Общие и отличительные черты в характерах андрея болконского и пьера безухова (л. н. толстой. «война и мир»). Сравнение образов андрея болконского и пьера безухова из романа льва николаевича толстого "война и мир" Письма Жули Карагиной и Мари Балконской

26.06.2020

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова

Лев Николаевич Толстой :

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость».

Разные у героев взгляды, характеры, манера поведения. Но, при множестве различий, герои произведения имеют и очень много общего. Андрей Болконский и Пьер Безухов являются умными людьми, получившими прекрасное образование. Они близки друг другу по духу, поскольку оба являются независимыми в своих суждениях и мыслях. Адрей с Пьером очень откровенны в своих беседах, а на некоторые темы они могут говорить только друг с другом, поскольку находят друг у друга понимание, даже имея абсолютно разное мировоззрение.

Андрей Болконский

Пьер Безухов

В салоне А. Шерер Андрей ведет себя апатично, светское общество внушало ему отвращение. презирает здесь собравшихся.

Пьер по наивности выказывает большое почтение салонными гостями

Андрей - рационалист, то есть у него рассудок преобладает над чувствами

Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Ему свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

Андрей ищет наполеоновскую славу на войне

Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

Андрей неудачно женился, был несчастлив в семейной жизни, поэтому он чувствует ее внутреннюю пустоту.

Разочаровавшись в Наполеоне, потрясенный смертью жены, князь Андрей впадает в меланхолию. Он для себя решает, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует.

Получив богатство и титул, Пьер приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной.

Болконский с большим воодушевлением принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, поняв, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.

Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды.

На фронте Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, принося пользу человечеству.

Война 1812 года, а особенно плен и встреча с Платоном Каратаевым изменили жизнь Безухова, показав ему истинный смысл жизни.

Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Нестерова И.А. Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского // Энциклопедия Нестеровых

Художественные образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе "Война и мир".

Роман "Война и мир" был написан Л.Н. Толстым в 1869 году. Книга имела ошеломляющий успех. Вскоре её перевели на европейские языки.

Произведение сразу же вызвало восхищение у современников писателя.

Н.Н. Страхов писал:

В таких великих произведениях, как "Война и мир", всего яснее открывается истинная сущность и возвышенность искусства...

Одновременно роман-эпопея Л.Н. Толстого – это уникальный исторический источник. Здесь тонко переплелись судьбы исторических личностей: Наполеона, Кутузова, Александра Первого и вымышленных героев.

Среди персонажей, созданных воображением писателя, наиболее значительными являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба принадлежат к высшему свету. Андрей Болконский родился в богатой дворянской семье. Отец – бывший генерал-аншеф, жил безвылазно в своем поместье. Князь Андрей воспитывался в строгой обстановке, получил хорошее образование. Он был "...небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами лица". Пьер внешне отличался от своего друга. Безухов был "массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках...". Пьер – незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи. В отличие от князя Андрея он воспитывался заграницей. Читателю очевидно, что Л.Н. Толстой противопоставляет образ Болконского и Безухова. Массивный Пьер и небольшого роста красивый князь.

Князь Андрей Болконский в отличии от Пьера Безухова чувствует себя в высшем свете уверенно. Он знал как вести себя в высшем обществе. Во всем поведении Болконского чувствовалось высокомерие и презрение к окружающим "Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее…" В это же время Пьер Безухов наслаждался высшим светом. Все люди казались ему добрыми и светлыми. Он старается видеть в них только хорошее. Так Пьер верит в искренность любви Элен, несмотря на откровенную фальшь. Заискивание княжон и князя Василия он воспринимает как искреннюю доброту. Ему не очевидна лесть окружающих после получения им наследства. Раньше он не замечал недоброжелательность, теперь же он не видит ложь. Князь Андрей Болконский напротив уже давно изучил ложь и воспринимает её как неотъемлемую часть светской жизни.

Очень примечательна речь героев. Так Андрей Болконский говорит медленно с явным высокомерием. Только с близкими людьми он снимает маску: "...увидев, улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно – доброй и приятной улыбкой". Речь Болконского меняется в зависимости от того, с кем он разговаривает. В репликах к представителям высшего общества чувствуется высокомерие, не меняется его речь и при общении с солдатами. Однако с Кутузовым он разговаривает с большим уважением. В репликах с женой его голос звучит раздраженно. В отличии от князя Андрея Пьер всегда говорит пылка, речь его эмоциональна. Он говорит то, о чем думает: "Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет идти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине".

Различен и круг общения героев и круг их общения. Пьер вначале ведет разгульную жизнь, участвует в кутежах у Долохова. Однако после дуэли, взволнованный возможностью убийства, Пьер становится масоном. Он строит школы и больницы для крестьян, погружается в литературу. В общем, ведет весьма и весьма размеренный образ жизни. Однако все время его окружают лжецы и льстецы. После отъезда князя Болконского Безухов остается один среди тех, кто чужд ему, кого он не принимает. Жена не любит его. Элен и князю Василию нужны только его деньги. Кажется, что в масонстве он нашел спасение, но, увы, в ордене состоят те же люди, что претят ему.

По-своему одинок и князь Андрей, окруженный теми, кто его не понимает. Жена увлечена лишь вышивкой, да распространением сплетен. Все его знакомые – никчемные и пустые люди. Но в отличие от Пьера, у Болконского есть источник поддержки – сестра и отец. Пьер же совершенно одинок.

В армии Болконский оказывается к окружении людей, которые не вызывают у него уважения. Свой незаурядный ум князь направил на достижение славы. Первым шагом к этому становится разработка плана сражения, который, по мнению Болконского, приведет к победе. А затем со знаменем в руках князь совершает подвиг к которому стремился: "Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.

Ребята, вперед! – крикнул он детски-пронзительно.

"Вот оно!" думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.

Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком "ура!" побежал вперед и обогнал его".

Небо Аустерлица открывает герою всю мелочность и призрачность его стремлений к славе. Для князя Андрея наступает время мучительных раздумий о смысле жизни. Душевный кризис он пытается преодолеть обратившись к семье и хозяйству.

В кризис мировозрения в отличии от князя Болконского Пьер Безухов углубляется в философию, предпринимает попытки познать жизнь лучше. Он верит, что может исправить этот несовершенный мир: "...я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни". Однако его поиски смысла жизни трагичны и мучительны. Оторванность масонских идей от реальной жизни, понимание того, что в этой среде царят ложь и лицемерие, повергает душу Пьера вотчаяние. Примечательно, что своим духовным возрождением герои так или иначе обязаны Наташе Ростовой.

Самым значительным событием в рамках духовного развития как Пьера, так и Андрея Болконского можно смело назвать 1812 год. Охваченные патриотическим порывом, герои Л.Н. Толстого стремятся лично участвовать в защите отечества. Так, князь Андрей не остался в штабе: всем своим существом он стремился оказаться там, где русские солдаты решали судьбу отечества: "...ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них... Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". Герой мужественно осознает свой долг. Так же как и князь Андрей он понимает свою связь с отечеством. Глубоко штатский человек, далекий от всего военного, он оказался в самой горячей точке Бородинского сражения. Скрытая теплота патриотизма позволила ему войти в "семейный круг солдат батареи Раевского". "Наш барин" так стали называть его здесь. Л.Н. Толстой подчеркивает: в тяжелые для России времена его герои ощущают наивысший душевный подъем.

Ранение в Бородинском сражении приносит Болконскому страдания душевные и физические. Андрей меняет взгляд на жизнь и мир в целом. После ранения он становиться добрее, терпимей и проще. В ожидании смерти он находит успокоение и гармонию со всем миром.

Через боль и страдания проходит и Пьер Безухов. Голод, холод и страх помогают его обрести простой и мудрый взгляд на жизнь. Также как и князь Андрей, он обретает чувство гармонии с миром людей. Однако, в отличии от Болконского, внутреннее состояние Пьера ближе к жизни, естественней. Он без каких либо усилий "сопрягает" в послевоенной жизни свое бытие и бытие других людей. Именно так естественен союз Пьера и Наташи Ростовой, это гармоничное единство чувства и разума.

В образах Пьера Безухова и Андрея Болконского столько общего, но несмотря на это персонажи абсолютно разные. Герои Л.Н. Толстого выражают его собственные взгляды на жизнь. Лев Николаевич показал, что каждый человек должен искать смысл жизни. Пускай суждения его ошибочны, но у него есть цель. Мы видим, что Л.Н. Толстой сочувствует своим героям. Автор прямо не осуждает их ошибки, но отчетливо показывает их последствия. Он доказывает. Что каждый человек должен следовать высшей цели, но при этом помнить, что есть семья и общество.

Как известно, первоначально Л.Н.Толстой задумал роман о декабристе, который возвращается с каторги в пореформенную Россию. Но писатель решил рассказать и о восстании декабристов, чтобы выявить причины этого события для судьбы родины. Однако это событие потребовало от него также обращения к истокам декабризма — отечественной войне 1812 года.

Сам писатель говорил, что для него было невозможно рассказывать о времени русских побед, не обратившись к эпохе «срама и поражений» — войне 1805-1807 годов. Так появился роман «Война и мир». Как видно из этой истории, в романе изначально был один герой — Пьер Безухов.

Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Образ Андрея Болконского появился из сцены гибели молодого офицера на поле Аустрелица. Итак, в «Войне и мире» два положительных героя, которые близки автору и во многом осмысляют события так, как осмыслял их автор.

Князь Андрей появляется на страницах романа уже сложившимся человеком: он офицер, ведет светскую жизнь, женат, но

«та жизнь, которую он ведет не по нему».

Этим он объясняет причину своего желания ехать на войну. Мы почти ничего не знаем о детстве героя, но, зная его отца, старого князя Болконского, мы можем с уверенностью сказать, что воспитание князя Андрея было суровым, он, скорее всего, не знал ласк матери. Но в то же время от отца он унаследовал огромное чувство долга, патриотизм, верность данному слову, отвращение к фальши и лжи.

О детстве Пьера мы тоже знаем мало. На его судьбу накладывает отпечаток то, что он незаконорожденный сын крупного екатерининского вельможи. Пьер возвращается из-за границы, где он и воспитывался. Заграничное воспитание заложило в него гуманистический подход к проблемам человечества. Мы знакомимся с героями на вечере Анны Павловны Шерер. И Пьер, и Андрей выделяются из всех присутствующих на вечере:

  • Андрей — тем, что ему откровенно скучно, он только выполняет обязанность светского человека,
  • а Пьер — тем, что наивно нарушает установленный порядок искренностью и естественностью. Пьер плохо знает жизнь и плохо разбирается в людях.

Мир героев Толстого — это мир патриархального дворянства. Позицию лучших представителей дворянской интеллигенции и пытается понять писатель.

И для Пьера, и для Андрея характерны:

  • мучительные раздумья о цели жизни,
  • раздумья о судьбе родины,
  • благородство, искренность,
  • осознание единства своей судьбы и судьбы народа и родины.

Отношение писателя к войне выражает князь Андрей в разговоре с Пьером перед Бородинским сражением:

«Война — самое гадкое дело на свете».

Толстой проводит каждого из героев мучительной дорогой поисков истины. Принципиально важно, что писатель не боится показать ошибки и провалы героев.

Жизненный путь князя Андрея

  • отвращение к светской жизни (» … эта жизнь — не по мне», характеристика автора: » Он все читал, все знал, обо всем имел понятие»)
  • война 1805-1807 гг., мечты о славе («Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими»)
  • небо Аустерлица («Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…»)
  • жизнь в Лысых горах, воспитание сына (Жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя)
  • возрождение к жизни: разговор с Пьером на пароме, ночь в Отрадном, дуб (» Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»)
  • сближение и разрыв со Сперанским — любовь к Наташе и разрыв с нею — («Я простить не могу»)
  • отечественная война 1812 года, единение с народом, ранение, поиски вечности, прощение врагов (Курагина) — любовь к («Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде») — открытие вечности.

Важнейшее, что выносит читатель из судьбы Андрея Болконского, — познание истины требует от человека отказа от индивидуализма и эгоизма, истина же, по Толстому, в прощении и примирении с жизнью.

Пути Андрея и Пьера постоянно пересекаются, но интересно, что герои почти никогда не находятся в одной точке: периоды подъема у Пьера почти всегда совпадают с периодами спада у князя Андрея.

Путь духовных исканий Пьера Безухова

Посмотрим на путь духовных исканий Пьера Безухова. Женитьба на Элен — первое жизненное испытание Пьера. Здесь проявилось не только незнание жизни, неумение противостоять давлению, но и внутреннее чувство, что в том, что произошло что-то неестественное. Дуэль с Долоховым — переломный этап в жизни Пьера: он в свою очередь понимает, что та жизнь, которую он ведет, не по нему

(» … свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь»)

Но причину в том, что произошло герой Пьера видит прежде всего. Вину он берет на себя. В этот момент и происходит его встреча с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Безухов начинает видеть смысл жизни в необходимости делать людям добро. Но Пьер еще не знает жизни, поэтому так легко его обмануть, как обманывают его приказчики и управляющие в его имениях. Он еще не может отличить правду от лжи. Разочарование в масонстве приходит к герою, когда он сталкивается с представителями высшего света в масонской ложе и понимает, что для них масонство — только возможность сделать карьеру, получить выгоду. Примечательно, что любовь к Наташе приходит к Пьеру тогда, когда Наташа совершила ужасную ошибку, встретив Анатоля Курагина. Любовь делает человека лучше, чище.

Любовь Пьера к Наташе, вначале безнадежная, возрождает героя к поискам истины. Бородинское сражение переворачивает его жизнь, как и жизнь многих русских людей. Безухов хочет быть простым солдатом,

«скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего мира».

Наивное желание убить Наполеона, принести себя в жертву, спасение девочки, плен, расстрел, потеря веры в жизнь встреча с Платоном Каратаевым — этапы духовного становления Пьера в романе «Война и мир» стремительно меняются. Герой учится у Платона умению жить в любых обстоятельствах, принимать жизнь, ощущать себя частицей огромного мира

(«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»).

Примечательно, что после плена Пьер обрел умение общаться с людьми и понимать их, его уже невозможно обмануть, ему внутренне присуще понимание хорошего и плохого. Встреча с Наташей, взаимное чувство любви возрождает Безухова, дает ему счастье. В эпилоге романа Пьер увлечен идеями радикальных изменений общественного устройства России — он будущий декабрист.

Раскрытие характеров Пьера и Андрея в романе

Особо следует отметить, что образы Пьера и Андрея не дублируют друг друга: перед нами два разных человека, два разных характера. Появление в романе не единственного положительного героя дает Толстому возможность показать, что поиски смысла жизни, духовные искания были свойственны лучшим дворянам России.

Характер героев Толстого раскрывается:

  • в столкновении с другими персонажами (сцена объяснения Пьера и Элен),
  • в монологах героев (размышления князя Андрея по дороге в Отрадное),
  • психологического состояния героя («О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых не мог разрешить и не мог перестать задавать себе»- о Пьере),
  • на духовное и душевное состояние героя (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное).

Вся жизнь писателя Толстого была направлена на постижение Истины. Таковы и любимые его герои — Пьер и Андрей, которые как бы задают читателю высокую планку постижения смысла жизни, заставляют мучительно переживать падения и взлеты, постигать жизнь и самого себя.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Чернышевский указывал, что особенностью реализма Толстого является изображение им внутреннего психологического процесса че-ловеческой жизни, «диалектика души» чело-века. Толстой большое внимание уделяет внутренней жизни героев. Его герои пытают-ся ответить на вечно существующие вопро-сы: «Что такое добро и зло? Зачем я живу и кто я такой? В чем смысл жизни человека?» Надо пережить большую душевную драму, перепробовать себя на самых разных попри-щах, ошибаться, падать и вновь возрождать-ся, чтобы в конце концов прийти к гармонии жизни. Толстой рисует своих героев в опре-деленной среде, в определенную эпоху, по-казывая как эта среда, это окружение влияют на мировоззрение людей.

Мы знакомимся с Андреем Болконским и Пьером Безуховым в салоне Шерер и тут t же замечаем общее, что роднит их и выделя-ет из светского общества. Оба дворяне по происхождению. Их отцы хорошо знают друг друга, когда-то вместе служили, может быть, здесь и кроются истоки их дружбы. Но свет-ское общество по-разному к ним относится. Князь Андрей Болконский — свой, равный, если не по взглядам, то по происхождению. А Безухова приветствуют лишь наклоном го-ловы, ведь он незаконнорожденный. Андрей большую часть прожил в имении у своего от-ца. Там его семья. Пьер Безухов только что вернулся из Парижа, где заканчивал свое об-разование. Отличаются они и по внешнему виду. Князь Андрей — светский человек. Он одет по последней моде, у него великолеп-ное французское произношение, тихая мед-ленная походка и вселенская скука в глазах. Пьер же толст, огромен и неуклюж, он очень мало походит на светского щеголя. Андрей старше Пьера, но им нравится общество друг друга. Князь Андрей предстает перед нами вполне зрелым человеком, чего не ска-жешь про Пьера Безухова. Становление это-го героя происходит все семь лет романной жизни. При встрече князь Андрей говорит Пьеру о неудовлетворенности той жизнью, которую он ведет. «Эта жизнь, которую я ве-ду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит князь Андрей. Попробуем проследить, о чем говорили князь Андрей и Пьер Безухов после того, как покинули салон. Сначала вроде идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере и женитьбе Пьера. Но Толстой уже здесь раскрывает внутренний мир Андрея, говоря, что «князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами о вечном мире». Значит, его интересует дру-гое. Что же? Речь заходит о войне, и князь Андрей высказывает свои взгляды. Андрей жаждет славы, верит в Наполеона и хочет подражать ему. Пьер в это время тоже восхи-щается Наполеоном, ошибочно видя в нем вождя революционной Франции.

После встречи у Шерер дороги Андрея и Пье-ра ненадолго расходятся. Князь Андрей посту-пает на службу в штаб главнокомандующего.

Он мечтает свершить подвиг, чтобы его заме-тили. В Аустерлицком сражении, ведя солдат в бой, он был замечен, даже тем же Наполео-ном, которым он раньше так восхищался. Но теперь это уже не главное для Андрея. Раненый, он видит голубое высокое небо и начинает понимать, что счастье в нем самом. Он думает о родных, которые остались дома. Разочаро-вавшись в военной карьере, так и не найдя на войне смысла жизни, Болконский возвращает-ся домой.

Что же делает в это время Пьер? У него жизнь проходит в забавах и кутежах в компа-нии Курагина. Умирает старый граф Безухов, отец Пьера, и делает незаконнорожденного сына своим единственным наследником. Пьер получает богатство и титул. Его замеча-ют в свете, теперь он желанный гость всех са-лонов и домов. Он женится на самой красивой женщине — Элен Курагиной, которая при всей ее красоте оказывается глупой и пустой осо-бой. Теперь уже Пьер начинает задумываться над смыслом жизни, искать ответы на вечные вопросы. Он проводит ряд преобразований, чтобы облегчить жизнь своим крепостным, но остается непонятым крестьянами, многие из них считают его попросту глупцом. Чтобы понять народ и быть понятым им, Пьеру еще надо будет пожить среди этого народа, прой-ти вместе с ним через весь ужас войны.

Князь Андрей, вернувшись с войны, полу-чает еще один удар — умирает жена, оставив ему маленького сына. Потрясенный этой трагедией, Андрей заживо хоронит себя в деревне. Он теперь пробует, как и Пьер, за-няться улучшением жизни крестьян. Пьер приезжает в Богучарово и застает Андрея совсем подавленным. Между ними происхо-дит еще один важный разговор. Андрей ви-дел Аустерлиц, видел бессмысленность, же-стокость убийства. Он опустошен, все его мечты и надежды рухнули. У Пьера, наобо-рот, душевный подъем: он увлекается масон-ством и считает, что познал истину. Пьер по-началу не понимает причину несчастья Анд-рея. Речь заходит об убийстве, можно ли убивать вообще? Князь Андрей после войны считает, что есть люди, которых можно уби-вать, так как они сами убивают. Пьер напуган этими словами и советует жить по Божьим заповедям: поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы люди относились к те-бе. Андрей считает, что в жизни надо стре-миться к счастью, а счастье — это отсутствие угрызений совести и болезней. Чтобы отвлечь друга, Пьер рассказывает ему о масон-стве. Князь Андрей вслушивается в слова Пьера, но видит дальше масонской филосо-фии. Слова Пьера открывают для него новый путь. Андрей смотрит вверх, видит такое же высокое и вечное небо, как то, в которое он смотрел при Аустерлице, и вот тут-то на него и нисходит откровение. Уже во второй раз в жизни. Кажется, что он заново постигает тайны мироздания. «Свидание с Пьером бы-ло для князя Андрея эпохой, с которой нача-лась во внешности, и та же самая, но во внут-реннем мире его новая жизнь».

В Отрадном Андрей знакомится с Наташей, весь облик которой его завораживает. В ней столько энергии, радости жизни, что ему не-вольно хочется и самому испытать нечто по-добное. Теперь уже князь Андрей считает, что жизнь в 31 год не заканчивается, а только начинается. Болконский уезжает в Петер-бург. Там он встречается с новыми людьми, участвует в работе правительственных ко-миссий. Князь Андрей стремится принести пользу отечеству, но вся его работа оказыва-ется праздной. Андрей возвращается к Ната-ше, но та увлеклась Анатолем Курагиным и дала себя уговорить на побег ее из дома. Гордый князь Андрей не может простить ей этот поступок. Когда французские войска вторгаются в Россию, он снова уходит на войну.

Идет воевать и Пьер. Продав свое имение, он направляет деньги на формирование пол-ка. Ему тоже пришлось пройти через войну, как и Андрею. Пьер живет среди солдат, спит с ними бок о бок, также, как и они, голодает. Там он знакомится с Платоном Каратаевым, который становится для него настоящим учи-телем. Пьер многое вынес и многое понял. Ему суждено было еще раз увидеться с кня-зем Андреем? но эта встреча стала послед-ней. Разговор между ними шел о войне. Оба понимали, что ожидающее русские войска сражение — решающее, в котором они долж-ны победить любой ценой. Пьер со страхом смотрит на непохожего на самого себя, оз-лобленного, то и дело срывающегося на крик князя Андрея, который предлагает не брать пленных. Но в Бородино именно князь Анд-рей не делает ни одного выстрела, а Пьер помогает солдатам на батарее Раевского. Тяжело раненный, князь Андрей надеется обрести душевный покой через постижение своего внутреннего мира. И вновь в этом ему помогает Наташа. Уже не та, прежняя, а дру-гая, но теперь она бесконечно дорога ему. Князь Андрей умирает, но перед смертью он обретает ту высшую истину, которую искал всю жизнь. Его продолжателем, как в физи-ческом, так и в духовном смысле, станет его сын Николенька.

Пьеру еще предстояло изведать земное счастье. После того как умерла Элен, он сча-стливо женился на Наташе. На примере их брака Толстой показал модель семьи, к кото-рой надо стремиться.

На протяжении всего того времени, кото-рое отпущено им в романе, герои ищут отве-ты на важные жизненные вопросы, пытаются понять смысл человеческого существования на земле. Болконский считает, что жить надо для себя. Счастье для Пьера заключается в том, чтобы приносить пользу другим. Пьер считает несправедливостью, что есть зло для другого человека. Каждый герой нашел свое счастье и свое понимание жизни.

Закончить я бы хотела словами Толстого: «Живой человек тот, который идет вперед, туда, где освещено... впереди его двигаю-щимся фонарем, и которой никогда не дохо-дит до освещенного места, а освещенное место идет впереди него. И это жизнь. И дру-гой нет». Человек должен постоянно искать себя, свое место в жизни. И пока он это ищет, будет жить.

В русской литературе, пожалуй, нет произведения, которое можно сравнить с романом-эпопеей «Война и мир» по значительности проблем, в нем поднимае­мых, по художественной выразительности повество­вания, по воспитательному воздействию. Перед нами проходят сотни человеческих образов, судьбы одних соприкасаются с судьбами других, но каждый из геро­ев является личностью самобытной, неповторимой. Так на протяжении всего романа пересекаются жиз­ненные пути Пьера Безухова и князя Андрея Болкон­ского. Писатель знакомит нас с ними уже на первых страницах - в салоне Анны Павловны Шерер. Они очень разные - надменный, честолюбивый князь и доверчивый, слабохарактерный Пьер, но вместе с этим оба являются воплощением авторского идеала - человека, стремящегося к познанию смысла жизни, к определению своего места в этом мире, проходящего через нравственные страдания на пути духовного совершенствования. Через многое надо пройти героям, чтобы в конце концов обрести гармонию в душах. Прежде всего, они пытаются избавиться от ложных убеждений, нелицеприятных черт характера. И лишь преодолев свои слабости, испытав немало разочарова­ний, обусловленных столкновениями с жестокой дей­ствительностью, князь Андрей и Пьер обретают то, что, по их мнению, является непреложной истиной, неподвластной фальши.

Толстой показывает читателю одни и те же явле­ния глазами своих таких разных героев. Оба они ис­пытывают чувство восхищения к Наполеону. Для Пьера Безухова, воспитанного на идеях французских просветителей, Наполеон являлся сильным, непобе­димым «наследником» французской революции, при­несшим соблазн буржуазной свободы. Князь Андрей воплощал в мыслях о Бонапарте собственные мечты о всенародном признании, славе, безграничной власти. Но и тот и другой, столкнувшись с определенными об­стоятельствами, развенчали своего кумира. Болкон­ский осознал ничтожность как собственных честолю­бивых помыслов, так и деяний французского импера­тора, увидев безграничное, величественное небо, явившееся ему как высшее откровение после ранения под Аустерлицем: «Как тихо, спокойно и торжествен­но... все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба», «...в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим... не­бом... ». Князь Андрей понял, что слава не должна яв­ляться главной целью человеческой деятельности, что существуют иные, более высокие идеалы. Пьер же возненавидел французского полководца в результате осмысления страданий русского народа в захватниче­ской несправедливой войне 1812 года. Общение с про­стым народом открыло для Безухова новые ценности, иной смысл жизни, заключающийся в доброте, со­страдании, служении людям: «...я жил для себя и по­губил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь я понял счастие жизни». Через отношение своих любимых героев к Наполеону писатель выражает собственные мысли об этом госу­дарственном деятеле, являвшемся для Толстого во­площением «мирового зла».

Неслучайно проводит писатель своих героев и че­рез испытание любовью к Наташе Ростовой - симво­лу внутренней красоты, чистоты и непосредственно­сти. По мнению Толстого, Наташа - сама жизнь. И эволюция героев была бы несовершенной, если бы они не познали любовь к этой светлой девушке: где «она... там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота...». Наташа помогает героям открыть новые, неизведанные еще глубины своей души, познать истинную любовь и все­прощение. Князь Андрей и Пьер Безухов являются олицетворением идеального героя Толстого, а Наташа стала идеальной, но не идеализированной героиней не только романа, но целого поколения.