Layers of fear прохождение сейф. Прохождение игры: Layers of Fear. О данном руководстве

24.06.2019

Ну и погодка на улице! Самое оно, чтобы пощекотать нервишки. Оказавшись в прихожей, откройте двери перед собой и проходите вглубь дома. Слева находится сундук, в котором лежит газетная заметка . Прочитав ее, подходите к столу, на нем можно найти письмо от компании по уничтожению грызунов.

Слева от стола есть дверь , на которой прикреплена записка от уборщицы , а сама дверь заперта. Идите направо, в приоткрытую дверь, расположенную возле камина. Вы попадете на кухню. На столе с продуктами лежит записка . Справа есть еще одна – список покупок. Большего на кухне нет ничего интересного .



Выходим из кухни и отправляемся осматривать следующее помещение – ванную комнату. В ней можно найти записку о протезе . Прочитав, выходите из ванной и обыщите комод справа. В верхнем ящике есть записка с извинениями. Дальше, при желании, осмотрите кладовку и подвал, в котором можно найти только старый табель об успеваемости.

После этого, поднимайтесь по лестнице и проходите налево в приоткрытую дверь. Вот вы и в кабинете. Подходите к столу, изучайте иллюстрации для сказки «Красная шапочка». Берите ключ и читайте записки . Больше на втором этаже делать нечего, можно найти только несколько писем и вырезок из газет.



Закончив с осмотром второго этажа, спускайтесь вниз. Настало время заглянуть в святая святых. Заходим в мастерскую, первым делом - осматривайте комод . В его верхнем ящике есть записка . Сундуки в комнате завалены всяким хламом, так что осматривать их нет смысла. Подходите к мольберту и прочтите записку возле него, затем срывайте с картины тряпку и осматривайте произведение искусства.

Часть 1. Холст.

Отходите от мольберта и идите к выходу из мастерской. За дверью вы обнаружите, что дом за пределами мастерской полностью изменился. Двигайтесь прямо по коридору и заходите в следующую комнату. Перед собой вы увидите окно . Идите к нему и приготовьтесь к «бу-моменту», ведь прямо перед вами окно захлопнется. Разворачивайтесь и выходите из комнаты. Коридор за дверью вновь изменился.



Идите вперед, справа вы увидите шкафчик , за его дверцами вы будет фото . Осмотрев снимок, вы получите первый предмет из категории «Голоса прошлого ». К ним относятся фотографии и записки из прошлого главного героя. Все собранные документы из этой категории будут помещаться в альбом , который вы сможете найти в мастерской.

Дальше вы окажетесь в кабинете. Подходите к столу, в нижнем ящике вы найдете приглашение . Справа от стола стоит запертый на кодовый замок ящик . Код можно найти в этой же комнате, просто зажгите свечи в углу. На картинах проявятся цифры 4, 8 и 5. Но тут есть небольшой подвох, цифры генерируются случайно и ваша комбинация может отличаться. Внутри ящика лежит кольцо . Это первая вещь и категории «Сувенир из прошлого ». Осмотрите его и выслушайте связанное воспоминание.



В кабинете появится новая дверь, она будет расположена между двух бюстов . Выходите в коридор, в комоде слева можно найти записку. Проходите мимо кресла-качалки, открывайте дверь и переходите в новую комнату. В помещении ничего интересного нет, так что двигайтесь к картине в дальнем конце комнаты. Далее, главный герой провалится в подвал.

В подвале двигайтесь к свечам на бочке. Внимательно осмотрите участок стены возле них и найдете рисунок , изображающий крысу . Этот предмет тоже коллекционный, из категории «Рисунки крыс ». Подобные изображения, которые вы соберете в ходе игры, будут размещаться на одной из стен мастерской. От бочек идите налево к лестнице. Включите свет и осмотрите подвал. Вы сразу же испытаете на себе скример, связанный с картинами, а на столе с бюстом найдете записку из раздела «голоса прошлого ».



Поднимитесь вверх, дерните за рычаг , и вы вновь вернетесь в комнату с камином. Картина с куклой сменилась портретом, напугавшим вас внизу. Идите к двери, за ней вы найдете коридор, увешанный картинами. Добравшись до предпоследней, вы заметите как она рванет в стену напротив. Падать окончательно картина откажется, так что придется ей в этом помочь. Уроните картину и осмотрите эскиз , прикрепленный к ней. Это еще один «сувенир ».

Далее, идем в дверь и оказываемся в большом кабинете. Сверните направо и осмотрите комод. В одном из ящиков вы найдете еще одну зарисовку с крысой . После этого, идите к камину и картина, висящая над ним, начнет стекать вниз. Разворачивайтесь, за вашей спиной появится фигура из книг. Проходите к двери и выходите из кабинета.



В новой комнате осматривайте дальний шкафчик. В его нижнем ящике записка . Далее, проходите в дверь справа и двигайтесь по коридору до окна. На подоконнике будет лежать расческа . Вы подобрали очередной «сувенир », следовательно, комплектом идет воспоминание. После чего, продолжите движение по коридору и на развилке сверните влево.

Данным путем вы попадете в странную кладовую комнату, пройдя через которую, окажетесь в очередном коридоре. Дверь приведет вас на кухню. Первым делом посмотрите налево. Найдя взглядом левую дверцу шкафчика, подойдите к ней и откройте. Вы обнаружите приклеенный рисунок крысы .



Далее, вам нужно найти следующую дверь. При попытке её открыть, в дверной косяк воткнется нож, а прохода дальше не будет. Развернитесь и посмотрите на картину. На ваших глазах с произведением искусства начнут происходить некие метаморфозы. Когда изображение изменится, подойдите к нему и заберите нечто, напоминающее кусок кожи и слушайте очередное воспоминание. После этого, идите к двери, через которую зашли на кухню. За ней будет мастерская.

Справа на поддоне лежит записка, а слева на комоде можно найти дневник. В него будут помещаться фото и записки из категории «голоса прошлого ». На стене неподалеку вы увидите рисунки крыс , уже найденные вами. Проходите к картине и взаимодействуйте с ней. Она изменится, а вместе с ней, изменится и обстановка вокруг. В шкафчике позади откроется верхняя дверца, внутри будет располагаться найденный вами кусок кожи .

Также на нашем сайте вы можете ознакомиться с обзором на .



Ключевые слова: Layers of Fear, прохождение, гайд, сувениры из прошлого, голоса прошлого, рисунки крыс, ключ, холст

Запустить сюжетное дополнение Layers of Fear можно даже в случае утери сохранений после прохождения основной истории.

ПЕРВЫЙ ЭТАЖ

В нашей статье описываются последовательные действия, которые были предприняты автором, чтобы пройти игру от начала и до конца. Вы узнаете, где искать детские рисунки (коллекционки).

Кухня

По прибытии в особняк нажмите на клавишу F, чтобы включить фонарик. Откройте дверь впереди и идите в правую сторону. Если помните, следующая дверь ведёт на кухню. Пройдите в левую дальнюю часть кухни, чтобы оказаться перед дверью подсобки. Запустится воспоминание. Можете открыть дверь (или не делать этого вовсе), чтобы увидеть, как убегает собака. После воспоминания пройдите в ту самую подсобку и со стены заберите первый рисунок .

Рисунок из подсобки на кухне.

Ванная и подсобка под лестницей

Вернитесь в прихожую и посмотрите на лестницу. С правой стороны от неё есть две двери. Одна из них разрушена и ведёт в ванную комнату. Внутри делать нечего. Подойдите и откройте другую дверь, прямо под лестницей. Войдите в маленькое подсобное помещение и посмотрите налево. На полу разбросано несколько мышеловок. Должно запустится второе воспоминание. Здесь вы также можете проделать определённое действие: пока отец не подошёл к двери, передвиньте засов на ней, чтобы спасти «мелких пушистых ублюдков». Но это же действие вы можете и не проделывать! После воспоминания подберите с пола второй рисунок .

Рисунок из подсобки под лестницей, на первом этаже.

Мастерская художника

Вновь следуйте в прихожую. С левой стороны от лестницы есть две двери. Правая из них ведёт в подвал, а левая – в мастерскую художника. Пройдите сначала в мастерскую. Сделав несколько шагов вперёд, вы увидите новое воспоминание.

Подберите кисть с правой стороны от мольберта, а затем щёлкните по нему же, чтобы нарисовать розовую лошадку. После криков отца пройдите за мольберт и увидите ту же тумбочку с кистью. Вновь подберите кисть и примените её на мольберт. Девочка нарисует зелёные деревья. Отец предложит подобрать для них другое время года, когда они станут чуть старше и мудрее.

Для начала возьмите тюбик с зелёной краской на тумбе справа и примените его на картину. Деревья станут зеленее, но этого мало. Осмотритесь в доме. Найдите шкафы, стоящие в ряд. Вы должны пройти за ними и на подставке самого дальнего найти тюбик с красной краской. Взяв его, вернитесь к картине и щёлкните по ней. Это осень! Мелок при этом трогать не следует, иначе в случае его применения на картине придётся начинать заново.

Далее нужно сгустить тучи. Посмотрите влево и увидите низкую тумбу. Пройдите за неё и двигайтесь в самый конец по коридорам, пока не увидите висящий на стене портрет женщины. Сблизьтесь с ним, после чего обернитесь. Внезапно позади вас появится книжный шкаф. Вновь повернитесь в сторону портрета, но стены здесь уже не будет. Двигайтесь по коридору, пока не увидите многочисленные детские игрушки. Поднимитесь вверх по склону и на подоконнике увидите блестящий предмет. Но дотянутся до него невозможно. Спуститесь вниз и найдите большой мяч (баскетбольный). Встаньте так, чтобы подниматься по склону вверх и толкать впереди себя мяч. В самом верху мяч должен упасть в углубление в полу, после чего вы сможете подойти к окну и с подоконника забрать тюбик синей краски . Вернитесь обратно и примените её на картину.

Художник просит сделать картину светлее. Выйдите в коридор и двигайтесь ещё дальше. Пройдите туда, где гуляет собака. Отыщите здесь тюбик жёлтой краски , после чего возвращайтесь назад к картине. Нужно будет немного побродить, чтобы исчез огонь. Примените тюбик на картину, а затем смотрите, чем закончится воспоминание.

Вернувшись в реальный мир, щёлкните по стене перед собой. Ваша героиня повесит два найденных рисунка. С тумбы, стоящей как раз у этой стены, заберите третий рисунок .

С правой стороны – третий рисунок, который вы найдёте непосредственно в мастерской художника.

Подвал

Продолжаем прохождение игры Layers of Fear: Inheritance на сайте сайт. Покиньте мастерскую и спускайтесь в подвал. Пройдите в самый конец, пока не запустится воспоминание. Если приблизитесь к отцу, то он отпугнёт вас. Правильнее будет подойти к ящику с левой стороны и забрать листик с нотами. Благодаря этому отец сразу же сможет сыграть мелодию. Вы вернётесь в реальность и сможете с кипы бумаг забрать четвёртый рисунок .

Рисунок из подвала.

ВТОРОЙ ЭТАЖ

Поднимайтесь наверх по лестнице. На втором этаже идите в коридор с правой стороны. По правую руку и впереди будут две двери. У левой стены коридора расположена тумба. На этой тумбе найдите пятый рисунок .

Рисунок с тумбы, на втором этаже.

Спальня

Дверь впереди закрыта. Поэтому пройдите через дверь справа, чтобы попасть в спальню. Подойдите к граммофону. Начнётся воспоминание. Вы слышите молящий о помощи голос матери. Вы можете либо ничего не делать, либо запустить граммофон, щёлкнув по его верхней части. В первом случае кровать сгорит, а во втором – мама поблагодарит вас и успокоится. Вернувшись в реальность, обернитесь, откройте шкаф и заберите лежащий внизу шестой рисунок .

Рисунок из спальни матери.

Рабочий кабинет (библиотека)

Вернитесь к лестнице. Идите в единственный оставшийся проход, ведущий в рабочий кабинет. Подойдите к столу, чтобы запустилось воспоминание. Осмотритесь. Обратите внимание, что на стене висят изображения мамы и отца. Дверь направо ведёт к отцу, а дверь налево – к матери.

Идите в правую сторону. Нужно будет несколько раз попытаться открыть то одну, то другую дверь. В конце концов, вы сможете пройти в гостиную с камином. Вы услышите голос мамы. Подойдите к пианино и попытайтесь на нём сыграть. Нажимайте на клавиши, не обращая внимания на ярость отца. Ждите, когда мама попросит принести мелки. В центре комнаты есть кресло, а позади него стоит тумба. Откройте эту тумбу и достаньте коробочку с мелками. Вернитесь к пианино и увидите, что на нотах теперь появились цветные фигурки.

Щёлкните по пианино и увидите, что они же теперь есть на клавишах. Сыграйте мелодию, нажимая на клавиши в следующей последовательности: «квадрат», «круг», «сердце», «квадрат», «круг», «треугольник», «звезда», «треугольник», «круг», «крест». Отец похвалит девочку.

Покиньте комнату через ту же самую дверь. Идите вперёд по коридору, пройдите через дверь в конце. В помещении повсюду разрушенная мебель. Вам нужно двигаться через очередную дверь. Но с правой стороны есть тумба с несколькими ящиками.

Пройдите через дверь, другую и вновь на стене увидите разделение. Путь налево указывает на маму, а путь направо – на папу. Раз ранее мы уже пошли направо, то продолжим. В комнате с четырьмя развилками упадёт шкаф. Можно пойти только налево. В этом помещении, с правой стороны от сундука есть другая дверь. Пройдите через неё. После серии воспоминаний подойдите к лошадке. Пройдите через дверь дальше.

Разорванный рисунок

Вы вновь услышите музыку. Двигайтесь через разруху. Пути дальше не будет. Просто смотрите по сторонам, пока не появится проход направо. Идите по коридору и увидите лестницу, ведущую наверх. Не спешите! Рядом со столом и стульями есть тумба. Загляните внутрь неё и найдёте первый обрывок рисунка .

Обойдите стол и увидите другую лестницу, которая уходит вниз. Спускайтесь вниз, обойдите стол и опрокиньте портрет матери. Позади него вы найдёте второй обрывок рисунка . Идите ещё ниже. На этом этаже в глобусе торчит нож (для ориентира). Обойдите упавшую люстру, чтобы увидеть мрачную картину на стене. С правой стороны от неё стоит небольшой шкаф. Толкните его, чтобы тот упал на огонь. Ждите пару секунд и увидите, как падает третий обрывок рисунка . Рисунок собран – на нём изображена мама девочки.

Можете спуститься ещё ниже. Внутри шкафа справа ничего нет. Идите налево, через узкий проход и на полу найдёте фотографию девочки и собаки. Это вам ничего не даст.

Возвращайтесь по лестнице наверх. Двигайтесь по другому пролёту и откройте дверь. Идите влево и на стене с левой стороны увидите тот самый рисунок с изображением мамы. Щёлкните по нему и прослушайте слова отца.

Запертая шкатулка

Войдите в комнату через дверь по левую руку, чуть дальше висящего рисунка. Загляните в тумбу с левой стороны. Здесь есть запертая шкатулка. Обратите внимание на красную вазу в противоположном углу. Опрокиньте её, чтобы подобрать ключ. При помощи ключа откройте ту самую шкатулку внутри тумбы и заберите рисунок

Следуйте через дверь и вновь увидите развилку. Вы должны заметить, что в зависимости от вашего выбора всё большую часть стены занимает отец (или мама, если вы двигались в её сторону). Идите за отцом, через дверь справа.

Не спешите подниматься по склону. Обойдите груду предметов и найдите вырезку из газеты. Для информации. Поднимайтесь выше. Нужно будет в двух местах передвинуть игрушечный рояль, чтобы с его помощью взобраться выше. Выдвиньте ящики из тумбы, по которым вы сможете подняться наверх. Щёлкните по мячику и обернитесь. Перед вами пропасть.

Выдвиньте ящик с левой стороны и по нему двигайтесь выше. На развилке сверните к окну слева, чтобы осмотреть торт и прослушать воспоминания о дне рождении дочери. Вернитесь и следуйте по другому маршруту. Дотянитесь до доски, чтобы опустить её. Двигайтесь обратно к торту и следуйте дальше по доскам. В конце концов, осмотрите раскрашенный торт.

Пройдите через дверь, попытайтесь сблизиться с диваном в следующей комнате. После серии воспоминаний подберите склянку с лекарством матери. Если вы всегда шли налево, куда указывает портрет матери, то здесь найдёте разбитую бутылку с виски. Идите через дверь позади дивана.

Откройте дверь впереди и в подсобке с игрушками, на полу найдите рисунок . При этом он не имеет отношения к тем, что вы вешаете на стене в мастерской художника.

Эпизод 5: Штрих

Покиньте комнату. Пройдите через коридор, пока на вашем пути не появятся картины. Вы также найдете сундук, который закрыт. Вскоре свет погаснет. Продолжайте идти вперед и войдите в комнату, в которой вы можете заметить тень ребенка на деревянном коне.

Свет погаснет. Включите лампу в маленькой комнате. Посмотрите на часы - маятники начнут быстро двигаться. Скоро часы взорвутся. Оставьте комнату через любую дверь. Найдите другое место - в новом коридоре.

Войдите в первую дверь слева. В ящике стола вы найдете семейный сувенир.

Выйдите из комнаты и пройдите в дверь слева. В конце коридора вы увидите призрака. После того, как вы подойдете к свету, на полу вы найдете другой семейный сувенир. Быстро возьмите его - вскоре после этого вы будете атакованы.

Войдите через дверь. На земле вы заметите кучу всяких предметов. Среди них есть ключ, который вы должны забрать. Ключ откроет первую дверь справа.

Дойдите до конца коридора, переместите защелку двери и откройте ее. Продолжайте идти через узкий коридор. Вы достигнете комнаты, в которой вдруг закроется дверь. К сожалению, она будет закрыта навесным замком.

На столе рядом есть записка, в которой вы найдете три слова и номера, присвоенные линиям. Следуя каждой линии, вы получите три цифровых кода для животных. Код кошка 3-4-1, код крыса 6-8-7 и код собака 2-5-9. В зависимости от того, какое животное находится в записке, код будет необходим для открытия двери. В этом случае это собака.

Подойдите к замку, наберите комбинацию числе, потяните и выходите из комнаты. Через некоторое время вы заметите падающие лучи и крик ребенка. Выберите коридор без света - следуйте за крысой.

Войдите в комнату. В нижнем ящике шкафа с полками вы найдете рисунок крысы (в правом нижнем углу).

К сожалению, для того, чтобы получить все предметы коллекционирования, необходимо перезапустить главу. Достичь момент, когда вы слышите плач ребенка и следовать за светом. Идите через дверь - на столе вы найдете семейный сувенир.

Перед тем, как идти через дверь, с правой стороны в отверстии в стене вы найдете рисунок крысы. Пройдите через другую дверь, пока не дойдете до коридора с большим количеством самооткрывающихся дверей.

В соседней комнате вы найдете семейный сувенир между горшком и увядшим растением.

Выходите через дверь с правой стороны. Откройте сундук и возьмите намордник, инициирующий слово шепота. Подойдите к большой картине, а затем обернитесь. После короткой последовательности вы окажетесь в новой комнате.

Выйдите из комнаты и войдите в первую дверь справа. На полотне вы найдете рисунок крысы. Вернитесь в коридор и поверните направо.

Пройдите через короткий коридор и войдите в другую комнату. На столе вы найдете бутылку виски, которая запустит слово шепота. Оставьте комнату через другую дверь. Лучше не смотрите назад.

Протяните цепь в середине соседней комнате несколько раз, пока не откроется дверь. Идите по коридору. Вы найдете щетку на полу возле брошенной мебели, в поцарапанном месте. Это вызовет слово шепота.

Войдите в другую комнату с камином. Откройте другую дверь и после короткой последовательности начнется пожар. Рядом с камином вы найдете разрушенную палитру с краской, инициирующую слово шепота. Выйдите из комнаты и идите к лифту. Войдите внутрь и поднимайтесь.

После остановки, посмотрите вокруг, пока не появится призрак. Затем нажмите на все решетки слева и посмотреть вверх - лифт упадет вам на голову. Вы попадете в комнату с дверями, через которые вы можете из неё выйти.

Подойдите к ящику и откройте его. Внутри вы найдете часы, которые вызовут слово шепота.

Выйдите из комнаты после того, как найдете часы. В коридоре вы найдете небольшое зеркало на подоконнике. Это вызовет слово шепота. Пройдите по коридору вперед и войдите в комнату с призраком. Войдите в эту комнату два раза.

Выйдите из комнаты и пройдите через другую дверь. Войдите в офис. Потяните книгу на полке.

Картина сразу изменится - вы найдете на ней номер 363. Используйте этот номер на телефоне.

Посмотрите. В том месте, где был телефон, появится еще одна дверь. Идите через неё - вы окажетесь на вершине, на краю. Следите, чтобы не упасть.

Идите влево, а затем заберите телефон. После того, как вы возьмете его, на двери, которая упала на землю, появится номер 853. Наберите этот номер - активируется еще один телефон. Выйдите из комнаты и идите налево. Там вы должны забрать телефон, который падает на землю.

Вернитесь к предыдущему месту и повернитесь спиной к комнате. Вы увидите, как на землю упадет ребенок. После чего вы увидите номер - 354.

Вернитесь назад и наберите номер на телефоне. Идите по платформам, висящим на цепях. Обернитесь и попытаться вернуться - вы упадете.

Возьмите телефон, лежащий на столе, и посмотрите, что от него осталось. Из него вы получите палец, Выйдите из комнаты и нажмите на картину - палец будет использован, и вы завершите пятый эпизод.

Эпизод 6: Созерцание

Выйдите из комнаты и идите направо. Достигните предпоследнего столба и обойдите его вокруг - на нем вы найдете рычаг. Вытащите его дважды.

Войдите в открытый коридор и откройте сундук с помощью кода 906. Внутри вы найдете семейный сувенир.

Вернитесь в коридор, через который вы пришли, и идите через дверь. Пройдите через кладовую и через комнату с большим количеством яблок. Затем пройдите через другую комнату, пока не окажетесь в большой комнате с картиной в середине.

После того, как вы посмотрите на картину, мольберт упадет на землю и из-под него выбежит стая крыс. Одна из них умрет на ковре. Возьмите её - вы вызовете слово шепота.

Выйдите из комнаты и идите по коридору, пока не заметите призрака. Когда это произойдет, развернитесь и возвращайтесь к той же самой комнате, из которой вы шли. Теперь используйте другую дверь, а затем поверните направо. Окажетесь в окрашенной комнате.

Дойдите до конца коридора и посмотрите на картину. После чего смотрите под ноги - вы найдете дверь. Откройте ее - вы упадете. Идите через две другие двери. На третьей двери вы найдете штапель - переместите его и откройте еще одну дверь.

Используйте катушку - включите её, пока из пропасти не появится изображение.

Теперь вы можете прыгать вниз или пройти через соседнюю дверь - вы окажетесь в комнате. Пройдите через коридор и войдите в комнату с кроватью на правой стороне. Возьмите повязку, лежащую на столе - это другое слово шепота.

Войдите в комнату с доской. Введите комбинацию 363 853 354.

В открытом комоде вы найдете семейный сувенир.

Идите через две другие двери. В коридоре вы можете найти ожерелье на подоконнике - это вызовет слово шепота.


Поверните направо. За дверью на правой стороне коридора на полу вы найдете семейный сувенир.

Выходите через последнюю дверь в коридоре и идите по залу с картинами. В следующем коридоре, на правой стороне, вы найдете последний рисунок крысы.

Пройдите через другую дверь, пока не дойдете до ванной. Возьмите нож - это другое слово шепота.

Окуните голову в воду три раза. Затем нажмите на банку с глазом. Это еще одно слово шепота.

Войдите в комнату с картиной - она исчезнет. Теперь вы должны найти две недостающих пешки. Одна из них лежит на столе под разрушенной картиной...
Идите по шахматной доске и наблюдайте за игрой. Идите под лестницей. На столе вы найдете другую пешку - заберите ее.

Идите вверх по лестнице. На вершине вы найдете другую пешку. Вернитесь к шахматной доске.

Теперь идите на кухню. Возьмите пешку на весах - она будет быстро возвращаться туда, откуда вы её взяли.

Вы должны заменить её чем-то. Рядом с котлом, в ящике на дне слева находится противовес. Теперь уберите пешку с весов - она будет автоматически заменена на противовес.

Подойдите к шахматной доске, а затем идите к лестнице. Последняя будет разрушаться. Затем идите к большой картине, которая будет меняться. Затем идите к шахматной доске.

Покинув комнату, вы достигнете комнаты с холстом. Теперь вы должны нажать холст и игра будет пройдена!

Игра безумно красива и интерактивна и вы вполне вправе рыскать по всем комнаткам и просмотреть каждую полочку, но чтобы развить сюжет нам нужно идти наверх. Там сворачиваем налево в комнату, которая сама приоткроется, берём со стала ключ и идём вниз. Ключом можно открыт дверь, которая находится справа от нас, если мы спускаемся по лестнице. Открываем дверь, ознакамливаемся со странной картиной, выходим.

Окружение вокруг нас резко меняется и мы уже входим в комнату, которой раньше не было. Там снова нет ничего, кроме пугающего своим неожиданным хлопком окна. Выходим, идём в близлежащую комнату. В ней находим маленький сундучок, где нужно ввести код, который легко узнать когда зажжёте свечи справа. Цифры будут на картинах – 548. Открываем сундук, находим кольцо, кладём его на место и идём в только что появившуюся дверь. Идём до конца и у одной из стен сваливаемся в какое-то очень тёмное помещение. Готовьтесь – здесь может стать страшно.

Поднимаемся по лестнице, видим вновь тот стрёмный портрет и идём открываем следующую дверь. Проходим прямо по коридору, входим в комнату и идём к камину. Пугаемся, снова. Выходим отсюда. Перед нами новая сгенерированная комната, от коридора с картинами не осталось и следа. Здесь нам делать нечего, идём дальше.

Входим в коридор и слышим женский плач – идём на его звук, сворачиваем налево. Проходим комнату и идём вплоть до столовой. Там начинается очередной кошмар, всё темнее из картины натюрморта выпадают яблоки. Ждём пока всё успокоится, кликаем на картину, забираем кусочек кожи. Выходим отсюда по добру по здорову, входим в комнату где уже были, с картиной посередине. Нажимаем на неё, картина меняет свой вид. Здесь всё – выходим.

Идём прямо, входим в лифт, жмём вправо до упора рычаг, не забыв при этом закрыть решётку лифта. На нём поднимаемся выше и входим в приоткрытую комнату слева. Берём с тумбочки ключ, открываем дверь напротив. Здесь для нас ценность представляют носы, также лежащие на тумбе. Берём их, слушаем несколько строк, выходим и идём налево. Заходим, открываем дверь ведущую на чердак. Видим одну единственную дверь и идём туда. Там сундук, в нём ужасная кукла, идём дальше. Всё время шагаем прямо, пока не попадаем в комнату, где герой падает. Встаём, двигаемся дальше и входим в комнату с большим зеркалом. Крутим глобус и подходим к зеркалу, входим в него.

Справа будет дверь, открываем и идём на лай собак. Справа в комоде в верхнем правом ящике лежит ошейник. Разворачиваемся и идём прямо, прямо по длинному коридору никуда не сворачивая. Открываем дверь, за ней будет картина. Оглядываемся, видим её миниатюру и резко всё меняется. Вновь идём по тому же коридору. Теперь обе двери справа и слева открыты, идём в любую из них – там и там всё одинаково. Проходим в дверь, которая сама захлопывается. Здесь берём ключ и ждём пока кто-то не перестанет барабанить в дверь. Открываем её. Видим дверь справа, используем ключ, идём дальше. В шкафу будет скрипка. Видим граммофон, берём пластинку справа и вставляем её в инструмент. Заводим его, меняем кнопки сзади и настраиваем волну, чтобы играла чистая песня. Если всё правильно – окружение меняется и на пол падает пузырёк с кровью. Теперь снова нужно брать за граммофон, завести его и настроить новую песню на нормальный лад. Окружение меняется и исчезают тёмные тона. Выходим отсюда.

Вновь видим привычную картину посреди комнаты, клацаем на неё пузырьком, выходим и идём в комнату прямо. Там видим фортепьяно, которое убегает от нас. Что ж, мы тоже не рады его видеть, разворачиваемся и идём назад. Заходим в дверь, открываем её и оборачиваемся. Ещё одна дверь, открыв которую неожиданно выпадет кукла. Берём ключ, который зацеплен на ней. Идём в темноту, комната вновь генерируется. Открываем сундук ключом и читаем записку. Входим в только что выбившую дверь. Двигаем дальше, в коридоре сворачиваем налево. Спускаемся по лестнице вниз и идём прямо. Тут небольшая задачка. Звонит телефон, если идти всё время прямо, то ничего не происходит. Доходим ровно до телефона, потом шагаем обратно. Телефон разбивается и подымаем то, что от него осталось. Идём дальше пока не увидим дверь справа. Заходим. Находим сразу же выключатель в следующей двери и шагаем прямо по длинному коридору. Дальше входим в лифт, жмём рычаг влево до упора, закрываем двери и спускаемся вниз.

Двигаемся вперёд. Видим слева ванну, но нам прямо, отодвигаем решётку. Доходим до небольшой комнаты с тремя дверями, открываем их всех, за каждой из них – кирпичная стена. Оглядываемся назад и открываем дверь откуда мы вышли. Там – коридор. Проходим его и спускаемся вниз по лестнице. Прямо по курсу видим фортепьяно, играем на нём, все вещи начинают подниматься в воздух. Выходим с погреба и идём наверх по лестнице и, поцеловав ручку двери, поскольку она закрыта, спускаемся вновь вниз и берём с фортепьяно предмет. Это шкатулка с костью внутри. Забираем кость и спокойно выходим, оказываясь в центровой комнате с большой картиной, вновь кликаем по ней.

Выходим из комнаты, направляясь прямо, видим как и раньше комнату с дверями, где за каждой дверью кирпичная стена. Открываем все, двери исчезают и остаётся одна. Идём туда. Видим медвежонка в центре, кликаем на его праздничную шапку, проходим дальше и сворачиваем налево. Рыскаем по шуфляткам и идём назад, двери сами выбьются. Сворачиваем налево, клацаем на детские туфельки, выходим. Двигаемся дальше и в дали видим тёмную комнату. Идём туда и попадаем в ловушку. Выбираемся отсюда и попадаем в комнату, которая повторяется несколько раз. Проходим её 4 раза, перед нами появляется кукла, свет пропадает. Ждём пока кошмар прекратится и открываем дверь. Тут вновь куклы, взаимодействуем с окружением, включаем свет, смотрит на картину и снова начинается кошмар.

Идём вперёд в угол комнаты, оборачиваемся, выходим. Идём прямо по коридору, сворачиваем направо в конце и идём пока не увидим куклу, которая притягивает героя и тот после падает. Оказываемся в знакомой комнате, заходим в маленькую комнатушку и на полу кликаем на солдатика. Выходим. Идём прямо, слева флакон духов, справа дверь, где кукла рисует картинку. Рассматриваем сие художество, выходим и идём налево. Двигаемся дальше пока не натыкаемся на детскую комнатку. Прямо видим шарманку, вертим её ручку, правее комод, где в одной из шуфляток ключ. Берём его. Выходим с детской, идём налево к серванту и клацаем на нижние ящики. Слышим выстрел, возвращаемся в детскую и нажимаем на побрекушку в центре. Очередной кошмар. Когда всё закончится, берём с кроватки клочок волос и выходим. Справа дверь, в которой находится всё та же картина. Используем волос на ней, картина меняется, выходим из комнаты.

Двигаемся дальше, входим в открытую комнату. Четыре двери – выбираем любую и выходим. Пройдя немного, видим образ плачущей девушки. Как только мы пройдём пару шагов, на нас накинется какое-то чучело. Встаём с пола, идём на свет и заходим в комнату. В центре лежит мусор, а в нём нужный нам ключ. Открываем дверь рядом. Идём за крысой и натыкаемся на дверь, которая не открывается. Обратите внимание, что сверху она закрыта на засов, убрав его, дверь откроется. Шагаем за крысами, впереди всё рушится и образуется завал. Если выйти обратно, то на двери замок, код к которому легко разгадывается благодаря рисунку на столе. Нужно провести линии относящиеся к Cat – это 341. Применяем шифр на замке. Выходим.

Вновь упираемся в поломанные балки, идём в комнату откуда только что вышли и снова идём обратно. Окружение меняется – нам прямо. Когда дойдём до крысы, наш герой провалится под пол. Поднимаемся и выходим из комнаты. Дальше перед нами все двери сами распахиваются, нам остаётся лишь дойти до очередной комнаты. Чуть дальше видим сундук, в нём важный предмет. Проходим дальше к картине, где начинается балагур. Падаем и поднимаемся. дальше идём до страшной картины, на столике – бутылка спиртного. Изучаем и шагаем в новую комнату.

Там с потолка свисает цепь, жмём на неё и тянем несколько раз вниз. Железные двери открываются, входим внутрь. Возле портрета впереди лежит акварель, выйти из комнаты не получится – в начале нужно кликнуть по двери рядом с картиной. Теперь можно выходить. Перед нами старый добрый лифт. Вправо до упора, закрываем решётку и поднимаемся вверх. Лифт застревает между этажами и становится темно. Посмотрите наверх. Всё, теперь лифт падает и мы оказывается в комнате с одинаковыми дверями. Пробуем открыть все по очереди – ничего не выходит. Смотрим вверх, снова коротенькая сценка. Выходим из комнаты, в которую только что попали. Видим сундук правее, открываем – в нём часы. Выходим и в коридоре сворачиваем направо. В приоткрытой двери видим какое-то существо. Несколько раз продвигаемся в комнату пока существо не нападёт и мы не окажемся в другом месте. Идём дальше в комнату, где висит картина. Звонит телефон, нужно на него ответить. Телефон находится справа, за книжкой стойкой, которую легко открыть, нажав на одну из книг. Отвечаем на звонок и набираем номер 363.

Теперь звонит другой телефон. Посмотрите на верх. Уголок, где стоял телефон, станет дверью. Идём туда по длинному коридору и на балконе падаем вниз. Повторяем те же действия – заходим в комнату откуда только что ушли, жмём на книгу справа, входим в комнату. Аккуратно двигаемся по краю, отвечаем на телефонный звонок и набираем номер – 853. Путь нам заграждает шкаф, но стоит нам пихнуть его, как он упадёт. Открываем двери, отвечаем на телефонный звонок. Выходим, видим в открывшемся шкафу код и заходим снова туда где телефон. Набираем 354. Теперь идём по качелям, доходим до телефона и падаем вниз. Встаём, телефон плавится и в куче жижи находим палец. Забираем его. Всё, наконец-то выбираемся из этой комнаты и входим в главную, где снова нужно дополнить портрет. Используем на нём палец и выходим.

Сворачиваем налево, видим кучу разбросанных яблок. Двигаемся дальше. Видим картину, подходим к ней, она разваливается на 3 части. Ждём пока прекратится очередной кошмар, выходим и натыкаемся на монстра, с которым ранее уже встречались. Встаём, продолжаем идти, натыкаемся на дверь в полу. Открываем её и попадаем в кромешную темноту. Здесь нужно найти дверь и выйти отсюда. Продолжаем движение, справа подъёмник, крутим рычаг, поднимается какой-то мусор. Заходим на мостик и падаем в темноту. Идём дальше, в коридоре сворачиваем направо, потом ещё раз направо и открываем дверь. На столике коробка с буквами и цифрами. Она нам сейчас не нужна, продолжаем идти. Доходим до ванной комнаты, слева окровавленный нож. Изучив его, 3 раза ныряем головой в ванну. После того в ней появляется банка с глазом.

Выходим из комнаты и попадаем в ту, где портрет. Резко всё меняется. В темноте нам нужно находить шашки в начале и конце комнаты. Забрав две шашки, подходим к шахматной доске. Появляется детская. Справа на кресле берём шашку и подходим к столу с шашками. Появляется комната с граммофоном. Смотрим наверх на кровать, оттуда падает шашка, подбираем её и идём к столу. Стоим там пока не появится лестница. Берём на ней шашку, ещё одна рядом с унитазом на тумбочке. Вновь возвращаемся к шахматной доске. На кухне, которая должна появится, берём в начале шашку, лежащую на весах, а потом пузырёк в нижней тумбочке справа. Снова подходим к весам, кладём на них пузырёк на котором появляются числа – 219. Можно открыть сейф в узком проходе где был граммофон, просто крутя бегунок в разные стороны, но ничего там хорошего нет – просто крутящаяся юла. Двигаемся к появившейся картине, потом к шашкам, снова к новой картине – к шашкам. Начинается некий абсурд и мы оказываемся в комнате с картиной по центру. Кликаем по ней – вот и всё, картина готова. Только она из симпатичного художества превращается в ужас.

После короткой кат-сцены идём налево и берём ключ со стола. Спускаемся вниз и идём в правую комнату. Открыв её ключом и видим то же, что и в начале. Снимаем с холста простынь и…игра закончена.

В последние годы большую популярность начинают приобретать ужастики в сфере компьютерных игр. Ранее жанр хоррора был представлен в основном такими проектами, как Resident Evil или Silent Hill, в них вам нужно было сражаться с различными монстрами в пугающей обстановке. Однако сейчас все немного изменилось, и из шутеров-ужастиков игры превратились просто в ужастики. Суть заключается в том, что вам не выдают никакого оружия, вам не нужно убивать монстров, призраков или зомби. Ваши цели могут быть разнообразными, но к ним вам придется идти в постоянном страхе, причем обычно вас не просто пугают, чтобы давить на психику, - ваш персонаж реально может умереть. В общем, теперь жанр психологического хоррор-триллера в сфере компьютерных игр стал крайне популярен, и одним из ярчайших примеров является игра Layers of Fear, прохождение которой и будет рассмотрено в данной статье. Этот проект является относительно свежим и крайне привлекательным для тех геймеров, которые любят потрепать себе нервы с удовольствием. В игре Layers of не является затянутым, оно довольно короткое, но при этом крайне насыщенное, так что его завершение оставит вас с бурей эмоций.

Суть игры

В чем же заключается суть проекта Layers of Fear? Прохождение происходит довольно необычным образом, вы оказываетесь в теле художника, который возвращается к себе домой в устрашающего вида особняк, где начинает работать над своим шедевром, и вам предстоит ему в этом помочь. Каким образом? Вся игра поделена на шесть этапов, каждый из которых соответствует определенному этапу в рисовании картины. Каждый из них будет наполнен галлюцинациями главного героя, его воспоминаниями об ужасающем прошлом, а также поиском необходимых предметов и решением головоломок на территории особняка, напоминающего место обитания всех злобных духов из любого фильма ужасов. Данное руководство проведет вас по каждому из шести этапов игры Layers of Fear - прохождение местами может казаться довольно сложным, но можете быть уверены в том, что непроходимых моментов в данной игре нет.

Холст

Сразу же стоит обратить внимание, что данная статья посвящена оригинальной игре, а не проекту Layers of Fear: Inheritance, прохождение которого описывает дальнейшие события уже от лица дочери художника, которую он оставил, чтобы сделать карьеру в искусстве. Inheritance имеет свою сюжетную линию и рассказывает совершенно другую историю. Что касается данной игры, то здесь все начинается с «Холста» - так называется первый этап. Главный герой возвращается домой, и вам тут же нужно начинать управлять им. Отправляйтесь на второй этаж к рабочему кабинету и берите со стола ключи, которыми вы и сможете открыть дверь в мастерскую, расположенную на первом этаже. Оказавшись внутри, осмотритесь - вы увидите мольберт, накрытый тканью. Стягивайте эту ткань, чтобы открыть своему взгляду пустой холст, над которым вам предстоит работать. Когда вы выйдете из мастерской, начнется все самое веселое, у вашего персонажа появятся галлюцинации, и особняк преобразится, превратившись в настоящий дом ужасов. Несмотря на все происходящие вокруг кошмары, добирайтесь до комнаты с сундуком, открывайте его, использовав цифры, появившиеся на картинах. После этого откроется новый проход между двух бюстов - воспользуйтесь им, чтобы пробраться к комнате с картиной, на которой изображена перевернутая кукла. Когда вы встанете рядом с ней, то провалитесь. Вам нужно будет включить свет и добраться до кабинета, где внезапно вся мебель перевернется вверх ногами. Затем вам нужно подойти к двери в кухню, которая не будет открываться. Дождитесь, пока там погаснет свет, и отправляйтесь к большой картине, откуда заберите кусок кожи - через некоторое время выходите из комнаты, и вы сразу же окажетесь в мастерской. Пришла пора использовать кожу на мольберте, чтобы он начал преображаться - на этом и закончится первый этап игры. Как видите, в Layers of Fear: Inheritance прохождение будет сильно отличаться от того, которое описывается здесь. Так что на данный момент вам нужно сосредоточиться на первой части игры.

Краска

Прохождение игры Layers of Fear продолжается на втором этапе, здесь вам нужно будет выйти из мастерской и подняться на лифте наверх. Там у вас не будет особого выбора - все комнаты будут закрыты. Дойдите до конца коридора, и одна из запертых дверей откроется. Зайдите внутрь, возьмите ключ и отправляйтесь еще этажом выше. На этом этаже будет несколько закрытых дверей, одну из которых можно открыть найденным ключом. Там вы сможете подняться по лестнице еще раз и выйти в коридор. Отправляйтесь к дальней двери и откройте ее - вместо прохода вы увидите картину, а за вами откроется другая дверь. Заходите внутрь, берите ключ и зажигайте свечи, вы увидите, что стены превратились в настоящий кошмар. Как бы вам ни было страшно, не выходите из комнаты, пока стены не примут свой обычный вид. Найденный вами ключ - от спальни, отправляйтесь туда и включите граммофон. Опять начнутся проблемы со стенами, но на этот раз вам нужно не ждать, а крутить ручку граммофона еще раз. Когда все уладится, вы увидите на полу пузырек с кровью. Берите его и отправляйтесь в мастерскую, где вам нужно использовать его на холсте. Уже на этом этапе вы могли убедиться в том, насколько пугающей является игра Layers of Fear. Полное прохождение испугает вас еще больше, так что продолжайте только в том случае, если готовы к этому.

Грунтовка

Что же еще подготовило для вас прохождение Layers of Fear? Полная версия игры имеет еще немало различных сюрпризов, которые заставят вас устрашиться. Итак, чтобы продолжить прохождение, вам нужно выйти из мастерской и проследовать туда, куда уехал рояль. Оттуда вам нужно будет вернуться и проследовать в комнату, из которой вы не сможете выбраться, когда там окажетесь. Не стойте на месте - двигайтесь и смотрите по сторонам, и тогда выход появится сам. Спускайтесь после этого вниз по лестнице - на каждом столике на вашем пути будет появляться звонящий телефон, снять трубку которого нельзя. Игнорируйте его, пока он не упадет вам под ноги сам - тогда уже возьмите трубку и ответьте. Отправляйтесь в комнату с перевернутой мебелью - как только вы включите свет, все встанет на свои места. Отправляйтесь к лифту и спускайтесь этажом ниже. Далее вас ждет небольшой линейный путь, который не сильно красит в игре Layers of Fear прохождение. Доска, ящик и другие предметы будут преграждать вам путь - избавиться лучше всего от поддона. Проходите в образовавшийся ход и спускайтесь в подвал. Нажмите на клавиши рояля, и предметы начнут летать по комнате, а свет выключится - попытайтесь выйти из подвала, но у вас ничего не выйдет, дверь заперта. Придется в темноте обыскать подвал, чтобы найти шкатулку, внутри которой кости. После этого вы уже сможете покинуть помещение, вернуться в мастерскую и применить шкатулку на холсте.

Кисть

В этой части игры вам предстоит встретиться уже не только с призраком жены, но и с призраком дочери. В процессе прохождения вы окажетесь в детской комнате, откуда вам нужно будет забрать детские ботиночки. Вам нужно будет открыть одну из дверей, которые являются запертыми. Несколько попыток - и дверь внезапно открывается. Посмотрите на картину - и опять начнется ужасающее сумасшествие. Когда оно закончится, отправляйтесь дальше, пока не дойдете до того места, где все повороты начнут повторяться. Просто развернитесь и идите в другую сторону - вы снова окажетесь в детской, где вам нужно будет найти ключ от игрушечной карусели и в рамках очередной галлюцинации прокатиться на ней. С кровати забирайте клочок волос, который вам нужно применить на холсте, когда вы вернетесь в мастерскую.

Финальные штрихи

Вот и подходит постепенно к концу в игре Layers of Fear прохождение. Сейф на данном уровне открывается с помощью специального кода, который вы можете узнать, если сыграете в детскую игру, оказавшись в комнате, войдя в которую вы окажетесь заперты. Когда вы получите доступ к огромной комнате с большой картиной на стене, заходите в нее. Отправляйтесь к картине и рассматривайте ее, пока мир снова не сойдет с ума. На этот раз вам так легко отделаться не удастся, поэтому ваш персонаж потеряет сознание. Очнувшись, отправляйтесь к шкафу, открыв дверцы которого вы обнаружите проход. Отправляйтесь внутрь и блуждайте по коридорам, пока не сможете попасть в кабинет. Там вы услышите звон телефона - он раздается откуда-то из Отыщите телефон и ответьте на звонок - после этого взгляните на картину, на которой написаны три цифры, имеющие очень большое значение для того, чтобы завершить в игре Layers of Fear прохождение. Код от замка? Нет, многие игроки считают, что с помощью этих цифр можно открыть замок, но на деле их нужно набрать на телефоне. Это повторится несколько раз - в последний заход галлюцинации будут настолько сильными, что к телефону вам нужно будет пробираться по поддонам. Когда вы ответите на звонок, начинайте дорогу обратно - вы провалитесь вниз. Там вам нужно собрать то, что осталось от телефона, а также отрезанный палец, который вы сможете использовать на картине в мастерской.

Критический взгляд

«Критический взгляд» - это последний этап прохождения данной игры, так что вам осталось совсем немного. Теперь вам нужно отправиться в комнату, где в самом центре будет висеть уродливая картина. Посмотрите на нее - внезапно все картины в комнате упадут на пол. Выхода из помещения не будет, поэтому вам нужно встать в самом центре и дождаться, пока он не появится. Проходите в коридор, блуждайте по дому, заглянув в комнату с горящей кроватью, откуда вам нужно взять бинты. Отправляйтесь в ванную комнату, где стоит наполненная ванна. Опустите голову несколько раз в воду, пока не сможете отыскать банку с лежащим в ней глазом. После этого отправляйтесь в комнату, которая станет последней, необходимой для посещения, чтобы завершить в игре Layers of Fear прохождение. Спиритическая доска - вот что видят многие геймеры в первый раз, попав туда. Но на самом деле оказывается, что это обычная и вам необходимо собирать фигуры, которые будут появляться в различных комнатах, внезапно возникающих из ниоткуда. Когда вы соберете все нужные фигуры, начнется финальное демоническое сумасшествие. Если вы его переживете, то окажетесь сразу в мастерской. Используйте последний предмет, чтобы завершить ваш шедевр.

Различные концовки

В игре имеются три разные концовки, которые зависят от того, что именно вы делали в процессе прохождения. Каждая из них заслуживает того, чтобы пройти игру заново, потому что каждая дает вам новый взгляд на историю, произошедшую с художником. В данном проекте определить концовки как «хорошую», «плохую» и «нейтральную» довольно сложно, однако для удобства они все же будут так классифицированы.

Хорошая концовка

При этой концовке на картине оказываются жена и дочь художника - он осознает, что все испортил и что его жизнь никогда не будет прежней, поэтому сожжет все свои картины и погибнет вместе с ними в огне.

Плохая концовка

Концовка показывает, что художник работал над портретом своей жены, но каждый раз неплохую картину он видел как безобразие. В результате он окончательно сошел с ума и продолжал рисовать картины до бесконечности.

Нейтральная концовка

В этой концовке художник рисует автопортрет, удовлетворяется тем, что он сделает, и вешает его на стену, несмотря на то, что он использовал части тела его собственной жены для работы над этим «шедевром».