Акмеизм – течение в русской поэзии первых двух десятилетий 20 века, центром которого был кружок «Цех поэтов», а главной трибуной – журнал «Апполон». Акмеисты противопоставляли социальному содержанию искусства реализм материальной матери-природы и чувственную пластически-вещную ясность художественного языка, отказываясь от поэтики туманных намеков и мистики символизма во имя «возврата к земле», к предмету, к точному значению слова (А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилев, М.Зенкевич, О.Мандельштам).
Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов:
1. смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
2. образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
Аллитерация - повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
К.Д.Бальмонт
Алогизм – художественный прием, противоречащими логике словосочетаниями подчеркивающий внутреннюю противоречивость определенных драматических или комических ситуаций – для доказательства как бы от противного некую логичность и, следовательно, истинность позиции автора (а за ним - и читателя), понимающего нелогичное словосочетание как образное выражение (название романа Ю.Бондарева «Горячий снег»).
Амфибрахий - трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог - ударный среди безударных - в стопе. Схема: U-U| U-U:
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
А.А.Фет
Анапест - трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе. Схема: UU- | UU-:
У людей-то в дому - чистота, лепота,
А у нас-то в дому - теснота, духота…
Н.А.Некрасов.
Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
А.С.Пушкин.
Антитеза - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:
Я царь - я раб, я червь - я бог!
Г.Р.Державин
Ассонанс - многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Усиливает выразительность речи.
Стало в комнате темно.
Заслоняет склон окно.
Или это снится сон?
Дин-дон. Динь-дон.
И.П.Токмакова.
Афоризм – четкое, легко запоминающееся точное краткое выражение определенной законченности мысли. Афоризмами нередко становятся отдельные строки стихов или фразы прозы: «Поэзия – вся! – езда в незнаемое». (В.Маяковский)
Баллада - повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.
Бард – поэт-певец, обычно - исполнитель своих стихов, положенных часто на свою же музыку.
Белый стих - нерифмованные стихи с метрической организацией (т.е. организованные через систему ритмически повторяющихся акцентов). Широко распространен в устном народном творчестве и активно использовался в 18 веке.
Ты прости-ка, краса девичья!
Я навек с тобою расстануся,
Молодехонька наплачуся.
Отпущу тебя я, красота,
Отпущу тебя со ленточками...
Народная песня.
Верлибр - современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой (в ней отсутствует рифма, размер, традиционная ритмическая упорядоченность; количество слогов в строке и строк в строфе может быть различно; отсутствует также равенство акцентов, свойственное белому стиху. Их особенностей стихотворной речи сохраняется деление на строки с паузой в конце каждой строки и ослабленная симметричность речи (ударение падает на последнее слово строки).
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
А.Блок
Вечный образ – образ из произведения классики мировой литературы, выражающий определенные черты человеческой психологии, ставший нарицательным именем того или иного типа: Фауст, Плюшкин, Обломов, Дон Кихот, Митрофанушка и др.
Внутренний монолог – оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону».
Герой лирический - образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о герое лирическом носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.
Герой литературный – персонаж, действующее лицо литературного произведения.
Гипербола - средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.
Градация
- стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости. Виды градации: возрастающая (климакс) и убывающая (антиклимакс).
Возрастающая градация:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Былина о Вольге и Микуле
Нисходящая градация:
Муха! меньше мухи! уничтожился в песчинку.
Н.В.Гоголь
Гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
Дактиль - трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе. Схема: -UU| -UU:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
М.Ю.Лермонтов
Декадентство – явление в литературе (и искусстве в целом) конца 19 – начала 20 века, отражающее кризис переходного этапа социальных отношений в представлении некоторых выразителей настроений общественных групп, чьи мировоззренческие основы рушатся переломами истории.
Деталь художественная – подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.
Диалог – обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц.
Драма – 1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.
Единоначатие – прием повторения схожих звуков, слов, языковых построений в начале смежных строк или строф.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут…
К.Симонов
Жанр литературный – исторически развивающийся тип литературных произведений, основные признаки которого, постоянно меняясь вместе с развитием многообразия форм и содержания литературы, порой отождествляются с понятием «вид»; но чаще термином жанр определяется тип литературы по признаку содержания и эмоциональной характеристики: сатирический жанр, детективный жанр, жанр исторического очерка.
Завязка – событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения.
Зачин – начало произведения русского народного литературного творчества – былины, сказки и т.д. («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»).
Звукопись - прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению. В звукописи используются и аллитерации, и ассонансы, и звуковые повторы. Звукопись усиливает изображение определенного явления, действия, состояния.
Звукоподражание - разновидность звукописи; использование звуковых сочетаний, способных отразить звучание описываемых явлений, сходных по звучанию с изображаемым в художественной речи («гром грохочет», «ревут рога», «кукушки кукованье», «эха хохотанье»).
Идея художественного произведения – главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.
Имажинизм – появившееся в России после октябрьского переворота 1917 года литературное течение, провозгласившее образ самоцелью произведения, а не средством выражения сути содержания и отражения действительности. Распалось само собой в 1927 году. Одно время к этому течению примыкал С.Есенин.
Импрессионизм – направление в искусстве конца 19 – начала 20 веков, утверждающее главной задачей художественного творчества выражение субъективных впечатлений художника от явлений действительности.
Импровизация – непосредственное создание произведения в процессе исполнения.
Инверсия - нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.
И девы песнь едва слышна
Долины в тишине глубокой.
А.С.Пушкин
Интерпретация – истолкование, объяснение идеи, темы, образной системы и других составляющих художественного произведения в литературе и критике.
Интрига – система, а подчас и загадочность, сложность, таинственность событий, на распутывании которых построен сюжет произведения.
Ирония – вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.
Классицизм – художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе». Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутая объективность повествования. Строгая иерархия жанров. Высокие: трагедия, эпопея, ода. Низкие: комедия, сатира, басня. Смешение высокого и низкого жанров не допускается. Ведущий жанр – трагедия.
Коллизия – порождающее конфликт, лежащее в основе действия литературного произведения противоречия между характерами героев этого произведения, либо между характерами и обстоятельствами, столкновения которых и составляют сюжет сочинения.
Комедия – драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека.
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Контекст – общий смысл (тема, идея) произведения, выраженный во всем его тексте или в достаточно содержательном отрывке, сцепления, связи с которым не должна терять цитата, да и вообще любой отрывок.
Конфликт художественный – образное отражение в художественном произведении действий сил борьбы интересов, страстей, идей, характеров, политических устремлений как личностных, так и общественных. Конфликт придает остроту сюжету.
Кульминация – в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.
Лейтмотив - выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя.
Лирика - один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. В центре художественного внимания - образ-переживание. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Самый субъективный род литературы.
Лирическое отступление – отклонение от описаний событий, характеров в эпическом или лиро-эпическом произведении, где автор (или лирический герой, от имени которого ведется повествование) выражает свои мысли и чувства по поводу описываемого, свое отношение к нему, обращаясь непосредственно к читателю.
Литота – 1. Прием преуменьшения явления или деталей его – обратная гипербола (сказочный «мальчик с пальчик» или «мужичок … в больших рукавицах, а сам с ноготок» Н.Некрасов).
2. Прием характеристики того или иного явления не прямым определением, а отрицанием противоположного определения:
Ключ к природе не потерян,
Не напрасен гордый труд…
В.Шаламов
Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин
Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмоциональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение. Разновидности метафоры:
1. лексическая метафора, или стертая, в которой прямое значение полностью уничтожено; «дождь идет», «время бежит», «стрелка часов», «дверная ручка»;
2. простая метафора - построенная на сближении предметов или по одному какому-либо общему признаку у них: «град пуль», «говор волн», «заря жизни», «ножка стола», «заря пылает»;
3. реализованная метафора - буквальное понимание значений слов, составляющих метафору, акцентирование прямых значений слов: «Да на вас же лица нет - на вас только рубашка и брюки» (С.Соколов).
4. развернутая метафора - распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение (например, стихотворение А.С.Пушкина «Телега жизни» или «Он долго не мог уснуть: оставшаяся шелуха слов засоряла и мучила мозг, колола в висках, никак нельзя было от нее избавиться» (В.Набоков)
Метафора обычно выражается существительным, глаголом, а потом уже и другими частями речи.
Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий: «стальной оратор дремлет в кобуре» - револьвер; «вел мечи на при обильный» - вел воинов в бой; «сычок запел» - скрипач заиграл на своем инструменте.
Мифы – произведения народной фантазии, олицетворяющие действительность в образе богов, демонов, духов. Родились в глубокой древности, предшествуя религиозному и тем более научному осмыслению и объяснению мира.
Модернизм – обозначение многих течений, направлений в искусстве, определяющих стремление художников отразить современность новыми средствами, совершенствующими, модернизирующими – по их представлению – традиционные средства в соответствии с историческим прогрессом.
Монолог – речь одного из литературных героев, обращенная либо к себе, либо к окружающим, либо к публике, обособленная от реплик других героев, имеющая самостоятельное значение.
Мотив - 1. Мельчайший элемент сюжет; простейший, неделимый элемент повествования (явление стабильное и бесконечно повторяющееся). Из многочисленных мотивов складываются различные сюжеты (например, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты и др.). Данное значение термина чаще используется в отношении произведений устного народного творчества.
2. «Устойчивая семантическая единица» (Б.Н.Путилов); «семантически насыщенный компонент произведения, родственный теме, идее, но не тождественный им» (В.Е.Хализев); сущностный для понимания авторской концепции смысловой (содержательный) элемент (например, мотив смерти в «Сказке о мертвой царевне...» А.С.Пушкина, мотив холода в «легком дыхании» - «Легкое дыхание» И.А.Бунина, мотив полнолуния в «Мастере и Маргарите» М.А.Булгакова).
Натурализм – направление в литературе последней трети 19 века, утверждавшее предельно точное и объективное воспроизведение действительности, порой приводившее к подавлению индивидуальности автора.
Неологизмы – новообразованные слова или выражения.
Новелла – небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом. В новелле большая насыщенность событиями, четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.
Образ художественный – 1. Основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность. 2. Термином «образ» обозначают иногда тот или иной троп в произведении (образ свободы – «звезда пленительного счастья» у А.С.Пушкина), а также того или иного литературного героя (образ жен декабристов Е.Трубецкой и М.Волконской у Н.Некрасова).
Ода - стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события.
Оксюморон, или оксиморон - фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления: горячий снег, скупой рыцарь, пышное природы увяданье.
Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чем ты воешь, ветер ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Ф.И.Тютчев
Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора.
Парадокс – в литературе – прием утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством.
Параллелизм - один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни).
В непогоду ветер
Воет - завывает;
Буйную головку
Злая грусть терзает.
В.А.Кольцов
Пейзаж – в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
Повторение - фигура, состоящая в повторении слов, выражений, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.
Всяк дом мне чужд, всяк храм не пуст,
И все - равно и все - едино…
М.Цветаева
Подтекст – смысл, скрытый «под» текстом, т.е. не выраженный прямо и открыто, а вытекающий из повествования или диалога текста.
Поэзия - особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой - стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности. Часто термин поэзия употребляется в значении «произведения разных жанров в стихах». Передает субъективное отношение личности к миру. На первом плане - образ-переживание. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров.
Поэма - крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.
Прототип – реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя.
Пьеса – общее обозначение предназначенного для сценического представления литературного произведения – трагедии, драмы, комедии и т.п.
Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.
Размер стихотворный - последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп - в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки. В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (4-стопный ямб; 5-стопный ямб и пр.).
Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.
Реминисценция – использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено (М.Лермонтов – «Город пышный, город бедный» (о Санкт-Петербурге) – у Ф.Глинки «Город чудный, город древний» (о Москве).
Рефрен - повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях - припев).
Нам в бой идти приказано:
«Да здравствует свобода!»
Свобода! Чья? Не сказано.
А только - не народа.
Нам в бой идти приказано –
«Союзных ради наций»,
А главного не сказано:
Чьих ради ассигнаций?
Ритм - постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.
Рифма - звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа (либо ответ принципиально невозможен, либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику). Риторический вопрос активизирует внимание читателя, усиливает его эмоциональную реакцию.
«Русь! куда же несешься ты?»
«Мертвые души» Н.В.Гоголя
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
«Клеветникам России» А.С.Пушкин
Род – один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирика, драма.
Роман – эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.
Романтизм – литературное направление конца 18 – начала 19 века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения ее.
Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.
Сарказм – едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях.
Сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.
Сентиментализм – литературное течение конца 18 – начала 19 веков. Возник как протест против превратившихся в догму канонов классицизма в искусстве, отражающих уже превратившуюся в тормоз общественного развития канонизацию феодальных социальных отношений.
Силлабическое стихосложени е - слоговая система стихосложения, основанная на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге; равносложие. Длина стиха определяется количеством слогов.
Не любити тяжело
И любити тяжело,
А тяжелее всего
Любя любовь не достать.
А.Д.Кантемир
Силлабо-тоническое стихосложение - слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основана на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов. В зависимости от системы чередования ударных и безударных слогов различаются двухсложные и трехсложные размеры.
Символ - образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Предмет, животное, знак становятся символом, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением.
Символизм – литературно-художественное направление конца 19 – начала 20 веков. Символизм стремился через символы в ощутимой форме воплотить идею единства мира, выраженную в соответствии его самых различных частей, позволяющую краски, звуки, запахи представить одно через другое (Д.Мережковский, А.Белый, А.Блок, З.Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов).
Синекдоха – художественный прием замещения ради выразительности – одного явления, предмета, объекта и т.д. – соотносимого с ним другими явлениями, предметами, объектами.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
А.С.Пушкин.
Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) я целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения:
Полны добра перед итогом года,
Как яблоки антоновские, дни.
А.Т.Твардовский
Стихотворение - небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
Стопа - устойчивое (упорядоченное) соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которые повторяются в каждом стихе. Стопа может быть двухсложной (ямб U-, хорей -U) и трехсложной (дактиль -UU, амфибрахий U-U, анапест UU-).
Строфа - повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.
Сюжет - система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.
Тема - круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.
Тоническое стихосложение - система стихосложения, в основе которой - равенство ударных слогов в стихах. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов - произвольное.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Трагедия – вид драмы, возникшей из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом – подобием сатира с рожками и бородой.
Трагикомедия – драма, сочетающая в себе черты и трагедии, и комедии, отражающая относительность наших определений явлений действительности.
Тропы - слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе любого тропа - сопоставление предметов и явлений.
Умолчание - фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Но мне ли, мне ль, любимцу государя…
Но смерть… но власть… но бедствия народны….
А.С.Пушкин
Фабула – череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.
Финал – часть композиции произведения, заканчивающая его. Может порой совпадать с развязкой. Иногда финалом служит эпилог.
Футуризм – художественное течение в искусстве первых двух десятилетий 20 века. Рождением футуризма принято считать опубликованный в 1909 году в парижском журнале «Фигаро» «Манифест футуристов». Теоретиком и вождем первой группы футуристов был итальянец Ф.Мариенетти. Главным содержанием футуризма было экстремистское революционное свержение старого мира, его эстетики в частности, вплоть до языковых норм. Русский футуризм открывался «Прологом эгофутуризма» И.Северянина и сборником «Пощечина общественному вкусу», в котором принял участие В.Маяковский.
Хорей - двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге: -U|-U|-U|-U|:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
А.С.Пушкин
Цитата – дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора – как подтверждение своей мысли авторитетным, бесспорным утверждением, а то и наоборот – как формулировка, требующая опровержения, критики.
Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
Экспрессия - подчеркнутая выразительность чего-либо. Для достижения экспрессии применяются необычные художественные средства.
Элегия - лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
Эпиграмма - краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Эпиграф – выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.
Эпизод – фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения.
Эпитет - художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, Аи...
Эпитет может быть выражен прилагательным, наречием, деепричастием, числительным. Нередко эпитет имеет метафорический характер. Метафорические эпитеты выделяют свойства предмета особым способом: они переносят одно из значений какого-то слова на другое слово на основе того, что у этих слов есть общий признак: брови соболиные, горячее сердце, веселый ветер, т.е. метафорический эпитет использует переносное значение слова.
Эссе – литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении. От очерка отличается тем, что в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений.
Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Ямб - двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге: U-|U-|U-|U-|:
Открылась бездна, звезд полна
Звездам числа нет, бездне дна.
Автобиография (гр. autos - сам, bios - жизнь, grapho - пишу) - литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография - попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Аллегория (гр. allegoria - иносказание) - иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Амфибрахий (гр. amphi - кругом, brachys - краткий) - трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (- / -).
Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis - разложение, расчленение) - исследовательское прочтение художественного текста.
Анапест (гр. anapaistos - отражённый назад, обратный дактилю) - трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (- - /).
Аннотация - краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Антитеза (гр. antithesis - противоположение) - противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Архаизм (гр. archaios - древний) - устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.
Афоризм (гр. aphorismos - изречение) - обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).
Баллада (прованс. ballar - плясать) - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Басня - краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)
Бестселлер (англ. best - лучший и sell - продаваться) - книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
«Библиотека поэта» - серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.
Библия (гр. biblia - букв.: «книги») - собрание древних текстов религиозного содержания.
Былина - жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.
Вопленицы (плакальщицы) - исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).
Герой литературного произведения, литературный герой - действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Гипербола (гр. huperbole - преувеличение) - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).
Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco - причудливый, от grotta - грот) - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Дактиль (гр. dactylos - палец) - трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ - -).
Двусложные размеры - ямб (/ -), хорей (- /).
Деталь (фр. detail - подробность) - выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Диалог (гр. dialogos - разговор, беседа) - разговор двух или нескольких лиц. Диалог - основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).
Жанр (фр. genre - род, вид) - вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.
Завязка - событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.
Идея (гр. idea - идея) - основная мысль художественного произведения.
Инверсия (лат. inversio - перестановка) - необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
Интерпретация (лат. interpretatio - объяснение) - истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Интонация (лат. intonare - громко произношу) - выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Ирония (гр. eironeia - притворство, насмешка) - выражение насмешки.
Композиция (лат. compositio - составление, соединение) - расположение частей, т. е. построение произведения.
Крылатые слова - широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.
Кульминация (лат. culmen (culminis) - вершина) - момент наивысшего напряжения в художественном произведении.
Культура речи - уровень речевого развития, степень владения нормами языка.
Легенда (лат. legenda - букв.: «то, что следует прочесть») - произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Летопись - памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
Литературовед - специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение - наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
Метафора (гр. metaphora - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Монолог (гр. monos - один и logos - речь, слово) - речь одного человека в художественном произведении.
Неологизмы (гр. neos - новый и logos - слово) - слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.
Ода (гр. ode - песня) - торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Описание - вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты - интерьер и пр.).
Пейзаж (фр. paysage, от pays - местность) - картина природы в художественном произведении.
Повесть - один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Подтекст - подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.
Портрет (фр. portrait - изображение) - изображение внешности героя в произведении.
Пословица - краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
Поэма (гр. poiema - творение) - один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Предание - жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Проза (лат. proza) - литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним (гр. pseudos - вымысел, ложь и onyma - имя) - подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов - Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар - сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Развязка - один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Рецензия - один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
Ритм (гр. rhythmos - такт, соразмерность) - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).
Риторика (гр. rhitorike) - наука об ораторском искусстве.
Рифма (гр. rhythmos - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк.
Сатира (лат. satira - букв.: «смесь, всякая всячина») - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Сказка - один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние - это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.
Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Средства художественной выразительности - художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.
Стихотворение - написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Строфа (гр. strophe - поворот) - группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.
Сюжет (фр. sujet - предмет, содержание, событие) - ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Тема (гр. thema - то, что положено [в основу]) - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Трагедия (гр. tragodia - букв, «козлиная песнь») - вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
Трёхсложные стихотворные размеры - дактиль (/ - -), амфибрахий (- / -), анапест (- - /).
Устное народное творчество, или фольклор , - искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора - пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.
Фантастика (гр. phantastike - способность воображать) - разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.
Хорей (гр. choreios от choros - хор) - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ -). Художественное произведение - произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
Эпиграф (гр. epigraphe - надпись) - короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Эпитет (гр. epitheton - букв, «приложенное») - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Юмор (англ. humour - нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор - смех весёлый и доброжелательный.
Ямб (гр. iambos) - двусложный размер с ударением на втором слоге (- /).
В литературоведческом словаре представлены кратко все литературные термины и понятия. Основные литературные термины и определения помогут для подготовки к ЕГЭ.
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Абзац (от нем. отодвигать) - 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста, которая представляет со бой отдельный смысловой отрывок и выделяется отступом в первой строке.
Анекдот (греч. неизданный) - короткий устный рассказ с остроумной концовкой, которая может иметь шутливую или сатирическую окраску. В художественной литературе анекдот иногда вводится в речь персонажа или в само по вествование.
Афоризм (греч. изречение) - мысль автора, выраженная в краткой форме и отличающаяся предельной выразитель ностью. Афоризм воздействует на сознание читателя ори гинальной формулировкой и отличается неожиданностью суждения.
Правду произносить легко и приятно. М. Булгаков
Баллада (от итал. плясать) - небольшое стихотворение с завершённым сюжетом фантастического или героического характера.
Басня - небольшое произведение повествовательного характера в стихах с нравоучительным, сатирическим ли бо ироническим содержанием. С помощью образов живот ных или неодушевлённых предметов (иногда людей) в бас не обличаются человеческие или общественные пороки. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в ко торой изображается какое-нибудь событие либо развёрты вается спор между действующими лицами. Как правило, в басне содержится вывод из нарисованной аллегорической картинки (нравоучение, мораль).
Былина - русская повествовательная песня-поэма о бо гатырях и народных героях, сложенная в старину безы мёнными певцами-сказителями и устно передававшаяся из поколения в поколение. По содержанию былины услов но делятся на богатырские и историко-бытовые.
Гимн (греч. торжественная песнь) - в Древней Греции торжественное стихотворение, прославляющее легендар ных героев или богов. В дальнейшем - торжественная, хвалебная песнь, в которой воспевается какое-либо лицо или событие. Начиная с XIX века гимн - торжественная песнь, выражающая и воспевающая национальное или го сударственное единство.
Диалог (греч. разговор между двумя людьми) - разговор между двумя или несколькими действующими лицами в ху дожественном произведении.
Загадка - вид устного народного творчества; замыслов атое иносказательное определение какого-либо пред мета или явления, предлагаемое как вопрос для отгады вания.
Скатерть бела весь свет одела. (Снег) Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Историческая песня - народная повествовательная песня, посвященная историческому событию или герою. Исторические песни являются произведениями устного народного творчества, сложены былинным стихом, исполняются нараспев.
Крылатые слова - меткие выражения, часто короткие цитаты или афоризмы, получившие широкое распростра нение в живой речи.
Время - деньги. Б. Франклин
Легенда (лат. то, что должно быть прочитано) - народное предание о каком-либо замечательном событии в жизни общества или о выдающемся поступке какого-либо чело века. Различаются исторические, религиозные, бытовые и другие легенды.
Летопись - описание исторических событий по годам, которое создавалось учёными людьми, чаще всего монаха ми. Самая древняя русская летопись называется «Повесть временных лет»; составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1112 году.
Миф (греч. слово, предание) - сказание, передающее представления людей в древности о происхождении мира и жизни на земле, о богах и героях. Наиболее известны ми фы Древней Греции.
Монолог (от греч. говорю один) - в литературном произ ведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим действующим лицам.
Пейзаж (фр. местность, страна) - описание картин при роды в художественном произведении, которое часто слу жит дополнительным средством для более выразитель ного изображения душевного состояния литературных героев.
Персонаж (лат. личность, персона) - действующее ли литературного произведения.
Песня (песнь) - одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, предназначенное для пения и со стоящее обычно из нескольких строф (куплетов), часто с припевом. В древние времена текст песни слагался одно временно с мелодией и был неотделим от музыки и движе ний, которые сопровождали её во время работы, народных гуляний, при исполнении религиозных или бытовых обря дов. Выделяют трудовые, обрядовые, бытовые, лирически и исторические песни.
Повесть - повествовательное произведение с сюжетом более сложным, чем в рассказе, и обычно большее по объ ему.
Поговорка - вид устного народного творчества; меткою образное выражение, определяющее какое-либо жизнен ное явление. В отличие от пословицы, поговорка лише на прямого поучительного смысла и ограничивается яр ким иносказательным определением какого-нибудь явле ния. Каков мастер, такова и работа. Семь пятниц на неделе.
Портрет - описание внешности персонажа (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности жестов, походки, манеры говорить и держаться)
Пословица - вид устного народного творчества; краткое (часто в стихотворной форме) образное изречение по по воду различных жизненных явлений. Чаще всего пословица состоит из двух частей: образного изображения какого- либо явления и заключительного поучения. В пословицах используются разнообразные средства художественной выразительности, в них отражена народная мудрость. Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство по искусству.
Поучение - один из видов древнерусской литературы; ли тературное произведение назидательного характера.
Поэма (от греч. делаю, творю) - большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о поступках и переживаниях литературных героев, о событиях, в которых они участвуют, а также о чувствах и переживаниях автора.
Прибаутка - шутливое народное выражение, полное без обидного юмора.
На колу мочало - начинай сначала.
Присказка - разновидность русской прибаутки. Обычно используется в начале, середине и конце сказки: в неко тором царстве (в начале); делать нечего (в середине); вот тебе и сказка, а мне кринка масла (в конце).
Притча - небольшой рассказ, заключающий в иноска зательном виде моральное или религиозное поучение. Широко представлена в Библии, в аллегорической форме выражает различные духовные наставления.
Псевдоним (греч. вымышленное имя) - вымышленное имя или фамилия, которыми авторы подписывают свои произведения либо под которыми выступают актёры на театральной сцене.
Рассказ - небольшое художественное произведение о каком-либо событии в жизни человека без детального изо бражения того, что было до и после этого события.
Сказка - произведение в прозе (реже в стихах) о вымыш ленных событиях. Это самая древняя и распространённая форма устного народного творчества у всех народов, от ражающая народные традиции, быт и характеры. По со держанию различают волшебные, бытовые, сатирические, юмористические, политические сказки.
Скороговорка - фраза, намеренно построенная на со четании трудно произносимых вместе звуков или слов. Используется для обучения хорошей дикции и для отра батывания чёткого произношения определённых звуков, а также для весёлых игровых заданий.
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
Стихотворение (греч. ряд, порядок) - поэтическое про изведение, как правило, небольшого объёма.
Сюжет (фр. предмет) - ряд связанных между собой и по следовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.
Текст (лат. ткань; связь, соединение) - несколько предложений или абзацев, связанных между собой в единое целое темой и основной мыслью. Текст может представлять со бой и целую статью или книгу.
Фольклор (англ. народная мудрость) - устное народное поэтическое творчество. К видам фольклора относятся бы лины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, пого ворки, загадки. Все эти произведения, созданные в древ ние времена, в устной передаче подвергаются переработ ке. В результате появляются различные варианты одного и того же произведения.
Цитата (от лат. призывать в свидетели) - дословная вы держка из какого-либо произведения, чьей-либо речи, приведённая автором для пояснения или подтверждения своей мысли.
Частушка - один из видов фольклора; короткая (обычно из четырёх строк) песенка-отклик на злободневные собы тия общественно-политического или бытового характера.
Сидит Ваня у ворот, Широко разинув рот. И никто не разберёт, Где ворота, а где рот.
Эпиграф (греч. надпись) - у древних греков: надпись на каком-либо предмете. В настоящее время: фраза (часто цитата), помещаемая перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею всего произведения или его части.
Эпизод (греч. вставка) - небольшая часть литературного произведения, играющая в последовательности событий определённую роль. Это поступки персонажей, небольшие происшествия или крупные события, направляющие раз витие действия.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ
Автор - писатель, создавший одно или ряд произведений.
Аллегория - иносказание, изобра жение какой-нибудь отвле чённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом об разе. Например, в басне "Стрекоза и Муравей" Стреко за - это аллегория легкомыс лия, а Муравей - предусмот рительности.
Антитеза - художественное проти вопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.
Архаизмы - слова и обороты, кото рые употреблялись в прош лом для обозначения каких- либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены дру гими словами и оборотами, которые используются в со временной речи.
Афиша - перечень действующих лиц в пьесе.
Баллада - небольшое стихотворение с историческим или фанта стическим сюжетом.
Басня - краткий аллегорический
рассказ сатирического содер жания с моралью.
Белый стих - стихотворное произ ведение без рифм.
Былина - жанр русского фолькло ра; песнь, которая рассказы вает о подвигах богатырей и отражает жизнь средневеко вой Руси.
Гипербола - художественное пре увеличение, усиление качеств или результатов поступков.
Диалог - разговор двух или более лиц.
Завязка - начальный момент разви тия событий, изображённый в художественном произведе нии.
Идея - основная, главная мысль, замысел, определяющий со держание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения. Кульминация - высшая точка напряжения в развитии дей ствия художественного про изведения.
Лирика - род литературных произ ведений, изображающий ду ховный мир человека, его чувства, настроения, пережи вания.
Метафора - скрытое сравнение, в котором отсутствуют слова: как, словно, будто. (Например, "изумрудная тра ва).
Миф - Предание, возникшее в глу бокой древности, в котором объяснялись явления приро ды, происхождение мира и человека с помощью художе ственной фантазии.
Монолог - развёрнутое высказыва ние одного действующего ли ца или автора произведения.
Мораль - поучительный вывод в художественном произведе нии, обычно в басне.
Олицетворение - наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).
Повтор - повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого от резка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значи мых мыслей, чувств, образов.
Пролог - элемент композиции, ко торый предшествует завязке.
Развязка - заключительный момент в развитии действия художе ственного произведения.
Сравнение - сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, прису щим им качествам. Напри мер: " Анчар, как грозный часовой..."
Сюжет - цепь событий, которые
развиваются в произведении.
Тема - круг проблем, жизненных явлений, на которых сосре доточил своё внимание автор литературного произведения.
Фрагмент - отрывок, часть произ ведения.
Эпиграф - краткое изречение, кото рое помещается перед произ ведением, выражая его глав ную мысль или отношение автора к событиям.
Эпитет - художественное определе ние. Например: "Белеет парус одинокий
Основные художественные приёмы,
используемые авторами в литературных произведениях
Сравнение - сопоставление предметов или явле ний по общему признаку. Чаще всего сравнение строит ся при помощи слов как, точно, словно, как будто.
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...
А. Пушкин
Эпитет - образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шёлковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд.
В народном поэтическом творчестве часто используют ся так называемые постоянные эпитеты: красна деви ца, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.
Олицетворение - перенесение свойств живого су щества на неодушевлённый предмет.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд? С. Есенин
Метафора - перенесение на явление, которое хо тят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления. Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. Ф. Тютчев
Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др.
Гипербола - художественное преувеличение зна чения и размеров предметов или явлений: я говорил те бе это миллион раз.
Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов).
Аллегория - иносказание; изображение отвлечён ного понятия через конкретный образ. Приём чаще все го используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость - в образе зайца, упрям ство - в образе осла и т. д.
Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит...
И. Крылов
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов: с моим другом мы съели не один пуд соли.
Восклицание - восклицательные слова и предло жения, используемые для усиления чувства.
Торопись, голубка! Ты теряешь Час за часом! Звёзд не сосчитать!
К. Случевский
Риторический вопрос - вопросительное предло жение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой...»
М. Лермонтов
Ирония - насмешка; приём строится на контрасте видимого и скрытого смысла.
«Аи, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
И. Крылов
Синонимы - слова, близкие по значению.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Ф. Тютчев
Антонимы - слова с противоположным значением.
В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
А. Пушкин
Повтор - использование одних и тех же слов, во просов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.
Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
А. Пушкин
>>Краткий словарь литературоведческих терминов
Аллегория
- иносказательное описание предмета или явления с целью его конкретного, наглядного изображения.
Амфибрахий
- трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - безударный, ударный, безударный (-).
Анапест - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - два безударных и ударный (-).
Баллада
- стихотворный рассказ на легендарную, историческую или бытовую тему; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, и которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишутся в стихах.
Герой (литературный) - персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в литературном произведении.
Гипербола
- чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Дактиль
- трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - ударный и два безударных.
Деталь (художественная)
- выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ. Деталь может уточнять, прояснять замысел писателя.
Диалог - разговор двух или нескольких лиц.
Драматическое произведение, или драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Жанр литературный - проявление в более или менее обширной группе произведений общих признаков изображения действительности.
Идея - основная мысль художественного произведения.
Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.
Ирония - тонкая, скрытая насмешка. Отрицательный смысл иронии скрыт за внешней положительной формой высказывания.
Комедия - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.
Комическое
- смешное в жизни и литературе. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира.
Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех час тей художественного произведения.
Легенда - произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетаются реальное (события, личности) и фантастическое.
Лирическое произведение - произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни.
Метафора
- перенесение свойств и действий одних предметов на другие, сходные с ними но принципу подобия.
Монолог - речь одного человека в произведении.
Новелла
- повествовательный жанр, близкий по объёму к рассказу. От рассказа новелла отличается остротой и динамичностью сюжета.
Олицетворение
- перенесение признаков и свойств живых существ на неживые.
Описание
- словесное изображение чего-нибудь (пейзаж, портрет героя, внутренний вид жилища и др.).
Пародия
- смешное, искажённое подобие чего-то; комическое или сатирическое подражание кому-нибудь (чему-нибудь).
Пафос
- в художественной литературе: возвышенное чувство, страстное воодушевление, приподнятый, торжественный тон повествования.
Пейзаж - изображение природы в художественном произведении.
Повесть
- один из видов эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.
Портрет
- изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.
Поэзия
- стихотворные произведения (лирические, эпические и драматические).
Поэма
- один из видов лирико-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (как в эпическом произведении) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
Притча
- небольшой рассказ, содержащий в иносказательном виде религиозное или моральное поучение.
Проза
- нестихотворные художественные произведения (рассказы, повести, романы).
Прототип
- реальное лицо, послужившее писателю основой для создания литературного образа.
Рассказ
- небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека, животного.
Рассказчик
- образ человека в художественном произведении, от лица которого ведётся повествование.
Ритм
- повторение однородных элементов (речевых единиц) через равные промежутки.
Рифма
- созвучие окончаний стихотворных строк.
Сатира
- высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни посредством изображения их в нелепом, карикатурном виде.
Сравнение
- сопоставление одного явления или предмета с другим.
Стих
- стихотворная строка, наименьшая единица ритмически организованной речи. Слово «стихи» часто употребляется также в значении «стихотворения».
Стихотворение
- небольшое поэтическое произведение в стихах.
Стихотворная речь
- в отличие от прозы, речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков - строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.
Строфа - в стихотворном произведении группа строк (стихов), составляющая единство, с определённым ритмом, а также повторяющимся расположением рифм.
Сюжет - развитие действия, ход событий и ионестиовательных и драматических произведениях, иногда и и лирических.
Тема - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведений.
Фантастика - художественные произведения, в которых создаётся мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением писателя.
Характер литературный - образ человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый индивидуальными особенностями.
Хорей
- двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Художественная литература - один из видов искусства - искусство слова. Слово в художественной литературе - средство создания образа, изображения явления, выражения чувства и мысли.
Художественный образ - человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении.
Эзопов язык
- вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта Эзопа, создателя жанра басни.
Эпиграмма
- краткое сатирическое стихотворение.
Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Эпизод
- отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Эпическое произведение - художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др.
Юмор
- в художественном произведении: изображение героев и смешном, комическом виде; весёлый, добродушный смех, помогающий человеку освобождаться от недостатков.
Ямб
- двусложный размер стиха с ударением на втором слоге
Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська.
Прислано читателями из интернет-сайта