Обнимающая амма, неслучайная встреча. Поездка в Ашрам Аммы Амританандамаи (Ashram of Mata Amritanandamayi) Ашрам аммы 300 рупий в день

17.12.2023

Любовь, сострадание, сочувствие и терпимость – под давлением современной жизни эти качества почти что исчезли. Своим любящим объятием и благотворительной деятельностью Шри Мата Амританандамайи Дэви (Которую нежно называют Амма, или Мать) исцеляет сердце мира, возрождает любовь и взаимное уважение и пробуждает людей, направляя их к их основополагающему единству.

Своими исключительными деяниями любви и самопожертвования Амма вызвала любовь к Себе у миллионов живых существ. Нежно лаская Своих "детей", которые приходят к Ней, прижимая их к Своему сердцу в любящем объятии, Амма разделяет безграничную любовь со всеми. Молодой или старый, больной или здоровый, богатый или бедный – каждый приходящий к Ней получает ту же самую безусловную любовь.

Для сострадания Аммы не существует никаких барьеров национальности, расы, касты и религии. Она основала обширную сеть благотворительной деятельности, которая привлекает внимание людей во всём мире. В основе этого служения лежит учение Аммы о том, что божественное пребывает во всём – в каждом человеке, растении и животном. Восприятие этого единства – это сущность духовности и средство прекращения всех страданий.

Посредством этой простой и всё же могущественной вести Амма преобразовывает наш мир с каждым Своим объятием. За последние 33 года Амма физически обняла более 24 миллионов людей. Учение Аммы универсально. Всякий раз, когда Её спрашивают о Её религии, Она отвечает, что Её религия – Любовь. Она не просит никого верить в Бога или менять свою веру, но просит только исследовать собственную истинную природу и верить в себя.

Амма родилась в бедной рыбацкой деревне в Керале в Южной Индии в 1953 г. Её отец зарабатывал на жизнь продажей рыбы. Её мать рассказывала, что этот ребёнок родился не плача, как обычные младенцы, но с сияющей улыбкой на Её лице. Амме дали имя Судамани – "Дивное ("нектарное”) сокровище".

Даже когда Она ещё была маленьким ребёнком, было ясно, что Она уникальна. В шесть месяцев Она могла ходить и говорить, и к трём годам Она постоянно пела. К пяти годам Она сочиняла прекрасные необычные наполненные глубоким смыслом песни и стихи, посвящённые Её любимому .

Судамани очаровывала и вызывала восхищение у каждого, кто находился рядом с Ней. Но по мере Её роста. Божественные состояния сознания Аммы, включая частые медитативные состояния, пение и экстатические танцы на берегу моря начали раздражать Её семейство. В раннем возрасте пяти лет Судамани уже стала объектом жестокой ругани. Когда Ей было девять лет, Её мать заболела. Хотя Судамани была самой способной ученицей в Её классе, Амма была вынуждена бросить школу и заботиться обо всём Её семействе.

В Её юные годы Судамани пребывала в переживании внутреннего блаженства. К 1975 году – в возрасте 22 лет – Амма полностью утвердилась в состоянии запредельной Любви. Знаменательный случай произошёл в сентябре 1975 года, который приподнял одну из завес, скрывающих Её божественность. Однажды, когда Судамани шла домой, неся на голове связку травы, Амма случайно услышала заключительные стихи Шримад Бхагаватам, зачитывавшиеся в соседнем доме. Чтение подошло к концу, и как раз началось пение бхаджанов (религиозных песен).

Судамани внезапно остановилась и, казалось, стала пристально слушать пение. Внезапно Амма подбежала к тому месту, где собрались преданные. Судамани переполняло божественное блаженство, и Её внутреннее отождествление с Господом Кришной преобразовало Её облик и движения в таковые Господа.

Безграничное сострадание – природа Бога. Он не отвергает никого. Его сердце подобно необъятным небесам, объемлющим вселенную со всеми её существами. Никогда не прекращающийся поток Его любви и сострадания охватывает каждое существо в мире.

Все великие святые и мудрецы прошлого и настоящего – это воплощения божественной Любви и Сострадания. Тот, кто встречается с Аммой, может испытывать эту всепоглощающую и всеобъемлющую любовь к Богу. Следующая история – трогательное свидетельство этой бесконечной любви и сострадания.

Прокажённый Даттан

Даттан родился и вырос в деревне Перумпалли около г. Каямкулама в Керале. Когда он был ещё совсем молодым, он стал жертвой ужасной болезни – проказы. Его собственные родители и родственники выгнали его из дома. Не найдя никакого другого способа зарабатывать на жизнь, Даттан стал нищим. Прося милостыню, он проводил свои дни и ночи во дворе храма. По мере развития болезни всё его тело покрывалось инфицированными ранами, из которых выделялся гной.

Даттан рассказывает: "Моё зрение было практически потеряно. Вместо моих глаз были только две маленьких щёлки. Волосы на моей головы выпали. Никто не давал мне никакой еды. Мне не позволяли ездить в автобусе. Я обычно покрывал своё тело куском ткани, но даже Амма прилипала к моему телу и воняла из-за гноя и крови, выделявшихся из издававших гнилостный смрад ран. Даже друзья-нищие не позволяли мне есть или спать около них. Насекомые всегда летали вокруг меня, причиняя мне беспокойство.

Даже просто завидев меня, люди зажимали свои носы и съёживались. Годами я не слышал ни единого любящего слова и не видел ни одного сострадательного лица. Все ненавидели меня и плевались, видя мои уродливо выглядящие тело и лицо. Я вёл ужасно несчастную и полную отчаяния жизнь. Все мои надежды угасли.

Затем я услышал об Амма из Валликаву. Я пошёл увидеть Её в день бхава-даршана, но никто не позволял мне войти в храм. Питая омерзение, люди понуждали меня "Уходи, уходи!", ибо мои раны источали отвратительный запах. Но Амма позвала меня подойти к Ней, утешала меня и обращалась со мной как с собственным ребёнком – точно так же, как Она обращается и со всеми остальными".

Для тех, кто наблюдал это исцеление, это было леденящим кровь зрелищем – видеть Святую Мать вылизывающей его инфицированные гноем раны и высасывающей гной и кровь из них. Каждый день бхава-даршана Она мыла его, выливая горшки воды на его голову. Амма намазывала священный пепел на всё его тело и обращалась с ним с той же любовью и состраданием, которые Она выказывала другим преданным. Вид милосердного служения Святой Матери по отношению к нему у одних преданных вызывал рвоту, другие падали в обморок, а остальные наблюдали со страхом и почтением, рыдая с любовью и преданностью от осознания того, что они сидели в святом Присутствии Самой божественной Матери.

Кто кроме Неё мог выказывать такую любовь? Амма сказала о Даттане: "Кто же ещё позаботится о нём и будет любить его? Мать не смотрит на его внешнее тело. Она видит только его сердце. Я не могу отвергнуть его. Он – Мой сын, и Я – его мать. Разве может мать отказаться от своего сына?"

Теперь Даттан преобразился. Почти все его раны зажили. Слюна Аммы – его божественное лекарство. Его глаза открылись, и теперь он может ясно видеть. Волосы выросли снова на его голове. Он может ездить в автобусе, и люди готовы разговаривать с ним и подавать ему пищу. Хотя шрамы ужасной болезни всё ещё остаются на теле Даттана, из них больше не вытекает кровь или гной, равно как и нет никакого гнилостного смрада. Он может носить рубашку или набедренную повязку, и она не прилипает к его телу и соответственно не причиняет ему боли. Он счастлив. Амма дала ему новое рождение. Он нашёл смысл и радость жизни благодаря Её благословениям.

Амма благословила много семейных пар, которые оставались бездетными много лет, наделив их ребёнком посредством Своего божественного намерения (санкальпы). Такие пары часто принимали прибежище у стоп Святой Матери. Искренняя молитва и непоколебимая вера при любых обстоятельствах – два наиболее важных фактора, которые позволяют просителям получить плод их заветного желания. Они также должны обладать уверенностью в себе, умственной силой и преданностью, чтобы стойко выдерживать все испытания, с которыми они могут сталкиваться во время беременности.

Амма очень строга в выборе людей, которые заслуживают этого редкого дара. Её решение всецело определяется различными тонкими соображениями, которые находятся за пределами человеческого интеллекта. Ниже приводятся истории четырёх пар, которым удалось получить это большое благословение Святой Матери.

Каждое утро около девяти часов Святая Мать приходит встретиться с преданными, которые приходят в большом количестве для получения Её даршана. Обращаясь к каждому находящемуся рядом с Ней, Она внимательно выслушивает их проблемы. Амма говорит: "Дети, Мне не нужно от вас ничего, кроме бремени ваших страданий. Мать здесь для того, чтобы взваливать его на Себя". Она сидит там, пока каждый не будет принят и утешен. Почти каждый день Она завершает даршан только к двум или трём часам пополудни. Возвращаясь в Свою комнату, Мать просматривает всю почту или даёт предписания жителям ашрама.

Амма даёт необходимые советы в отношении эффективности работы ашрамной администрации. Даже во время еды Она даёт предписания кому-то или читает чьё-то письмо. Нередко Она зовёт семейство или человека, который пришёл на даршан слишком поздно. Если это день бхава-даршана, то Амма снова выходит около пяти часов вечера, чтобы вести программу пения песен преданности Господу. После пения начинается бхава-даршан, который может длиться до трёх или четырёх часов следующего утра. До этого времени Святая Мать сидит в храме, принимая преданных одного за другим и выслушивая их проблемы, будь они духовными или мирскими.

Она не только выслушивает их, но также и разрешает их проблемы простым прикосновением, взглядом или посредством чистой санкальпы (решения). Святая Мать Амританандамайи – уникальный феномен даже для этой священной земли Индии. Являя бхаву Ади Парашакти, или Изначальной Запредельной Энергии, Она неустанно выполняет служение Творению Господа с каждым Своим дыханием. В духовной истории Индии Амма бесподобна в Своём безграничном проявлении Милости и Сострадания к заблудшему человечеству. Пусть Её божественная жизнь служит путеводной звездой для всех тех, кто стремится к осознанию запредельного Покоя и Блаженства Самореализации.

Вопрос к зашедшему йогину(не):

Бывали ли вы на лекциях Аммы?

Местоположение: Коллам, Керала
Адрес: Mata Amritanandamayi Math, Amritapuri. p. o, Kollam, Kerala, South India, 690525. Телефон: (+91) 476 - 289-6399 / 7578 / 6278
Сайт: www. amritapuri. org
Эл. почта: inform@amritapuri. org

Об Ашраме

Основательница Ашрама Мата Амританандамайи, которую преданные называют «Амма» или «Аммачи» (мать, матушка) сегодня известна во всем мире как выдающийся духовный лидер.

Одна из многочисленных наград, присужденных Амме - «Награда Ганда-Кинга за ненасилие», уже более 10 лет назад она удостоилась признания международного сообщества. Она согревает тысячи своих учеников теплыми словами, даршанами и поддержкой, за которыми те приезжают в ее главный Ашрам Амритапури, который располагается в Индии, округ Коллам, в 110 км к северу от Тривандума.

Это духовный дом для монашествующих учеников и преданных, посвятивших свою жизнь служению Богу и миру, для студентов и посетителей, которые прибывают сюда со всех концов света, чтобы получить даршан Аммы, рассказать ей о своих заботах, пожить под ее руководством и обрести смысл жизни - стать ребенком Аммы. Она видит всех и каждого, прислушивается к их тревогам и заботам, направляет и наставляет их.

Место, в котором расположился Амритапури, напоминающий инфраструктурой городок, уединенное и очень живописное - южно-индийский штат Керала, который местные жители называют страной богов.

Здесь находятся шестиэтажный храмовый комплекс, несколько корпусов общежития, зал для даршанов, две библиотеки, аюрведическая клиника, бассейн, столовые и кафе, банк, почтовое отделение (время работы: с 10:00 до 14:00) детский сад, прачечная, набережная и собственный огород.

Люди, живущие в Ашраме, одеваются во все белое, они очень доброжелательны, гостеприимны и открыты для общения. Амритапури - может принять до 1 000 посетителей, но условия проживания здесь очень скромные, и к этому нужно быть готовым. Во время пребывания здесь паломники каждый день участвуют в севе (для того, чтобы получить севу, необходимо обратиться в комнату Seva Desk), занимаются йогой, слушают лекции, изучают священные писания. Но главная цель всех искателей - даршан Аммы - благословение через объятие. Говорят, что в день она обнимает не меньше тысячи человек. На день рождения Аммачи в Ашраме собралось более 50 тысяч человек и каждого она согрела своим объятием, сказала теплые слова. Преданные говорят, что за всю свою жизнь она обняла около 20 миллионов человек.

Как добраться

Из Дели в Каянкулам (ближайшая к Амритапури железнодорожная станция) - поезд KERALA EXPRESS № 12626 (11:30 утра). Из Бангалора в Каянкулам - поезд KANYAKUMARI EXP № 16526 (отправляется ежедневно) Из Мумбая в Каянкулам - поезда KANYAKUMARI EXP № 16381, NETRAVATI EXP № 16345 В Бангалоре также имеется несколько транспортных компаний, через которые можно приобрести билет на автобус по маршруту Бангалор-Триндавам (эти автобусы заходят в Каянкулам).

Оплата и проживание

Проживание в однокомнатных квартирах по типу общежития (2-3 человека) обойдется вам в 150 рупий/день. В каждой из них - несколько матрасов, душевая комната и туалет. Постельное белье выдается под залог в 500 рупий. В кладовой Офиса вы можете попросить ведра и другие принадлежности для уборки.

Содержание комнаты в чистоте - непременное условие проживания в Ашраме. По словам администрации и самих посетителей, Амритапури считается одним из самых безопасных с точки зрения гигиены Ашрамов. Здесь все дезинфицируется, обрабатывается хлоркой, поэтому так важно сохранять чистоту. Администрация просит заблаговременно оповещать о прибытии групп из шести и более людей. Крайний срок предварительного уведомления - 7 дней.

Питаться вы можете бесплатно в индийской столовой (рис), за более затейливой вегетарианской едой отправляйтесь в европейскую столовую. Один прием пищи обойдется вам в 30-50 рупий. Учтите, что заведения общепита в Амритапури работают всего 2-4 часа в день, поэтому следите за временем. Ашрамный чай - бесплатный, он подается дважды в день: в 6:00 и 16:00. Стоимость интернет-кафе - 60 рупий/час (за пределами Ашрама - 15 рупий/час).

Примерный распорядок дня

4:50 - 6:00 Арчана
8:00 - 9:00 Медитация
9:00 - 9:30 Завтрак
10:00 - 13:00 Сева
13:00 - 14:00 Обед
14:00 - 18:00 Сева
18:30 - 20:00 Бхаджаны (традиционное пение песен преданности Господу)
20:00 - 21:00 Ужин

Арчана - это повторение 1 000 имен Божественной Матери. С него начинается день в Ашраме и продолжается севой (бескорыстным служением), занятиями йогой, медитациями, изучением священных писаний, лекциями и отдыхом. Распорядок дня может меняться в зависимости от сезона. Однако приведенное расписание остается достоверным вне зависимости от того, находится в Амритапури Амма или нет.

Подробная информация о встречах и мероприятиях каждый день на доске объявлений, неподалеку от Информационного офиса. Если Амма пребывает в Ашраме, она дает даршаны по средам, четвергам, субботам и воскресеньям. Утренние даршаны, как правило, проходят в 11 часов по полудни.

По вторникам и пятницам бывает медитация с Аммой. В воскресенье - специальный даршан Дэви-бхавы. Во время служений, Амма читает мантры, поет, она достигает экстатического состояния, вздымает руки к небу и выкрикивает имена Богов. Во время Деви Бхавы Амма облачается в специальные одежды и корону и входит в транс, олицетворяя образ Богини-матери. Для многих паломников это момент глубоких духовных переживаний. Мы рекомендуем посетителям, которые впервые прибыли в Ашрам, также записаться на экскурсию, которая начинается каждый день в 17:00 перед международным офисом (главный храм, второй этаж).

Правила поведения в Ашраме

  • По прибытии в Ашрам каждый паломник обязан зарегистрироваться в Офисе по регистрации и размещению иностранцев. На протяжении всего пребывания ваш паспорт должен храниться здесь.
  • Выписываться из общежития следует только во время работы Офиса, если вы вынуждены уехать ночью - оповестите об этом заранее.
  • В Ашраме воздерживайтесь от многословия и пустословия. Это поможет вам сохранять ум обращенным внутрь.
  • На территории Ашрама запрещается публично выражать знаки личных взаимоотношений. В частности, запрещены объятия, поцелуи, держание за руки и более интимные отношения, поскольку целибат здесь является частью духовной практики.
  • Строго запрещено употребление никотина, алкоголя, одурманивающих и наркотических веществ, невегетарианской пищи (в том числе яиц).
  • Одевайтесь в чистую, скромную одежду, которая должна закрывать руки, ноги и тело. Шорты, майки и короткие юбки - неподходящая одежда для Амритапури.
  • Ашрам разрешает паломничество с детьми. Однако в этом случае настоятельно рекомендуется иметь при себе все необходимые для них медикаменты и вещи. Предметы первой необходимости для взрослых вы можете приобрести в магазинах, находящихся на территории Ашрама.
  • Фото-, видео- съемка и использование мобильных телефонов запрещены.
  • Администрация Амритапурти не рекомендует посещать местность вокруг Ашрама. Перед тем, как вы запланируете посещение каких-либо местных достопримечательностей, посоветуйтесь насчет этого мероприятия в Офисе.
  • После заката не рекомендуется посещение чайных и пляжа. Купание в стандартных купальных костюмах западного стиля является недопустимым.

Привет из поезда Howrah Mail! Это самый длинный наш переезд по Индии - 27 часов из Ченнаи в Калькутту. За окнами раскаленный штат Орисса, а у нас в кондиционируемом АС3 вагоне (шикуем) - прохлада. Иногда даже слишком прохладная прохлада:) Самое время вспомнить жаркую Кералу с ее кокосовыми плантациями и рассказать про прогулки по каналам и ашрам Аммы - обнимающей Матери.

Керала славится своими кокосами, специями, коммунистами и backwaters - системой каналов и канальчиков, прорезающих все побережье штата. И если коммунисты последние выборы проиграли (проиграли ведь?), то бэквотерс все там же, и это, пожалуй, главная туристическая фишка Кералы.

кислотненько, но факт

Если для местных каналы - это дом родной (в них купаются и стирают, по ним добираются к соседям в гости и на рынок в город), то для дельцов из городков вроде Аллеппи или Коттаям - это доходный бизнес. Туристов бананами не корми - дай только поплавать по каналам. И тут к их услугам всевозможные туры, прокат маленьких лодочек/катеров или аренда гигантских хаус-ботов - домов-лодок, в которых запросто можно жить сутками прямо на воде. Ну, мы тоже не стали исключением и поплыли смотреть каналы, совместив заплыв с посещением ультрасовременного ашрама Аммы - керальской "обнимающей Матери".

На хаусботы мы даже не смотрели - аренда такого плавучего дома стоит от 100 долларов в сутки, кажется. А вместо этого в Аллеппи сразу с кочинского автобуса потопали на городской причал и за 300 рупий с человека купили билет на паром до ашрама.

Эта поездка является официальным туром, организованным правительством Кералы. Катер курсирует каждый день по маршруту Аллеппи-Коллам и обратно (отправление в 10.30). Это отличная и бюджетная возможность посмотреть бэквотерс, ну разве что экскурсий вам никто читать не будет. Плывешь себе в прохладном салоне или на жаркой, но с отличным обзором верхней палубе, и любуешься неспешной жизнью каналов. Пассажиры на 90% иностранчики.

Билет до Ковалама стоит 400 рупий, правда, плыть туда целых восемь часов с одной остановкой на обед - ну ооочень долго! Нам наши пять часов до ашрама показались как раз тем что надо - когда еще чуть-чуть и стало бы скучно. Обратно через пару дней мы ехали уже на автобусе.

Изначально собирались после ашрама вернуться в Аллеппи и сплавать еще до Коттаяма, но уже регулярным рейсовым паромом за смешные 10-20 рупий. Но пяти часов на пароме и двух дней на берегах бэквотерс нам хватило

Государственный катер половину пути плывет по довольно крупных каналам, поэтому всюду пишут, что рейсовые катера, собирающие пассажиров в узеньких канальчиках, позволяют "лучше увидеть настоящую жизнь бэквотерс"

Но и в широких каналах народ живет своей жизнью, стирает, купается, перевозит в лодках кокосы и кричит вам с берега "Хэллоооу!"

В какой-то момент мы заплыли в канал, полностью заросший водным гиацинтом. Смотрится очень круто, но плыть мешает. Капитану приходилось время от времени останавливаться и давать задний ход, чтобы очистить винт от тины.

По пути, особенно на выезде из крупного Аллеппи, встречается уйма хаус-ботов. На некоторых мне было бы страшновато плыть

Но многие выглядят ну очень круто. Порой даже до несуразности - с двухспальными кроватями на корме, спутниковыми антеннами и стеклопакетами в стенах из пальмовых листьев

Вокруг постоянно вьется множество птичек - утки, бакланы, зимородки, орлы, ястребы и еще уйма неопределенных видов.

От красавец какой! Лебядь! :)


А в одном из каналов вода просто кишела огромными медузами! И это при том, что мы их и в море в Индии ни разу не видели.

Часа через 3-4 остановились на обед в каком-то модном прирезортном ресторане. Изголодавшимся пассажирам там предлагали только смешное тали на искуственном "банановом" листе за несмешную цену 100 рупий

Уже на подъезде к нашему ашраму стоят китайские сети - такие же, как в Кочи. С большинства почему-то сами сети сняты, но те, которые функционируют, заметны издалека - ночью на них горят мощные лампы. Не знаю, для привлечения рыбы/креветок или просто для освещения

А вот и небоскребы общежитий ашрама - просто в джунглях! Смотрятся сюрненько:)

Ашрам Аммы стоит на узкой полоске земли между океаном и каналом.

Признаюсь, раньше про Амму я слышала только ее имя, и лишь прочитав про ашрам в Lonely Planet, мы погуглили, что за Амма такая и решили заехать посмотреть. Копировать сюда не буду, почитать про нее можно на Википедии.

До этого в Ашрамах мы не бывали, разве что в Ришикеше в один заходили посмотреть комнаты. Но ришикешские полтора домика не идут ни в какое сравнение с тем, что мы увидели у Аммы. Мы планировали остаться всего на полдня, но в итоге задержались на целых два, чтобы все посмотреть и попробовать.

Причал с ашрамом соединяет пешеходный мост и, видимо, по привычке - старик-паромщик. Мост, кажется, был построен на средства ашрама после недавнего цунами, чтобы позволить жителям прибрежной деревни в случае чего быстренько эвакуироваться с берега. Территория ашрама окружена забором - сразу за стенами рыбацкая деревушка. Сразу направились на ресепшн, для индийцев одно окошко, для иностранцев - другое. Кстати, можно заранее зарегистрировать на сайте ашрама, заполнив простую форму и указав дату приезда. Если анкетку распечатать, это ускорит всякие чек-ин процедуры.

Стафф на ресепшне - сама дружелюбность) Распечатка действительно ускорила процесс и уже через пару минут нам выдали два бейджика с нашими именами, номером комнаты и кодом замка (на время проживания мы закрывали комнату на свой, обычный, замок). Кстати, паспорта забирают и выдают непосредственно перед отъездом или вечером накануне. Если бы не вычитали о таком правиле заранее, наверное, застремались бы отдавать им свои паспорта, развернулись и уехали:)
В соседнем окошке выдают постель, подушки и матрасы по необходимости.

Уж не знаю, случайно или в рамках кампании по очаровыванию новоприбывших иностранцев, но нам досталась комната на 16-м этаже с самым чумовым видом на океан и закат!

Комната белая, простенькая, но удобная - на двоих, с душем, маленькой кухонькой (без плиты) и портретами Аммы на стенах:)

Вместо кроватей - матрасы на полу. По стоимости дороже, конечно, чем в Ришикеше, но дешевле, чем в Керале в целом (особенно учитывая вид из окна) - 500 рупий ($10) на двоих. В дабл рум, по идее, селят только женатые пары, впрочем, у нас никто ни о чем не спрашивал, хоть фамилии у нас и разные. Можно селиться в многоместных дормитори (250р с человека) и даже вот в таких синглах за 500р (одна комната это пол-этажа домика)

Отличий от обычного отеля много. Это, конечно, публика, ашрамовский распорядок дня (вход в общежития закрывается в районе 10-11 вечера), соблюдение тишины, запрет на курение/алкоголь. Правила применимы ко всей территории ашрама, кроме того всюду действует запрет на "открытую одежду" и особенно бесящий Сашу запрет на фотографирование:) Пришлось ему ходить на крышу нарушать запрет

Впрочем, правила не мешают очень многим тут жить и просто наслаждаться комфортом и санаторными условиями. Олдовых и трушных адептов Аммы можно узнать по одежде, стремящейся к белоснежной.
А санаторить тут можно по полной программе. В ашраме кроме бесплатной индийской столовой (трехразовый рис+дал+чапати+чай в разных вариациях входит в плату за проживание), есть еще платные, но очень дешевые индийский буфет, западная столовая, западное кафе (с разными видами натурального кофе, блинами и даже омлетами), джус-центр со свежевыжатыми соками, мороженым и милкшейками.

А еще: интернет-клуб, бассейн (отдельно мужской и женский час), йога и прочие оздоровительно-физкультурные процедуры, аюрведическая клиника и аптека, магазинчики с продуктами, одеждой, сувенирами, книгами (про Амму) и даже second hand shop. Все работает по определенным часам и не все, естественно, бесплатно, но сам факт! Я-то думала, что жизнь в ашраме это простота, довольствование малым, а то и аскетизм. А тут - хошь мороженое, хошь кофе, хошь капуччино с пирогами:)

Впрочем, для тру аммовцев это все является лишь приятным бонусом в перерыве между сатсангами, пуджами и даршанами Аммы. По идее, это то, ради чего сюда народ и приезжает. Рано утром и вечером сатсанг (пение баджанов в храме и даршан-павильоне), медитация на пляже, йога - это когда Амма "на гастролях", и даршаны - когда Амма в ашраме. Даршан - это встреча с Аммой и получение ее знаменитого благословения в виде объятий. Ради них в Кералу приезжает народ со всего света.

Мы Амму не застали - она в это время обнимала народ где-то на юге Индии. Полька, с которой мы познакомились накануне отъезда, даже как-то чересчур настойчиво уговаривала нас остаться еще на два дня и дождаться Амму, мол, оно того стоит и "вы приехали в гости и даже не познакомитесь с хозяином?" Но впереди маячила двухдневная забастовка, и нам надо было успеть доехать до Муннара, пока ходили автобусы. Да и не только это.

Зависать в ашраме на всем вкусном и дешевом, да еще и с такими видами можно бесконечно долго, но жить там, чтобы ежедневно обниматься с какой-то индийской женщиной в белом, отстояв очередь из тысячи человек - заманчиво, конечно, но даже и не знаааю...

Как рассказывают буклеты, Амма вся из себя благодетельница и вообще в белом пальто стоит красивая молодец, построила в регионе кучу школ и больниц. На фотографиях она если не обнимает людей, то сажает какие-то деревца и закладывает первые кирпичики будущих госпиталей. В то же время, я не могу до конца поверить в искренность и бескорыстность человека, чьи фотографии развесили в каждой комнате, каждой столовке и даже в лифтах ашрама, а в магазине продаются медальоны с фотками ее стоп. До такого не дошел пока даже президент страны, в которой я в последние годы имею счастье жить. Впрочем, он ведь (пока) не обнял несколько миллионов человек... Вот обнимет, тогда и в Беларуси начнут вешать фотографии больших хоккеистских стоп в кабинетах. А можэ так и трэба! Хороший культ личности лучше плохой скромности.

Мы, конечно, тоже хороши -" Амму не видел, но осуждаю". Но вот такая сложилась общая картинка. Кафе для иностранчиков видела, высотные общежития для них же - тоже видела, бесплатную больницу для индийских детей - не, не видела.

Впрочем, по территории ашрама постоянно снуют туда-сюда ученики ее школ, а школы для сельских регионов Индии это очень здорово. И настолько же прекрасны образовательные программы для женщин Кералы, если они действительно работают, как расписано в буклетах. И если за минуту в объятиях Аммы богатые сектанты сторонники со всего мира готовы давать донейшнс, которые идут на постройку больниц и школ, то почему бы и нет? Хорошее дело! Правда, некоторые авторы из бывших Амма-адептов рассказывают в интернете странные вещи про ашрам, и что в больницы простым индийцам так просто не попасть. Но это мы не знаем, не проверяли.

Кстати, Амма означает "мать". Через пару недель, уже на противоположном, Восточном побережье Индостана - в Пондичерри - мы провели два дня при другом ашраме, но в поразительно похожей белой комнатке, и даже на стенах там тоже висела фотография Матери. Правда, другой - которая со Шри Ауробиндо. Но такое сильное женское начало и высокий процент Космических Матерей в Южной Индии не может не поражать!

Мы если не от Амминных объятий, то от места энергией точно зарядились. А еще энергией рассветов над джунглями и закатов над морем, наблюдаемых с наших 16-этажных высот.

Ради одного этого вида стоит посетить Амритапури, я считаю. А, и еще блинчики в кафе тут вкусные! ;)

Амритапури – это главный ашрам Аммы в Индии, где ученики, преданные, студенты института и посетители живут в присутствии Аммы и под Её руководством.

Нижеследующие информация и правила, предусмотренные для Вашего удобства, помогают поддерживать атмосферу, которая благоприятствует духовной практике в ашраме. Пожалуйста, прочтите этот буклет и, если у Вас появятся вопросы, мы будем рады на них ответить. Мы желаем Вам счастливого визита и реализации Ваших потенциальных возможностей!

РЕГИСТРАЦИЯ

По прибытии каждый должен зарегистрироваться в Офисе по регистрации и размещению иностранцев (International Office) . Если Вы уезжаете из ашрама ночью, пожалуйста, сообщите об этом в Офис заранее. Пожалуйста, выписывайтесь в течение рабочих часов Офиса. Если Вы уезжаете до открытия Офиса, пожалуйста, выписывайтесь днём ранее.

СОХРАННОСТЬ ИМУЩЕСТВА

Ваш паспорт необходимо оставить в Офисе. Ашрам не несёт ответственности за Ваши личные вещи. Мы советуем Вам хранить Ваши ценные вещи либо с собой, либо в безопасном месте в Вашей комнате.

ПРОЖИВАНИЕ

В ашраме предоставляются однокомнатные квартиры для проживания только по типу общежития (на 2-3 человек или семейную пару). Комнаты на одного человека отсутствуют. Мы размещаем посетителей в квартирах, которые состоят из одной простой комнаты с индивидуальной душевой и туалетом. В том случае, если у Вас нет своих постельных принадлежностей, они выдаются в ашраме в ограниченном количестве под денежный залог в 500 рупий в кладовой комнате Офиса (комната В-101), находящейся поблизости от лифта за углом. В кладовой комнате Офиса также предоставляются вёдра и другие принадлежности для уборки комнат. Пожалуйста, содержите Ваши комнаты в чистоте во время Вашего пребывания в ашраме.

СЕВА (БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ)

Сева означает любую работу, исполняемую с бескорыстным отношением. Во время Вашего пребывания в ашраме мы приглашаем Вас участвовать в севе по Вашему выбору в течение одного-двух часов в день. Пожалуйста, приходите, зарегистрируйтесь и получите определённое задание в комнате севы Seva Desk , расположенной по соседству с Офисом по регистрации и размещению иностранцев (International Office) , или же в уголке севы Seva Desk в западной столовой (Western Canteen) во время завтрака. Пожалуйста, помните: вся работа по содержанию и обслуживанию ашрама выполняется добровольцами, так что Ваша помощь будет оценена по достоинству!

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ

Нижеизложенные пункты позволят Вам понять принципы ашрамной жизни, и мы любезно просим Вас соблюдать этот образ жизни во время Вашего пребывания в ашраме:
Из уважения к индийским традициям, пожалуйста, воздерживайтесь от демонстрации на публике знаков Ваших личных взаимоотношений , таких как объятия, поцелуи, держание за руки и т.д., поскольку такие публичные знаки считаются ненадлежащими. Пожалуйста, воздерживайтесь от секса в ашраме. Проживающие в ашраме соблюдают целибат как часть их духовной практики.
Курение, употребление алкогольных напитков или запрещённых наркотиков строго запрещено как на территории ашрама, так и за его пределами всё то время, когда Вы зарегистрированы как гость ашрама.
Пожалуйста, носите чистую скромную одежду , закрывающую Ваши руки, ноги и туловище таким образом, как это принято в ашраме, т.е. шорты и рубашки без рукавов не разрешаются.
Соблюдение тишины и минимум речи помогают поддерживать ум обращённым внутрь.
Не ходите на пляж и в чайные заведения после захода солнца. Из-за местной традиции плавание не поощряется. Нагота и использование купальников западного стиля считаются неприличным поведением.
Посещение местности вокруг ашрама не рекомендуется. Пожалуйста, проконсультируйтесь в Офисе по регистрации и размещению иностранцев (International Office) в отношении этого вопроса перед тем, как планировать такое посещение.

ПИТАНИЕ

Ашрамная пища, стоимость которой включена в оплату Вашего проживания, раздаётся в обеденном зале, находящемся за зданием храма. По желанию Вы можете питаться в западной столовой (Western Canteen) , где готовится здоровая неострая пища. Стоимость питания в западной столовой и "Кафе Аммы" (Amma"s Café) не включена в оплату Вашего проживания.

Ашрамный бесплатный чай подаётся дважды в день – в 6:00 и 16:00. В "Кафе Аммы" и ларьке соков и напитков (Juice Stall) предлагаются лёгкие блюда и напитки в течение большей части дня. В самые многолюдные дни даршанов в дополнение к обычным столовым открывается индийская столовая. В ней предлагаются традиционная индийская пища, закуски и чай по скромным ценам.

ПИТЬЕВАЯ ВОДА

В ашраме имеются два главных фильтра для обеспечения питьевой водой. Один из них расположен на пути между зданием "В" и мандиром у стены типографии, а другой – возле западной столовой. Меньшие фильтры находятся в различных местах ашрама и в здании "В". Питьевая вода в пластиковых бутылках имеется в продаже в ашрамном индийском магазине (Indian Shop) и в "Кафе Аммы". Пожалуйста, используйте ТОЛЬКО эти источники воды для питья. НИКОГДА НЕ ПЕЙТЕ ВОДУ ИЗ-ПОД КРАНА!

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Больница Амритапури расположена за южными воротами ашрама и открыта 24 часа в сутки для оказания срочной и неотложной помощи.

Аюрведическая клиника находится вблизи главного входа в ашрам. Гомеопатическое лечение, массаж и другие виды лечения проводятся по предписанию врача.

ДРУГИЕ СЛУЖБЫ (БАЛКОНЫ ХРАМА)

Подарочный магазин "Амрита" – "Amrita Gift Shop" (одежда, подарки, сувениры, закуски).
Магазин б/у товаров "Базар Рамы" – "Ram"s Bazaar" (бывшие в употреблении вещи хорошего качества).
Интернет-кафе "Amrita Net" (услуги доступа в Интернет).
Услуги прачечной – Laundry Service (зависит от сезона).
Бюро путешествий – Travel Desk (комната 410 в храме, информация о расписании рейсов, билеты, подтверждение билетов и т.п.)
Ведическая астрология – Vedic Astrology (только по предварительной записи).
Информационный центр – Information Centre (комната 411 в храме). В нём предоставляется вся информация о благотворительных проектах Аммы и деятельности ашрама. В информационном центре Вы также найдёте книги о жизни и учении Аммы на многих языках. Ознакомительный тур по ашраму в сопровождении гида начинается каждый день в 17:00 у информационного офиса.

Перед храмом находится книжный ларёк, в котором продаются книги, аудиокассеты, аудио и видео компакт-диски, фотографии и сувениры. В расположенном за храмом ашрамном индийском магазине предлагаются разные сорта бакалейных товаров, туалетные принадлежности, ткани и пошив одежды, постельные принадлежности, вёдра и другие товары. При необходимости позвонить по телефону Вы можете воспользоваться услугами телефонной связи, кабинки которой расположены рядом с входом в храм. Услуги по передаче факса также доступны в ашраме. Если Вам необходимо такси, пожалуйста, обращайтесь в Главный офис (Main Office) , находящийся у входа в храм.

В ашраме имеются две библиотеки; главная библиотека (Main Library) расположена на втором этаже здания "Е". В ней имеется большой выбор духовной литературы на различных языках. Детская библиотека (Children"s Library) расположена в храме двумя этажами выше храмового балкона. Кукольная комната (Doll Room) находится на верхнем этаже здания храма, и в ней имеются прекрасные куклы Аммы, сделанные жителями ашрама на продажу.

Вы можете воспользоваться услугами нашего плавательного бассейна, который расположен за зданием "В" со стороны заводей.

В дополнение к обеспечиваемым ашрамом сервисам имеется банк, в котором предоставляются услуги по обмену валют и обналичиванию кредитных карточек. Банк находится рядом с плавательным бассейном. Неподалёку от западной столовой также имеется почтовое отделение Амритапури (Amritapuri Post Office) , которое открыто в будние дни с 10:00 до 14:00.

КТО ТАКАЯ АММА?

Амма родилась в 1953 году в рыбацкой семье в той самой деревне, где сейчас расположен ашрам. С раннего детства Амма ощущала сильное присутствие Бога внутри Неё, и по этой причине Она хотела протягивать руку помощи, утешать и способствовать духовному подъёму всех тех, кто находился рядом с Ней.

Её сочувствие было таким, что боль других была невыносимой для Неё. Она начала делиться Своей пищей с голодными, омывать и одевать отверженных, выслушивать стенания тех, с кем дурно обращались, и утешать недомогающих. Во многом миссия Аммы началась именно тогда.

К тому времени, когда Амме было двадцать с небольшим лет, тысячи людей стекались к Ней каждый день за советом или чтобы излить свою душу – многие приходили только за тем, чтобы провести несколько мгновений в Её руках. Амма выслушивала их печали и утешала их. Она также стала наставлять их, проповедуя об истинном предназначении жизни. Таким образом уже более 30 лет Амма распространяет Своё послание любви и сострадания людям из всех слоёв общества.

Сегодня Амма известна во всём мире как один из наиболее влиятельных духовных лидеров. С начала 90-ых годов Её регулярно приглашают на экуменические (проповедующие единство религий) встречи для представления Её веры – веры, которая превосходит и всё же включает в себя все религии, веры, корни которой – любовь и сострадание. Среди многих присуждённых Амме наград Она получила "Награду Ганди-Кинга за ненасилие" в октябре 2002 г. В 2005 г. ООН предоставила Ашраму особый совещательный статус в знак признания обширных благотворительных инициатив Ашрама в Индии и по всему миру.

С помощью посвящающих себя служению учеников и преданных Аммы Её гуманитарные и образовательные проекты расцвели во всемирную благотворительную организацию – Миссию Маты Амританандамайи. Некоторые из благотворительных инициатив Ашрама включают в себя:
Оказание широкомасштабной помощи пострадавшим в стихийных бедствиях, включающей более 23 миллионов долларов по оказанию помощи пострадавшим от цунами (включая строительство 6 200 домов) и 1 миллион пострадавшим от урагана "Катрина" в США.
Строительство 100 000 бесплатных домов для бездомных.
AIMS – Медицинский институт "Амрита" – больница на 1 300 коек с многочисленными медицинскими отделениями, в которой проводится лечение 300 000 пациентов в год, независимо от их способности оплачивать лечение.
50 000 ежемесячных пенсий для обездоленных.
50 000 бесплатных обедов для бедняков каждый месяц.
Приют для 500 детей-сирот.
Программы по охране и восстановлению окружающей среды. 100 000 саженцев деревьев, высаживаемых каждый год.
Хосписы, дома для престарелых и медицинские программы помощи неимущим. Больница для больных СПИДом в Тривандраме и хоспис в Мумбае.
Обширная сеть образовательных учреждений от начальных школ до аспирантуры, предоставляющих современное образование, основанное на общечеловеческих ценностях.

Размер осуществляемой Миссией благотворительной деятельности увеличивается с каждым годом, и эта деятельность служит просто ещё одним выражением бесконечной любви и сострадания Аммы к человечеству.

ЕЖЕДНЕВНОЕ РАСПИСАНИЕ

Жители ашрама соблюдают ежедневный распорядок в своих духовных практиках. Посетители ашрама радушно приглашаются также принять участие в этих практиках. Распорядок дня варьируется в зависимости от сезона, но нижеприведённое расписание точно соблюдается большую часть года независимо от того, находится ли Амма в ашраме или нет.

Южная Индия (продолжение путешествия в Индию) 17 Сентябр я 2000 г : Дели После проведенной в поезде ночи я вышла на покрытый серебристой пылью главный вокзал Дели. Старые и малолетние бомжи с опухшими частями тела валялись в грязной жиже, еще не высохшей после летнего монсуна. Толстые индианки с младенцами и плетеными корзинками заняли все свободные углы платформы. Худосочные юнцы в туго затянутых на талии штанишках, в старомодных костюмчиках, напоминавших одежду английских клерков девятнадцатого века, слонялись по перрону, бросая в мою сторону любопытствующие взгляды. Странники с высушенными как у мумии лицами, с котомками в руках сидели, не двигаясь, на корточках, видимо, надеясь на свободное место в битком набитых дешевых вагонах. Крики и вопли перемешивались со смрадным запахом, исходившим от суетящихся на жаре тел и помоев, окружавших каждую пищевую лавку. Я шла по мокрой улице, очертания зданий и людей расплывались в тумане. Огромный рюкзак на спине набух от влаги и вдавливал меня в землю. Мухи, чувствуя обессиленную жертву, с радостным жужжаньем набрасывались на меня. Еле передвигая ноги, я поднялась на второй этаж, где находилась билетная касса для туристов. Мне нужно взять билет на сегодня, чтобы не остаться в Дели. Но туристическое бюро было закрыто: большой ржавый замок намертво обхватил кольцо над замочной скважиной. "Оставь надежду навсегда", - словно бы сообщала мне его железная, надменная ухмылка. " Куда идете, мадам? - раздался тоненький, нагловатый голосок, - Сегодня воскресенье, бюро не работает, но если вам нужна какая-то помощь, я готов с радостью услужить, только скажите...," - с надрывом продолжал кричать человечек, в одном виде которого угадывался один из мошенников, промышляющих в районе вокзала. Я, не обращая на него внимания, медленно заковыляла вниз по лестнице. "Куда идти? Искать гостиницу совсем не хочется, становиться в обычную кассу нет смысла. Мне дадут билет на следующий месяц". Я вспомнила, что Жак говорил о каком - то частном бюро для туристов, расположенном неподалеку отсюда. Обыскав все карманы, я на самом деле нашла маленькую скомканную бумажку, на которой был выцарапан адрес. Проплетясь метров двести по грязной дороге, заполнив рот и нос сладко- удушливым запахом дизеля, я дошла до нужного места. Опрятный кабинетик с кондиционером привел меня в чувства; за компьютером сидел служащий и сладко улыбался. - Мне нужен билет на Кералу, на сегодня же! Служащий долго водил мышкой, потом звонил по телефону. Наконец, он печально развел руками и сообщил, что билет есть только на завтра. Придется целый день быть в этом адском городе! -Ничего страшного,- заверил он. Поезжай к нам домой, для туристов всегда найдется место. Я скажу нашему водителю отвезти тебя, а завтра утром вместе сюда вернемся. Отдохнешь, наш повар накормит тебя. Возьмем с тебя 100 рупий, не больше. - Есть еще туристы? -Да, англичанка, - сказал он, - она давно у нас живет. Я, не долго думая, согласилась, села в машину и очень долго меня куда-то везли чужие люди, а я вверяясь их заботе заснула... Наконец, мы вышли, и я попала в квартиру: одна из дальних комнат, отделенная от коридора грязной шторой, была отдана мне. Насупленный неопрятный повар вертелся на кухне. Много людей шмыгало по квартире, наполненной скарбом. Я отдыхала на матрасе. Становилось темно. - Food, food, - позвал мрачный повар. Я вышла из своего угла. На покрытом ковром полу гостиной сидели мужчины и обедали. Я осмотрелась. Обстановка отличалась от мест, где мне приходилось раньше бывать. Люди непохожи на индийцев. Лица обрамлены черной бородой, кожа светлая, взгляды сумрачные... Вместо жизнерадостных индийских богов по стенам были развешаны разноцветные ковры с узорами, напоминавшими арабскую вязь на стенах мечетей. Сильный запах не мог обмануть мое обоняние: это - мясо. Как долго я не вдыхала этот запах! Ведь индийцы, особенно брахманы, вегетарианцы. -Откуда ты, - спросил один из присутствующих. - Из Израиля, - Мусульманка? -Нет, - А мы тут все мусульмане из Кашмира, учимся в Дели на медицинском факультете, - пояснил молодой человек. - Как интересно, - промямлила я, - Коран, говорят, написан необычайно красивыми стихами, такая красота, явно превышая человеческие возможности, доказывает их божественное происхождение. "Надо быть позитивной - думала я, - в таком случае они не догадаются проломить мне голову". Студент, не замечая моего волнения, рассказывал о себе. - Я вырос в языческой семье, - сказал он,- мои родители до сих пор поклоняются идолам и не знают священных законов. Все в мире не просто так, что тебе хочется, то и делаешь... на все и на всех есть закон Б-га, распространяющийся, как на явления природы, так и на людские поступки. Я слушала его и качала головой, все время поддакивая. Аппетит куда-то пропал. Мне показалось, что меня отравили. О, застарелая фобия... Тем временем мой собеседник вошел в миссионерский азарт. - Мухамед, - позвал он угрюмого повара, - дай адрес того места, где иностранцы изучают Коран. - Спасибо, обязательно приду туда, - пробормотала я, складывая листочек с информацией, и, решив, что с меня достаточно общения, вернулась на свой уголок. Вскоре в комнату влетела англичанка, о которой мне говорили. Это была полнолицая рыжая девица с раскосыми сверкающими глазами и открытой блузкой, плотно облегавшей пышные груди. Она весело, неумолчно болтала, рассказывая, что живет тут давно, ребята все очень милые, не похожи на ее холодных соотечественников, у нее роман с одним из них, и живется ей тут хорошо и привольно. Она тащится от Индии и терпеть не может Англию. Проболтав так с пол часа, она убежала, и я опять осталась одна. Страх, вроде приутихший, начал медленно ползти вверх по внутренней полости живота. Я бросала рассеянные взгляды на рассыпанные по полу вещи задорной англичанки. Увидев толстую книжку, подняла ее. Книга обернулась романом "Маятник Фуко". Я, с нежностью вспоминая девицу, просматривала книгу, пытаясь найти отрывки из сохранившихся в моей памяти сюжетов. Их, как в любом неоклассическом произведении, было много. Тайные сборища фанатиков, называвших себя преемниками сожженных Филиппом Красивым тамплиеров, не вывели меня из смутно- тягостного состояния, скорее наоборот. Я выглянула в окно: из непроглядно темного неба неслись вниз блестящие капли, они проскальзывали вниз по стеклу, оставляя прозрачную полоску вдоль покрытой бугорчатой пылью поверхностью стекла. На соседнем балконе женщины в белых платках плотно обрамлявших лица поспешно снимали развешенное на веревках белье. "Значит, весь район не индийский", - сообразила я. Было поздно, я выключила свет и спряталась под простыню. Кажется, кто-то отдернул занавеску. Пришлось спрятаться в шкаф, набитый хламом. Сколько мне тут сидеть? Решившись на разведку, я вышла из своего укрытия и осторожно пробралась к уборной. Яркий свет туалетной комнаты подействовал успокаивающе. Осмелев, я повернула назад и ненароком заглянула в сторону гостиной. Несколько людей, скорчившись на узком матрасе, ласкали друг друга. С идиотским любопытством я застыла на месте, не в силах отвести от них взгляд, а потом, чувствуя неловкость, пошла к себе. Внизу раздавался тонкий хрип: там спала незаметно вернувшаяся англичанка. Мне жутко захотелось спать, и, упав на мягкий матрас, я мгновенно заснула. Утром меня разбудило многоголосое бурчание. Рыжая девица сидела на матрасе и читала евангелие. "Тс, - сказала она, подняв на меня полные слез глаза, - я молюсь". Я вышла и увидела мусульман, стоящих на коленях лицом к стенке - они шептали молитвы. Выйдя в коридор и прогуливаясь взад вперед, я слушала песнопения. Захотелось произнести утреннюю молитву: "Благодарю тебя Господь, живой Б-г мой, что вдохнул в меня жизнь снова...". В окне светилось чистое утреннее небо, под лучами которого женщины в туго завязанных платках вешали на балконе белье. Девица окончила молиться, улыбнулась и смахнула рукой слезы. - Мне чертовски надоело тут жить,- неожиданно сказала она. - Ребята становятся невыносимы. Слишком много их тут развелось. Я вообще собираюсь в Австралию. Буду там продавать бутерброды. Мои друзья меня устроят. Заработаю денег. Поеду на Шри-Ланку. Там хорошо - круглый год лето! Мы позавтракали лепешками с вареньем и поехали. Благожелательный служащий, у которого я купила билеты, спросил, как я провела ночь, и пригласил в Кашмир, уверяя, что нигде в мире нет таких белоснежных вершин и чистых озер. - Обязательно, - обещала я. - А что ты к нам ночью заглядывала? - вдруг спросил он и, прищурившись, внимательно на меня посмотрел. - Так, не спалось что-то, - пробормотала я и вылетела из кабинета. С ентябр ь 2000г. Керала, Амритапури ашрам Сколько раз проезжала я по Индии и все не могла понять: в чем кроется ее магия? Что то таинственное, что исходит теплым паром от здешней земли и травы? Я нашла книжку, засунутую глубоко в рюкзак. Итало Кальвино описывал несуществующие города в мысленном путешествии Марко Поло, скомбинированные из простейших элементов всех городов мира. Как остро иногда чувствуется нереальность происходящего! Нестись бы вечно на поезде и наблюдать, как сменяются равнины холмами, села городами. Люди едут по делам или возвращаются домой, а я лечу неизвестно куда и неясно зачем. Как хорошо! Пусть почтенные граждане государств женятся и растят детей, платят налоги и продвигаются по службе, а "я конквистадор в панцире железном, я весело преследую звезду...", не забывая о том, что "все сводится к отполированному квадратику из дерева: небытию... " За два дня мы пролетели сотни километров на юг, юг, юг почти к экватору, в края бесконечных дождей. За окном вода и пальмы - больше ничего. Я ехала в ашрам ныне живущей святой матери - Аммы. Девушка из Венесуэлы, Тарини, с которой я познакомилась в Канкале, подробно описала мне дорогу. Сегодня там справляли день рождения Аммы, и на это празднество мне хотелось попасть. Выйдя на станции около маленького населенного пункта, я взяла мотто-рикшу до деревушки, находящейся около морской заводи, на пристани которой стояли каноэ. Я села в готовое к отходу каноэ и переправилась на другой берег. Там на узком полуострове, тянущемся вдоль побережья на многие километры, распологался ашрам и рыбацкая деревня. Сойдя на берег, я оказалась в пестрой толпе индийцев. Тысячи людей заполонили остров. Кое-как я выбралась из гущи, и стала спрашивать, куда идти. Мне указывали пальцем вверх. Что бы это значило? Беря пример с индийцев, то есть, толкаясь и не обращая ни на кого внимания, я направила пути свои вперед и там действительно проскочила к регистрации для приезжих. Длинный, тощий юноша в белой рубахе и резким, булькающим в воздухе американским произношением дал мне ключи от комнаты. Он показал, где общежитие для европейцев, и сказал, что сегодня лучше из комнаты не выходить, а то понаехало слишком много местного народу. -На даршан ты сегодня все равно не попадешь. Прими душ, отдохни,- посоветовал он, печально созерцая свисавшую на мне влажную одежду. Вдруг за спиной раздался возглас, и меня обхватили пухлые руки. Огненно - золотая Тарини стояла передо мной и радостно смеялась. -Ты приехала, просто не верится! Сегодня у тебя нет никакого шанса успеть на даршан, проводимый нашей Аммой. Она принимает людей без перерыва уже целые сутки. Очередь к ней все удлиняется, а она не устает. Это чудо, чудо! Она аватар, воистину, аватар! Но давай вот что попробуем: подсадим тебя поближе к Амме, чтобы ты хотя бы увидела Ее - явленное божество. Подожди-ка здесь, секундочку! Я пока что ничего не понимала. Вихрь событий увлекал меня вперед. Подошли полные женщины, укутанные в белые сари, и повели меня за собой. Их голубые глаза, полные благочестия роняли слезы. Они провели меня сквозь толпу индийцев и посадили среди других европейцев на высокую сцену. За спинами людей, метрах в десяти от меня, сидела та, к кому были прикованы все взоры. Я увидела круглое темно- оранжевое лицо с расплывающимися чертами гогеновской туземки. Пряди иссиня-черных с проседью волос выбивались из-под заколки, стягивающей волосы на затылке, и спадали на щеки. Она нагибалась и выпрямлялась, будто бы исполняла молитвенный обряд. Две линии с одной стороны женщин с другой мужчин медленно продвигались к ней. Каждый по очереди приближался и падал в ее объятия. Амма крепко обнимала пришедшего, целовала в щеки, качала голову на своих широких ладонях, шептала что-то на ухо и, смеясь, отпускала. Люди, шатаясь и загадочно улыбаясь, отходили, а некоторые рыдали и просились назад, но их не пускали. Амма уже обнимала другого... Я очень долго сидела, неудобно изогнувшись, заворожено глядя на эту повторявшуюся сцену. Оказывается, "даршан" Аммы, о котором все вокруг только и говорили, это ее объятие, и она, в честь своего дня рождения, обнимала людей целые сутки, почти без перерыва. Я видела новых и новых людей, склонявшихся к ней в блаженной истоме: испещренные шрамами лица стариков, молодые матери с младенцами, изуродованные тела бедняг, привезенных сюда, наверное, с надеждой на выздоровление, потные физиономии крестьян, покрытые бородавками и щетиной. С наивной улыбкой Амма принимала всех. Одновременно полная и хрупкая индианка средних лет, с кольцом в ноздре, похожая на идолов, украшающих здешние святилища. Что-то по-детски трогательное, будто бы нереальное, блестело в пробелах ее морщин, скрывалось в чертах, и, несмотря на широкую улыбку, являло безнадежную пустоту навеки с ней породнившуюся. Немое послание, истекавшее из всего ее существа, гласило: "Дети мои, угомонитесь, ничего в этом мире не имеет значения, ровным счетом - ничего". Вокруг задвигались и меня внезапно столкнули вниз. -Иди! Вперед! Вперед, она ждет, - зашептали схватившие меня женщины, и я вдруг увидела Амму прямо перед собой. Я застыла, не смея пошевелиться, и она, смеясь и узнавая меня, позвала к себе, раскрыв бесконечно огромные руки. Для кого на свете столько шири, Столько муки и такая мощь? Амма понянчила меня на своей груди, потом прикоснулась теплыми губами к щеке, и по телу прошел мгновенный ток. Она потрепала меня по головке, как маленького капризного ребенка и отпустила восвояси. Голова кружилась, но множество рук тут же схватили, оттащили меня от Аммы и отбросили в сторону. Такое грубое обращение после сладкого поцелуя Аммы показалось мне оскорбительным. Но я, конечно, понимала, что если б никто тут не занимался порядком, столпотворение было бы страшное и жертвы неминуемы. Неожиданно из толпы выбежала Тарини. - Я видела, все видела! Это чудо! Ты только приехала, в такой день, и сразу же побыла в объятиях Аммы! Как долго она тебя держала! Люди часами стоят и ждут, чтобы получить даршан. Амма благосклонна к тебе, я рада, очень рада... 20 сентября - 3 октября Я жила в ашраме на побережье индийского океана. С балкона находившейся на десятом этаже комнаты виднелись две бушующие под ветром и дождем стихии. Светлое море пальм, рассеченное заводью, и темная рябь океана простирались во все стороны, сливаясь и постепенно растворяясь в одном небе. Над пальмовым лесом кружили небольшие приморские орлы, принятые было мною за чаек, но, присмотревшись, я поняла, что ошиблась, их хищные крючковатые профили выдали их истинную сущность. Иногда там появлялись огромные бурые орлы. Напряженно разведя черепичные крылья, словно пилы, рассекающие сгущенный приморским туманом воздух, эти летающие чудовища спускались так низко, что, казалось, были бы не прочь унести в небеса человека. Так орлы охотились, медленно кружась над пальмами. По всей видимости, они должны иногда падать вниз, хватать жертву и уноситься с нею ввысь. Я долго наблюдала за ними, но так и не видела их пикирующими. Они все так и продолжали летать как заведенные, не меняя траектории и скорости, по своему заколдованному кругу. В центре ашрама стояло сказочно разукрашенное здание. Большую часть дня из него доносились музыка и религиозные песнопения - Банджас. Там находился просторный холл, где Амма проводила даршан. Этот ашрам был огромный лагерь, в котором постоянно обитало около тысячи человек, а в праздники прибывало еще несколько тысяч. Вся жизнь сосредоточивалась вокруг Аммы. Она была на устах у всех. Энтузиасты сидели у входа в ее покои дни и ночи, ожидая, когда она выйдет, если она вообще куда-либо выходила в тот день, чтобы только увидеть ее, и, если охрана допустит, прильнуть на нескончаемую долю секунды к ее ногам. Люди стояли, давясь и обтекая потом, во влажном, мало отличающемся от воды воздухе. Когда Амма выходила, ее с трудом ограждали от бросающихся ей под ноги обожателей. Обычно она проводила даршан несколько дней в неделю. Сеанс продолжался с четырех часов дня до раннего утра. Иногда даршан переходил в банджанс, песнопения. Люди, получившие поцелуй благословенния, часто оставались в зале и любовались Аммой до рассвета. Сидя на корточках, вплотную друг другу, под бессильным жужжанием вентиляторов и всесильным жужжанием комаров, они, забывая обо всем, неотрывно следили за каждым движением богини. День начинался с восходом солнца. Многие на утреннюю молитву не просыпались. Но к семи желательно было встать: давали завтрак. В ашраме три раза в день бесплатно раздавали рисовую кашу, приправленную острым кокосовым соусом. Европейцы вряд ли бы выжили на такой диете. Для них работала платная столовая. Там подавали нормальную, но безвкусную североевропейскую пищу: овсяную кашу, пюре, овощной суп и хлеб. Работать два часа в день в столовой было в ашраме обязательным правилом. Амма появлялась в белоснежном сари, поэтому неудивительно, что большинство людей старались одеваться исключительно в белые одежды. Деловые индийцы, приезжавшие сюда со всем семейством, с удивлением наблюдали очередь долговязых белых людей, покупавших еду в столовой. Белобрысые немцы, веснушчатые американцы в широких белых доти задумчиво двигались, рассеянно озирая внешний мир. Как хотели они во всем подражать местным жителям! Но скорбным видом с замечтавшимися взорами скорее напоминали мне христианских монахов, чем йогов. Постепенно я знакомилась со старожилами ашрама, давними почитателями Аммы, много лет там проживавшими. Большей частью это были пожилые дамы с кротким выражением лица. Мне представили одну из них, израильтянку - старую женщину, с сухими серыми глазами. Она жила тут много лет и свято верила в божественную сущность Аммы. Кибуцница в прошлом, она хорошо освоилась с местной жизнью - к коммуне ей было не привыкать. За ашрамом вдоль побережья тянулась рыбацкая деревня. Темный океан бросал упругие, словно резиновые волны на покрытый черными глыбами берег. В детстве я слышала, что у каждого моря есть свой цвет. Живя в Москве, я мечтала о море, вид безбрежности являлся символом изначальной неустроенности бытия. Людям, живущим в городах, меж задуманных человеческим мышлением строений, трудно ощутить эту безбрежность. Неповторимый, а потому несравнимый ни с чем цвет морской воды, намекал на мистическую сущность моря. Вода индийского океана имела серовато- темный оттенок. А волны средиземного моря голубые и нежные, будто зовущие к чувственности. Воды красного моря на самом деле розовые, как камни и кораллы, покрывающие его дно. Не все обитатели ашрама фанатично поклонялись Амме. Были путешественники, приехавшие расслабиться и погулять. Мы ходили на море, развлекались и устраивали шахматные турниры. Жизнь напоминала молодежный лагерь. Вскоре, как ни странно, образовалась маленькая русская компания, состоявшая из меня, сибиряка и русского американца. Бледный сибиряк начитался Вед и приехал сюда погреться, да покушать бананов. Мальчик из Нью-Йорка, Боря, выглядел как отвергнутый миром еврейский скрипач, он был хорошо образован, но душевно нездоров. Его расстройство замечалось довольно быстро, хотя в чем оно было - трудно сказать. Взор быстро менялся от глубокой сосредоточенности до полной рассеянности. Логично рассуждая на какую-нибудь тему, он мог неожиданно отстраниться, резко сменить веселость на меланхолию, или вдруг, подняв руки к лицу и будто бы защищаясь, убежать, не сказав ни слова. Боря жаловался, что злая энергия людей воздействует на него, лишая собственной воли и опустошая. Веря в укрепляющую душу любовь Аммы, мама послала его в Индию, как до этого посылала в Израильскую ешиву, с надеждой на выздоровление. Недалеко отсюда был расположен город Кучин, где есть еврейская община, и стоит древняя синагога. Там Боря купил себе молитвенник, из которого распевал иногда еврейские молитвы. Пел он хорошо, жители ашрама собирались вокруг него и слушали. Он пел, но, бывало, следуя какой-то захватившей его мысли, вскакивал и убегал на берег моря. Там он смотрел на суетливую жизнь крабов, кучами копошившихся между полированных волнами черных скал. "Интересно", - он рассказывал, " наблюдать за теми, кто не похож на людей, лишен индивидуальности..." Кто так болен индивидуальностью, как не современные европейцы, ищущие на Востоке средства от нее избавиться, как хотят избавиться от забитого старыми ненужными вещами мешка, который приходится тащить за собой вперед и вперед. Но, пытаясь избавиться от ненужного груза, человек замечает, как кровно привязан к каждой своей рваной тряпке, сколько нежных воспоминаний вызывает в нем рухлядь, вытащенная на свет божий, что сам этот мешок сросся с телом, через него уже проходят вены и артерии, несущие жизнь всему организму, и что оставить его или выбросить какую-то вещицу из его недр равносильно самоубийству...