Картина П.А. Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Действие происходит в роскошной комнате, стены которой украшены картинами в позолоченных рамах. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. В центре картины та самая разборчивая невеста, которая сидит перед женихом в пышном переливающемся платье. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна!». На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Ощущение, что он прибежал к невесте, впопыхах бросил свои вещи на пол и ждет решения разборчивой невесты. Справа от жениха маленькая белая собачка, которая также как и он ждет, даст ли согласия уже не молодая женщина. Комичность ситуации добавляют, судя по всему, родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа. Они уже совсем отчаялись выдать дочь замуж, и вот пришел потенциальный жених, и родители надеются на положительный ответ.
Все находятся в ожидании решения невесты, ведь от ее слова зависит судьба всех присутствующих. Она не молода, все претенденты на руку и сердце уже давно женаты, а она все ждала того идеального, которого так и не дождалась. Теперь у нее нет выбора, придется выходить замуж за того, кто делает предложение или же на всю жизнь остаться старой девой. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. Судьба невесты предопределена, ведь благодаря своей разборчивости у нее совсем не осталось выбора.
Дни бесплатных посещений в музее
Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).
Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :
Первое и второе воскресенье каждого месяца:
для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);
для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.
каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).
Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.
Посещение музея в праздничные дни
Уважаемые посетители!
Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.
Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .
Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:
Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:
Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Картина «Разборчивая невеста» была написана П.А.Федотовым в 1847 году. Ее сюжет живописец позаимствовал у Крылова. Кстати, сама картина создавалась с намерением почтить память великого баснописца, недавно скончавшегося, творчество которого Федотов ставил чрезвычайно высоко.
Главная героиня картины - привередливая и спесивая старая дева. Из года в год она отказывала всем претендентам на ее руку и сердце, и спохватилась только тогда, когда очередь из женихов растаяла. Теперь она рада любому женишку, даже калеке.
Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. Федотов показывает решающий момент объяснения. Очевидно, что вслед за этим объяснением последует брак-сделка, столь характерный в аристократической среде. Внешнее уродство жениха, жаждущего богатства, уравновешивается моральной уродливостью невесты. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши.
Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Виртуозно передает Федотов переливы материи платья невесты, блеск позолоченных рам и фактуру деревянных поверхностей. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации.
В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Живописец отнюдь не склонен относиться к своим героям с симпатией – скорее, их образы пронизаны беспощадной сатирой.
Помимо описания картины П. А. Федотова «Разборчивая невеста», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.
|
Картина была написана П.А. Федотовым в знак почтения памяти И.А.Крылова, скончавшегося три года назад. Баснописец сыграл большую роль в том, чтобы гвардейский офицер художник-самоучка, подал в отставку и стать известным, но нищим художником-жанристом. Который в своё время за три месяца смог создать большую акварельную картину “Встреча великого князя”. За которую князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Главной и даже трагической проблемой в творчестве художника-самоучки оказалась его стремление к внешней красивости. Взяв в основу сюжета известную басню «Разборчивая невеста», художник тщательно отбирает вещи. Ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты, и предметы обстановки.
Только вот если у Крылова невеста почти уж отцвела, то у Федотова она только начинает отцветать. Поэтому острая сатира Крыловской концовки – и рада уж была, что вышла за калеку – оказывается трансформированной в милый светский юмор.
Считается, что талантливый художник-самоучка, пытаясь бороться со своей выучкой подавать сюжет через призму акварельной красивости. Он покрывал свои готовые работы грязновато мутным слоем лака, который быстро начинал давать трещины. В результате картины Федотова в галереи выделяются как своим небольшим (кабинетным) размером, так и мощным кракелюром. Как если бы условия хранения их были бы чересчур ужасными.
Жених – пристроен «снизу», в достаточно большой (заинтересованности) и лёгком весе.
Это производит впечатление не столько страсти или расчёта, сколько ещё молодой прыти.
Главное в пристройке невесты – лёгкий вес (она обрадована) и воздействие «отделываться
». Это делает её скорее кокетливой скромницей, чем привередливой жеманницей, как о том заявлялось Крыловым в знаменитой басне.
Тщательность работы над картиной, наводит на мысль, что изображённый сюжет художник во время работы не раз примирял на себя и свою судьбу. Поэтому Федотов невольно сползал в приукрашательство сюжета и комплементарность в адрес изображаемых им персонажей. Раннюю лысину он подарил горбуну явно свою.
Именно душевная мягкость авторской критики делала его картины очень популярными у петербургской и московской публики. Поднимая культурную планку их досужего любопытства до интереса к социально-художественным особенностям жанрово-бытовой живописи в русском искусстве.
Вячеслав Букатов
Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства.
Действие происходит в роскошной комнате, стены которой украшены картинами в позолоченных рамах.
Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем.
В центре картины та самая разборчивая невеста, которая сидит перед женихом в пышном переливающемся платье.
Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених.
Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.
Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.
Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна!».
На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.
Ощущение, что он прибежал к невесте, впопыхах бросил свои вещи на пол и ждет решения разборчивой невесты.
Справа от жениха маленькая белая собачка, которая также как и он ждет, даст ли согласия уже не молодая женщина.
Комичность ситуации добавляют, судя по всему, родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа.
Они уже совсем отчаялись выдать дочь замуж, и вот пришел потенциальный жених, и родители надеются на положительный ответ.
Все находятся в ожидании решения невесты, ведь от ее слова зависит судьба всех присутствующих.
Она не молода, все претенденты на руку и сердце уже давно женаты, а она все ждала того идеального, которого так и не дождалась.
Теперь у нее нет выбора, придется выходить замуж за того, кто делает предложение или же на всю жизнь остаться старой девой.
Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать.
Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа.
Судьба невесты предопределена, ведь благодаря своей разборчивости у нее совсем не осталось выбора.