Московский Храм Христа Спасителя (история строительства и сноса). Храм христа спасителя краткая информация

17.10.2019

Храм Христа Спасителя - один из главных храмов России. Храм с непростой трагической историей. Прочитать историю, интересные факты, узнать об архитектурных особенностях храма, а также увидеть фото Вы можете на сайте информационного порта «Православие и мир».

Храм Христа Спасителя – это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма – 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся “русско-византийского стиля” храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Восстановление Храма Христа Спасителя

19 августа 2000 года в Москве произошло событие исторического масштаба. В этот день в восстановленном Храме Христа Спасителя патриарх Алексий II совершил Великое освящение собора.
История самого большого собора современной России началась в далеком XIX веке. В конце 1812 года император Александр I издал указ о создании храма-памятника, посвященного победе в Отечественной войне. Но от указа до закладки прошло целых 25 лет, а строился храм почти 44 года и был освящен только в 1883 году. Архитектором собора стал К.Тон, над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Г. Семирадский, В. Суриков, К. Маковский и др. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор - первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов А. Логановского, Н. Рамазанова, П. Клодта.
По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм взорвали, на его месте решили построить самое высокое здание на планете – Дворец Советов. Но вместо Дворца на месте Храма сумели соорудить лишь открытый плавательный бассейн «Москва», который функционировал с 1960 по 1994 года.
В сентябре 1994 года правительство Москвы приняло решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. В рекордно короткие сроки, всего за 5,5 лет, Храм полностью восстановили. Он стал самым большим собором Русской православной церкви и вмещает до 10 тысяч человек.
Главным архитектором и руководителем проекта восстановления стал академик М. Посохин. Над воссозданием художественного убранства работали 23 артели художников под руководством президента Российской Академии Художеств З. Церетели. Скульптурное убранство фасадов воссоздано под руководством академика Ю. Орехова при содействии фонда "Скульптор".
А теперь посмотрим насколько точно к оригиналу был восстановлен Храм Христа Спасителя:
1.Высота здания XIX века составляла 48,5 саженей (около 103,5 м), а высота восстановленного храма с куполом и крестом составляет 103 м.
2.Плоскости стен первого храма были оштукатурены, а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого камня карьера в Коломенском уезде. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля крыш (кроме куполов) заменена на покрытие на основе нитрида титана. Эти изменения привели к смене цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную.
3.Декоративные элементы первого храма делались из мрамора и мраморной крошки, что привело к нескольким случаям обрушения деталей в начале XX века. Для декора нового храма выбрали искусственный камень.
4.В первом храме пол был выложен из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших войну 1812 года - Франции, Италии. Для современного храма мрамор привезли из тех же каменоломен.
5.Из росписей XIX века сохранилась лишь небольшая часть росписей Семирадского, остался образ Спасителя работы Сорокина. И сохранилась картина Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», где можно увидеть некоторые росписи. Все фото, сделанные в конце XIX - начале XX века, черно-белые. По этим открыткам и воссоздавался храм.
6.К. Тон осуществил желание императора Александра I - убранство Храма Христа Спасителя стало летописью Отечественной войны, Храм читали, как книгу. В современном храме также прослеживается история Отечественной Войны 1812г.: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты военного времени, в хронологическом порядке описаны все 71 сражения, напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812г. По южной и западной стороне расположены описания 87 сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира в Европе.
7.На стенах восстановленного храма появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые горельефы.
8.Современный Храм Христа Спасителя - это комплекс из «верхнего храма» - Храма Христа Спасителя, «нижнего храма» - Преображенской церкви и Стилобатной части, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Возрождение Храма Христа Спасителя – это не только восстановление разрушенного церковного объекта, прежде всего - это восстановление величайшего памятника отечественной истории и культуры, восстановление благодарности и памяти мужеству русских воинов, защитивших Отчизну.

130 лет назад, 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Судьба Храма Христа Спасителя. Архивные кадры к 130-летию освящения Собора

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году .

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500‑летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100‑летие Отечественной войны 1812 года, 300‑летие Дома Романовых.
В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором после 200‑летнего перерыва был избран патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922‑1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван . Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи — Дворец советов. Великая Отечественная война (1941‑1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва" (1960‑1994).

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новост http://ria.ru/spravka/20130608/941627670.html
РИА Новости

В этот день 130 лет назад произошло освящение Храма Христа Спасителя только вошедшим на престол Императором Александром III. В честь такого юбилея мы решили познакомиться поближе с историей Храма.

А началось все 25 декабря 1812 года , когда последний солдат армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык ».

Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.
Уже в 1813 году был объявлен официальный конкурс на проект храма-памятника, в котором приняли участие выдающиеся архитекторы того времени. К декабрю 1815 года на конкурс поступило около 20 проектов.
Большинству из проектов была присуща высокая степень однородности. Мысль и воображение архитекторов того времени работали в рамках строго определенных понятий, обусловленных идеями архитектуры ампира. Участники конкурса на проект храма Христа Спасителя в основном вдохновлялись собором Святого Петра в Риме и Пантеоном.

Проект, разработанный Джакомо Кваренги, схож с Пантеоном, особенно его главный фасад с восьмиколонным портиком коринфского ордера и торжественной лестницей перед ним.

Проект Воронихина тяготеет к собору Святого Петра в Риме.

Воронихин использовал также формы, ассоциирующиеся с готикой, - стрельчатые проёмы и характерные для западноевропейского средневековья декоративные элементы.

Но Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом, который сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.

Представления Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: «1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу ».
Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично называл «короною Москвы».

Доводами для выбора места было и желание Императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания ». Этому соответствовало и удачное географическое расположение (расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком), и то, что Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

По мысли Витберга, храм должен был стать тройственным, т.е. «храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един ». Таким образом, идея тройственного храма становится центральной в проекте Витберга.
Он работает, стремясь, «чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи ». Идея тройственного храма и то, что Витберг сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства, помогает ему выиграть конкурс.

Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены:
- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды);
- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй;
- круглый верхний - во имя Воскресения Христова.

Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Подземный храм предполагалось соорудить в толще берегового склона, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц.

При подведении итогов конкурса Государь с благосклонностью сказал Витбергу: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни ».
Церемония закладки - исключительно красивая и торжественная - состоялась 12 октября 1817 года , через пять лет после выступления французов из Москвы, и сопровождалась небывалым духовным подъемом.


А. Афанасьев - Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя


«Г-нъ Академикъ Александръ Лавретьевичъ Витбергъ, сочинитель плана и фасада храма сего поднес Государю Императору вызолоченную мѣдную крестообразную доску, с приличною надписью, которую Его Императорское Величество изволилъ положиь в углубленiе камня; за симъ Г-нъ Архитекторъ подалъ на двухъ приуготовленныхъ для сего серебрянныхъ, вызолоченныхъ блюдахъ - мраморный камень, серебряной вызолоченный молотокъ, таковую же лопатку и растворенную известь. Послѣ положенiя перваго камня, поданы были на серебрянныхъ же блюдах камни, приличный серебряный инструментъ и известь всей Царской фамилiи и присутствовавшему при семъ торжествѣ Прусскому Принцу Вильгельму ».
После закладки храма в 1817 году работа над проектом не закончилась, и окончательный вариант 1825 года представляет квадратный в плане однокупольный храм с величественными двенадцатиколонными портиками под треугольными фронтонами.

Во время строительства у Витберга возникли проблемы с доставкой камня и грунтом, что привело к проволочкам в строительстве.
Со смертью Александра I Витберг лишился своего главного покровителя. Новый самодержец России - Николай I - приказал приостановить все работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга Николай I 4 мая 1826 года создает специальный «Искусственный Комитет».
В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и разрезов Воробьевых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание ».
Это решило судьбу Витберга и его проекта. Строительство, задуманное с огромным размахом, закончилось для зодчего трагично. Витберга обвинили в растрате казенных сумм, начался процесс, который закончился в 1835 году обвинительным приговором и ссылкой архитектоора в Вятку.
В феврале 1830 года устраивается новый конкурс, причем было предложено разметить храм на вершине Воробьевых гор или в другом месте.
Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами.


А.С. Кутепов - Проект Храма Христа Спасителя,г лавный фасад и прилегающая к нему площадь на верхней площадке Воробьевых гор , 1831 г.

В проекте архитекторского помощника Е.Г. Малютина храм Христа Спасителя предлагалось построить в самом центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля, но на противоположной от Москвы-реки стороне - на громадной площади, простиравшейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот.

В проекте привлекал внимание оригинальный, редкий в архитектуре классицизма, четырехлепестковый план. Одним из двух вариантов проекта предусматривалась прямая связь площади храма Христа Спасителя с помощью переброшенного через Александровский сад моста с Кремлем.

Проект А.И. Мельникова был типичен для классицизма - пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8-колонными портиками.


А.И. Мельников - Проект Храма Христа Спасителя на верхней площадке Воробьевых гор, западный фасад, 1831 г.

И.Т. Таманский предложил разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю - на противоположной стороне Москвы-реки на Царицыном лугу.

Главная ось ансамбля, ориентированная на Соборную площадь Кремля, подчеркнута расположенной на берегу реки пристанью. Перед храмом Таманский предлагал воздвигнуть конный памятник Императору Александру I, в центре округлостей каждой из сторон овала - триумфальные ворота, символизирующие "две крайние точки великого дела - взятие Парижа и Москва, обновленная в славе и величии своего Отечества". Обелиски или пирамиды, стоящие внутри колоссальной овальной площади, Таманский предлагал украсить барельефами с надписями.


И.Т. Таманский - Генеральный план и проект храма Христа Спасителя на Царицыном лугу, 1829 г.



И.И. Шарлемань - Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, 1831 г.


10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Работая над проектом храма, Тон представил Николаю I на выбор три варианта размещения храма Христа Спасителя: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (вариант, родственный предложенному Бове), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня Пушкинская площадь; разновидность варианта, предложенного Шестаковым) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император лично выбрал последнее.

Судьба Алексеевского монастыря и до этих времен была непростой. Он был основан в 1358 году и являлся самым древним девичьем монастырем. В XVI веке, после страшного пожара 1547 года, на месте сгоревшего монастыря был основан Федором Ивановичем и Ириной - Зачатьевский монастырь.
Восстановлением Алексеевского монастыря в XVII веке уже на новом месте - в Белом Городе, в Чертолье - занялся царь Михаил Федорович. Особенно много для монастыря сделал царь Алексей Михайлович, нареченный в честь Алексия, Человека Божия.

В XIX веке, после Отечественной войны Алексеевский монастырь был восстановлен, но, как уже было сказано выше, его судьбу решил проект постройки на его месте Храм Христа Спасителя. Монастырь же перевели в 1837 году на место, где стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Красном селе.


Н. Бенуа - Общий вид выемки земли для фундаментов Храма Христа Спасителя, фасад храма и бывшего Алексеевского монастыря


Новый собор, как и храм Витберга, был обращен к Москве-реке и стоял на излучине высокого берега.

Принимая во внимание, что символика храма Христа Спасителя в целом была ориентирована на выявление связи с соборами Московского Кремля, большим достоинством окончательно выбранного места стал великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя вид на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года.


Генеральный план места строительства Храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона. 10 апреля 1832 г.


План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е гг.


На строительство согласно общему уговору скидывался весь народ. Вклад каждого изначально ограничивался определенными социальными рамками, чтоб самые бедные могли внести посильную для себя лепту, а у состоятельных не появилось искушения покичиться своей щедростью.

Разные предметы, относящиеся к закладке Храма Христа Спасителя, 10 сентября 1839 г.

В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии.


В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. Со смотровой площадки собора открывался незабываемый вид на малоэтажную Москву.

С 1878 по 1881 год велись работы по отделке площади-террасы вокруг Храма.
Весной 1880 года к подножию Храма Христа Спасителя, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но не собрался с силами. Так и лежал он с глазами, полными слез.
Остается лишь догадываться о тех чувствах, что испытывал выдающийся зодчий при виде своего главного творения.

Он умер, не дожив совсем немного до освящения своего детища, до того дня, когда под мощными сводами храма Христа Спасителя была провозглашена Вечная Память совершившим ратный подвиг во имя Отчизны, до того дня, когда и его, К.А. Тона, имя с благодарностью было произнесено простыми людьми, преклонившими колена в молитве пред алтарем...

К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а та кже установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Напротив главного входа, в восточной ветви креста проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имевшего аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI - первой половине XVII веков.


Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство - на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России.


Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

26 мая 1883 года , в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

15 августа 1917 года , в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

В 1918 году, после революции, в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.

1931 год - роковой для Храма Христа Спасителя. В соответствии со сталинским Генеральным планом реконструкции Москвы архитектурной доминантой этого района должен был стать Дворец Советов. 18 августа 1931 года , ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором.

Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. На скульптуры накидывали буксировочные тросы и за шею выволакивали наружу. Ангелов - так, что у них отлетали головы и ломались крылья - сбрасывали с высоты на землю, в грязь. Мраморные горельефы раскалывали, порфировые колонны дробили отбойными молотками.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. И это было делом непростым: оказалось, что ни ломом, ни зубилами стены Храма не взять, потому что они были сложены из крупных плит песчаника, которые при кладке вместо цемента заливали расплавленным свинцом.

Тогда и решили - нужно взрывать. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.
В несколько часов все было кончено. Вот что писал об этом варварстве литературовед Л.В. Гартунг: «Мы с Б.Л. (прим. Б.Л. Пастернаком) смотрели из окна, как готовится взрыв Храма, и после того, как здание рухнуло, печальные, отошли от окна, подавленные и молча... »

Все более или менее ценные вещи приспосабливали под "нужды народного хозяйства". Золото с куполов (а его на одном только главном было более четырехсот килограммов) смывали химическим путем на заводе им. В. Менжинского, колокола переплавили.

В целости сохранился лишь один колокол с башенных часов потому, что через семь лет он был пристроен на верхней площадке Северного речного вокзала. Для решения вопросов с интерьерами была создана специальная Комиссия по изъятию художественных ценностей. Эта комиссия велела сохранить по одной работе художников В. Сурикова и Г. Семирадского ("Тайная вечеря").


Несколько горельефов, выполненные скульпторами А. Логановским и Н. Рамадановым, были вмурованы в крепостную стену Донского монастыря. "Городские легенды" говорят о том, что многие части Храма, основательно переделанные, можно встретить и в метро, и в парках, и в вестибюлях административных зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, однако к 1941 году был уложен только железобетонный фундамент глубиной более 20 метров и возведен металлический каркас примерно до высоты шестого этажа.

Дворец советов проект

В 1941 году грянула Великая Отечественная война, и балки из стали "ДС" особой прочности пришлось пустить на изготовление противотанковых ежей, а затем и разобрать часть каркаса для восстановления поврежденных железнодорожных мостов. После войны от грандиозной стройки остался лишь заброшенный котлован, углубления в котором стали заполняться водой. В начале 1950-х годов в котлованных озерках завелись караси...
В 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" по проекту архитетора Д. Чечулина появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

Бассейн "Москва"


Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам". Подогретая в бассейне вода была соответствующим образом хлорирована, в результате чего каждую зиму сильные испарения с поверхности были причиной коррозии окружающих зданий, и даже представляли угрозу для мировых шедевров, хранящихся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя. Проект нового Храма выполнили архитекторы М.М. Посохин, А.М. Денисов и другие. Бассейн демонтировали, а на его месте возвели огромный стилобат, который ныне вмещает в себя зал Соборов Русской православной церкви, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, а также множество административно-хозяйственных помещений. На полученной платформе был возведен монолитный железобетонный каркас с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. На нем по той же технологии соорудили главы.По одному из сохранившихся оригинальных колоколов был установлен сплав, и после изучения материалов в виброакустической лаборатории на АМО-ЗИЛ был отлит нынешний набор колоколов. К новому оформлению собора был привлечен З. Церетели. 19 августа 1996 года , в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём. 19 августа 2000 года состоялось великое освящение Храма собором архиереев.Использованная литература:
1. xxc.ru
2. Москва - исторический путеводитель
3. Н.П. Ямской - Московские бульвары

Главной церковью Москвы и всей страны является Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя это Кафедральный Собор Русской православной церкви расположенный в российской столице, городе Москве, в пешей доступности от Красной площади и Александровского сада, на Москве реке, по адресу: улица Волхонка, 15-17.

Настоятель Храма Христа Спасителя - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм Христа Спасителя в Москве был построен как объект благодарности богу за помощь и заступничество в трудный период истории России при наполеоновском нашествии во время Отечественной войны 1812 года. Храм выступает также символом и памятником русскому народу за его мужество и героизм, проявленные во время вооруженных действий.

Храм был воздвигнут по проекту архитектора К.А. Тона, 26 мая 1883 года. Строительство церкви продолжалось почти 44 года, первый камень был заложен 23 сентября 1839 года. После, в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года, здание храма было разрушено. Вновь отстроено лишь в 1994-1997 годах. Именно этот вновь возведенный в 90-х годах в псевдорусском стиле Храм, мы и видим в настоящее время.

В храме Христа Спасителя проходили и проводят все главные юбилеи и торжества. Этот Храм является одной из главных достопримечательностей города, составляет неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы, он служит и частью культуры и общественно-политической жизни всей страны. Официальный сайт Храма Христа Спасителя в Москве: xxc.ru .

Добраться до Кафедрального Собора, Храма Христа Спасителя можно на метро. Ближайшая станция метро - Кропоткинская. Также можно доехать до станций метро Театральная, Охотный ряд, Александровский сад или Арбатская, а дальше прогуляться пешком до Собора, заодно увидеть другие главные достопримечательности страны, такие как , Мавзолей, Московский Кремль и Александровский сад.

Самый прекрасный вид на Храм Христа Спасителя открывается с Патриаршего моста. Именно с этой точки можно видеть Храм во всей красе, без каких-либо наклонов или углов.

Кстати, Патриарший мост в Москве тоже входит в десятку главных достопримечательностей города. Это пешеходный мост пересекающий Москву реку и соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее мост пролегает через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и заканчивается на Якиманской набережной. Патриарший мост был сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского, открыт в 2004 году.

Архитектура моста, как и сам Собор Христа Спасителя, напоминает традиционную московскую архитектуру девятнадцатого века. В темное время суток мост освещают светильники оригинальной формы, встроенные в полотна моста.

Патриарший мост является любимым местом прогулок гостей и жителей города. На нем влюбленные назначают свидания, а брачующиеся фотографируются и вешают «замки любви». Этих замков любви на перилах моста огромное множество, здесь и маленькие замочки и большие амбарные, и оригинальные именные выполненные на заказ. Раз мост такой посещаемый, то его не обошли своим вниманием и предприниматели города. По всему мосту то здесь, то там предлагают выпустить голубей, за плату, конечно же. Этих «голубиных магнатов» на мосту настолько много и они столь навязчивы, что это порядком раздражает.

С 2008 по 2011 годы на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.

С Патриаршего моста можно видеть здание шоколадной фабрики "Красный Октябрь" и памятник Петру I. Памятник Петру первому в Москве является одним из самых высоких памятников в России, его общая высота достигает 98-ми метров. Официальное название памятника - Памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.

С другой стороны Патриаршего моста можно видеть Кремлевскую набережную, Кремлевскую стену и здания комплекса Кремля - Государственный Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Вид на город с Патриаршего моста

Не будем уходить далеко от главной темы данной статьи и вернемся к Храму Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве, является самым большим собором Русской Православной Церкви, его вместительность до 10 000 человек. Внешняя часть собора оформлена рядом мраморных горельефов, а главным украшение служат золотые купола с венчающими их крестами.

Храм имеет 4 колокола: Большой Торжественный, его масса составляет 29,8 тонн, услышать его звон можно только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, его голос можно слышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 тонны и 5-ти тонный Будничный.

Это монументальное сооружение, особенно его золотые купола, хорошо видно с многих мест города Москвы. Происходит это благодаря тому, что расположен Собор на возвышенности - холме.

С разных ракурсов открываются такие непохожие друг на друга виды Храма Христа Спасителя и его вспомогательных строений

Собор Христа Спасителя имеет несколько входов и выходов, главный со стороны улицы Волхонка. Именно с этой улицы можно попасть в храм.

Вход в Храм Христа Спасителя свободный, бесплатный. Проход через охрану и металлоискатели. Снимать и фотографировать в Храме запрещено, поэтому фотографии внутреннего убранства отсутствуют. Но рассказать, расскажем.

Внутри Храм Христа Спасителя имеет высокие стены со сводчатыми потолками, полностью расписанные цветными картинами и ликами святых. Богатое красочное убранство, преобладание красного и золотого цветов. В Храме несколько этажей и множество залов. Расположены торгово-сувенирные лавки. Музей Храма Христа Спасителя, вход бесплатный, экскурсии платные. Основу музея составляют материалы, повествующие об истории строительства, разрушения и воссоздания Собора. Музей это некий памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. И галерея воинской славы, здесь на мраморных досках в хронологическим порядке перечислены все основные события сражений и представлены фрагменты сохранившихся мемориальных плит с именами героев.

Наше личное мнение о Храме Христа Спасителя. Большой? Да, большой, массивный и бросающийся в глаза! Красивый? Не думаем. Ощущения от Внутреннего убранства - чересчур, в глазах рябит, как будто попал в безвкусно обставленный музей. Что действительно было красиво в Храме так это высокие сводчатые расписанные потолки. Ими мы полюбовались от души.

Комплекс Храма Христа Спасителя в Москве

В комплекс храма Христа спасителя входят естественно сам Храм Христа Спасителя, Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, Часовня Державной иконы Божией Матери, Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя в Москве

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует времени основания монастыря, то есть шестнадцатому веку. Церковь имеет три алтаря: главный, в честь Преображения Господня и два малых придела, в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

Главными святынями Преображенской церкви являются икона Спас Нерукотворный художника Сорокина, чудом сохранившаяся после разрушения Храма, древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая, находившаяся до этого в церкви города Бари.

Эта деревянная небольшая часовня расположена не в самом храме, а чуть поодаль, но близ Храма, ниже его уровня.

Место главной святыми Часовни Божией Матери занимает икона Богородицы «Державная», обретенная в двадцатом веке. Именно эта икона стала одной из главных святынь в современной России.

Рядом с Часовней Державной иконы Божией Матери можно видеть красивое здание, это дом Перцова . Доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный в 1905-1907 годах архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом по эскизам художника С.В. Малютина, автора русской матрешки. Вот и сам дом чем-то напоминает знаменитую русскую матрешку и теремки из русских народных сказок.

Дом Перцова выполнен в стиле модерн. В оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. На декоре фасада здания просматриваются формы причудливых мифологических существ, сказочных животных и растений. А также резные украшения на окнах и стенах дома. Эдакий домик-теремок из сказки, нашедший своё место и так гармонично вписавшийся в архитектуру современных зданий в самом центре российской столицы.

Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя в Москве

Храмом Христа Спасителя управляет Фонд Храма Христа Спасителя. Именно этот фонд привлекает благотворителей, собирает и распоряжается пожертвованиями, сдает залы Храма в аренду, проводит выставки и устраивает экскурсии. Фонд действует на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя № 01 от 24.05.2004 года, заключенного с Департаментом имущества города Москвы.

Фондом Храма разработаны и проводятся следующие экскурсии :

Храм Христа Спасителя, посещение Зала Церковных Соборов, подъем на смотровые площадки. Да, в Храме Христа Спасителя есть смотровые площадки, с которых открывается прекрасная панорама на окрестности Москвы. Вот только подняться на эти площадки можно лишь в комплексе с экскурсией.

Горельефы Храма Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки.

Росписи галереи Нижнего Храма (притчи), подъем на смотровые площадки.

Храм Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки, Хоры.

Стоимость групповых экскурсий от 400 рублей с человека. Группы от 10 человек.

Официальный сайт Фонда Храма Христа Спасителя: fxxc.ru .

Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве

Рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Благоверного великого князя Александра Невского, Мощи Святителя Ионы митрополита Московского, Мощи Равноапостольского великого князя Владимира, Мощи Преподобной Марии Египетской и Благоверного князя Михаила Тверского, Мощи Святителя Петра Митрополита Московского, Мощи Святителя Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Апостола Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преподобного Михаила Малеина, Мощи Святого великомученика Феодора Стратилата, Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной, Глава Святого Григория Богослова, Мощи Преподобной Евфросинии Московской.

Статус Храма Христа Спасителя в Москве

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет негосударственная, некоммерческая организация - фонд храма Христа Спасителя.

В церковно-административном отношении храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.

Как мы путешествуем дешево!

Отели со скидками ищем на Roomguru. Он ищет на множестве сайтов бронирования, в том числе и на Букинге, что дает возможность сравнивать цены и выбирать самый оптимальный вариант

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает самые дешевые авиабилеты