Мое впечатление от рассказа Толстого «После бала» - Сочинения, Рефераты, Доклады. Рассказа Л. Н. Толстого «После бала Первое впечатление о рассказе после бала

04.07.2020

Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов. Произведение «После бала» является одним из самых известных рассказов писателя.

Известно, что о случае, который лег в основу «После бала», писатель узнал еще в юности. Будучи студентом Казанского университета, от своих знакомых Толстой услышал о жестоком наказании, проходившим во время Великого поста. Впечатление от этого ужасного рассказа так запало в душу писателя, что он помнил о нем на протяжении многих лет.

Нельзя сказать, что этот рассказ мне понравился. Он производит очень тягостное впечатление. Его основная часть, описывающая наказание беглого татарина, оставляет ощущение ужаса. Такого же тоскливого ужаса, какой испытывал рассказчик после всего увиденного: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Читая первую часть рассказа, описывающую бал, наполняешься легким и светлым чувством. Ты испытываешь чувство умиротворения и счастья, какое в своих произведениях может создать только Толстой. На страницах его лучших произведений, описывающих семейный уют, домашние праздники, всегда присутствует это теплое, чудесное настроение. В «После бала» рассказчик на балу так счастлив, как может быть счастлив влюбленный молодой человек, не знающий никаких бед в жизни. Иван Васильевич наслаждался своей молодостью, красотой, своей любовью.

Толстой психологически тонко описывает состояние рассказчика: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Как красиво описание танца Вареньки с ее отцом! Отец, уже грузноватый, но все еще красивый и подтянутый, не может насмотреться на свою красавицу дочь. Их танец говорит о любви отца и дочери, крепкой семье, теплоте душевных отношений. Все это было настолько явственно видно, что гости в конце танца зааплодировали полковнику и Вареньке. Рассказчик чувствовал, что и он любил Петра Владиславича. А как же могло быть иначе: ведь он отец его обожаемой Вареньки!

Описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. Ты радуешься за героя, тебе хорошо и легко на душе. И каким же контрастом звучит вторая часть рассказа, являющаяся главной в произведении! Ощущение страха и ужаса надвигается постепенно. Первым ее знаком становится музыка, «жесткая и нехорошая», а также что-то большое, черное, надвигающееся на рассказчика.

Свидетелем наказания татарина становится также прохожий кузнец. Его реакция подтверждает всю нечеловечность и кошмарность происходящего. На поле, через два ряда солдат, прогоняли татарина, обнаженного по пояс. Он был привязан к ружьям двух солдат, ведших его сквозь строй. Каждый из солдат должен был ударить по беглецу. Спина татарина превратилась в окровавленный кусок мяса. Беглец умолял прекратить его мучения: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но солдаты не знали пощады.

За всем происходящим следил полковник, строго шедший за татарином. Рассказчик узнал в этом полковнике отца Вареньки, который сделал вид, что не знает Ивана Васильевича. Полковник не только наблюдал происходящим, но следил, чтобы солдаты не «мазали», били в полную силу.

И это происходило в первой день Великого Поста! Без сомнения, все эти солдаты, не говоря уж о полковнике, считали себя истинными христианами. Я не говорю о том, что вообще такое издевательство над человеком – не по-христиански. Но делать это в Великий пост, когда все люди вспоминают о мучениях Христа! Или солдаты считают, что татарин – не человек, потому что он иноверец?

Первое чувство, которое испытал рассказчик, был вселенский стыд за всех: за этих людей, за себя. Как такое может происходить в мире, и что нужно сделать, чтобы больше не допустить такого? Эти вопросы остаются в голове после прочтения рассказа. Но, по-моему, это извечные вопросы, которые мучили людей на протяжении многих веков и будут мучить всегда.

Относительно себя рассказчик решил их: он просто устранился. Иван Васильевич решил никогда не служить, чтобы не быть замешанным в такие преступления против своей души. Вернее, это было несознательное решение. Это было веление души Ивана Васильевича, самое верное в его условиях, на мой взгляд.

Я не знаю, понравился ли мне рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Могу лишь с уверенностью сказать, что он не оставил меня равнодушным. И еще: я хочу, чтобы его прочитали мои будущие дети.

Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов. Произведение «После бала» является одним из самых известных рассказов писателя.

Известно, что о случае, который лег в основу «После бала», писатель узнал еще в юности. Будучи студентом Казанского университета, от своих знакомых Толстой услышал о жестоком наказании, проходившим во время Великого поста. Впечатление от этого ужасного рассказа так запало в душу писателя, что он помнил о нем на протяжении многих лет.

Нельзя сказать, что этот рассказ мне понравился. Он производит очень тягостное впечатление. Его основная часть, описывающая наказание беглого татарина, оставляет ощущение ужаса. Такого же тоскливого ужаса, какой испытывал рассказчик после всего увиденного: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Читая первую часть рассказа, описывающую бал, наполняешься легким и светлым чувством. Ты испытываешь чувство умиротворения и счастья, какое в своих произведениях может создать только Толстой. На страницах его лучших произведений, описывающих семейный уют, домашние праздники, всегда присутствует это теплое, чудесное настроение. В «После бала» рассказчик на балу так счастлив, как может быть счастлив влюбленный молодой человек, не знающий никаких бед в жизни. Иван Васильевич наслаждался своей молодостью, красотой, своей любовью.

Толстой психологически тонко описывает состояние рассказчика: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Как красиво описание танца Вареньки с ее отцом! Отец, уже грузноватый, но все еще красивый и подтянутый, не может насмотреться на свою красавицу дочь. Их танец говорит о любви отца и дочери, крепкой семье, теплоте душевных отношений. Все это было настолько явственно видно, что гости в конце танца зааплодировали полковнику и Вареньке. Рассказчик чувствовал, что и он любил Петра Владиславича. А как же могло быть иначе: ведь он отец его обожаемой Вареньки!

Описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. Ты радуешься за героя, тебе хорошо и легко на душе. И каким же контрастом звучит вторая часть рассказа, являющаяся главной в произведении! Ощущение страха и ужаса надвигается постепенно. Первым ее знаком становится музыка, «жесткая и нехорошая», а также что-то большое, черное, надвигающееся на рассказчика.

Свидетелем наказания татарина становится также прохожий кузнец. Его реакция подтверждает всю нечеловечность и кошмарность происходящего. На поле, через два ряда солдат, прогоняли татарина, обнаженного по пояс. Он был привязан к ружьям двух солдат, ведших его сквозь строй. Каждый из солдат должен был ударить по беглецу. Спина татарина превратилась в окровавленный кусок мяса. Беглец умолял прекратить его мучения: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но солдаты не знали пощады.

За всем происходящим следил полковник, строго шедший за татарином. Рассказчик узнал в этом полковнике отца Вареньки, который сделал вид, что не знает Ивана Васильевича. Полковник не только наблюдал происходящим, но следил, чтобы солдаты не «мазали», били в полную силу.

И это происходило в первой день Великого Поста! Без сомнения, все эти солдаты, не говоря уж о полковнике, считали себя истинными христианами. Я не говорю о том, что вообще такое издевательство над человеком – не по-христиански. Но делать это в Великий пост, когда все люди вспоминают о мучениях Христа! Или солдаты считают, что татарин – не человек, потому что он иноверец?

Первое чувство, которое испытал рассказчик, был вселенский стыд за всех: за этих людей, за себя. Как такое может происходить в мире, и что нужно сделать, чтобы больше не допустить такого? Эти вопросы остаются в голове после прочтения рассказа. Но, по-моему, это извечные вопросы, которые мучили людей на протяжении многих веков и будут мучить всегда.

Относительно себя рассказчик решил их: он просто устранился. Иван Васильевич решил никогда не служить, чтобы не быть замешанным в такие преступления против своей души. Вернее, это было несознательное решение. Это было веление души Ивана Васильевича, самое верное в его условиях, на мой взгляд.

Я не знаю, понравился ли мне рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Могу лишь с уверенностью сказать, что он не оставил меня равнодушным. И еще: я хочу, чтобы его прочитали мои будущие дети.

Толстой Лев Николаевич - Мои впечатления от рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Мои впечатления от рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

moi-vpechatleniya-ot-rasskaza-l.-n.-tolstogo-posle-balaмои впечатления от рассказа л. н. толстого «после бала»

«Вся моя жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — так начинает свой рассказ Иван Васильевич, герой рассказа Толстого «После бала». Читаешь его, и вместе с героями переживаешь и эту ночь, и это утро.

Иван Васильевич рассказывает об истории своей первой любви. Это было давно, когда герой был молод и беспечен, и, как всякий молодой человек, любил вечера и балы. На одном балу он встретил прекрасную Вареньку Б. Он вальсировал с ней без устали, а к концу вечера Варенька танцевала со своим отцом — «красивым, статным и свежим стариком». Все смотрели на эту пару с восторгом и умилением. Всех трогало трепетное отношение полковника к дочери. Особенно умиляли его сапоги — не модные, а, видно, «построенные батальонным сапожником». После ужина Иван Васильевич танцевал с Варенькой кадриль и был безмерно счастлив.

Счастье Ивана Васильевича все росло и росло. Вернувшись домой, он долго не мог уснуть и с нежностью думал и о Вареньке, и о ее отце. Рано утром он вышел в поле и стал свидетелем такой сцены: наказывали за побег татарина. Его, голого по пояс, вели между рядами, и солдаты били его шпицрутенами. Командовал солдатами милейший отец Вареньки. Когда ему вдруг показалось, что один из солдат мажет, жалеет арестованного, полковник своей сильной рукой в замшевой перчатке стал бить солдатика по лицу.

Завидев Ивана Васильевича, полковник отвернулся, как будто никогда не знал его. Иван Васильевич еле дошел домой, перед глазами стояла сцена наказания, «мокрая, красная, неестественная» спина избиваемого человека. Иван Васильевич принимает решение не поступать на военную службу, а любовь с того дня «пошла на убыль»...

И я понимаю Ивана Васильевича. Между ним и Варенькой стояли жуткие воспоминания о «полковнике на площади».

Хочется верить, что нежен и обходителен с дочерью жестокий полковник не только на балу, «на людях», но и дома. Я задаю себе вопрос: «Способен ли человек, проявляющий жестокосердие по отношению к арестанту, проявить его и по отношению к близкому человеку?» Надеюсь, что нет... Во всяком случае, я рада одному — Иван Васильевич предпочел держаться подальше от такой семьи и от такой военной службы.

Какова воля случая в жизни людей? Может ли он повлиять на судьбу человека? Лев Николаевич Толстой в своем рассказе «После бала» приводит нам пример того, как на судьбу Ивана Васильевича повлиял случай. В рассказе затронуты проблемы чести, долга, совести. История рассказанная автором была написана на основе реальных событий происходивших в судьбе родного брата Льва Толстого.

Рассказ оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. С другой стороны, ужас и страх вызывает вторая часть рассказа. Утро после бала уже не кажется таким безоблачным и светлым. После прочтения начинаешь задумываться о судьбе и возможности ее изменить. Сцена с наказанием татарина оставляет тяжелое, неприятное ощущение. Как и у автора рассказа, у меня появилось ощущение всепоглощающей тоски и ужаса. Как и автор, я не знаю всей правды, не знаю за что этого татарина так жестоко наказали. От этого не могу судить о том, на сколько это плохо. Рассказ заставляет задуматься над моральной стороной наказания. По сути бесправный, в то время, солдат, мог быть наказан. Даже за то, что он слабо бьет своего провинившегося товарища. Полковник бьет по лицу испуганного солдата, так как он недостаточно сильно ударил палкой татарина. Таким образом, вопрос милосердия затронутый в этом произведении наводит на размышления. Может ли христианин издеваться над человеком? Нет! Это противоречит канонам Библии. Это бесчеловечно, бессердечно! Рассказ учит нас состраданию.

Иван Васильевич питает огромную неприязнь к любым формам насилия. И даже столь сильное всепоглощающее чувство - любовь, не в силах побороть эту неприязнь. Он меняет свое отношение к военной службе и отказывается от карьеры. Чувства к Вареньки К. постепенно угасают в сердце юноши.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -
  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
  • Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности -г- «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») - -
  • Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования? - -
  • Кто из героев ближе к толстовскому пониманию национального характера - Тихон Щербатый или Платон Каратаев? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») - -
  • Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев? - -

Название произведения: После бала

Год написания: 1903

Жанр: рассказ

Главные герои: Иван Васильевич - рассказчик, полковник , Варенька - дочь полковника.

Сюжет

Рассказчик сильно влюблен в девушку и отправляется на бал в самом радужном настроении, в предвкушении встречи и, может быть, объяснения. На балу он знакомится с отцом Вареньки - старым полковником, румяным и веселым трепетно относившимся к дочери. После бала юноша не может уснуть, настолько он возбужден и счастлив, и он отправляется бродить по городу. Вскоре его внимание привлекает какой-то странный и пугающий шум. Он подходит поближе и видит толпу людей, которые с ужасом смотрят на происходящую расправу над истощенным жалким солдатом. Его прогоняют сквозь строй - бьют березовыми палками по спине в наказание за побег из армии. Этой экзекуцией управляет старый полковник, неожиданно он останавливается и сильно, и резко бьет по лицу молодого солдатика, который, по его мнению, слабо ударил по кровоточащей спине дезертира.

Этот случай произвел такое сильное впечатление на молодого человека, что и любовь его прошла, и на военную службу он не пошел, и не смог найти себе достойного места в мире.

Вывод (мое мнение)

Толстой с необыкновенным искусством смог показать две противоположные картины: веселый бал с нарядными и счастливыми людьми, и страшную картину кровавого наказания. Он хотел показать, что каждое происшествие, так или иначе, влияет на судьбу. Главный герой рассказа - уважаемый и известный человек, сам считает, что это происшествие перевернуло его душу и изменило судьбу.