Особенности наскальной живописи первобытных людей. Школьная энциклопедия. Как прекрасен этот мир…

13.06.2019

Выполнила Ученица 11 класса МОУ «Кувакинская СОШ» Сергеева Ольга Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. Каменный век - древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня (отсюда и название эпохи - каменный век) делится на; ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ – МАТЕРИ,СИМВОЛ ПЛОДОРОДИЯ И ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ОЧАГА. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРВОБЫТНЫЕ РИТУЛЫ.. Первобытный ритуал плодородия Ритуал магии благословение в занятие магией ПЕРВОБЫТНЫЙ РИТУАЛ… Загадочный ритуал у первобытного человека.. Тайны ритуала Занятие магией…. Коллективное совершение ритуала Ритуал погребения…… Искусство эпохи Мезолита В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горный районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием Здесь обнаружили очаги цивилизаций В Свердловской области найдено поселение эпохи мезолита. Поселение эпохи мезолита Искусство эпохи неолита Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. В местах, защищённых от внезапного нападения. Орудия труда Сосуд с арнаментом

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры — «Зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Тема урока: «Сюжеты и образы первобытных изображений».

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности: графика, беседа.

Цель: формирование у учащихся общего представления об основных сюжетах и образах первобытных изображений.

Задачи:

  • - актуализировать знания о сюжетно-тематическом многообразии искусства первобытных времен;
  • - показать основные сюжеты первобытных изображений в разных видах изобразительного искусства;
  • - раскрыть особенности воплощения художественного образа в произведениях изобразительного искусства первобытных времен;
  • - формировать умение выделять основные темы искусства в произведениях первобытной культуры;
  • - совершенствовать умение диф­ференцировать произведения разных видов искусства (по темам и видам искусства);
  • - развивать культуру восприятия художественных произведений пер­вобытных времен

Зрительный ряд: презентация.

Оборудование урока:

Для учителя: доска, мел, проектор, ноутбук;

Для ученика: карандаши, бумага, тетрадь.

План урока

  • Организационная часть (2 минуты);
  • Сообщение нового материала (10 минут);
  • Закрепление нового материала (2 минуты);
  • Физкультминутка (1 минута);
  • Самостоятельная творческая деятельность учащихся (25 минут)
  • Анализ итогов (4 минуты);
  • Задание на дом (1 минута).

Ход урока

Организационная часть

Приветствие. Запись темы урока

Сообщение нового материала

Учитель: Одним из первых запечатлённых образов реального мира было животное. Люди внимательно наблюдали за животными и стремились изобразить их как можно естественнее и правдоподобнее. Это подтверждают графические и живописные изображения первобытных времён, покрывающие стены и своды многочисленных пещер современной Франции, Испании, России.

Изображение животных на стенах пещер Шове и Ласко (Франция), палеолит ;

Учитель: Большинство изображений составляют образы мамонтов, носорогов, диких лошадей, оленей, быков, медведей, львов. Некоторые из запечатлённых животных уже не существуют, например мамонты. И только рисунки, созданные первобытным человеком, позволяют нам сегодня представить их внешний вид, движения тела и повадки.

«Олени, переходящие через реку», гравировка на роге (г рот Лорте, Франция), неолит ;

Во Франции, в гроте Лорте, был найден фрагмент рога с изображением оленей, переходящих через реку. Первобытный человек уже умел изобразить животных в сложных ракурсах, например с поворотом головы. Впечатляет и детальное изображение рыб, находящихся в воде.

Учитель: Как вы думаете, на что художник обращал внимание в первую очередь?

Учитель: Позднее человек начал наносить изображения животных на орудия труда и охоты, на различные пластины из камня и кости. А в местах первобытных стоянок были найдены маленькие статуэтки животных, птиц, рыб. Особенно выразительны силуэты животных. Люди, которые их создавали, подмечали самые мелкие детали: особенности чешуи рыбы, фактуры меха, гривы или строение рогов животных.

Учитель: В записях про наскальную живопись пещеры Шове были найдены следы о первых мультипликационных опытах наших далёких предков. (Видеофрагмент)

Скульптура «Медведь» (пещера Монтеспан, Франция), палеолит ;

Ученик: В одной из пещер Франции - Монтеспан - найдено туловище медведя из глины. Венчалось оно натуральным медвежьим черепом. Возможно, наверх накидывали и шкуру медведя. Мы догадываемся, что такая скульптура использовалась во время ритуалов. С развитием первобытного общества сюжеты усложнялись, а в изображённых сценах всё чаще появлялся человек.

Учитель: Изображению животных отводилось важное место и в творчестве многих мастеров более поздних времён. Вспомните и назовите знакомые вам произведения разных видов искусства, в которых воплощены образы животных.

Учитель: Первые изображения человека появились в скульптуре. Они были выполнены из костей и рогов животных, бивней слонов и мамонтов, глины, дерева и камня.

Примеры палеолитических Венер, палеолит ; Венера из Костёнок (Россия), палеолит ;

Широкое распространение получили женские статуэтки. Самые примечательные из них - женские фигурки, известные всему миру под названием «палеолитические Венеры» или «первобытные мадонны». Эти маленькие статуэтки не превышают в высоту 25 сантиметров. Большинство учёных считает, что это были обрядовые, ритуальные предметы, их изготавливали, а потом либо ломали, либо “хоронили” в специально выкопанных ямах.

Для мастера не представляло никакого интереса лицо человека, имеющее для скульптора нашего времени важнейшее значение. Лицо заменялось выпуклостью, гладкой, как куриное яйцо. Зато внимание художника почти целиком поглощали две части тела. Первая из них – огромный выпуклый живот и таз – сосуд, где зарождается и зреет новое существо. И вторая часть – женские груди, сочащиеся молоком, пищей для новых поколений людей.

Еще важнее, что в этнографии обряд в честь богини-матери переплетается с чисто охотничьим обрядом умерщвления зверей. Первобытные охотники верили в своего рода разделение труда между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, привлекающими своим колдовством животных под удары копий охотников.

Учитель: «Венера» из Хотылёво. Ок. 23 тыс. л. н. Бивень мамонта. 5 см.

На верхнепалеолитической стоянке «Хотылёво-2» в Брянской области найдена женская статуэтка из бивня мамонта. Сама статуэтка изображает довольно тучную женщину, но при этом фигурка очень изящна, благодаря своим миниатюрным размерам (около 5 см в длину) и удлинённым пропорциям ног. Достоинства её состоят в художественном совершенстве.

Г. Мур . «Мать и дитя», 1930-е гг. ;

С древнейших времён существует соотнесение оппозиции "левый - правый" с понятием "женский - мужской". Видимо, в связи с тем, что левая рука была символом Великой Богини, возник ритуал целования руки жрице-царице племени, который позднее выродился в обычай целовать руку даме.

Учитель: Большой Шигирский идол (Свердловская обл., Россия), мезолит ;

В искусстве бронзового века из дерева или камня начали создавать идолов. Это были специфические статуи довольно больших размеров. Им поклонялись как божествам. Внешний вид статуй был схож с человеческим, чаще мужским. Одна из самых ранних найденных скульптур, изготовленных из дерева, - Большой Шигирский идол. Его высота достигает 5 метров. По оставшимся фрагментам можно представить образ, созданный 11 тысяч лет назад.

Голова идола достаточно реалистична и сохраняет основные черты, присущие человеку. Деревянное основание-туловище с обеих сторон покрыто резным орнаментом. Среди узоров просматриваются несколько лиц. Учёные склоняются к версии, что эти лица отображают почитаемые культы древних людей: воды и воздуха, животных и растений.

В искусстве железного века образ человека усложнился. Художники старались не просто воспроизвести человеческую фигуру, а раскрыть внутреннее состояние персонажей, через позу и жесты передать эмоции и мысли своих героев.

Учитель: Идолы с Кикладских островов, фрагменты росписей (ущелье Тассилин-Адджер, Алжир), 6 - 2 тыс. до н. э.

На островах Эгейского моря жители Киклад создали мраморные статуэтки людей. Их предназначение до сих пор остаётся загадкой. Возможно, статуэтки были частью обрядов. Среди кикладских идолов особенно выделяется фигура арфиста. Музыкант изображён сидящим на стуле с арфой в руках. Он полностью погрузился в звучащую мелодию. Тело музыканта застыло, а взгляд обращён ввысь.

Среди живописных композиций железного века широко известны росписи, найденные в ущельях скал Алжира, на плато Тассилин- Адджер. Это настоящая «картинная галерея», подробно рассказывающая о повседневной жизни первобытных людей и их занятиях. Здесь представлены образы охотников, которые с помощью луков, стрел, топоров и дротиков одолевают диких зверей. А сцены выгона скота свидетельствуют о том, что человек в тот период уже приручил животное. Правдоподобными и трогательными выглядят изображения матерей, играющих со своими детьми.

Учитель: Магические элементы

Сочетания простых точек, волнистые линии, круги, треугольники (обычные и перевёрнутые), спирали, шахматный узор, параллельные полосы, зигзаги и многое другое – у первобытного человека была хорошая фантазия. Эти знаки имели магическое значение, которое усилилось после появления керамики. Керамика - это отдельный вид первобытного искусства благодаря в первую очередь тому, что она была покрыта разнообразными орнаментами. Именно здесь эти орнаменты, по мнению экспертов, впервые чётко создают образ разделения мира на три части – нижнюю, подземную; среднюю, земную, водную; верхнюю, небесную, воздушную, сверхъестественную. Кроме того, с помощью этих символов обозначались явления реального мира – движение солнца и луны, звёзды, течение рек, даже те ли иные важные для человека растения.

Закрепление нового материала

Восприятие и обсуждение художественных артефактов первобытных времен.

Первобытное искусство выделяют в особый вид искусства не только по хронологическому принципу, из-за его древности. Конечно, тот факт, что люди уже десятки тысяч лет назад активно занимались творчеством и мало чем уступали в этом отношении своим цивилизованным потомкам, имеет огромное значение. Однако не менее важно и содержание первобытного искусства, которое отражает духовный мир наших предков. И в этом решающую роль играют те образы, которыми наполнено первобытное искусство.

Кто меньшие братья – ещё вопрос

Многие считают, что первобытное искусство, прежде всего изобразительное как дошедшее до нас в наилучшей сохранности, едва ли не целиком состоит из одних лишь образов животных – что в наскальных рисунках, что в вырезанных из костей фигурах. Это, конечно, преувеличение, были и другие важные образы первобытного искусства – но «звериный стиль», без сомнения, являлся наиболее ярким и на протяжении долгого времени наиболее важным. Животные имели для первобытного человека, обеспечивающего своё существование в первую очередь охотой и собирательством, огромное значение. Эти взаимоотношения были весьма запутанными, содержали религиозные элементы и элементы «родства». Тогда люди действительно воспринимали животных как братьев, причём разделения на «меньших» и «старших» не было или это разделение было не в пользу человека.

Визуальный образ животных в первобытном искусстве мог быть представлен как схематичным, практически условным изображением, обозначавшим лишь контур и основные отличительные черты существа, так и весьма подробным, красочным, достоверно показывающим все детали внешнего вида и нюансы поведения животных. Учёные полагают, что это, скорее всего, связано не с уровнем художественного мастерства древних художников, а с различными задачами первобытного искусства. Вероятно, когда встречаются схематичные, условно примитивные рисунки или вырезанные фигурки животных, они создавались для узкоспециализированных магических целей – использование в ритуалах, например, обеспечивающих удачную охоту на данное животное или заставляющее его кочевать именно там, где живут люди. А подробные, красочные, точные и высокохудожественные образы животных относятся к тем случаям, когда животные были объектом почитания, когда люди подчёркивали мистическую связь между собой и ними.

Первое «зеркало» человечества

Не секрет, что для европейского искусства начиная с эпохи Возрождения образ женщины является центральным. Оказывается, особое внимание женщине искусство уделяло едва ли не с первых своих шагов – во всяком случае, среди образов антропоморфных, человекоподобных существ первобытное искусство первым выделило именно женский образ. Это так называемые палеолитические Венеры, из наиболее древних точно идентифицированных как искусственного происхождения относятся к периоду 45-40 тысяч лет назад (существуют объекты возрастом за 70 тысяч лет, но специалисты не уверены, что это плоды человеческого творчества, а не причудливые образования природного происхождения).

Это небольшие вытесанные из камня фигурки, по мнению большинства учёных, имели культовый характер: это не был портрет какой-то конкретной женщины, это было посвящение женскому началу природы, возможно, первому зарождающемуся понятию о Богине-Матери, синонимом жизни и плодородия. На эту мысль наводят особенности этого женского образа – лицо фигуры либо вообще отсутствует, либо совершенно условно, без индивидуальных черт; зато присутствуют ярко выраженные признаки женщины как существа, дающего жизнь – широкие бёдра, большая грудь. В общем, это скорее символ женского начала, чем сама женщина – однако это и есть первый настоящий образ человека в первобытном искусстве. Мужской образ здесь появляется позже и он в большей степени имеет прикладное значение: поначалу это всего лишь схематичные рисунки, изображающие охотников в сценах охоты. То есть мужчины на этом этапе первобытного искусства не самоценный образ, а лишь необходимое средство для выполнения магических ритуалов. Гораздо позднее появляются антропоморфные костяные фигуры и рисунки, которые принято истолковывать как изображение духов, сверхъестественных существ и первых божеств.

Как прекрасен этот мир…

Учёные справедливо отмечают, что первобытное искусство практически не знает такого жанра, как пейзаж. Но это не означает, что в нём отсутствует представление об окружающей действительности. Другой вопрос, что представление это было не только символическим, но и в значительной мере абстрактным, поэтому и проявлялось в абстрактных образах. Например, разнообразные геометрические фигуры и иные символы, которые сначала появились в наскальных рисунках и на миниатюрных скульптурах в качестве отдельных знаков, а затем начали составлять орнаменты.

Сочетания простых точек, волнистые линии, круги, треугольники (обычные и перевёрнутые), спирали, шахматный узор, параллельные полосы, зигзаги и многое другое – у первобытного человека была хорошая фантазия. Эти знаки имели магическое значение, которое усилилось после появления керамики. Керамика - это отдельный вид первобытного искусства благодаря в первую очередь тому, что она была покрыта разнообразными орнаментами. Именно здесь эти орнаменты, по мнению экспертов, впервые чётко создают образ разделения мира на три части – нижнюю, подземную; среднюю, земную, водную; верхнюю, небесную, воздушную, сверхъестественную. Кроме того, с помощью этих символов обозначались явления реального мира – движение солнца и луны, звёзды, течение рек, даже те ли иные важные для человека растения.


Пещерная или наскальная живопись - рисунки, которые встречаются на стенах и потолках пещер, поверхностях скал. Сделанные в доисторический период изображения датируются эпохой палеолита, примерно 40 000 лет назад. Некоторые ученые считают, что наскальная живопись первобытных людей - способ общения с окружающим миром. Согласно иной теории рисунки наносились с церемониальной или религиозной целью.

http://mydetionline.ru

История открытия

На юго-западе Франции и севере Испании было археологами обнаружено более 340 пещер, в которых имелись изображения доисторических времен. Изначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку метод радиоуглеродного датирования мог быть неточным из-за грязных поверхностей, которые исследовали. Но дальнейшее развитие технологий позволило устанавливать точный период нанесения изображений на стены.

http://allkomp.ru/

Хронологию можно установить также тематикой рисунков. Так, северный олень, изображенный в пещере Куэва-де-Лас, которая находится в Испании, датируется концом Ледникового периода. Самые ранние рисунки в Европе обнаружены в пещере Шове во Франции. Они появились 30 000 лет до нашей эры. Сюрпризом для ученых было то, что изображения были изменены неоднократно на протяжении тысяч лет, что и вызвало путаницу в дотировании рисунков.

Живопись в три этапа

Существуют монохромные и полихромные пещерные рисунки. Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа и полностью зависела от опыта и культурной зрелости художника, освещения, вида поверхности и доступного сырья. На первом этапе намечались контуры изображаемого животного при помощи древесного угля, марганца или гематита. Второй этап подразумевал завершение рисунка и нанесение на изображение красной охры либо другого пигмента. На третьем этапе наносились контуры черным цветом для зрительного увеличения изображения.

Сюжеты и темы

Наиболее распространенным сюжетом в пещерной живописи первобытных людей является изображение крупных диких животных. В начале каменного века художники рисовали:

  • львов;
  • носорогов;
  • саблезубых тигров;
  • медведей.

Образы животных, на которых охотились люди, появляются в период позднего палеолита. Изображение человека - очень редкое явление и картинки менее реалистичны, чем нарисованные фигурки зверей. В первобытном искусстве нет изображений пейзажей и ландшафта.

Работа древних художников

Доисторические обитатели планеты обнаружили, что краска, изготовленная из животных и растений не такая устойчивая, как добытая из земли. Люди со временем определили свойство окисей железа, находящихся в земле, не терять первоначальный внешний вид. Поэтому они искали залежи гематита и могли проходить в день десятки километров, чтобы принести краситель домой. Современные ученые обнаружили тропы, проложенные к залежам, по которым курсировали древние мастера.

Используя морские раковины в качестве резервуара для краски, работая при свечах или слабом дневном свете, доисторические живописцы применяли в работе разнообразные приемы и методы живописи. Вначале рисовали пальцами, а затем перешли на мелки, подушечки из мха, кисточки из шерсти животных, а также растительные волокна. Они использовали более прогрессивный метод распыления краски при помощи камыша или костей со специальными отверстиями.

В кости птицы делали отверстия и наполняли красной охрой. Изучая наскальную живопись древних людей, ученые определили, что такие приспособления использовались 16 000 лет до нашей эры. В каменном веке художники также применяли приемы светотени и ракурса. В каждой эпохе появляются новые методы живописи и пещеры пополняются рисунками, исполненными в новых стилях на протяжении многих веков. Гениальные работы доисторических художников вдохновили многих современных мастеров на создание прекрасных произведений.