Можно ли посещать службу во время месячных. Православные правила: можно ли ходить в церковь с месячными

16.10.2019

Считается, что во время месячных путь женщине церковь закрыт.

Заходить в церковь, а уж тем более причащаться нельзя.

Так ли это на самом деле?

И почему естественная физиология вызывает столько споров на протяжении нескольких веков существования христианства?

Можно ли ходить в церковь во время месячных: причины нечистоты

Никакой внятной причины, по которой женщине запрещено посещать храм во время критических дней, нет. Все дело в том, что Ветхий Завет содержит запрет, связывая отторжение крови и тканей с нечистотой женского тела в особые дни, а Новый Завет напрямую этот запрет не отменяет.

Наиболее прямой ответ на вопрос прихожан, можно ли ходить в церковь во время месячных и в чем причина запрета, дал в XVII веке афонский преподобный Никодим Святогорец:

Физической нечистотой в народе считаются все телесные выделения, откуда бы они ни исходили;

«нечистота» женщины во время месячных должна была стать запретом на совокупление, что напрямую связано с благополучным вынашиванием ребенка и появлением на свет здоровых младенцев;

Нечистота месячных символизирует телесное, не связанное с волей человека, а значит, греховное.

Двоякое понимание самой возможности прийти в храм в нечистом состоянии изложено Патриархом Сербским Павлом. Он допускает посещение храма во время месячных выделений (при условии соблюдения необходимых гигиенических процедур), но только для молитвы, целования икон, участие в песнопениях. А вот причащаться или креститься в этот период нельзя.

Понятие нечистоты женского тела в известный период связано еще и с тем, что в прежние времени отсутствовали надежные средства гигиены. Осквернение храма кровью считалось чуть ли не преступлением, ведь это символ вечной жизни, противостоящей не столько физической, сколько духовной смерти.

Кроме того, в период месячных отторгается (символически) жизнь: яйцеклетка гибнет, а вместе с ней погибает надежда на рождение нового человека, последователя Христа. Пока не завершится очищение от скверны, женщине нечего делать в Храме Господнем.

Можно ли ходить в церковь во время месячных: кто за, а кто против

Мнение отцов церкви остается мнением. Точный ответ на вопрос может дать либо Святое Писание, либо сам Господь. И здесь есть над чем подумать. Дело в том, что согласно евангельской притче, сам Христос позволил женщине в период кровотечения (в Евангелии от Матфея она названа «кровоточивой женой»), прикоснуться к нему ради исцеления, обратившись со словами: «Смелее, дочь».

Скептически настроенные церковнослужители парируют: женщина осмелилась прикоснуться лишь в краю одежды Сына Божьего, но не к телу. Нет ли в том запрета?

На вопрос мирян, можно ли ходить в церковь во время месячных, отрицательно отвечали:

Епископ Александрийский Дионисий (III век): принимать Святыню можно лишь с чистой душой и телом;

Епископ Александрийский Тимофей (IV век): причащаться до полного очищения нельзя;

Св. Иоанн Постник, живший в VI веке, требовал епитимьи (наказания) для женщины, осмелившейся принять святые тайны нечистой.

Понятие нечистоты женщины связано, возможно, с тем, что отторгается отмершая ткань и кровь. Это напрямую связано с идеей смерти, противоречащей учению Христа. Ветхий Завет регламентирует все стороны жизни верующий, уделяя особое внимание пище и болезням. Новый Завет отвергает ветхозаветное понимание нечистоты, так как прошлое миновало и наступило новое время. Всякий умерший с верой в Христа оживет, поэтому прежняя телесная нечистота не имеет никакого значения и смысла. Не имеет значения и сам вопрос мирян «можно ли ходить в церковь во время месячных». Христос в Евангелии и сам прикасается к мертвым, и разрешает дотронуться до себя «кровоточивой жене».

Допускали вхождение женщины в храм во время месячных очищений святые, признанные отцы Церкви Христовой:

Св. Григорий Двоеслов: женщина может участвовать в таинствах (в том числе в таинстве Причастия) во время кровотечения, ведь месячные – естественный физиологический процесс, они не грешны;

Святой Афанасий Александрийский: все, сотворенное Богом, чисто, все есть добро. Род Божий не несет ничего изначально нечистого, а осквернение происходит от другого.

Не удивительно, что разные отцы церкви давали разные рекомендации прихожанам относительно посещения Храма и участия в таинствах. Невоцерковленным людям трудно понять, можно ли ходить в церковь во время месячных. Тем не менее актуальность проблемы не вызывает сомнений. Бывает, что женщина долго готовится к причастию, но природа берет свое. Что делать?

Бывают и более трагические ситуации. Они могут быть связаны, например, с тяжелой болезнью. Можно ли ходить в церковь во время месячных в случае, если требуется срочно причаститься или приложиться к святыне? Иногда ситуация складывается так, что на ожидание очищения нет и нескольких дней.

Можно ли ходить в церковь во время месячных: как решить вопрос прихожанкам

Сегодня вопрос возможности прихода в храм связан с тем, как трактует его настоятель. В некоторых церквях запрещено прикасаться к святыням даже поранившимся священникам: кровотечение от раны становится прямым запретом на участие в ритуалах. Прихожанкам же запрещено исповедаться, причащаться и даже венчаться. Дело не в том, что женщина не чиста, а в том, что при кровотечении запрещено прикасаться к святыням.

Православные священники в большинстве своем запрещают таинство причащения во время очищения кровью. Степень категоричности зависит от батюшки. «Не дерзайте!» – такова формула запрета.

Есть и такие священнослужители, кто считает жесткий запрет пережитком прошлого и не препятствует женщине участвовать ни в службе, ни в таинствах. Естество женское, из которого рождается человек, не может быть источником греха.

Так что же делать прихожанкам? Можно ли ходить в церковь во время месячных? Точный ответ на этот вопрос может дать лишь батюшка той церкви, куда ходит женщина, или ее духовник. Поступать нужно так, как велит духовное лицо в соответствии со своим пониманием Писания.

Из поколения в поколение передается строгий запрет на посещение женщинами храма в дни менструации. Одни люди верят в это и строго следят за соблюдением правила. Другие негодуют и возмущаются запретом, думают, почему же нельзя. Третьи, не обращая внимания на критические дни, приходят в церковь по велению души. Так разрешается ли во время месячных ходить в церковь? Кто, когда и почему запретил женщинам посещать ее в эти особые для женского организма дни?

Создание мужчины и женщины

Ознакомиться с моментами создания Господом Вселенной можно в Библии в Ветхом Завете. Первых людей Бог создал на шестой день по образу и подобию своему и назвал мужчину Адамом, а женщину – Евой. Из этого следует, что изначально женщина была чистой, у нее не было месячных. Зачатие ребенка и его рождение не должны были быть мучительны. В их мире, наполненном совершенством, не было ничего нечистого. В чистоте было тело, мысли, действия и душа. Но совершенство было недолгим.

Дьявол воплотился в образ змия и стал искушать Еву, чтобы она вкусила плод с Дерева познания добра и зла. Он обещал ей могущество и знание. Женщина вкусила плод сама и угостила им мужа. Так произошло грехопадение на все человечество. Адама и Еву изгнали из Рая. Бог обрек женщину на страдания. Он сказал, что отныне она будет зачинать и рожать в муках. Именно с этого момента женщина считается нечистой.

Запреты Ветхого Завета

Правила и законы были важны для людей того периода времени. Все они были прописаны в Ветхом Завете. Храмы создавались для общения с Богом и для приношения ему жертв. Женщина же не являлась полноправным членом общества, а была дополнением мужчины . О грехе Евы, после которого у нее начались месячные, помнили все. Менструация была напоминанием о том, что женщина натворила .

Ветхий Завет четко давал ответ на вопрос о том, кому можно, а кому и почему запрещено было посещать Святой Храм. Не посещали его:

  • с проказой;
  • с семяистечением;
  • те, кто прикасался к трупам;
  • с гнойными выделениями;
  • женщины во время менструации;
  • женщины, родившие мальчика – 40 дней, родившие девочку – 80 дней.

Во времена Ветхого Завета на все смотрели с физической точки зрения. Грязное тело считалось признаком нечистого человека. Женщине во время критических дней запрещалось посещать Храм , а также места с большим количеством людей. Она была далека от собраний народа. Кровь нельзя было проливать в святых местах. Так длилось до пришествия Иисуса Христа и принесения им Нового Завета.

Нечистота отменяется Новым Заветом

Иисус Христос акцентировал внимание на духовном, пытался достучаться до человеческой души. Он пришел, чтобы искупить все человеческие , в том числе грех Евы. Если у человека не было веры, все его дела считались бездуховными. Черные мысли человека превращали его в нечистого, даже при чистоте его тела. Святой Храм стал не конкретным местом на Земле, а перенесся в души человеческие. Христос говорил, что душа и есть Храм Бога и Его Церковь . Мужчины и женщины стали равны в правах .

Однажды произошла ситуация, которая возмутила всех священнослужителей. Во время нахождения Христа в Храме одна женщина, страдающая много лет от кровотечения, прошла сквозь толпу к нему и прикоснулась к его одеждам. Христос, почувствовавший ее, обернулся и сказал, что ее вера спасла ее. С этого времени в сознании человечества произошел раскол. Одни остались верны чистоте физической и Старому Завету. Они придерживались мнения, что женщине ни в коем случае нельзя ходить в церковь во время месячных. А те, кто послушался учения Иисуса Христа и последовал вере в Новый Завет и духовную чистоту, перестали придерживаться этого правила. После его смерти вошел в силу Новый Завет. Пролитая кровь стала признаком начала новой жизни.

Ответы священников на вопрос о запрете

Так можно ли ходить в церковь во время месячных?

Католические священники давно решили для себя вопрос о посещении женщиной церкви в критические дни. Они считают месячные естественным явлением и не видят в них ничего плохого. Кровь давно перестала проливаться на полы церкви, благодаря современным гигиеническим средствам.

А вот православные священники не могут прийти к единому мнению. Одни говорят, что женщине нельзя заходить в церковь во время месячных. Другие говорят, что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам во время менструации приходить в церковь, но ставят запрет на некоторые священные таинства:

  1. венчание;
  2. исповедание.

Запреты по большей части связаны с физическими моментами . По гигиеническим соображениям во время менструации нельзя опускаться в воду. Не очень приятно смотреть на кровь, перемешивающуюся с водой. Венчание происходит долго и ослабленный организм женщины во время месячных может его не выдержать. Часто происходят обмороки, женщина испытывает слабость и головокружение. Во время исповеди затрагивается психоэмоциональное состояние женщины. А в период месячных она пребывает немного в неадекватном состоянии. Поэтому, если женщина решит исповедаться, она может сказать то, о чем будет долго жалеть. Вот почему нельзя исповедоваться во время месячных.

Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов. Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена. При месячных нельзя ходить в церковь.

Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена. Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается. А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.

Но ей на помощь приходит Новый Завет и его чистота души. А это значит, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно . Даже нужно! Ведь Иисус помогает именно тем, кто искренне верит ему . А чистота тела не играет в этом большой роли. Тем, кто придерживается правил Нового Завета, ходить в церковь во время месячных не возбраняется.

Но и тут есть поправки. Раз Церковь и Святой Храм находятся в душе человека, то ему совсем необязательно приходить в определенное помещение за помощью. Женщина может помолиться Богу в любом месте. И если мольба идет от чистого сердца, то ее услышат намного быстрее, чем при посещении храма.

Итог

Никто не может сказать точно, можно ли ходить в церковь во время месячных. У каждого есть свое мнение по этому поводу. Ответ на этот вопрос женщина должна дать сама, решить, почему она хочет пойти в церковь.

Запрет как есть, так и его нет. Нужно смотреть на то, с какими намерениями женщина хочет пойти в церковь .

Если целью посещения является просьба о прощении, покаяние в грехах, то можно идти в любое время и при месячных тоже. Чистота души — это главное.

Во время критических дней лучше всего размышлять о своих поступках. Иногда во время месячных вообще не хочется никуда выходить из дома. А во время менструации ходить в храм можно, но только если этого требует душа!

Вечная тема, с которой постоянно сталкиваются священники, можно ли ходить в церковь во время месячных. Наверно, каждая верующая православная молодая женщина задавалась таким вопросом, поскольку не знала, где кроются корни запрета вхождения в храм во время месячных.

Месячные с точки зрения Ветхого Завета

Как говорит священник Константин Пархоменко, для разрешения проблемы, можно ли ходить в церковь во время месячных, необходимо обратиться к Ветхому Завету, в котором существуют некоторые предписания по поводу чистоты и нечистоты тела человека. Что считается нечистым по Ветхому Завету? Отдельные болезни человека, его мертвое тело и как раз истечения из половых органов женщин и мужчин. На первый взгляд все просто и ясно, но на самом деле библейские предписания сложнее и намного глубже, чем может показаться вначале.

Получается, что по Ветхому Завету, когда человек не является чистым, ему следует тактично быть в стороне от Бога. В целом нечистота тесно связана с темой смерти, а болезни, кровотечение явно напоминают о смертности людей. Перейдем к страницам Нового Завета, где Спаситель данную тему кардинально переосмысливает. Христос является воплощением Жизни, и каждый, кто с Господом, если и умрет, то оживет. А с этим пропадает и смысл всякой другой нечистоты.

Месячные: Новый Завет

Вспомните, согласно Евангелию, в то время как кровоточивая женщина прикоснулась к краю одежды Спасителя ради выздоровления, не было укора от Господа, его слова: "Вера твоя спасла тебя". Слова апостола Павла гласили: "Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4, 4). В первую очередь здесь говорится о нечистоте в пище, то есть нет продуктов, созданных Богом, которые были бы нечисты. О месячном кровотечении сказано не было, но исходя из логики проповеди апостола Павла, месячные являются естественными процессами организма, а значит, это не предосудительно и не может отлучить человека от Господа и его благодати.

Возможно, знакомый нам с вами запрет на то, что ходить в церковь во время месячных нельзя, исходит из традиций первых веков, когда некоторые их придерживались, опираясь на богословские убеждения Ветхого Завета или просто "на всякий случай", как говорится. Другие же заходили в храм во время месячных, еженедельно, под угрозой смерти, причащались и служили Литургию. Никто не отлучал их от этого, ничего об этом не упомянуто в древних церковных памятниках.

Месячные и церковь: вывод

Получается, что женщине можно ходить в церковь во время месячных, ведь как брак, рождение детей, так и месячное естественное очищение организма не мерзко перед Господом. Такое очищение, как и самого человека, создал Бог. А то, что создано Спасителем, свято и чисто. Подтверждением этого будут слова св. Григория Двоеслова (VI век), который пишет, что не надо запрещать женщине ходить в церковь во время месячных, так как она не виновата в том, что дано ей природой против собственной воли. Он также обращается к моменту, что женщине с кровотечением Господь позволил прикоснуться спасительной одежды его и исцелиться.

Что касается Причастия Святых Тайн Христовых, то и здесь нельзя препятствовать женщине в дни менструации. Если отказ ее будет из великого почтения, конечно, это заслуживает похвалы. Но ежели она причаститься в критические дни, то грехом назвать это нельзя и отлучать от этого также не следует, как пишет священник Константин Пархоменко. А в 18 веке преподобный Никодим Святогорец называет причину нечистоты месячных: она заключается в запрете для мужчин совокупляться в эти дни с женщинами в основном из-за заботы о потомстве.

Современное общество предоставило людям достаточно свобод, в том числе, и выбор религии. От всеобщего атеизма люди, все чаще, обращаются к церкви. Но, знания о церковном укладе в советскую бытность, были выбиты очень крепко из людей, поэтому, сейчас, у многих возникают вопросы - когда ходить в церковь, что надо одевать, как вести себя в церкви? Священники отвечают на эти вопросы однозначно: к церкви надо прийти всем сердцем, а остальные правила вы изучите со временем.

По каким дням ходить в церковь

Принято считать, что ходить в церковь можно по субботам и воскресеньям, когда идут большие службы. Совершенно ошибочное мнение. Церковь открыта для людей в любой день. Церковники говорят, что обращение к богу происходит лучше в общей молитве, когда хор ее поет, а прихожанин подпевает. Еще одна причина этого, кроется в том, что основная часть прихожан в будни, занята работой, а, в церковь, идут, в свободное время, в выходные. Поэтому, почти все крупные праздники, приходятся на выходные, так что сходить, и приобщиться к всеобщей молитве в этот день труда не составляет.

Когда нельзя ходить в церковь

Вопрос, когда нельзя ходить в церковь, интересует, в основном, женщин. Существует мнение, что во время месячных, женщина, не должна переступать порог храма. Служители церкви это правило подтверждают. И, объясняют его, в соответствии с учением Христа. По церковным канонам, причащаясь, человек вкушает плоть и кровь Христа, и, становится священным, в момент соединения со святынями. А, у женщины, эта святая кровь тут же вытекает, священники считают это недопустимым. Поэтому, причащаться в месячные женщине запрещено. А, заодно, и приходить в храм не рекомендуется.

Еще один вопрос, интересующий женщин, когда можно ходить в церковь во время беременности. Церковь считает беременность и ребенка, внутри матери, благословенными Богом, чудом священным, и никакого запрета на молитвы, и присутствие в храме, не налагает. Напротив, призывает беременных молиться Божьей Матери, и, святым, защищающим мать и ребенка.

В какие часы приходить в церковь

В церкви, совершенно, не существует запретов по времени посещения храмов. Церковь открыта с утра, с момента начала заутренней, и до вечера. Ночью, посещение храма не приветствуется, потому что храм - это такое же учреждение, как и любое другое. Надо понимать разницу между общением с Богом, которое у вас может происходить постоянно, и посещением храма, там, есть определенные часы для посещения. По ночам, храмы открыты в праздничные дни, например, на Рождество, на Крещение. В любое время, когда можно ходить в церковь, вы придете для молитвы, и совершите все, что необходимо. А, по ночам, служители церкви спят, также, как и любой человек.

Так уж задумано природой, что ежемесячно у женщин наступают критические дни. Они влияют на самочувствие и образ жизни, но, помимо этого, месячные вызывают споры о том, можно ли в этот период ходить в церковь? Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. По этому поводу существуют разные мнения, даже среди священнослужителей.

До сих пор единого четкого мнения на этот счет нет. Споры о женской «нечистоте» ведутся веками. И авторитетные богословы по-разному объясняли, как дочерям Евы вести себя в дни менструаций.

Сегодня в разных храмах существуют свои правила для посещения и участия в обрядах женщин, переживающих критические дни. Сводятся они к 3 основным вариантам поведения:

  • Женщинам во время месячных нельзя даже заходить в храм, не говоря уже об участии в таинствах.
  • Посещать церковь можно, но нельзя ставить свечи, пить святую воду, прикасаться к иконам и прочим святыням. Запрещено причащаться и участвовать в таинствах крещения, венчания, елеосвящения.
  • Не существует никакого запрета на посещение храма и участие в любых обрядах.

Истоки запрета

Стоит отметить, что речь идет о христианских традициях. Но вопросы о допустимости приходить в церковь в «эти дни» беспокоят только православных прихожанок. У западных христианок таких сомнений не возникает, они свободно посещают храмы, причащаются, ставят свечи, прикасаются к иконам.

В российском православии с этим все намного сложнее. Потому наши батюшки так часто слышат вопросы от своих прихожанок, как же им быть в дни месячных. Ответы могут быть разными.

Отношение к менструации как к проявлению «нечистоты» женского тела отражено еще в ветхом завете. Нечистой считалась и сама женщина, и любой, кто к ней прикоснется.

Истечение крови воспринималось как греховное уничтожение зародыша новой жизни, напоминание о смертности людей. Когда, таким образом, проявлялась искаженная грехопадением Адамы и Евы природа человеческая, следовало держаться подальше от божьего храма.

Но есть и другое толкование запрета присутствия женщины с месячными в церкви. Дело в том, что в святом месте нельзя проливать кровь. А в те далекие времена у женщин не было надежных средств гигиены, так что в любой момент могла случиться неприятность.

Но ветхозаветные времена давно миновали, а на вопросы прихожанок, почему им в критические дни нельзя в церковь, так и нет однозначного ответа.

Мнения авторитетных богословов

Еще святой Климент Римский в III веке писал, что дух святой присутствует с верующими всегда, и женщина не лишается его в дни естественного очищения. Ведь ее именно такой создал сам господь, ничего «мерзкого» в этом нет.

Нельзя винить представительниц прекрасного пола в том, что от них не зависит, а дано природой - об этом писал и святой Григорий Двоеслов. Святитель был против запрета не только на посещение, но и на принятие святого причастия. Если женщина сама, из великого почтения и благоговения не дерзнет участвовать в этом таинстве, тогда другое дело, это достойно похвалы. Но, если она захочет причаститься, то обвинять ее в том, что она совершила прегрешение, не стоит.

Все, кто в этом споре вставал на сторону женщин, вспоминали описанную в библии историю о кровоточивой женщине. Она посмела прикоснуться к краю одежды Иисуса и тут же исцелилась. И Господь не только не прогневался на болящую, но и ободрил ее добрыми словами.

Само понятие «ритуальной нечистоты» в новом завете Иисусом Христом отделяется от всего телесного, не зависящего от человека. Естественные физиологические процессы не могут быть оскверняющими. Бояться нужно грязных мыслей и поступков и стремиться к чистоте духовной.

Современные взгляды церкви

В наше время многие прихожанки недоумевают по поводу запрета посещать церковные службы, даже обижаются такому к себе отношению. Но точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

Большинство церковнослужителей и богословов считают, что предвзятое отношение к особенностям женского организма является суеверием и пережитком. Но ведь есть и другое мнение. А поскольку в традициях православия в женщине приветствуется смирение и послушание, прихожанки часто просто не знают, кого слушать.

Например, аргумент тех, кто на стороне прекрасного пола, звучит так - церковь всегда была и остается приютом для всех, кого одолевают немощи, беды и скорби. А женщина в критические дни слаба не только физически, ей тяжело и в моральном плане. Так зачем же усугублять ее скорби пусть временным, но отлучением от встречи с господом в его доме?

А само признание женщины нечистой в такие дни унижает ее достоинство, превращая во второсортное существо. Протоиерей Константин Пархоменко, редактор православного интернет-портала «Азбука веры» и преподаватель Духовной семинарии, полностью на стороне женщин. Он уверен, что человека оскверняет только совершенный им грех, а не естественные процессы организма.

Многие служители церкви считают запрет на присутствие в храме и участие в обрядах устаревшим каноном. Сегодня во многих храмах женщины работают без оглядки на их месячный цикл - они наводят порядок, пекут просфоры, продают свечи, иконы, книги в церковной лавке.

С тем, что женщине во время месячных можно присутствовать в храме и молиться, согласно большинство служителей церкви. А вот с таинствами дело обстоит по-другому. До сих пор современные батюшки против, чтобы женщины причащались, принимали крещение и венчались во время менструации. Исключение делается только для смертельно больных и в том случае, если кровотечение продолжается длительный период и связано с тяжелым заболеванием.

Однако стоит отметить, что в храме никто не спрашивает прихожанку, есть ли у нее в данный момент месячные. Можно свободно приходить и участвовать в церковной жизни.

Чтобы не мучиться вопросом, идти или нет в критические дни в храм, лучше придерживаться порядков своего прихода. Если ваш священник против посещений, то лучше, подождать и со спокойной совестью прийти на богослужение в другой день. Своеволие и бунтарство не свойственны православным христианкам, поэтому получить разрешение (или запрет) на то, чтобы присутствовать в храме в «эти дни», нужно у своего духовника.