Описание природы в главе бэла. Cочинение «Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени. Мастерство писателя в изображении природы

03.11.2019

В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»).

Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации».

Поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утёсов», и звёздную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на тёмно-синих волнах моря.

Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань»: «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». Этот пейзаж уже подбором деталей - луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль,- создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревожное настроение.

Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он выполняет различную роль. То описывается место действия, то пейзаж привлечён для лирической передачи той или иной оценки жизненных явлений, то это средство характеристики героев, их душевных настроений. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня,- пишет он,- на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели». Такой представляется природа Печорину в его тяжёлом душевном состоянии.

В душе героя за этой скукой таится огромная любовь к жизни. Показать это ученикам можно, обратившись к тем страницам, где герой пишет о природе. Любовь к природе - одно из самых цельных чувств Печорина. Выбрав из повести «Княжна Мери» несколько описаний природы, можно прочесть отрывки, где герой говорит о радости и наслаждении, испытываемых им при общении с природой: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё,-; чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?». Или: «…я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра… Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума…». Или: «Я помню, - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Как не похожи эти полные лиризма признания на иронические желчные высказывания о «водяном обществе»! В природе Печорин видит полную гармонию и красоту, отсутствие фальши, совершенство и чистоту (сравнение: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»). Наедине с природой мы видим Печорина совсем иным, чем в общении с людьми. Под влиянием общества искажается человек. Для натур созерцательных закономерен был бы уход от людей в природу. Но Печорин не созерцатель, а деятель. В лирической концовке повести «Княжна Мери» встречаются слова, выражающие устремления героя: «тихие радости и спокойствие душевное» не для него, сжившегося «с бурями и битвами». Где же найти этот желанный мир «тревог и битв», куда приложить «силы необъятные»? «Водяное общество» -. вот арена действий героя, растрачивающего здесь душевное богатство и силы на интриги, любовные похождения, мелкие стычки с Грушницким и драгунским капитаном и т. д. А в душе его жажда целеустремленных действий: «зачем я жил? для какой цели я родился?»

Размышления героя накануне дуэли хорошо прочесть в классе, их можно рекомендовать для заучивания наизусть. «Назначенье высокое» могло определить жизнь героя. Его «силы необъятные» могли найти исход в общественной деятельности. Но возможности для нее нет. Намек на это скрывается в фразе: «честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти…» Николаевская действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Пи талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. А сознание несоответствия поступков своим стремлениям ведет к раздвоению личности. Печорин говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
Эта очень существенная особенность - раздвоенность сознания Печорина - не всегда легко воспринимается. Трудность восприятия вызывается сложностью самого понятия рефлексии. С одной стороны, постоянное самонаблюдение, самоанализ, сомнение во всем убивают непосредственность в характере человека, лишают его цельности мировосприятия: человек не может просто жить, чувствовать, действовать, у него все время одновременно идет суд над собой, анализируются все поступки. И это излишнее психологизирование уничтожает силу и полноту чувств и мысли. Ученикам надо это показать на примерах. Печорин лишен возможности искренно ощущать радость и счастье, потому что сделал из самого себя объект для наблюдений, и в результате он начинает сомневаться решительно в каждом движении сердца и анализировать малейший свой поступок. Например, он действительно и непритворно взволнован встречей с Верой, он понимает, что скоро они расстанутся навсегда. Когда она уходит из грота, сердце его болезненно сжимается, «как после первого расставания». Но чувство мгновенно подвергается анализу, подлинное волнение уступает место мысли, что он еще способен волноваться. И в результате чувство отодвигается на задний план, начинается размышление. Или другой пример. Печорин живет в Кисловодске, ожидает приезда Мери: «.. .мне всё кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико». Наконец, Мери приехала. Когда Печорин услышал стук кареты, у него «сердце вздрогнуло». Но вновь сразу же начинается анализ этого непосредственного движения сердца, пока лишь в форме вопроса: «Неужто я влюблен?» - а затем приводится длинное рассуждение о парадоксальности женского ума. И опять чувству уже нет места, непосредственность его убита.

Постоянный самоанализ мешает действовать, между тем одновременно самоанализ имеет и положительные стороны. Именно то, что явление может быть одновременно и положительным и отрицательным, и трудно для понимания школьников. Строгий суд Печорина над самим собой, постоянный самоанализ, мешающий радостно ощущать жизнь, в то же время не позволяет ему удовлетвориться малым, быть довольным «самим собой, своим обедом и женой». Что же касается сомнений, которые часто овладевают героем, они - необходимое условие, один из этапов на пути к познанию истины, они не мешают «решительности характера», как говорит сам герой в «Фаталисте». Однако у Печорина и эта черта доведена до предела. Если бы сомнение у него было только этапом на пути к познанию истины, если бы оно было переходным моментом от мысли к действию, была бы несомненной его положительная роль. Но, как пишет Е. Михайлова, «сомнение, отрицание, неверие,- у Печорина стало хроническим состоянием, превратилось в безнадежный скептицизм. И в этом трагедия Печорина, в этом - проклятое клеймо среды и эпохи».

Двойственность Печорина отражается в его речи. Печорин, действующий и живущий, пишет: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! - Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?». Или: «…Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья!». Характер речи в обоих случаях очень эмоциональный. Тон приподнятый, много многоточий, как бы обрывающих мысль автора и показывающих его волнение. В лексике - синонимичность, сосредоточивающая внимание на чувстве героя: он испытывает «беспокойство, отчаяние»; Вера стала ему «дороже всего… дороже жизни…» Так мог бы говорить поэт. А Печорин, рассуждающий, анализирующий, пишет: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»4. Или: «Признаюсь еще, чувство неприятное, по знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу: это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться».

В обоих этих случаях интонация строго повествовательная, речь спокойная, ровная, логичная. Предложения сложные по составу, большие. Нет никаких недомолвок -; и ни одного многоточия! Нет живого чувства, волнения - и ни одного восклицания или вопроса: вместо них объяснительное «потому что…» Это уже не речь поэта, а почти деловая протокольная запись. Беспощадный анализ разлагает самые непосредственные и цельные душевные движения. Рефлексия вызвана у Печорина невозможностью действовать. Потребность в действии, не находя выхода, заставляет человека погружаться в свой внутренний мир и ввергает его в мучительное проти

Однако глубокий психологизм романа – всестороннее раскрытие характеров определяет основное назначение пейзажа как средства художественного отображения внутреннего мира персонажей. В отношении к природе проявляется настоящая, глубинная суть человеческой натуры.
Например, мы отмечаем лирический взгляд на природу путешествующего офицера, которого умиляет «среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание колокольчика» и завораживают «волшебные картины» восточной природы. Совсем другой – опытный, немного усталый – взгляд у Максима Максимыча. По этому в споре о погоде первый видит в этом «мертвом сне природы» предвестие завтрашнего солнца, второй же верно замечает черную тучу и кровавую полосу на солнце, предвещающие дождь.
Раскрытие образа Печорина также происходит не только в противопоставлении «человек – общество», но и «человек – природа», «естественный человек» - «человек цивилизации».
К первому типу относятся Казбич, Азамат, Бэла, контрабандисты, отчасти Максим Максимыч. В романе подчеркивается простота натуры, наивность мировосприятия этих персонажей: «…Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми…»
Изображение «естественных персонажей дается в сопоставлении с природными образами. Например, глаза Бэлы сравниваются с глазами горной серны; кавказцы – с горными реками. Казбич, «будто кошка», нападает на отца Бэлы. Душевная чистота Бэлы подчеркивает тем, что кругом ее могилы разрастаются кусты белой акации бузины. Девушка – контрабандистка предстает в образе «русалки», «ундины». Янко изображается на фоне стихии: он «не боится ни моря, ни ветров, ни тумана…».
Основная черта всех этих героев – врожденная способность сливаться с природой, ощущать себя ее частью. «…В сердцах простых чувство красоты и величия природы, сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге», - справедливо отмечает повествователь в повести «Бэла». Эти люди могут испытывать «невольное биение сердца» от вида природных картин, в отличие от людей цивилизованных, которых «просто прекрасное не трогает».
К этому второму – «цивилизованному» - типу персонажей принадлежит Грушницкий, Вернер, Мери, Вера, Вулич. Именно к Грушницкому отношении к прекрасному. Обобщенной противоположностью среде «естественных» людей выступает в романе далекое от природы «водяное общество». Не случайно в повести «Княжна Мэри» почти исчезают развернутые описания природы, которые появляются только в экспозиции и в связи с Печориным. В самом названии «водяное общество» применительно к приехавшей на лечение знати сквозит авторская ирония. Подобное определение подошло бы скорее кругу «честных контрабандистов», живущих по законам водной стихии.
Во взаимодействии с каждой из этих групп персонажей раскрывается сложный противоречивый характер Печорина.
С одной стороны, герой пишет в своем дневнике: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу разума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем…»
«…Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра…» - так точно и емко выражает Печорин свое сокровенное желание, описывая идеальное состояние своей души.
Однако это полное слияние с природой оказывается недостижимым для лермонтовского героя. Страстность, горячность, отвага, готовность к риску, свойственные «естественному» человеку, причудливо сочетаются в нем с постоянным самоанализом, скептицизмом, холодностью внешнего поведения «цивилизованной» личности. Индивидуализм мешает Печорину полностью раствориться в природе.
Аналогичная идея и в финале «Княжны Мэри», где Печорин «скучает, и томиться, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку…»
В отношении к природе раскрывается еще одно противоречие главного героя лермонтовского романа: сочетание в нем характеров «завоевателя», стремящегося «подчинять себе все…», и «созерцателя», умеющего самозабвенно любоваться красотами природы.
Созерцательный тип личности проявляется в Печорине, когда он любуется «несколько времени из окна на голубое небо, усеянное разорванными облачками», наслаждается «чудесным видом с трех сторон» из квартиры в Пятигорске. Природные картины побуждают его к лирическим и философскими размышлениями: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»
Можно также заметить, что пейзаж в произведении Лермонтова часто используется как внешняя иллюстрация внутренних противоречий главного персонажа. Например, рассказчик при встрече с Печориным в повести «Максим Максимыч» отмечает контраст между «прекрасным утром» и грустным взглядом героя.
Таким образом, картины природы в романе перерастают из простого изображения места действия в сложный «пейзаж души» героя, успешно заменяя развернутое психологическое описание. Одним из наиболее ярких примеров – путь Печорина к месту дуэли с Грушницким.
Наконец, пейзаж в «Героя нашего времени» определяет тональность повествования и объясняет поступки персонажей. Например, упоминание об очень жарком дне создает тон в эпизоде нападения Казбича на Бэлу: стремительное нападение Казбича – выстрел Печорина – разбойничий удар кинжалом.
Итак, в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» характеры героев изображаются не только через раскрытие их взаимоотношении с обществом, но и в контексте с природой. Можно выделить следующие функции пейзажа в этом произведении: создание фона изображаемых событий, средство раскрытия характеров, способ создания тональности повествования и косвенного выражения авторских оценок.

Люблю Отчизну я... М. Ю. Лермонтов

Любовь Лермонтова к своему отечеству во многих произведениях выражалась через «выразительно выписанные» пейзажные зарисовки. Поэт тонкочувствовал красоту родной природы. И не удивительно, что пейзаж является неотъемлемой частью еголирических и прозаических произведений.

Выражением внутренней связи романа «Геройнашего времени» с поэзией Лермонтова являетсяповторение описаний пейзажа, имеющих символическое значение. Повторение и варьирование мотивов моря, гор, звезд и звездного неба создает ощущение единства романа и лирики.

Природа у Лермонтова выступает как промежуточная ступень между тягостным и дисгармоничныммиром реальной жизни человека - современника автора и светлым, гармоничным идеалом, существую-щим только в мечтах.(Природа, которая окружает че-ловека, как понимает поэт, не может быть названа иде-ально гармоничной. В ней есть свои противоречия и столкновения, даже своя жестокость, но это мир воль-ный, и потому он совершеннее, чем мир современно-го человека, основанный на принуждении.

Вольный мир природы в романе словно раздви-гает рамки повествования. Сюжетная самостоятель-ность каждой повести в романе «Герой нашего Бре-мени» оттеняется по-разному пейзажными зарисов-ками. «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» - повести «горные», «Тамань» - морская, основной мотив «Фаталиста» - звезды. В двух первых повестях, горный колорит объясняется сюжетно. «Бэла» и «Мак-сим Максимыч» - это путевые очерки едущего по гор-ной дороге офицера. «Бэла» начинается горным пей-зажем, и в дальнейшем, читая повесть, ни на минуту не забываешь, что дело происходит в горах. Горы там живут, постоянно изменяются, приковывают к себе внимание читателя и наводят его на размышления. Рисуя картину подъема на перевал, повествователь незаметно переходит к размышлениям о благотвор-ном влиянии природы на человека:

«...Какое-то отрадное чувство распространи-лось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и прибли-жаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делает-ся вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».

Художественная функция мотива гор расширя-ется: из «места действия» они превращаются в сим-вол природы, возвышающей человека. Характерно, что такое восприятие присуще не только повество-вателю, но и Максиму Максимычу, и Бэле.

Для Бэлы кавказские горы - дом. Так, Максим Максимыч, рассказывая о последних минутах ее жиз-ни, говорит: «...Ей хотелось в горы, домой».

В «Княжне Мери» мотив гор занимает меньше места, зато усиливается его философское значение. История Печорина и Бэлы разворачивается в горах, а роман Печорина и княжны Мери - на курорте, в «во-дяном обществе». Но «сценическая площадка», на которой ведет свою трагическую игру Печорин, как бы замкнута кольцом гор, окружающих Пятигорск и Кисловодск. И трагически неудовлетворенный, му-чительно переживающий суету жизни герой Лермон-това словно все время оглядывается на эти вечные и прекрасные горы:

Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет... на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка... На восток смотреть веселее: ...там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Кавказом и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».

В горах происходят почти все решающие эпизоды: Мери принимает Печорина за черкеса и слышит в ответ на свое испуганное восклицание ироническую французскую фразу; княжна признается Пе-чорину в любви; Печорин убивает Грушницкого. Рассказывая в дневнике о дуэли, Печорин предваряет описание ее двумя горными пейзажами какой-то пронзительной красоты, словно увидены они со всейостротой восприятия, на какую способен только че-ловек, готовый проститься с жизнью.

В «Княжне Мери» исключительно велика рольи двух других образных мотивов - звезд и моря. Новся значительность этих мотивов проясняется присопоставлении их смысла в «Княжне Мери», «Тамани» и «Фаталисте».

В «Тамани» особое значение приобретает символика корабля и моря, характерная для романтической поэзии. Короткие, но до предела насыщен-ные морские пейзажи, создающие атмосферу простора и тревоги, неизменно содержат упоминаниесудна: «Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при сеете ее,далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались набледной черте небосклона...»

Существует в повести и прямой поэтический комментарий к мотиву моря- песня контрабандистки. В этой песне «по вольной волюшке- по зеленому морю» ходят «кораблики-белопарусники» и «лодочка неснащеная». В лодке разыгрывается сцена борьбы между Ундиной и Печориным, и в конце по вести морской пейзаж с удаляющейся паруснойлодкой.

Звезды упоминаются в «Тамани» один раз и именно в тот момент, когда Печорин идет навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные
маяка, сверкали на темно-синем своде».

В «Княжне Мери» мотив звезд повторяется дважды: один раз в связи с Грушницким, другой - с Печориным. И оба раза это «путеводные звезды». Но уГрушницкого - «путеводительная звездочка» карьера, у Печорина - звезда судьбы.

Мотив «путеводительной звезды» со всей силойпрозвучал в последней повести романа - «Фаталисте». Рассуждение Печорина о звездах сопоставимо,только с картиной звездного неба в поздних стихотворениях Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». И не случайно: «Фаталист»- философский комментарий ко всему роману. Размышляя о судьбе, предопределении, о воле человека и о законах жизни, не зависящих от этой воли, - все это находит здесь прямое выражение: «...Звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что, были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..» Наивной вере предков лермонтовский герой противопоставляет так называемуюмудрость своих современников, которая и лишилаего воли и способности жить целеустремленно.

«...А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения истраха... мы не способны более к великим жертвамни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия...»

Таким образом, пейзаж в «Герое нашего времени» несет огромную смысловую нагрузку, раскрываяи углубляя понимание идейного содержания романа.

В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе характер действующих лиц, специфику литературы как вида искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Учитель: Бурцева Е.В., МОУ СОШ №8, г.Томска

В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе характер действующих лиц, специфику литературы как вида искусства.

Одно из обобщающих занятий может быть посвящено пейзажу в романе «Герой нашего времени», так как описания природы играют в нем исключительно важную роль и отличаются высокой художественностью и красотой. Лермонтов выступил в своем романе мастером-реалистом, подчинившим описание картин природы идейно-художественным задачам, тогда как в произведениях романтической школы пейзаж редко был связан с содержанием и являлся лишь декоративным фоном или обрамлением.

На обобщающем занятии учащиеся получают представление о том, что пейзаж в романе Лермонтова служит средством реалистического показа обстановки, в которой будет происходить действие; является одним из звеньев сюжета, помогающих его развитию или позволяющих предполагать дальнейшую судьбу героя; используется автором как один из способов создания образа-персонажа, помогая раскрыть характер героя и передать его душевное состояние; позволяет автору показать и утвердить свои положительные жизненные идеалы.

Пейзаж имеет в романе как объективную, так и субъективную сторону. Объективная заключается в том, что Лермонтов конкретно изображает определенные картины природы, а субъективная - в том, что в образах природы автор выражает человеческие чувства и переживания.

Характер и построение заключительного занятия о пейзаже тесно связаны со всей системой уроков по изучению романа. Чтобы обеспечить активность класса на уроке, рекомендуется дать домашнее задание по анализу двух-трех описаний природы.

Можно предложить ученикам внимательно прочитать дома следующие отрывки:

1) описание Койшаурской долины в начале повести «Бэла»;

2) пейзаж, открывающий повесть «Княжна Мери»;

3) картину утра перед дуэлью Печорина.

Чтение должно быть целенаправленным, поэтому рекомендуется предложить учащимся вопросы, например:

1) какую картину рисует Лермонтов? (При пересказе пейзажей полезно требовать от учеников широкого использования авторских слов и выражений).

3) при помощи каких художественных средств создается картина?

4) какова роль этого пейзажа в романе?

Выяснить с учащимися роль пейзажа можно при анализе первого же описания природы. Оно дает богатый материал и для наблюдений над характерными особенностями лермонтовского пейзажа.

Выразительное чтение описания Койщаурской долины может явиться лучшим ответом на вопрос, какую картину нарисовал здесь Лермонтов. Важно отметить, что Лермонтов рисует реалистическую картину своеобразной кавказской природы, на фоне которой будет развертываться все действие романа. Все изображенное здесь является типичным для Кавказа: горы, скалы с обрывами, ущелья, стремительные горные реки; Лермонтов как будто срисовывает их с натуры. Можно привлечь в качестве наглядного пособия литографию или снимок с рисунка Лермонтова «Кавказский вид с Эльбрусом» или репродукцию с картины Р.Судковского «Дарьяльское ущелье».

Красота природы Кавказа не может не восхищать поэта, и он любуется снеговыми вершинами гор, живописными скалами. Обычно ученики без затруднений отвечают на вопрос, какое чувство вызывает у автора та или иная картина природы. Так, анализируя описание Койшаурской долины, они отмечают восхищение Лермонтова красотой природы, ее величием и мощью. Но не всегда учащимся оказывается посильным анализ художественных средств автора. Велика роль учителя, задача которого - открыть ученикам то, что при самостоятельном чтении осталось для них недоступным. Эмоциональность в описании Койшаурской долины сказывается в первой же фразе: «Славное место эта долина!». Но не только это прямое восхищение делает приводимое описание эмоциональным, эмоциональным оказывается и выбор для изображения гор, скал, ущелий - они говорят о величии природы, ее красоте. Ощущение величия картины природы особенно усиливается благодаря эмоциональным эпитетам, например «неприступные скалы», и выделению слова « высоко », которое не только повторено, но и интонационно усилено предшествующей и последующей паузой.

Живописность картины передается цветовой окраской почти каждого предмета. Ученики найдут такие эпитеты, как «красноватые скалы», «зеленый плющ», «желтые обрывы», «золотая бахрома снегов», «черное ущелье», «серебряная нить». Вид Койшаурской долины благодаря этим зрительным образам кажется нарисованным.

Красочность является отличительной особенностью лермонтовских пейзажей. Всматриваясь в цветовую гамму, нетрудно увидеть, что вершины гор, скалы окрашены в золотые, красноватые тона; то, что внизу - черно и мрачно, даже речка имеет не светлый, а серебряный, то есть холодноватый серый вид. Так передается естественное освещение; вверху все предметы освещены солнцем и кажутся яркими и светлыми, а внизу, в ущелье, солнце не проникает, его лучи задерживаются плотно стоящими горами и скалами. Предметы изображены правдиво, сочетание красок увидено автором в жизни. Картина гор «с золотой бахромой снегов» настраивает радостно, «черное, полное мглою ущелье» и речка, сверкающая, «как змея», рождают настроение тревожное. Так, с первых страниц романа Лермонтов обращает внимание читателя на противоречивость явлений и картин природы, а затем покажет и противоречия в человеческой жизни, в человеческих характерах. Противоречивость явлений действительности определяет избрание автором в качестве одного из основных художественных приемов в романе прием контраста. В процессе изучения «Героя нашего времени» ученики неоднократно видели контраст как композиционный прием автора; теперь можно показать, как этот характерный для Лермонтова прием находит проявление при описании картин природы. В разбираемом пейзаже контрастна картина гор и ущелья, контрастны эпитеты: «красноватые» и «черные», «золотая» и «серебряная», - контрастны чувства радости, восхищения, с одной стороны, и настороженности, тревоги, с другой. Анализируя пейзаж, можно обратить внимание учащихся и на то, что он, как и другие картины природы в романе не кажется безмолвным, неподвижным. Лермонтов любит в природе жизнь, движение, поэтому даже здесь, где нет человека, он выделяет «живые» детали, создавая их метафорами и сравнениями: безымянная речка «шумно вырывается» из ущелья; Арагва сверкает, «как змея».

Пейзаж Койшаурской долины дает первое представление о месте, где будет развертываться действие романа. На фоне кавказской природы, величественной и прекрасной, особенно бессмысленной и пустой кажется жизнь «водяного общества», более понятной делается тоска и неудовлетворенность Печорина, яснее обнаруживаются конфликты между отдельными героями романа.

В пейзаже Койшаурской долины наглядно проявляются почти все основные черты, определяющие неповторимое своеобразие лермонтовских описаний природы: реализм, яркость красок, нескрываемая эмоциональность, насыщенность мыслью, живописность, динамика.

Нередко пейзаж используется в романе Лермонтова как активный композиционный прием, помогающий развитию сюжета или намекающий на возможные изменения в судьбах героев. Такую роль выполняет описание перевала путников через Крестовую гору.

Аналогичную роль выполняют в романе и другие пейзажи. В описании картины природы перед дуэлью начало пейзажа помогает понять настроения и чувства Печорина, а часть его со слов «Там путь всё становился уже…» намекает на возможный трагический исход дуэли и подчеркивает неясность и бесперспективность судьбы Печорина. Коротенькая зарисовка картины вечера во время скачки Печорина в Пятигорск: «Солнце уже спряталось в черной туче», - оттеняет вероятную неудачу Печорина в его попытке догнать Веру.

В дневнике Печорина рядом с записями о событиях и размышлениями о своей судьбе часто появляются описания природы, вызывающей в нем определенные мысли, чувства, настроения, и это помогает читателю проникнуть в духовный мир героя, понять существенные стороны его характера.

Обратимся к некоторым из нарисованных Печориным пейзажей. На одном из уроков по анализу образа Печорина может быть разобрано начало повести «Княжна Мери», где герой рисует вид, открывающийся из окна его комнаты. Это описание позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви к природе, о его культуре и образованности, об умении образно рассказывать о виденном, о стремлении к жизни такой же чистой и ясной, какую он видит в природе. Этот пейзаж помогает понять, что Печорин не удовлетворится созерцанием природы, чтобы жить, мыслить и чувствовать себя счастливым ему необходимы люди. Интерес к людям намечен в пейзаже. После описания гор Печорин записывает: «На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Печорин, страстно любя природу, забывая при виде «кудрявых гор» обо всем, часто населяет ее людьми, всегда отмечая в пейзаже то, что напоминает о человеке.

Иногда картина природы служит у Печорина толчком для мысли, рассуждения, сравнения. Хотя и косвенно, но пейзаж здесь помогает созданию образа. Примером подобного пейзажа является знаменитое описание звездного неба в повести «Фаталист», в которой автор дает оценку не только своей судьбе, но и судьбе своего поколения. Важно, чтобы учащиеся поняли, что мысли о судьбе современников связаны с пейзажем: зловещий, красный, как зарево пожара, месяц, показавшийся из-за «зубчатого горизонта домов», и спокойно сияющие на «темно-голубом своде» звезды, по сравнению с которыми ничтожны «споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». Вид усыпанного звездами неба наводит Печорина на размышление о судьбе его поколения, приводит к мысли о вечности мира.

Кроме Печорина, о природе в романе говорит лишь Максим Максимыч. Оба героя по-своему рисуют пейзаж, и в различии описаний сказывается их индивидуальность. Если у Печорина можно наблюдать живописные, образные, эмоциональные описания, то Максим Максимыч по-житейски, просто, даже деловито рассказывает о природе. Например, он рисует вид из крепости: «Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; - с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа». Максим Максимыч не стремится показать своего отношения к природе, хотя в слове «прекрасный» и чувствуется понимание им красоты окружающего мира: он хочет рассказать, что вскоре произойдет на том месте, о каком он пишет; а здесь Казбич будет скакать с увезенной Бэлой. Поэтому Максим Максимыч старается нарисовать местность почти топографически: широкую поляну, изрытую балками, лес, кустарник на берегу мелкой речки. Такой, до некоторой степени «служебный», подход объясняется военной профессией штабс-капитана, привыкшего оценивать местность с точки зрения ее пригодности для боевых действий. Но Максим Максимыч как миролюбивый в душе человек с удовольствием отмечает детали, говорящие о мирной жизни: дымятся аулы, ходят табуны. Максим Максимыч не размышляет, как Печорин, о природе, и потому в его описании нет сравнений, отсутствуют эмоциональные эпитеты, они заменены точными определениями: широкая поляна, мелкая речка, кремнистые возвышенности.

Широко использует Лермонтов пейзаж и для того, чтобы подчеркнуть состояние, настроение героя. В таком случае пейзаж, не теряя своей реалистичности, делается психологическим, преломляясь через восприятие героя. Вот, например, как выглядит почти тот же прекрасный вид, описанный Максимом Максимычем, в восприятии Печорина: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости М; Максим Максимыч ушел на охоту. Я один; сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно, ветер свищет и колеблет ставни... Скучно». Печоринская тоска, уныние окрашивают в мрачные, холодные тона весь пейзаж, даже солнце перестает освещать горы, делаясь для Печорина лишь «желтым пятном».

Примерами пейзажа, помогающего понять душевное состояние героя, могут служить описание взволнованного моря в повести «Тамань»; вид тусклого солнца, лучи которого не грели Печорина после дуэли; картина, открывающаяся герою с площадки, где должна была происходить дуэль («там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи»).

Иногда душевное состояние Печорина раскрывается и подчеркивается картиной природы, контрастирующей с его настроением. Некоторая нервная напряженность Печорина перед дуэлью оттеняется описанием мирного «голубого утра». Ликующая картина, говорящая о счастье и красоте жизни, особенно волнует героя, понимающего возможность трагического исхода. Конец этого описания, несмотря на всю реалистичность его, можно назвать в какой-то мере символическим: «дымная даль», куда стремится проникнуть взгляд Печорина, напоминает о его неясном будущем, а «непроницаемая стена утесов» наводит на мысль о неизвестности судьбы Печорина и о том тупике, к какому привела его жизнь.

Так природа помогает в романе понять человека, его характер, его душевное состояние. В свою очередь, человек, как бы оживляя пейзаж, делает его участником своих переживаний. Вполне оправданным оказывается широкое использование при описании картин природы таких художественных средств, как антропоморфизация и анимизация. Учащимся можно не сообщать этих терминов, но следует показать приемы.

Природа живет в романе: ветер ревет и свистит, как Соловей-Разбойник, поток прыгает по черным камням, луч месяца играет по земляному полу хаты, волна готова схватить и унести слепого. Многое в природе напоминает человека. Метафоры, эпитеты, которые создает Лермонтов, переносят на природу приметы жизни человека: луна начинает «одеваться тучами», снега горят «румяным блеском», вершины гор «изрыты морщинами».

Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений человека, но в то же время изображение ее всегда остается у Лермонтова совершенно реалистическим. В заключение необходимо остановиться еще на одном значении пейзажа, играющего большую роль в раскрытии идейного содержания романа. Роман «Герой нашего времени», отличающийся резко критическим характером по отношению к действительности и порожденным ею героям, в то же время проникнут глубокими жизнеутверждающими идеалами. Лермонтов выражает в нем жажду такой жизни, где будет простор мысли и чувству, где человек сможет найти применение своим силам. Эта мечта Лермонтова нашла отражение в характере героя и в ряде образов, противопоставленных Печорину. Но законченным носителем идеала подлинно прекрасной и свободной жизни является у Лермонтова природа. В современной ему действительности Лермонтов не мог найти эстетического наслаждения, и средством утверждения своего эстетического идеала он сделал изображение непокоренной величественной природы. Близость к природе, созерцание ее доставляют автору наслаждение и радость.

«…снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остаться жить навеки» (повесть «Бэла»).

«…какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять» (повесть «Бэла»).

«…Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех жилах», (повесть «Княжна Мери»).

Так, рисуя и оценивая природу, Лермонтов помогает читателю увидеть прекрасное, стремиться к нему, «приближать» его. Вместе с тем, так изображая природу, Лермонтов отрицает то жестокое, что мешает человеку всегда чувствовать себя отрадно и весело. Следовательно, под пером Лермонтова пейзаж стал средством отрицания социальных уродств жизни и утверждения положительных идеалов.

Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста» (Материалы I Областной научно-практической конференции) - Т.: ТОИПКРО. - 2008. - С.150-158.