Презентация на тему героический эпос. Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе. Гильгамеш со львом из дворца

18.03.2021

Cлайд 1

Cлайд 2

Былины. Впервые термин былины был введён в 1839 году Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа». Народное же название этих произведений «старина, старинушка, старина». «Я улёгся на мешке около тощего костра … и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов…, но такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и весёлый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что – то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления…» - вспоминает собиратель фольклора П. Н. Рыбников.

Cлайд 3

Былины: вымысел или история с элементами фантастики? Большинство известных нам былин создавалось в 9 – 12 веках. Однако, можно заметить в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох (16 и даже 19 веков). Почему так происходило? «Далеко не все события и герои, воспетые в былинах, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, иногда прежним героям приписывались подвиги, совершаемые позднее. Так в течение столетий складывался особый мир былин, который объединил в себе людей из разных столетий и эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Руси с 10 до 16 веков».

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Киевский цикл былин. Особенности: Действие происходит в Киеве или около него. В центре повествования стоит князь Владимир. Основная тема: защита Русской земли от кочевников. Герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Вольга и Микула Селянинович.

Cлайд 7

Cлайд 8

Илья Муромец. Главнейший герой русских былин, только сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более ста вариантов. До 30 лет Илья сидел сиднем, не владея руками и ногами, затем получил чудесное исцеление и богатырскую силу от калик перехожих (странствующих паломников). Его личность символизирует переход от «старших» богатырей к «младшим»: он был знаком со Святогором и тот, согласно некоторым вариантам, перед смертью передал ему часть своей великой силы (по другим Илья отказался от нее). В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый.

Cлайд 9

Cлайд 10

Добрыня Никитич. Наиболее популярный после Ильи Муромца герой русского эпоса. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; в нем воплощены те качества, которые народ в совокупности обозначал словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). Все это делает его особенно пригодным для дипломатических поручений: в былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Кроме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием.

Cлайд 11

Cлайд 12

Алёша Попович. Младший из знаменитой троицы былинных богатырей, сын ростовского попа Левонтия (редко – Федора). Известен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.

Cлайд 13

Cлайд 14

Вольга Святославович (Волх Всеславьевич). Имя героя, Волх, указывает на то, что родился великий кудесник, волхв. Он рождением связан с природой, как с природой и борьбой с ней была связана вся жизнь первобытного человека. Предки русских, раньше чем стать земледельцами, зависели от охоты, которая когда-то была основной формой добычи средств существования. Когда Волх рождается, звери, рыбы и птицы в страхе прячутся: родился великий охотник. Волх умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц - обернувшись соколом, лесных зверей - серым волком. Он чародей и оборотень. Волх умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц - обернувшись соколом, лесных зверей - серым волком. Он чародей и оборотень. Он воюет так же, как охотится: путем волшебного умения, «хитрости-мудрости».

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Микула Селянинович. Пахарь, обладающий недюжинной силой. Вольга Всеславьевич встретил его, когда в сопровождении дружины ехал за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец. Орест Миллер видел в Микуле древнее божество земледелия; таким образом, встреча его с Вольгой – это встреча бога-охотника с богом-пахарем. Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми «старшими» богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса.
Это не репродукции, а фотографии картин, которые я делал в музеях. На некоторых я не смог победить блики, поэтому качество не очень. Оригиналы хорошего размера.

Иллюстрации к нартскому эпосу

Считается, что нартский эпос имеет древнеиранские корни (7-8 век до н.э.), через скифо-сарматские племена распространился на территории Кавказа, основное ядро создано адыгами, осетинами, вайнахами, абхазами, популярно и у других (наряду с общими чертами у каждого народа эпос имел и особенности), в 19-м веке впервые записан русскими (немного больше о генезисе эпоса в этой статье).

Осетинский художник Азанбек Джанаев (1919-1989) обращался к нартиаде несколько раз: в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в 1970-е, материалы - гуашь и картон.

Лично на меня его черно-белая графика производит большее впечатление, а в целом, на мой непрофессиональный взгляд, благодаря реалистичному стилю рисунка, Джанаеву удалось схватить и передать всю красоту эпоса и горских народов:)

1. Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага (1948)
2. Ахсар и Ахсартаг (1977)

Родоначальником нартов был Уархаг, было у него два сына-близнеца Ахсар и Ахсартаг, женой которого стала дочь водного божества Дзерасса. Пока Ахсартаг и Дзерасса пировали, Ахсар дожидался их на берегу. Как-то вернулся он в свой шатер и увидел невестку, и приняла она его за Ахсартага. Тут вошел Ахсартаг и решил, что Ахсар совершил над ней насилие. "Если я виновен, пусть стрела моя насмерть поразит меня в то место, которым я коснулся невестки своей!", воскликнул Ахсар, и выпустил стрелу. Попала она в мизинец и тут же Ахсар умер. Понял Ахсартаг свою ошибку, выхватил меч и поразил себя в сердце. Пока Дзерасса оплакивала братьев, появился небожитель Уастырджи и предложил ей захоронить мужчин, в обмен она станет его женой. Дзерасса согласилась, но потом обманув Уастырджи, убежала к родителям на дно морское. "Подожди, я тебя найду, даже в стране мертвых", сказал Уастырджи.

Любопытно: имя Уархаг в переводе с древнеосетинского означает "волк", его сыновья - братья-близнецы, убившие друг друга (в других вариантах сказания братья друг друга не узнали), налицо сюжетное сходство с легендой о Ромуле и Реме, основателями Рима. Тема "воспитания волками" в эпосе встречается многократно.

3. Как Сатана женила на себе Урызмага (1978)

Родила Дзерасса братьев-близнецов Урызмага и Хамыца, и наказывала им "когда я умру, оберегайте мое тело три ночи, один недобрый человек поклялся найти меня и после смерти". Так и вышло, пока братья отлучились, в склеп проник Уастырджи, после обнаружили в нем новорожденную девочку, которую назвали Сатаной. Росла она не по дням, а по часам, повзрослев, решила выйти замуж за лучшего нарта, кем был Урызмаг. Чтобы расстроить его свадьбу с другой девушкой, Сатана обманом проникла к нему в спальню, приготовила хмельной напиток, надела свадебную одежду его невесты и притворилась словно это она и есть. Заколдовала потолок комнаты, чтобы на нем всегда были луна и звезды, и Урызмаг не встал с ложа пока сердце его настоящей невесты не разорвалось от отчаяния.

Образ Сатаны (у адыгов Сатаней) зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало: там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне-осенний треугольник (звезды Вега, Денеб и Альтаир).

4. Нарт Сырдон (1976)

Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр (арфу), подарил его нартам и был принят в их общество.

У вайнахов Сырдону соответствует Боткий Ширтка. Нарты бросили в котел его маленького сына, он в отместку их заманил в ловушку к чудовищам гарбашам. Но об этом следующая картина ("поход нартов").

5. Поход нартов (1977)

Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов. Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.

В вайнахском варианте при виде неминуемой гибели нарты взмолились о пощаде, Боткий Ширтка простил им смерть сына, сделав так, что гарбаши передрались между собой, а нарты спокойно ушли. С тех пор между ними не было вражды.

Любопытно: согласно осетинскому эпосу уаиги это одноглазые великаны, однако Джанаев с присущим ему реализмом изображает их недалекими обезьяноподобными питекантропами. Аналогично он поступает и в других сюжетах, например, трехногий конь Уастырджи имеет в наличии все четыре ноги.

6. Сослан в походе (1976)

Сослан (Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов) – центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке (кроме коленей, которые не влезли в ладью из-за хитреца Сырдона), стал почти неуязвимым героем-богатырем. В нарт-орстхойском эпосе ингушей Сеска Солса приобрел отрицательные черты (например, он угнал скот у местного героя богатыря-труженика Колоя Канта, но более сильный Колой восстановил справедливость).

7. Сослан и Тотрадз (1972)

Тотрадз - сын кровного врага Сослана, последний мужчина в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны: надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.

У адыгов Тотреш считается отрицательным героем и действия Сосруко, который не внял просьбе Тотреша перенести поединок после падения с коня, идеализируются.

8. Саууай (1978)

Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они были врагами. Как-то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.

9. Сослан в стране мертвых (1948)

Решил Сослан взять в жены дочь Солнца Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. Cилой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.

По ингушским преданиям, Сеска Солса пришел в царство мертвых чтобы узнать, кто сильнее, он или местный герой Бятар. Это одно из моих любимых сказаний, поэтому процитирую его кусочек:

Глубоко задумался Владыка царства мертвых и задал им такую притчу-загадку:
- Жили в прежние времена два человека. Все знали их как верных и преданных друзей. Один из них полюбил девушку и девушка согласилась стать его женой. Второй тоже полюбил эту девушку, не зная, что ее любит его друг, и послал к ее родителям сватов. Родители дали согласие. Первый из друзей не знал об этом. Когда он захотел ласково поговорить с девушкой, она сообщила ему, что ее без ее согласия просватали другому, и что она, в любое назначенное возлюбленным время, готова бежать с ним. Возвращаясь домой после разговора с девушкой, в необитаемой степи он встретил голодного и мучимого жаждой безоружного кровника, убийцу своего отца. Теперь скажите, как бы вы поступили, если бы любимая вами девушка была отдана другому и все-таки осталась верной вам? Что бы вы сделали со встретившимся своим кровником? Скажите, как бы вы поступили на месте этого человека?
Сеска Солса и Бятар задумались на некоторое время. Затем Сеска Солса сказал:
– Если спросишь меня, то я на месте этого человека похитил бы девушку, потому что полюбил ее раньше другого. А с кровником поступил бы так, как он этого заслуживает. Каким бы он ни был – все-таки он мой кровник! Но не окажись у него пороха-оружия, я одолжил бы ему свое.
Бятар сказал:
– Дружба нужна не за обильным столом, не за красивой речью. В горе-беде или при другом деле требуется большая дружба. Девушку следовало уступить другу, всячески его восхвалив. Конечно, говорить об этом легко, но выполнить гораздо труднее. И тем не менее, считаю, что именно так должен был поступить настоящий друг. Отпустить кровного врага, позорно, но в такую тяжкую минуту, в какой оказался он, я бы приветил его хлебом-солью. Убить слабого человека – небольшое мужество.
Выслушав оба ответа, Владыка царства мертвых сказал:
– Ты не огорчайся, Сеска Солса. Если судить о мужестве так, как ты это понимаешь, то мужественнее тебя не найти. По вашим ответам я нашел, что Бятар понимает мужество правильнее. Не из одной храбрости оно состоит; мужество вбирает в себя многое. Для того, чтобы не задумываясь, броситься в Терек, не нужно особой храбрости. Мужество определяется не этим, а умом.



10. Сослан и Балсагово Колесо (1948)
11. Сослан и колесо Балсага (1976)

Сослан оскорбил дочь Балсага, отказавшись взять её в жены, и послал Балсаг свое огненное колесо убить нарта. Всё сжигало оно на свое пути, но не смогло остановить Сослана. Тогда подученное Сырдоном оно проезжает по незакаленным коленям Сослана, и тот погибает. Единственный, кто смог уничтожить колесо Балсага, оказался Батрадз (о нём следующий цикл картин).

12. Батрадз (1948)

Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.

13. Батрадз в борьбе (1948)
14. Батрадз и Тыхыфырт (1978)

Великан Тыхыфырт прислал к нартам за данью девушками, но вместо этого Батрадз вызвал его на бой, в котором друг друга борцы одолеть не смогли. Тогда Тыхыфырт заманил Батрадза в глубокую яму и хотел его закидать валунами, но Батрадз по ним выбрался на землю и убил Тыхыфырта.

16. Свадьба Ацамаза и Агунды (1976)

Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.

17. Три нарта (1948)

Мифом называют древнее народное сказание о легендарных богах, героев и о невероятных явлений природы. Миф означает предание и сказание, отсюда и происходит нынешнее назначение мифа, как отдельного литературного жанра.

Миф и его место в литературе

Подобные сказания возникли в первобытном обществе, и поэтому в мифах переплетены всевозможные ранние элементы философии, религии, искусства. Отличительной особенностью мифа является то, что ему присущи повторяющиеся темы и сходные мотивы, которые можно встретиться в мифах разных народов и времен.

Считается, что мифы были основным способом познания мира в первобытном обществе, так как в них отображались приемлемые объяснения многих явлений природы.

Это связано с тем, что в мифах природа выступала в виде символов, которые порой были в виде человека. Мифология близка к художественно литературе формой образного повествования, поэтому говорят о том, что мифология оказала огромное влияние на развитие литературы, как таковой.

В художественных произведениях очень часто встречаются мифологические мотивы и и многие сюжеты основаны на мифах. Примером этого могут послужить такие литературные произведения, как "Волшебная гора" Т. Манна и "Нана" Э. Золя.

Героический эпос разных народов и герои эпоса

Для каждого народа характерен определенный героический эпос, в котором раскрываются быт и нравы определенных наций, их ценности и взгляд на окружающий мир. Этот жанр средневековой литературы, в котором воспевались народные герои и их подвиги. Зачастую эпос формировался в виде песен.

Героический эпос восточных славян представлен былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Герой Илья Муромец является центральной фигурой всего русского эпоса, он представлен в виде защитника народа и своей родной земли. Это и является причиной того, что именно такой персонаж стал народным любимцев - ведь он отображает главные ценности русского народа.

Знаменитая поэма "Давил Сасунский" относится к армянскому героическому эпосу. Это произведение отображает борьбу армянского народа против захватчиков, и его центральная фигура является олицетворением народного духа, стремящегося освободиться от иностранных завоевателей.

Памяткой немецкого героического эпоса является "Песня о Нибелунгах" - предание о витязях. Главным персонажем произведения является смелый и могучий Зигфрид. Это справедливый витязь, который становится жертвой предательства и измены, но несмотря на это он остается благородным и великодушным.

"Песня о Роланде" - образец французского героического эпоса. основная тема поэмы - это борьба народа против врагов и завоевателей. Рыцарь Роланд выступает в роли главного героя, благородного и смелого. Эта поэма приближена к исторической действительности.

Английский героический эпос представлен многочисленными балладами о легендарном Робин Гуде, разбойнике и защитнике бедных и несчастных. Этот мужественный и благородный герой обладает веселым нравом и поэтому он стал настоящим народным любимцем. Считается, что Робин Гуд - это исторический персонаж, который был графом, но отказался от богатой жизни ради того, чтобы помогать бедным и обездоленным людям.

Сказки связаны с мифами, это устные
повествования и исторические
предания и называются они «эпосом»
- это род литературы, выделяемый
наряду с лирикой и драмой;
представлен такими жанрами, как
сказка, предание. Разновидности
героического эпоса: эпопея,
эпическая поэма, повесть, рассказ,
новелла, роман, очерк.
Эпосу, как и драме, свойственно
воспроизведение действия,
развертывающегося в пространстве и
времени, - хода событий в жизни
персонажей.

Черты эпоса во многом
определяются свойствами
повествования. Речь здесь
выступает главным образом в
функции сообщения о
происшедшем ранее. Между
ведением речи и изображаемым
действием в эпосе сохраняется
временная дистанция: эпический
поэт рассказывает «... о событии,
как о чем-то отдельном от
себя...»

Эпос содержит сведения о богах
и других сверхъестественных
существах, увлекательные
рассказы и поучительные
примеры, афоризмы житейской
мудрости и образцы
героического поведения;
назидательная функция его
столь же неотъемлема, как и
познавательная. Он охватывает и
трагическое и комическое

История возникновения эпоса

Лиро-эпические
Прозаические жанры
Миф (фантастическое
представление о мире, свойственное
человеку первобытнообщинной
формации, как правило,
передаваемое в форме устных
повествований - мифов).

Понятие о героическом эпосе

Эпос» -(от греч.) слово, повествование,
одно из трех родов литературы, повествующих о
различных событиях прошлого.
Героический эпос народов мира является порой
важнейшим и единственным свидетельством
прошлых эпох. Он восходит к древнейшим мифам
и отражает представления человека о природе и
мире.
Первоначально он сформировался в устной
форме, потом, обрастая новыми сюжетами и
образами, закрепился в письменной форме.
Героический эпос – это результат коллективного
народного творчества. Но это вовсе не умаляет
роли отдельных сказителей. Знаменитые
«Иллиада» и «Одиссея», как известно, были
записаны единственным автором – Гомером

«Махабхарата» индийский эпос 5 века.н.э

«Великое сказание о потомках Бхараты» или
«Сказание о великой битве бхаратов».
Махабхарата – героическая поэма,
состоящая из 18 книг, или парв. В виде
приложения она имеет еще 19-ю книгу –
Хариваншу, т. е. «Родословную Хари». В
нынешней своей редакции Махабхарата
содержит свыше ста тысяч шлок, или
двустиший, и по объему в восемь раз
превосходит «Илиаду» и «Одиссею»
Гомера, взятых вместе.

Индийская литературная
традиция считает Махабхарату
единым произведением, а
авторство ее приписывает
легендарному мудрецу КришнеДвайпаяне Вьясе.

Краткое содержание

между
южной.
Основное сказание эпопеи посвящено
истории непримиримой вражды
кауравами и пандавами – сыновьями
двух братьев Дхритараштры и Панду.
В эту вражду и вызванную ею борьбу,
согласно сказанию, постепенно
вовлекаются многочисленные народы
и племена Индии, северной и
Она оканчивается страшной,
кровопролитной битвой, в которой
гибнут почти все участники обе
сторон. Одержавшие победу
столь дорогой ценой объединяют
страну под своей властью. Таким
образом, главной идеей основного
сказания является единство Индии
.

Махабхарата- книжные иллюстрации

«Махабхарата» скульптурные иллюстрации

«Махабхарата» - скульптурный рельеф

«Беовульф» Англия
«Песнь о нибелунгах»
Германия
«Песнь о моём Сиде»
Испания
«Старшая Эдда» Исландия
«Песнь о Роланде» Франция
«Калевала»
карело- финский эпос

«Старшая Эдда» из сборника древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и историй.

«Старшая Эдда» из сборника древнеисландских песен о
богах и героях скандинавской мифологии и историй.
Сюжет рассказывает о борьбе, в которой
две группы противостоят друг другу;
одиночные герои обычно являются
представителями групп. Эти группы могут
быть двумя народами (например, русские и
татары), племенами, кланами; или богами и
демонами (например, греческие олимпийцы
и титаны). Богатыри-вожди и воины
представляют историческую народность, а
их противники часто тождественны
историческим «захватчикам», иноземным и
иноверным угнетателям. Противники
встречаются в физическом бою.

Удивительная эпопея «Беовульф».
Относится к концу VII или к первой
трети VIII века.
В «Беовульфе» 3182 стиха, в «Песни
о нибелунгах» втрое больше (2379
строф по четыре стиха в каждой),
тогда как в самой длинной из
эддических песен, «Речах Высокого»,
всего 164 строфы (число стихов в
строфах колеблется), и ни одна
другая песнь, кроме «Гренландских
Речей Атли», не превышает сотни
строф.

«Беовульф».

В каждой стране существуют
свои герои народного эпоса. В
Англии воспевался непобедимый
разбойник Робин Гуд - защитник
обездоленных; в Азии Гэсэр великий лучник: эвенкийских
героических сказаниях храбрый Содани-богатырь; в
бурятском героическом эпосе Аламжи Мэргэн молодой и его
сестрица Агуй Гохон