Лев толстой и нобелевская премия. От Толстого до Алданова: какие русские писатели могли бы получить Нобелевку по литературе Алданов и компания

20.10.2019

Владимир Набоков

Нобелевская премия по литературе - самая престижная награда, которая с 1901 года ежегодно вручается Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Писатель, удостоенный премии, предстает в глазах миллионов людей как несравненный талант или гений, который своим творчеством сумел завоевать сердца читателей со всего мира.

Однако есть целый ряд знаменитых писателей, которых Нобелевская премия по разным причинам обошла стороной, но достойны они её были не меньше, чем их коллеги-лауреаты, а иногда даже и больше. Кто же они?

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Принято считать, что Лев Толстой сам отказался от премии. В 1901 году первую Нобелевскую премию по литературе присудили французскому поэту Сюлли-Прюдому — хотя, казалось бы, как можно обойти автора «Анны Карениной», «Войны и мира»?

Понимая неловкость, шведские академики стыдливо обратились к Толстому, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего». Однако, написали они, великий писатель ведь и сам «никогда не стремился к такого рода награде». Толстой поблагодарил: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена», — написал он. «Это избавило меня от большого затруднения - распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

49 шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф написали письмо протеста нобелевским академикам. За кадром осталось мнение эксперта Нобелевского комитета, профессора Альфреда Йенсена: философия позднего Толстого противоречит завещанию Альфреда Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности» произведений. А «Война и мир» и вовсе «лишена понимания истории». С этим соглашался секретарь Шведской академии Карл Вирсен:

»Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры».

Слышал об этом Лев Николаевич или нет, но в 1906 году, предвидев очередное выдвижение, он попросил академиков сделать все, чтобы ему не пришлось отказываться от престижной награды. Те радостно согласились и в списке нобелевских лауреатов Толстой так и не появился.

ВЛАДИМИР НАБОКОВ

Одним из претендентов на награду 1963 году был знаменитый писатель Владимир Набоков, автор нашумевшего романа «Лолита». Это обстоятельство стало приятным сюрпризом для поклонников творчества писателя.

Скандальный роман, тема которого была немыслимой для того времени, был опубликован в 1955 году в парижском издательстве «Олимпия Пресс». В 60-х годах не раз появлялись слухи о номинации Владимира Набокова на Нобелевскую премию, однако толком ничего не было ясно. Чуть позже станет известно, что Набоков никогда не получит премии Нобеля за излишнюю аморальность.

  • Против кандидатуры Набокова выступил постоянный член Шведской академии Андерс Эстерлинг. «Автор аморального и успешного романа «Лолита» ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию», - писал в 1963 году Эстерлинг.

В 1972 году в шведский комитет обратился обладатель премии Александр Солженицын с рекомендацией рассмотреть кандидатуру Набокова. Впоследствии авторы многих изданий (в частности London Times, The Guardian, New York Times) причисляли Набокова к тем писателям, кто незаслуженно не был включен в списки номинантов.

Писатель был номинирован в 1974 году, но проиграл двум шведским авторам, которых сейчас никто не помнит. Но они оказались членами Нобелевского комитета. Один американский критик остроумно сказал: «Набоков не получил «нобелевки» не потому, что не заслуживает ее, а потому, что Нобелевская премия не заслуживает Набокова».

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Начиная с 1918 года Максим Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе- в 1918-м, 1923-м, 1928-м, 1930-м и, наконец, в 1933-м.

Но и в 1933 году «Нобель» обошел писателя стороной. Среди номинантов в тот год вместес ним вновь были Бунин и Мережковский. Для Бунина это была пятая попытка взять Нобеля. Она оказалась удачной, в отличие от также пятикратных номинантов. Награда Ивану Алексеевичу Бунину была вручена с формулировкой «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

До сороковых годов у русской эмиграции была забота — сделать все, чтоб премия не перепала Горькому и не развалился миф о том, что никакой культуры на территории России без эмигрантов не осталось. Кандидатами выдвигались и Бальмонт, и Шмелев, но особенно нервно — Мережковский. Возня сопровождалась интригами, Алданов призывал Бунина согласиться на «групповое» выдвижение, втроем, Мережковский уговаривал Бунина пойти на полюбовный сговор — кто выиграет, тот делит премию пополам. Бунин не согласился, и правильно сделал — борец с «грядущим хамом» Мережковский скоро замарается братанием с Гитлером и Муссолини.

А Бунин, к слову уж, часть премии без всяких договоров отдал нуждающимся русским литераторам (все равно передрались), часть затерялась в войну, зато на премию купил Бунин радиоприемник, по которому слушал сводки боев на восточном фронте — тревожился.

Однако факт: и тут шведские газеты недоумевали. Горький имеет гораздо больше заслуг перед русской и мировой литературой, Бунина знают лишь собратья по перу и редкие ценители. И Марина Цветаева возмущалась, между прочим, искренне: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи. Но — так как это политика, так как король Швеции не может нацепить ордена коммунисту Горькому…»

За кадром оставались злобные мнения экспертов. Прислушавшись к ним, еще в 1918 году академики сочли, что Горький, выдвинутый Роменом Ролланом, — анархист и «без сомнения, никоим образом не вписывается в рамки Нобелевской премии». Горькому предпочли датчанина Х. Понтоппидана (не помните, кто это — и не важно). В 30-х академики помялись и придумали — «сотрудничает с большевиками», награду «превратно истолкуют».

АНТОН ЧЕХОВ

Антон Павлович, умерший в 1904 году (премию вручают с 1901 года), скорее всего, просто не успел ее получить. Ко дню его смерти его знали в России, но еще не очень хорошо на Западе. Кроме того, там он больше известен как драматург. Точнее вообще только как драматург он там и известен. А Нобелевский комитет драматургов не жалует.

…КТО ЕЩЕ?

Кроме вышеупомянутых русских писателей среди русских номинантов на премию в разные годы были Анатолий Кони, Константин Бальмонт, Петр Краснов, Иван Шмелев, Николай Бердяев, Марк Алданов, Леонид Леонов, Борис Зайцев, Роман Якобсон и Евгений Евтушенко.

А сколько гениев российской словесности даже не были заявлены в число номинантов Булгаков, Ахматова, Цветаева, Мандельштам… Каждый может продолжить этот блистательный ряд именами своих любимых писателей и поэтов.

Разве это случайность, что четыре из пяти русских писателей, ставших нобелевскими лауреатами, так или иначе находились в конфликте с советской властью? Бунин и Бродский были эмигрантами, Солженицын - диссидентом, Пастернак получил премию за роман, опубликованный за границей.Да и вполне лояльному к советской власти Шолохову Нобеля дали «за художественную силуи цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

  • Стоит ли удивляться, что в 1955 году на Нобелевскую премию по литературе номинировался даже… скандально известный советский шифровальщик-перебежчик Игорь Гузенко, на Западе занявшийся литературой.

А в 1970 году Нобелевскому комитету пришлось долго доказывать, что премия присуждена Александру Солженицыну отнюдь не по политическим мотивам, а «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Ведь к тому времени прошло всего восемь лет от момента первой публикации писателя, а его главные труды «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» еще не были опубликованы.

Вот такие дела, братцы…

Кого из великих русских писателей и поэтов награждали Нобелевской премией? Михаила Шолохова, Ивана Бунина, Бориса Пастернака и Иосифа Бродского.

Иосиф Бродский - поэт в России практически не известный, вдруг стал лауреатом самой престижной литературной премии в мире. Вот ведь удивительный случай!

Впрочем, почему удивительный? Иосифа Бродского сперва, хотели похоронить в Александро-Невской Лавре в Питере, - рядом с императорами, а после, согласно его же завещанию развеяли прах над каналами в Неаполе. Так что награждение вполне закономерно.

Кто сейчас вспомнит имя первого лауреата нобелевской премии области литературы, получившего её в декабре 1901 года, - французского поэта Рене Франсуа Армана Сюлли-Прюдома. Его не знают, и толком никогда не знали даже в его родной Франции.

И таких, мягко говоря, сомнительных лауреатов в рядах «нобелевцев» предостаточно! А ведь в то же самое время жили и творили Марк Твен, Эмиль Золя, Ибсен, Чехов Оскар Уайльд и, конечно же Лев Толстой!

Когда ознакомишься с длинным перечнем литераторов, в разное время отмеченных Нобелевским комитетом, невольно ловишь себя на мысли, что никогда не слышал четыре фамилии из каждых десяти. Да и пятеро из оставшихся шести тоже не представляют из себя ничего особенного. «Звёздные» труды их давно и прочно забыты. Сама собою в голову приходит мысль: выходит, что Нобелевскую премию в области литературы присуждали за какие-то другие заслуги? Если судить по жизни и творчеству того же Иосифа Бродского, то да!

Уже после первого же сомнительного награждения общественное мнение Швеции и других стран было шокировано решением Академии Нобеля. Уже через месяц после скандального награждения, в январе 1902 года, Лев Толстой получил адрес-протест группы шведских писателей и художников:

«Ввиду впервые состоявшегося присуждения Нобелевской премии мы, нижеподписавшиеся писатели, художники и критики Швеции, хотим выразить Вам наше преклонение. Мы видим в Вас не только глубокочтимого патриарха современной литературы, но также одного из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего, хотя Вы, по своему личному суждению никогда не стремились к такого рода награде. Мы тем живее чувствуем потребность обратиться к Вам с этим приветствием, что, по нашему мнению, учреждение, на которое было возложено присуждение литературной премии, не представляет в настоящем своём составе ни мнения писателей-художников, ни общественного мнения. Пусть знают за границей, что даже в наше отдалённой стране основным и наиболее сильным искусством считается то, которое покоится на свободе мысли и творчества». Письмо это подписали более сорока видных деятелей шведской литературы и искусства.

Все знали: в мире есть только один писатель, достойный быть первым отмеченным самой высокой в мире наградой. И это писатель Лев Толстой. К тому же, именно на рубеже веков вышло в свет новое гениальное творение писателя – роман «Воскресение», который Александр Блок впоследствии назовёт «завещанием уходящего столетия новому».

24 января 1902 года в шведской газете «Свенска Дагбладет» появилась статья писателя Августа Стриндберга, утверждавшего в ней, что большинство членов Академии – «это недобросовестные ремесленники и дилетанты в литературе, которые почему-то призваны вершить суд, но понятия этих господ об искусстве так по детски наивны, что они называют поэзией только то, что написано стихами, предпочтительно рифмованными. И если, например, Толстой навсегда прославился, как изобразитель человеческих судеб, если он создатель исторических фресок, то он ими не считается поэтом на том основании, что не писал стихов!»

Ещё одно суждение по этому поводу принадлежит известному датскому литературному критику Георгу Брандесу: «Льву Толстому принадлежит первое место среди современных писателей. Никто не внушает такого чувства почитания, как он! Можно сказать: никто, кроме него, не внушает чувства почитания. Когда при первом присуждении Нобелевской премии она была дана благородному и тонкому, но второразрядному поэту, все лучшие шведские авторы послали за своими подписями Льву Толстому адрес, в котором протестовали против такого присуждения этого отличия. Само собой чувствовалось, что оно должно было принадлежать только одному – великому писателю России, за которым они единогласно признавали право на эту премию».

Многочисленны обращения и требования восстановления поруганной справедливости заставили и самого Толстого взяться за перо: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не был мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».

Казалось бы, на этом вопрос мог бы быть и исчерпан?! Ан нет! Вся история получила неожиданное продолжение.

В 1905 году вышло в свет новое произведение Толстого «Великий грех». Эта, ныне почти забытая остро публицистическая книга рассказывала о тяжкой доле русского крестьянства. Сейчас о ней не вспоминают ещё и потому, что в этом труде Толстой в самой категорической форме, аргументировано и чрезвычайно убедительно высказывался против частной собственности на землю.

В Академии наук России возникла вполне понятная идея выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии. В записке, составленной с этой целью выдающимися русскими учёными, академиками А.Ф. Кони, К.К. Арсеньевым и Н.П. Кондаковым давалась самая высокая оценка «Войне и миру», «Воскресению». А в заключение, от имени Российской Императорской академии наук высказывалось пожелание о присуждении Толстому Нобелевской премии.

Записку эту одобрил и Разряд изящной словесности Академии наук, - была в то время в Академии такая организационная структура. 19 января 1906 года, вместе с экземпляром толстовского «Великого греха» записка была отослана в Швецию.

Едва услышав о столь великой чести, Толстой пишет финскому писателю Арвиду Ернефельду: «Если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться, а потому я очень прошу Вас, если у Вас есть – как я думаю – какие-либо связи в Швеции, постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Может быть, Вы знаете кого-либо из членов, может быть, можете написать председателю, прося его не разглашать этого, чтобы этого не делали. Прошу Вас сделать, что Вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение – отказываться от неё».

На самом деле, истинные заслуги перед человечеством того или иного писателя, учёного или политика Нобелевская премия отражает лишь отчасти. Девять из десяти Нобелевских лауреатов в области литературы были рядовыми ремесленниками от литературы и не оставили в ней хоть сколько-нибудь заметного следа. И лишь, примерно, один-два из этих десяти были по-настоящему гениальными.

Так за что же тогда остальным давали премии, почести?

Присутствие среди награжденных гения - придавало награждению всей прочей весьма и весьма сомнительной компании иллюзию достоверности и заслуженности. Видимо, таким изощрённейшим способом Нобелевский комитет пытался и пытается повлиять на литературные и политические пристрастия общества, на формирование его вкусов, привязанностей и, в конечном счёте, ни много, ни мало, на мировоззрение всего человечества, на его будущее.

Припомните, с каким восторженным придыханием большинство говорит: «Такой-то Нобелевский лауреат!!!». А ведь Нобелевскими лауреатами были не только гении, творившие во благо людей, но и деструктивные личности.

Так денежные мешки, посредством премии банкира Нобеля, пытаются купить саму душу Мира. Видимо, великий Толстой раньше всех понял это, - понял, и не пожелал, чтобы его имя использовалось для утверждения такой страшной идеи.

Почему же Нобелевскую премию так и не вручили Льву Толстому? Вероятнее всего - брезговал ею старик!

Узнав о том, что Российская академия наук выдвинула его кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за 1906 год, 8 октября 1906 года Лев Толстой направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту. В нем Толстой просил своего знакомого через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ибо, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться».

Ярнефельт выполнил это деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня известно разве что итальянским литературоведам.

Толстой был доволен тем, что премия ему не присуждена. «Во-первых, – писал он, – это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».

Вероятно, с точки зрения сегодняшнего прагматизма, реалий времени, да и просто психологии большинства людей, мысли и действия Толстого – сплошной парадокс. «Деньги - зло», однако на них можно было сделать массу благих дел, в конце концов, их можно было раздать крестьянам, неимущим. Да мало ли может быть объяснений с наших субъективных позиций. Но логика гения им явно не соответствовала. Возможно, именно потому, что он был гений? Или был гений – и потому столь парадоксально мыслил…

Александр Исаевич Солженицын вошел в историю отечественной и мировой литературы, публицистики и исторической мысли. Его произведения в «Круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо», «Бодался теленок с дубом», «200 лет вместе», «Один день Ивана Денисовича», статьи о русском языке и публицистика изданы многомиллионными тиражами в России и за рубежом.

Пройдя множество жизненных испытаний, с 1964 года Солженицын полностью посвятил себя литературному творчеству. В это время он работал сразу над четырьмя крупными произведениями: «Красное колесо», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», готовился к печати «В круге первом».

В 1964 году редколлегия журнала «Новый мир» выдвигает повесть «Один день Ивана Денисовича» на Ленинскую премию. Но премию Солженицын не получил – власти стремились стереть память о сталинском терроре. Последним произведением Солженицына, опубликованным в СССР, стал рассказ «Захар-Калита» (1966).

В 1967 году Солженицын направил Съезду писателей СССР открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой. 8 октября 1970 года Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

После этого травля писателя на родине набрала полную силу. В 1971 году были конфискованы рукописи писателя. В 1971 – 1972 годах все издания Солженицына были уничтожены. Публикация в 1973 году в Париже «Архипелага ГУЛАГа» усилила антисолженицынскую кампанию.

В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Солженицын был лишен гражданства и депортирован в ФРГ.

16 августа 1990 года указом президента СССР Солженицыну было возвращено гражданство, в сентябре «Комсомольская правда» опубликовала программную статью Солженицына «Как нам обустроить Россию».

В том же году ему была присуждена Государственная премия РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1990-годы основные произведения Солженицына были изданы в России. В 1994 году Александр Исаевич вместе с супругой Натальей Светловой вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь страны.

Что примечательно, в нынешнем году 4 октября в Стокгольме могли бы назвать лауреата Нобелевской премии по литературе. Но в мае Нобелевский комитет объявил, что в 2018 году, - впервые за 75 лет, - награду по литературе вручать не будут - из-за скандала с утечкой данных в Шведской академии, которая занимается отбором претендентов и награждением.

110 лет назад, 8 октября 1906 года первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, мог стать публицист и философ Лев Николаевич Толстой.

Но 78-летний писатель стал первым, кто со времени основания Нобелевской премии в 1901 году отказался от неё.

сайт рассказывает, как и почему это произошло.

Российская академия наук выдвинула Льва Толстого на Нобелевскую премию в 1906 году, за четыре гора до его смерти. К тому времени у писателя были изданы почти все произведения, включая «Войну и мир», «Анну Каренину», «Воскресение», «Крейцерову соната», а также множество рассказов, пьес и статей.

Лев Толстой узнал об инициативе академии и решил не напрямую отказываться от премии, а написать письмо своему другу, писателю, переводчику его работ на финский язык Арвиду Ярнефельту.

Лев Николаевич просил своего приятеля с помощью коллег из Швеции сделать так, чтобы ему не присудили Нобелевскую премию, поскольку ему было бы очень неприятно от неё отказываться.

«Во-первых, это избавило меня от большого затруднения распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мне глубоко уважаемых», - писал Лев Толстой.

Вероятно, причиной решения писателя стали его убеждения, ведь одним из принципов религиозно-этического движения - толстовства - является опрощение - жизнь, не обременённая материальными ценностями.

Арвид Ярнефельт выполнил поручение своего друга.

В 1906 году премию по литературе получил итальянский поэт Джозуэ Кардуччи.


Здравствуйте. Если вы, современный человек, живущий активной общественной жизнью, то, наверное, знаете, что такое Нобелевская премия.

Кратко отметим, что НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ, присуждаются согласно завещанию А.Нобеля, составленному 27 ноября 1895 и предусматривавшему выделение капитала на присуждение премий по пяти направлениям: физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в дело мира во всем мире. А знаете ли вы, интересный факт, что один из самых читаемых писателей мира – Лев Николаевич Толстой, весьма деликатно, отказался от Нобелевской премии по литературе за 1906 год.

Узнав о том, что Российская академия наук выдвинула его кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за 1906 год, 8 октября 1906 года Лев Толстой направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту.

В нем Толстой просил своего знакомого через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ибо, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Ярнефельт выполнил это деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня известно разве что итальянским литературоведам.

Толстой был доволен тем, что премия ему не присуждена. «Во-первых, – писал он, – это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».

Вероятно, с точки зрения сегодняшнего прагматизма, реалий времени, да и просто психологии большинства людей, мысли и действия Толстого – сплошной парадокс. «Деньги — зло», однако на них можно было сделать массу благих дел, в конце концов их можно было раздать крестьянам, неимущим. Да мало ли может быть объяснений с наших субъективных позиций.