Куприн его жизнь. Александр куприн краткая биография. Самое главное о Куприне

29.06.2020

Куприн Александр Иванович - одна из самых заметных фигур отечественной литературы 1-й половины 20 века. Он является автором таких известных произведений, как "Олеся", "Гранатовый браслет", "Молох", "Поединок", "Юнкера", "Кадеты" и др. Александр Иванович необычную, достойную жизнь. Судьба порой была к нему сурова. Как детство Александра Куприна, так и зрелые годы отмечены нестабильностью в различных сферах жизни. Ему приходилось в одиночку сражаться за материальную независимость, славу, признание и право называться писателем. Через многие невзгоды прошел Куприн. Детство и юность его были особенно непростыми. Обо всем этом мы подробно поговорим.

Происхождение будущего писателя

Куприн Александр Иванович родился в 1870 г. Его родной город - Наровчат. Сегодня он находится в Дом, где родился Куприн, в настоящее время является музеем (фото его представлено ниже). Родители Куприна не были состоятельными. Иван Иванович, отец будущего писателя, относился к роду обедневших дворян. Он служил мелким чиновником и часто пил. Когда Александру шел только второй год, от холеры умер Иван Иванович Куприн. Детство будущего писателя, таким образом, прошло без отца. Его единственной опорой была мать, о которой стоит рассказать отдельно.

Мать Александра Куприна

Любовь Алексеевна Куприна (в девичестве - Кулунчакова), мать мальчика, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме города Москвы. Именно отсюда текут первые воспоминания, которыми поделился с нами Иван Куприн. Детство его во многом связано с образом матери. Она играла роль высшего существа в жизни мальчика, являлась для будущего писателя целым миром. Александр Иванович вспоминал, что эта женщина была волевой, сильной, строгой, похожей на восточную княжну (Кулунчаковы относились к старинному роду татарских князей). Даже в убогой обстановке Вдовьего дома она оставалась такой. Днем Любовь Алексеевна была строгой, но вечером превращалась в загадочную ворожею и рассказывала своему сыну сказки, которые переделывала на свой лад. Эти интересные рассказы с удовольствием слушал Куприн. Детство его, весьма суровое, скрашивали сказки о дальних странах и неведомых существах. Еще будучи Иванович столкнулся с печальной действительностью. Однако трудности не помешали реализоваться в качестве писателя такому талантливому человеку, как Куприн.

Детство, проведенное во Вдовьем доме

Детство Александра Куприна прошло вдали от уюта дворянских поместий, званых обедов, отцовских библиотек, куда можно было прокрадываться втихомолку по ночам, рождественских подарков, которые так упоительно искать под елкой на рассвете. Зато он хорошо знал серость сиротских комнат, скудные гостинцы, выдаваемые по праздникам, запах казенной одежды и затрещины от воспитателей, на которые те не скупились. Безусловно, отпечаток на его личность наложило раннее детство его дальнейших лет отмечена новыми трудностями. Следует вкратце рассказать и о них.

Военно-муштровое детство Куприна

Для детей его положения было не так много вариантов дальнейшей судьбы. Один из них - военная карьера. Любовь Алексеевна, заботясь о своем ребенке, приняла решение сделать из своего сына военного. С матерью Александру Ивановичу вскоре пришлось расстаться. В его жизни началась унылая военно-муштровая пора, которой продолжилось детство Куприна. Биография его этой поры отмечена тем, что он несколько лет провел в казенных заведениях города Москвы. Сначала был Разумовский сиротский пансион, через некоторое время - Московский кадетский корпус, а потом Александровское военное училище. Куприн по-своему ненавидел каждое из этих временных пристанищ. Одинаково сильно будущего писателя раздражала тупость начальства, казенная обстановка, испорченные сверстники, недалекость воспитателей и преподавателей, "культ кулака", одинаковая для всех форма и публичная порка.

Вот таким нелегким было детство Куприна. Для детей важно иметь близкого человека, и в этом смысле Александру Ивановичу повезло - его поддерживала любящая мать. Она умерла в 1910 году.

Куприн отправляется в Киев

Куприн Александр, окончив училище, провел еще 4 года на военной службе. Он вышел в отставку при первой же возможности (в 1894 году). Поручик Куприн навсегда снял военный мундир. Он решил перебраться в Киев.

Настоящим испытанием для будущего писателя стал большой город. Куприн Александр Иванович всю свою жизнь провел в казенных заведениях, поэтому был не приспособлен к самостоятельной жизни. По этому поводу он позднее иронизировал, что в Киеве был будто "институтка-смолянка", которую ночью завели в дебри лесов и оставили без компаса, пищи и одежды. Нелегко пришлось в это время такому великому писателю, как Александр Куприн. Интересные факты о нем во время пребывания в Киеве связаны и с тем, чем приходилось заниматься Александру для того, чтобы заработать себе на жизнь.

Как Куприн зарабатывал на жизнь

Для того чтобы выжить, Александр брался почти за любое дело. Он в короткие сроки попробовал себя в качестве продавца махорки, прораба на строительстве, столяра, служащего в конторе, заводского рабочего, помощника кузнеца, псаломщика. Одно время Александр Иванович даже всерьез подумывал о том, чтобы уйти в монастырь. Нелегкое детство Куприна, кратко описанное выше, вероятно, навсегда оставило след в душе будущего писателя, которому с юных лет пришлось столкнуться с суровой действительностью. Поэтому его желание уединиться в монастыре вполне объяснимо. Однако Александру Ивановичу была уготована другая судьба. Вскоре он нашел себя на литературном поприще.

Важным литературным и жизненным опытом стала служба репортером в газетах Киева. Александр Иванович писал обо всем - о политике, убийствах, социально-общественных проблемах. Ему приходилось заполнять также развлекательные рубрики, писать дешевые мелодраматичные рассказы, которые, кстати, пользовались немалым успехом у безыскусного читателя.

Первые серьезные произведения

Из-под пера Куприна мало-помалу начали выходить серьезные произведения. Рассказ "Дознание" (другое название его - "Из отдаленного прошлого") был напечатан в 1894 году. Затем появился сборник "Киевские типы", в который поместил свои очерки Александр Куприн. Творчество его этого периода отмечено и многими другими произведениями. Через некоторое время было опубликовано собрание рассказов под названием "Миниатюры". Повесть "Молох", изданная в 1996 году, сделала имя начинающему писателю. Его славу укрепили вышедшие следом произведения "Олеся" и "Кадеты".

Переезд в Петербург

В этом городе началась для Александра Ивановича новая, яркая жизнь со множеством встреч, знакомств, кутежей и творческих достижений. Современники вспоминали, что Куприн любил хорошо погулять. В частности, Андрей Седых, русский литератор, отметил, что в молодости он жил буйно, нередко бывал пьян и в это время делался страшен. Александр Иванович мог творить безрассудные вещи и порой даже жестокие. А Надежда Тэффи, писательница, вспоминает, что он был очень сложным человеком, отнюдь не добряком и простачком, каким на первый взгляд мог показаться.

Куприн пояснял, что творческая деятельность отнимала у него много энергии и сил. За каждую удачу, как и за неудачу, приходилось расплачиваться здоровьем, нервами, собственной душой. Но злые языки видели лишь неприглядную мишуру, а затем неизменно шли слухи о том, что Александр Иванович - гуляка, дебошир и пьяница.

Новые произведения

Как бы Куприн ни выплескивал свой пыл, он всегда после очередной пьянки возвращался к письменному столу. Александр Иванович в буйный период жизни в Петербурге написал свою ставшую культовой повесть "Поединок". К этому же периоду относятся его рассказы "Болото", "Суламифь", "Штабс-капитан Рыбников", "Река жизни", "Гамбринус". Через некоторое время, уже в Одессе, он завершил "Гранатовый браслет", а также принялся за создание цикла "Листригоны".

Личная жизнь Куприна

В столице он познакомился со своей первой женой, Давыдовой Марией Карловной. От нее у Куприна родилась дочь Лидия. Мария Давыдова подарила миру книгу под названием "Годы молодости". Через некоторое время их брак распался. Александр Куприн женился через 5 лет на Гейнрих Елизавете Морицовне. С этой женщиной он прожил до самой своей смерти. У Куприна от второго брака - две дочери. Первая - Зинаида, которая рано умерла, заболев воспалением легких. Вторая дочь, Ксения, стала известной советской актрисой и моделью.

Переезд в Гатчину

Куприн, устав от напряженной столичной жизни, покинул Петербург в 1911 году. Он переехал в Гатчину (небольшой город, расположенный в 8 км от столицы). Здесь, в своем "зеленом" доме, он поселился вместе с семьей. В Гатчине все располагает к творчеству - тишина дачного городка, тенистый сад с тополями, просторная терраса. Этот город сегодня тесно связан с именем Куприна. Здесь находятся библиотека и улица, названные в его честь, а также и памятник, посвященный ему.

Эмиграция в Париж

Однако степенному счастью пришел конец в 1919 году. Сначала Куприн был мобилизован в армию на стороне белых, а через год все семейство эмигрировало в Париж. Александр Иванович Куприн вернется на родину лишь через 18 лет, уже в преклонном возрасте.

В разное время по-разному трактовались причины эмиграции писателя. Как утверждали советские биографы, он был едва ли не насильно вывезен белогвардейцами и все последующие долгие годы, до самого возращения, томился на чужбине. Недоброжелатели стремились уколоть его, выставив предателем, променявшим родину и талант на заграничные блага.

Возвращение на родину и смерть писателя

Если верить многочисленным воспоминаниям, письмам, дневникам, ставшим доступными общественности несколько позже, то Куприн объективно не принял революцию и установившуюся власть. Он называл ее фамильярно "совком".

Когда он вернулся на родину уже разбитым стариком, его возили по улицам, чтобы продемонстрировать достижения СССР. Александр Иванович говорил, что большевики - замечательные люди. Одно лишь неясно - откуда у них так много денег.

Тем не менее о возвращении на родину Куприн не жалел. Для него Париж был прекрасным городом, но чужим. Куприн умер 25 августа 1938 г. Он скончался от рака пищевода. На другой день многотысячная толпа окружила Дом писателей в Петербурге. Пришли и знаменитые коллеги Александра Ивановича, и верные поклонники его творчества. Все они собрались для того, чтобы отправить в последний путь Куприна.

Детство писателя А. И. Куприна, в отличие от юных лет многих других деятелей литературы того времени, было весьма непростым. Однако во многом именно благодаря всем этим пережитым трудностям он нашел себя в творчестве. Куприн, детство и юность которого прошли в нищете, приобрел и материальное благополучие, и известность. Сегодня с его творчеством мы знакомимся еще в школьные годы.

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

Обучение и начало творческого пути

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным , Антоном Чеховым и Максимом Горьким .

Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой

А.И. Куприн – яркий представитель русского критического реализма, чье творчество пришлось на сложнейшие пред- и послереволюционные годы XX в.

Писатель Куприн Александр Иванович (1870 - 1938).

Юные годы

Александр родился в небольшом городке Наровчате (сегодня это – Пензенская область) 26.08.1870 г. Он очень рано осиротел (отец умер, когда ребенку исполнился год; для матери с маленьким сыном наступил период немалых материальных затруднений). Мать сумела дать Саше образование: переехав в Москву, он учился в Московском Разумовском пансионе.

В 1887 г. Александр был принят в число учащихся Александровского военного училища. Годы учебы стали для него периодом накопления опыта и первых литературных трудов. В 1889 г. он опубликовал рассказ, которому дал название «Последний дебют».

Бурная молодость и начало зрелости

После учебы около 4 лет Куприн служил в Днепровском пехотному полку, а потом, выйдя в отставку, путешествовал по югу России и пробовал себя в различных профессиях: от грузчика до зубного врача. В это время он уже начинает активно писать. Выходят повесть «Молох», повесть «Олеся», ставшие впоследствии классикой рассказы «Суламифь» и «Гранатовый браслет». Из-под пера писателя вышла доставившая ему литературную славу повесть «Поединок».

В годы Первой Мировой Куприн открыл в собственном доме военный госпиталь, участвовал в боевых действиях. Интересовался политикой, по своим взглядам был близок к эсерам.

Эмиграция и возвращение на Родину

Октябрьскую революцию Куприн не принял, примкнул к Белому движению, в 1919 г. эмигрировал. В течение 17 лет жил в Париже, продолжая работать. Одно из самых значительных произведений этого периода – повесть «Юнкера», основанная на воспоминаниях. Болезни, нищета, ностальгия по России вынуждают писателя в 1937 г. вернуться в Советский Союз. Но ему оставался всего год жизни – Александр Иванович скончался 25 августа 1938 г.

Его произведения, герои которых – представители небогатой интеллигенции и простого народа – не потеряли актуальности и в наше время. Герои Куприна любят жизнь, пытаются выстоять, противостоять окружающему цинизму и пошлости. Они живут в естественном, меняющемся мире, где вечно переплетаются и ведут друг с другом нескончаемый спор Добро и Зло.

Информация о Куприне кратко.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.



В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Военная карьера

Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

Стиль жизни

Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Писатель и революция

Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

Сочувствие простому человеку

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа - в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества... ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни - его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Литературное мастерство Куприн - превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь - все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено - ненавязчиво и без ложной умозрительности - именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Александр Иванович Куприн – известный русский писатель и переводчик. Он внес весомый вклад в фонд русской литературы. Его произведения отличались особой реалистичностью, благодаря чему он получил признание в самых разных слоях общества.

Краткая биография Куприна

Вашему вниманию предлагается краткая биография Куприна. Она, как и все , содержит много .

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчат, в семье простого чиновника. Когда маленькому Александру было всего один год, его отец – Иван Иванович умер.

После смерти мужа, мать будущего писателя – Любовь Алексеевна, решила отправиться в Москву. Именно в этом городе прошло детство и юность Куприна.

Обучение и начало творческого пути

Когда юному Саше исполнилось 6 лет, его отдали на обучение в Московское сиротское училище, которое он окончил в 1880 г.

Александр Иванович Куприн

В 1887 г. Куприн был зачислен в Александровское военное училище.

В этот период биографии ему приходится сталкиваться с разными трудностями, о которых он потом напишет в рассказах «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера».

Александр Иванович имел неплохие способности к написанию стихов, однако они так и остались неопубликованными.

В 1890 г. писатель служил в пехотном полку в чине подпоручика.

Находясь в этом звании, он пишет такие рассказы как «Дознание», «Впотьмах», «Ночная смена» и «Поход».

Расцвет творчества

В 1894 г. Куприн решает подать в отставку, находясь на тот момент уже в звании поручика. Сразу же после этого, он начинает путешествовать по , знакомясь с разными людьми и набираясь новых знаний.

В этот период ему удается познакомиться с , Максимом Горьким и .

Биография Куприна интересна тем, что все впечатления и переживания, полученные им во время его немалых путешествий, он сразу же брал за основу для будущих произведений.

В 1905 г. печатается повесть «Поединок», которая получает настоящее признание в обществе. В 1911 г. появляется его самый значимый труд «Гранатовый браслет», который сделал Куприна по-настоящему знаменитым.

Следует заметить, что ему легко давалось написание не только серьезной литературы, но и детских рассказов.

Эмиграция

Одним из важнейших моментов в жизни Куприна стала Октябрьская революция. В краткой биографии сложно описать все переживания писателя, связанные с эти временем.

Вкратце лишь заметим, что он наотрез отказался принимать идеологию военного коммунизма и связанный с ним террор. Оценив сложившуюся ситуацию, Куприн практически сразу решает эмигрировать во .

На чужбине он продолжает писать повести и рассказы, а также заниматься переводческой деятельностью. Для Александра Куприна было немыслимо жить без творчества, что отчетливо видно по всей его биографии.

Возвращение в Россию

Со временем, помимо материальных трудностей, Куприн все чаще начинает испытывать ностальгию по Родине. Возвратиться обратно в Россию ему удается лишь спустя 17 лет. Тогда же он пишет свое последнее произведение, которое называется «Москва родная».

Последние годы жизни и смерть

Советским чиновникам был выгоден известный литератор, вернувшийся на Родину. Из него пытались создать образ раскаявшегося писателя, приехавшего с чужбины, чтобы воспевать счастливую .


О возвращении Куприна в СССР, 1937 год, «Правда»

Однако в служебных записках компетентных органов зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и, практически, не в состоянии ничего писать.

Кстати, именно поэтому появилась информация, что «Москва родная» принадлежит не самому Куприну, а приставленному к нему журналисту Н. К. Вержбицкому.

25 августа 1938 г. Александр Куприн умер от рака пищевода. Его похоронили в Ленинграде на Волковском кладбище, рядом с великим писателем .

  • Когда Куприн еще не был известным, ему удалось освоить множество самых разнообразных профессий. Он работал в цирке, был артистом, педагогом, землемером и журналистом. В общей сложности он освоил более 20 разных профессий.
  • Первая жена писателя – Мария Карловна, очень не любила беспорядки и неорганизованность в работе Куприна. Так, например, застав его спящим на рабочем месте, она лишила его завтрака. А когда он не написал нужные главы для какого-то рассказа, жена отказалась впускать его в дом. Как тут не вспомнить американского ученого, который под давлением жены !
  • Куприн любил одеваться в национальный татарский наряд, и ходить в таком виде по улицам. По материнской линии у него были татарские корни, чем он всегда гордился.
  • Куприн лично общался с Лениным. Он предлагал вождю создать газету для деревенских жителей под названием «Земля».
  • В 2014 году был снят телесериал «Куприн», повествующий о жизни писателя.
  • По воспоминания современников, Куприн был по-настоящему очень добрым и неравнодушным к чужим судьбам человеком.
  • Именем Куприна названы многие населенные пункты, улицы и библиотеки.

Если вам понравилась краткая биография Куприна – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите и биографии – подписывайтесь на сайт сайт любым удобным способом. С нами всегда интересно!