила своего сына, что видела в нем только хорошее. Митрофану все спускали с рук, любые его капризы исполнялись, мать всегда шла у него на поводу. Итог очевиден - герой вырос избалованным и эгоистичным юношей, который не любит никого, кроме себя, и не равнодушен даже к собственной матери.
Л. Улицкая рассказ «Дочь Бухары»
Настоящий материнский подвиг описывается в рассказе Улицкой «Дочь Бухары». Аля, главная героиня произведения, была очень красивой девушкой . Став женой Дмитрия, восточная красавица родила девочку, но вскоре выяснилось, что у ребенка синдром Дауна. Отец не смог принять неполноценного ребенка и ушел к другой женщине. А Бухара, любившая дочку всем сердцем, не сдалась и посвятила свою жизнь воспитанию девочки, сделав все возможное для ее счастья, пожертвовав собственным.
А. Н. Островский пьеса «Гроза»
Не всегда материнская любовь выражается в ласке. В пьесе островского «Гроза» Кабаниха, свекровь главное героини, очень любила «воспитывать» своих детей, давая им наказания и читая морали. Неудивительно, что сын Тихон проявлял себя как безвольный, несамостоятельный человек и мямля, который не может и шагу ступить без «маменьки». Постоянное вмешательство Кабанихи в жизнь сына негативно сказалось на его жизни.
Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
В романе Достоевского «Преступление и наказание» также прослеживается нескончаемая материнская любовь. Пульхерия Александровна больше всего беспокоилась о счастье сына Родиона и верила ему несмотря ни на что. Ради него женщина была готова жертвовать дочерью. Создается впечатление, что сын для Пульхерии был намного важнее Дуни.
А. Н. Толстой повесть «Русский характер»
В повести Толстого «Русский характер» подчеркивается сила материнской любви. Когда танкист Егор Дремов получил ожоги, обезобразившие его лицо до неузнаваемости, он побоялся, что семья отвернется от него. Герой навестил родных под видом своего друга. Но порой материнское сердце видит яснее чем глаза. Женщина, несмотря на чужой облик, узнала в госте своего родного сына.
В. Закруткин повесть «Матерь человеческая»
О том, насколько большим может оказаться сердце настоящей матери, рассказывается в повести Закруткина «Матерь человеческая». Во время войны главная героиня, потеряв мужа и сына, осталась одна со своим будущим ребенком на разграбленной фашистами земле. Ради него Мария продолжала жить, а вскоре приютила маленькую девочку Саню и полюбила ее как родную. Через некоторое время малышка умерла от болезни, героиня чуть не сошла с ума, но упорно продолжала свое дело - возрождать уничтоженное, для тех, кто, может быть, вернется. За все время беременная женщина успела приютить на своем хуторе еще семь сирот. Этот поступок можно считать настоящим материнским подвигом.
Проверенные ответы содержат информацию, которая заслуживает доверия. На «Знаниях» вы найдёте миллионы решений, отмеченных самими пользователями как лучшие, но только проверка ответа нашими экспертами даёт гарантию его правильности.
"Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства"
. (В.Г.Белинский.)
Примеров материнской любви в литературе очень много,как и проявления любви очень различны-от "слепой" материнской любви,на грани самопожертвования,до холодной и аристократичной сдержанности чувств,приносящий страдания от недостатка материнской любви.Образ матери часто лишь присутствует в произведениях,рядом с главными героями,но чувства,надежды,переживания материнского сердца очень схожи,каждая мать желает своему ребёнку счастья и добра,но каждая делает это по-своему,поэтому разные выражения любви объединяют общие черты.Приведу несколько примеров:
Комедия Фонвизина "Недоросль" и "слепая "материнская любовь госпожи Простаковой,обожающей Митрофанушку.Для неё сын-это "свет в окошке",она не видит его пороков,недостатков и такое обожание приводит к предательству сына.
Паустовский К.Г. "Телеграмма"-всепрощающая материнская любовь старушки,которая ждёт свою дочь каждый день,оправдывая эгоизм и чёрствость дочери её занятостью на работе.Забытая дочерью,мать так и умирает в одиночестве,опоздав на похороны,дочь только тогда понимает свою ошибку,но уже слишком поздно.
Толстой А.Н. "Русский характер" -не обмануть сердце матери,мать любит сына таким,каков он есть,а не как он выглядит.После ранения,сын вернулся домой под чужим именем,боясь своего уродства.Мать сразу узнала его,её сердце ёкнуло-"родной мой Егорушка",главное жив,а остальное не важно.
Гоголь Н.В. "Тарас Бульба"-трогательная любовь "старушки" матери к сыновьям,она не может на них наглядеться,но не смеет им рассказать о своих чувствах.Хрупкая и нестарая женщина,любит всем сердцем сыновей и …"за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю".
Пермяк Е.А. "Мама и мы"-сдержанность чувств матери,приводит к ошибочном выводам сына.Только спустя годы,сын понимает,как сильно мама любила его,просто не показывала это "на людях",а готовила его к жизненным трудностям.Только любящая мать, может провести зимой,в метель и мороз, всю ночь в поисках сына.
Чехов А.П. "Чайка"-недостаток материнской любви и страдания Константина.Мать предпочла карьеру,воспитанию сына.Сын не безразличен матери,но её выбор и предпочтения в жизни,приводят к трагедии.Сын не перенёс тяжести отсутствия матери в своей жизни,он застрелился.
Несколько примеров материнской любви показывают,насколько важно это чувство, как для детей,так и для родителей.Забота,ласка,понимание,безотчетная любовь матерей очень важны при воспитании ребёнка,но не менее важны и ответные чувства детей,пусть даже когда они уже становятся взрослыми."Лучше поздно,чем никогда".
Доброго времени суток, уважаемые читатели блога. В данной статье я представлю вам сочинение на тему: “Проблема отношения к матери: аргументы “. Данный вариант вы можете использовать при подготовке к экзамену ЕГЭ по русскому языку.
Проблема отцов и детей актуальна и по сей день. От родителей зависит будущее ребенка и его становление, как личности. С годами дети становятся самостоятельными людьми и очень часто забывают о том, что именно мама и папа были их проводниками во взрослую жизнь. Именно эту проблему и раскрывает автор в своем произведении.
Многие великие поэты и писатели в своих работах рассматривали данную тему. Классическую форму семьи мы можем наблюдать в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. По мнению автора, отец должен заниматься христианско-нравственным воспитанием ребенка, а мать отдавать свою любовь и ласку, будучи хранительницей очага, окружать каждого члена семьи заботой.
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева “Воробей” материнский инстинкт, стремление защитить свое потомство ведет птицу к героическому бою с собакой. Любовь матери к своим детям здесь воплощена в образе воробья.
Проблема отношения к матери ярко прослеживается в произведении Константина Георгиевича Паустовского “Телеграмма”. Главная героиня Настя живет в городе Ленинграде. Её жизнь полна забот и проблем. По ее мнению, они настолько важны и неотложны, что, получив телеграмму о болезни своей родной матери, Настя не может вырваться к ней домой. Лишь осознав то, что ее промедление может привести к трагическим последствиям, она отправляется к маме в деревню. Но уже слишком поздно, и время не повернуть вспять: мать умерла.
Трепетное отношение к матери находит место в стихотворении Сергея Есенина “Письмо к матери”. Главный герой беспокоится о здоровье своей мамы и не хочет волновать ее своими заботами: “ты жива еще старушка, жив и я, привет тебе, привет”.
На мой взгляд, проблема отношения к матери будет актуальной всегда, ведь очень часто под грузом своих проблем и забот мы забываем о самых близких нам людях и почему-то не можем просто позвонить домой и сказать: “Привет, у меня все хорошо, я вас люблю!”.
Вот так выглядит один из вариантов сочинений на заданную тему с соответствующими аргументами. Все мои работы вы можете найти в категории “ “. Надеюсь, они помогут вам в построении своих мыслей и подготовке к ЕГЭ. Если у вас остались какие-либо вопросы по каркасу или грамматическим вкраплениям, задавайте их в комментариях, я обязательно дам вам ответ! Всего доброго!
Распечатать