Максим Аверин: Все начинается с любви. Максим Аверин: «Все начинается с любви Концерт аверина все начинается с любви

15.06.2019

Анонсы обещали, что «Все начинается с любви» - это моноспектакль Максима Аверина. Но оказалось, это даже не спектакль, а сугубо личное обращение Максима к зрителям. Он и сам его так называет: «спектакль-откровение». В нем собраны важные для него песни, стихи, монологи, а в одном из них есть цитата: «Жизнь - это не кино. В ней невозможно сделать еще один дубль. Жить нужно, не оставляя черновиков – писать надо начисто, набело. Прошлое… ну что в нем копаться? Было и было. Прошло. Будущее? Но мы же с вами знаем, как оно призрачно. Жизнь – она здесь и сейчас. Будьте счастливы сегодня». С этого отрывка мы и начинаем наш разговор.

Максим, судя по тому, что вы и шоумен, и в спектаклях играете, и в сериалах снимаетесь, и даже эссе для журналов успеваете писать, «Все начинается с любви» - это ваш девиз. Ведь проделывать столько работы себе не в радость просто невозможно.

Вы правы. Если мне что-то неинтересно, я не буду это делать просто.

- А как же ответственность?

Нет, ну бывает, я ошибаюсь, конечно. Например, соглашаюсь сняться в каком-то фильме, думаю: ой, как интересно, ой, здорово! А потом в процессе понимаю: ну нет ничего. Конечно, я подводить людей не буду, но в таком проекте надолго и не задержусь. Это и для людей лучше, к слову. Потому что можно полгода играть – и роль так и не сделать. Зачем я там, где меня, как говорится, не надо? Ради чего? Так нечестно.

Судя по вашей занятости, проекты вы выбираете верно. Но при таких нагрузках усталость иногда может превалировать над любовью. Откуда тогда черпать оптимизм?

Я вам банальность скажу: все очень просто. Надо любить жизнь. Да, это банальность, но она работает! Иногда любить жизнь трудно, да, но это тоже работа. Тяжелая такая работа. Работа над собой. А как мы хотели? Почему мы думаем, что еще можем жизнь, такую вот коротенькую, как говорил Тарковский, малютку-жизнь тратить на плохое настроение, нытье, непорядочных людей, неинтересные проекты? Наверное, это возраст, потому что мне именно с годами стало жалко это время. Я понял: ну буду я в плохом настроении – что-то изменится? Так что всегда все зависит от жизнелюбия - от способности любить, от желания жить и преодолевать. Это труд. Но так, согласитесь, интереснее.

Вы и в спектакле говорите, что надо делиться только любовью. Но это же не всегда реально. Например, вы – успешный артист, вам наверняка многие завидуют. Как на такое любовью отвечать?

А можно же не обращать внимание! Я вам объясню: во-первых, если человек завидует, значит, он глупый, чего еще из-за него злиться-переживать? Зависть - большая глупость сама по себе, вы же не знаете, что человек прошел и сделал для этого успеха. А еще в какой-то степени надо жалеть людей. Мне кажется, им жить больно. Это ведь не просто вот так встать и сказать гадким голосом (имитирует): «Вот я завидую тебе!» - это колоссальная внутренняя работа происходит с человеком, раз он так себя загоняет. Так что надо прощать, а не злиться.

- Хорошо, тогда насчет преодоления. Вы волнуетесь перед выходом на сцену?

Да вчера играли в Тбилиси первый спектакль – и уже утром нерв был. Все прошло, надеюсь, хорошо. Но сегодня новый день – и новые зрители, и еще больше нервов, потому что вчера справился, а уже снова в бой. Я перед выходом на сцену не уверен никогда. В театре и нельзя быть уверенным, что все пройдет замечательно. В этом его искусство. Вот кино отсняли – и оно навсегда таким, как его записали, останется. А в театре нет такого. Как я в своем спектакле говорю: «Все здесь и сейчас». В этом магия театра, и она волнительна. А уж здесь, в Тбилиси я выступаю на сцене театра Руставели – и это для меня вообще как экзамен сдавать. Я театр Шота Руставели люблю уже больше двадцати лет.

Я знаю, в этот приезд вы присутствовали на репетициях Роберта Стуруа.

Да, я восхищен мастером. Тем, как он видит наше время, как он его чувствует – как доктор, знаете. Это называется провокация. Благодаря съемкам в медицинском сериале я точно знаю (смеется): врачи иногда делают провокацию, чтобы вытащить, вылечить болезнь – и вот Стуруа это делает. Стуруа провоцирует – и в его спектаклях мы видим, чем «болеет» наше общество. Он четко понимает это время.

- А представьте, он бы вам предложил роль. О каком образе бы вы мечтали?

Вы этот спектакль называете «откровение». Меж тем, вот вы не женаты, и о личной жизни не откровенничаете совсем. А людям тем интереснее – не зря же в интервью у вас так часто эту тему пытаются вызнать. Не раздражает?

Нет. Видите, в чем дело: если человек залезает в мою личную жизнь, я на него так смотрю: ну что он думает? Я же не на исповеди! Естественно, я не расскажу в подробностях, потому что это не его дело! (смеется) А если серьезно, это же моя территория. Почему-то иногда журналисты думают, что мы, артисты, находимся у них на исповеди и должны все обязательно рассказать. Но если я человека первый раз вижу? Мы не так близки, чтобы я начал: я вам сейчас все расскажу, вот все расскажу, Боже, что у меня в жизни было… (вздыхает и улыбается) Это неправильно. Личное является очень дорогим для меня. А то, что дорого, нельзя разбазаривать.

Вот как сделал Пол Маккартни? Он сказал: «Все, что хочу вам сказать – в моих песнях. Если мне захочется еще что-то сказать, я напишу еще одну песню». С моноспектаклем то же самое – вот оно, мое личное. Вот почему я занимаюсь этой профессией, ее люблю, вот почему я в ней счастлив.

- Не было желания уйти ни разу?

Всякое было. Но такого, чтобы возникло желание предать профессию – нет, не было.

- Предать?

Да, этот глагол, потому что я актерство обожаю. Я в нем счастлив. Я бы не смог без него. Были моменты отчаяния, но я не сдавался. У меня мысли не было сойти с дистанции. Я думал, что любой артист проходит такой этап. Да, кто-то сразу попадает в работу, к режиссеру-мастеру, становится интересен… Кто-то. Но не все. Многим приходится ждать.

- Вы бы молодым артистам посоветовали именно научиться ждать?

Боже упаси что-нибудь советовать!

- А если просят?

Кстати, как в психологии делают: называют слово – и спрашивают моментальную ассоциацию. Вот ваша ассоциация с Грузией?

Гранат. Гранат в моем представлении – один из тех плодов, которые собрали в себе много зерен, и каждое – сочное. И здесь, в Грузии для меня объединено все – и кровь, и сила, и мощь, и красота.

В этом году в Грузию приезжает рекордное число российских туристов. А вы же путешественник со стажем, поделитесь с ними опытом - расскажите, как вам здесь?

Вообще, если есть возможность, я люблю приехать до спектакля заранее, посмотреть город, страну. Уже был в Мцхете и Кахетии, конечно, погулял по Тбилиси. И вы знаете, я не могу сказать, что мне понравилось больше. Для меня такие выражения из категории: «Кого ты любишь больше – маму или папу?» А в Грузии это вообще бессмысленно. Я тут всюду вижу красоту, то, что меня возрождает, дает мне силу, энергию – и могу просто восхищаться, сказать, что на меня произвело впечатление.

Вот меня потряс ансамбль Сухишвили. Их выступление – сплошной восторг. Можно ли сравнивать красоту монастырей Мцхеты и танец Сухишвили? Тут просто радуешься, что тебе это дано было увидеть. А еда? У грузин же не кухня, а гастрономическое сумасшествие!

Между прочим, все ваши друзья восхищаются вашим умением готовить. Многие звезды, бывая в Грузии, посещают кулинарные мастер-классы. Вы с вашей любовью к кухне на них не ходили?

Да я и умел готовить грузинские блюда (смеется). Могу приготовить сациви, лобио… Да я и не из тех людей, которые ходят на мастер-классы. У меня здесь такой график, не успел даже посетить тех, у кого обещал быть, к сожалению. И вообще, мне тут так хорошо, что и не надо кулинарных семинаров (улыбается).

- После спектаклей ваше путешествие по Грузии продолжится?

Да, я еду в Батуми. Для меня просто важно море. Оно для меня – энергетическая точка, я могу часами на него смотреть. Люблю одиночество и море. И вообще путешествия. Это лучший отдых – и в любом проявлении дорога мне интересна.

Редакция благодарит за помощь в организации интервью Георгия Тевзадзе


Это именно тот случай, когда артист остается один на один с публикой и открывает свою душу.

Искусно сложенная мозаика из музыки, поэзии, прозы, сопровождающаяся мастерской световой и звуковой партитурой.

В программе – любимые песни, видеоряд из кинофильмов, размышления актера о современном театре и кино, а также самое главное – стихи. Были и очень трогательные моменты, когда хотелось немного погрустить, и весело так, что невозможно было остановиться от смеха. Этот спектакль затронет всю гамму светлых чувств. Зритель точно не останется равнодушным!



Максим Аверин: "Моноспектакль, где я собрал произведения, которые мне нравятся, написал монологи, которые относятся к моей жизни. Этот спектакль – гимн профессии артиста и гимн самой жизни".

Все было настолько красиво, зрелищно, ярко, но при этом так искренне, тепло и душевно, будто перед тобой не знаменитость, а старый добрый друг, которого ты знаешь уже очень давно. Приятно удивило то, что мне и многим другим зрительницам Максим Аверин подарил белую розу, которая теперь будет напоминать об этой незабываемой встречи с потрясающим человеком и актером с большой буквы.


Максим Аверин это тот, кто ведет за собой зрителя, всегда находит в нем искреннего собеседника и слушателя. Позитивная энергия, излучаемая актером, дарит Мечту и Вдохновение, проникает в самое сердце. Я осталась под огромным впечатлением! Просто море восторга и эмоций!

C 2010 года моноспектакли Максима Аверина посмотрели более 200 тысяч зрителей в 162 городах 13 стран мира.

Максим Аверин

ВСЕМ ЗРИТЕЛЯМ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЕН ЮБИЛЕЙНЫЙ ДИСК В ЧЕСТЬ ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАКСИМА АВЕРИНА!

Заслуженный артист России Максим Аверин приглашает отпраздновать свой день рожденья
Вас ждет встреча с любимы артистом в праздничной обстановке и множество сюрпризов

Максим Аверин – известный артист театра и кино. Его моноспектакль «Все начинается с любви…», созданный несколько лет назад, уже обрел поклонников по всей России и в значительной части ближнего и дальнего зарубежья. Спектакль уже посмотрели в 171 городе в 24 странах мира.

Программа значительно расширила представление зрителей о возможностях и таланте этого замечательного артиста. Несколько лет спустя после первого моноспектакля Аверин предложил своей публике его продолжение. Спектакль так и назван: «Все начинается с любви…Продолжение». Это не концерт, не творческая встреча – это именно моноспектакль, полноценное театральное представление, продуманная и искусно сложенная мозаика из музыки, поэзии, прозы, сопровождающаяся мастерской световой и звуковой партитурой. Это спектакль, в котором актер остается один на один с публикой и открывает свою душу в этом диалоге.

Максим Аверин из тех артистов, кто ведет за собой зрителя, всегда находя в нем искреннего слушателя и собеседника. Убедительная положительная энергия, излучаемая актером, дарит Вдохновение и Мечту, проникая в самое сердце.

Моноспектакль «Все начинается с любви. Продолжение» расширяет представление зрителей о возможностях и таланте Максима Аверина, дополнившего программу ранее не исполнявшимися произведениями, новыми песнями, вошедшими в его первый авторский диск совместно с композитором Лорой Квинт и поэтом Николаем Денисовым «Многоточие». Многоточие… Потому что точку Аверин не ставит никогда, всегда находя продолжение, развитие, новые решения своих ролей, идей и спектаклей.

Билеты на Максима Аверина можно приобрести у нас либо набрав наш номер в Берлине 030 36 417 517.

Заказ билетов без регистрации. Доставка на дом..

Все начинается в любви: мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг – все начинается с любви.
Весна шепнет тебе: "Живи". И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься. И начнешься.
Все начинается с любви!

Р. Рождественский, «Все начинается с любви…»

«Все начинается с любви..» - эти слова из замечательного стихотворения стали не только названием, но и лейтмотивом моноспектакля. Произведения разных авторов, причем не только разных жанров, но и разных эпох и поколений, органично сплетены в спектакле в единое целое, раскрывая не только многогранный талант Максима Аверина как актера, но и его личное отношение к тому, что происходит и в жизни, и на сцене.
От пастернаковского «Сплетенья рук..» до «Темной ночи» Марка Бернеса, от рубленых строчек стихов Владимира Маяковского до проникновенной лирики Владимира Высоцкого – все это пропущено через призму авторского восприятия Максима как режиссера и автора спектакля.
И еще очень важный момент – потрясающая энергетика актера, которая моментально передается залу. Два часа пролетают незаметно, на одном дыхании – как разговор с умным, обаятельным и интересным человеком, которого очень повезло найти и встретить в жизни.
«Всё начинается с любви...» – это полностью детище Аверина. Он сам выступил здесь и как актёр, и как режиссёр спектакля. Всё: стихи, их последовательность, костюм, свет, музыку, антураж сцены артист подбирал сам. «В нём – весь я, такой, какой есть. Артист, мужчина, гражданин»

Своим моноспектаклем «Все начинается с любви» Максим Аверин смел представление о нем, как о знаменитом Глухаре,он предстал тонким, проникновенным, легким и блистательным. Стихи, музыкальные номера и танцевальные композиции открыли для публики новые грани его таланта.

– Вам скоро исполнится 40 лет. Не боитесь возраста?

– Если раньше я видел в зеркале лицо, которое не соответствовало моему мироощущению, то сейчас все работает на меня: на мое лицо есть роли.
В 20 лет у меня был дисбаланс: душа требовала содержательных и больших ролей, а лицо не дотягивало. А сейчас все совпало. Мне нравятся морщины, которые появились на моем лице. Это дополнительный инструмент в моей работе.

А перед спектаклем ко мне пришли на служебный вход два ангелята. Ксюшенька и Сашенька. Их мама сказала, что девочки следят за моим творчеством и пришли с подарками и с цветами. Взамен им был нужен был мой автограф, который они попросили у мамы на день рождения. Юные леди были очень воспитаны, не было никаких "дядя Максим", "покатай меня на шее". Напротив, у них было несколько творческих вопросов. Они одарили меня букетиками хризантем и рисунками собственного сочинения. "Потом они удалились, а я всё стоял на своих полутора ногах.."
И в этот момент я был счастлив! Я понимал, что вот эти малыши, самый сложный, требовательный зритель, обмануть его невозможно. Он смотрит на тебя своими серьёзными глазами, там нет ещё загнанности и обстоятельств жизни.
И в тебя верят, как в деда Мороза. А значит во что-то большое и сказочное.
И стоило жить и работать стоило!

Мне очень нравится песня из фильма "Горюнов" в исполнении Максима,фильм не понравился,но поет... просто за душу берет.

А теперь можно и потанцевать!А это из проекта "Три аккорда"