Планы конспект по развитию речи. Конспект по развитию речи "волшебные слова". Конспекты занятий по развитию речи

07.03.2024

Этот раздел посвящен развитию речи. Здесь будут находиться материалы, основной акцент которых будет направлен именно на эту тему: занятия по развитию речи в детском саду, по художественной литературе, интегрированные занятия с «речевым» уклоном, в общем все, так или иначе связанное с развитием речи и мышления дошкольников. В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Любой из конспектов Вы можете скачать одним файлом, для этого нужно перейти на соответствующую страницу.

Некоторые из занятий этого раздела являются комплексными и ссылки на них находятся в разделе «Комплексные занятия», также многие из занятий по ознакимлению с природой содержат в себе элементы развития речи у детей дошкольного возраста, поэтому, если Вы не нашли тут нужный материал, то стоит обратить внимание и на другие разделы нашего сайта.

Надеемся, что наши материалы помогут Вам в работе с дошкольниками в детском саду. Не всем детям легко даются навыки речевого общения, многие из них с трудом учатся говорить, но грамотный воспитатель, вооруженный хорошим материалом, может творить с детьми настоящие чудеса.

Не забываем и о новых занятиях. О новинках в этом (или любом другом) разделе можно узнать на странице "Новые занятия" в меню или подписавшись на нашу RSS-рассылку, для чего следует перейти на главную страницу и кликнуть по значку RSS рассылки в правом верхнем углу.

Конспекты занятий по развитию речи дошкольников, расположенные в этом разделе нашего сайта, доступны для скачивания в виде документа Ворд.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте.

Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Это не означает, однако, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он уже очень хорошо освоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию речи уже должна начинаться. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Заметили какие-то неточности, недоработки или у Вас есть какие-либо замечания по работе сайта? Пожалуйста, сообщите нам об этом. А также, если у Вас есть собственные идеи, занятия, материалы, авторские методики и наработки, то поделитесь ими с другими, напишите нам через форму обратной связи, шлите материал и мы будем пополнять количество конспектов.

Горбань Ольга Павловна
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов».

Конспект занятия по развитию речи и обучению и обучению грамоте в старшей группе .

«Путешествие в страну слов » .

Составила :О. П. Горбань.

Предварительная работа :

Цели :

Дидактические : Учить детей правильно, четко произносить звуки родного языка. За-крепить понятие «Слово » , различие слов . Расширить словарный запас , формировать грамматический строй речи , развивать слуховое внимание .

Развивающие : Развивать слуховое внимание , вербальную и зрительную память.

Воспитательные : Воспитывать внимательное отношение друг к другу; умение слу-шать товарищей, не перебивать их, говорить по одному, не выкрикивать. Пользовать-ся антонимами, подбирать однокоренные слова , соотносить родовые и видовые по-нятия.

Словарная работа : Дать конкретное объяснение слов в речевых играх .

Предварительная работа : 1. Игра «Я знаю 5 названий» , 2. Рассматривание схем, беседа по схеме, 3. Игра «Звуки» .

Материал : демонстрационный : конверт с письмом от Незнайки (задания) .

Раздаточный : карандаши, картинки из серии – «мебель» , «посуда»

Планируемые результаты : Иметь представление, что слова бывают разные – одушевленные и не одушевленные (кто? Что) .

Слова могут быть короткие и длинные (знать, что самое короткое слово это – «Я» ) с помощью приставок, суффиксов – слова могут превращаться в другие и иметь другое значение. Слова бывают нежные , грубые, ласковые, обидчивые…

1. Дети свободно располагаются на коврике, чтобы все видели воспитателя и друг друга.

Воспитатель : ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в Страну слов . Весь мир слов , которые нас окружают, имеют волшебную силу. С помощью слов можно совершать чудеса, а можно и много плохого. Но мы должны узнать о словах как можно больше и научиться говорить красиво.

Много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи – мы их точно знать должны!

Скажем вместе.

Девиз нашего занятия :

Дети : «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно». (Дети выполняют действие с хлопками) .

Воспитатель : Где живут наши звуки?

Дети : В ротике.

Воспитатель : Что помогает правильно произносить звуки и слова ?

Дети : Зубы, язык, горло, уши, глаза, легкие.

Воспитатели : Воспитатель проводит фонетическую зарядку.

Фонетическая зарядка.

Как тикают часы?

Как подзывают цыплят?

Как чикают ножницы?

Как говорят, когда рыба срывается с крючка?

Как жжужит жук?

Как воет волк?

Как паровоз выпускает пар?

Как поют комарики?

Как рычит мотор?

Как просит сказать врач?

Как фыркает кот?

Как выходит воздух из шара?

Как пыхтит каша?

Как шипит змея?

Упражнение для мелкой моторики (с карандашом) :

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Воспитатель : «Сегодня я получила письмо, догадайтесь от кого?» (показывает конверт, там нарисован Незнайка) .

Воспитатель достает портфель и говорит : «Давайте все знания, которыми мы с вами владеем, положим, в портфель для Незнайки».

Игра : «Доктор звуков» .

У слона фобот. Положи в чай сафар.

Какой звук я произнесла неправильно?

Игра : «Слова родственники » .

Я назову слова , а вы слова , которые могут быть похожими :

Лес – лесной,

Дерево – деревянный,

Стекло – стеклянный,

Железо – железный,

Пластмасса – пластмассовый.

Слова – превращения .

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил – дом.

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал – домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил – домишко.

Старый мудрый гном – гномище

Выстроил большой домище.

Был он стар , и был он сед

И большой был домосед.

А за печкой, за трубой,

Жил у дома – домовой.

Игра : «Кто знает, пусть продолжает» .

Мебель –

Посуда –

Одежда –

Фрукты –

А сейчас отдохнем :

Встаньте прямо, потянитесь, пошагайте, наклонитесь, руки вправо, руки влево…

Встаньте, снова потянитесь и друг другу улыбнитесь.

Игра : «Скажи наоборот» .

Высокий дуб – низкий дуб.

Острый нож – тупой нож.

Сильный – слабый.

Сладкий – горький.

Злой – добрый.

Белый – черный.

Аккуратный – грязный.

Составление рассказа по схеме «о себе» .

Воспитатель показывает последовательность схем и объясняет, как можно составить рассказ (схема прилагается) .

Составление рассказа детьми.

Воспитатель : «Ну а сейчас, нам нужно конверт отправить Незнайке.

У нас есть время – лето, подготовиться к школе».

Воспитатель : Какие мы сложим в конверт игры? Какая игра вам понравилась больше всех?

Воспитатель складывает в конверт игры и говорит, что отправит сегодня письмо Незнайке.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: развитие речи младших дошкольников.

Задачи:

  • обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит», «листопад», «кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;
  • развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции и интонации;
  • развитие лёгких и умение гармонично использовать дыхательные ресурсы;
  • воспитание любви и интереса к литературе.

Материал: магнитофон; фонограмма звуков природы («Малыш в лесу»); картина с изображением осеннего леса; сухие листья, подвешенные на нитках к основе (на уровне губ детей); корзиночка; каштаны; пластилин белого цвета; дощечки для лепки; салфетки; стол.

План-конспект занятия:

I. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в природе наступила осень и предлагает всем вместе отправиться в лес в гости к одному зверю. Какому?
Дети узнают, отгадав загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?» (Белка)

Педагог хвалит детей за смекалку, подтвердив, что их пригласила именно белка. А также напоминает, что в лесу сейчас холодно, поэтому всем нужно одеться потеплее.

Имитация одевания: «Сначала надеваем колготы, затем – кофту, потом – штанишки, за ними – куртку, на голову – шапку, на ножки – сапожки, на ручки-перчатки. Все готовы, ничего не забыли?»

II. Основная часть

Под звуки фонограммы «Малыш в лесу» дети подходят к картине.

1. Рассматривание картины. Детям показывается изображение деревьев в осеннем убранстве. Воспитатель обращает внимание на то, как красиво в осеннем лесу.

2. Дыхательная гимнастика. Педагог предлагает детям изобразить, как ветер дует на листочки и качает их. (сухие листья подвешены на нитке на уровне губ ребёнка, дети дуют на них с разной силой). Детям предлагается:

  • подуть на листья сильно (сильный ветер),
  • подуть тихонько (ветер стихает),
  • показать, как гудит ветер (у-у-у),
  • изобразить шуршание листьев (ш-ш-ш).

3. Воспитатель сообщает детям, что при сильном ветре листья отрываются от веток и падают на землю. Это явление принято называть листопадом. Детям предлагается изобразить осенние листочки.

Упражнение на координацию слова с движением:

Листопад, листопад (Бегают, изображая осенние листики.)
Листья желтые летят.
Кружат по дорожке, (Кружатся на месте.)
Падают под ножки. (Медленно приседают.)

4. Угощение для белочки. Воспитатель напоминает детям, что в гости не ходят с пустыми руками и предлагает набрать для белочки грибов в корзинку, помочь ей сделать запас на зиму.

Пальчиковая гимнастика:

Мы в лесок пойдём,
Мы грибок найдём (Из рук складывают грибок: одна рука сжата в
В шапочке нарядной, кулак, другая накрывает кулак сверху.)
Тёмно-шоколадной. (Сжимают и разжимают пальцы.)

5. Чтение стихотворения А. Прокофьева «По дорожке шли…»

По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

Чтение стихотворения сопровождается действием детей. Они подходят к столу и лепят из пластилина ножки для грибов, соединяют их с каштанами. Получаются белые грибы-боровики. Получившиеся грибы складывают в корзинку. Подарок для белки готов!

6. Детям показывается изображение дерева с дуплом и белкой, заготавливающей грибы. Проводится психогимнастика:

Детям предлагается показать, как белочка сушит грибы, сопровождая гимнастику речью.

Солнце на работе –
Белочка в заботе.
На сучок –
Грибок,
Да еще грибок.
Сушит, старается –
Не подходи!
Едой запасается;
Зима впереди! А. Чепуров

7. Артикуляционная гимнастика

Воспитатель предлагает детям выполнить упражнения для языка:

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках . Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Орешки для белочки. Открыть рот. Кончиком языка изнутри оттопырить сначала одну, затем другую щеку.

Белочка цокает . Щелкать языком. Изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

8. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса

Воспитатель предлагает поиграть с белкой:
«Су-зу -су-зу , зу-су -зу-су , Белка, где была?» – « В лесу.»
Проговаривать фразу с разной силой голоса: громко, тише, тихо.

III. Заключительная часть

Воспитатель хвалит детей за старания и напоминает, что пора возвращаться в детский сад. Дети прощаются с белочкой и с лесом:
До свиданья, старый лес, (Идут по кругу и машут рукой.)
Полный сказочных чудес.

На занятии были использованы следующие инновационные методики :

  • сопровождение речи движениями;
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнение на координацию слова с движением;
  • пальчиковая гимнастика;
  • психогимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.

Литература:

  1. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей/ Авт.-сост. А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008.
  2. Весёлый зоопарк. Стихи и загадки для развития речи / Сост. И. Филиппова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009.
  3. Новиковская О. А. 100 упражнений для развития речи /Ольга Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.
  4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.

По группам:

Показаны публикации 1-10 из 21933 .
Все разделы | Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Конспект НОД по социальному и речевому развитию «Перелётные птицы» Тема : «Перелетные птицы» Программное содержание. 1. Актуализация представлений детей о перелетных птицах и их птенцах. 2.Упражнять детей в узнавании и назывании перелет¬ных птиц (скворец, ласточка, грач, аист, соловей) ; 3.Закреплять знания об их отличительных признаках (окра¬ска...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи . Тема : Чтение сказки К.Чуковского «Телефон» Составила воспитатель МДОАУ №22 Колпакова Милана Алексеевна Цель : Закреплять знание детей о литературных произведениях Корнея Ивановича Чуковского. Порадовать детей чтением весёлой...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Богатство осени»

Публикация «Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Богатство...» Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Богатство осени» Цель: систематизировать временные представления детей об окружающем мире. Задачи: систематизировать, закреплять представления детей об изменениях в природе осенью; развивать устную речь, активизировать...

Конспект по развитию речи «Чтение сказки «Колобок» для второй младшей группы Конспект по развитию речи для 2 младшей группы на тему «Чтение сказки «Колобок» Цель: Познакомить со сказкой Колобок обр. Ушинского. Задачи: 1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок» 2. Упражнять детей в образовании слов по аналогии. 3.Развивать эмоциональное...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Домашние животные» в подготовительной к школе группе Программные задачи: Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений; учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Зайцы» Обучение рассказыванию по игрушке «Зайцы» в старшем дошкольном возрасте. Цель: Обучение детей рассказывать по игрушке «Зайцы» Задачи: Образовательная: Формировать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ; Развивающая: Развивать связную речь;...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект проведения НОД по развитию речи «Укладываем куклу Катю спать»

Конспект проведения НОД по развитию речи на тему « Укладываем куклу Катю спать» Реализуемая образовательная область Развитие речи Реализуемая технология Технология интегрированного обучения Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Социально-коммуникативное»,...

«Учимся пересказу». Развитие связной речи у дошкольников Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В работе...

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами» Тема: Составление рассказов по картине "Кошка с котятами" Задачи: создать условия для формирования умений внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию, способствовать закреплению в речи названия животных и их детёнышей, активизировать в речи...

Конспект занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи в первой ранней группе «Как звери готовятся к зиме» Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи. Конспект занятия в I ранней группе. Тема: «Как звери готовятся к зиме» Цель: создать условия для детей с понятием дикие животные (заяц, медведь, еж, белка); побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными...

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

Конспект урока по развитию речи на тему: «Синонимы и антонимы». (обучение грамоте)

Учитель: Гребенева Мария Андреевна

Класс: 1 класс

Цели: Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции. Ход занятия:

Ι. Актуализация знаний.

Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.

II . Формулирование проблемы.

Учитель: (обращаясь к детям) -Ребята, бывает так, что дети опаздывают в школу. Так однажды опоздали три товарища на урок, зайдя в класс, они сказали по очереди:

Первый сказал:
- Не сердитесь на нас за опоздание!

Второй:
- Не обижайтесь на нас!

Третий:
- Не злитесь на нас!

Учитель:
- Где вы были?

Первый:
- Недалеко.

Второй:
- Близко.

Третий:
- Рядом.

Учитель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река (что делает?) бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.(спеши-поторапливайся)
2. Приятелей много, а друга нет. (приятель- друг)
3. Переливает из пустого в порожнее.(пустое- порожнее)

ΙΙΙ . Развитие умений – применение знания.

Дидактическая игра «Найди друзей»

Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

(Алфавит-азбука, аккуратный -чистый, огонь- пламя, алый- красный, скакать-прыгать, бросать-кидать)

Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

IV.Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

V . Обобщение и систематизация изученного.

В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова с противоположным значением: горячий ( холодный ), широкий (узкий), злой(добрый), трусливый (смелый), конец (начало), радость(грусть), война(мир), ночь (день), высокий(низкий), тяжелый(лёгкий), большой(маленький), новый (старый) радоваться грустить), бездельничать, плохо (хорошо), мелко(глубоко), грязно (чисто), рано (поздно), сладкий (горький), молодой – старый, светло – темно, плачет – смеется.

Игра «Подскажи словечко»

Куст низкий, а дерево … (высокий)
Вагон большой, а тележка … (маленькая)
Ночь была холодная, а день … (тёплый)
Молоко жидкое, а сметана … (густая )
Малина сладкая, а лимон … (кислый)

VI . Итог урока.

Сегодня мы с вами совершили путешествие по стране слов. Скажите:

Как эти слова называются?(синонимы и антонимы).

Какую работу выполняют синонимы- слова- друзья близкие по значению и антонимы – слова- недруги противоположные по значению?

(Они позволяют нам не повторяться, делают нашу речь богаче и красивее).

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.