Мастер класс — Как фотографировать людей на природе. Летняя фотосессия

19.10.2019

Природа в качестве декорации - это всегда удачный выбор для фотосессии. Съемка на пленере дает возможность не только реализовать самые смелые задумки, но еще отдохнуть, насладиться красотой окружающего мира и зарядится позитивом на несколько дней вперед. Такая фотосессия — это большая возможность для экспериментов. Можно попробовать сняться в разных образах в любое время года и погоду. Если продумать до мелочей детали, Вы получите массу положительных впечатлений и потрясающие фотографии.

Образы для фотосессии на природе

Хорошо получится на фото - это целое искусство, связанное с множеством хитростей и секретов. Не зря профессиональных моделей специально обучают этому.

Как правило, самой трудной частью является выбор позы. Конечно, если снимает профессиональный фотограф, этой проблемы для Вас просто не существует. Он всегда подскажет, как правильно встать, лечь и в какую сторону повернуть голову. Если в Вашей фотосессии в роли фотографа выступает не профессионал, то о выборе поз постарайтесь подумать заранее.

Залог удачных фото - практика. Посмотрите фотосессии, сделанные профессионалами и попробуйте повторить позы модели. Потренируйтесь вначале дома перед зеркалом, в каких ракурсах Вы выглядите выигрышнее всего, попросите любимого или подругу пофотографировать Вас дома. Таким образом, Вы избавитесь от скованности перед камерой, и уже будете иметь определенное представление о том, в каких позах выглядите лучше всего.

Вот несколько вариантов удачных поз, они элементарны, но эффектны.

Не последнюю роль играет выражение лица, тут без практики у зеркала никак не обойтись. Потренируйтесь правильно улыбаться, выберете удачный наклон головы и направление взгляда.

Макияж для фотосессии на природе

Для того чтобы фотосессия получилась удачной, нужен идеальный макияж. Итак, вот несколько советов, следуя которым, Вы будете выглядеть на фотосессии идеально:

  • За 72 часа до съемки, постарайтесь исключить из своего рациона алкоголь, красное мясо, кофеин и острую пищу. Эти продукты могут сделать кожу жирнее и вызывать припухлости лица.
  • Заранее позаботьтесь о бровях, они должны быть правильной формы и выглядеть ухоженно.
  • Сделайте маникюр. Даже самую удачную фотографию может испортить облупившийся лак на ногтях.
  • Если Вы красите волосы, обязательно позаботьтесь о том, что бы цвет волос был равномерным. Отросшие корни на фотографии будут сильно заметны.
  • В ночь перед съемкой лягте спать пораньше и не пейте на ночь воды, что бы с утра не было отеков и мешков под глазами.
  • Если вы делает мейк самостоятельно, возьмите зеркало с увеличением. Помните, профессиональные фотокамеры, захватывают все мелочи и дефекты лица.
  • Макияж для фотосессии должен быть ярче и насыщенней чем обычный.
  • Постарайтесь добиться идеального тона лица. В процессе съемки всегда держите под рукой пудру, что бы время от времени убирать жирный блеск.
  • Тени для век выбирайте матовые, на фото они выглядят выигрышней, чем перламутровые.
  • Обладательницам смуглой кожи лучше отказаться от розовых, лиловых и бордовых оттенков в макияже, а вот блондинкам со светлой кожей, напротив, они очень подойдут.

Идеи для фотосессии на природе: времена года

Конечно же, больше всего комфорта и радости приносят съемки в теплое время года, в светлые и солнечные деньки. Не стоит отвергать дождливую и морозную погоду, рассветы, ночь и сумерки, именно в это время можно сделать уникальные и необычные фото.

Осенние фотосессии

  • Фотографии в период золотой осени получаются яркими и радуют глаз неповторимой меланхолией и тоской об увядающей природе. Это могут быть романтичные снимки с ноткой грусти. Ведь не зря многие поэты любили это время года. «Унылая пора! Очей очарованье!»
  • Лавстори на фоне осенней природы получаются очень трогательными и искренними, также идеально подойдут такие стили как гранж, ретро, хиппи, классика, фентези, бьюти, натюрель .
  • В фотосессии на фоне яркой природы, в одежде должны преобладать контрастные тона, т. к. черный, белый, синий, фиолетовый, зеленый и любой другой, главное чтобы он не сливался с красной и желтой листвой. Замечательно смотрятся принты и узоры на одежде. Самыми выигрышными вариантами будет клетка, полоска и грубая вязка. Не стоит также забывать об аксессуарах и ярком макияже.

  • Обязательно возьмите с собой различные реквизиты, т. к. яркий зонт, теплый плед, шарф, книгу, кружку, яблоки и т.д., в зависимости от того, какой образ Вы хотите воплотить.
  • Не упускайте возможности фотографироваться в дождливый день, такая погода, как нельзя кстати, придется для реализации идей в стиле эротичной романтики или ретро драмы. Природа сама диктует жутковатые и ностальгические идеи.

Зимние фотосессии

  • В это время года, особенно в снежную погоду, выигрышно смотрятся атмосферные стили. Невероятно красивыми получатся фотографии в готическом, дарк, дак-фешн, фентези стилях . Зима как нельзя лучше подходит для мрачных, таинственных сюжетов: ведьмы, вампиры и прочие сказочные персонажи. Зима период сплина и грусти, яркие краски на фоне замершей природы выглядят особенно завораживающе. Замечательно в зимнюю атмосферу впишется и классика: высокие прически, строгий макияж и натуральные меха. Если Вам удастся выбраться в деревню, где еще сохранились бревенчатые избы, можно сделать фотосессию в стиле гоголевской «Ночи перед Рождеством».
  • Макияж для зимней фотосессии должен быть продуман до мелочей. Идеально ровный тон кожи, четко подведенные глаза и брови, яркие губы.

  • В солнечные и погожие зимние деньки можно выбраться на фотосессию всей семьей и поиграть в снежки, слепить снеговика, прокатиться с ледяной горки. Или захватить новогоднюю атрибутику, шампанское, какао, сосиски и теплые пледы, разжечь костер и устроить маленький семейный праздник. Такие фотографии получаются очень позитивными и жизнерадостными.

Весенние фотосессии

  • Для весенней фотосессии как нельзя, кстати, подойдут легкие стили бьюти, натюрель, классика . Можете выступить в роли девушки-весны на фоне пробуждающейся природы. Фотографии около цветущих деревьев всегда прекрасны, если оригинально обыграть сюжет и создать неповторимую композицию. Весна считается самой романтичным временем года, и является замечательным фоном для различных лавстори.
  • Весенний образ должен быть легким, приглушенные тона, нежные цвета и краски, воздушные текстуры. Макияж должен перекликаться с палитрой оттенков природы. Лучшие цвета это светло- сиреневый, нежно-розовый, зеленый. На волосах рекомендуют не делать мудреных причесок, а оставить их распущенными.

  • Главная задача весенней фотосессии - передать красоту природы. Поэтому модель должна выглядеть нейтрально, не перетягивая внимание на себя.

Летние фотосессии

  • Идей для фотосессии летом столько, что одного может даже не хватить. Помимо прекрасных фото, Вы еще понежитесь на теплом солнышке и получите массу позитивных эмоций. Для съемки лучше выбирать вторую половину дня, когда солнце светит уже не так ярко, тогда на фото получится более мягкий свет. Т. к. лето — яркая пора, то и одежда должна быть соответствующей.

  • Морской берег, водоемы, цветущие поля, леса, лужайки, сеновалы, парки - отличные места для съемки летом. Для воплощения различных тематик, подойдут исторические направления косплей, хиппи, гранж и т.д.

Настали яркие летние дни, солнышко припекает, вокруг зеленая травка, кустики и деревья, погодка просто великолепная. Что делать? Сидеть дома? Работать? Ну, уж нет! Идем к врачу, просим больничный и едем отдыхать:) Если у вас есть время и хочется чего-нибудь творческого изваять, предлагаю провести фотосессию летом. Посудите сами, все вокруг такое сказочно-красивое, световой день очень большой, на улице так тепло, что фотографировать можно ночью и вообще круглые сутки напролет, пока не обессилите и не заснете, стоя с фотоаппаратом в руках. И при всем при этом, сам процесс съемки очень увлекательное и интересное занятие.
Надеюсь, я убедил вас в актуальности фотосессии летом? Возможно, вы не знаете с чего начать, тогда я попробую помочь.

Продумайте образ для фотосессии летом. Это может быть любая ваша фантазия, которую вы сможете воплотить.
Выберите место проведения фотосессии. Это может быть цветочное поле, парк, песчаный пустырь, берег озера или моря, лес, историческое место с интересными архитектурными сооружениями или любое место, которое подчеркнет ваш образ.
Подберите наряд для вашего образа. Это может быть специально смоделированный и сшитый костюм стоимостью в сотни тысяч евро или что-то из старого гардероба, вам решать. Чудесно смотрится на фотографии и отсутствие наряда:) но это уже другой жанр – ню, об этом поговорим в другой раз, если будет желание:)
Макияж тоже очень важен. Сделайте его так, чтобы он сочетался по характеру и цветовому решению с нарядом или реквизитом и усиливал, и дополнял придуманный вами образ.
Реквизит для образа. Что это такое? Все что угодно, но опять-таки, работающее на образ. Цветок, старинные часы, меч, клетка, зонтик, книга, руль от мопеда, чайник, баян, коза… Если пока не совсем понятно нафига козе баян, не волнуйтесь, дальше все будет расписано на примерах.
Ведь я долго искал всевозможные идеи для фотосессии летом. Теперь я их сгруппировал и представляю вашему вниманию. Еще я постарался проанализировать и определить, что конкретно придает фотографии неповторимость и изящество и оставил свои скромные комментарии под каждой фотографией.

Лесные нимфы могут спать на деревьях. Для фотосессии летом можно брать идеи и и образы из народных сказок Поэксплуатируем образ русалки Вариации на тему русалки
Интересная идея для фотосессии летом Драматическая поза у девушки Интересная фотография в городе возле реки. Нет посторонних людей, сфотографировано на закате, против солнца, похоже, что с отражателем
Такую штуку с платьем можно легко повторить с помощью ассистента, который приподнимает подол платья и на счет три испаряется из кадра. Задача фотографа поймать момент. Пикантность добавляет намек на обнаженное тело Можно использовать мебель в качестве реквизита Лепестки в качестве реквизита. Обратите внимание, как окраска платья хорошо сочетается с лепестками на мосту
Прекрасное воздушное платье, закат, удачный ракурс и Девушка расположена по правилу .Обыгран наряд. Хорошее освещение Прекрасный пейзаж и обнаженные плечи
С лодкой открываются новые горизонты фотосессии летом Еще одна провокация для мужчин Домашние животные - это целый склад идей для фотосессии летом
Домашние животные - понятие растяжимое Лошадь - это просто круто Перейдем к проблеме правильного питания:)
Яблоки - это здоровое питание и удачный реквизит для фотосессий Клубника, как известно, символизирует сексуальность Гламурный образ. Глубокие тени под глазами можно скрыть очками
Пышная шевелюра подсвеченная солнцем создает эффект ореола Махайте головой Прыгайте на здоровье
Обыграйте образ индеанки Хорошо на улице, лежа на шикарном диване в тенечке, почитывать любимую книжечку В крайнем случае, можно и на траве почитать
В деревне много классного реквизита Лестница может быть и в комнате. Правило третей. Зеркало, как отражатель, создает контурный свет Слабо найти такой одуванчик?
Девушка с букетом одуванчиков, контурный свет Помните главную функцию одуванчиков По той лестнице, что была раньше, можно взобраться на крышу и получить классную фотку
Можно взобраться и повыше Вооружитесь лейкой и качелей Мечта Остапа Бендера: красотка и 12й стул с сокровищами:)
Не перепутайте соль с сахаром Образ девушки-бомжа, которая ночует и живет на улице:)
Классный велик для фотосессий Подзорная труба в качестве реквизита Простой, но интересный образ. Сфоткали против света.
Фоткайтесь в кабриолете Такой фон можно найти, например, в ботаническом саду
Оригинальная поза и цвет волос Оригами рулят С воздушным змеем можно сделать целую фотоссию
В лесу есть очень красивые места Шляпа тоже может быть хорошим дополнением к образу Цветы в волосах смотрятся очень эффектно
Мы уже раздували одуванчики, теперь поиграем со свежескошенной травой Удачно выделено светом лицо девушки Интересный костюм и замечательный фон
Интересные фотографии получаются даже в каких-то заброшенных и полуразвалившихся помещениях Она прошла через медные трубы!
Лето - пора смены окон. Можно дополнить старыми идеи для фотосессии летом Всегда нужно помнить про воздушные шары Подурачьтесь в кафе
А у вас есть такой красивый зонт? Когда будете валяться в траве, вспомните что-нибудь приятное и балдейте Воздушного змея хорошо запускать в поле
Если поймать нужное настроение, фотографии будут получаться везде Специально сделанный реквизит - бумажные крылья Интересная прическа
Еще один образ Не забывайте о сене

Лучшие позы для фотосессии для начинающих моделей

Позы для фотосессии летом, позы для фотосессии на природе, фотосессия дома позы

Вам не обязательно быть моделью от природы что бы сделать хорошие фото. Для хорошей фотосессии типа портфолио, нужно только две вещи. Хороший фотограф. И минимальные знания о том как правильно и красиво фотографироваться. И эта статья посвещена именно советам, правилам и рекомендациям как правильно и красиво фотографироваться девушке и женщине без опыта фотосъёмок

Если у вас туго с идеями или вы просто хотите получить некоторые рекомендации для фоосъемки, можете использовать следующие примеры как шпаргалку. Если Вы начинающая модель, то обязательно "примерьте" каждую позу перед зеркалом, что бы легко её повторить на фотосессии.

Если же вы профессиональный или почти профессиональный фотограф, то используйте эту стаью в качестве шпоргалки.

Предложенные в данной статье позы можно использовать в качестве отправной точки.

Я советую посмотреть на позы вместе с моделью, особенно если она неопытна. Во время фотосессии обязательно нужно разговаривать с моделью и подсказывать, как нужно изменить позу, если модель приняла ее неудачно. Если вы будете излучать уверенность, она передается модели, в результате работа становится более продуктивной.

Итак, давайте рассмотрим основные позы:

1. Очень простая поза для начала портретной съемки. Попросите модель посмотреть на вас через плечо. Обратите внимание, как необычно и интересно может выглядеть портрет, если просто снимать его с непривычного ракурса.

2. В портретной фотографии положению рук уделяется мало внимания. Однако вы можете добавить своим снимкам определенное настроение, если попросите модель немного поэкспериметировать с положением рук вокруг головы и лица. Не забывайте, что в кадре не должно быть развернутых ладоней, снимайте ладони только сбоку!

3. Возможно, вам уже знакомо такое правило композиции, как правило третей. Вы можете не только располагать объект съёмки в определенных точках, но и использовать диагональные линии или наклонять камеру. Таким образом вы добьетесь интересных и необычных ракурсов.

7. Универсальная простая поза, которая, тем не менее, выглядит просто роскошно. Вам нужно будет спуститься и снимать практически с уровня земли. Затем двигайтесь вокруг модели, делая серию снимков. Также попросите модель менять положение головы и рук.

9. Очень милая поза. Одинаково хорошо подходит для разных мест съемки: модель может расположиться как на кровати, так и на земле в траве или на песчаном пляже. Снимайте с небольшой высоты и делайте фокус на глазах.

17. Для фотографии в полный рост доступно бесконечное множество вариантов. Эта поза - просто отправная точка. Попросите модель немного повернуться, поменяйте положение головы, направление взгляда и т.д.

19. Обратите внимание, что кадры в полный рост достаточно специфичны и лучше всего подходят для стройных моделей. Секрет позы прост: тело должно быть изогнуто наподобие буквы S, руки расслаблены, вес распределен только на одну ногу.

20. Изящная поза для стройной модели. Возможны разные варианты. Чтобы найти лучшую позу, попросите модель медленно двигать руками и изгибаться. Когда вы заметите хороший вариант, попросите модель замереть и сделайте несколько кадров. Повторите, пока не сделаете столько кадров, сколько нужно.

22. Удачная исходная поза для фотосета и отличный ракурс, с которого модель кажется стройнее. Подбородок модели чуть выдается вперед и наклонен вниз, плечо приподнято, но не слишком! Обратите внимание, что между подбородком и плечом должно оставаться небольшое расстояние.

25. Если у модели длинные волосы, запечатлейте их в движении. Попросите её быстро повернуть голову, чтобы волосы развивались и продолжали движение вслед за поворотом головы. Вы можете поэкспериментировать с выдержкой, чтобы получить чёткие или, наоборот, смазанные и подчёркивающие движение кадры.

31. Согласно правилам языка тела и жестов, скрещенные руки и ноги символизируют некоторые барьеры (преграды) и пр. Несмотря на то, что это мнение широко распространено, это не означает, что это аксиома. На фотографии скрещенные на груди руки не посылают никаких предостерегающих сигналов зрителю. По-разному скрещённые руки и ноги для позирования во время фотосессии подходят безупречно!

32. Не всегда нужно придумывать, куда деть руки. Совершенно нормально оставить их в естественном положении, вытянутыми вдоль тела. Тоже самое можно сказать и про ноги. Единственно, помните, что стоя, модель должна переносить вес тела на одну ногу.

38. Если под рукой имеется какой-нибудь высокий предмет мебели, на который можно облокотиться одной рукой, обязательно используйте его. Это поможет созданию формальной, но в тоже время свободной и располагающей позы.

Все фото на слайдшоу ниже сделаны мной. На фото изображены не модели, а в основном девушки без опыта модели и без специальной подготовки дефиле. Что бы сделать хорошие фото нужны хотя бы минимальные знания красиво фотографироваться, которые описаны выше. А так же хороший фотограф. Если фото, которые вы видите на слайдшоу ниже Вам нравятся, то буду рад предложить Вам свои фотоуслуги в г. Киев.

Мы предлагаем вашему вниманию концентрат знаний, который поможет вам создавать портреты профессионального качества на природе. Мы снабдим вас необходимой информацией, касающейся как построения кадра, так и подбора оборудования, настроек фотоаппарата, приёмов использования внешних вспышек и других аспектов съёмки на открытом пространстве.

Мы начнём с обсуждения необходимого оборудования и приёмов работы с ним. Мы рассмотрим ключевые стороны портретной фотографии на пленере: управление глубиной резко изображаемого пространства, подбор объективов, управление экспозицией, управление естественным освещением и, даже, использование внешних вспышек и основные приёмы съёмки в условиях смешанного освещения, чтобы вы могли реализовывать практически любые творческие замыслы.

А тем фотографам, кто любит снимать сам «пленер» – природу – мы предлагаем познакомиться с другой нашей статьёй из серии «Снимай профессионально!».

Лето – наиболее подходящее время года для фотографирования под открытым небом, несмотря на изменчивость погоды.

Во-первых, летом длина светового дня максимальна. Вы можете снимать от рассвета до заката. Во-вторых, температура воздуха (и воды) достаточно высокая, чтобы вы и ваша модель чувствовали себя комфортно на протяжении всей съёмки. В-третьих, тёплое и светлое лето в отличие от холодной зимы «подпитывает» радостное настроение большинства людей. В хорошем расположении духа создать красивый портрет чуточку проще.

Однако, солнечный свет и подходящая модель не являются гарантией качественного результата. Поэтому мы отобрали и хорошо структурировали информацию, «собрали» руководство, которое поможет вам не просто создавать, а «мастерить» портреты.

Необходимое оборудование

Чтобы фотографировать портреты на пленере, вам не потребуется большое количество дорогостоящего оборудования. Список необходимого оборудования включает всего три пункта:

  • Объектив, поставляемый в комплекте с фотоаппаратом;
  • Внешняя вспышка;
  • Отражатель.

Полезные дополнения

Если вы хотите получить результат на более высоком качественном уровне, обратите внимание на список дополнительного оборудования. Оно расширит ваши возможности, в частности, в управлении освещением.

  • Светосильный объектив с фиксированным фокусным расстоянием и быстрым автофокусом (например, с фокусным расстоянием равным 50 мм и минимальным значением диафрагмы равным 1,8);
  • Вариофокальный длиннофокусный объектив (зум-телеобъектив);
  • Комплект радиосинхронизации;
  • Рассеивающая насадка для внешней вспышки.

Основы портретной съёмки на пленере

Прежде чем углубиться в техники портретной фотографии на свежем воздухе, начните с… основ.

Место съёмки

Одна из приятных особенностей съёмки на пленере заключается в том, что вы можете фотографировать практически в любом месте: как в собственном садике, так и на известном экзотическом пляже. Важно то, как вы распорядитесь выбранным местом.

Существует несколько простых и прозрачных правил.

Если место съёмки позволяет, включите в кадр фон. Тем самым вы разнообразите портрет, сможете передать атмосферу снимаемой сцены. Если место маложивописно, уменьшайте глубину резко изображаемого пространства или стройте кадр, ограничивая его содержание лишь изображением модели. Вы сможете сконцентрировать внимание на человеке.

Наиболее выразительные портреты получаются, когда композиция простая и понятная. Выбирайте лаконичные объекты в качестве заднего плана, например: небо, стену или листву. Фоны такого типа выделяют модель.

Однако, правила существуют для того, чтобы их нарушать. В частности, при создании атмосферных фотографий. Когда изобразить окружение важнее, чем показать модель.

Композиция и построение кадра

Пробуйте располагать модель в кадре в соответствии с правилом третей, так чтобы её лицо (в поясных или полноростовых портретах) или глаза (в плечевых или лицевых портретах) играли роль смыслового центра. Композиция получится более ясной зрителю, чем в случае, когда значимые объекты расположены в центре кадра.

Когда фотографируете тело частично, не в полный рост, позаботьтесь о кадрировании. Опирайтесь здесь на «правило большого пальца»: не располагайте близко к краям кадра части человеческого тела, в которых происходит изгибание конечностей или тела (колени, локти, запястья, щиколотки, таз и т.д.)

Естественное освещение. «Выжимайте» максимум.

Яркий и прямой солнечный свет на первый взгляд кажется идеальным освещением. По факту, при таком освещении, чаще всего, получаются не самые удачные кадры. Пока полуденное солнце находится высоко в небе, под носом, подбородком и надбровными дугами модели образуются некрасивые густые тени.

Если вы поставите модель лицом к солнцу, то она начнёт щуриться. Получить привлекательный результат при таком положении модели относительно источника света будет тяжело.

Простое решение – попросите модель переместиться в тень. Настройте баланс белого. Если задний план освещён прямым солнечным светом, то кожа модели может приобрести на снимке голубой отлив. Потому что фотоаппарат, скорее всего, настроит баланс белого по более яркой части снимаемой сцены – фону.

Если вы не можете найти постоянную тень в облачную погоду, выберите для съёмки подходящий момент. Облако закроет солнце и, тем самым, рассеет прямые солнечные лучи.

Съёмка в условиях переменного освещения потребует от вас быстроты и чёткости в действиях. Также, помните, что интенсивность освещения может меняться, поэтому следите за экспозицией.

Убедитесь, что вы оцениваете экспозицию по освещённости модели, а не по освещённости светлого или тёмного фона.

В безоблачную погоду справиться с нежелательными тенями на теле и лице модели вы можете с помощью рассеивателей. Достаточно разместить его между источником света- солнцем и моделью. Рассеиватель играет здесь роль облака. Он может быть простым куском полупрозрачной белой материи или отдельным специальным устройством.

Рассеиватели небольших размеров, их проще всего найти, помогают в съёмке плечевых и лицевых портретов. В съёмке поясных и полноростовых портретов понадобится рассеиватель большой площади. Найти такой может быть непросто.

Даже при съёмке лицевых портретов вам будет проще, если вы привлечёте ассистента. Найдите желающего, готового держать отражатель в нужном положении, пока вы будете фотографировать модель.

Ваши фотографии приобретут абсолютно другое настроение, если вы разметитесь так, чтобы источник света располагался позади модели. Здесь вам следует избегать недоэкспозиции. Ярко освещённый фон может «обмануть» экспонометр вашего фотоаппарата. Скомпенсируйте экспозицию на +1 — +2 EV.

(прим. переводчика – подробнее об экспозиции, переэкспозиции и недоэкспозиции, обозначении «EV» Вы можете узнать из первой части серии «Основы фотографии» , а компенсации экспозиции – из четвёртого раздела четвёртой части. )

Лицевой портрет в контровом свете без применения отражателя.

Если на лице модели видны тени, или оно попросту тёмное, воспользуйтесь отражателем. Это один из наиболее простых способов дополнительно осветить модель или нужный фрагмент снимаемой сцены. Поверхность отражателя может быть серебристой, золотистой или белой. Каждая из поверхностей по-разному отражает свет.

Лицевой портрет в контровом свете с применением белого отражателя.

Белая поверхность отражает свет, делая его мягче, а эффект от применения отражателя незаметнее. Серебристая поверхность отражает свет «в лоб», словно зеркало, и в большем количестве, чем белая поверхность. Серебристая и золотистая поверхности похожи, но отражение от последней «утепляет» освещение. Желтоватый, «тёплый», свет прекрасно подходит для портретов.

Лицевой портрет в контровом свете с применением серебристого отражателя.

Достаточно расположить отражатель со стороны противоположной источнику света, чтобы подсветить затемнённые участки на теле модели или смягчить густые тени на её лице, образованные прямым, «жёстким», светом. Результат получится более качественным.

Управляйте глубиной резко изображаемого пространства

Изображение лишь определённых объектов снимаемой сцены в резкости делает восприятие фотографии более лёгким для зрителя.

Когда глубина резко изображаемого пространства (далее, ГРИП) мала, вы можете концентрировать внимание зрителя на том, что в резкости. То, что «размыто», неясно – воспринимается мельком, в последнюю очередь.

Когда вы сознательно увеличиваете ГРИП, другие детали сцены – например, фон – начинают притягивать внимание зрителя, на модели оно рассеивается.

На ГРИП оказывают влияние три фактора: значение диафрагмы, фокусное расстояние и дистанция съёмки – расстояние от фотографа до объекта, наведённого на резкость. Умение управлять ГРИП нарабатывается с практикой. Ниже мы покажем, как названные факторы влияют на ГРИП.

Значение диафрагмы

Управлять ГРИП с помощью диафрагмы просто. Чтобы уменьшить ГРИП, снимайте с малым значением диафрагмы (на «открытой» диафрагме), например, равным 2,8 или 4.

Чтобы изобразить бОльшую часть снимаемой сцены в резкости, установите большое значение диафрагмы («прикройте» диафрагму), например, равное 11 или 16.

Качественные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, наподобие 50 мм F1:1,8 (фокусное расстояние равно 50 мм, светосила равна 1,8), позволяют создавать очень маленькую ГРИП. Поэтому они идеально подходят для портретной фотографии.

Фокусное расстояние

Если другие условия, влияющие на ГРИП, не менять, то объектив с бОльшим фокусным расстоянием изобразит фон более «размытым», чем объектив с меньшим фокусным расстоянием. Чтобы «размыть» задний план в достаточной мере, пробуйте фотографировать с фокусным расстоянием равным 55 – 70 мм.

Дистанция съёмки

Наконец, расстояние от фотографа до снимаемого объекта влияет на ГРИП. Чем дальше вы находитесь от модели, тем больше ГРИП, тем больше удалённых от модели деталей снимаемой сцены будет изображено в резкости. Наоборот, чем ближе вы подходите к модели, тем меньше ГРИП, тем сильнее «размывается» фон.

Лицевой портрет создавался с помощью объектива с фокусным расстоянием равным 85 мм и со значением диафрагмы равным 2. Глубина резко изображаемого пространства получилась маленькой.

Возможно, вам будет проще подойти к модели, чтобы сильнее «размыть» фон.

Дистанция съёмки зависит от фокусного расстояния вашего объектива, а также от композиции кадра – что вы хотите показать в последнем, а что скрыть за его пределами.

Фокусное расстояние и значение диафрагмы остались прежними. Однако, расстояние до модели уменьшилось – мы подошли к ней ближе. Вслед за ним уменьшилась ГРИП.

Получить малую глубину резко изображаемого пространства проще в съёмках лицевых или плечевых портретов, чем при фотографировании модели в полный рост.

Также, помните, малую ГРИП можно получить, если снимать с длиннофокусным объективом. Однако, если дистанция съёмки при этом будет слишком маленькой – вы подойдёте близко к модели – то изображение может получиться искажённым.

Режимы фокусировки в портретной фотографии на пленере

В большинстве случаев, чтобы фотография выглядела привлекательно, изобразите, по крайней мере, один глаз модели в резкости. Когда ГРИП мала, следите за точностью фокусировки.

В статичных сюжетах пока модель неподвижна, вы можете использовать как автоматический, так и ручной режимы наведения на резкость. Оба режима здесь достаточно эффективны. Установите покадровый (Single или One Shot) режим автоматической фокусировки. Вы сможете навести глаз модели на резкость, нажав на кнопку спуска затвора на половину хода.

В динамичных сюжетах, когда снимаемый объект движется, настройте в фотоаппарате режим непрерывной автофокусировки (Servo или Continuous). Теперь камера может «вести» движущийся объект. Хотя, когда ГРИП мала, сложно получить максимально резкое изображение «проводимого» объекта.

Выбор подходящего датчика фокусировки увеличит точность наведения нужного объекта на резкость. Вы можете указать тот датчик, напротив которого находится изображение глаза модели. Использование различных датчиков фокусировки может сэкономить ваше время в сравнении с наведением на резкость по центральному датчику с последующим перестроением кадра.

Подбор объективов


До вас могут доходить слухи о том, что некоторые объективы искажают перспективу. Это не совсем верно. Перспектива остаётся неизменной для любого объектива, но меняется её восприятие наблюдателем в зависимости от расстояния до снимаемого объекта. Объективы всего лишь выделяют часть окружающего пространства, которая будет запечатлена в снимке.

Идея о том, что фокусное расстояние объектива влияет на перспективу, основывается на интуитивно воспринимаемом факте. Чтобы «поместить» снимаемый объект в кадр с помощью длиннофокусного (с большим фокусным расстоянием) объектива, необходима бОльшая дистанция съёмки, чем с помощью короткофокусного (широкоугольного) объектива.

Фотографируя сцену с длиннофокусным объективом, вы можете наблюдать, как видимое расстояние между фоном и снимаемым объектом «сокращается». И наоборот, оно «увеличивается» с уменьшением фокусного расстояния.

Традиционные объективы в портретной фотографии

Фокусное расстояние объективов, классически применяемых в съёмке портретов, находится в пределах 40 – 70 мм, если вы планируете установить объектив на фотоаппарат с уменьшенной матрицей (формат APS-С), или в пределах 60 – 105 мм в связке с полнокадровой камерой.

С объективами, с указанными фокусными расстояниями, удобно снимать лицевые и плечевые портреты. Изображение частей тела и лица модели «искажаются» минимально.

Преимущества

  • Большое фокусное расстояние обусловливает достаточную дистанцию съёмки, чтобы изображения получались «неискажёнными»;
  • Если Вы пользуетесь дискретным объективом – с постоянным фокусным расстоянием – то у вас есть возможность получать маленькую глубину резко изображаемого пространства. Светосила дискретных объективов выше, чем вариофокальных объективов – с переменных фокусным расстоянием;

Недостатки

  • Указанный диапазон фокусных расстояний является широко распространённым. Поэтому получить оригинальный портрет, рассчитывая лишь на ракурс съёмки и изображение перспективы, крайне сложно: дистанция съёмки остаётся практически неизменной.

Длиннофокусные объективы в портретной фотографии на пленере

Большая дистанция съёмки и длиннофокусный объектив – эффективный «тандем». Фон, равно как и объекты на ближнем плане, «приближаются» к модели. Снимаемая сцена превращается в камерную, замкнутую.

Эффект легко реализовать в лицевых и плечевых портретах. Но в съёмке в полный рост вам потребуется пространство. Выбирая место съёмки, оцените, сможете ли вы отойти от модели на нужное расстояние.

Преимущества

  • Просто достичь малой глубины резко изображаемого пространства;
  • С увеличением дистанции съёмки фон и ближний план «приближаются» к снимаемому объекту;

Недостатки

  • Когда расстояние от вас до модели большое, с ней сложнее общаться;
  • Чтобы сфотографировать модель в полный рост, по колени, по пояс или по грудь вам понадобится много места.

Широкоугольные объективы в портретной фотографии на пленере

Объективы с фокусным расстоянием равным 18 мм и меньше, устанавливаемые на фотоаппарат с сенсором формата APS-C (28 мм и меньше в «связке» с полнокадровой камерой) редко используют в портретной фотографии.

Однако, они являются незаменимыми помощниками, когда требуется показать фон или в съёмке полноростовых портретов, когда нельзя увеличить расстояние до модели: не хватает места.

Остерегайтесь геометрических искажений. Когда вы подходите близко, изменяются пропорции тела модели – конечности могут удлиняться относительно её роста.

Было бы совсем не лишним, чтобы ваша модель обладала хорошим чувством юмора и понимала последствия съёмки на широкоугольный объектив с малой дистанции. Не всем нравится лицезреть на фотографиях непомерно короткие или длинные ноги, руки и шею.

Преимущества

  • С широкоугольным объективом показать происходящее на заднем плане гораздо проще, чем с длиннофокусным объективом;
  • Вы можете создавать портреты в полный рост на комфортном расстоянии между вами и моделью;

Недостатки

  • Приближаясь к модели слишком близко, вы изобразите ей тело с искажёнными пропорциями (однако, вы можете использовать эффект в художественных целях);
  • С широкоугольным объективом сложно достичь малой глубины резко изображаемого пространства.

Два подхода в съёмке с внешней вспышкой


Многие фотографы-любители исключают из своей практики съёмку со вспышками, потому что последние могут создавать прямое, «жёсткое» освещение. Такая тенденция не должна мешать вашей практике. Овладейте несколькими простейшими приёмами использования вспышки и попрактикуйтесь. Вы существенно расширите свои возможности в съёмке портретов на пленере.

Существуют два эффективных подхода. Первый – вы можете рассеять свет вспышки с помощью соответствующей насадки, например, зонта или софтбокса. Подобные насадки увеличивают площадь источника света и, как следствие, «смягчают» свет, создавая полупрозрачные тени с нечёткими контурами.

У этого подхода есть особенность. Интенсивность освещения при рассеивании уменьшается. При съёмке на открытом пространстве следует учитывать, что мощности импульса может не хватить, чтобы осветить модель в достаточной степени.

Второй подход заключается в том, чтобы применять «жёсткое» освещение как выразительное средство. Здесь лучше всего расположить внешнюю вспышку сбоку от модели.

Вы сможете имитировать освещение, создаваемое солнцем на рассвете или на закате, как результат, придать снимкам драматичности.

Применение внешней вспышки в съёмке на пленере

Большинство систем TTL (аббр. от англ. through the lens – «сквозь объектив») –автоматического измерения экспозиции по свету, отражённому от снимаемого объекта в объектив – старается настроить мощность импульса в соответствии с интенсивностью заполняющего, окружающего, освещения. Тем не менее, вы можете управлять интенсивностью света, создаваемого вспышкой, самостоятельно, используя функцию компенсации мощности импульса.

Если модель изображается слишком тёмной на снимке, скомпенсируйте мощность импульса в «минус». Например, установите на вспышке значение компенсации равное -1 EV. Если модель изображается слишком светлой, установите положительное значение компенсации, например, равное +1 EV.

Единственное, о чём вам следует помнить – при использовании импульсных источников света выдержка не должна быть короче выдержки синхронизации. Последняя, обычно, равна 1/200 секунды или «близлежащими» значениям. Другими словами, не устанавливайте выдержку короче 1/200 секунды, если вы снимаете в режимах приоритета выдержки («S» или «Av») или ручном («M»).


Настройте экспозицию при смешанном освещении

Ручное управление экспозицией и мощностью импульса внешней вспышки может показаться чем-то потусторонним. По факту, успех ручного управления заключается в том, чтобы установить нужные значения отдельных параметров в нужном порядке.

Переведите фотоаппарат в ручной режим съёмки («M»), установите минимальное значение чувствительности (ISO). Теперь настройте экспозицию, оценивая интенсивность заполняющего освещения.

Когда окружающее освещение яркое, установите выдержку равной выдержке синхронизации, например, 1\200 секунды. Затем установите значение диафрагмы так, чтобы фон, освещаемый постоянным светом, был слегка недоэкспонированным. Сделайте текстовый снимок.

Когда значение диафрагмы выбрано, настройте мощность импульса. Многие современные внешние вспышки показывают оптимальное расстояние от вспышки до снимаемого объекта, при котором он будет освещён в достаточной мере – нормально экспонирован. Такое расстояние зависит от текущего значения диафрагмы и мощности вспышки.

Используйте результаты расчётов, проведённых электроникой вспышки, чтобы настроить её мощность в соответствии с фактическим расстоянием от вспышки до модели. Обычно, при ярком окружающем освещении требуется от 1/4 полной мощности вспышки до полной мощности (1/1).

Когда расстояние между вспышкой и снимаемым объектом совпадает с рассчитанным расстоянием, сделайте тестовый снимок. Если модель освещена слишком сильно, немного отодвиньте вспышку от модели или уменьшите мощность импульса. Если модель недостаточно освещена, приблизьте к ней вспышку или увеличьте мощность импульса.

Две универсальных техники применения внешней вспышки

Техника #1. Вспышка в роли заполняющего источника света

Проще всего воспользоваться встроенной в фотоаппарат вспышкой или установить внешнюю вспышку, присоединив её непосредственно через разъём «горячий башмак» (от англ. hot shoe).

Обратите внимание, вспышка, излучающая свет со стороны фотоаппарата, создаёт малоприятное освещение, если выполняет роль рисующего, основного, источника света.

Однако, такое расположение вспышки идеально для создания заполняющего освещения. Суть техники заключается в том, что вспышка подсвечивает тени, образовавшиеся на лице модели при его освещении солнечным светом. В данном случае, солнце играет роль рисующего источника света.

Техника #2. Внешняя вспышка в роли рисующего источника света

Применение внешней вспышки как независимого, удалённого от фотоаппарата, источника света может показаться привилегией профессионалов. Попробуйте реализовать рассматриваемую технику, с её помощью вы мгновенно преобразите свои снимки. В вашем распоряжении возможность отслеживать результаты мгновенно, наличие простых и недорогих способов синхронизации импульса вспышки с моментом открытия затвора в фотоаппарате.

Вы можете «конструировать» красивое освещение, располагая одну или несколько вспышек в произвольном месте, вне зависимости от того, где находится фотоаппарат.

Три способа синхронизации с внешней вспышкой

Когда снимаешь на пленере, вряд ли захочется связываться с проводами. Существуют три основных способа беспроводной синхронизации внешних вспышек. Выбор способа зависит от фотоаппарата, вспышки и, в некоторой степени, от вашего бюджета.

Встроенная в фотоаппарат система управления внешними вспышками

Большинство производителей фотоаппаратов оснащают современные модели функцией, позволяющей дистанционно управлять внешними вспышками. Возможности управления такие же широкие, как и в случае, когда вспышка присоединена к фотоаппарату с помощью разъёма «горячий башмак».


Дистанционно синхронизировать внешнюю вспышку могут модели фотоаппаратов наподобие Canon 600D или Nikon D7000. Встроенная в них вспышка играет в процессе роль дирижёра.

Если ваш фотоаппарат не позволяет дистанционно управлять внешними вспышками, то вам потребуется присоединить к фотоаппарату либо внешнюю вспышку, которая обладает функцией дистанционного управления другими вспышками, либо специальное устройство – контроллер внешних вспышек.

Применение любых из перечисленных способов дистанционного управления предполагает совместимость устройств. Часто, это означает, что внешние вспышки и фотоаппарат должны сойти с конвейера одного производителя.

Основной недостаток встроенной системы дистанционного управления заключается в том, что её радиус действия составляет всего около 10 метров (или меньше при ярком солнце), а между синхронизируемыми вспышкой и фотоаппаратом должна быть прямая зона видимости.

Радиосинхронизация

Если настройка экспозиции вручную не вызывает у вас проблем, то применение простейшего комплекта радиосинхронизации – самый дешёвый и удобный способ решения рассматриваемой задачи.

Комплект (приёмник и передатчик) радиосинхронизации позволяет вам использовать практически любые внешние вспышки (не обязательно от того же производителя, что и фотоаппарат). Но лишь в том случае, если вы готовы настраивать мощность импульса самостоятельно.

Также, радиус действия у таких комплектов значительно выше, чем у системы дистанционного управления вспышками, встроенных в фотоаппарат. Также, они не требуют прямой зоны видимости между вспышкой и камерой. Таким образом, вы можете располагать синхронизируемую вспышку за деревом или стеной, например, чтобы спрятать её в снимаемой сцене.

Стоимость простых комплектов радиосинхронизации невысока, начинается от 850 руб. за комплект, например, от производителя Wansen.

Радиосинхронизация, поддерживающая TTL

Рассматриваемые комплекты радиосинхронизации дополняют преимущества своих «младших братьев» возможностью автоматического управления мощностью вспышки TTL вашего фотоаппарата. Однако, для реализации возможности внешняя вспышка должна поддерживать такое управление.

С комплектами радиосинхронизации, поддерживающими TTL, настройка освещения может существенно упрощаться. Однако, стоимость комплекта начинается от 6 200 руб., например, за комплекта от производителя Pixel.

Фотосессия на природе - вид съемки, располагающий к проявлению творчества и фантазии. Делая съемку на улице, которая не ограничена пространством и интерьером, фотограф открывает тысячу новых мест и возможностей, разнообразные позы и новые сюжеты. Природа открывает перед автором множество неповторимых мест и ярких красок, что позволяет воплотить в жизнь практически любую идею.

Особенности фотосессии на природе

Съемка в естественных природных условиях создает особую атмосферу непринужденности, которая так важна для маленьких детей и людей, предпочитающих свободный формат. Подходит такая фотосессия для всех, начиная от младенцев и заканчивая пожилыми людьми. Различные идеи и позы для фотосессии на природе могут варьироваться, вне зависимости от возраста и положения. Ее часто заказывают на различные торжества, свадебные прогулки, детские праздники и дни рождения, на юбилеи, пикники и романтические встречи. Необычным подарком на любой праздник может стать фотосессия на природе. Идеи и оригинальные образы надолго сохранятся в памяти, радуя персонажей на снимках при каждом просмотре.

Место проведения

Место проведения съемки необходимо планировать заранее, что напрямую зависит от времени года. Каждому сезону характерны свои особенные прелести и очарование. Например, если в осенний или летний период в лесу можно создать неповторимый снимок, то зимой это представляется затруднительным из-за большого количества снега и сложного передвижения по лесным дорожкам. Однако именно зимой есть возможность сделать отличные фотографии на льду замерзших рек и озер, чего невозможно добиться в летнее время. Местом работы могут быть и абсолютно любые места, включая парки, в которых цветут деревья, поля, моря, озера и горы.

Особенности съемки в зависимости от времени года

Если процесс создания фотографий пришелся на зиму, необходимо ловить каждый момент, акцентировать внимание на природе и окрестностях, усыпанных снегом. Благодаря природной белизне снег способен скрыть все недостатки местности, замаскировав собою грязь, пыль и мусор. Зимняя фотосессия дает возможность создать яркие образы, включающие в себя кадры, где персонажи валяются в снегу, кидаются ним и едят сосульки. Весной расцветающая зелень и цветы позволяют создать насыщенные и свежие фотографии. Сделать запоминающиеся снимки на фоне моря или другого водного пространства позволяет фотосессия на природе летом. Позы и снимки на пляже всегда получаются уникальными и особыми. Дождь и красно-желтые придают фотоснимкам особый жанр и изюминку, позволяя автору создать необычайно красивый сюжет. Фото на фоне грозы и сверкающей молнии завораживают взгляды и запоминаются своей фееричностью. Необходимо сделать акцент на природе и подобрать нужные позы. Фотосессия беременных на природе - отличная возможность уединения и отдыха всей семьей. А в результате вы получите уникальные снимки.

Что надеть на фотосессию?

Предварительно необходимо продумать образы и позы для фотосессии на природе. Акцентировать внимание следует на костюмах и одежде, в которой будет проводиться съемка. В зависимости от сезона можно использовать множество вещей и одеяний, находящихся в гардеробе. Главное, чтобы под рукой всегда был выбор. В съемочном процессе особое применение найдут броские и насыщенные цвета одежды и декораций, контрастирующие на фоне природы: черный и красный, оранжевый и зеленый, фиолетовый, желтый, белый и ярко-синий.

Как правильно позировать в кадре?

Вне зависимости от того, что позы для фотосессии на природе варьируются от места и цели проведения съемки, одежды, сувениров и настроения, правила постановки позы остаются неизменными.

  1. Следует избегать сутулости и горбатой спины. Этого можно достичь, поставив одну ногу так, чтобы она оказывала поддержку позвоночнику.
  2. Все позы должны быть комфортными.
  3. Плечи и туфли не должны быть направлены в одну сторону. Это приведет к прибавлению лишних визуальных килограммов в кадре.
  4. В процессе позирования следует соблюдать асимметрию. К примеру, если одна нога прямая, вторую необходимо немного согнуть, создав тем самым эффект расслабленности и комфорта.
  5. Расслабленность и спокойствие во время позирования - залог успешного и эффектного кадра.
  6. Если необходимо сделать снимок, на котором руки будут находиться около лица, следите за тем, чтобы в пальцах отсутствовало напряжение.

Естественное положение включают в себя базовые позы для фотосессии. Свобода, легкость и естественность - основные ключи для создания успешной фотографии.

Позирование на фоне природы

Процесс построения на природе начинается с выбора места. Существует множество вариаций позиций и постановок, выражающих настроение, характер и поведение модели. Есть как простые позы для фотосессии на природе, так и сложные, включающие различные постановки, трюки и спецэффекты.

Удачной для передачи красоты окружающей природы считается поза стоя. Здесь главный акцент делается на декорациях, раскидистых деревьях и разливах рек. Персонажам фото отдается второстепенная роль, к примеру, природа занимает 70% кадра, а модель, располагающаяся по центру или сбоку, заполняет собой всего лишь 30%.

Если планируется сделать снимок на зимнем поле или в лесу, усыпанном осенними листьями, и надо передать состояние грусти или печали - лучшей позой будет полуоборот к фотографу и сложенные на груди руки. Лицо можно наклонить к груди, глаза приоткрыть и пустить взгляд вниз или чуть выше уровня горизонта.

Позиция, когда модель стоит около какого-то предмета, позволяет добиться непринужденности. Техника выполнения проста: необходимо опереться на стоящий предмет, в роли которого могут выступать деревья, столбы или скалы. Ноги при этом скрещены, одна рука лежит на бедре, вторая - расслабленная. Летом и весной эмоции положительные и ярко выраженные. В этом случае хорошо получаются снимки с травой, зеленью и цветами. К примеру, можно сесть удобно на поле, примять собой траву, чтобы она не закрывала модель, и взять в руки охапку полевых цветов. Плетеный венок и нежная улыбка на таком снимке не оставят равнодушными ни одного ценителя фото.

В том случае, когда необходимо сделать акцент на человеке, чаще всего применяются позы портретного характера. Обязательно следует немного отвести взгляд в сторону или приподнять голову вверх, а не прямо смотреть в объектив. Поза с небольшим наклоном вперед всегда визуально делает фигуру мягче и стройнее. Сидя, руки можно сложить на коленях, а волосы откинуть на одну сторону. Существует также способ создания кадра из-за спины - голова и талия находятся в полуобороте от фотографа. Взгляд, направленный вдаль, придаст образу загадочности.

в позировании?

Выбирая позы для фотосессии на природе, необходимо позаботиться о том, чтобы они были простыми и легкими в исполнении. Во избежание теней солнце, ярко освещающее открытое пространство, должно быть сзади. Часто улыбки в кадре выглядят натянутыми и искусственными. Чтобы этого избежать, модели надо вспомнить счастливые и радостные моменты жизни. Данный прием позволить создать искреннюю и непритворную радость. Эти советы помогут избежать массы непредвиденных ситуаций и испорченных кадров.

Подводя итоги, стоит отметить, что съемка на природе - это кладезь идей и новых образов. Главное - правильный выбор места и позы для фотографии.