Первый в истории литературы психологический роман. “Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Муниципальное образовательное учреждение

26.02.2021

В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов мастерски рисует образ молодого человека, который принадлежит к поколению 30-х годов XIX века и в котором обобщены пороки этого поколения.

Эпоха реакции в России наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя - это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с различными людьми: горцами, контрабандистами, Максим Максимычем, “водяным обществом”.

В столкновениях с горцами раскрываются “странности” характера главного героя. Печорина многое объединяет с людьми Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. “Таков уж был человек, Бог его знает!” - говорит о нем Максим Максимыч. Но цели-то Печорина сами по себе мелки, часто бессмысленны, всегда эгоистичны. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает па путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.

В повести “Бэла” характер Печорина еще остается загадкой. Правда, Лермонтов слегка приоткрывает тайну его поведения. Печорин признается Максим Максимычу, что его “душа испорчена светом”. Мы начинаем догадываться, чтоэгоизм Печорина - результат влияния светского общества, к которому он принадлежит с рождения.

В повести “Тамань” Печорин вновь вмешивается в жизнь посторонних людей. Таинственность поведения контрабандистов обещала увлекательное приключение. И Печорин пустился в опасную авантюру с единственной целью - “достать ключ этой загадки”. Проснулись дремлющие силы, проявилась воля, собранность, отвага и решимость. Но когда тайна была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина.

И снова скука, полное безразличие к окружающим людям. “Да и дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!” - с горькой иронией думает Печорин.

Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее выступают в сопоставлении его с Максим Максимычем. Штабс-капитан живет для других, Печорин - только для себя. Один инстинктивно тянется к людям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбам окружающих. И неудивительно, что дружба их обрывается драматически. Жестокость Печорина по отношению к старику - это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество.

Социальная и психологическая мотивировка поступков Печорина отчетливо выступает в повести “Княжна Мери”. Здесь мы видим Печорина в кругу офицеров и дворян. “Водяное общество” - та социальная среда, к которой принадлежит герой.

Печорин скучает в обществе мелких завистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден пребывать.

Лермонтов показывает, как на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родился “нравственным калекой”. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце, и твердую волю. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. Печорин научился руководствоваться лишь личными желаниями и стремлениями.

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал “нравственным калекой”? Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил молодой человек. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, - признается он, - лучшие мои качества, боясь насмешки, я хранил в глубине сердца; они там и умерли”.

А ведь Печорин - незаурядная личность. Этот человек возвышается над окружающими. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, - писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина. - В самых пороках его проблескивает что-то великолепное, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти - бури, очищающие сферу духа...”

Создавая “Героя нашего времени”, в отличие от прежних своих произведений, Лермонтов уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности. Перед нами реалистический роман. Писатель нашел новые художественные средства изображения лиц и событий. Лермонтов демонстрирует умение так выстраивать действие, что один герой раскрывается через восприятие другого.

Так, автор путевых заметок, в котором мы угадываем черты самого Лермонтова, сообщает нам историю Бэлы со слов Максима Максимыча, а тот, в свою очередь, передает монологи Печорина. А в “журнале Печорина” мы видим героя в новом свете - такого, каким он был наедине сам с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда не открылся бы на людях.

Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. Гениальные страницы “Максима Максимыча” оставляют глубокий след в сердце читателя. Эта повесть вызывает глубокое сочувствие по отношению к обманутому штабс-капитану ив то же время негодование в адрес блистательного Печорина.

Болезнь раздвоенности главного героя заставляет задуматься над характером того времени, в котором он живет и которое его питает. Печорин сам признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Трагедия страдающего эгоиста в том, что его ум и его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем не столько его вина, сколько тяжелый крест. “Трагедия Печорина, - писал Белинский. - прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий”.

Нельзя не сказать о том, что роман “Герой нашего времени” обладает свойствами высокой поэзии. Точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор отличают это произведение. Слог писателя отличается краткостью и остротой афоризмов. Этот слог доведен в романе до высокой степени совершенства.

Описания природы в романе необыкновенно пластичны. Изображая ночной Пятигорск, Лермонтов сперва описывает то, что замечает в темноте глаз, а затем - слышит ухо: “Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловеще облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом”.

Лермонтов, написав роман “Герой нашего времени”, вошел в мировую литературу как мастер реалистической прозы. Молодой гений раскрыл сложную натуру своего современника. Он создал правдивый, типический образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. “Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!” - говорит всем содержание книги.

Роман “Герой нашего времени” стал зеркалом жизни России 30-х годов, первым русским социально-психологическим романом.

В романе “Герой нашего времени” Лермонтов развил реали­стическую тенденцию, заложенную в русской литературе твор­чеством Пушкина, и дал образец реалистического психологиче­ского романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал “историю души человеческой”. При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определен­ной социальной среды (“простой человек” Максим Максимыч, “честные контрабандисты”, “дети гор”, “водяное

общество”). Лермонтов создал социально-психологический роман, в кото­ром судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои по­ступки – самооценке. Лермонтов диалектически подходит к ха­рактерам героев, показывая психологическую сложность, неод­нозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. “Во мне два че­ловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его”, – говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику пере­ходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика. Больше всего это отно­сится, конечно, к изображению Печорина.

Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона­жами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить пове­дение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного “узнавания”, когда герой дан то в восприятии Мак­сима Максимыча (через народное сознание), то “издателя” (близ­кая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. “Герой нашего времени” состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”. Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую по­следовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к журналу Печорина. Смеще­ние событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих (“Бэла”, “Максим Максимыч”), затем дневник проясняет мотивы поступ­ков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину (“Бэла”) противопоставлена цельность душевно добро­го Максима Максимыча (“Максим Максимыч”); “честным кон­трабандистам” с их свободой чувств, поступков (“Тамань”) про­тивоположна условность “водяного общества” с его интригами, завистью (“Княжна Мери”), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В “Фаталисте” ставится проблема противодействия человека судь­бе, т. е. его способности противостоять или даже бороться с предо­пределенностью рока.

В “Герое нашего времени” Лермонтов образом Печорина про­должил тему “лишних людей”, начатую Пушкиным. Печорин – типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния, в полном их развитии”.

Герой 1830-х годов – времени реакции после поражения де­кабристов – разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единст­венное, что он ценит, – это собственная свобода. “Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам”.

Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя.

Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени – в условиях деспотизма, в “глухие годы” его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста. Он убе­жден только в том, что “жить скучно и гадко”, а рождение – это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерас­тают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым лю­дям боль, страдания. Все, кто сталкивается с Печориным, ста­новятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привыч­ной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключе­ния он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о трав­ме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры – единственного челове­ка, сумевшего понять его. Он осознает, что “невольно разыгры­вал жалкую роль палача или предателя”.

Печорин объясняет, почему он стал таким: “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”. Он оказался жертвой и социальной среды, и собст­венной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в само­оценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Траге­дия героя в том, что он “не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил наве­ки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни”.

Глоссарий:

  • герой нашего времени первый психологический роман в русской литературе
  • герой нашего времени первый психологический роман
  • герой нашего времени психологический роман
  • почему герой нашего времени первый психологический роман
  • герой нашего времени первый реал роман в русской литературе

Другие работы по этой теме:

  1. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие...
  2. “Герой нашего времени”, написанный в 1838-1839 го­дах на основе “Записок офицера” и романа “Княгиня Лиговская”, – первый крупный социально-психологический роман в русской прозе, объединяющий в...
  3. История романа “Герой нашего времени”. Написан в 1838-1840-х гг. В 1841 г. в свет выходит второе издание, в ко­торое автор включает предисловие с пояснением цели...
  4. Роман “Герой нашего времени” появился в столичных книжных магазинах в 1840 году. Публика отнеслась к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к...
  5. “Герой нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический...
  6. Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек,...
  7. Каждый литературный герой – всегда частичка души своего творца. Любой писатель вкладывает в него свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый герой неизменно отражает черты своей...
  8. 1. Психологическая картина общества в романе. 2. Какой вопрос занимает Печорина? 3. Композиция романа. В романе “Герой нашего времени” – первом большом социально-психологическом произведении в...
  9. 1. Проблема личности в романе. 2. Особенности времени создания. 3. Трагизм Печорина. 4. Авторское отношение к герою. “Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно портрет,...

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реали­стическую тенденцию, заложенную в русской литературе твор­чеством Пушкина, и дал образец реалистического психологиче­ского романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой». При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определен­ной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор», «водяное общество»). Лермонтов создал социально-психологический роман, в кото­ром судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека. Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои по­ступки - самооценке. Лермонтов диалектически подходит к ха­рактерам героев, показывая психологическую сложность, неод­нозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. «Во мне два че­ловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его», - говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику пере­ходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика. Больше всего это отно­сится, конечно, к изображению Печорина. Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона­жами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить пове­дение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного «узнавания», когда герой дан то в восприятии Мак­сима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близ­кая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ). Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую по­следовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. Смеще­ние событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих («Бэла», «Максим Максимыч»), затем дневник проясняет мотивы поступ­ков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлена цельность душевно добро­го Максима Максимыча («Максим Максимыч»); «честным кон­трабандистам» с их свободой чувств, поступков («Тамань») про­тивоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью («Княжна Мери»), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судь­бе, т.е. его способности противостоять или даже бороться с предо­пределенностью рока. В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина про­должил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин - типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния, в полном их развитии». Герой 1830-х годов - времени реакции после поражения де­кабристов - разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единст­венное, что он ценит, - это собственная свобода. «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам». Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя. Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени - в условиях деспотизма, в «глухие годы» его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста. Он убе­жден только в том, что «жить скучно и гадко», а рождение - это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерас­тают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым лю­дям боль, страдания. Все, кто сталкивается с Печориным, ста­новятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привыч­ной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключе­ния он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о трав­ме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры - единственного челове­ка, сумевшего понять его. Он осознает, что «невольно разыгры­вал жалкую роль палача или предателя». Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он оказался жертвой и социальной среды, и собст­венной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в само­оценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Траге­дия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил наве­ки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».
Картины природы
Подобный материал:
  • Урока Тема урока Кол-во уроков , 32.75kb.
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838-1840) , 44.13kb.
  • Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе , 272.01kb.
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» нравственно-психологический роман , 24.72kb.
  • А. А. Ахматовой Кто из критиков первым предложил рассматривать роман М. Ю. Лермонтова , 51.04kb.
  • Планирование по программе под ред. В. Я. Коровиной концентрическая структура , 21.79kb.
  • Образ Печорина. Роман "Герой нашего времени" Лермонтов начал писать в 1838г. Уже через , 127.25kb.
  • Фаткуллиной Рузалией Музагитовной Новое Мансуркино 2010 Цели урок , 58.36kb.
  • Русский язык 5 в класс Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление , 58.73kb.
  • Исследовательская работа по литературе «Роль собственных имён как средства выразительности , 407.92kb.
Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова как психологический роман

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Произведение было закончено к 1839г., и в нем Лермонтов подводит итог своим размышлениям о том, что есть «современный человек», какую роль будет играть поколение 30-ых годов в истории России. И в образе Печорина М.Ю.Лермонтов обобщил типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав образ человека 30-х годов XIX столетия. Несмотря на многие совпадения автора и героя, Лермонтов стремится к максимальной объективности повествования. Автор сравнивает себя с врачом, который ставит диагноз больному веку:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Психологический роман – это не только интерес к внутреннему миру человека. Психологизм начинается там, где начинаются противоречия , где возникает борьба между внутренней жизнью человека и обстоятельствами, в которые он поставлен.

Сам М.Ю.Лермонтов так говорил о своем произведении: “история души человеческой ”. Это и есть тема, суть романа.

Обратившись к этой теме, М.Ю.Лермонтов продолжил пушкинские традиции. Белинский заметил, что Печорин “это Онегин нашего времени”, тем самым, подчеркнув преемственность этих образов и их различие, обусловленное эпохой. Вслед за А.С.Пушкиным М.Ю.Лермонтов раскрыл противоречие между внутренними способностями своего героя и возможностью их реализации. Однако у М.Ю.Лермонтова это противоречие обострено, поскольку Печорин личность необыкновенная, наделенная могучей волей, высоким умом, проницательностью, глубоким пониманием истинных ценностей.

Обращает внимание необычная композиция романа . Он состоит из пяти отдельных повестей, расположенных так, что явно нарушается хронология жизни героя. В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским “водяным обществом”. Таким образом М.Ю.Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина к их мотивам, постепенно раскрывая внутренний мир героя. Владимир Набоков в статье, посвященной роману Лермонтова, пишет о сложной системе рассказчиков:

Печорин глазами Максим Масимыча («Бэла»)

Печорин своими собственными глазами («Журнал Печорина»)

В первых трех повестях (“Бела”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя, где демонстрируются примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям: Бела стала жертвой его страстей, не пожалел Печорин и бедных контрабандистов. Невольно напрашивается вывод, что главной психологической его чертой является властность, эгоизм: “какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?”

Но это мнение оказывается ошибочным. В повести «Княжна Мери» перед нами предстает ранимый, глубоко страдающий и тонко чувствующий человек. Мы узнаем о любви Печорина к Вере, и отношение читателя к герою меняется, становится более сочувственным . Печорин понимает скрытый механизм своей психологии: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, а другой мыслит и судит его”. Не следует думать, что все написанное Печориным в дневнике и есть правда его характера. Печорин не всегда искренен с самим собой, да и понимает ли он себя до конца?

Таким образом, характер героя раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из этих отражений, взятых отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя.

Когда в оркестре мы слышим не каждый инструмент в отдельности, а одновременно все их голоса, это называется полифонией. По аналогии, такое построение романа, где ни автор, ни один из героев не выражают главную мысль произведения прямо, а она вырастает из одновременного звучания нескольких голосов называют полифоническим. Термин этот ввел крупный знаток мировой литературы М. Бахтин. Роман Лермонтова имеет полифонический характер . Такое построение свойственно реалистическому роману.

Чертой реализма является и другое: в романе нет явно положительных и отрицательных героев. Лермонтов создает психологически правдоподобные портреты живых людей, в каждом из которых, даже самом отталкивающем, вроде Грушницкого, есть привлекательные и трогательные черты, а главные герои сложны, как сама жизнь.

Но на что же растрачивает свое душевное богатство, свои необъятные силы Печорин ? На любовные похождения, интриги, стычки с Грушницким и драгунскими капитанами. Печорин чувствует несоответствие действий высоким, благородным стремлениям. Постоянные попытки разобраться в мотивах своих поступков, постоянные сомнения приводят к тому, что он теряет способность просто жить, ощущать радость, полноту и силу чувства. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни в Печорине сменяются отчуждением и равнодушием.

Однако Печорина нельзя назвать бесчеловечным циником , ведь выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он страдает от этого не меньше, чем его жертвы. Да, он всегда выходит победителем, но это не приносит ему ни радости, ни удовлетворения. Весь роман – это гимн мужественной, свободной личности и одновременно реквием одаренному человеку, который не смог “угадать своего высокого назначения”.

Еще одна черта личности героя делает этот роман серьезным психологическим произведением – это стремление героя к самопознанию. Он постоянно анализирует себя, свои мысли, поступки, желания, свои симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть в себе корни добра и зла.

Углубленный самоанализ героя имеет в романе общечеловеческое значение, раскрывая важный этап в жизни каждого человека. Печорин, а вместе с ним и автор, говорят о самопознании как о высшем состоянии души человека.

Главной цели романа–раскрытию «истории души человеческой»– служат и такие художественные средства, как портрет героя и пейзаж . Поскольку герой живет в мире разорванных связей, ощущае внутреннюю раздвоенность, это отображается и в его портрете. Описание внешнего облика героя построено на антитезах: молодой, физически сильный мужчина, но в его облике чувствуется «нервическая слабость», усталость. В улыбке Печорина есть что-то детское, но глаза смотрят холодно и никогда не смеются. Подобными деталями автор подводит нас к выводу: в теле юноши живет душа старика. Но в герое нет, не только простодушия молодости, но нет и мудрости старости. Физические силы, духовная глубина, одаренность героя остаются нереализованными. Его бледность напоминает бледность мертвеца.

Картины природы в романе не только созвучны психологическим состояниям героев, но и наполнены философским содержанием. Образы природы символичны и унаследованы из лирики. Открывается роман описанием величественной кавказской природы, которое должно создать особое мироощущение. Природному миру в романе свойственна целостность, все начала в нем гармонично сопрягаются: заснеженные вершины гор, бурные реки, день и ночь, вечно холодный свет звезд. Красота природы живительна и способна исцелить душу, и то, что этого не происходит, свидетельствует о глубине душевной болезни героя. Не раз герой пишет в своем дневнике вдохновенные строки о природе, но, к сожалению, власть красоты природной, как и женской, мимолетна, и снова герой возвращается к ощущению пустоты жизни.

Создав характер Печорина, сильного, гордого, противоречивого, непредсказуемого героя, Лермонтов внес свой вклад в постижение человека. Автор искренне сожалеет о горькой судьбе современников, вынужденных жить лишними людьми в своей стране. Его нравственный призыв к читателю о том, что не надо плыть по течению жизни, что надо ценить то хорошее, что дает жизнь, расширяя и углубляя возможности своей души.

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а его личность, то есть душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, так как время, когда жил Лермонтов, - это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций. Лермонтов подчёркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в самоанализ. А раз самоанализ становится приметой времени, то и литература должна обратиться к рассмотрению внутреннего мира людей.
В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».
Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».
Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.
Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».
«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.
Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.
Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.