Полотно К.Ф. Юона «Купола и ласточки» - яркая страница советской живописи. Картина написана на тему зодчества древних городов. Полотно было создано в 1921 году – в этот период дарование художника развернулось наиболее мощно.
«Купола и ласточки» - яркая и красочная композиция, покоряющая зрителя, прежде всего, своей оригинальностью. На данном полотне представлен архитектурный ансамбль города Загорска.
С необычной точки зрения, выбранной живописцем, и купола, и другие здания приобретают неожиданный вид.
На среднем плане изображены строения лавры – церковь и башня, где-то вдали – провинциальные дома небольшого города, утопающие в зелени, и едва заметный дым паровоза.
На переднем плане – золотые кресты куполов на фоне ярко-синего неба, облака и птицы. Все вокруг ликует, радуясь весеннему теплу. Живописец словно не хочет видеть неприглядность и бедность окружающей человеческой жизни – он замечает только солнце и кресты, возносящиеся к вечному небу.
К. Ф. Юон заставляет любоваться русской природой и архитектурой древнего русского города. Картину «Купола и ласточки» отличает декоративное богатство оттенков цвета и радостное восприятие окружающей действительности.
Помимо описания картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.
|
Дата создания: 1921
Юон Константин (1875–1958) - русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. В раннем творчестве Юон часто обращался к мотивам русской деревни: художника интересовали состояния природы, смена времен года, быт провинциальных городов и сел, архитектура старинных церквей и монастырей. Его живописная манера сложилась под влиянием уроков Коровина и Серова. После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. Одним из лучших художественных произведений есть полотно с названием «Купола и ласточки». Это очень яркая и славная страница живописи Советского Союза. Картина была написана 1921 года на тему древних городов и архитектурных зданий. Именно в этот период написания талант автора развернулся наилучшим образом. На изображении перед нами постает очень необычный и интересный ракурс. Художник словно сам стал одной из птиц и витает с ними в облаках. Он как будто с полета, с высоты увидел всю красу земли и передал её зрителям красками. Композиция выглядит очень красочной и яркой. На полотне представлена архитектура Загорска, которая покоряет зрителя своей уникальностью. Живописец выбрал необычную точку зрения, по этому для зрителя всё обретает новый неожиданный вид. На заднем плане художник показал обычные дома, а на переднем – ту святыню, которую создали люди. С помощью храма в картине автор хотел показать нам, которым должно было бы быть единство земли и неба! Ведь кресты золотого цвета изображены на полотне, заметно тянутся к Богу, а вслед за ними грешные люди, что хотят искупить грехи, и приблизится к раю. Вся композиция вокруг радуется, ликует, заглубляясь в картину можно почувствовать весеннее тепло, что пытался отразить автор, которое также показывает солнце, счастье и кресты, которые возносятся только к райскому небу. Живописное искусство призвано дарить зрителю что-то вечное, разумное и красивое. Именно это и можно получить, присмотревшись в оптимистичное и яркое полотно Юона. Автор не только заставляет любоваться архитектурой и природой древнего города России, но и приобщится к духовной жизни.
весь текст
Вам нравится «Купола и ласточки»? Вы можете купить её в виде холста в багете, отпечатанную как фото в раме или даже с нанесённым фактурным гелем, придающим сходство с оригиналом. Ольга Петрова – её автор получает отчисления с каждой продажи. Заказав эту картину в интернет магазине картин, плакатов и репродукций «Худсовет», вы помогаете этому человеку создавать новые произведения
Сценарий урока.
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Ласточки и купола».
Систематизация умений написания сочинения - описания по картине;
Активизирование лексики по данной теме;
Закрепление знаний об эпитетах, орфографии;
Приобщение обучающихся к искусству;
Расширение кругозора обучающихся – знакомство с жизнью и творчеством К. Ф. Юона;
Задачи: образовательная – обучать написанию сочинения на материале личных наблюдений; формировать умение строить текст в соответствии с композицией сочинения-описания, систематизировать материал, определять тематику и жанр живописи; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях; воспитательная – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.
Ход урока.
Здравствуйте,ребята!
– Сегодня мы напишем сочинение-описание по картине. Мы уже знакомы с этим художником и с таким типом текста
Вспомните, какие черты такого типа текстов вы знаете?
Вспомните, что такое художественный стиль речи.
Наше описание мы будем создавать, используя художественный стиль речи.
−Как строится описание?
Своеобразие описания по картине заключается в том, что
а) необходимо понять замысел художника;
б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение);
в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.
−Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? −А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов?
Давайте с вами освежим факты биографии известного художника.
– Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона.Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.
Рассмотрим картину К. Ф. Юона «Ласточки и купола». Мы видим высокий свод купола, от которого захватывает дух. Есть в живописи понятие «юоновское небо» (лазурно-синее, «умытое»). Художник умеет передать полноту жизни во всём: в мартовском снеге, в полете ласточек над куполами церкви. Дома под небом кажутся игрушечными (с высоты птичьего полета) в сравнении с огромным небом, занимающим более половины холста. Голубое небо "украшено" ласточками.
– Художник на переднем плане изобразил пять церковных куполов.
– Четыре купола белые с золотыми пятнышками, а пятый – главный купол – весь золотой.
– На каждом куполе крест, а один из них отражается на большом золотом.
– Внизу виден монастырь. Много домов, раскрашенных в яркие цвета.
– В городе много зелени.
– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она так названа?
– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане
Каким изобразил художник небо?
– Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане?
–Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)
–Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
Давайте составим план сочинения
1. Вступление. Художник и его картины или К.Ф. Юон – мастер пейзажа
2. Описание картины. Необычный ракурс картины.
а) передний план: купола,кресты, крыша храма
б) задний план:.ласточки, облака, дома,дым паровоза
3. Заключение. Мои впечатления от картины.
– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).
Словарная работа
Слова-синонимы, которые помогут нам при написании сочинения.
Художник – замечательный мастер пейзажа, мастер кисти, автор полотна, живописец, пейзажист.
Создаёт – пишет, изображает (но не рисует, не описывает).
Картина – полотно, репродукция, произведение живописи.
(Богатство тонов) поражает, удивляет, изумляет
Сейчас, ребята, вам необходимо написать сочинение – описание по картине Ласточки и купола».
Недели две назад я случайно наткнулся на давно знакомую картину забытого мной художника. Это была одна из известнейших революционных фантазий, полная огня, страсти, чувства, «Новая планета». И, честно говоря, никогда я бы не стал разбираться в творчестве этого художника, которым оказался К.Ф. Юон, если бы не наткнулся на другую его работу. «Купола и ласточки». Картина изображала вид сверху на Успенский собор, и открывающуюся с него панораму города. Впрочем, ее просто нужно видеть.
Статьи посвященные подробному рассмотрению творчества К.Ф. Юона:
- Будущее
- Православные храмы в картинах советского художника
- Русская природа в картинах К.Ф. Юона
- Люди в картинах К.Ф. Юона
-
История в картинах К.Ф. Юона
Так что же меня зацепило? Казалось бы ответ на поверхности - такие разные картины одного и того же художника, чем не повод копнуть глубже? Да, в чем-то это так. Но, несмотря на разрыв этих двух работ по содержанию, какое-то зерно у них явно общее. Что это за зерно? И есть ли оно в других картинах? Этот вопрос стал главным моим проводником в мир Юона.
«Раскрытое окно»
, 1947 год. Как только взглянул, подумал: «Это больше чем просто окно, это метафора». Распахнут целый мир, полный зелени, жизни, тепла и света. Вся картина - это окно. И, кажется, что протяни руку, и она коснется сочной живописной зелени.
«Августовский вечер. Последний луч. Лигачево»
, 1948 год. Открытое окно «наоборот». Теперь взгляд устремлен внутрь, в помещение, а в глубине его, кстати, можно увидеть то самое «раскрытое окно».
Картины, изображающие простых русских женщин. Живые, красивые, настоящие. «Утро в деревне. Хозяйка»
1920-е и «Сени»
1929 год.
Немало работ художник посвятил не просто людям, а обществу. До революции это были в основном изображения народных гуляний, ярмарок, после же - трудовая жизнь рабочих и крестьян. Хочу привести работу, на которой пусть почти и нет самих людей, но которая хорошо передает саму атмосферу напряженного ежедневного труда.
«Утро индустриальной Москвы»
, 1948 год.
Отдельного упоминания стоит серия картин, посвященных православным храмам. Самой яркая из них -
«Купола и ласточки»
,написанная в 1922 году.
Помимо необычного ракурса ее отличает яркость цветов и сложно описываемая словами возвышающая атмосфера.
Юон жил в суровые и великие времена, когда его народ сам ковал свою судьбу и творил историю. Самым тяжелым испытанием, и в то же время величайшим триумфом стала Великая Отечественная война.
Широко известна картина Юона, посвященная параду 1941 года.
«
Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года
»
Сам парад был невероятным духовным действом сражающейся несломленной страны. Значение его трудно переоценить. Картина, конечно, не может полноценно передать то, что испытывали наблюдавшие его москвичи, но масштаб и величие парада она передает.
Совсем немного картин Юон посвящает футуристическим и философским образам, вдохновленным Революцией. Но они выполнены с такой силой, что, конечно же, не зря именно их помещают в учебниках истории, как примеры советского революционного искусства. Интересно, что эти яркие картины, написанные в 1921 и 1923 году, соседствуют по хронологии с самыми выдающимися из серии, посвященной православным храмам. И то, что их объединяет - это необыкновенная живость. Итак, «Новая планета»
.
«Люди»
Признаюсь, сперва мне странной показалась столь широкая тематика работ Юона. Тут и природа, и православные храмы, и исторические события, и портреты, и футуристические образы. Но, все больше знакомясь с его творчеством, я понимал, что ничего в этом странного нет. Что это просто жизнь человека. Родная природа, родная страна, ее культура, народ. История страны и народа, его мечты. Что это скорее мы стали какие-то странные. А все, действительно такие разные картины советского художник К.Ф. Юона объединяет очень простая, но главная вещь.
Любовь.
Продолжение. Начало см. №№ 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46 /1999; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47/2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47/2001; 4, 8, 12, 18, 21, 25–26, 29, 33, 41, 45/2002.
Тема. "Творческий путь художника Константина Федоровича Юона (1875–1958)".
Цели. Познакомить детей с творчеством художника Константина Федоровича Юона. Расширять кругозор, прививать любовь к искусству.
Оборудование. Репродукции К.Юона: "Купола и ласточки" (1921), "Мартовское солнце" (1915), "Конец зимы. Полдень" (1929), "Августовский вечер. Последний луч" (1948); текст с отрывком из стихотворения И.Никитина.
ХОД УРОКА
Учитель. Друзья! На этом уроке мы познакомимся с творчеством прекрасного живописца, разносторонне одаренного человека Константина Федоровича Юона.
У.
Константин Федорович Юон был
коренным москвичом, и только иностранная фамилия
напоминает о том, что предки художника родом из
Швейцарии. Все его творчество посвящено
изображению русской природы и старых русских
городов.
Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь
посвятил живописи. Он учился у таких великих
художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин,
И.И. Левитан. Особое влияние на Юона оказал
Левитан, его одухотворенная живопись, его умение
выбирать пейзажный мотив.
Юон очень любил весну и зиму. Он писал: "Я искал
новые краски в природе – в русской весне и
зиме".
Природа в произведениях художника никак не
мыслится без человека, без животных и птиц,
которые не только оживляют пейзаж, но и
составляют с ним единое целое. По словам
искусствоведа Д.Аргина, "Юон верен большой
традиции русской пейзажной живописи, сумевшей
найти для родной природы свои ясные и чистые
звуки".
Лучше всего художнику удавались пейзажи,
особенно зимние и весенние. Яркое солнце, зимняя
дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные
тени, свежий морозный воздух, стаи галок в
голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем,
крестьянские избушки, сани, лошади. В картинах
Юона – целая поэма о жизни русской провинции.
В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке
Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот
городок и поныне знаменит своим монастырем,
который называется Троице-Сергиева лавра. Это
большой монастырь, целый город в городе, со
множеством церквей, древним Успенским собором с
пятью куполами и высокой нарядной колокольней,
построенной в ХVIII в. В дни церковных праздников
на богомолье в лавру съезжались тысячи людей.
Разносторонняя художественная и культурная
деятельность Константина Федоровича тесно
связана с Москвой, где он получил образование,
закончив в 1898 г. Училище живописи, ваяния и
зодчества.
В поисках национальной самобытной красоты Юон
много путешествовал, живя в деревнях и старинных
русских городах.
Он прекрасно знал Ростов Великий, Нижний
Новгород, Углич, Торжок, Псков, Новгород и др. Юона
можно назвать первооткрывателем их
неповторимого художественного облика.
У. Предлагаю вашему вниманию один из видов церковных куполов и голубого неба. Опишите, что вы видите.
Дети.
Ясный летний солнечный день.
– Голубое небо "украшено" ласточками.
– Художник на переднем плане изобразил пять
церковных куполов.
– Четыре купола белые с золотыми пятнышками, а
пятый – главный купол – весь золотой.
– На каждом куполе крест, а один из них
отражается на большом золотом.
– Внизу виден монастырь. Много домов,
раскрашенных в яркие цвета.
– В городе много зелени.
У. Друзья! А давайте на минутку закроем глаза, вернемся в летний жаркий день, какой изображен у Юона, и попробуем "услышать" ласточек.
Д.
Ой, такой шум получится!
– Они – украшение природы!
– Хорошо, что они к нам прилетают.
У. Юон дал нам возможность полюбоваться красотой куполов и увидеть небо, в котором летают ласточки. Мы как бы посетили эти места.
У.
Мы говорили, что Юон очень
любил изображать весну и зиму. Из ясного летнего
дня перенесемся в ясный зимний день.
Вашему вниманию предлагаю репродукцию картины
"Мартовское солнце".
Д.
Художник изобразил солнечный
зимний день. Небо почти без облаков.
– Небо голубое и снег голубой.
– Это деревенский пейзаж. Домики все
одноэтажные, разноцветные, крыши покрыты снегом.
– Деревня большая: дома и слева, и далеко
справа.
– В деревне много берез. Это Подмосковье.
– Два всадника едут по тропинке на конях. Один
из них держит в руках ведро.
– Сзади бежит небольшая лошадка, окрас –
красный с белыми пятнами. И вторая лошадка с
белыми пятнами. Может, это ее жеребенок?
– За лошадкой бежит собачка.
– Глядя на эту картину, радостнее становится,
настроение поднимается. Веселая картина.
У. Тема красоты родной земли вдохновляла К.Ф. Юона. Бодростью, ощущением радостной полноты жизни овеяна его картина. Свежесть ясного мартовского дня с искрящейся пеленой снега и лиловыми тенями, с яркими пятнами деревенских изб и едущих по дороге всадников передана художником темпераментной, широкой живописью. Невольно на память приходят строки из стихотворения И.Никитина:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
У. К.Юон умел открывать красоту в будничном. Вашему вниманию предлагаю еще один зимний пейзаж, посвященный красоте подмосковной природы.
Учитель показывает репродукцию.
Д.
Художник изобразил ясный
зимний день. Светит солнышко, падает тень от
берез, от дома, от забора.
– Снег от солнышка розовый, березы на дальнем
плане тоже розоватые.
– На переднем плане куры: они ковыряются в
осевшем снеге.
– Люди – трое взрослых и один мальчик –
собрались куда-то на лыжах.
– Лыжи у них очень широкие и палки не такие,
как сейчас, а очень длинные.
– Снег на крыше уже подтаял по краям.
– Чувствуется, что мороз несильный.
У. Казалось бы, что интересного в этом кусочке жизни старой деревни, но картина эта несет радостное настроение так и хочется перешагнуть через границу картины, встать на лыжи вместе с деревенскими и попутешествовать по зимнему лесу, согретому ласковым солнышком, и послушать звуки приближающейся весны.
У. Предлагаю вашему вниманию еще одну, последнюю репродукцию этого прекрасного художника. Эта работа несколько отличается от ранее нами рассмотренных.
Учитель показывает репродукцию.
Д.
Это терраса в дачном доме.
– Яркие, сочные краски. Терраса как бы вся
красная.
– Много окон, много света. Окна раскрыты,
значит, августовский вечер – теплый.
– На террасе большой стол, на нем поднос с
самоваром.
– На столе кувшин с большим букетом цветов.
– Рядом с кувшином лежат две книги.
– На подносе стоит чайничек.
– На столе стакан и чашка – значит, чай пили
только два человека.
– Рядом с окном стоит кресло.
– За окном деревья, листья на некоторых из них
пожелтели.
– Там, где стоит кресло, из окна видно большое
поле, на нем больше желтого, чем зеленого.
– Значит, осень совсем близко.
У.
Да, все в этой репродукции
говорит об осени. Терраса большая, стол большой.
Возможно, за этим столом летом собиралась попить
чай из самовара большая семья, но с приближением
осени большинство из них уехало в город. Остались
только два человека ожидать прихода осени. Но
пройдет еще совсем немного времени, и они,
вероятно, покинут этот уютный уголок загородной
жизни.
Эта картина может напомнить интерьер
театральной сцены. Юон работал и для театра.
У.
Главное место в творчестве
художника принадлежит работам, посвященным
русской драматургии: произведениям Островского,
Гоголя, Горького. Узами особенно глубокой дружбы
художник был связан с московским Малым театром.
Этот театр нельзя представить без цветистых
костюмов, живописных интерьеров и сценических
пейзажей Замоскворечья, выполненных Юоном для
пьес Островского.
Юон был художником-педагогом. Из его школы-студии
вышли многие мастера советского искусства. В
книге "О живописи" художник обобщил свои
теоретические взгляды, присущее ему понимание
закономерностей искусства.
У. С творчеством какого художника вы познакомились? Какие картины вам запомнились, чем? В какой области искусства раскрыл свои способности художник?
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Пластика ОКОН». На сайте компании www.plastika-okon.ru Вы узнаете информацию о всех услугах компании. Также Вы можете самостоятельно рассчитать стоимость пластиковых окон необходимого Вам размера с помощью онлайн-калькулятора или вызвать замерщика. Вы в любую минуту имеете возможность оформить заказ в режиме онлайн или задать вопрос специалистам компании. «Пластика ОКОН» гарантирует качественный сервис, гибкую систему скидок и предложений и внимательное отношение к клиенту.
Ответы детей.