Кто по нации лариса долина. Семья и биография долиной ларисы. Новости Долиной Ларисы

03.03.2020

Имя: Лариса Долина (Larisa Dolina)

Возраст: 60 лет

Место рождения: Баку

Рост: 169 см

Вес: 51 кг

Деятельность: Певица, актриса

Семейное положение: Замужем за Ильей Спицыным

Лариса Долина - биография

В сорок три года Лариса решилась повернуть свою налаженную, казалось, жизнь, биографию на 180 градусов. Она отвергла все старые ценности, легла под нож пластического хирурга и завела роман с молодым мужчиной. Как оказалось, рецепт счастья может быть и таким.

Лариса Долина - Детство в коммуналке

Будущая популярная певица, народная артистка России Лариса Александровна Долина рождена в Баку 10 сентября 1955 года.

Биография раннего детства Ларисы Долиной (при рождении Кудельман) прошло под стук печатной машинки. Ее мать, служившая машинисткой, часто брала подработки на дом и всю ночь печатала тексты. Семья практически бедствовала. Зарплаты папы, стекольщика на стройке, не хватало даже на самые скудные продукты. Вместе с бабушкой, лежачей больной, Кудельманы ютились в маленькой комнатке одесской коммуналки. Квартира находилась в цоколе, где было темно и сыро, из-за чего маленькая девочка часто болела.

В том числе коклюшем и хроническим бронхитом - болезнями, которые потом дали о себе знать во время ее вокальной карьеры. Лариса спала на раскладушке и заработала себе искривление позвоночника. После смерти бабушки семья перебралась в другую коммуналку, но улучшением жилищных условий в биографии Долиной это вряд ли можно было назвать: семь семей, один туалет и три газовые плиты на два десятка человек, а ванны и вовсе не было.


В школе Ларису дразнили жидовкой - за еврейское происхождение. Но это только закаляло ее характер. С детства девочка привыкла отстаивать свои интересы, хотя в еврейских традициях ее и не воспитывали. Лишь иногда, когда родители ругались, они переходили на идиш, чтобы дочь их не понимала. Мечтой матери было вырваться из этих семи кругов ада. Для дочери она желала лучшей судьбы, чем была у нее. Поэтому отвела Ларису в музыкальную школу по классу виолончели.

А когда семья переехала в отдельную квартиру, первым купленным на отложенные деньги предметом мебели стало фортепьяно. Лариса не любила музыку, зато обожала петь. Она и на уроки английского ходила только затем, чтобы потом исполнять свои любимые песни из репертуара «Битлз». Вечерами юная Долина слушала иностранные записи (у нее была роскошная по тем временам вещь - катушечный магнитофон!), особенно ей нравился джаз. Пыталась копировать, и ей это удавалось.

Лариса Долина: "А в ресторане..."

С тринадцати лет Лариса участвовала в школьной самодеятельности, пела в ансамбле. Руководитель кружка отмечал необыкновенные природные данные юной певицы: ее голос имеет широкий диапазон - целых пять октав! Таким владела разве что Уитни Хьюстон. Но школьного педагога Лара слушала неохотно: куда больше ее привлекали рассказы подруги, которой уже исполнилось восемнадцать и которая зарабатывала пением в ресторане. Лариса тоже хотела вносить свою лепту в семейный бюджет, но когда девушка заявила об этом родителям, разразился скандал.

Властная и щепетильная мама кричала, что ее дочь будет петь перед жующими подвыпившими посетителями только через ее труп, а мягкий и добрый отец встал на сторону дочери: все-таки за одно выступление ей предлагали выплачивать целых пять рублей. За месяц выходила неплохая сумма. Ну где они столько заработают? Мать удалось уговорить. Решение было принято. И вот в школьной биографии Долиной появилась работа: после школы Лариса спешила на работу в соседний ресторан, каждый раз молясь, чтобы никому из учителей не пришло в голову там поужинать.

В ресторане Лариса пела всего полгода, но ее кабацкое прошлое впоследствии ей, уже популярной на всю страну певице, припоминали часто. И говор у нее провинциальный, и манеры пролетарские, и макияж яркий, и костюмы вульгарные. Но где ей, девчонке из простой рабочей семьи, было учиться светскому этикету?

Все та же подруга предложила Ларисе за компанию пойти на конкурс в Одесскую филармонию. Но, как часто бывает, подруга не прошла, а Ларису взяли. Так творческая биография Ларисы Долиной продолжилась: она стала солисткой ансамбля «Мы одесситы», а затем и других государственных коллективов. Из-за гастролей заканчивать два последних класса Ларисе пришлось заочно. Сначала мать не отпускала ее из дома, но после слов: «Мама, ты уйдешь на работу, а я соберу чемодан и уеду» смирилась.

Лариса сначала жила в Ереване, потом в Сочи, где к ней пришел настоящий успех - в узких музыкальных кругах, а затем и у массового зрителя. Добрые люди посоветовали Ларисе Кудельман придумать псевдоним, и она взяла девичью фамилию матери - Долина.

Лариса Долина - личная жизнь: Погода в доме

На сцене Лариса встретила и свою судьбу в личной жизни. Им оказался музыкант Анатолий Миончинский. Сам жених так вспоминал тот эпизод из биографии: «Пришел на репетицию и увидел, как на сцене поет девушка... Тогда она мне показалась толстой и некрасивой! Но услышав голос, я восхитился. Пела она замечательно! Так что я поспешил с ней познакомиться. Оказалось, Лариса приехала из Одессы. Ей тогда было 23 года...»

Брак оказался несчастливым, и позже в интервью о биографии личной жизни Миончинский поливал Долину грязью: мол, стеснялся ее ужасно: она чавкала за столом, носила мини-юбки и дружила с валютными проститутками - словно баба с одесского Привоза. Бывший музыкант, давно утопивший свой талант в алкоголе, всегда забывал упомянуть, что тогда Лариса буквально спасла ему жизнь.

В период их знакомства Миончинский выпивал по бутылке водки на ночь, чтобы забыть о смерти своего маленького сына. Долина вытащила его из алкогольной зависимости, и даже, несмотря на перспективную карьеру, решилась родить ребенка. Она чувствовала, что это «возродит» Анатолия. Так в биографии Ларисы Долиной на свет появилась дочка Ангелина.


Беременность и роды были сложными, девочка родилась слабенькой, и ее сразу увезли в другую больницу. Ларисе ничего не сказали. Бледная и изможденная, еще не оправившаяся от родов. Долина ездила по всем московским больницам, пытаясь отыскать дочь. Нашла. Малышка окрепла и в будущем росла здоровой.

Тогда Долина была уже известной певицей, спела несколько хитов и песен для кинофильмов, а в московских музыкальных кругах она так и не стала своей: виной всему отсутствие столичной прописки. Пресловутый квартирный вопрос мучил певицу долгие годы. Пришлось сначала даже переехать из Москвы в Ленинград, в однокомнатную квартиру родителей мужа. Там, за шкафом, молодожены начали свою семейную личную жизнь.

Ленинградский климат обострил все прошлые болячки певицы, да к тому же года через три брак начал трещать по швам. Муж завидовал успехам Ларисы, прилюдно ее унижал, мог поднять на нее руку, а по вечерам возвращался к старой привычке закладывать за воротник. Долина поняла, что пора уносить ноги. Подхватив дочь и кое-что из одежды, она уехала в Ульяновск, где ей предложили выгодный контракт.

Там она познакомилась с молодым гитаристом Виктором Митязовым, который очень настойчиво начал за ней ухаживать. Не зарубцевавшаяся еще рана после развода помешала роману. Но через год Лариса сдалась и вышла за Виктора замуж. Молодой муж стал не только музыкантом, но и продюсером певицы. Они вернулись в столицу, правда, жить приходилось в гостиничном номере: на свое жилье пара так и не заработала. Только несколько лет спустя Ларисе удалось купить «трешку» на Шаболовке.

Лариса Долина - Запоздалое счастье

Личная жизнь с Виктором Лариса продлилась больше десяти лет, когда на гастролях в биографии Долиной закрутился пылкий роман, опять-таки с собственным же музыкантом Ильей Спицыным, который был младше певицы на одиннадцать лет. Своих отношений пара не скрывала, а муж-рогоносец (он по-прежнему оставался продюсером Долиной) пытался и усовестить супругу, и разобраться «по-мужски» с Ильей - но все тщетно. Пришлось дать развод.

Рядом с молодым супругом Лариса расцвела. Она всю жизнь пыталась бороться с лишним весом, но на этот раз коллеги по шоу-бизнесу посоветовали толкового диетолога, и Долина скинула пару десятков килограммов. Новое тело, новый муж, новый репертуар... Поутихшая было слава в биографии певицы Лолиной вспыхнула вновь. Лариса признается: «Я бы, наверное, не решилась на такой крутой поворот в жизни, если хотя бы чуточку сомневалась в себе или в Илье.


Прошло достаточно времени и встреч, чтобы мы поняли: это не роман и не интрижка». Рядом с Ильей Лариса наконец-то перестала быть «локомотивом» и почувствовала себя слабой женщиной. Ее обвиняли в специально придуманном пиаре: мол, вслед за Пугачевой Долина решила привлечь к себе внимание молодым женихом. Но время показало: злые языки ошибались.

Сегодня Лариса - востребованная певица. Она дает концерты, участвует в шоу и различных телепроектах. Но главная ее радость - четырехлетняя внучка Александра, которую певица уже начала выводить в свет, отнюдь не стесняясь звания бабушки.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Долиной Ларисы

Долина Лариса Александровна – отечественная певица, актриса.

Детство

Долина Лариса родилась 10 сентября 1955 года в Баку, но через два года вместе с родителями переехала в Одессу. Ее отец Александр Маркович Кудельман всю жизнь проработал стекольщиком на стройке, мама Галина Израилевна (ее девичья фамилия – Долина) была машинисткой.

Л. Долина вспоминала: «Мы жили в сыром подвале. В самом жутком из тех, что мне только довелось видеть. Причем это была не отдельная квартира, а коммуналка, где, кроме нас, жили еще 20 человек. И в одной комнатенке мы теснились вместе с тяжело больной бабушкой – маминой мамой. До сих пор не могу забыть отвратительный запах пиявок, которых ставили ей на ночь, чтобы облегчить страдания. Года три это продолжалось.

В том же подвале я очень тяжело переболела коклюшем и заработала хронический бронхит. Он до сих пор временами о себе напоминает. Мама очень любила бабушку. А когда ее не стало, маме совсем невмоготу было оставаться в этой комнате – слишком многое там с нею связано. Мы использовали первый же попавшийся вариант, чтобы съехать. Но это снова была комната в коммуналке, да такая крохотная (17 метров, она была вытянута в длину, за что мы называли ее троллейбусом), что негде было поставить детскую кроватку. И десять лет проспав на раскладушке, я заработала себе еще и искривление позвоночника. В квартире было три газовые плиты на 25 человек, один кран, один туалет и баня за два квартала от дома. Вот таким невеселеньким было мое детство: семь семей в одной квартире, скудный заработок родителей. Мне привычен ночной стук пишущей машинки – мама брала работу на дом, чтобы хоть немного подзаработать сверхурочно и дотянуть до следующей зарплаты...

Мама у меня женщина властная и всегда являлась безусловной главой семьи. А папа был добрейшим человеком. И когда мне в детстве бывало плохо, я приходила к нему, а не к маме. А маму я побаивалась. Однажды порвала «парадные» мамины капроновые чулки. Семья у нас была среднего достатка и такую роскошь, как капроновые чулки, мама могла позволить себе раз в несколько месяцев. В ужасе, представляя себе, что будет, когда она узнает об испорченных чулках, я убежала скрываться к соседке. В таких случаях мама меня хорошенько отшлепывала и грозилась отдать в интернат. Свято в это веря, я стояла на коленях и умоляла ее этого не делать!..

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Я еврейка по национальности и никогда этого не скрывала. В школе меня иногда дразнили жидовкой. Бывало, я даже дралась из-за этого. Потом вычитала в словаре, что «жидовка» – по-польски еврейка и перестала обижаться.

К сожалению, я не знаю идиш, так как в семье не принято было говорить на нем. Однако, когда родители не хотели, чтобы я слышала их секреты, они переходили на идиш...

Маме очень хотелось, чтобы все наши ужасы остались в прошлом, чтобы я получила хорошее образование (у них ведь его не было). Поэтому она и отвела меня в музыкальную школу в класс виолончели. Но этого вполне хватило, чтобы не прикасаться больше к виолончели всю оставшуюся жизнь. Так что специальное музыкальное образование я так и не получила. Но петь любила всегда. Да, в общем-то, песня как раз и помогала мне переносить все невзгоды...» .

Свою первую любовь Долина пережила в 13 лет. Она тогда активно пела в художественной самодеятельности и однажды с концертами выступала в мореходном училище. Там тоже был свой ансамбль, одним из гитаристов которого был морячок-болгарин Георгий Добрев. В него Лариса и влюбилась. Она рассказывала: «Он очень хорошо пел и научил меня многим болгарским песням, которые можно было услышать только в Одессе и больше нигде. Вся Одесса их потом пела. И я за это ему благодарна. Но, к сожалению, любовь моя была невзаимной и были слезы и разочарования. Он любил другую, и я об этом знала...

А потом уже семнадцатилетняя я побывала в Варне на гастролях и Георгий сам нас нашел, пришел на концерт. Но время уже ушло, он растолстел и совсем не понравился мне, сердце даже не екнуло...» .

Первой учительницей Долиной по пению была ее подруга Таня Боева. Она была старше Ларисы на пять лет и ко времени их знакомства уже пела в ресторане. Долиной тогда только исполнилось 14 лет и Таня была для нее большим авторитетом в искусстве.

У нее дома был магнитофон – катушечный «Тембр» (большая роскошь по тем временам). Они часами слушали записи, в основном зарубежных исполнителей.

В том же возрасте вокальные данные Долиной привлекли к себе внимание профессионалов. Однажды музыканты ансамбля, игравшего в ресторане (они знали Ларису по совместным выступлениям в художественной самодеятельности), предложили ей стать их солисткой. Предложение было очень заманчивым, однако Лариса боялась, что родители не разрешат ей выступать в питейном заведении. Так поначалу и получилось. Мама выступила категорически против, но отец сумел уговорить ее – лишние деньги семье не помешали бы (за одно выступление Лариса получала 5 рублей). Кроме этого, было решено установить за дочерью строгий контроль.

В ресторане Лариса проработала недолго – всего полгода. Ее репертуар был разнообразным: от джазовых композиций до песен « ». Все это время никто из ее подруг и школьных преподавателей даже не догадывался, чем она занимается вечерами. Она же продолжала возглавлять школьный вокально-инструментальный ансамбль, а перед уходом из школы молилась, чтобы никому из учителей не взбрело в голову сходить в ресторан поужинать.

В 10-м классе подруга Долиной, которая тоже мечтала стать певицей, предложила ей за компанию пройти конкурс в Одесской филармонии. Лариса согласилась. И случилось неожиданное: Ларису приняли, а подругу – нет. Так Долина стала участницей Одесского вокального секстета «Волна» при эстрадном оркестре «Мы – одесситы». Педагогический коллектив школы, в которой училась Лариса, принял это событие в штыки и девушке пришлось решать этот вопрос через комиссию по делам несовершеннолетних Одесского облисполкома. Помогло Ларисе то, что директор школы в конце концов согласился отпустить свою ученицу в «свободное плавание» и подписал соответствующие документы.

Юность

В итоге 10-й и 11-й классы Лариса заканчивала заочно в другой школе. Популярность Долиной в составе оркестра росла с каждым выступлением и вскоре вырвалась далеко за пределы Одесской области. И вот из далекого Еревана пришла телеграмма, в которой руководитель одного из джазовых армянских ансамблей приглашал ее солировать в его коллективе. При этом, естественно, обещал золотые горы. А так как к тому времени дела в секстете «Волна» складывались не самым лучшим образом (он стал потихоньку рассыпаться), Лариса решила попытать счастья в другом коллективе.

Л. Долина вспоминала: «Когда я объявила о том, что уеду, мама устроила страшный скандал. Но я сказала: «Мама, ты уйдешь на работу, я соберу чемодан и все равно сделаю по-своему. Тебе придется смириться». Папа меня поддержал. Вмешалось пол-Одессы. Истерики, слезы продолжались неделю. Домой приходили друзья, подруги, уговаривали маму и она сдалась.

В Ереване меня не ждали молочные реки и кисельные берега. Я не знала никого в городе, боялась заблудиться. У меня не было денег даже на еду. Кроме этого, вокруг меня сновало огромное количество мужчин, которые во что бы то ни стало хотели соблазнить полненькую блондинку. Мне приходилось закрываться на все замки в гостинице и не выходить из номера. Но однажды меня едва не изнасиловали. Спасло меня буквально чудо...» .

В Армении Долина прожила четыре года, выступая в достаточно известных коллективах: сначала у К. Орбеляна, затем у Полада Бюль-Бюль-оглы. Затем она перебралась в Сочи, где в составе ансамбля стала выступать в ресторане «Хрустальный». Там к ней пришел первый официальный успех. В 1978 году в Сочи проходил II Конкурс исполнителей советской песни, на котором Долина была одной из участниц. Она заняла 2-е место и обратила на себя внимание руководителя известного джазового ансамбля «Современник» Анатолия Кролла. Тот пригласил ее в свой коллектив и Долина уехала в Москву. Вместе с Кроллом Долина вскоре создаст «Антологию джазовой музыки», ее имя станет достаточно известным в столичных музыкальных кругах.

Кинематограф

В том же году состоялся и дебют Долиной в кино. Участники съемочной группы фильма «Бархатный сезон» пришли в Камерный еврейский театр, в котором какое-то время выступала Долина, чтобы подыскать актеров для музыкальных номеров. Им понравился дуэт Ларисы Долиной и Вейланда Родда (впоследствии он станет мужем ). В том фильме Долина дебютировала в роли негритянской певицы. Дебют оказался удачным и после этого Долина станет частым гостем на съемочных площадках многих картин. Среди самых известных ее работ стоит отметить сольные партии в фильмах: «Обыкновенное чудо», «31 июня», «Чудак» и др. Ее голосом пели: , Л. Шевель.

В 1983 году Долина вновь сыграла в кино негритянку – кубинскую певицу Клементину Фернандес в фильме Карена Шахназарова «Мы из джаза». Причем снималась она, будучи на пятом месяце беременности (замуж Долина вышла незадолго до этого за своего коллегу Анатолия Михайловича Миончинского – музыканта из ансамбля Кролла).

Рождение дочери

Дочь Ангелину Долина рожала в 23-м московском роддоме. Роды были тяжелыми. «Все дело в том, что у меня резус-конфликт из-за отрицательного резус-фактора крови... И дочка родилась очень слабенькой, врачи особых надежд не давали. И вот представьте, в день ее рождения мне объявляют, что она тяжело больна, при смерти, и, ничего мне не сказав, увозят моего ребенка в другую больницу. Я целый день ездила по всей Москве, искала ее. В конце концов оказалось, что ребенок в Морозовской больнице... Слава богу, все обошлось и Лина выросла у нас здоровенькой...» .

Первым человеком, который поздравил Долину с рождением ребенка, была... . Наверно, не стоит описывать те изумление и восторг, которые охватили персонал больницы и рожениц, когда под окнами появилась самая популярная певица страны и стала громко кричать: «Лариска! Ты где?» . Имя Долиной никому еще не было известно, поэтому весь остаток того дня ее буквально замучили вопросами о том, кто она такая и почему у нее в подругах сама .

Вскоре после родов Долиной пришлось покинуть Москву. Почему? Министр культуры внезапно издал приказ, по которому 280 музыкантов из разных оркестров и джаз-бэндов, не имевших московской прописки, должны были отбыть по месту жительства.

Могла ли Долина каким-то образом обойти этот приказ? Вполне вероятно, если бы поступилась своим достоинством и соблазнила какого-нибудь высокого начальника. Подобным образом действовали многие ее коллеги. Но Долина была совсем иным человеком. «Женщина более уязвима, чем мужчина. Есть такие, кто, закрывая глаза на свои честь, достоинство, идут абсолютно на все. То есть подкладываются под всех подряд. Еще надо знать, под кого ложиться, от кого помощь придет. Когда я была очень молоденькой, одна знакомая певица рассказала мне, как все это бывает. У меня был просто шок: надо переспать со всеми и, если один поможет, то хорошо. Я никогда через это не проходила – слишком консервативный человек. И слава Богу! Я хотя бы перед собой осталась честна и чиста. Хотя, если бы решилась на это, может быть, мне легче было бы жить...» .

Новый жизненный этап

Так как возвращаться в Одессу Долина не захотела, они с мужем отправились к его родителям в Ленинград. Поселились вместе с ними в однокомнатной квартире, отгородившись от них шкафом. Муж Ларисы работал в ночном клубе, а она три дня в месяц принимала участие в программе «Товарищ кино», где выходила в гриме негритянской певицы Фернандес из фильма «Мы из джаза». На эти заработки они и жили. Но затем семейная жизнь разладилась. Муж Долиной стал выпивать сильнее прежнего, что не могло не сказаться на их взаимоотношениях. В конце концов после семи лет совместной жизни дело дошло до развода.

Л. Долина вспоминала: «Мы разошлись не только из-за того, что мой первый муж увлекался «возлияниями». Это все-таки следствие. Потому что мы просто-напросто не понимали друг друга. И когда после долгих мыканий дела у меня пошли, я с ужасом обнаружила, что вместо того, чтобы быть мне опорой, человек мне завидовал. Это ужасно. Страшно, когда в творческой семье зарождается зависть, это конец, она все разъедает, как коррозия. Вот так. Сначала была ревность, а потом уже очевидная зависть... В результате развода и дележа имущества у меня образовалась 12-метровая комнатка...» .

В Ленинграде Долина прожила около трех лет. Там у нее стало сдавать здоровье, потому что ей, человеку южному, требовалось много солнца, а питерский климат довольно пасмурный. Поэтому Лариса все время своего пребывания в городе на Неве не вылезала из бронхитов, ОРЗ и гриппов. Тут еще нелады в семье. И вот в середине 80-х Долина после развода с мужем уехала в Ульяновск, в ансамбль «Диапазон». В течение года она выступала в нем как солистка, а затем создала собственный коллектив – «Эскорт» (в Ленконцерте пробить подобную идею ей так и не удалось). Бас-гитаристом в этом коллективе стал молодой музыкант Виктор Митязов, с которым у Долиной вскоре начался служебный роман. Протекал он красиво. Виктор ходил за нею буквально по пятам, дарил охапки чайных роз и неустанно клялся в своей любви. И сердце Ларисы дрогнуло. Вскоре они поженились и Митязов стал не только мужем Долиной, но и взвалил на свои плечи всю администраторскую работу.

Со второй половины 80-х Долина внезапно меняет амплуа и становится рок-певицей. В ноябре 1988 года она даже участвует в концерте «Рок за демократию».

Л. Долина вспоминала: «Я поняла, что способна петь не только джаз. Мне захотелось побыть актрисой, сыграть разные роли. В джазе такого нет. Там большую роль играет вокал, а здесь – смысловая нагрузка...» .

Однако сказать, что на этом поприще ее поджидала удача, нельзя. Рок-музыкой в те годы увлекались многие певицы (та же в период сотрудничества с « », в тандеме с ), однако большинство из них затем вернулись к поп-музыке. Не стала исключением и Долина. В самом начале 90-х судьба свела ее с питерским композитором Виктором Резниковым, который написал для нее целую серию шлягеров. Среди них: «Льдинка», «Карточный домик», «Половинка». Именно с этими песнями Долина и стала известна широкому слушателю. В 1991 году на конкурсе «Профи – 91» Долина была удостоена титула лучшей певицы страны.

Однако, несмотря на большую популярность исполняемых Долиной песен, шоу-бизнес ее долгое время отвергал.

90-е годы. Беда не приходит одна...

1992-й начался для Долиной с неприятности – у нее угнали автомобиль. Эту первую в своей жизни собственную машину («Жигули» седьмой модели) она сумела купить летом прошлого года после того, как отыграла шесть бесплатных концертов на ВАЗе в Тольятти. Однако порулила ею артистка недолго. В ночь с 16 на 17 января автомобиль был угнан со стоянки возле дома № 15 по Саперному переулку (Перовский район). Несмотря на то, что кража была обнаружена каких-нибудь 15 минут спустя, милиция так и не сумела отыскать ее по горячим следам. Первая половина того года была отмечена целой серией угонов автомобилей, подаренных поп-звездам российской эстрады именно в Тольятти. Тогда средств передвижения лишились , Юрий Айзеншпис, . Она, кстати, первая официально обратила внимание на это странное совпадение. Она говорила: «Возможно, все эти угоны – дело рук одной и той же банды, так как практически все артисты отоваривались машинами через одну и ту же контору – завод в Тольятти – и, как правило, через одних и тех же людей, которые и владели всей информацией, а, значит, могли дать наводку» .

Это была не последняя неприятность, обрушившаяся на Долину в том году. В конце февраля из Санкт-Петербурга пришло печальное известие: в автомобильной катастрофе погиб композитор Виктор Резников, который стоял у истоков долинского ренессанса. Эта потеря надолго выбьет певицу из привычной колеи.

Еще одна неприятность случится у Долиной в июне, когда перед нею во всей своей полноте встанет пресловутый квартирный вопрос. Дело в том, что, в отличие от многих поп-звезд, куда более молодых и бесталанных, но уже сказочно богатых, Долина в начале 90-х вместе с мужем и дочерью вынуждена была снимать номер в гостинице «Россия». Но затем грянуло повышение цен и снимать площадь в престижной гостинице стало накладно. По этому поводу «Звуковая дорожка» «МК» поместила на своих страницах статью под заголовком «Бомж... Лариса Долина». Вот что в ней говорилось: «На днях певица Лариса Долина, ее дочь и муж, которые два года живут в гостинице «Россия», узнали, что плата за их номер в гостинице отныне составляет 3000 рублей в сутки. В разговоре с корреспондентом «ЗД» Л. Долина призналась, что она «в растерянности и ужасе», так как таких денег у нее нет и что ее положение таково, что она «фактически уже одной ногой на улице» .

Два года, что певица жила в Москве, она пыталась разными способами разрешить квартирный вопрос. Но везде получала «отлуп», так что все это время ее сопровождают полная бытовая неустроенность и горы сверточков, тюков и чемоданов, сваленных во всех углах скромного гостиничного жилища. Единственный раз ей попытались «помочь» – предложили купить на аукционе по стартовой цене квартиру с московской пропиской где-то в районе Бутово. «Но за три миллиона рублей , – всплеснув руками, поведала певица. – Откуда ж у меня такие деньги?!» .

Да, действительно, ситуация у Долиной прискорбная и абсурдная. Талант певицы, который общепризнан и с полным правом считается достоянием отечественной музыкальной культуры, не находит достойной реализации на родине.

«В любой нормальной стране, – сокрушалась артистка, – нашлись бы люди, которые на мне бы уже миллионы сделали и мне бы еще что-нибудь перепало. Но здесь! Я никому не нужна, у меня ничего нет. Кроме таланта. Но талантом за квартиру не заплатишь...» .

До последнего повышения цен расходы по проживанию семьи Ларисы Долиной в гостинице несли спонсоры певицы. Однако теперь она не представляла, «с какими глазами просить их о продолжении спонсорского соглашения – это же нереальные цифры!..» .

Увы, тяжела судьба звезды в родимом отечестве...

К счастью, эту проблему благодаря помощи все тех же спонсоров Долиной вскоре удалось разрешить – она купила трехкомнатную квартиру на Шаболовке. Более того, чуть позже ей же досталась еще одна квартира на той же лестничной площадке, которую с помощью капитального ремонта удалось соединить с первой. Как говорится, было пусто – стало густо.

Возвращение к славе

Летом 1992 года Долина завершила запись своего очередного альбома под названием «Прости меня». Музыку для него написал , с которым Долина познакомилась еще в конце 70-х, когда пела в Камерном еврейском театре ( играл там на бас-гитаре).

Последующие три года творческая судьба Долиной была больше подвержена падениям, чем взлетам. После трагической гибели Виктора Резникова певица на какое-то время осталась без стабильного репертуара и даже вынуждена была вспомнить свое ресторанное прошлое – запела попурри на песни « ». Тогда у многих было такое ощущение, что Долина так и не сможет больше взлететь на гребень популярности. И вдруг в 1997 году судьба посылает ей встречу с композитором Русланом Горобцом, который в содружестве с поэтом пишет ей сразу около двух десятков новых песен. Одна из них – «Погода в доме» – становится новой визитной карточкой певицы Долиной.

Л.Долина вспоминала: «С песней «Погода в доме» связана одна история. Был период, когда у меня в доме был серьезный конфликт, мы с Виктором (мужем) несколько дней не разговаривали. Лина была в Англии на учебе, помирить нас было некому. В этот самый момент звонит мне и говорит: «Ларисочка, я написал мужские стихи». И начинает читать «Погоду в доме». Так я в голос разрыдалась. И попросила никому не отдавать эти стихи и переделать их для женщины. Уже через три дня была готова песня...» .

В новой программе (она так и называлась – «Погода в доме») зритель увидел совершенно другую Долину – помолодевшую, принарядившуюся (до этого многие упрекали ее в том, что она одевается дорого, но безвкусно), похудевшую. О последнем стоит поговорить особо. «Чего я только не перепробовала! – восклицала певица. – И пластические операции, и всякие чудо-таблетки, и уйму всевозможных диет, пока не нашла ту, которая подходит исключительно мне... Я, например, была одной из первых в нашей стране, то начал принимать гербалайф. Года полтора-два я его принимала. Сначала похудела, а потом держалась в этом приемлемом, на мой взгляд, весе, хотя ела абсолютно все подряд. Потом вдруг резко начала поправляться. И сразу этот препарат бросила. В середине 90-х я сделала операцию по коррекции фигуры. Но вскоре после нее вновь стала набирать вес. Так что деньги оказались выброшены на ветер. И тогда я снова вернулась к диетам. И поняла, что, пожалуй, самая оптимальная среди них – это раздельное питание и правильное сочетание пищи, которое позволяет избегать накопления шлаков в организме. Ведь они вызывают в нас всевозможные заболевания. К тому же я напрочь отказалась от мяса, птицы и ем только рыбу и морепродукты. Я не изнуряла себя голодом, а действовала по принципу: один день – есть, другой – пить только кефир. Кроме этого, я занимаюсь на тренажерах. Когда я пришла к тренеру, во мне было 78 кг. И он разработал индивидуальную программу и начал тренировать, постепенно «убирая» с меня то, что ему не нравилось. Каждая тренировка начиналась с 20 минут на беговой дорожке, а потом 45-50 минут упражнений – там, кстати, были и штанга, гири. В итоге я похудела до 53 килограммов 800 граммов...» .

Эти изменения породили не только положительные результаты, но и повлекли за собой ряд проблем. К примеру, Долина стала пользоваться огромной популярностью у молодых мужчин. Собственно, в этом не было бы ничего зазорного, если бы не одно «но» – в среде новых поклонников певицы внезапно объявился маньяк.

Кошмар начался весной 1997 года с обыкновенного телефонного звонка. Долина подняла трубку и услышала приятный мужской голос, который представился страстным поклонником творчества певицы. Долина отнеслась к этому признанию вполне спокойно, так как за долгие годы на эстраде уже успела привыкнуть к повышенному вниманию к своей персоне. Однако далее началось невообразимое. Незнакомец стал звонить певице регулярно и, когда та однажды не выдержала и спросила его, чего он хочет, ответил: «Я хочу с тобой переспать» . Долина, в свою очередь, сообщила незнакомцу, что она замужем и в приключениях на стороне не нуждается. И повесила трубку. Но маньяк не успокоился. Он позвонил на следующий день и с ходу отбросил всяческие приличия. Он сообщил, что если певица не согласится с ним переспать добровольно, то он возьмет ее силой где-нибудь в темном переулке. Далее послушаем рассказ самой Л. Долиной: «Постоянные ночные звонки превратили мою жизнь в настоящий кошмар. Он меня просто довел до ручки, я стала нервная, тряслась от одного вида телефона. И наконец не выдержала, заявила в милицию. Однако маньяк оказался таким ушлым, что его никак не могли вычислить – он все время звонил из разных мест, из автоматов. И все-таки через три месяца его схватили. Каково же было мое удивление, когда ко мне привели совершенно нормального, красивого парня без всяких, на первый взгляд, психических изъянов. Я спросила его, зачем же он все это делал? Оказалось, что влюбился. А на нервы мне действовал потому, что не надеялся на взаимность. Сначала я хотела его за решетку отправить (ему грозило 3 года за хулиганство), но потом мне стало его жалко. Пришлось чуть ли не клятву с него в присутствии милиции брать, что он больше не будет. Он еще в конце так жалобно меня спросил: «А можно хотя бы на концерты ваши приезжать?». Но я не разрешила. Еще чего! После всего этого ужаса еще и на концертах его лицезреть?!.» .

Молодой маньяк оказался не последним мужчиной, влюбившимся в «новую» Долину. Теплые чувства стал испытывать к ней один из музыкантов ее ансамбля – 28-летний бас-гитарист Илья Спицын. В течение года, пока он работал у Долиной, та совершенно его не замечала, поглощенная кучей собственных проблем. Но однажды на репетиции Лариса внезапно поймала на себе его пристальный взгляд и этот взгляд буквально полоснул ее по сердцу. Она вдруг поняла, что небезразлична этому человеку. И дальнейшие события подтвердили ее догадку. При каждом удобном случае Илья пытался показать Долиной свое восхищение, причем не стеснялся говорить ей комплименты в присутствии коллег (в ансамбле Долиной трудились 24 человека). А однажды во время очередных гастролей Илья внезапно напросился к ней в номер и предложил... сделать ей массаж. А чтобы она не сомневалась в его способностях, принес с собой диплом массажиста.

В августе 1997 года Долина впервые за последние пять лет устраивает себе полноценный отпуск. Вместе с мужем Виктором Митязовым она на 10 дней улетает в Ниццу. Возвращается оттуда окрыленная новыми впечатлениями, еще более красивая и одухотворенная. В том же месяце она отбывает со своим коллективом в Сочи на очередные гастроли. Именно там, по словам очевидцев, между нею и Ильей и начинают завязываться отношения, которые через несколько месяцев плавно перетекут в пылкий роман. Причем эти отношения они не считали нужным скрывать от посторонних глаз, хотя оба были скованы семейными узами: Илья 7 лет был женат, имел полуторагодовалого сына.

По словам Митязова, о романе своей супруги с бас-гитаристом он узнал от доброжелателей в начале 98-го. Поначалу он не придал этому факту никакого значения, отнеся это сообщение к проискам завистников. В феврале Долиной было присвоено звание народной артистки России и они с мужем и коллегами отметили это событие в одном софийском ресторане. Никто из присутствующих, глядя на радующихся супругов, не мог себе и вообразить, что эта семья уже наполовину разрушена.

В начале того же года Илья ушел из семьи и некоторое время скитался по знакомым. Назревало выяснение отношений и в семье Долиной. Говорят, и у них не обошлось без ругани, без попыток Виктора поговорить с Ильей «по-мужски». Но сохранить семью так и не удалось – 9 марта Долина собрала свои вещи и уехала на снимаемую квартиру в районе проспекта Мира. Там к ней присоединился и Илья.

Рассказывала Л. Долина: «Нас с Витей крепко связывала работа, но... Когда вдруг на горизонте возник Илья, я почувствовала, как много мне не хватало в жизни. Как женщине.

Я бы, наверное, не решилась на такой крутой поворот в жизни, если хотя бы чуточку сомневалась в себе или в Илье. Прошло достаточно времени и встреч, чтобы мы поняли: это не роман и не интрижка. Лгать и вести двойную жизнь – не для меня. Я почувствовала, что это самая сильная любовь, которая, может быть, бывает лишь раз в жизни...

Я покривлю душой, если скажу, что бесшабашно ушла к Илье. Он тоже страшно мучается и переживает из-за своей семьи. Мы обязательно будем помогать его сыну. Надеюсь, что когда он подрастет, то поймет отца. Да, когда уходила, я боялась, потому что одно дело встречаться, а другое – жить вместе. Здесь мало любить, нужно еще уважать другого человека, терпеть его привычки и капризы. Я счастлива, что наша любовь прошла эту проверку на прочность...» .

Большинство печатных изданий, освещавших этот роман, не подвергали сомнению, что это правда. Однако нашлась одна газета, которая поступила иначе. «Ведомости. Москва» (кстати, именно эта газета еще в середине апреля первой сообщила читателям о разводе Долиной с Митязовым) 28 мая выступили со статьей под названием «Роман Долиной с бас-гитаристом всего лишь рекламный трюк». Несколько отрывков из этой публикации: «Коллеги из одного популярнейшего в Москве светского издания ошарашили нас признанием: оказывается, за последний месяц в столице практически не осталось газеты или журнала, куда бы Долина и ее муж-продюсер не обращались с предложением опубликовать материал о том, как складываются отношения в «любовном треугольнике». Причем в некоторых случаях предложения эти были настолько навязчивыми, что журналисты просто отказывались публиковать материал о явно сфабрикованном «романе». Но таких, к сожалению, оказалось меньшинство. Большинство же на «утку» клюнули и помогли расцветить любовную историю так, что лучшей рекламы и не придумаешь. Правда, остается загадкой, все ли делали это на абсолютно бескорыстной основе или кто-то все-таки «погрел руки» на долинском «счастье»...

Все в этой рекламно-любовной акции было продумано: и то, что женщина, не молоденькая уже, позволила разгуляться чувствам, презрев нападки коллег и завистников; и то, что «благородный» Виктор Митязов, невзирая на свое «рогато-ветвистое» состояние, продолжает оставаться продюсером Ларисы и руководителем ее музыкального коллектива, где, собственно, и обитает бас-гитарист Спицын... А насмотревшись «мыльных опер», обыватель поверил в эту сказку, несмотря на то, что наши отечественные «сладкие парочки» дурят нас чуть ли не ежедневно. Достаточно вспомнить хотя бы, сколько раз сходились и расходились и , и , и . Не говоря уже о шитых белыми нитками союзах с и с (кстати, последний «роман» был удачно с режиссирован продюсером и мужем Александром Иратовым).

Зачем весь этот сыр-бор нужен г-же Долиной? Задавшись этим вопросом, «Ведомости» обратились за консультацией к представителю одного из крупных рекламных агентств, обслуживающих «акул» нашего шоу-бизнеса.

«Я хорошо понимаю Ларису, – объяснил нам специалист по РК, – за минувшие три года, пока была «не у дел», Долина чисто символически заняла ее место на высшей ступеньке нашего эстрадного олимпа. Лариса торжествовала, хотя все, конечно, понимали, что ее лидерство – временное. Как только на сцену вернется примадонна, Долиной вновь придется спуститься на более низкую ступень поп-пьедестала. А когда отправилась в грандиозный концертный тур по стране, Ларисе пришлось придумывать всякие рекламные штучки, чтобы вернуть себе былое внимание «толпы» .

Самое любопытное, никакого опровержения этой публикации со стороны героев статьи так и не последовало. Спустя месяц еще одна нелицеприятная для Долиной статья появилась в крупном российском издании. На этот раз она была посвящена творческому лицу известной артистки. 8 мая в газете «Джокер» Олег Кошевой выступил со статьей «А была ли певица?». В статье, в частности, говорилось: «Искусство в себе или себя в искусстве? Певица выбирает последнее. И вот что из этого вышло. Ларисе Долиной Бог дал. Иным исполнителям нужно приложить массу усилий, чтобы найти свою интонацию, свою манеру. А ей и искать не надо было: природный аппарат – просто верх совершенства! Вот уж не голос, а бриллиант. Долина была мастером в своем деле. Много лет подряд была (с сожалением употребляю здесь прошедшее время...). Долина встала на опасный путь. Она решила пойти по стопам . Не певицей быть на сцене, а Ларисой. Не песни петь, а рассказывать о своей жизни. Не музыку исполнять, а потрясать своим голосом. Не образ нести, а себя, обожаемую. Выпустила новый альбом. Автор нового шлягера «Погода в доме» украл музыку хорошо забытого шлягера «Давай пожмем друг другу руки - и в дальний путь на долгие года». Вот оно, долгожданное второе дыхание! И началось...

Жлобская лирика , взбитая с доброй порцией совковой задушевности под соусом этакого робкого одесского кабачка, вылепила Псевдоларису – вроде бы это и я, хотя с другой стороны... Началась игра в Ларису. Хозяюшка, лебедушка, голубушка, что-то нежно мурлыкающая в микрофон. Вот я какая! И на стол накрою, и чего-нибудь напеть могу.

Долина решила стать 90-х. Но если была органична со своей интонацией, со своей повадкой, со своими песнями в свое время, когда советская эстрада варилась в своем соку на задворках мировой цивилизации, то Долина, искусственно поместив себя в эти рамки, вызывает смех. Ее-то голосище, мощный, как труба, ее джазовая школа, ее агрессия (можно ставить знак равенства – ее изюминка), ее покоряющая властность... И на тебе – замяукала неловко переминающаяся солистка самодеятельности колхоза «Красный шкворень».

А репертуар? Хитренько сляпанный на так называемых «бытующих интонациях». Такой недоплагиат – интонация оттуда, интонация отсюда, вроде и не поймаешь – что-то знакомое... Для такого репертуара и голос не нужен. А голос без музыки...

Впрочем, ее пение вообще никто не обсуждает. Все поглощены обсуждением того, как Долина худеет и поправляется. Какая она домашняя и уютная. Кто у нее главней всего... А Лариса мурлычет себе что-то душевное... Долина скоро станет необсуждаемой персоной. В том смысле, что там не будет предмета для разговора» .

Как и предыдущая публикация, эта также осталась без внимания со стороны певицы. То ли она ее не читала (что вряд ли), то ли посчитала ниже своего достоинства на нее отвечать.

Из интервью Л. Долиной: «Среди коллег у меня друзей – раз-два и обчелся. В основном у нас приятельские, доброжелательные отношения. Я ни о ком плохого слова не сказала и не собираюсь этого делать. Предавали меня далеко не коллеги. Это случалось в основном с женщинами, которых я считала своими подругами. Теперь круг сузился. Самой верной, самой любящей подругой осталась, к сожалению, только одна. Она живет в Санкт-Петербурге, мы с ней редко видимся, но перезваниваемся ежедневно. А так друзья в большинстве своем мужчины самых разных профессий. Есть даже разведчики, генералы. Если говорить о коллегах-друзьях, то они не из шоу-бизнеса. Это киноактеры. Дружить с ними интереснее, они люди другого пошиба – ни звездной болезни тебе, ни пафоса...

Моя дочь Лина сейчас в Лондоне, учится в «хай-скул», занимается дизайном. Даже нарисовала уже несколько концертных костюмов для меня. В следующем году думаем перевести ее в колледж в Швейцарии...

Я очень много знаю о жизни моей дочери. Знаю, например, всех ее друзей, всех мальчиков, в которых она влюбляется. Если кто-то из ее знакомых мне не очень нравится, мы это обсуждаем совершенно спокойно, без криков, на равных. Мне всегда хочется узнать, почему она выбрала именно его, что ее привлекло. Если чувствую, что в человеке есть что-то для меня несимпатичное, говорю: «Ты еще подумай, приглядись. Может, это не твоего поля ягода, как бы тебе потом не разочароваться, как бы тебе потом больно не было...» .

К слову, Агнелине все же удалось угодить матери и найти себе подходящую партию. А осенью 2011 года она преподнесла Ларисе замечательный подарок – внучку Александру.

Несмотря на грязные сплетни и нелепые домыслы, в 90-х годах и в начале нулевых Лариса Долина оставалась очень востребованной артисткой.

2000-е годы. И снова джаз

В 2002 году Лариса Александровна решила покончить с поп-музыкой и вернуться к любимому джазу. В то время она устроила первую за последние семнадцать лет презентацию новой джазовой программы, которая, кстати, имела огромный успех у публики. Ее слава приобрела новый оттенок – она больше не была главной персоной для обсуждения, она стала певицей, просто хорошей певицей. Наверно, именно к этому Лариса и стремилась всю свою жизнь.

В период с 2002 по 2012 годы Лариса записала восемь новых альбомов.

Образование

В детские годы Ларисе так и не удалось получить музыкального образования, однако она с лихвой наверстала упущенное, уже будучи взрослой. В 1984 году она успешно окончила Московское музучилище имени Гнесиных (эстрадное отделение, класс вокала).

Телевизионные проекты

Ларису Долину, как артистку успешную и опытную, не раз приглашали в качестве судьи на самые разные творческие конкурсы. Так, в 2010 году она была членом жури на фестивале «Голосящий КиВиН», чуть позже она заменяла в жюри на шоу «Один в один». А в 2013 году ее попросили стать судьей на проекте «Универсальный артист». Сначала Лариса согласилась, но затем пожелала сама стать участницей конкурса. И, кстати, одержала заслуженную победу.

Новости Долиной Ларисы

Эстрадная певица Лариса Долина нарушила священное правило всех артисток. Каждая уважающая себя звезда сцены знает, что нельзя надевать одно и то же концертное платье дважды. Однако недавно госпожа Долина, наплевав на все запр...

Фотографии Долиной Ларисы

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

В последнее время биография российской певицы Ларисы Долиной интересует многих представителей СМИ. Недавно стало известно, что артистка рассталась с третьим мужем, с которых прожила последние двадцать лет. Сейчас Долина старается не афишировать подробности из личной жизни и посвящает все свое время детям и внукам.

Детские годы

Будущая звезда российской эстрады родилась 10 сентября 1955 года в Баку. Лариса имеет еврейские корни, поэтому при рождении у девочки была фамилия - Кудельман. Ее родители были простыми людьми: отец Александр Маркович - работал строителем, а мать Галина Израилевна - была машинисткой.

Спустя некоторое время семья переехала в тесную коммунальную квартиру в Одессе. Поначалу им было тяжело, но через несколько лет этот город стал для них самым родным.

Свое первое образование Лариса получала в музыкальной школе. Уже тогда она мечтала о том, что в будущем станет известной певицей. Несмотря на то что родители поддерживали ее стремление к карьере артистки, они не упускали возможности для того, чтобы привить ей любовь к иностранным языкам. Поэтому девочка с ранних лет посещала курсы английского.

Первые успехи

Творческая биография Ларисы началась довольно рано. Первое выступление на сцене состоялось еще в детском лагере. Девочка исполнила песню вместе с ВИА «Магелланы», которое принесло ей огромный успех. После этого ей предложили войти в состав творческого коллектива.

В дальнейшем Лариса продолжала участвовать в различных песенных конкурсах. Благодаря этому ее заметили организаторы ансамбля «Мы одесситы». Когда юная певица поняла, что хочет развиваться дальше, она приняла предложение от ВИА «Армина» и переехала в Армению.

Там ее ждали серьезные перемены в карьере. За несколько месяцев Долина смогла стать солисткой Азербайджанского ансамбля эстрадной песни.

Большая удача улыбнулась певице, когда она стала участницей ВИА «Современник». Для девушки была подготовлена специальная программа, с помощью которой она раскрыла свой творческий потенциал. Этому также способствовали частые гастрольные туры, которые проходили в разных городах России. Но, как и любой другой артист, Долина мечтала о сольной карьере.

Исполнение желаний

Особое место в ее творческой биографии сыграло сотрудничество с популярным композитором Виктором Резниковым. Между ними возникло незримое взаимопонимание, которое и приводило их к невероятно красивым и успешным композициям.

Через некоторое время Долина перестала выделять только джаз и присмотрелась к эстрадному исполнению.

Настоящая известность пришла к артистке, когда она познакомилась с поэтом Михаилом Таничем. За все время им удалось создать несколько хитов, которые до сих пор пользуются популярностью:

  • «До свидания»;
  • «Прости меня»;
  • «Обижаюсь»;
  • «Погода в доме»;
  • «Ревнуй меня»;
  • «Дарю тебе Москву».

Стоит отметить, что за всю свою певческую карьеру Долина представила публике более 20 альбомов. Кроме того, за это время она добилась больших успехов не только в творческой биографии, но и в личной жизни.

Как известно, артистка воспитала дочь Ангелину, которая недавно подарила ей прекрасную внучку.

    Вам нравится Лариса Долина?
    Проголосовать

Талантливый человек, талантлив во всем

По мнению большинства коллег, - невероятно талантливая и одаренная личность. Ее деятельность не ограничивалась исполнением песен, ведь артистка принимала активное участие во многих проектах:

  • записывала саундтреки к фильмам;
  • снималась в кино;
  • появлялась в мюзиклах;
  • озвучивала мультфильмы.

В 2003 году она вошла в жюри популярного «Народный артист», где смогла выделить множество по-настоящему талантливых вокалистов. Кроме того, Лариса неоднократно выступала за границей, поэтому заслужила огромную любовь и признание со стороны иностранцев.

Спустя время Долину назначили заведующей кафедрой эстрадно-джазового пения в МГУКИ.

Личная жизнь

Несмотря на насыщенную творческую биографию, всегда уделяла должное внимание развитию личной жизни, именно поэтому сейчас у нее есть любимая дочь и внучка. Первой любовью артистки стал дирижер Анатолий Миончинский. Они познакомились, когда Лариса начала сотрудничать с ВИА «Современник». Мужчина сразу обратил внимание на талантливую вокалистку, поэтому делал все, чтобы привлечь ее внимание.

Спустя год влюбленные решили сыграть свадьбу. Когда Долина узнала о своей беременности, она наконец-то ощутила себя по-настоящему счастливой. Но это продлилось недолго. После рождения дочери Ангелины муж стал вести себя иначе.

Анатолий пристрастился к алкоголю и завидовал успеху своей жены. Постоянные скандалы не устраивали певицу, поэтому спустя 7 лет, она решила подать на развод.

Счастье где-то рядом

Получив долгожданную свободу, Лариса решила уехать вместе с дочкой в Ульяновск. Там она начала строить свою жизнь заново. Ей удалось найти несколько талантливых ребят, с которыми она основала собственную группу. Вскоре бас-гитарист - Виктор Митязов стал оказывать ей знаки внимания: дарил цветы, говорил комплименты, признавался в любви. Затем последовало предложение и свадьба.

Спустя время молодожены переехали в Москву и приобрели жилье. Долина все больше времени уделяла спорту и , поэтому почти за год сбросила около 20 кг лишнего веса.

Естественно, это заметили ее поклонники, среди которых было много мужчин. Виктор мужественно терпел всех ее ухажеров, но с появлением в их жизни Ильи Синицына все изменилось.

Поначалу Лариса старалась скрывать внезапно вспыхнувшие чувства, но со временем это стало невозможно. Поэтому она ушла от второго мужа. Долгие 20 лет в биографии и личной жизни Долиной были идеальными: рядом любимый мужчина и очаровательная дочь с внучкой.

Но недавно в СМИ появилась информация о многочисленных изменах Синицына. Артистка пока никак не комментирует ситуацию, возможно, ей все же удастся сохранить хорошие отношения с гражданским мужем.

Лариса Долина – советская и российская певица, демонстрирующая в своих песнях профессиональный эстрадный джазовый вокал. Исполнительница песен «Льдинка» и «Погода в доме» является Народной артисткой России (1998) и обладательницей множества премий.

Детство и юношеские годы

Будущая певица родилась в столице солнечного Азербайджана в небогатой еврейской семье. Отец Ларисы, Александр Маркович Кудельман (такой была ее девичья фамилия), работал стекольщиком на заводе, а мама, Галина Израилевна Долина, трудилась машинисткой.


В трехлетнем возрасте Лариса с родителями и братом переехала в Одессу, родной город отца. Семья поселилась в сырой полуподвальной коммуналке, где гуляли сквозняки и куда практически не проникал солнечный свет. Из-за этого Лариса заболела коклюшем, который стал причиной хронического бронхита. Однако проблемы с легкими не помешали талантливой девочке стать выдающейся певицей.

Музыкальные способности у Ларисы стали проявляться еще в раннем возрасте. Девочка обладала абсолютным слухом, прекрасной музыкальной памятью и сильным красивым голосом.

Видя это, родители отдали ее в музыкальную школу, где она освоила игру на фортепиано и виолончели. И хотя некоторое время Лариса мечтала стать переводчицей и старательно изучала английский язык, любовь к музыке в ней все же победила.


В двенадцать лет она впервые вышла на сцену в составе профессионального музыкального ансамбля «Магелланы». Выступление юной вокалистки прошло на «ура», и ее пригласили стать участницей коллектива. Вскоре Лариса уже не представляла свою жизнь вне сцены, участвовала во всевозможных конкурсах, пела в ресторанах и даже вынуждена была окончить общеобразовательную школу заочно, чтобы больше времени уделять выступлениям.

Музыкальная карьера

К шестнадцати годам Долина была уже достаточно известной певицей в родном городе, выступала в популярном ансамбле «Мы одесситы», а по вечерам пела в самом шикарном ресторане города «Черная волна». Вскоре девушке предложили стать солисткой ВИА «Армина», и, несмотря на протесты родителей, она переехала в Ереван. Там Лариса выступала в национальном оркестре под управлением Орбеляна, а позднее стала солисткой Азербайджанского ансамбля эстрадной песни.


В 1978 году на одном из музыкальных конкурсов талантливую вокалистку с ярко выраженными джазовыми интонациями в пении заметил руководитель оркестра «Современник» Анатолий Кролл и пригласил в свой коллектив. Благодаря ему в творческой жизни Долиной произошли кардинальные изменения. Маэстро подготовил Ларисе оригинальную джазовую программу, в которой ее голос заиграл совершенно новыми оттенками. Вместе с оркестром певица объездила полстраны, а вскоре начала сольную деятельность.


Также огромную роль в ее карьере сыграл композитор Виктор Резников, который как никто чувствовал артистку и сочинял песни специально для нее. Со временем Долина немного отошла от джаза в сторону эстрадной песни, что еще больше добавило ей популярности – этим было ознаменовано сотрудничеством с поэтом Михаилом Таничем , на стихи которого она записала множество песен, в том числе и «Погоду в доме».

Лариса Долина – «Погода в доме»

В 2005 году певица исполнила свою давнюю мечту – она выступила в разных амплуа на юбилейных концертах. Были исполнены и классические, и джазовые и рок-композиции, а также блюзовые и поп-песни. В 2010 году Долина отметила свой 55-летний юбилей и выпустила альбом «Route 55». Всего за свою творческую деятельность Лариса Долина представила публике 21 альбом.


Другая деятельность

Параллельно с сольной певческой карьерой записывала саундтреки для фильмов, успешно снималась в полноэкранном кино и телевизионных мюзиклах, озвучивала мультфильмы. К примеру, она сыграла в знаменитом музыкальном фильме Карена Шахназарова «Мы из джаза» (1983).


В 2003 году Лариса Долина стала одним из главных лиц нового телепроекта «Народный артист». Критики отмечали, что именно благодаря певице в российском шоу-бизнесе появилось много по-настоящему талантливых вокалистов.

Лариса Долина в программе «Личные вещи»

Певица-самородок, лишь к тридцати годам окончившая Гнесинку, в 2016 году Долина стала завкафедрой Московского института культуры, где преподает студентам основы джазового пения.

Личная жизнь Ларисы Долиной

Несмотря на насыщенную творческую биографию темпераментная певица всегда находила время на личную жизнь.

Лариса Долина – эстрадно-джазовая певица и актриса. Она носит звание народной артистки России и трижды выигрывала национальную музыкальную премию «Овация».

Репертуар вокалистки обобщен в 27 студийных альбомах, голос звучал в знаменитых советских кинолентах «31 июня», «Обыкновенное чудо», «Человек с бульвара Капуцинов», «Зимний вечер в Гаграх», не считая блестяще исполненной роли Клементины Фернандес в музыкальном фильме «Мы из джаза».

Детство и юность

Лариса Александровна Долина родилась 10 сентября 1955 года в Баку под фамилией Кудельман. Лариса не скрывает еврейскую национальность, но в дальнейшем для благозвучия взяла как псевдоним девичью фамилию матери.

Отец девочки Александр Маркович работал строителем, мать Галина Израилевна – машинисткой. Когда дочке исполнилось три года, семья переехала в Одессу, откуда родители родом. В Одессе они около трех лет жили в тесной коммунальной квартире, часто вспоминая роскошный бакинский дом.


В 6 лет Ларису отдали в музыкальную школу по классу виолончели. С тех пор она попеременно мечтала то о карьере певицы, то о работе переводчицей. Родители поощряли тягу дочки к музыке, но занимались и ее общим образованием. Она посещала курсы иностранных языков, любила английский.

Творческая биография певицы началась очень рано, еще в детстве. Артистка определилась с будущим в 12-летнем возрасте, когда впервые вышла на сцену в пионерском лагере. Долина спела с вокально-инструментальным ансамблем «Магелланы», и выступление имело успех. Сначала ей предложили танцевать с коллективом, а затем уже с другим ансамблем, еще будучи школьницей, она начала петь в ресторанах.


В 9 классе Лариса Долина прошла через ряд прослушиваний, и юную певицу взяли в ансамбль «Волна». Девушке даже пришлось оканчивать школу экстерном, чтобы иметь возможность заниматься творчеством.

Музыка

В 1973 году Лариса Долина расстается с ансамблем и работает в ресторане при гостинице «Черное море». Она становится популярна и в Одессе, и за ее пределами. Знаменитости, приезжающие в город, обязательно идут в ресторан слушать Долину. Через какое-то время к ней поступает предложение петь в ереванском вокально-инструментальном ансамбле «Армина». Родители против, но певица решает уехать.

Четыре года, проведенные в Армении, были для артистки сложными. Девушка увидела жизнь во всем ее разнообразии, приходилось переживать периоды безденежья, столкнуться с ситуациями, когда помощи ждать просто неоткуда. Но вознаграждением за трудности стало приглашение в Государственный эстрадный оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна.


Уже потом будет в ее жизни Государственный эстрадный ансамбль Азербайджана, оркестр «Современник» под руководством А. Кролла. Солистку Ларису Долину в программе «Антология джазового вокала», подготовленной Кроллом, принимали в городах с аншлагом. С оркестром она путешествует по союзным республикам, набирая все большую популярность.

В 1979 году Лариса Долина участвует в таллиннском конкурсе эстрадной песни и получает специальный приз. В 1981 едет на фестиваль в Чехословакию, чтобы завоевать там первое место.

Лариса Долина - "Три белых коня" (1982)

В 1982 году Ларисе доверили исполнение песни «Три белых коня» в фильме «Чародеи». Связь с кино не обрывается, и Долина предстает в роли актрисы и певицы в картине «Мы из джаза» . Это не единственные работы в фильмографии певицы. В 1997 году Лариса снялась в роли черепахи Тортиллы в ленте «Новейшие приключения Буратино», через пять лет – в роли Крестной Феи в музыкальной сказке «Золушка».

Энергичная женщина параллельно успевает учиться на эстрадном отделении Московского музыкального училища имени Гнесиных. К сожалению, приказ министра культуры покинуть Москву всем артистам без прописки вынуждает ее переехать в Санкт-Петербург, бросив образование.

Лариса Долина - "Песня Феи"

С 1985 года началась самостоятельная деятельность певицы. Она уходит от джаза в сторону эстрадной песни, самостоятельно ставит программы, с которыми колесит по стране. За программой «Затяжной прыжок» следует шоу «Контрасты».

В 1987 году вышло первое видео с Ларисой Долиной. Это был фильм-концерт певицы. В дальнейшем она презентовала еще 7 видео-альбомов, сначала в формате VHS, а затем DVD. На дисках записаны выступления и музыкальные клипы на песни Ларисы.

Лариса Долина - "Льдинка"

В 1989 году на Российском телевидении в эфир выходит концертная программа «Льдинка». В 1990-м Долина представляет зрителю уже новый проект «Маленькая женщина», демонстрируя бесконечную творческую силу и трудолюбие.

В 1992 году она отмечает 20 лет пребывания на сцене. Спустя год певица выпускает альбом «Льдинка» с композициями, прозвучавшими на известном концерте и одноименной заглавной песней. В 1993 году Долина становится заслуженной артисткой России.

Лариса Долина - "Погода в доме"

Сумасшедший успех ждет Ларису в середине 90-х. В 1996 году она выступает в концертном зале «Россия». Исполнение песни «Погода в доме» становится коронным номером шоу. Тогда же появляется клип на полюбившийся хит, в котором главную мужскую роль исполнил . Артисты так правдиво изобразили на экране семейную идиллию, что поползли слухи об их романе.

В этом же году артистка выпускает новый альбом «Прощай, нет, до свиданья». Название альбома состояло из названий двух заглавных композиций пластинки «Прощай» и «До свиданья», также в альбом вошли песни «Ангел», «Ревнуй меня» и другие. Видеоклип на шлягер «Ресторан» снискал популярность у публики за счет актерского состава – шеф-повара заведения блестяще сыграл .

Лариса Долина - "Ресторан"

Кажется, Долиной все по плечу: в 1997 году в Большом зале Московской консерватории вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России под управлением Евгения Светланова она исполняет самые знаковые хиты уходящего 20-го века.

В этот период Лариса Долина также исполняет «дворовую» песню «В кейптаунском порту», которая считалась городским фольклором. Песню включили в свой репертуар и десятки других советских артистов.

Лариса Долина - "Стена"

В 1999 году Долина презентует песню «Стена». Музыку написал , а стихи – . «Стена» стала одной из последних композиций певицы на стихи поэта. Всего Лариса записала 25 песен на стихи Танича.

В 2002 году Лариса Долина принимает решение вернуться к своему любимому направлению в музыке – джазу. Сегодня ее джазовые концерты являются настоящим событием в мире искусства.

Александр Панайотов и Лариса Долина - "Лунная мелодия"

В 2005 году исполнительница получила премию «Золотой граммофон» за композицию «Цветы под снегом». Эту песню Долина исполнила в дуэте с . «Цветы под снегом» - не единственная совместная работа артистов, Долина и Панайотов вместе спели «Лунную мелодию» и «Дай мне руку».

В 2006 году артистка выпускает новый альбом под названием «Обожженная душа». Заглавный трек пластинки запомнился поклонникам по строчке-рефрену и в народе известен как «Моя обожженная душа».

Следующие альбомы Ларисы Долиной носят англоязычные названия и рассчитаны на англоговорящую публику.

Лариса Долина - "Желаю тебе, земля моя"

В 2008 году вышел первый англоязычный альбом Долиной Hollywood Mood. Роль продюсера и автора текстов выполнил Джордж Дюк. Затем последовали другие пластинки: Carnival of Jazz-2: No comments - в 2009 году, Route 55 - в 2010-м и LARISA – в 2012-м.

Таланта певицы хватает на все и на всех. Лариса Долина участвует в телевизионных проектах в составе жюри и в роли конкурсантки. Так, в программе «Народный артист» она помогла появиться новым именам в шоу-бизнесе. А в 2013 году певица сама становится победительницей шоу «Универсальный артист».

Лариса Долина - "Обожженная душа"

В 2015 году Лариса снова порадовала русскоговорящую аудиторию и выпустила альбом «Снимем маски, господа». На сегодня это последний студийный альбом в дискографии исполнительницы. Но артистка не перестает радовать поклонников новыми музыкальными композициями. В 2017 году на фестивале «Эххх, Разгуляй!» певица исполнила дуэтом с песню «Незнакомые».

Лариса Долина и Глеб Матвейчук - "Незнакомые"

1 сентября 2016 года Лариса Долина вступила в должность заведующего кафедрой эстрадно-джазового пения Московского государственного института культуры. Преподавательская карьера певицы оказалась менее успешной, чем музыкальная. Последние новости о работе Долиной-завкафедрой состоят из громких скандалов. Звезда отрицательно отнеслась к заочной форме обучения и пообещала вскоре убрать эту возможность. На первом же экзамене Лариса отчислила треть заочников.

Студенты уверены, что учеба имеет смысл, если куратор группы дружит с певицей, в противном случае их ждут «неуды» на экзаменах.


В мае 2017 года СМИ сообщили, что строгая преподавательница довела студентку до нервного срыва. После экзамена у Долиной молодая певица Ирина Сыч заработала межреберную невралгию.

Часть студентов не согласны с изложением событий в прессе и считают Ларису Александровну строгим, но справедливым педагогом. Долина серьезно относится к профессии и превращает экзамены в полноценные кастинги.

Личная жизнь

Лариса Долина трижды выходила замуж. Первым мужем в 1983 году стал коллега певицы, второй дирижер оркестра «Современник» Анатолий Миончинский. В браке родилась дочь Ангелина, но пара рассталась. Причины Лариса видит в пристрастии бывшего супруга к алкоголю и непонимание друг друга. Более успешная на тот момент женщина сложно переживала ревность мужа, но, по ее словам, откровенную зависть стерпеть уже не смогла.


С гитаристом Виктором Митязовым Лариса Долина, наученная горьким опытом, долгое время жила в гражданском браке. Но личная жизнь музыкантов не сложилась. Виной всему стал бурный роман артистки с третьим избранником.


С бас-гитаристом Ильей Спицыным певица расписалась в ЗАГСе. Илья на момент их знакомства был женат, у него подрастал маленький сын. Кроме того, разница в возрасте в 13 лет не давала Долиной всерьез воспринимать ухаживания музыканта. Однако Спицын добился руки и сердца певицы. Но за время брака совместных детей в музыкальной семье так и не появилось.


В 2011 году Лариса Долина стала бабушкой. Дочь певицы от первого брака Ангелина родила Ларисе внучку Александру. Несмотря на звание бабушки, артистка прекрасно выглядит - при росте 169 см весит умерено. Поклонники уверены, что Долина сидит на специальной диете, а журналисты нередко просят звезду раскрыть секрет такой фигуры. Сама певица говорит о том, что ощущение счастья делает женщину красивой. Это ее главный секрет молодости.

Кроме того, Лариса всегда занята, она путешествует и обожает пешие прогулки в горах. В 2015 году Долина зарегистрировалась в «Инстаграме», где начала делиться с подписчиками фото из путешествий и сценическими кадрами, но впоследствии страница была удалена.

Лариса Долина сейчас

В 2017 году в отношениях Ларисы Долиной и Ильи Спицына произошли изменения - супруги расстались. Артистка предпочла не афишировать эту новость, но репортеры заметили, что на всех светских мероприятиях певица появляется одна. Позднее стало известно, что у Ильи появилась новая семья, где подрастает ребенок. Лариса Александровна не стала сжигать мосты, а продолжила с Ильей деловое сотрудничество. Спицын по-прежнему ведет ее коммерческие дела.


В 2018 году Лариса Долина стала гостьей на торжествах в честь 80-летия поэта-песенника , с которым сотрудничает практически с первых лет своей творческой карьеры. Музыкальный подарок артистка приготовила другому другу – , который тоже отмечал юбилей.

Череду праздничных дат дополнил творческий вечер народного артиста России Олега Иванова, который состоялся в Государственном Кремлевском дворце. На этом концерте Долина исполнила музыкальную композицию «Горький мед».

Лариса Долина в программе "Привет, Андрей!", 2018 год

Осенью 2018 года артистка отметила 63-летие в студии , в эфире передачи «Привет, Андрей!». Гостями программы стали , Карен Шахназаров, с супругой и другие.

Телезрители увидели кадры повседневной жизни артистки, совершили путешествие вместе со съемочной группой в бывший родительский дом в Одессе, познакомились с внучкой певицы Александрой. Девочка, несмотря на юный возраст, уже ведет собственный видеоблог, оформлять который ей помогают родители.


Сейчас Лариса Долина свободное от гастролей время проводит с дочерью и внучкой в Юрмале. Несмотря на то, что Ангелина работает вместе с мамой, пообщаться без суеты удается только на отдыхе. По словам звезды, она еще мечтает о внуках.

Дискография

  • 1983 - «Две мечты»
  • 1993 - «Льдинка»
  • 1993 - «Прости меня»
  • 1997 - «Погода в доме»
  • 1998 - «Счастливая доля»
  • 1999 - «Певица и музыкант»
  • 2000 - «Эпиграф»
  • 2000 - «По-новому жить»
  • 2002 - Carnival of Jazz
  • 2003 - «Острова любви»
  • 2004 - «Оттепель»
  • 2010 - Route 55
  • 2012 - LARISA
  • 2015 - «Снимем маски, господа»