Н.В. Гоголь "Ревизор": описание, герои, анализ комедии. Ревизор – анализ произведения Ревизор гоголь главная мысль

04.07.2020

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

Краткий анализ

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Тема

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея , которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Композиция

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его принимают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными в литературе.

Главные герои

Жанр

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма .

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2984.

«Ревизор» поистине гениальное произведение Н. В. Гоголя , нет человека, который бы не слышал фразу: «К нам едет ревизор». Комедия написано легко в жанре гротеска и потому читается быстро, с удовольствием и непринужденно. Но, несмотря на всю простоту изложения пьесы, вопросы, которые поднимает автор и глубина творения не так проста, как кажется на первый взгляд.

Конечно, в основе творения лежит тема чиновников их произвол и безнравственность, но не стоит забывать, что за должностями всегда стоят люди со своими слабостями и пороками. Именно эту проблему и поднимает на всеобщее обозрение Н.В. Гоголь. Автор касается запретных тем, тех вопросов, которые как грязное белье непринято выставлять напоказ.

Действие сюжета разворачивается в провинциальном уездном городе, расположенном где-то в захолустье: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Городом N управляет городничий , который пользуется своим положением и безнаказанностью, творя произвол – расхищая казну и принимая взятки в любом эквиваленте. Что у него, что у других чиновников весьма своеобразное понимание о заботе благосостояния города и его жителей. Все воспринимается сквозь призму­ наживы, напрочь позабыв о нравственности и моральных ценностях. Так, деньги, выделенные на строительство церкви, давно украдены. Город находится в запущении, в больнице грязно, пациенты видом своим похожи на кузнецов и курят табак, в суде сторожи, разводят гусей и сушат вещи, учителя гримасничают и корчат рожи ученикам. Лекарства не приобретают, в силу суждения: «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет», потому люди в уездном городе «как мухи выздоравливают». Полицейские же вместо выполнения своих обязанностей бесчинствуют, пьянствуют и избивают горожан.­ Но при этом городничий «в вере тверд» и каждое воскресенье посещает церковь.

Весь этот привычный уклад жизни меняет весть о прибытии ревизора. Администрация города, испытывая страх перед часом расплаты, в суете и попытках скрыть свои прегрешения, по ошибке принимает за ревизора совсем другого человека – Хлестакова , который в комедии выступает в противовес чиновникам. Он совсем из другого окружения, и является человеком глупым, недалеким, хвастливым «без царя в голове». Но именно эта непосредственность и вводит в заблуждение представителей власти городка.

Чиновники же, привыкшие судить по себе, всячески пытаются угодить лже-ревизору и подсовывают ему взятки, при этом, не забывая доносить, друг на друга. Хлестаков же человек жадный очень быстро увлекается возможностью легкой наживы, и с приличной суммой покидает город, оставляя бюрократов ни с чем.

Таким образом,­ в Ревизоре собраны все возможные человеческие грехи. Неспроста Николай Васильевич заканчивает комедию немой сценой. Только посредством такого приема можно подвести финальную черту, еще раз дополнительно подчеркнуть все недостатки и особенности характера персонажей, и указать, на то, что любое зло не остается безнаказанно!

02.12.2016 - 17:53

Дайте определение термину «сюжет». Назовите основные этапы развития сюжета комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Сюжет - это система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательный ход событий, составляющий содержание художественного произведения.

«Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», - писал Н.В. Гоголь. Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.

Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза Городничего: «…к нам едет ревизор». И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники. Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержатся постояльцы богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях.

Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Из ничего они творят образ ревизора. И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, возникает страх.

События третьего действия. Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за важную государственную персону, и начинает играть эту роль очень непринужденно. Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местными чиновниками - у всех он берет деньги. Сцена взяток содержит грубо комический ход. Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем суммы от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего. Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу.

В пятом акте - кульминация в развитии реальной интриги - это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним. Однако торжество его омрачается приходом почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел.

Сцена чтения письма Хлестакова - это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, от чего оно началось.

«Немая сцена» у Гоголя обрела различные интерпретации критиков. Одно из ее толкований: прибыл, наконец, настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.

Какие человеческие пороки разоблачает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

В комедии “Ревизор” Н.В. Гоголь с большой обличительной силой разоблачает пороки общества времен царской России: взяточничество, казнокрадство, чинопочитание. В центре внимания - представители чиновничества из небольшого уездного города.

Главный человек в городе - городничий. По отношению к мещанам он груб и несправедлив, перед вышестоящими он выступает в роли усердного служаки, подхалима и лизоблюда.

Колоритен образ попечителя богоугодных заведений Земляники. Он обкрадывает своих несчастных подопечных, не лечит их: “ Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет.то и так выздоровеет”. Лекарем в уезде является немец Гибнер, который не понимает русского языка, поэтому лечить людей не может.

Местный судья Ляпкин-Тяпкин дела ведет тяп-ляп. Он настолько безразличен к служебным делам, что уездный суд превратился в некое подобие фермы, прямо в передней сторожа содержат гусей. Беря взятки борзыми щенками, Ляпкин-Тяпкин считает себя высоконравственным человеком.

Почтмейстер Шпекин не только глупец, но и подлец. Он вскрывает и читает чужие письма, наиболее интересные оставляет для своей коллекции.

Таким образом, автор наглядно показал, что местное чиновничество погрязло в произволе. Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, показателем ума и предприимчивости. Произведение Н.В.Гоголя не только комично, но и исполнено трагизма.

Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». «Здесь досталось всем, а больше всех мне», - сказал однажды сам Николай I.

Тему комедии «Ревизор» можно определить словами Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». То есть, говоря коротко, тема— изображение типического русского уездного города, где - чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Основную можно проиллюстрироватьцитатой: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

Основные проблемы:
- чинопочитание;

Взяточничество;

Морально-нравственное обнищание.

В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь. Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия. Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.

Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.

В комедии показана жизнь типичной России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.

Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт и определяет основное содержание пьесы.

  1. Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

Сатира - вид комического, беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

В смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество. Он жестоко высмеивает все пороки чиновников, показывает истинное лицо чиновничьей России и тем самым пытается что-либо изменить.

Например, судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен». «Образованность» судьи позволяет ему держаться независимо с городничим. Попечитель богоугодных заведений Земляника, «человек толстый, но плут тонкий», нагло обворовывает больных, о которых, напротив, должен бы заботиться. Однако он не утруждает себя: «Человек простой, если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Гротеск - предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального.

Например, обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают за ревизора из столицы, да еще дают взятки. Используя приемы гротеска, иронизируя над героями, Гоголь показывает, что чиновники, по сути, никчемные, неумные, завистливые, а иногда и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (Земляника рассказывает Хлестакову о проступках практически всех чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды).

Объясните смысл немой сцены в финале комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Финал пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» - необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, - все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. На театральных подмостках замер город духовной нищеты, низости, глупости и человеческой жалости, застыла картина убожества, бессмысленности и уродства, порожденных полицейско - бюрократическим режимом николаевской эпохи.

Последняя немая сцена представляется зрителю настоящим зеркалом. По задумке Гоголя, как мне кажется, весь зрительный зал видит в этой замершей сцене себя. Не случайно во время первых показов спектакля на сцене действительно было зеркало. Сам Н. В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии - это мысль о наступающем возмездии.

Раскройте смысл эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». (Народная пословица).

Эпиграф отражает основную мысль всей комедии. Чиновники прекрасно знают о том, что свои служебные обязанности они не выполняют, знают, что все дела находятся в запущенном состоянии. В основу сюжета положен переполох среди чиновников, который поднимается в городе после известия о приезде ревизора. Обсуждение мер, которые нужно предпринять, на самом деле становится настоящим саморазоблачением. Но чиновники направляют свои усилия не на то, чтобы устранить недостатки, которыми полна жизнь города, а на то, чтобы замаскировать их. Причем рекомендации раздает самый главный чиновник - городничий. Это он должен следить за порядком в городе, за его благоустройством. Из монологов этого персонажа зритель понимает, что тот очень хорошо осведомлен о состоянии дел во всех ведомствах, но ничего не делает для того, чтобы искоренить беспорядки. Он сам берет взятки и попустительствует в этом другим. Последняя немая сцена представляется зрителю настоящим зеркалом. По задумке Гоголя, как мне кажется, весь зрительный зал видит в этой замершей сцене себя. Не случайно во время первых показов спектакля на сцене действительно было зеркало

«Ревизор» – комедия, которая является актуальной и по сей день. Взяточничество и пренебрежение обязанностям, глупость и халатность в сегодняшнем мире имеют место быть и процветают. Именно поэтому в произведении «Ревизор» главная мысль, которая выражена еще во времена написания произведения, актуальна и сегодня.

О чем произведение

В комедии «Ревзор» подчеркиваются основные пороки российского общества, в частности чиновничества и людей, которые несут ответственность за существование самого государства, ведь из каждого маленького уездного города и складывается большая страна. Столичные ревизоры обязаны проверять порядок в таких городах. Но человеческая глупость и нечестность доводят ситуацию до абсурда. В итоге читатель понимает, насколько важно быть честным по отношению к себе и своим обязанностям.

Основная мысль произведения

Автор пытается донести до читателя важную мысль о том, что за свои действия (или бездействие) необходимо нести ответственность. Даже если в какой-то момент тебе удается «выкрутиться», все равно справедливость восторжествует. Тот самый настоящий ревизор все равно приедет. Нужно быть честным и выполнять свои обязанности как нужно. Тогда не страшны будут никакие проверки, ведь честь и правильное отношение к делу всегда выше, чем глупость, халатность и пренебрежение к своей работе. В этом и заключается основная мысль «Ревизора».

Тема – изображение в комедии всей чиновничьей России со всеми её пороками, осмеяние зловредных пороков человека, несправедливости, произвола, мошенничества, притворства, лицемерия и корысти...

Конечно, в комедии действуют не только государственные служащие. Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой.

Идея комедии «Ревизор» в эпиграфе, предшествующем комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - заложена основная мысль пьесы. Мысль Гоголя не только посмеяться над происходящим, но указать на будущее возмездие

Осмеивается среда, порядок, устои. Это не «насмешка над Россией», а «картина и зеркало общественной... жизни». В статье «Петербургская сцена в 1835-36 году» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие». Немая сцена, завершающая действие, яркое тому свидетельство. Чиновников уездного города ожидает возмездие. Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через положительного героя (такового нет в пьесе), а через действие, поступки, диалоги. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя. Разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь порок», - писал Н.В. Гоголь.

Проблематика

Широта художественного обобщения позволяет увидеть в комедии сатиру на всю государственную бюрократическую систему царской России.

В "Ревизоре" Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Но самое главное, они привыкли к беспечности в духовной жизни. Зрители смеются над героями, которые погибают именно духовно. Обратимся к примерам из пьесы, которые показывают такую гибель.

Городничий искренне считает, что "нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят". На что судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин возражает: "Что же вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело".

Судья уверен, что взятки борзыми щенками и за взятки считать нельзя, "а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль..."

Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд...»).

Пример дружеской преданности Пушкина - послание “Во глубине сибирских руд...” Оно обращено к ссыльным декабристам. Восстание против царского режима передовых дворян-офицеров, которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года, взбудоражило всю общественную жизнь России. Оно же явилось богатым источником вдохновения для А. С. Пушкина – певца воли и свободы, ненавидящего тиранию.
Глубоко переживая участь офицеров, сосланных на каторгу, впечатленный смелостью и размахом начатого ими дела, поэт пишет своим друзьям полное самого искреннего восхищения “Во глубине сибирских руд… “.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
По мнению А. С. Пушкина и многих передовых людей того времени, восстание не было побеждено, потому что дело, начатое так решительно, будет поддержано потомками.
После подавления восстания многие отвернулись от арестованных декабристов, даже друзья, боящиеся царской немилости. Вот почему поэт выражает надежду на то, что
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы…

Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Как вы считаете, какие черты, приметы в своём «Осеннем вечере» «подсмотрел» Ф.И. Тютчев? Какими особенностями личности должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы уметь «подсмотреть» такие черты?

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.

Черты:
светлость осенних вечеров
пестрота дерёв
грустно-сиротеющая земля
порывистый, холодный ветр
В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

Чтобы такое заметить, как мне кажется, нужно иметь жизненный опыт или просто встречать на своём пути таких страдающих людей. Ну и, конечно, нужно быть талантливым поэтом.