Контрольная работа: Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики. Объекты логистики Объект изучения логистики

04.10.2023

Логистика -- интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

  • 1. нужный товар;
  • 2. необходимого качества;
  • 3. в необходимом количестве доставлен;
  • 4. в нужное время;
  • 5. в нужное место;
  • 6. с минимальными затратами.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока -- количество, объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток -- совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

Материальный поток характеризуется такими процессами как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).

Производственная логистика -- область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).

Термин коммерческая логистика означает не только сферу использования (коммерческая деятельность по закупке сырья и материалов, сбыт готовой продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек, увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).

Логистическая цепь -- совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макрологистику, мезологистику и микрологистику.

Макрологистика -- область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения.

Мезологистика -- область логистики, осуществляющая интеграцию в одну систему нескольких фирм одной отрасли.

Микрологистика -- область логистики, решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными и информационными потоками на внутрипроизводственном (внутрифирменном) уровне. Примером может служить планирование в пределах предприятия различных логистических операций, таких, как погрузочно-разгрузочные, транспортно-складские и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке реализации и контролю за процессами перемещения продукции внутри предприятий.

До применения логистического подхода критерий оценки эффективности в системе «снабжение-производство-перевозка» был таким, что целевая функция ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев:

L = min 3 с + min 3 п + min 3 т,

где 3 с, 3 п, 3 т - затраты соответственно на снабжение, производство, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек, поэтому на смену пришел новый критерий -- критерий минимума суммы указанных затрат, в котором применим критерий оптимальности В. Парето, что позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Этот критерий применяется при решении таких задач, когда оптимизация одних показателей считается достаточной при условии, что другие показатели при этом не ухудшаются. Оптимум (эффективная точка) по В. Парето -- решение, которое не может быть улучшено с точки зрения какого-либо одного критерия без того, чтобы при этом оно не было бы ухудшено относительно других критериев:

В этом случае целевая функция принимает следующий вид:

L = min (3 с +3 п +3 т)

Таким образом, логистика нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

В логистических решениях принимают участие: продуценты (изготовители товаров), поставщики, транспортные структуры, потребители, государственные структуры. Потребность в логистики возникает как в частном, так и в государственном секторе (табл. 1).

В частном секторе потребитель предъявляет спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции - с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки - это производный спрос. Правительство определяет общие правила функционирования рынка и частично обеспечивает деятельность транспортной инфраструктуры.

В государственном секторе правительство выступает как заказчик, потребитель и поставщик части продукции (например, в области военных нужд).

Ключевые проблемы логистики в частном и государственном секторах

Участники логистических решений

Частный сектор

Государственный сектор

Поставщик -- обслуживающее агентство

Управление запасами, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия

Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги, размещение заказов

Транспортное агентство

Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, цены, тип парка

Правительство

Налогообложение, цены на продукцию и тарифы естественных монополий, стабильность финансовой системы, функционирование и развитие государственной инфраструктуры, правовое регулирование хозяйственных отношений

Бюджетное финансирование, система формирования государственных заказов, контроль за их выполнением и регулирование

Предметом изучения в логистике является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоковых процессов. При этом сфера предпринимательской деятельности ограничивается производственно-коммерческим циклом, который рассматривается как многослойный замкнутый процесс, составляющий системообразную основу логистики. Границы производственно-коммерческой логистической системы определяются производственно-коммерческим циклом, включающим процессы кредитования (часть финансового потока), закупок средств материально-технического обеспечения, их складирования, транспортировки, хранения, внутрипроизводственного организационно-технологического распределения, складирования и сбыта готовой продукции, получения дохода и погашения кредита (завершающая часть финансового потока).

Принципы логистики: синхронизация, оптимизация и интеграция - служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности, функционирования производственных систем.

Целью логистики является доставка грузов "точно в срок" при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов. Основное условие логистики для соблюдения этого принципа требует, чтобы сырьевые материалы, полуфабрикаты, товары и их компоненты прежде всего были готовы для монтирования, комплектации заказов, их отправления и доставки, когда возникает спрос как в границах производства, так и за его пределами. Поставка материалов, сырья, готовой продукции "точно в срок" оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно (иногда в 3-4 раза) сократить запасы на складах промышленных предприятий. Логистика в полной мере работает на потребителя. Поэтому считают, что реализация функций сбыта в сфере логистики осуществляется посредством "шести правил": груз, качество, время, затраты, количество и место. Для выполнения этих условий оптимизируют материальные потоки, осуществляют комплекс мероприятий по рационализации тары и упаковки, унификации грузовых единиц, в том числе пакетизации и контейнеризации перевозок, реализации эффективной системы складирования, оптимизации величины заказов и уровня запасов, планированию наивыгоднейших маршрутов перемещения грузов на складских объектах предприятий и за их пределами на магистральном транспорте.

Построение и функционирование логистических систем основываются на следующих наиболее существенных концептуальных положениях:

1) реализация принципа системного подхода, который проявляется в первую очередь в интеграции и четком взаимодействии всех, элементов логистических систем. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении единого технологического процесса производственно-транспортной системы, в переходе от конструирования отдельных видов оборудования к созданию комплексных производственно-складских и производственно-транспортных систем;

2) индивидуализация требований к технологическому и подъемно транспортному оборудованию и промышленной продукции, т.е. отказ от универсальности в пользу более полного соответствия оборудования конкретным условиям;

3) гуманизация технологических процессов с учетом создания современных условий труда, исключение неблагоприятного воздействия на внешнюю среду;

4) учет совокупности издержек на протяжении всей логистической цепочки с ориентацией ее на рынок;

5) развитие услуг сервиса на современном уровне, обеспечение гибкости, надежности и высокого качества.

Логистическая система обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности внешней среды - для конъюнктуры рынка, работы транспорта характерны случайные процессы, поэтому в условиях их действия непременным свойством логистической системы является способность к адаптации.

Методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем. Она вооружает нас методами повышения организованности производственных систем и позволяет эффективно завоевывать конкурентные преимущества.

Объект изучения логистики - материальное и сопутствующее им финансовые, информационные и сервисные потоки или их сочетания в процессах хозяйственно-экономической деятельности в производстве и в обращениях.

Объект управления логистики - поток или потоковый процесс.

Поток - множество объектов рассматриваемых в процессе приложения к ним логистическую операций как единое целое.

Субъектом могут быть индивид, соц.группы, институциональное образование и т.д. Субъект управляет объектом

Предмет изучения логистики - ОПТИМИЗАЦИЯ материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков.

Оптимизация осуществляется сквозная, глобальная с помощью единого целого как системы.

Основные цели логистики.

Главная цель логистики: доставка продукции соответствующего качества и количества точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации.

Главная цель логистикики -это идеал, к которому надо стремиться.

Поэтому главная цель логистики подразделяется на следующие подцели:

Создание эффективной системы контроля, для вскрытия неоптимизированных процессов на основе комплексного сравнения, выгод и рисков, доходах и расходах, возможностей и потребностей;

Создание функционально согласованной и технологично- рациональной организационной структуры хозяйственного объекта.

Создание сбалансированной системы управления по оптимизации материальных, информационных и иных потоков, обеспечивающие минимизацию совокупных затрат при максимальном использовании существующих мощностей.

Цели логистики взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодополняют друг друга т. .е интегрированы, эта интеграция происходит как по горизонтали так и по вертикали.

Горизонтальная интеграция логистических целей - означает взаимоувязку действий по прямым и обратным связям по управлению потоковыми процессами во всех сферах деятельности предприятия.

Вертикальная интеграция логистических целей - их максимальное согласование, как по сферам деятельности так и на всех уровнях управления.

8. Задачи логистики и их классификация.

Практическая реализация цели логистики требует решения ряда задач, которые по степени значимости подразделяется на глобальные, общие и локальных и на задачи по основным функциональным подсистемам.

К глобальным задачам логистики относятся:

Достижение максимального эффекта функционирования логистической системы с минимальными затратами

Моделирование логистической системы и условий ее надежного функционирования.

Общие задачи:

Создание интегрированной системы регулирования потоков;

Разработка способов управления движением товаров;

Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

Разработка системы учета и анализа издержек;

Внедрение системы качества на предприятиях;

Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса;

Выявление несбалансированности между потребностями рынка и возможностям логистической системы;

Организация предпродажного.послепродажного обслуживанияпотребителей;

Выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов;

Координация деятельности различных подразделений предприятия.

Локальные(частные) задачи решаемые логистикой:

Снижение уровня запасов;

Сокращение времени хранения продукции на складе;

Сокращение времени перевозки грузов;

Поиск и выбор поставщика;

Выбор вида транспорта для перевозки грузов;

Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории;

Выбор места расположения торговой точки;

Оперативная обработка и выдача информации;

Оформление заказов;

Рациональное распределение транспортных средств.

10. ,Понятие парадигмы логистики.Аналитическая парадигма.

Парадигма - схема

- модель

- метод исследования

Парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

В историческом развитии логистики существует 2 подхода к выделению парадигм:

1. Подход выделяет 4 парадигмы:

Аналитическую;

Технологическая (информационная);

Маркетинговая;

Интегральная.

2. Подход выделяет:

Ресурсная;

Функциональная;

Инновационная.

Аналитическая парадигма.

Имеет математическую основу в виде методов и моделей теории управления запасами, исследования операции, математической статистики и теории оптимального управления. В основном базируется на моделях, которые с одной стороны абстрактны, а с другой сложны в виду учета значительного количества факторов, отражающих специфику объекта.

Область применения аналитической парадигмы - научные- теоритические исследования, а на практике только на уровне отдельного предприятия. По причине большого объема информации, сложные алгоритмы ее обработки, как результат трудности в принятии своевременных управленческих решений.

11. Технологическая, маркетинговая и интегральная парадигмы логистики.


Похожая информация.


МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Логистика»

Вариант 1

Выполнил (а):

____________________

____________________

____________________

Номер зачетной книжки:

____________________

Проверил:

____________________

1. Логистика как наука: определение, задачи, объект, предмет, правила логистики

Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

      нужный товар;

      необходимого качества;

      в необходимом количестве доставлен;

      в нужное время;

      в нужное место;

      с минимальными затратами.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока - количество, объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

Материальный поток характеризуется такими процессами как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики» :

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

Глобальные

Общие

Частные

1. Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами
2. Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования

1. Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП
2. Разработка способов управления движением товаров
3. Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров
4. Разработка системы учета и анализа логистических издержек
5. Внедрение системы качества на предприятии
6. Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д.
7. Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями
8. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей
9. Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов
10. Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций
11. Планирование мощности ЛЦ
12. Контроль МП
13. Координация деятельности различных подразделений предприятий
14. Внешняя и внутренняя интеграция
15. Разработка логистической стратегии

1. Снижение уровня страховых запасов
2. Сокращение времени хранения продукции в запасах
3. Сокращение времени перевозки
4. Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории
5. Поиски, выбор поставщиков
6. Организация приемки, разгрузки, складирования МР
7. Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей
8. Выбор места расположения торговой точки

9. Кратковременное увеличение мощности ЛС
10. Устранение непроизводительных участков
11. Оформление заказов
12. Выбор типа торгового посредника
13. Выбор вида транспорта для перевозки грузов
14. Выбор маршрута перевозки
15. Оформление внешнеторговой сделки

Логистические операции - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К логистическим операциям относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.

Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.2.

Таблица 2

Классификация функций логистики

Признак классификации

Описание

Характер выполняемых задач

Оперативные

Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков

Координационные

Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ

Базисные

Снабжение, производство, сбыт

Ключевые

Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг

Поддерживающие

Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка

С концептуальных позиций

Системообразующая

Организация системы управления всеми ресурсами

Интегрирующие

Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ

Регулирующие

Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат

Результирующая

Направлена на достижение конечной цели логистического управления - выполнение шести правил логистики

Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

2. Реинжиниринг в логистике

Типичный путь к системной интеграции пролегает через процедуру, которую называют реинжинирингом (реорганизацией) логистического процесса . Основная идея заключается в том, что для оценки возможных и необходимых масштабов интеграции. прежде всего, нужно выявить и изучить этапы выполнения конкретных действий. Не существует никаких общих правил, определяющих идеальную или хотя бы минимальную степень реинжиниринга. Все зависит от решений и намерений руководства.

Для пересмотра и анализа эффективности выполнения определенных действий, решения задач, использования ресурсов, управления отдельными функциональными областями или даже работы всей логистической системы применяются почти одинаковые процедуры.

Все программы логистического реинжиниринга объединяют четыре общих свойства. Во-первых, цель состоит в повышении уровня интеграции некоторых или всех аспектов рассматриваемой деятельности. Аналитическими основаниями интеграции являются принципы системного анализа. Во-вторых, очень важным элементом реорганизации является критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и восприятие передового опыта. В-третьих, для достижения нужного эффекта интеграции следует провести «разусреднение», или декомпозицию, соответствующих видов деятельности. Для этого необходимо наладить оценку эффективности и издержек по видам деятельности. Наконец, реинжиниринг предполагает постоянную работу над повышением качества.

Логистика - наука об управлении материальными потоками (запасами), потоками услуг и связанными с ними информационны­ми и финансовыми потоками с целью сокращения суммарных за­трат на продвижение этих потоков.

Таким образом, объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система потоков . Одной из основных задач транс­портной логистики является продвижение материального потока с соблюдением требуемых значений таких его параметров, как ско­рость, своевременность, сохранность, которые обеспечивают сни­жение суммарных затрат.

Высокая эффективность работы системы товарного производ­ства определяется своевременным и полным удовлетворением заявок всех потребителей в цепи движения и переработки матери­ального потока и главного конечного потребителя - покупателя. Более того, многие исследователи констатируют факт достижения отдельными производствами (преимущественно в странах с разви­той экономикой) предела эффективности. Они признают, что на сегодняшний день только логистика, изучающая методы и приемы четкого и слаженного функционирования всех элементов системы товарного производства, способна обеспечить резкое снижение себестоимости готовой продукции за счет ликвидации потерь на стыках между отдельными предприятиями.

Таким образом, сущность логистического подхода к управле­нию материальными потоками заключается в интеграции отдель­ных участников товарного производства в единую логистическую систему, способную быстро и экономично преобразовывать и про­двигать материальные потоки. Возникающий в результате так называемый "логистический эффект" должен перераспределяться между элементами логистической цепи, поскольку при совместной работе на общий результат отдельные участники логистического взаимодействия могут нести прямые потери. Поясним это утвер­ждение на примере одной из функций логистики - упаковке про­дукции.

Попытаемся систематизировать рассмотренные про­блемы, возникающие в процессе создания или образования логи­стической системы. Достижение цели этого процесса обеспечива­ется решением следующих принципиальных задач:

· организационные, экономические и правовые задачи - выработка договоренностей о порядке справедливого рас­пределения общей прибыли (эффекта от объединения) ме­жду участниками и организации их взаимодействия в составе логистической системы;

· технические задачи - выбор технических средств обеспе­чения продвижения потоков сырья, полуфабрикатов и про­дукции (например, выбор тары, оборудования для фасовки, видов транспорта, погрузо-разгрузочных механизмов и т.д.);


· технологические задачи - разработка единого (взаимосо­гласованного) технологического процесса обработки и про­движения материального потока, начиная от источников сы­рья и кончая торговым залом магазина;

· математические задачи - оптимизация параметров логи­стической системы с использованием методов системного анализа и экономико-математического моделирования, на­пример, задачи оптимального планирования перевозок, за­дачи оптимизации запасов на складах и т.д.;

· задачи управления - управление функционированием и развитием логистической системы. Решение этих задач фак­тически означает системное решение всех предыдущих за­дач на разных уровнях управления и на разных этапах суще­ствования логистической системы.

В результате решения перечисленных задач создается интег­рированная система эффективного продвижения материального потока, обеспечивающая экономический выигрыш за счет органи­зации и управления материальным потоком на логистических принципах.

Выделяют следующие составные части логистики.

Сбытовая логистика. Изучает вопросы организации распре­деления готовой продукции. В ее основе лежит маркетинг, методы изучения спроса и рынка, включая методы прогнозирования.

Закупочная логистика. Изучает методы планирования заку­пок. выбора поставщика.

Транспортная логистика. Транспорт является одним из глав­ных звеньев функционирования логистической цепочки поставщик - транспорт - потребитель, и именно его задача - обеспечить по­ставки "точно в срок", поэтому требуются методы организации по­добных перевозок различными видами транспорта.

Логистика складирования. Как бы четко не функционировала транспортно-производственная система, не исключена возмож­ность сбоев в поставках. Кроме того, грузы зачастую требуется накапливать до партии определенного размера или, наоборот, крупную партию разбивать на мелкие поставки. Во всех этих (и многих других) случаях не обойтись без создания запасов и орга­низации складов. Поэтому, изучая логистику, необходимо владеть основами теории управления запасами, а также современными методами организации транспортно-складских систем.

Производственная логистика. Если в качестве поставщиков и потребителей брать не целые предприятия, а только цехи одного и того же предприятия, то между ними также могут быть организова­ны логистические цепочки (своевременные межцеховые перевоз­ки. обеспечивающие своевременный же выпуск готовой продукции всем предприятием в целом). Организация таких цепочек имеет свои особенности, они изучаются так называемой производствен­ной логистикой.

Международная логистика. Поставщик и потребитель могут размещаться в разных странах. Наличие государственных границ создает свои сложности при организации своевременных перево­зок. При построении логистической цепочки в международном со­общении необходимо их учитывать и решать.

Информационная логистика. Одним из главных инструмен­тов, обеспечивающих функционирование логистических цепей, является информационная система. Именно широкое распростра­нение компьютеров и компьютерных сетей обусловило бурное развитие логистики в последние десятилетия. Действительно, без наличия оперативной и полной информации о потребностях в про­дукции, выполнении перевозок, размерах запасов трудно предста­вить себе четкую согласованную работу логистической системы. Организация информационных потоков, создание информацион­ной инфраструктуры - вот задачи информационной логистики.

Обобщив рассмотренные предварительные замечания отно­сительно сути логистики, можно сказать, что объектом изучения логистики являются материальные, информационные, финансо­вые потоки, потоки услуг, а также система каналов их распределе­ния. Управление потоками от точки их зарождения до точки пога­шения (потребления) в целом позволяет значительно сократить существующие в настоящий момент огромные потери на стыках отдельных элементов системы материального производства. Та­ким образом, логистику можно сравнить с цементирующим раство­ром. скрепляющим в единую прочную конструкцию недостаточно прочно в настоящий момент связанные между собой кирпичи - производство, транспорт, склады, торговлю и другие элементы сферы материального производства.

Наука логистика занимается изучением принципов и методов логичной организации и функционирования всей системы продвижения материального потока от источника сырья до конечного потребителя в целом, во взаимосвязи ее от­дельных подсистем и элементов. Транспорт же относится к разря­ду сложнейших технических систем, он связывает в единую систе­му множество предприятий, складов, оптовых баз и т.д. Поэтому организация работы именно транспорта (в связи с поставщиками и потребителями) на логистических принципах имеет первостепен­ное для всей логистической системы значение.