Лента: Вопросы и комментарии. Я сказал: вы боги Говорю вам вы боги

11.03.2024

Интересное место Писания мы найдем в псалмах:

6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
(Пс.81:6-8)

Сложность приведенного отрывка в том, что не все понимают, кто они , сыны Всевышнего?

Кого в Пс.81:6 называет автор богами?

В нашем сообществе тему изучает Олег Макаров , а мы решили дать дополнительный ответ на вопросы.

Параллельные места в Библии очень полезны для изучения любого места Писания. Для ответа давайте обратимся к Иисусу и посмотрим, что Он сказал относительно 81 псалма, а именно 6 стиха:

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
(Иоан.10:34-36)

Отрывок может нам дать не много, если мы не обратим свое внимание на контекст всей 10 главы. Надеюсь, что Вы самостоятельно сможете прочитать главу и сделать свои выводы. А наша текущая задача - понять, почему Иисусу привел в пример отрывок из 81 Псалма, 6 стиха.

Дальнейшие наши рассуждения будут к рамках мыслей Иисуса в отрывке Иоан. 10:31-39.

Слова Иисуса, что Он и Отец одно, были в ушах иудеев богохульством. Это было вторжением человека туда, где может быть только Бог. По иудейскому закону за богохульство побивали камнями.

16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.
(Лев.24:16)

Поэтому они приготовились побить Его камнями. По-гречески это место просто говорит, что они пошли и набрали камней, чтобы бросать в Него.

Иисус ответил на их враждебность логичными доводами.

1. Дела добра

Он сказал им, что проводил все Свое время за деланием добра: исцелением больных, питанием голодных, утешением печальных, то есть делами настолько насыщенными красотой, силой и помощью, что могли быть только от Бога.

За какое же из этих дел собираются они побить Его камнями?

Они ответили, что не за добрые дела хотят они побить Его камнями, но за притязание, которое он заявил.

2. Два довода

Он назвал Себя Сыном Божиим и за это притязание они готовы были побить Его камнями. Иисус ответил и на это, приведя два довода.

Первый довод был чисто иудейский, который нам трудно понять. Он привел им на память Пс. 81,6. Этот псалом обращен к несправедливым судьям, чтобы они оставили свои несправедливые методы, и начали честно защищать бедных и невинных. Это обращение к судьям как раз и оканчивается этими словами: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы».

Судья назначен Богом быть богом для людей.

Эта мысль проступает весьма ясно в некоторых местах книги Исход.

В Исх. 21,1-6 говорится о том, как иудейский слуга может быть освобожден от своих обязанностей на седьмой год: «То пусть господин его приведет его пред богов (то есть пред судьей)».

1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -
6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
(Исх.21:1-6)

По-иудейски это слово звучит не судья, а элохим - бог. Та же форма выражения употребляется в Исх. 22:9 и 28.

9 О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.
(Исх.22:9)

28 Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
(Исх.22:28)

Значит, даже Священное Писание называло богами тех, которые были назначены Богом на специальное служение. Поэтому Иисус сказал: «Если и Писание говорит так о людях, почему же Я не могу так говорить о Себе?»

Иисус говорил о Себе две вещи:

А Он был освящен Богом для специального дела. Освящен - хагиацеин - происходит от слова хагиос - святой. Это слово всегда означает отделение человека или предмета от других людей или предметов для специального употребления.

Так, к примеру, суббота - свята.

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:11)

Алтарь - свят.

19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.
(Лев.16:19)

Священники - (освящены) святы.

18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это [дело] священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога.
(2Пар.26:18)

Пророк - освящен.

5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
(Иер.1:5)

Когда Иисус сказал, что Бог освятил Его, сделал святым, Он имел в виду, что Бог отделил Его от других людей потому, что дал Ему особое задание.

Б Он сказал, что Бог послал Его в мир. Слово, которое употреблено здесь, то же самое, которым бы выразили посылку вестника, или армии.

Иисус не столько видел Себя Пришедшим в мир, сколько посланным в мир. Его пришествие было актом Божиим, и пришел Он для того, чтобы исполнить то, что поручил Ему Бог.

И потому Иисус сказал: «В древние времена Писание могло называть судьей богами, потому что они были назначены Богом нести истину и справедливость в мир. И Я был отделен (освящен) для особого дела, Я был послан в мир Богом: как можете вы противиться тому, что Я называю Себя Сыном Божиим? Ведь Я же просто делаю то, что говорит Писание».

3. Дела стоят выше споров

Иисус предлагает испытать Его слова и говорит: «Я не прошу вас принимать Мои слова, но примите Мои дела». О словах люди еще могут спорить, но дела стоят выше споров.

Иисус показал, что Он совершенный Учитель, ибо основывал Свои притязания не на словах, а на делах. Он приглашал иудеев основать их суждение о Нем не на том, что Он говорил, а на том, что Он делал, и это есть то высшее испытание, с которым Его последователи должны быть готовы и способны встретиться.

Трагично то, что слишком немногие могут встретиться с таким испытанием, и тем более не могут приглашать его.

Складывая вместе Пс.81:6-8 и Иоан.10:34-36 , для полной картины нужно брать контекст диалога Иисуса со своими оппонентами.

В еврейском языке слово «боги» (элохим) буквально означает «могущественные» и может применяться к важным особам, таким как судьи.

Из остальной части Псалма ясно, что они были всего лишь люди, а не божества, потому что судили несправедливо и в угоду знатным особам извращали правосудие.

Господь процитировал этот стих из Псалма, показывая, что Бог использовал слово боги, чтобы описать людей, к которым было обращено слово Божье. Другими словами, эти люди были посланниками Божьими. Через них Бог говорил с израильским народом.

«Они представляли Бога в Его власти и суде и были наделены определенными Богом полномочиями». «И не может нарушиться Писание», — сказал Господь, выражая Свою веру в богодухновенность Ветхого Завета.

Он говорит о Ветхом Завете, как о безошибочных Писаниях, которые должны исполниться и которые нельзя отрицать. Не только мысли или идеи, но и сами слова Священного Писания богодухновенны. Все Его доказательство основано на единственном слове «боги».

Господь привел аргументы «от меньшего к большему».

Если несправедливые судьи назывались в Ветхом Завете «богами», насколько же больше прав было у Него сказать, что Он Сын Божий.

К ним пришло Слово Божье; Он был и есть Слово Божье. Они назывались богами; Он был и есть Бог. Они никогда не скажут о себе, что Отец освятил их и послал в мир. Они рождены подобно всем другим сыновьям падшего Адама. Но Иисус был освящен Богом Отцом от вечности, чтобы стать Спасителем мира, и Он был послан в мир с небес, где всегда обитал со Своим Отцом.

Таким образом, Иисус имел полное право на равенство с Богом.

Он не богохульствовал, утверждая, что Он Сын Божий, равный с Отцом. Сами иудеи использовали термин «боги», обращаясь к коррумпированным людям, которые являлись всего лишь представителями или судьями Божьими.

Сколько же еще Он может заявлять о праве на этот титул, если Он в действительности был и есть Бог?

Есть фраза, и ей подобные, которая мусолится в устах некоторых христиан: "...у сатаны есть определённая сила там, где Бог позволяет ему..."

Разве наш Господь Бог, который сказал: "не убей" позволяет убивать? А может это сам человек, взявший на себя роль бога, решает кому жить, а кому умереть - позволяет себе быть богом - богом этого мира???

Конечно же такие люди, которые сами решают вопрос добра и зла в СВОЮ пользу, по своей корысти, которые сами (без Господа Бога) решают что такое добро и что такое зло со СВОЕЙ точки зрения, которые за непослушание им, предают души сатане, водимы богом этого мира - сатаною. Эти люди рабы тьмы, они дети тьмы.

"...Но знает Бог (сказал сатана), что в день, в который вы вкусите их, откроются (закроются - сатана обманщик) глаза ваши, и вы будете, как боги (сделаетесь богами этого мира), знающие (по СВОЕМУ, для своей корысти использующие) добро и зло"" (Быт.3:5).

Поэтому Господь Бог будет судиться с такими богами:

"Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно (со своей, падшей точки зрения) и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых (богов=людей). Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы" (Пс.81:1-8).

"Иисус отвечал им: не написано ли в законе ВАШЕМ: Я сказал: вы боги (вы сделали себя богами, вы пошли СВОИМИ путями)?" (Иоан.10:34).

И наследство Его будет наше.

Некоторые пастора сделали себя богами, отцами, пасторами церквей, ведущими людей не к Господу, а за собой. Они стали ворами Славы Божьей, ворами, ворующими людей у Господа. Они сами не входят как дети и другим не дают войти в Божью Благодать. И для этого поставили над людьми многочисленных надзирателей, лидеров, СВОИХ рабов.

"...В свое время (Отец Небесный) послал к виноградарям раба, чтобы они дали Ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал Господин (Господь) виноградника: что мне делать? Пошлю Сына Моего возлюбленного; может быть, увидев Его, постыдятся. Но виноградари (пастора, лидеры), увидев Его, рассуждали между собою, говоря: это Наследник; пойдем, убьем Его, и наследство Его будет наше. И, выведя Его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними Господин виноградника (Своего)? Придет и погубит (отстранит от Себя) виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие (пастора) же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: Камень, который отвергли строители (Дома Божьего), Тот Самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на Тот Камень, разобьется, а на кого Он упадет, того раздавит. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу" (Лук.20:10-19).

Есть выход из пасторской, звёздной болезни - признание этой своей болезни, и покаяние, и посвящение плодов - людей Господу Богу Иисусу Христу, Который Есть Истинный Пастор и Истинный Отец Небесный.

Иисус Господь, прости нас за то, что мы заняли Твоё место, что мы сели на Твоё седалище, что мы собою заменили Тебя, что мы ведём себя как боги. Мы посвящаем всех людей и себя, в том числе, Тебе. Исцели нас от всякой болезни, в том числе от звёздной болезни. Ты Глава Церкви, Ты Истинный Пастор, Ты Истинный отец наш. Аминь.

"Есть пути, которые кажутся человеку (в его глазах) прямыми (хорошими, добрыми); но конец их - путь к смерти" (Прит.14:12).

Без ежедневного Божьего Водительства, человек не может знать, что находиться в конце, выбранного им самим, пути.
_________________

Спрашивает kkf
Отвечает Виталий Колесник, 17.08.2011


Сказано, что "Бог стал в сонме богов", и мы понимаем, что данная фраза используется не буквально, а метафорически, то есть иносказательно, образно. Ведь Библия говорит, что есть только единый Бог в трех Личностях, это Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святой, которые равны между собой, и на самом деле нет никакого сонма богов.

Далее Бог "среди богов произнес суд", Он спрашивает их доколе они будут неправедно судить и оказывать лицеприятие нечестивым? Из этих слов понятно, что Бог обращается не буквально к богам, а к высокопоставленным чиновникам, которые неправедно судят, оправдывая при этом нечестивых. И далее идут наставления относительно того, как следовало бы им поступать.

Фраза "Я сказал: вы - боги" объясняется следующей фразой "и сыны Всевышнего - все вы", то есть в данном случае "боги", это "сыны Всевышнего", используется литературный прием, который называется подхватом . К тому же "боги" и "сыны Всевышнего" здесь противопоставляются "человекам" и "князьям". Нечто подобное можно увидеть в следующем стихе: "...тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих , что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал" (). Здесь идет противопоставление по духовному признаку, Божьи сыны, то есть верные Богу люди, берут в жены себе неверных Богу женщин, которые потом развращают их и уводят от истинного Бога. И можно предположить, учитывая контекст, что в Псалме 81 Господь предупреждает свой народ, что они называются богами, то есть сынами Всевышнего, а на самом деле их история может закончиться плачевно, то есть их может постигнуть участь нечестивых.

Иисус, цитируя этот Псалом, обращается к благочестивым иудеям, которые собирались побить Его камнями за богохульство. Возможно, Христос тем самым хотел напомнить им, что они сыны Всевышнего, но поступают совсем не так, как ожидает от них Бог, и что они рискуют своей вечной участью, не принимая Спасителя, Единородного Сына от Бога Отца.

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Утверждая что люди – боги, Иисус добавлял: "И не может измениться писание". Приемлемо ли это с этической точки зрения?

Ответ

Ин 10:33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
Ин 10:34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Ин 10:35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, –
Ин 10:36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Здесь Иисус Христос отвечает на обвинение в том, что делает себя богом – не с большой буквы, как истолковали, вопреки логике текста синодальные переводчики, а просто некоторым богом (в греч. тексте все буквы – одного регистра). Обвинение апеллирует к противопоставлению понятий человек и бог, а не к тому нелепо-бессмысленному для иудеев варианту, что Иисус объявил себя самим Богом Яхве. Иисус отвечает, что если уж те, к кому обращены строки Пс 81:6 (предположительно люди, но не обязательно), названы богами, то уж тем более может обладать статусом божественности посланный Отцом Мессия (Сын Бога – мессианский титул). Одним словом, если какие бы то ни было боги были, то и божественность Мессия отрицать нельзя.

1) Иисус не говорил вот так прямо, что все люди – боги. Его слова не указывали на тех, с кем он разговаривал. Согласно восточно-православной концепции обОжения, люди – потенциальные боги, причём в наиболее радикальном варианте этой концепции (Максим Исповедник) люди становятся не отдельными богами, а тем же самым Богом, что и Троица (и надо сказать, что концепция Максима Исповедника с иудейской и раннехристианской традицией точек пересечения почти не имеет).

Согласно Розе Мира верно и то, что люди по собственной духовной природе – боги (хотя пока ещё не достигли соединения души с духом), и то, что божественные по природе духовные монады могут восходить в Божественную Полноту, к совершеннейшему единству с Богом-Троицей и к совершеннейшему со-творчеству Ему.

2) Слова "измениться" в тексте нет. Греческое слово lyO в форме lyTEnai означает что-то вроде "развязаться", "распуститься".

"Принцип ненарушимости" необязательно экстраполировать за рамки данной ссылки. Можно понимать так: "Писание не может нарушится в данном пункте". Смысл фразы здесь в том, чтобы повысить убедительность неприемлемого для иудеев аргумента. О точности передачи слов Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна говорить в любом случае не приходится, учитывая что написано оно было через 60-70 лет после Христа.

3) Конечно, утверждения Ветхого Завета могут нарушиться (именно книги из Ветхого Завета в Евангелии названы Писанием) и многократно нарушались. Прогресс этических представлений требует нарушить многое в Писаниях. Cам Христос отверг закон "око за око", а христиане перестали соблюдать большинство заповедей Торы. В таком фактологическом контексте фразы типа

Лк 16:17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Можно понять как аргумент для иудеев, на которых поначалу была обращена проповедь. Едва ли (в такой форме) это могут быть собственные слова Христа, поскольку они противоречат многим Его делам и самому духу всего остального учения.

Вопрос читателя:
Прочитал в Евангелии от Иоанна, 10 глава, 34 стих: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги…» Как это понимать?

Ответ:

Ответ: Тут «боги» в смысле «богатые»: богатые на разумение истины, на веру, на праведность, на благодать.

Духовно богатыми должны были бы быть пастыри народа Божьего, пастыри Израиля. Духовно богатыми должны быть и сегодняшние религиозные лидеры, «первые из народов» современного религиозного мира. Но, увы, рассеялись «сыны Всевышнего», «сыны Божьи по благодати Христовой» на 1800 больших и малых конфессий. И вместо того, чтобы нести истинное суждение Господне – учение смирения и любви, давать праведный суд «бедному и сироте» (тем «бедным сиротам», которые утратили связь с Богом, погибают в неверии, потеряли своего Отца Небесного), – каждый с амвона своей церкви, вещает:

«Я (моя, и только моя конфессия, вера, только мое разумение) богат, разбогател, и ни в чём не имею нужды…» (см. Откровение, 3 глава, 17 стих)

«Доколе будете вы судить неправедно?», – вопрошает Господь. Доколе вместо смирения и любви, сердца ваши будут наполнены насилием и корыстолюбием? Доколе вместо благословений уста ваши будут изрыгать проклятья? Когда научитесь любить и врагов, не говоря уже о братьях своих?!.

«Не знают, не разумеют, во тьме ходят… Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрёте, как человеки (умрёте духовно, превратившись в «гробы побелённые», упившись ядовитым фарисейским вином гордой самовлюбленности и агрессивной эгоцентричной нетерпимости своей), и падёте, как всякий из князей (как всякий из «сильных мира сего»)» (Псалом 81 (82)).

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так…» (От Матфея, 20 глава, 25 стих);

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (От Иоанна, 13 глава, 35 стих)»

Имеем ли ЛЮБОВЬ?..