"Музыка, это великий договор с Творцом"
«Я не популяризатор музыки или какого-либо другого вида искусства. Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Те, кто занимается этим, уничтожают ее. У меня совершенно иная задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую».
М. Казиник
Михаил Казиник родился в 1951г.Санкт Петербурге (Ленинграде). В 1953 году семья переехала в Витебск.
В 1958 году поступил в Витебскую музыкальную школу №1 по классу скрипки, продолжив в 1968 году обучение в музыкальном училище, и затем в 1970 поступил в Белорусскую Государственную консерваторию в Минске, которую закончил в 1975 году в классе профессора М.М. Гольдштейна. Параллельно с обучением в БГК, Михаил Казиник (дале МК) брал уроки у профессора М.И.Ваймана в Петербургской консерватории, а также принимал участие в региональных и международных конкурсах.
Свою лекторскую деятельность МК начал в возрасте 15 лет. За первым успехом последовал ряд предложений из разных городов и университетов Витебска, Минска и Петербурга. Начиная с этого периода, география лекторской деятельности МК постоянно расширялась, охватывая различные регионы Советского Союза, Прибалтики, Восточной и Западной Европы и затем США.
Вместе с географией его поездок стал расширяться круг аудитории. C 1975 по 1990 год выступления МК стали проводиться в форме регулярных лекций и абонементных серий лекций-концертов в 17 городах Советского Союза, включая Минск, Кострому, Сумы, Витебск, Гродно, Краснодар, Сочи, Кировоград, Киев, Каунас, Москву.
Эти лекции-концерты были встречены большим энтузиазмом не только студенческой аудиторией школ и университетов, но также различными категориями слушателей, включая весь спектр от академической и филармонической публики до выступлений по специальным проектам в колониях для малолетних преступников.
В этот период свою музыковедческо-лекторскую работу МК успешно сочетал с исполнительской деятельностью, выступая на различных филармонических и концертных сценах страны.
В родном городе Минске, МК-ом был создал десятилетний абонемент, благодаря которому МК взрастил два потока детей посещавших концертный зал с 6-7 летнего возраста до 16-17лет.
Также был создал многолетний абонемент в Сельскохозяйственной Академии города Горки, куда приезжали крупнейшие оркестры и музыканты.
Эффект и резонанс подобной деятельности был огромен. Залы на выступлениях МК всегда были заполнены до предела. Часто, в виду большого количества желающих, в каждом из городов приходилось давать по два концерта в день.
Секреты успеха МК в работе с аудиторий, вероятно, следует искать в разработанном им методе вовлечения аудитории в процессе лекции. Музыка (как и искусство вообще) в понимании МК – это мощный «источник вибрирующей энергии». Человек – «приёмник этой энергии». Свою задачу МК видит не столько в информативном аспекте, сколько в умении прочувствовав самому, «настроить аудиторию на волну исполняемого произведения; (...) соотнести, волны приёмника и передатчика». По убеждению МК, результатом подобной координации «момент восприятия музыкального произведения становится необычайно острым и интенсивным; (...) если существует гениальное творчество, то также должно существовать гениальное сотворчество, то есть, острое и глубокое восприятие; (....) сформировать такое восприятие – и есть задача говорящего об искусстве» Таким образом «.....слушатель из ранга любителя музыки переходит в ранг «гения восприятия».
С 1991 МК резидент Швеции. С этого периода начинается его активная музыкально-просветительская деятельность на западе. В шведских газетах МК часто называют «Апостолом Культуры» (Vastmanlands Folkblad, 11 jan 2001)
С 1993 года начинается многолетнее сотрудничество МК с режиссёром Юрием Ледерманом. В период с 1993 по 2004 год ими была осуществлена постановка большого количества спектаклей в Стокгольме. В их числе один из самых взрывных спектаклей в истории шведского театра «Моцарт версус Сальери». А также – «Вместо Чайки», «Пространство «Кармен», «Пространство Маски», Записки сумасшедшего, « Государь» и др. Также на этот период приходится большое количество концертов самого разнообразного содержания.
В 1997 году профессор Института Драмы, писательница Агнета Плейель приглашает МК в качестве гостевого профессора провести проект в течении двух полугодий 1997-98 учебного года. Проект предназначался для личного состава педагогов и студентов института. Лекции-концерты освещали историю музыки. Наряду с лекциями проводились семинары со сценаристами, писателями, режиссёрами и студентами.
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1958 -1968: Музыкальная школу №1, классу скрипки, Витебск, Белоруссия
1968 -1970: Музыкальное училище, Витебск
1970 - 1975: Белорусская Гос Консерватория (БГК), класс проф. М.Гольдштейна.
1971 - 1975: Занятия с профессором Петербургской консерватории М.М.Вайманом
НАГРАДЫ, ПОЧЁТНЫЕ СТЕПЕНИ
1970: Первая Премия на международном конкурсе Министерства Культуры Белорусии посвященного 200-летию со дня рождения Бетховена. Конкурс проводился для студентов консерваторий Восточной Европы, в рамках международной конференции посвященной творчеству Бетховена.
1986: Всесоюзное музыкальное общество под председательством Ирины Архиповой присваивает М.Казинику звание Музыковеда Высшей Категории.
2012: Звание Почётного члена Европейской Славянской Академии Литературы и Искусства Болгарии.
2010: Вице-президент МАПП Международная ассоциация писателей и публицистов.
2012: Почётный Доктор RISEBA.
(Рижская Международная Высшая Школа Экономики)
КОНЦЕРТН0 - ЛЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1973 - Солист и Лектор-Музыковед Белорусской Государственной Филармонии
1975 -1990: Лекции-концерты по городам городам СССР и Прибалтики
1991: Начало концертно-просветительской деятельности в Швеции.
1993 - 2004: Сотрудничество с театром-студией ”Teater Studio Ledermann”
Постановка большого количества спектаклей. В их числе:
«Моцарт и Сальери», «Вместо Чайки», «Пространство «Кармен»,
«Пространство Маски», «Записки сумасшедшего», «Государь» и др.
1997: Гостевой профессор при Стокгольмском Институте Драмы.
педсостава и студентов института. По инициативе и приглашению
проф. Института Драмы, писательницы Агнеты Плейель.
1997 - 2003: 50 бизнесконференций, посвящённых связи культуры, искусства и
бизнеса для представители крупнейших компаний Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании.
1999 - 2002: Трёхлетний проект-эксперимент совместно с Smalands Мusik och teater. За период проекта состоялись встречи с более 100 000 школьников региона; проведено более 1000 просветительских концертов. В проекте также принимали участие: местный театр, оркестр, солисты. Эффект проявился в тысячах отзывов и писем, рисунков и стихов.
2005: Музыкальный эксперт Нобелевского концерта
2003: Ежегодные конференции врачей на острове Готланд (Висби)
конференция директоров школ страны (под эгидой правительства
2013: A series of Concert-lectures in Boston and Chicago.
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ, КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ
1985: Советская музыка, №8 («Нужны активные поиски»
№ 11 («Специалисты, отзовитесь».)
1986: «Музыка в школе» № 1 («Ребёнок и музыка»)
2005: Тайны Гениев, Издательство «ДиАр», Петербург
2007 Тайны гениев 2 или Волновые пути к музыке
2010 Тайны гениев – две книги в одном томе.
2012: GENIERNAS HEMLIGHETER, Stockholm-Riga
2013: « Приобщение Слово, Музыка, Жизнь»
В печати. Выход в свет – июль, 2013
Цикл статей для газеты «Вечерний Петербург»
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1998 - 1999: «Казиник, Бог и Дьявол », режиссёр П. Мейер, Швеция
2-я премия на Стокгольмском международном фестивале документальных фильмов.
2004 - 2007: Российский режиссёр-документалист Игорь Шадхан совместно с
режиссёром Натальей Кугашовой предложил МК осуществить
крупнейший кинематографический проект – создания 60 фильмов
освещающих значительные явления музыкального (и не только
Вы знаете, как привлечь дельфинов с помощью скрипки? Какой город имел в виду Гоголь, когда писал поэму «Мертвые души», или какие смыслы вкладывал в свое произведение Пушкин? Как химику объяснить любую реакцию с помощью пианино? Это и многое другое рассказал и показал на мастер-классе в Казанском федеральном университете Михаил Казиник.
Известный искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени встретился с преподавателями и студентами в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Творческую встречу посетил ректор КФУ Ильшат Гафуров .
Казиник является почетным членом Европейской славянской академии литературы и искусства болгарии, почетным доктором RISEBA (Рижская международная высшая школа экономики). Ежегодно он выступает с мастер-классами в ведущих университетах мира, и кстати, после выступления в КФУ у спикера запланировано выступление в Принстонском университете, США.
Спикер во время всего мастер-класса говорил очень эмоционально и воодушевленно, а также порадовал слушателей своей игрой на скрипке. За короткое время Михаил Семенович постарался более полно осветить тему выступления «Педагогика как театральное искусство».
Эйнштейн в одном из частных писем, которое спикер лично читал в Принстоне, пишет: «Если бы не было фуг Баха, я бы никогда не догадался, что E=mc2»
«Бах — мозг планеты Земля! Ни один человек, мыслящий структурно, не может обойтись без Баха, потому что это есть подлинная структура. Многие великие деятели занимались музыкой: Бейгельман был чудесным скрипачом, Макс Планк играл на рояле, Эйнштейн на скрипке», — эмоционально начал спикер.
Большой фрагмент выступления Казиника в КФУ был посвящен теме музыки. Он даже исполнил на скрипке мелодию, которую когда-то сыграл, чтобы привлечь дельфинов в Средиземном море. Он утверждает, что у этих млекопитающих самый совершенный «интернет».
«Если дельфин хочет передать привет своей возлюбленной, он передает сигнал, который может слышать только она. А если он хочет всем рассказать, что он ее любит, он делает «рассылку». Тогда все дельфины поздравляют покрасневшую от смущения дельфиниху. Это невероятно!» — делится Казиник.
Благодаря вопросу из зала спикер затронул тему принципов волнового влияния и их универсальность. Михаил Казиник утверждает, что все в мире взаимосвязано и построено на пропорциях Фибоначчи и золотом сечении. Можно с помощью пианино показать, как проходят химические реакции, сыграв Бородина.
Гость много шутил, рассказывал анекдоты, читал отрывки из произведений Лермонтова, Пушкина, Крылова и Гоголя. Причем многие слушатели, а в их числе были и филологи, услышали благодаря спикеру новые акценты в хорошо известных произведениях.
На примере «Сказки о попе и работнике его Балде» он показал гениальность русского писателя и поэта Пушкина в передаче звуков, характеризовавших героев. Также спикер рассказал, почему Гоголь предпочитал сам читать публике свое произведение «Мертвые души» публике. Он хотел посмотреть на реакцию. Люди смеялись, когда слышали первые слова — «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка..» Почему? Когда писатель хотел зашифровать город, он писал N, а у Гоголя действие поэмы разворачивается в губернском городе NN, что наводило слушателей на мысли о Нижнем Новгороде, который соответствует данным инициалам. Таким образом, для всех место пребывания Чичикова становилось очевидным, хотя и напрямую не указывалось.
Михаил Казиник рассказал также о церемонии вручения Нобелевской премии 2005 года, где он выступил в качестве музыкального эксперта Нобелевского концерта. Он был поражен, что люди слушают Нобелевский концерт, а не Киркорова или Стаса Михайлова. На примере одного события он раскрыл несколько характерных историй вокруг церемонии.
Лектор на мастер-классе напомнил студентам и преподавателям КФУ о том, что все в мире взаимосвязано, что в каждом великом произведении есть формула, золотое сечение, что мир удивителен и глубок в восприятии.
Михаил Казиник прямиком из Казани направился с концертами и мастер-классами еще в 9 стран, но «подразнил» местную аудиторию, не исключив, что будут еще встречи, попросив лишь подготовить к следующему разу пианино.
Виктория Елфимова
7 ноября в Волгограде с единственным концертом выступит Михаил Казиник - «человек Возрождения», чьи ипостаси можно перечислять долго. Скрипач, культуролог, педагог, но прежде всего - философ и артист, который вот уже 50 лет страстно проповедует искусство. Раскрывает Баха как предтечу Эйнштейна, выдает тайны, сокрытые в полотнах Рембрандта, и коды, зашифрованные в стихах Пушкина. Цель всех этих открытий - настроить «приемник» человеческого восприятия на волну гениев классики.
Все нобелевские лауреаты слушали в детстве классику
Михаил Семенович, классиков живописи или литературы куда легче воспринять, чем гениальных композиторов прошлого. Их музыка в понимании большинства людей тяжела и непонятна. Но именно ей вы уделяете основное внимание в своих выступлениях. Как можно упростить восприятие классической музыки?
Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Моя задача - духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства. Поэтому я могу перед музыкой Баха говорить, например, об Эйнштейне. Эйнштейн жить не мог без Баха и Моцарта. Их музыка это не просто результат вдохновения, она математически высчитана, структурирована. Недаром Бах подчеркивает пером мысль в книге (этой книгой была работа Лейбница), что музыка - это скрытое арифметическое действие. Возьмите любое классическое музыкальное произведение, и вы не найдете там ни одной лишней, неоправданной ноты.
У того же Баха (а я раскрываю своим слушателям основные шифры его произведений) в музыке сокрыты тайны мироздания, весь Ветхий и Новый Завет, все формулы научных знаний и тайные коды открытий будущего. Это такая бездна знаний!
Вы рассказывали, что нобелевские лауреаты, с которыми вы беседовали, тоже говорили о влиянии классики на их достижения…
Да, такая возможность представилась, когда меня назначили музыкальным экспертом Нобелевского концерта. За день до вручения премии для всех номинантов проводится концерт, в котором я являюсь ведущим. Я рассказываю о музыке, которую сейчас будут играть. Попутно я всегда спрашиваю присутствующих о детстве, об искусстве в их жизни. И вдруг выясняется, что у всех нобелевских номинантов в детстве была великая музыка.
И это неудивительно! Классическая музыка формирует, структурирует мозги, она содержит в себе вселенские структуры.
Еще один пример - Бетховен, композитор, пораженный глухотой. Парадокс: чем хуже Бетховен слышал, тем лучше музыку он писал. Значит, дело не в ушах, не в физическом слухе, а в слышании музыки небесных сфер.
Человеческий организм - это огромный, величайший в мире резонатор космической гармонии и энергии прекрасного. Важно, чтобы резонатор был правильно настроен.
Культура избавит от лекарств
Михаил Семенович, этим летом вы выступили в Совете Федерации с призывом обратить внимание на культуру и не просто увеличить дотации в этой сфере, но сделать ее первой, главной в вопросах госфинансирования. Вы объясняли, что ставка на культуру в разы сократит экономические расходы на все остальное, включая медицину и борьбу с криминалом. Вы искренне верили, что сенаторы вас услышат и последуют вашему призыву?
Не совсем так. Я знал, что это выступление будет растиражировано, и воспользовался этим, чтобы донести свои мысли до новой аудитории.
Сама возможность выступить в Совете Федерации подвернулась случайно. Мои друзья и поклонники Греф и Варданян пригласили меня на экономический форум в Санкт-Петербурге, я говорил там о том, как на экономику повлияет развитие культуры, если ею действительно заниматься. После форума был банкет, на котором я оказался рядом с Валентиной Матвиенко. Я рассказал ей историю про дельфинов, про попытку наладить с ними контакт через музыку, про мое участие в уникальном научном проекте. Ей это страшно понравилось, и она пригласила меня выступить в Совете Федерации с этой историей. Я ответил, что только ради дельфинов не пойду, мол, дайте мне еще 15 минут. Она позвонила, с кем-то переговорила и дала согласие.
? Объясните, каким образом увеличение расходов на культуру сэкономит траты на медицину?
Люди, причастные к большому искусству, гармоничнее, здоровее других. Если взять для оценки всех великих скрипачей, то оказывается, что все они пережили 90-летний рубеж.
«Я не хочу тратить жизнь на ахинею»
? Классика - это явление давно минувших дней? Для нового времени она уже не актуальна?
Классика - это то, что проверено временем. В XX-XXI веках есть потрясающие композиторы: Гия Канчели в Грузии, Валентин Сильверстов в Киеве, наша одесская Лера Ауэрбах в Америке, плюс ряд московских композиторов. Но только время, расстояние покажут, нужны ли были их идеи, эмоции последующим поколениям. Для того чтобы поставить их в один ряд с Бахом, Моцартом, Бетховеном, нужно время.
Есть ли в современном музыкальном попсовом мире группы или отдельные исполнители, которые достойны уважения?
Мой ответ очень субъективен. Попса - это не музыка, это такое заполнение социального досуга. У меня не так велика жизнь, даже если я проживу 90 лет, чтобы тратить ее на ахинею.
Музыка - это гармония, это великие музыкальные формы, это гениальные божественные структуры.
А попса была всегда - песнюльки, танцульки для неграмотных крестьян. Когда-то Толстой играл крестьянам «Лунную сонату», плакал сам от восторга. Спрашивает крестьян: «Вам нравится?» - «Нет! Ты учил нас говорить правду - нисколько не нравится». - «Почему?» - «Потому что мелодия непонятная, петь неудобно и сплясать под нее нельзя». Вот вам ответ на все времена.
Когда возникает проблема отцов и детей? Когда мать плачет, слыша Аллу Пугачеву, - потому что это музыка ее молодости, а дочь совершенно этого не понимает, потому что, по ее мнению, звезда на все времена - Леди Гага.
Если же они обе склонились над Бахом, то никакого конфликта не будет: Бах вне времени. У них будут одни и те же ценности.
«Мне повезло с учителями и родителями»
В своих лекциях, во время концертов вы демонстрируете такую многогранность, оперируете таким количеством фактов, что становится непонятно: как физически можно было вместить в себя такой объем знаний?
Мне повезло с учителями и родителями. Я родился в уникальном городе Витебске. Это был город русско-еврейско-польско-литовской интеллигенции, город Шагала, Малевича, Соллертинского (выдающегося музыкального и театрального критика XX века), Лагина (который написал «Старика Хоттабыча»). В нашей школе учителя называли нас на «вы», рассказывали очень интересные вещи и не столько проверяли, умные ли мы, сколько: интересно ли нам. Если интересно, значит, мы запомним это на всю жизнь, и эти знания нам пригодятся.
Во времена моего детства были живы те, кто лично был знаком с Соллертинским, Шагалом, сама атмосфера была еще жива.
Мои родители, будучи воспитаны так же, передали мне любовь к театру, музыке и поэзии. Они каждый год возили меня на фестиваль классической музыки в Прибалтику. Это чуть ли не самые яркие воспоминания моего детства. Мой дедушка в 86 лет читал мне на память «Короля Лира».
Я очень рано встретил замечательных людей, и все они на меня влияли. Все они привнесли в мою жизнь не только знания, но и отношение к ним, умение применять.
Биографическая СПРАВКА:
Михаил Казиник родился в Ленинграде в 1951 году, но все детство и юность, вплоть до окончания школы, провел в Витебске. Скрипач и поэт, уже в 15 лет начал читать лекции по искусству. В советское время стал известным музыковедом.
После событий августа 1991 года получил шведское гражданство, сохранив и белорусское. Постоянно гастролирует по России, Европе и США с лекциями, концертами и моноспектаклями. В 2000-х годах написал две книги о тайнах гениев, снял 60 фильмов по искусству и записал порядка полутора тысяч передач, которые транслировались и продолжают выходить в эфир на радио «Орфей», «Серебряный дождь», «Голос России».
С 2004 года является музыкальным экспертом Нобелевского концерта. Примерно в те же годы становится членом Международной комиссии по искусству, создает собственную образовательную систему и начинает основывать свои школы в Европе и России.
? С 1991 года у вас появилось второе гражданство - шведское. Почему вы выбрали для жизни именно Швецию?
В 1991 году я был на очередных гастролях в этой стране. И вдруг во время моих выступлений говорят: «А у вас в стране путч». Я ужасно рассердился и согласился подписать длительный контракт, который мне давно уже предлагали. С тех пор прошло 26 лет.
Россия по-прежнему моя страна, русский - мой родной язык. Но в Швеции меня держит несколько обстоятельств. Там совершенно на другом уровне, нежели в России, развито отношение к искусству. В городе с 90-тысячным населением три концертных зала заполнены до предела. В то время как в России в миллионных городах зала на 500 мест хватает с головой.
В Швеции, при том что 98 % населения являются неверующими, практически все воспитываются с детства на музыке, звучащей в храмах. А там звучат произведения Баха, Генделя…
В Швеции мои фильмы об искусстве показывали в прайм-тайм в субботу и демонстрировали уже не раз. В России эти же фильмы показывали единожды, причем в час ночи с воскресенья на понедельник. А когда люди стали возмущаться, то время сдвинули на три часа ночи.
Почему, по-вашему, страна с таким мощным культурным наследием пришла к таким «попсовым» результатам? Какой ответ-утешение вы находите?
Мой ответ - это создание собственной школы, которая является абсолютной альтернативой существующей образовательной системе. Нужно растить новое поколение, воспитывать его совершенно иначе.
Я создал эту школу 10 лет назад. В России такие школы организованы в трех городах - Тюмени, Челябинске и Белгороде. В Европе их гораздо больше, вся Литва, к примеру, работает сейчас только по моей системе.
Это школа ассоциативного мышления, где все понятия и знания взаимосвязаны. Нельзя, например, изучать на одном уроке историю Франции, а на другом - географию Африки, или наоборот. Если вы изучаете историю Франции, то на географии вы тоже должны изучать Францию. И французскую музыку, французскую поэзию, живопись.
Причем как изучать? Сегодня, когда благодаря Интернету в доме у каждого ученика сокровищница мировых знаний, учитель уже не имеет права рассказывать предмет узко, по учебнику. У учителя должны быть развиты эстетическое чувство, умение парадоксально мыслить, доносить информацию. Чтобы тебя слушали, тебе верили.
В результате дети получают тот же набор знаний, предметов, что и в обычных школах. Но это другие дети - добрые, остроумные, имеющие свой взгляд на мир, эстетически образованные, качественно образованные. Своими школами я хочу создать маленький противовес тому, что творится сейчас в мире, в частности в России.
Нашумевший рассказ Михаила Казиника о дельфинах
Два знаменитых ученых Николь и Александр Гратовски пригласили меня на очень интересный проект, в котором задумали совершить контакт с цивилизацией дельфинов. Они давно изучают их и пришли к убеждению, что дельфины - это не особый разум, а великая цивилизация, у которой давно есть Интернет. Например, один дельфин за 500 км может отправить любовное сообщение дельфинихе в стае. И она будет прыгать от радости, в то время как другие ничего не поймут. Но тот же дельфин может сообщить всем дельфинам, что он ее любит. Тогда все остальные тоже запрыгают. То есть то, что люди изобрели сейчас, у дельфинов существует давно, от природы. Поэтому им трудно с нами общаться, они считают нас более молодой цивилизацией, нам нужно наладить контакт. И вот Гратовски это делают.
В тот день, когда весь мир собирался погибнуть, потому что кончился календарь майя, мы вышли в открытое море. Вокруг нашей шхуны собралось десять тысяч дельфинов, они вылезали из воды и приветствовали нас. В это трудно поверить!
И вдруг - досадная глупость - для съемки с воздуха подключили специальный дрон, который, как птица войны, затрещал и стал носиться над дельфинами, распугав всех. Чего только ни делали Гратовски, чтобы вернуть дельфинов: опускались под воду, издавали какие-то звуки - бесполезно. А потом сказали мне: «Миша, дельфины древнее нас. Есть только одна возможность вернуть их - поиграй им музыку древних цивилизаций».
Никогда я не играл такого концерта! Я не могу вам передать, какую энергию я получил: меня слушали десять тысяч дельфинов, из-за которых моря не видно было! Знаете, сколько времени понадобилось, чтобы вернуть стаю? Всего три минуты!
Когда исследователи впервые увидели нечто странное на морде дельфина в Заливе Шарк в Западной Австралии, они подумали, что это массивная опухоль. Теперь они говорят, что это первое свидетельство культуры использования инструментов у морских млекопитающих.
Непонятное "нечто" оказалось морской губкой, оторванной от морского дна. Позже в Заливе Шарк наблюдали и других дельфинов бутылконосов с губками в клювах, как оказалось, они использовали их как инструмент для ловли рыбы.
Исследователи сообщают об этой необычной технике охоты, изобретенной одной самкой, которая теперь передается от матери к дочери.
Основывая свои результаты на генетическом анализе, ученые предлагают, что так называемое "губковое" поведение представляет собой первый известный пример, связанной с орудием культуры у животных семейства китовых. Животные семейства китовых - группа главным образом морских животных, включая китов и дельфинов.
Вопрос о том, являются ли животные, подобно людям, способными к культуре, горячо обсуждался в последние десятилетия. Все больше исследователей предполагает, что некоторые популяции животных действительно изобретают поведение, которое передают другим поколениям.
Помимо людей, лучшее свидетельство определенной культуры - заключающейся в сложном индивидуальном поведении, формирующимся в локальных популяциях и передающимся дальше с помощью обучения - это культура шимпанзе.
Статья, изданная в журнале "Природа" в 1999 году суммировала результаты различных долгосрочных полевых исследований, включая работы известного приматолога Джейн Гудол. Исследование нашло существенные культурные вариации в диких поселениях шимпанзе, с 39 поведенческими паттернами, специфическими для отдельных групп. Пятнадцать паттернов касались добывания корма с помощью инструментов, типа исследования муравейника с помощью палки и раскалывания орехов камнями.
Материальная Культура
Новые исследования говорят, что использование морской губки дельфинами бутылконосами в Западной Австралии лучше всего объясняется как форма культуры.
"Мы полагаем, что они используют [морские губки], чтобы исследовать [морское дно] в поисках рыбы" сказал Майкл Крютзен из Антропологического Института Цюрихского Университета и Музея в Швейцарии.
"Губки, вероятно, применяются как защитная перчатка, чтобы защититься от ожога рыбы-камня" - сказал Крютзен (рыба-камень обитает на дне и обладает очень ядовитыми спинными плавниками). Губка также вспугивает рыб, скрывающихся на морском дне. А дельфины ловят уже обнаружившую себя добычу.
Такая тактика охоты была почти полностью ограничена маленькой группой самок и их детенышей, обитающих в Заливе Шарк, и только единственным самцом, показывающим то же самое поведение. Перед группой ученых встал вопрос: приобретено ли такое поведение с помощью социального обучения, что свидетельствовало бы о культуре, или передано генетически.
Исследователи проанализировали митохондриальную ДНК (ДНК, передаваемую женщинами) 13 обученных самок и 172 необученных. Они нашли, что эта особенность передавалась главным образом в пределах единственной линии семейства от матери к дочери, и обучение новой тактике произошло, наиболее вероятно, у совсем недавнего предка.
"Это первое исследование культурной передачи, которая фактически рассматривает различные способы наследования и на уровне семейства и на уровне популяции" сказал Крютзен. "Если бы этот навык был закодирован в "Y" хромосоме [существующей только у мужчин], то только мужчины охотились бы таким способом. Если навык закодирован в одной из неполовых хромосом, то можно было бы ожидать, что самцы, также как и самки, использовали бы эту технику охоты. Но это не так. Мы исключаем возможность генетической передачи".
Поэтому, заключают исследователи, навык охоты с морскими губками передается дочерям от их матерей.
Почему мужское потомство редко приобретает тот же самый навык, остается неясным, хотя ученые выдвигают возможное объяснение: самцы бутылконоса имеют тенденцию создавать группы с другими самцами, а такие союзы не подходят для поиска пищи на морском дне, так как это трудоёмкая и индивидуальная деятельность.
Дельфины и Киты
Несмотря на то, что трудно изучить дельфинов и китов достаточно близко в дикой природе, некоторые биологи считают, что животные из семейства китовых конкурируют с шимпанзе в том, что касается культуры. Хал Витехэд, эксперт по китовым из Университете в Далхоусе в Новой Шотландии (Канада), приводит в пример дельфинов бутылконосов обитающих в Лагуна (Бразилия). Эти морские млекопитающие координируют свои усилия по ловле рыбы с местными жителями. Дельфины гонят рыбные косяки к берегу, давая сигнал рыбакам забросить сети. Все рыбы, которые избегают сетей, попадают прямо в рот ожидающим бутылконосам.
"Эта техника охоты передавалась культурным путем в обеих популяциях [у людей и дельфинов] с 1847 года" сказал Витехэд.
Другой предложенный пример китовой культуры касается касаток, которые охотятся на тюленей у берегов Аргентины. Самки, как замечали, налетали на берег вместе со своим потомством, даже когда никаких тюленей вокруг не было - очень опасная тактика охоты. Мать помогает молодой самке вернуться назад в море, если она оказывается на берегу. "Это выглядит очень похоже на обучение" сказал Витехэд.
Охотничьи песни самцов горбатого кита сравнимы с нашими музыкальными чартами. Киты настраивают свои мелодии в унисон через весь океан.
Майкл Крютзен упомянул о "культурной революции" у австралийских горбатых китов, "когда одна особенно популярная песня была заменена новой".
Крютзен добавил, "Мы все еще отстаем от приматологов, но дайте необходимое время и несколько длительных исследований, и я думаю, что мы обнаружим множество новых примеров социально научаемого поведения у животных семейства китовых. Ведь не зря же у них такой большой мозг".
Оригинал статьи находится на сайте National Geographic News Фото с сайта Animal Planet News
на журнал "Человек без границ"