Основные музыкальные жанры. Музыка - понятия и жанры Музыкальные жанры композиторов

03.11.2019

Музыкальные жанры.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. Μούσα - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыка́льный жанр - род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это, прежде всего, разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр).

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения . Это две большие группы:

инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);

вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения . Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

1.Обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей.

Псало́м (греч. «хвалебная песнь») - гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета.

Ме́сса - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов

Ре́квием (лат. «упокой») - заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви.

2. Массово-бытовые жанры (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

3. Концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Сона́та (итал. звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Кварте́т - музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.

Симфо́ния (греч. «созвучие», «благозвучие») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

Наро́дная му́зыка , музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) - музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

Духо́вная му́зыка - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

Классическая музыка (от лат. сlassicus – образцовый) - образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем. Музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Латиноамерика́нская му́зыка (исп. música latinoamericana) - обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США).

Блюз - это музыкальный стиль, который создали чернокожие музыканты проживающие в Соединенных Штатах Америки. Впервые блюз начали играть в конце девятнадцатого века в южных штатах, в окрестностях дельты реки Миссисипи. Музыка этого стиля очень разнообразна, многие музыканты создали свою собственную манеру исполнения.

Джаз (англ. jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Ка́нтри (англ. сountry от country music - сельская музыка) - наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Рок-му́зыка (англ. Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» - (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение.

Ре́гги (англ. reggae; другой вариант написания - «реггей») - ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х.

Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) - направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.

ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Студенты должны

Знать :классификации жанров, вокальные жанры, инструментальные жанры. Большие формы вокально-инструментальной, инструментальной и хоровой музыки. Симфоническую музыку. Оперу, балет. Современные направления в музыке.

Лекция

Камерная музыка

В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись в домах любителей музыки. Звучали сонаты, трио, квартеты, кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых.

Музицировали, таким образом, и в скромных домах ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда и пошло выражение – камерная музыка, то есть музыка предназначена для исполнения в комнате, музыка домашняя.

Вокальная музыка

Музыка для голоса, для пения – самый древний вид музыкального искусства, ровесница человеческой речи. То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже давно. Очевидно, моля, заклиная о чем-то невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой звук певучим. Так это было, или иначе – неизвестно, однако самые древние песни, которые мы знаем, - это именно такие вот заклинания духов. Их даже трудно назвать песнями, мелодии их очень просты и примитивны, но все-таки это уже были первые песни. конечно, были и другие песни, связанные с повседневной жизнью. Множество песен посвящены самому главному в жизни человека – труду, работе. Многие из них созданы для того, чтобы их петь во время работы. Их мелодии, ритмы приспособлены к движениям человека во время того или иного труда.

Идет человек по полю, медленно, не торопясь, зачерпывает из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает по вспаханной земле – поёт песню под ритм шага.

Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом косари: дружно, враз размахивают косами и очевидно и песня должна быть энергичнее, четче.

Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами – новая песня; молотят рожь на току – тоже поют.

Зима настала – и тут не обойтись без песни в долгие зимние вечера за веретеном или прялкой.

Пение без инструментального сопровождения называется – а капелла.

(разучивание и анализ народных песен по выбору учителя)

Вокальная музыка , исполняемая человеческими голосами, представляет собой соединение двух видов искусства: музыки и поэзии

Почти все вокальные произведения имеют слова. Вот почему мелодии их в той или иной мере связаны не только с языком слов, но и с выразительными интонациями человеческой речи. Во всяком вокальном произведении ведущая роль принадлежит мелодии, в которой обычно сосредоточена главная мысль произведения, выражена сущность музыкального образа.

Знакомясь с народным музыкальным творчеством разных стран можно убедиться в удивительном богатстве песенных жанров: трудовые, игровые обрядовые, хороводные, плясовые, величальные, лирические, героико-эпические, шуточные, сатирические. К семейно – бытовым песням относятся колыбельные, свадебные, похоронные, причитания. И все эти виды песен формировались в тесной связи с породившей их общественной жизнью того или иного народа, ее трудовой деятельностью и семейно-бытовым укладом.

Контрольный тест

1.Что такое вокализ?

А) песня с аккомпанементом;

Б) пение с названием нот;

В) пьеса без слов.

2.Что такое баллада?

А) песня без слов;

Б) песня повествовательного характера;

В) песня с чувственным, лирическим характером.

3. Что общего у народной песни и романса? (где неправильный ответ?)

В) создавались любителями – певцами;

Г) создавались композиторами.

4.Что такое «а капелла»?

А) пение с инструментальным сопровождением;

Б) пение хором;

В) пение без инструментального сопровождения.

Инструментальные жанры

Студенты должны

Знать:

разновидности инструментального жанра;

характерные особенности этих произведений;

названия нескольких произведений и композиторов, их создавших.

методику восприятия музыкального произведения.

Уметь:

определять на слух инструментальные произведения разных жанров;

составить план анализа музыкального произведения;

провести с учащимися анализ музыкального произведения по заданной теме;

подобрать задания учащимся для активного восприятия музыкального произведения;

придумать задания для ассоциативного восприятия музыки;

составить ритмические движения для пластического интонирования;

продумать и записать ритмическую партитуру для игры на ДМИ(детских музыкальных инструментах);

провести с учащимися различные виды музыкальной деятельности, активизирующие восприятие инструментальной музыки разных жанров и стилей.

Лекция

Какая музыка развивалась раньше вокальная или инструментальная?

Европейская инструментальная музыка развивалась позднее вокальной, долго сохраняла прикладной характер, сопровождая торжественные и траурные процессии, городские и придворные балы, выезды на охоту.

В домашней обстановке играли песни и танцы на щипковых струнных инструментах – многострунной ЛЮТНЕ – предшественнице гитары и мондолины. В 16 веке в домашнем быту получают распространение клавишные инструменты: клавесин, клавикорд, клавичембало, в Англии верджинал.

Бытовые городские танцы 16 – 18 веков были разнообразны по характеру движения и по ритму. Среди них встречались плавные танцы – шествия (итальянская павана, немецкая алеманда, испанская сарабанда), оживлённые, скользящие (французская куранта и менуэт), быстрые с подскоком и вприпрыжку (буре, гавот жига).

Из чередования и сопоставления различных танцев возникла старинная сюита.

Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность») -.музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым замыслом. Например «Карнавал» Р. Шумана цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М.П. Мусорского – собрание пьес, передающих впечатление композитора от выставки художника В.А. Гартмана. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных и оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Кармен» Р. Щедрина.

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́льшая самостоятельность частей, не такая строгость и закономерность их соотношения.

В Германии, в конце 17 века образовалась точная последовательность частей: . например у Г. Ф. Генделя, Ж. Б. Люли, И. С. Баха.

Сюиты XVII-XVIII веков были танцевальными; оркестровые нетанцевальные сюиты появились в XIX веке; известнейшие - «Шахерезада» Н. А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского

Наряду с сюитами для клавирной и органной музыки характкрны двухчастные циклы, состоящие из прелюдии и фуги или токкаты и фуги.

Токката (итал. – касаться, трогать) – название пьесы виртуозногохарактера, основана на быстром и ритмически ровном движении без певучих лирических эпизодов.

Прелюдия (лат. prae… - перед и лат. ludus - игра) - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдия всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

И. С. Бах написал «Хорошо темперированный клавир»

состоящий из прелюдий и фуг и оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох. Многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг, освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения - вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения. Особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.

Известные циклы прелюдий

И. С. Бах - два тома «Хорошо темперированного клавира», Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги в 12 основных мажорных и 12 минорных тональностях, по прелюдии и фуге на каждую клавишу фортепиано.

Ф. Шопен - 24 прелюдии,

К. Дебюсси - два тома по 12 прелюдий,. В конце каждой прелюдии стоит её название, в то время как перед ней стоит только римское число, указывающее её номер.

С. В. Рахманинов -24 прелюдии, среди них всемирно известная прелюдия до-диез минор.

А. Н. Скрябин - 24 прелюдии

П. Хиндемит - Ludus Tonalis, прелюдия, 11 интерлюдий

Д. Д. Шостакович - цикл из 24 прелюдий и фуг, и более ранний цикл из 24 прелюдий для фортепиано.

Тест.

Б ).музыкальные упражнения с виртуозными пассажами;

В) краткое музыкальное приветствие.

2. Марш это:

А) пьеса с размеренным, чётким ритмом;

Б) музыкальная пьеса, в которой основная часть повторяется несколько раз;

В) виртуозная пьеса.

А) виртуозная пьеса причудливого характера;

Б) пьеса печального характера;

В) джазовая пьеса.

4. Фуга это:

А) пьеса свободной формы;

Б) пьеса в быстром движении с чётким ритмом;

5. Концерт это:

А) публичное выступление;

Б) произведение для симфонического оркестра, состоящее из четырёх частей;

В) произведение для солирующего инструмента и оркестра.

Соната

Если сравнить сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью . Подобно имсоната делится на несколько частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману соната населена различными «героями» музыкальными темами.

Темы не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Наибольшей напряженностью и остротой отличается 1-ая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая сонатная форма.

Вначале композитор знакомит с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из 3-х разделов .

1-я. Экспозиция , в которой появляются основные темы в разных тональностях, само действие - 2 - разработка и итог 3 -реприза. В репризе происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Все музыкальные темы в репризе появляются в одной, основной тональности, иногда завершает первую часть сонаты хода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, утверждается основная тональность,

II-я часть сочинена, как правило, в медленном движении. Myзыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенные пейзажи.

Ш-я часть (финал) выдержан обычно в быстром темпе, подчас даже стремительном движении. Это итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.

Классические сонаты возникли в одно время с симфониями, во второй половине ХVIII веке. Термин "соната" возник раньше в XVIвеке от итальянского слова звучать. Первоначально так называли любое инструментальное музыкальное произведение.

Звучит Ш часть

Какие возникли ассоциации?

Звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами - бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний её голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению – в том же движении, что и при бурном начале 3 части. Иногда кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания.

Это главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё как в жизни многих людей, для которых жить - значит бороться, побеждать страдания.

"Патетическая соната" № 8

Написана соната Л. Бетховеном в 1798 году. Заглавие принадлежит самому композитору. От греческого слова «пафос" - с приподнятым, возвышенным настроением. Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя "приподнятость" эта выражена в каждой части по разному.

I часть написана в быстром темпе в форме сонатного аллегро. Необычно начало сонаты "Медленное вступление звучит мрачно и вместе с тем торжественно. Тяжелые аккорды, из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы. Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия на фоне спокойных аккордов.

После вступления начинается стремительное сонатное аллегро.

Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного баса, тревожно взбегает и опускается мелодия верхнего голоса.

Связующая партия постепенно успокаивает волнение главной темы, и приводит к мелодичной и певучей побочное партии.

Вопреки установившимся правилам в сонатах венских классиков – побочная партия "Патетической сонаты" звучит не в параллельном мажоре, а в одноименном к нему миноре.

Контрольные

1.В каком году родился Л, Бетховен?

А).1670году,

Б). 1870 году,

В). 1770 году.

2. Где родился бетховен?

А). В Бонне,

Б). В париже,

В). В Бергене.

3. Кто был учителем Бетховена?

А). Гендель Г. Ф.

Б). Нефе К. Г.

В). Моцарт В.

4. В каком возрасте Бетховен написал «Лунную сонату»?

А). В 50 лет.

Б). В 41 год.

В). В 21 год.

5 . Впору любви к какой женщине Бетховен написал «Лунную сонату?

А). Джульетте Гвичарди.

Б).Джульетте Капулетти.
В). Жозефине Дейм.

6. Какой поэт дал название сонате №14 «Лунная»?

А), И Шиллер.

Б). Л. Рельштаб.

В). И. Шенком.

7. Какое произведение не относится к творчеству Бетховена?

А). «Патетитическая соната».

Б). «Героическая симфония».

В),. «Революционный этюд».

8. Сколько симфоний написал Бетховен?

Задание 1.

Прослушать два произведения, определить по стилю какое из них Л. Бетховена, пояснить своё мнение.

Звучат: «Прелюдия №7» Ф. Шопена и «Соната» №14, 3 часть Л. Бетховена.

Симфо́ния

Симфо́ния (от греч. συμφωνία - «созвучие») - жанр симфонической инструментальной музыки многочастной формы фундаментального мировоззренческого содержания.

Вследствие сходства по строению с сонатой , сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл ». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков - Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме;

2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной

3-я - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме

4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе и выраженной, например, в названии или эпиграфе, - «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза, симфонии №1 «Зимние грёзы» Чайковского и пр.

Задания для студентов

Слушание и анализ фрагментов из симфоний по программе Критской Е. Д. «Музыка».

В Моцарт симфония №40, экспозиция.

1. Петь главную мелодию сольфеджио, вокализ, на придуманный самостоятельно текст.

2. Слушать и рисовать мелодическую линию главной темы.

3. В процессе прослушивания нарисовать возникший художественный образ.

4. Составить ритмическую партитуру для ДМИ.

5. Разучить предложенные ритмические движения и сочинить ритмические импровизации.

А. П. Бородин симфония №2 «Богатырская»

1. Главную тему: петь, играть на металлофонах, на фортепиано.

2. Сравнить музыкальный образ с художественным – А.Васнецов «Богатыри».

П. Чайковский симфония №4 финал

1. Пропеть главную тему с паузами на слова песни «Во поле берёза стояла».

2. Исполнить на шумовых музыкальных инструментах ритмический аккомпанемент.

Театр.


Опера.

Студенты должны:

знать:

Что такое опера;

Виды оперы: (героические, лирические, сказочные, комические, народная драма).

Что составляет основу оперы; (ария, каватина, ариозо, ансамбли – дуэты, трио, квартеты, квинтеты; речитативы, увертюра, хор)

Наиболее известные оперы русских и зарубежных композиторов;

музыкальные фрагменты из разных опер.

Уметь:

Подготовить рассказ для младших школьников об опере, о композиторах, обо всём что составляет оперу.

Провести с учащимися беседу об этом жанре.

Подготовить рассказ о какой – либо опере с прослушиванием и анализом фрагментов.

Играть и петь некоторые популярные темы из опер;

Разучить с учащимися фрагменты оперных арий; хоров.

Лекция

Опера – это большой и сложный музы кальный спектакль в котором органически сплелись пение, симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Действие оперы, как и любого театрального спектакля, разворачивается на сцене. Зрители ви- дят героев произведения, их поступки, следят за развертыванием событий. декорации и костюмы дают представление об эпохе, определяют место действия и облик каждого персонажа. Однако ведущее место в опере принадлежит музыке. Она является главным выразительным средством: раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, передает напряженность действия. Опера имеет богатое историческое прошлое. Она родилась около 400 лет назад в итальянскомгородеФлоренции. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор – лицо второстепенное – должен был подчиняться авторам текста и певцам.

Было и такое время, когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в «концерт» в костюмах. В XVIII-XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере – все-таки музыка

Родившись в Италии в ХVI веке опера прошла большой и сложный распространилась в другие страны Европы и мира. Возникнув как произведение мифологическое - на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Апполона со змеем Пифоном - теперь она удивительно богата по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», Верди «Ригалетто» «Травиата», Пуччини «Чио-Чио-Сан».

В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", Даргомыжского "Русалка", Бородина "Князь Игорь", Мусорского "Борис Годунов", Римского-Kopcакого "Снегурочка", Чайковского "Евгений Онегин", «Пиковая дама».

Оперу композитор пишет на какой-то сюжет, содержание, т.е. либретто.

Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, т.е. оперы, оперетты, балета. Как правило, сочиняют либретто специализирующиеся на этом авторы – либреттисты. Часто в качестве первоисточника либретто служит литературное или драматическое произведение. Например, популярные произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата», «Ригалетто», «Кармен», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Война и мир» … это русские, зарубежные и советские оперы, в основе которых известные произведения Пушкина, Толстого, Островского, Мериме, Гюго, Дюма-сына. Однако произведения эти сильно изменены, потому что жанр оперы имеет свою специфику. Текст оперы должен быть очень лаконичный: ведь поющееся слово значительно дольше звучит, чем произнесенное. Кроме того, основа драматической пьесы – диалог. В опере же должны быть арии, ансамбли, хоры. Все это тоже требует переработки. Либретто бывает самостоятельным, не основанным на литературном произведении. Иногда автором либретто становиться сам композитор. А.П. Бородин – «Князь Игорь», М.П. Мусорский – «Борис Годунов», «Хованщина»

А. Даргомыжский для оперы «Каменный гость» избирает драматическое произведение А.С. Пушкина, не меняя в нем ни одного слова. В опере естьарии.

1. Ария – это основная характеристика действующего лица, музыкальный портрет героя. В арии присутствует главный музыкальный тематический материал, который характеризует героя. С точки зрения развития сюжета и сценического действия, ария чаще всего совпадает с важным моментом в жизни героя. Структура арии разнообразна – двухчастная, трехчастная, рондо и другие. В большинстве случаев в арии присутствуют два разных музыкальных материала (для полной характеристики героя). Ария является обязательной в партиях главных действующих лиц.

2. Ариозо – отличается от арии содержанием и размерами. Это - частичная характеристика действующего лица в связи с каким-либо событием. Здесь передается отношение героя к другому персонажу или его реакция на событие. Форма чаще всего трехчастная.

3. Ариетта – итальянская маленькая ария, невелика по размерам, напоминает ариозо, но отличается более простой, похожей на песню мелодией Форма – одночастная, простая двух- и трехчастная.

4. Баллада связана с повествовательным характером изложения (куплетная или сквозная форма).

5. Романс, серенада чаще всего передают лирические переживания героя (форма - простая трехчастная, рондо, куплетная, куплетно-вариационная).

6. Каватина – небольшая лирическая ария. С конца 18 века выходная ария в опере. Например, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник», Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила», Антониды в «Иване Сусанине».

7. Ансамбли – дуэты, трио, квартеты квинтеты и так далее имеют большое значение в опере. Среди них наиболее распространенными являются дуэты "согласия" и "несогласия". В первом случае оба героя одинаково реагируют на события и это находит свое отображение в похожей по своему характеру мелодике их высказываний. Во втором – герои по-разному относятся к одному и тому же явлению, в результате чего их мелодический материал является контрастным и самостоятельным.

Хор в опере чаще всего связан с массовыми сценами, и характеризует группу людей. Форма хоров разнообразна и зависит от содержания и сюжетного значения.

К оркестровой музыке в опере относятся следующие жанры: увертюра, вступление, интродукция, прелюдия – это вступительные пьесы к опере; антракт – вступление в следующие действия или картины; интермецо – внутри действия.

Кроме того, в ряде случаев в опере встречаются балетные номера.

Иногда в опере звучат короткие, разделённые остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию, называется оноречитатив- от латинского слова - читать вслух, громко произносить. Речитатив является в опере основой развития действия. Ведь когда звучат законченные музыкальные номера - арии, ансамбли - действие обычно останавливается.

В первой половине 19 века выходную арию, т.е. первую арию по ходу действия ту, с которой герой выходил на сцену, называли

Хор – (греч. – толпа, собрание) – произведение для достаточно большого коллектива певцов, а также название певческого коллектива, массовые сцены в опере.

Хоры бывают однородные (детские, женские, мужские) и смешанные одноголосые и многоголосые. Певческий коллектив без инструментального сопровождения называется не хором, а капелла. Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего – на четыре.

В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано альты, тенора, басы.

Особенность хоровой музыки состоит в том, что она дает возможность яркого воплощения идей и переживаний больших народных масс.

Увертюра - (франц. ouyerture- начало, открытие) инструментальное вступление к крупному произведению – опере, балету, оратории, театральному спектаклю, даёт представление о характере предстоящего действия, и о его содержании. Она построена на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречаются в произведении и играют там важную роль. Многие увертюры нового типа стали фактически концертными пьесами, например «Арагонская хота» Глинки, «Ромео и Джульетта» Чайковского.

Известные музыкальные театры :

Москва - Большой театр

Санкт-Петербург - Мариинский театр

Париж - Грант-опера

Одесский театр оперы и балета

Милан (Италия) – Ла Скала

Известные оперные исполнители:

Ф. Шаляпин, И Козловский Л.Лемешев, Б. Штоколов Е Образцова, Г.Вишневская, Борисенко, Фирсова, Л. Казарновская.

Вопросы и задания для студентов

Контрольный тест

1.Опера это:

А) сценическое действие, где органично сплелись музыка, танец, живопись;

Б) сценическое действие, где органично сплелись музыка, пение, хореография, живопись;

В) крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и хора и солистов

2.Либретто это:

А) полный текст музыкально – сценического произведения;

Б) вступление к опере;

В) литературное произведение, послужившее основой для создания оперы.

3.Увертюра это:

А) инструментальный антракт между действиями;

Б) сольный номер в опере;

В) вступление к опере.

4. Ария это:

А) произведение для большого количества певцов;

Б) декламационное пение;

В) сольный номер в опере, характеризующий героя.

А) тенор;

Б) баритон;

В) меццо сопрано;

Г) сопрано;

.Н.А. Римский-Корсаков

(1844-1908)

Тихвин, где родился и провел детские годы Н.А. Римский-Корсаков - город вольного русского Севера. Здесь царь Иван Грозный устроил Богородицкий монастырь, куда не имели доступа государевы воеводы - таких немного было на Руси. Здесь широкой волной разлилось старообрядчество, красочные обряды, поэтичные обычаи, да и народ был самостоятельный, бойкий наязык и скорые на расправу.

Отец Николая Андреевича - человек редкой порядочности и доброты, скромник, бессеребренник, склонный к чтению книг и философским размышлениям. Он помог декабристам деньгами при проезде их в сибирскую ссылку.

Дом Римского-Корсакова стоял на высоком берегу Тихвинки напротив монастыря. За большим садом начинались поля. Не надо было далеко идти, чтобы услышать песню жаворонка днем, соловьиные трели ночью. Все привлекало внимание мальчика. Стены Введенского монастыря, где когда-то 52 года томилась насильно постриженная в монахини четвертая жена Ивана Грозного.

Старший брат Ники, Воин Андреевич, уже плавает в морях дальнего Востока. Его привлекательные письма о Китае, Японии, Сахалине зажигает детское воображение. Он берет уроки музыки. В 9 лет пробует сочинять, в 12 лет мальчик расстается с Тихвином.

Всю жизнь будут вспоминаться ему пенье птиц, колокольные звоны, северные леса и озера, тихвинские обычаи и предания.

А пока военно-чиновничий Петербург, морской кадетский корпус, куда определили Нику. Но существовало еще нечто, помогавшее подростку не терять самого себя и не обезличиваться в условиях муштры, жестокости, унижений. Этим нечто была музыка. Ничего не зная о теории музыки, он пробует сочинять, не зная техники струнных и духовых инструментов, пробует "оркестровать". Этот музыкальный хаос начинает проясняться с момента, когда Ника встречает понимание настоящегомузыканта, пианиста-педагога Ф.А. Канилле. Общее музыкальное развитие Ники сделало громадный шаг вперед. Он узнал Шумана. Баха, Бетховена, новые для себя сочинения Глинки.

Когда Римскому-Корсакову было 17 лет, Канилле привел его к музыканту, которомупредстояло сыграть исключительную роль в жизни Н.А. - это был Милий Алексеевич Балакирев.

Вопросы и задания для студентов

Контрольный тест

1. Где родился и провёл детские годы Римский Корсаков?

А) в селе Новоспасском;

Б) в Воткинске;

В) в Тихвине.

2. Куда поступает учиться в 12 летнем возрасте будущий композитор?

А) в училище правоведения;

Б) в морской военный корпус;

В) в школу гвардейских подпрапорщиков.

3. Кто повлиял на становление Римского-Корсакова как профессионального композитора?

А) Бородин;

Б) Балакирев;.

В) Мусоргский.

Слушание и анализ музыкального произведения

Опера «Снегурочка»

Создание "Снегурочки" поражает предельной стремительностью. Огромное произведение редкой красоты и оригинальности было написано в два с половиной месяца. Сказалась и увлеченность содержанием, образам "весенней сказки" и то, что творчески, технически, эмоционально композитор был полностью подготовлен к этой работе. Создав только первые наброски, Римский-Корсаков отложил сочинение до лета: вместе с семьей он провел его в исключительно благоприятных условиях в усадьбе Стелёво под Лугой. Композитор так описал это счастливое для него время - работу над "Снегурочкой".

"Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Красивое местоположение, прелестные рощи, огромный лес, поля ржи, гречихи, овса, льна, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера.

Бездорожье, запустение - все приводило меня в восторг. Какой-нибудь толстый, и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем. Тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших и др. чудовищ".

Начав работу 30 мая, композитор закончил набросок всей оперы к середине августа. "Ни одно сочинение не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как "Снегурочка".

Полгода композитор затратил на инструментовку оперы, а 29 января 1882 года состоялась ее премьера в Петербурге в Мариинском театре. Успешная сценическая жизнь "Снегурочки" продолжается и поныне.

Пролог

1.вед. - Оркестровое вступление рисует картину последней зимней ночи. В глухом заснеженном лесу властвует хозяин Мороз; мрачная суровая тема его царит в оркестре.

(Слушание фрагмента).

Но уже летят с юга птичьи стаи, с птицами летит сама Весна-Красна. Мягкая глубокая тема ее – все яснее. Верный слуга Мороза Леший возглашает о приближении Весны. А птицы все летят и весь оркестр наполнен щебетом. Но невесело в угрюмом бору». «Леса стоят безмолвны, под снегами опущены густые лапы елей. И все лишь свет да блеск холодный – и нет тепла».

Весна признается в своей вине: «Сама я виновата, что холодно и мне Весне и вам. Шестнадцать лет тому, когда я для шутки и теша свой непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый стала заигрывать с Морозом, и с той поры в неволе я у старого! Оставить седого бы, да вот беда: у нас со старым дочка есть Снегурочка. Люблю я Снегурочку, жалеючи ее в несчастной доле со старым я поссориться боюсь. А он и рад тому: знобит, морозит меня, Весну и берендеев. Солнце ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех, и вот причина жестоких зим и холодов весенних».

Птицам холодно, и Весна советует им: «Дрожите вы, бедняжки! попляшите, согреетесь! Видела и не раз, что пляскою отогревались люди!» И птицы пляшут все более весело и беззаботно.

Звучит Фрагмент «Песни и пляски птиц»

2.вед - Мороз готов уйти на Север. Но как же быть им с дочкой Снегурочкой?

«Милей всего на свете девке – воля!» - так думает мать Весна, но Мороз страшится этой воли: «Послушай! Известно мне, что солнце собирается сгубить Снегурочку! Только и ждет того, чтобы заронить ей в сердце лучом своим огонь любви! Тогда спасенья нет Снегурочке! Доколе ж младенчески чиста ее душа, не властен он вредить Снегурке!».

Скрепя сердце родители решают отдать Снегурочку в поселок берендеев.

И вот из леса выходит их дочка, снежная красавица. О, она с радостью пойдет к людям!

Звучит ария «С подружками по ягоды ходить …»

Вот пока все о чем мечтает полуребенок-полудевушка.

Но Мороз встревожен и этим признанием:

«А Леля узнала ты откуда? И снегурочка, волнуясь, описывает родителям пение пастуха:

Мам! Слыхала я, слыхала

И жаворонков пенье…

Слыхала я и громкие раскаты соловьев,

Певцов твоих любимых.

Песни Леля дороже мне!

И дни и ночи слушать я готова

Его пастушьи песни,

И слушаешь и таешь…

Но слово «таешь» - встревожило мороза. «Ужасный смысл таится в этом слове!» Мать Весна обещает Снегурочке свою помощь - пусть только придет она в Ярилину долину, к озеру и покличет мать!

Снегурочка идет в слободку берендеев, ее берут в свой дом Бобыль и Бобылихе

Первое действие

Пастух Лель поет Снегурочке песни. Первая грустная про "Земляничку ягодку" - доводит девушку до слез. Тогда Лель запевает веселую плясовую "Как по лесу лес шумит". Едва успела развеселиться Снегурочка, как пастух покидает ее! Другие девушки манят его, и бросив цветок, подаренным Снегурочкой, Лель уже бежит к ним

"Как больно здесь! Как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем.

К другим бежит пастух, они милей,

Звучнее смех у них, теплее речи.

Ая стою и плачу с горя,

Что Лель меня оставил…

Отец Мороз, обидел ты снегурку!

Но я возьму у матери – Весны

Немножечко сердечного тепла,

Чтоб чуть лишь теплилось сердечко.

3.вед. - Словно для того, чтобы еще больше растравить горе Снегурочки, к ней прибегает подружка Купава и рассказывает о своем счастье, о встрече с Мизгирем, о любви к нему, о свадьбе, которая состоится в Ярилин день.

Приходит Мизгирь, девушки заводят свадебную песню Купавы. Не в силах отвести глаз от чудной девушки, Мизгирь, не колеблясь, отказывается от Купавы – он ее больше не любит! Он остается со Снегурочкой!

Страстно обращаясь к Снегурочке, Мизгирь сулит ей и бесценные дары и жизнь свою в

Музыкальное произведение в широком понимании можно назвать пьесой, которая есть результат деятельности композитора. Она характеризуется внутренней завершенностью, индивидуальностью содержания и формы, фиксацией нотной записи для дальнейшего исполнения. А понятие «жанры музыкальные» используют для характеристики различных произведений.

Список основных музыкальных жанров и их краткое описание

  1. Авторская песня – жанр, в котором исполнитель является одновременно автором музыки и слов.
  2. Блатная песня – воспевает нравы и быт уголовной среды.
  3. Блюз – жанр, зародившийся среди африканских рабов на хлопковых плантациях США.
  4. Джаз – музыкальный жанр, синтезированный из африканской и европейской культур.
  5. Европейская музыка – общее понятие для музыки стран Европы.
  6. Индийская музыка – относят к древним жанрам, музыка народов Индии.
  7. Кантри – так называемая сельская музыка, является разновидностью североамериканской музыки.
  8. Латиноамериканская музыка – название, обобщающее жанры Латинской Америки.
  9. Поп музыка, разделяющаяся на диско, поп и легкую музыку. Диско является танцевальной, поп – популярная музыка масс, легкая музыка содержит в основном простые запоминающиеся мелодии.
  10. Рок музыка – общее название для нескольких видов этой ритмичной музыки. К ним относятся такие жанры музыкального искусства как кантри-рок, сатерн-рок, хартленд-рок, гаражный рок, серф-рок, инструментальный рок, фолк-рок, блюз-рок, рок-н-ролл, психоделический рок, мерсибит, прогрессивный рок, экспериментальный рок, глэм-рок, хардкор, паб-рок. Существуют так же хард-рок, панк рок, скиффл, бард-рок, японский рок, метал, пост-панк, стоунер-рок, альтернативный рок, пост-рок, а еще new wave и no wave.
  11. Романс – спетое под музыку небольшое стихотворение с лирическим содержанием.
  12. Ска – стиль с ритмом 2 на 4, четные удары барабанов подчеркивает гитара, а нечетные – контрабас или бас-гитара.
  13. Хип-хоп – стиль рабочего класса из Нью-Йорка 1974 года.
  14. Шансон – в основе своей имеет французские корни с исполнением в стиле кабаре.
  15. Электронная музыка – создают при помощи электронных музыкальных инструментов.

По способу исполнения жанры музыкальные делятся на вокальные, сольные и вокально-инструментальные.

Жанры музыкальных произведений

У музыкальных произведений тоже есть свои жанры. Как и жанры музыкальные они имеют довольно длинный список.

  1. Ариозо – маленькая ария.
  2. Ария – исполняемый певцом эпизод в опере или другом похожем произведении в оркестровом сопровождении.
  3. Баллада – инструментальные сочинения; сольные вокальные сочинения с текстами стихотворных произведений.
  4. Балет – сценическое искусство, в котором повествование ведется при помощи танца.
  5. Блюз – песня джазового направления с грустным содержанием.
  6. Былина – песенный рассказ в русском народном стиле.
  7. Водевиль – театральная пьеса с веселым и шутливым содержанием.
  8. Гимн – песня, исполняемая в торжественной обстановке.
  9. Джаз – танцевальная музыка с импровизационными моментами.
  10. Диско – ритмичный, упрощенный музыкальный стиль.
  11. Инвенция – музыкальная пьеса с оригинальной находкой мелодического развития.
  12. Интермедия – маленькая музыкальная пьеса.
  13. Интермеццо – свободной формы пьеса или же самостоятельный эпизод в оперетте и других произведениях музыки.
  14. Кант – разновидность многоголосной песни.
  15. Кантата – торжественно исполняемое вокально-инструментальное произведение.
  16. Марш – музыкальное произведение с ритмичными моментами.
  17. Мюзикл – музыкальное сочинение с элементами оперетты, оперы, балета и эстрадной музыки.
  18. Ода – посвящение в музыкальном стиле.
  19. Опера – музыкальная постановка.
  20. Оперетта – комедийная музыкальная постановка.
  21. Оратория – предназначена для хорового исполнения.
  22. Песня – музыкальная форма стихотворения.
  23. Пьеса – небольшое музыкальное произведение с началом и концом.
  24. Реквием – хоровое произведение траурного характера.
  25. Романс – произведение лирического исполнения.
  26. Серенада – песня в честь возлюбленной.
  27. Симфония – оркестровое музыкальное произведение.
  28. Туш – небольшое музыкальное приветствие.
  29. Фуга – произведение с многократным повторением темы.
  30. Элегия – печальная музыкальная пьеса.
  31. Этюд – произведение с виртуозными пассажами.

Музыкальные жанры постоянно обновляются и развиваются. На них влияют изменяющиеся условия жизни.

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения чувств человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями человеческого общества. Вначале музыка была бедна и маловыразительна, но за много веков своего существования она стала одним из сложнейших, выразительнейших искусств, обладающих исключительной силой воздействия на человека.

Классическая музыка богата разнообразными видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, называются жанрам и.

Музыкальные жанры образуют две большие группы, различаемые по способу исполнения: вокальную и. инструментальную.

Вокальная музыка тесно связана с поэтическим текстом, со словом. Ее жанры - песня, романс, хор, оперная ария - самые доступные для всех слушателей и популярные произведения. Они исполняются певцами с сопровождением инструментов, а песни и хоры нередко и без аккомпанемента.

Народная песня - древнейший по происхождению вид музыкального искусства. Задолго до того, как стала развиваться профессиональная музыка, в народных песнях сложились яркие музыкально-поэтические образы, правдиво и художественно убедительно отразившие жизнь людей. Это проявляется и в характере самих напевов, в ярком своеобразии мелодического склада. Именно поэтому великие композиторы ценили народные песни как источник развития национального музыкального искусства. «Создаем не мы, создает народ, - говорил М. И. Глинка, основоположник русской оперной и симфонической музыки, - а мы только аранжируем» (обрабатываем).

Существенная черта всякой песни - многократное повторение напева с разными словами. При этом основная мелодия песни сохраняется в том же виде, но каждый раз несколько изменившийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки.

Даже самый простой аккомпанемент - инструментальное сопровождение - усиливает эмоциональную выразительность песенной мелодии, сообщает ее звучанию особую полноту и красочность, «дорисовывает» средствами инструментальной музыки те образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. Так, фортепьянное сопровождение в известных романсах Глинки «Ночной зефир» и «Уснули голубые» воспроизводит движение мерно катящихся волн, а в его песне «Жаворонок» - птичье щебетание. В аккомпанементе баллады Франца Шуберта «Лесной царь» слышится бешеная скачка коня.

В творчестве композиторов XIX в. наряду с песней излюбленным вокальным жанром стал романс. Это небольшое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обычно романсы значительно сложнее песен. Мелодии романсов бывают не только широкого песенного склада, но также и напевно-декламационного («Я не сержусь» Роберта Шумана). В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Спящая княжна» А. П. Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина).

Некоторые жанры вокальной музыки предназначены для группы исполнителей: дуэт (двое певцов), трио (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д., а кроме того - хор (большой певческий коллектив). Хоровые жанры могут быть самостоятельными или входить в состав более крупного музыкально-драматического произведения: оперы, оратории, кантаты. Таковы хоровые композиции великих немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, хоры в героических операх Кристофа Глюка, в величественных эпических и героико-драматических операх русских композиторов М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В знаменитом хоровом финале Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, прославляющем свободу (на слова оды «К радости» Фридриха Шиллера), воспроизведена картина величественного празднества миллионных народных масс («Обнимитесь, миллионы»).

Прекрасные хоры созданы советскими композиторами Д. Д. Шостаковичем, М. В. Ковалем, А. А. Давиденко. Хор Давиденко «На десятой версте от столицы» посвящен жертвам расстрела 9 января 1905 г.; другой его хор, проникнутый большим подъемом, - «Улица волнуется» - изображает ликование народа, свергнувшего самодержавие в 1917 г.

Оратория - крупное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, костюмов и сценического действия (оратория «На страже мира» советского композитора С. С. Прокофьева).

Кантата более проста по содержанию и по размерам меньше оратории. Существуют кантаты лирические, торжественные, приветственные, поздравительные, создаваемые в честь какой-то юбилейной даты или общественного события (например, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы тоже обращаются к этому жанру, создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева).

Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки - опера. В ней слиты в единое целое поэзия и драматическое действие, вокальная и инструментальная музыка, мимика, жестикуляция, танцы, живопись, световые эффекты. Но все это подчинено в опере музыкальному началу.

Роль обычной разговорной речи в большинстве опер выполняет пение или речь нараспев - речитатив. В таких оперных жанрах, как оперетта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередуется с обычной разговорной речью («Белая акация» И. О. Дунаевского, «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха).

Оперное действие раскрывается прежде всего в вокальных сценах: арии, каватине, песне, музыкальных ансамблях и хорах. В сольных ариях, сопровождаемых могучим звучанием симфонического оркестра, воспроизводятся тончайшие оттенки душевных переживаний героев или их портретные характеристики (например, ария Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки, арии Игоря и Кончака в «Князе Игоре» Бородина). Драматические столкновения интересов отдельных действующих лиц раскрываются в ансамблях - дуэтах, терцетах, квартетах (дуэт Ярославны и Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина).

В русских классических операх мы встречаем чудесные образцы музыкальных ансамблей: драматичный дуэт Наташи и князя (из первого действия оперы «Русалка» Даргомыжского), задушевное трио «Не томи, родимый» (из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Могучие хоры в операх Глинки, Мусоргского, Бородина правдиво воссоздают образы народных масс.

Немалое значение в операх имеют инструментальные эпизоды: марши, танцы, а иногда и целые музыкальные картины, помещаемые обычно между действиями. Например, в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дается симфоническое изображение битвы древнерусской рати с татаро-монгольскими полчищами («Сеча при Керженце»). Почти каждая опера начинается с увертюры - симфонического пролога, в общих чертах раскрывающего содержание драматического действия оперы.

Инструментальная музыка сложилась на основе вокальной. Она выросла из песни и танца. Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанных с народным творчеством,- тема с вариациями.

Такая пьеса построена на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли - темы. При этом изменяются (варьируются) отдельные мелодические обороты, попевки, ритм и характер сопровождения. Вспомним фортепьянные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Е. Хандошкина (см. ст. «Гусская музыка XVIII в.»). В симфонической фантазии Глинки «Камаринская» варьируется сперва величавая плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», затем быстрый плясовой напев «Камаринской».

Другая старейшая музыкальная форма - сюита, чередование разнообразных танцев и пьес. В старинной танцевальной сюите XVII в. сменяли друг друга противоположные по своему характеру, темпу и ритму танцы: умеренно-медленный (немецкая аллеманда), быстрый (французская куранта), весьма медленный, торжественный (испанская сарабанда) и стремительно-быстрый (жига, известная в ряде стран). В XVIII в. между сарабандой и жигой вставляли веселые танцы: гавот, буррэ, менуэт и другие. Некоторые композиторы (например, Бах) нередко открывали сюиту вступительной пьесой, не имевшей формы танца: прелюдией, увертюрой.

Последовательный ряд музыкальных произведений, объединенных в единое целое, называют циклом. Вспомним песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь», вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Многие инструментальные жанры представляют собой циклы: это вариация, сюита, инструментальная серенада, симфония, соната, концерт.

Первоначально словом соната (от итальянского «звучать») обозначали всякую инструментальную пьесу. Лишь к концу XVII в. в творчестве итальянского скрипача Корелли сложился своеобразный жанр сонаты из 4-6 частей, ставший одним из наиболее популярных. Классические образцы сонаты из двух или трех частей в XVIII в. создали композиторы Карл Филипп Эммануил Бах (сын И. С. Баха), Иосиф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, И.Е.Хандошкин. У них соната состояла из нескольких частей, различных по музыкальным образам. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяла вторая часть - медленная, певучая лирическая пьеса. Завершалась соната финалом - музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда медленная часть заменялась танцевальной пьесой - менуэтом. Немецкий композитор Бетховен писал многие свои сонаты в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера - менуэт или скерцо (от итальянского «шутка»).

Пьесы для солирующих инструментов (соната, вариации, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн) вместе с разнообразными инструментальными ансамблями (трио, квартеты) составляют область камерной музыки (буквально - «домашней»), рассчитанной на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей. В камерном ансамбле партии всех инструментов одинаково важны и требуют от композитора особенно тщательной отделки.

Симфоническая музыка - одно из ярчайших явлений мировой музыкальной культуры. Лучшие произведения для симфонического оркестра отличаются глубиной и полнотой отражения действительности, грандиозностью масштабов и вместе с тем - простотой и доступностью музыкального языка, который подчас приобретает выразительность и красочность зрительных образов. Замечательные симфонические произведения композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других создавались для массовой демократической аудитории больших концертных залов.

Главные жанры симфонической музыки - это увертюры (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте), симфонические фантазии («Франческа да Римини» Чайковского), симфонические поэмы («Тамара» Балакирева), симфонические сюиты («Шехеразада» Римского-Корсакова) и симфонии.

Симфония, подобно сонате, состоит из нескольких ярко контрастных частей, обычно из четырех. Их можно сравнить с отдельными актами драматической пьесы или главами романа. В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их движений - быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно-быстрого - композиторы воссоздают различные стороны действительности.

Композиторы-симфонисты отображают в своей музыке энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами и препятствиями, его светлые чувства, мечту о счастье и грустные воспоминания, пленительную красоту природы, а наряду с этим - могучее освободительное движение масс, сцены народного быта и народных празднеств.

Инструментальный концерт по своей форме напоминает симфонию и сонату. Это очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепьяно, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением. Солист и оркестр словно состязаются друг с другом: оркестр то замолкает, завороженный страстностью чувства и изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, или мощно подхватывает его тему.

Концерты сочиняли многие выдающиеся композиторы XVII и XVIII вв. (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Гайдн). Однако создателем классического концерта был великий композитор Моцарт. Замечательные концерты для различных инструментов (чаще всего для фортепьяно или скрипки) писали Бетховен, Мендельсон, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, советские композиторы А. Хачатурян, Д. Кабалевский.

Многовековая история музыки рассказывает нам, как на протяжении столетий зарождались и развивались разнообразные музыкальные формы и жанры. Иные из них существовали сравнительно недолго, другие выдержали испытание временем. Например, в странах социалистического лагеря отмирают жанры церковной музыки. Зато композиторы этих стран создают такие новые жанры, как пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических колледжей с целью использования на уроках "Игры на музыкальных инструментах". В пособие включён теоретический материал, знакомящий студентов с основными жанрами музыки. Приложение содержит нотный материал, который может быть использован для слушания и исполнения студентами на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жанры музыки

В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что если на картине изображён человек, эта картина называется портретом. Если на полотне изображена природа - это пейзаж. Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет, пейзаж и натюрморт - жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк.

В музыке тоже есть свои жанры. Начнём с трёх музыкальных жанров: песни, танца и марша. Замечательный педагог и композитор Д.Б. Кабалевский сравнил их с тремя китами, на которых держится вся музыка. Песня, танец и марш стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство. Кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную, шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение? Конечно, никто. Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.

В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке, словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех китов».

Песня

Задолго до того, как появилась профессиональная музыка, народные песни правдиво и художественно отражали типические черты национального характера того или иного народа. Рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом. Песня , как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки .

Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций и всех континентов по-своему. Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской. Как драгоценный камень передавалась песня из уст в уста от одного поколения к другому. Каждый исполнитель вносил в неё что - то своё, индивидуальное. Нередко поэтому одни и те же тексты пелись в разных селениях с разными напевами. Существуют различные виды народных песен: трудовые, игровые, обрядовые, семейно - бытовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические и многие другие.

Чаще всего песня исполняется в сопровождении музыкального инструмента. Используя народную тематику, композиторы создают новые песенные жанры, а также монументальные произведения: кантаты, оратории, оперы и оперетты. Органично вошла песня в симфоническую музыку. И таких примеров множество.

Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В

Ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства

настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали

непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились

И до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство

— балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в

свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои

Национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.

Французский танец куранта (courante — «бегущая», «текущая»)

Придворного происхождения, но довольно быстрый, отличающийся

сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им музыкой.

Совсем иной танец сарабанда — медленный, величественный. Он родился

в Испании и возник из торжественного траурного обряда. Это отразилось в

Названии (sacra banda по-испански — «святое шествие»).

Жига — старинный танец английских моряков, быстрый, веселый,

непринужденный. Эти четыре танца издавна объединялись композиторами

в сюиты.

Множество чудесных танцев издавна бытовало в Польше. Наиболее

Известными из них стали полонез, мазурка, краковяк.

Самый древний из них — полонез . В старину он назывался великим или

пешим танцем. Нынешнее его название произошло от французского

polonaise («польский»). Полонезом — парадным шествием открывались

придворные балы. Кроме придворного существовал и крестьянский

Полонез, более спокойный и плавный. Излюбленным танцем была и

мазурка , точнее - мазур (от названия одной из областей Польши —

Мазовии). Народная мазурка с веселой, задорной, резко акцентированной

Мелодией — это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур.

Третий танец — краковяк отличается от первых двух четким размером.

Все эти танцы представлены в творчестве Шопена, Слышим их мы и в

Опере Глинки «Иван Сусанин».

Танец полька принадлежит другому славянскому народу — чехам.

Название его происходит от слова pulka — «половина», так как танцевали

его мелкими шажками. Это живой, непринужденный танец, который

Танцуют парами по кругу. Самый любимый из чешских танцев, он звучит в

опере Сметаны «Проданная невеста».

Интересная судьба австрийского крестьянского танца лендлера. Парный

Круговой танец, получивший название от австрийской области Ландль, он в

начале XIX века перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его

стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и

всеми любимый вальс .

В «Венгерских рапсодиях» Листа, в «Венгерских танцах» Брамса звучат

характерные мелодические обороты, острые, ритмические фигуры. Они

сразу узнаются на слух, напоминая о венгерском народном танце чардаше .

Название его происходит от слова csarda — «трактир», «корчма».

Венгерские корчмы издавна служили своеобразными клубами, где

собирались окрестные жители. В них или на площадке перед ними и

танцевали. Чардаш возник к началу XIX в., причем не в крестьянской

Среде, а в городе. Танец этот состоит из двух частей: медленной,

патетической и подвижной, огневой пляски.

На юге Италии расположился город Торонто. Он дал название

национальному танцу тарантелле .

Очень колоритны танцы Испании. Хота — любимый танец испанских

Провинций Арагон, Каталония, Валенсия — отличается быстрым темпом,

острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Это парный

танец, исполняемый под гитару или мандолину. Своеобразием хоты

пленился Глинка во время своего путешествия по Испании. Его оркестровая

«Арагонская хота» написана на подлинную народную тему.

Другой распространенный танец — болеро (по-испански volar — «летать»)

более умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза.

В России чисто инструментальная танцевальная музыка не получила столь

широкого распространения: русские издавна любили петь, и все танцы — и

быстрые веселые пляски, и плавные хороводы — обычно сопровождались

пением. Наиболее популярная в XIX веке задорная пляска «Барыня» даже

название свое получила от припева песни «Сударыня-барыня». Среди

танцев других народов известны украинский казачок , быстрая, задорная

молдовеняска .

Огромную популярность приобрел кавказский танец лезгинка . Музыка

Лезгинки — с четким ритмом и энергичными движениями — привлекла к

себе внимание многих композиторов. Бурная, полная стихийной силы и

страсти лезгинка звучит в опере «Руслан и Людмила» Глинки, в балете

«Гаянэ» Хачатуряна.

Марш. Французское слово marche означает «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в чётком, энергичном ритме, под который удобно маршировать. Хотя марши отличаются друг от друга, их объединяет одно: марш всегда пишется в чётном размере - на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Но в каждом правиле есть исключения. Послушайте песню А. Александрова на стихи В. Лебедева - Кумача «Священная война». Она написана в трёхдольном размере, и всё же это настоящий марш, под который воины уходили на фронт.Марш является важным организующим, объединяющим началом. Не случайно многие революционные песни написаны в ритме марша. Это знаменитые «Марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка». Королём марша называли советского композитора И.О. Дунаевского. Он написал многие известные марши: «Марш энтузиастов», «Марш физкультурников», «Спортивный марш».Есть несколько типов маршей: строевой, встречный, концертный, похоронный.

Чайковский. Марш деревянных солдатиков ;
Похороны куклы (« Детский альбом »);
«Свадебный марш» Мендельсона;

Марши из опер: М. Глинка « Руслан и Людмила» ;
Дж. Верди « Аида»; Ш. Гуно « Фауст» ;
Ф. Шопен. Соната си-бемоль-мажор ;
Л. Бетховен. Финал Пятой симфонии;
В. Агапкин. « Прощание славянки» ;
В. Александров. «Священная война» ;
И. Дунаевский . Марш из кинофильма « Веселые ребята ».

Определение жанра в произведениях классической музыки.

Музыкальные жанры различаются и по способу исполнения. В симфонической музыке это симфония, концерт, сюита.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Времена года венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре скрипичных концерта из его восьмого опуса, представляющего собой цикл из 12 концертов, одно из знаменитейших его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы. Первая напрашивающаяся иллюзия — четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю. В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

В камерной музыке различают жанры: трио, квартет, соната, прелюдия.

Три́о (от латинского tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов .

Кварте́т — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов .

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Прелюдия (от латинского - перед и игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

В вокальной музыке - романс, оратория, кантата.

Рома́нс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Кантата (итал. cantata , от латинского саntare — петь ) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

К музыкально - театральным жанрам относятся опера, оперетта и балет.

Опера - произведение для театра, которое исполняется артистами - певцами и оркестром. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Литературная основа оперы - либретто. Часто основой либретто становится какое - либо литературное или драматическое произведение. Например, опера «Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст «Маленькой трагедии» Пушкина. Но обычно либретто перерабатывается, так как текст должен быть сжатым и лаконичным.

Практически каждая опера начинается увертюрой - симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

Музыка в опере раскрывает сокровенные чувства героев, их характер,

рассказывает об их мыслях. В драматических спектаклях это передаётся в

монологах актёров. В опере роль монолога играет ария (в переводе с

Итальянского - «песня»). Ариям свойственна широкая распевность. Чтобы более

Полно показать героя, в оперу вводится несколько его арий. В опере П. И.

Чайковского «Евгений Онегин» Ленский исполняет арию «Куда, куда вы удалились», которая показывает его душевные переживания, волнение,

неуверенность в грядущем дне. Ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» -

Небольшая ария свободного построения лирического характера.

Ещё один важный компонент оперы - ансамбли. Во время одновременного

Пения нескольких солистов мы не только слышим голос каждого

Исполнителя, но и ощущаем красоту такого совместного звучания.

Самый большой ансамбль, без которого не обходится ни одна опера, - хор.

Важное место в опере занимает оркестр. Он не только сопровождает всю оперу,

но и является своеобразным действующим лицом, так как музыка, исполняемая

Оркестром, выявляет идею произведения, раскрывает мысли, чувства,

взаимоотношения героев, обуславливает драматическое развитие сюжета.

Важным компонентом оперы являются танцевальные сцены. В опере М.И.

Глинки «Иван Сусанин» второе действие почти полностью построено на

танцах. Это своеобразная характеристика надменной, уверенной в своей

победе польской шляхты. Поэтому и танцуют на этом балу полонез,

краковяк, мазурку, представленные композитором не народными, а

Рыцарскими танцами.

Опере́тта (от итальянского operetta , дословно маленькая опера ) —

Театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера

Чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на

Комический сюжет , музыкальные номера в них короче оперных , в целом

музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует

напрямую традиции академической музыки.

Бале́т (от итальянского ballo — танцую) — вид сценического искусства ;

спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-

хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит

определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и

бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете

являются классический и характерный танец. Немаловажную роль здесь

Играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их

«разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете

широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет

требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.