Моне здание парламента в лондоне описание картины. Описание серии картин Клода Моне «Парламент в Лондоне. Несколько интересных сочинений

27.09.2019

Оска́р Кло́д Моне́

(1840 - 1926) -

французский живописец,

один из основателей импрессионизма .

Серия картин Клода Моне «Парламент в Лондоне»

Клод Моне, услышав о неком торговце картинами, написал серию не из 2-3, а из одиннадцати картин, на каждой из которых был изображен туманный пейзаж со зданием Лондонского парламента на берегу Темзы. Вообще, картин на тему Лондонского тумана Моне создал по крайней мере 37. Написание серии, изображавшей Парламент, давалось ему с трудом. Как он говорил, образы ускользали от него, то и дело меняясь. Поэтому, начав в 1901, закончить ее он смог лишь вернувшись в свою мастерскую в 1904 г.

Что можно отметить на каждой картине серии? Стремясь передать всю плотность и материальность тумана, художник размывает все формы, попутно стирая границы (особенно это очевидно в месте схождения поверхности воды и неба). Лодочники на некоторых из картин стоят в своих суднах, пытаясь разобрать сквозь густоту тумана, куда им следует плыть. Постройки предстают силуэтом, размытой тенью, которая лишена материальности, и лишь его отражение в воде доказывает, что это именно объемная постройка, а не призрачный мираж.

Густыми и зернистыми мазками покрыто все полотно, что еще больше усиливает эффект туманности и позволяет передать всю игру света, которая совершенно отлична от других на разных картинах серии. Интересно и то, что здание парламента имеет несколько ненатуральные пропорции, что заметнее всего выражается в удлинении центральной башни, что не типично для других картин автора. Возможно, это следствие переработки картин в мастерской, а возможно, намеренный прием для создания идеальной композиции в таком виде, каком она видится художнику.

В картинах серии «Парламент в Лондоне» Моне смог создать максимально красочную фактуру, добившись единой композиции и передав все настроение и все образы Лондонского тумана.





Здание Парламента

в Лондоне

1900-1904

Холст, масло, 92 х 215

Вот какая история произошла с этой живописной работой художника.

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет – серый. Как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне! На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый!

Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

«Парламент в Лондоне» - ярчайший пример главного принципа живописи Моне – он не признаёт объективную реальность, отвергает неизменность каких-либо качеств предметов, а утверждает, что цвет и форма изображаемого зависит только от сиюминутного освещения.

Сквозь густой туман, озарённый последними всполохами заходящего солнца, проступают очертания одного из самых узнаваемых зданий Лондона. Острыми иголками пронзают небо шпили Вестминстерской башни. Солнце освещает неспокойные мелкие волны реки, окрашивая водную гладь в золотистые тона. Только великолепный Моне мог подметить эту величественную, но быстротечную красоту, заставить время остано виться, чтобы рассказать о ней всем остальным.

Цикл «Руанский собор» - это цикл из 30 картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от

времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х гг.

Серия картин похожа на множество копий фотографий, к каждой из которых применили какой-то фильтр. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Вся суть в освещении. В разное время суток источник света – солнце – находится в разных точках небесного свода. Освещая композицию собора по-разному, светило меняет расположение теней на здании, создавая причудливые формы. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет.

Собор позволил художнику выделить парадокс между на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

Невозможно представить, как сильно художник любил это чудо архитектуры, если написал столько картин с его изображением. С полотен Моне собор предстаёт перед зрителем совершенно разным: загадочным, потерянным или уверенным, весёлым. Погодные условия меняют атмосферу картины, а вместе с ней - настроение, которое передаёт художник.

Клод Моне Лондон.Парламент. (сочинение по картине) Ученика 3 «Б» класса МБОУ лицея №7 г.Красный Сулин Ростовской области Локтионова Семёна

Клод Моне представитель импрессионизма (франц. - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XX в. Он пытался как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. Сюжеты картин: городские улочки, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания. Главное для него было чередование света и тени, причудливая игра солнечных "зайчиков" на самых обычных предметах. Моне использовать новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков. Его работы следует смотреть с расстояния, тогда четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. (1840-1926)

Лондон. Парламент. 1904г.

Одной из таких картин является «Лондон. Парламент» (1904г.), где художник изобразил, Вестминский дворец – резиденцию английского парламента. Это одно из самых красивейших и знаменитых зданий Лондона. Размытость форм и отсутствие границ между небом и водой. Здесь архитектурное строение лишено материальности, оно становится бесплотным силуэтом, расплывчатым, едва отличимым от своего отражения в воде. Это еще более усиливает впечатление нереальности и призрачности здания Парламента, которое возникает на полотне, подобно привидению. Оно выглядит, как скалы обрывистого берега. Остроконечные шпили башенок, как бы растворяются в вышине. Величественно и романтично возвышается башня Виктории над королевским входом знаменитой часовой башни Биг-Бен отбивающей первые утренние часы. Кроме того, чтобы усилить визионерский характер архитектуры, Моне изменяет ее пропорции и зрительно удлиняет высоту центральной башни. Стёрты границы замка и его отражения в воде. У его подножия мелкой рябью просыпается Темза. В ней затерялось робкое утреннее солнце, которое своими лучами сквозь туман пытается обласкать ещё спящий город. Лодка одинокого рыбака плавно скользит вниз по реке. Солнце ещё не взошло, а его лучи уже окрасили небо в золотисто-персиковые тёплые цвета. В холодных водах Темзы отражается небесное буйство красок. Благодаря туману, всё кажется в лиловой дымке. Единообразие красочной фактуры создает ощущение плотности тумана и дает возможность перемежать мазки различных цветов. С их помощью художник передает игру света, подчеркивает взаимопроникновение реальности и ее изображения. В картине палитра сохраняет присущее художнику чувство меры и ограничивается главным образом синим, желтым и некоторыми оттенками розово-фиолетового цвета.

Ссылки: http://gallerix.ru/album/Claude-Monet - репродукция картины Моне Лондон. Парламент http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5,_%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D0%B4 – Портрет Клода Моне, о жизни художника. http://impressionnisme.narod.ru/index.htm - статья импрессионизм.

Художник Клод Моне, услышав о неком торговце картинами (Дюран-Рюэле), нарисовал серию не из двух или трех, а целых одиннадцати картин, на каждой из которых был изображен туманный пейзаж со зданием Лондонского парламента на берегу Темзы. Вся работа, по словам автора,

Вообще, картин на тему Лондонского тумана Моне создал по крайней мере 37 полотен, но написание серии, изображавшей Парламент, давалось ему с трудом. Как он говорил, образы ускользали от него, то и дело меняясь. Поэтому, начав в 1901, закончить ее он смог лишь вернувшись в свою мастерскую в 1904 году.

Что можно отметить на каждой картине серии? Стремясь передать всю плотность и материальность тумана, художник размывает все формы, попутно стирая границы (особенно это очевидно в месте схождения поверхности воды и неба). Лодочники на некоторых из картин стоят в своих суднах, пытаясь разобрать сквозь густоту тумана, куда им следует плыть. Постройки предстают силуэтом, размытой тенью, которая лишена материальности, и лишь его отражение в воде доказывает, что это именно объемная постройка, а не призрачный мираж.

Густыми и зернистыми мазками покрыто все полотно, что еще больше усиливает эффект туманности и позволяет передать всю игру света, которая совершенно отлична от других на разных картинах серии. Интересно и то, что здание парламента имеет несколько ненатуральные пропорции, что заметнее всего выражается в удлинении центральной башни, что не типично для других картин автора. Возможно, это следствие переработки картин в мастерской, а возможно, намеренный прием для создания идеальной композиции в таком виде, каком она видится художнику.

В картинах серии «Парламент в Лондоне» Моне смог создать максимально красочную фактуру, добившись единой композиции и передав все настроение и все образы Лондонского тумана.

Творчество Клода Моне отличается разнообразием тем, композиционных решений и создаваемых образов. Живописец много раз писал здание Парламента в Лондоне . При этом работы, посвящённые созданию «английских» пейзажей, отличались своеобразием, непохожестью. При том, что сюжетная линия была единой для данной серии работ, все картины этой тематики были самобытны и неповторимы.

Примером может служить импрессионистическое полотно кисти Клода Моне «Здание Парламента в Лондоне. Закат». Картина написана в 1904 году, в период жизни Клода Моне в Англии. На сегодняшний момент работу можно найти в Цюрихе в Кунстхаусе. Изображение создано художником в технике масляной живописи. «Здание Парламента в Лондоне. Закат» входит в серию работ Клода Моне, посвящённых Англии, её городам, особенностям бытия «туманного Альбиона».

Закатное изображение здания Парламента исполнено особой экспрессией, эмоциональностью колорита, яркостью и контрастностью световых эффектов. Картина отличается особым тревожным настроением. Характерно ощущение красоты угасающего дня, своеобразной «гибели» дня. Это, своего рода, метафора ухода, трагедия гибели чего-то прекрасного. Силуэт здания Парламента расцвечен в насыщенные тёмно-синие и чёрные тона. Очертания здания напоминают острые зубцы какого-то условного ограждения, выписанного со всей строгостью и серьёзностью линий и пропорций. Чёрно-красный колорит полотна вносит ощущение разделённости мира, двойственности окружающего. Полотно совсем не походит на лёгкую, нежную импрессионистическую зарисовку. А скорее являет собой насыщенное смыслами и философскими раздумьями художественное произведение. Неотвратимо рождаются ассоциации, связанные с философией катастрофы, представленной пейзажем в огненно-чёрных закатных красках. Главным живописным символом этого полотна художник объявляет горящее пламенеющее всеми оттенками красного солнце.

Это закатное солнце как бы довлеет над всем, выступая композиционным центром. Отражение закатного солнца в водах Темзы удваивает, усложняет пространство картины. Мазки-всполохи, которыми нарисован красно-жёлтый огненный шар в плоскости неба и водной поверхности окрасили собой всё зримое пространство.

Импрессионистическое мастерство Клода Моне по-особому воплотилось в серии лондонских пейзажей. Художник показал в своих работах, насколько передаваемая реальность может быть изменчива, непостоянна, условна. Многие искусствоведы отмечают тот факт, что импрессионистический метод Моне не передаёт объективной реальности и не признаёт неизменности качеств объектов. Искусство Моне, как и свет в его полотнах –мерцает, скользит, заливая всю окрестность своим теплом.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Моне - это всего лишь глаз, но, бог мой, зато какой!» Поль Сезанн

14 ноября 1840 года в Париже родился Оскар Клод Моне, французский живописец, один из основателей импрессионизма. Его знаменитые кувшинки, маковые поля, здание Парламента относятся к самым дорогим и почитаемым картинам мира.

Моне запомнился в мировой истории прежде всего как революционер в искусстве. Он первым развил новые технические приемы письма, первым использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал изображать объект несколько раз при различном освещении и погодных условиях.

Картина «Впечатление. Восход солнца» стала отправной точкой для творчества всех импрессионистов.

Однако как и у большинства новаторов, жизнь художника складывалась непросто. Еще в зрелом возрасте у него начались проблемы со зрением, а к концу своей жизни он и вовсе ослеп из-за двойной катаракты. Но то наследие, которое Клод Моне оставил после себя, считается настоящим достоянием всего человечества и разбросано по самым лучшим музеям и галереям мира.

В этот день редакция сайт решила рассказать вамоб истории создания лучших картин художника и приводит его самые известные цитаты.

Терраса в Сент-Адресс, 1867

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Один из ранних шедевров Моне, эта картина представляет собой не только художественную, но и биографическую ценность. Она написана в тот период, когда страдающий от безденежья художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом. Две фигуры, сидящие в креслах, - это отец Моне и, вероятно, тетка. Перед ними стоит кузина художника с неизвестным. В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ более позднего периода.

Здание парламента в Лондоне, 1904

Музей д’Орсэ, Париж

Клод Моне нарисовал серию картин Вестминстерского дворца, здания британского Парламента, во время пребывания в Лондоне с 1900 по 1905 гг. Картины имеют одинаковый размер и точку зрения - окно Моне в больнице Св. Томаса, выходящее на Темзу. Они, однако, окрашены в разное время дня и при различных природных обстоятельствах. В этот период он оставил свою раннюю рабочую практику- доводить картины до конца на месте перед объектом.

Поле маков у Аржантея, 1873

Музей д’Орсэ, Париж

Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа - Аржантее. Прекрасный сад и небольшой дом - все, о чем художник только мог мечтать. На картине - жена и сын Моне. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой. Кажется, что фигуры женщины и мальчика будто вырастают прямо из поля.

Завтрак на траве, 1866

ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва

В 1865 году Клод Моне работал недалеко от Парижа над большой картиной «Завтрак на траве». Законченное полотно не удовлетворило художника, и он уехал в Париж, оставив ее в качестве залога хозяину дома в Шайи. По возвращении Моне нашел холст сильно пострадавшим от сырости и, спасая картину, разрезал ее на три части. Потом он решил все-таки написать картину на эту тему, и, будучи в 1866 году снова в Шайи, он создает уменьшенный вариант большой композиции.

Дама с зонтиком, повернувшаяся налево, 1866

Музей д’Орсэ, Париж

Клода Моне называли «человеком солнца» из-за яркого света, которым отличается большинство его пейзажей. Моделью для «Дамы» послужила Сюзанна Гошеде, ставшая приемной дочерью Моне после того, как он женился на ее матери. «Дама» отличается эффектной позой, отчетливым изображением, энергичной манерой письма. Одним словом - это настоящий Моне в его лучших проявлениях.

Женщины в саду, 1866

Несмотря на то что «Женщины в саду» - одна из самых больших по размеру картин, когда-либо написанных импрессионистами (ее размеры 255×201 см), Моне работал над ней на пленэре, для чего ему пришлось выкопать в саду канаву и поднимать или опускать холст с помощью ворота. Моделью для всех четырех женских фигур послужила его будущая жена, Камилла.

Маннпорт, 1883

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников еще с XVIII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.

Кувшинки, 1916

Национальный музей Западного искусства, Токио

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта. На самом деле эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту в своей живописи.

Другие известные работы

Побережье возле Сент-Адресс, 1867

Дама в саду Сент-Адресс, 1867

Мост в Аржантее, 1874