Конспект открытого занятия по изо. План-конспект открытого урока-соревнования по ИЗО на тему: «Натюрморт Материалы и оборудование

03.03.2020

Тема урока: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 5 класс.

Цель урока : сформировать представление об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи.

Задачи

Обучающие :

– освоить приемы нанесения мазка, создать узор на макетах предметов быта из элементов росписи;

– закрепить и обобщить знания обучающихся о характерных особенностях росписи;

Развивающие: развивать фантазию и воображение, а также навыки самостоятельного творческого мышления;

Воспитательные:

– привить уважение к труду мастера – носителя традиций;

– помогать обучающимся замечать уникальность и красоту Гжели в повседневной жизни, развивать художественный вкус.

Формы работы обучающихся: коллективная, в группах, в парах, самостоятельная.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, кисти, краски, цветные карточки с буквами, конверты с заданиями, предметы народного прикладного искусства «Гжель», народная музыка.

Основные понятия и термины: народные промыслы, роспись, Гжель.

Планируемые результаты:

Личностные

– мотивация к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

научатся:

– определять цель, ставить и формулировать проблему урока, выдвигать версии об увиденном;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– владеть рядом общих приёмов решения задач и на этой основе строить частные.

Регулятивные:

научатся:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, находить информацию для создания нового, более совершенного результата;

– практически оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные:

научатся:

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой и индивидуальной работе;

– выдвигать предположения относительно вопросов, заданных учителем;

– делать выводы в форме речевого высказывания.

Предметные

научатся:

– познакомятся с новыми ремеслами, произведениями народных мастеров;

– приобретут конкретные навыки творческой деятельности;

– осознают связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях мастеров.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Приветствие в форме игры для создания благоприятного психологического настроя, организационный момент,

Приветствуют друг друга в форме игры.

2. Актуализация знаний

Организует обсуждение, направленное на повторение известных народных промыслов с помощью флэш – презентации.

Сопоставляют виды народных промыслов с иллюстрациями.

3. Мотивационный этап. Постановка целей и задач урока

Создает проблемную ситуацию через просмотр презентации, которая подтолкнет обучающихся к формулированию цели урока.

Предлагает поработать с карточками, на которых изображены холодные и теплые оттенки

Дают ответы в форме речевого высказывания, включаются в обсуждение.

Выбирают карточки только холодных оттенков, перевернув их, открывают название темы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает к просмотру видеоролик и приглашает детей в «мастерскую».

Предлагает в группах собрать пазл.

Обучающиеся выполняют задание по рядам:

Ученики, сидящее на первом ряду задают один вопрос, который остался для них непонятным после просмотра видеосюжета.

Ученики второго ряда рассказывают о том, что их впечатлило больше всего из увиденного на экране.

Учащиеся, сидящие за партами третьего ряда подводят итог, высказывая факты об искусстве «Гжель».

Собирают пазл, узнают о самых важных элементах гжели.

Первый элемент – гжельская роза.

Второй, но не менее значимый элемент – мазок. Последние элементы – капелька и усики.

5. Динамическая пауза

Предлагает детям встать, дает инструкцию для физминутки.

Выполняют физминутку.

6. Первичное закрепление

Раздает шаблоны для отработки техники гжельской росписи.

Предлагает завершить рисунок синей птицы счастья.

Работают с шаблонами с изображением синей птицы счастья.

Оформляют импровизированную выставку мастеров гжельской росписи.

7. Информация о домашнем задании

Сообщает о том, что мастерская не заканчивает свою работу. Предлагает дома создать сервиз, расписанный в технике Гжель.

Каждый обучающийся получает один из шаблонов, имитирующий предмет сервиза для росписи.

Выбирают шаблон.

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Предлагает обучающимся закончить одну из фраз, позволяющих оценить свое участие в уроке:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Мне было интересно…..
  • Мне больше всего запомнилось на уроке….
  • Я могу себя похвалить……..

Выбирают предмет, каждому из которых соответствует та или иная фраза.

Передавая предмет заканчивают фразу собственным суждением.

Ход урока

1. Приветствие, организационные моменты, проведение игры для создания благоприятного психологического настроя.

– Сейчас наши пальцы будут по очереди ходить друг к другу в гости. Мизинчик идет в гости к мизинчику (дети соприкасаются мизинцами). Повторяйте теперь за мной: «Здравствуй друг, как ты тут?». Безымянный идет в гости к безымянному, повторяем «Как давно я тебя не видел». Средний к среднему и все вместе – «Как я рад тебя видеть». Указательный к указательному «Давай дружить», ладошки сжимаем. «А если тебе будет трудно, я тебе помогу» (ученики обнимают друг друга).

2. Актуализация знаний.

– Отлично, а теперь с позитивным настроем приступаем к выполнению заданий.

– Ребята, взгляните на экран (на экране презентация). Взглянув на эту иллюстрацию, что вы вспоминаете с прошлого урока? Что вы можете напомнить друг другу об этой теме? (Ученики предлагают варианты).

Действительно, на прошлом уроке мы изучили несколько видов народных промыслов. Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать один промысел от другого. (На экране флеш-презентация).

Вы видите три столбика с названиями тех промыслов, которые мы изучили с вами на прошлом уроке. На экране будут появляться иллюстрации этих промыслов, а ваша задача – соотнести их с названиями. (Дети озвучивают ответы).

3. Мотивационный этап. Постановка целей и задач.

– Молодцы! С задачей справились на отлично! А теперь взгляните на эти четыре иллюстрации. Как вы думаете, по какому принципу эта картинка попала в один ряд с предыдущими? (Дети предполагают). А может кто-то знает, что это за народный промысел? Хорошо! А давайте тогда повторим. Вы видите, что роспись выполнена в холодных оттенках. На доске перед вами прикреплены карточки, кто сможет из вас выйти к доске и выбрать карточки только холодных оттенков?

Переверни их. (Один из учеников выходит к доске и переворачивает нужные карточки). Давайте теперь дружно повторим, что у нас получилось! (Дети хором озвучивают название промысла). Молодцы. Это тема нашего сегодняшнего урока. А что вы уже знаете об этом промысле? Кто пробовал рисовать в этой технике? А что еще вы бы хотели узнать и чему научиться в ходе сегодняшнего урока? (Отвечают на вопросы).

4. Первичное усвоение новых знаний.

– А сейчас я приглашаю вас заглянуть в окно мастерской, где открываются самые сокровенные тайны искусства Гжель, где можно увидеть работу мастеров. Но прежде, чем мы заглянем в окно, я дам вам небольшие задания. Когда вы вернетесь из этого путешествия, ребята, сидящие на первом ряду зададут один вопрос, который остался для них непонятным. Ребята второго ряда расскажут нам о том, что же их впечатлило больше всего. Ну а ребята, сидящие на третьем ряду, подведут небольшой итог, какие знания они возьмут с собой и будут использовать сегодня в работе.

(На экране видеоролик «Гжель»).

(После просмотра ролика дети отвечают на вопросы, которые были поставлены в начале).

– Ну а теперь пришла пора познакомиться с основными элементами этой чудесной росписи. Нам в этом поможет мозаика. Обратите внимание, на четных партах уже лежат конверты с мозаикой – на вторых и четвертых. Для выполнения задания нам нужно объединиться в команды, ребята с первой парты повернитесь назад, ребята, сидящие за третьей партой – к вашим одноклассникам, сидящим сзади. А теперь открываем конверты и начинаем собирать пазл. (Ученики работают в командах по 4-5 человек).

Итак, проверим, что у нас получилось? (На экране презентация).

Ребята, сейчас у меня на экране будут появляться элементы мозаики, и у вас будет возможность проверить, что у вас получилось.

Вот это самый важный элемент, что он вам напоминает? Да, действительно, этот элемент – гжельская роза. Кто положил вот этот элемент сюда, поднимите руки? Правильно. Это второй, но не менее важный элемент – мазок. Мазки бывают разные – широкие, с тенью, выполненные тонкой кисточкой, горизонтальные, вертикальные, волнистые, в форме запятой. А что вам напоминают вот эти элементы? Это капелька. А это – усики. Их можно соединять между собой и украшать кромку изделия или создавать центральный узор. Отлично! Я рада, что все справились. А теперь сложите мозаику обратно, она вам пока не понадобится.

5. Динамическая пауза.

– Теперь, когда мы с вами уже столько всего узнали, я предлагаю нам с вами немного отдохнуть и расправить плечи. Ну а поскольку мы с вами находимся в селе Гжель, я вам предлагаю выучить несколько движений народного танца. Танец мы начнем со знакомого нам движения – ладушки. Повернитесь к вашему соседу и сыграйте с ним в эту игру. (Дети играют в ладушки).

А теперь девицы красные пускаются в пляс и повторяют вот такое движение, добрые молодцы пока им хлопают. (Под аплодисменты мальчиков девочки повторяют за педагогом движения).

Ну а теперь наши парни под аплодисменты девочек выполняют вот такое движение. (Мальчики повторяют движение).

А теперь похлопаем друг другу. (Все хлопают в ладоши). Молодцы, садитесь.

6. Первичное закрепление.

– Помимо растительного и геометрического орнамента, в гжельской росписи используются зоо- и антропоморфные мотивы. Давайте вспомним, что значит антропоморфный? А зооморфный? (Дети вспоминают определения).

Гжельские мастера любят использовать зооморфные мотивы. Они рисуют волшебных синих птиц счастья, например таких, как эта. Сейчас все вы станете мастерами и будете рисовать свою птицу. А чтобы начать творить свои шедевры, приготовьте, пожалуйста, все необходимое. (Ученики открывают краски, альбомы).

А пока вы готовитесь, я раздам вот такие конверты на каждую группу. В них вы найдете шаблоны для изготовления своей гжельской росписи.

Рассмотрите внимательно, что вы получили. Посмотрите на мою птичку, она расположена горизонтальная. Вы свой шаблон приклейте на альбомный лист также, а затем закончите роспись второго крыла и хвоста.

Как вы думаете, сколько времени вам понадобится на выполнение этой работы? (Ученики на пальцах показывают нужное им для работы время).

Я знаю, как вы умеете работать, поэтому я сокращу это время до 10-ти минут. Ребята, кто уже рисовал в этой технике, вы готовы приступить к работе? Тогда начинайте. А для тех, кто сталкивается с этой росписью впервые, я расскажу о нескольких нюансах. Не нужно использовать карандаш, рисуйте сразу красками. Кисть нужно держать немного наискосок, тогда мазок будет интереснее. У кого есть палитра – используйте ее, наносите краску сначала на палитру, а потом на кисть с одной стороны, и тогда у вас получится красивый переход тона. А для того, чтобы вам было проще схема выполнения будет перед вашими глазами. (На экране презентация).

Поднимите руку те, кому нужна моя помощь, и я подойду к вам в первую очередь. (Педагог помогает каждому из учеников индивидуально).

Я предлагаю тем, чьи птицы близки к завершению или уже готовы, сделать небольшую выставку, как в мастерской. И мы все полюбуемся на нашу синюю стаю.

7. Информация о домашнем задании.

– Ребята, наша мастерская на этом не заканчивает свою работу! Вы видели, как мастера занимаются росписью белых фарфоровых чашечек и тарелок. Мы с вами создадим наш сервиз! Каждый получит сейчас один из предметов этого сервиза, а дома распишет его основными элементами Гжели. И на следующем уроке мы устроим своеобразное чаепитие. (Дети получают макет предмета).

8. Рефлексия. Подведение итогов.

– Все вы сегодня прекрасно поработали. А теперь посмотрите, перед вами предмет народного творчества, выполненный в уже известной вам технике Гжель. (Учитель показывает фигуру, расписанную изученной росписью).

Сейчас он будет символизировать то, что вы сегодня узнали. Когда фигурка попадает к вам в руки, вы должны закончить фразу. Я сегодня узнал. (Дети высказываются).

– Хорошо, а теперь закончите фразу: Мне было интересно, что запомнилось?

– Ну а теперь: За что я могу себя похвалить (Дети хвалят себя).

– А я хочу продолжить предложение: «Вместе с вами сегодня я получила удовольствие от работы нашей мастерской».

– Я благодарю вас за урок. На этом он закончен. До новых встреч, мои маленькие художники!

Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Открытый урок по теме:

«Натюрморт в графике»

Подготовила: учитель искусства К.А.Рыжкова

2014-2015 уч.,год

Тема урока: Натюрморт в графике.

Цель урока: Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов.

Задачи урока:

Развивающая: Научить видеть изменение изображения картины, поставив в центр духовные проблемы развития чувств и эмоций.

Обучающая: Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, пятно, тон, в специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Воспитательная: Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

Форма урока – комбинированный с использованием ИКТ

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Зрительный ряд : детские работы, презентация.

Музыкальный ряд: Ричард Клайдерман «Времена года»

Материалы и принадлежности к уроку : бумага: формат А-5, палочки, скрепки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы урока и изложение нового материала в форме беседы

Стих

Если видишь на картине

Чудо ваза на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золочено каймой.

А еще, и так бывает, нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картину называют – натюрморт.

Так сказал поэт.

Что такое натюрморт с точки зрения художника?

Слайд 2 (Натюрморт - мертвая природа)

Англичане называют натюрморт - «тихая жизнь». Тема сегодняшнего урока зашифрована на доске. Вам, ребята, предстоит ответить, какой натюрморт здесь лишний? Почему?

3 слайд. шифровка. Тема урока: «Натюрморт в графике».Цель урока:

А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (рассматривать репродукции картин, познакомимся с графическими материалами, узнаем как выполнять натюрморт в графике и т.д.)

- Теперь представим, что у художника в руке графитный карандаш. В каком виде изобразительного искусства художник может его применить?

(Графика)

4 слайд. Чтение определения графика

Если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть и необходимую, но всё же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая. Рисунок является основным видом графики.

5 слайд. Материал.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные, и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие материалы –тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

6 слайд. Рассмотрим репродукции картин (натюрморты в графике).

Рисуя черным по белому, необходимо так же стремиться передавать не только форму, но и разнообразную окраску предметов, их фактуру.

Вглядитесь в данные изображения предметов в натюрморте, за счет чего может достигнуть художник передачи объема предметов? (ответы детей)

7 слайд. Тон, блик, тень и т.д.

Но, существует и особый вид графики- печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется Гравюра (чтение определения)

Сам принцип оттиска был известен очень давно, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. Позже гравюра появилась в книгах и журналах.

8 слайд. Гравюра бывает разной: на дереве- ксилография, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, граттография (граттаж)- выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги , даже на камне- литография. Слайд 9-12

В этих случаях художник-график пользуется такими сложными приспособлениями для своей работы, как печатный станок, специальные резцы, металлические пластины для травления их кислотой и многим другим. Все это нужно для создания печатной графики.

Физкультминутка.

Мы хорошо все знаем,

что рисунок с линии начинаем,

попробуем в воздухе порисовать,

пальчиками будем себе помогать.

Сначала вазу мы изобразим

Потом положим рядом апельсин,

Про линию стола не забываем,

И драпировку пальчиками распределяем.

III . Постановка художественной задачи. Практическая работа.

Мы с вами повторили и узнали много новых понятий. И что бы закрепить попробуем на практике свои знания применить. Побудем художниками – графиками и поработаем с вами в технике «граттаж»

Мы заранее с вами сделали заготовки на картоне, которые мы будем использовать на уроке, а так же у нас есть эскиз натюрморта.

На первом этапе мы накладываем наш эскиз на заготовку и продавливаем этот рисунок с помощью непишущей ручки

На втором этапе должны обиться правильности выполнения работы, для этого, ребята начните с контура, по мере удаления от светлого к темному. Там где блик полностью снять слой парафина. Обратите внимание на падающую тень от предмета. Падающую тень не выскабливать.

Приступим к работе

IV . Рефлексия

Минивыстовка- просмотр работ, анализ, выявление ошибок и недочетов, выявление лучших работ.

V. П одведение итогов урока. Выставление отметок.

Кроссворд мельница (Приложение 1)

VI . Домашнее задание

Оформить работы в паспарту

Поправляя этюд ученика, русский живописец Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. “Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось”, - заметил один из учеников. “Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть”, - сказал Брюллов. И сегодня, в очередной раз, мы прикоснулись к искусству.

Урок закончен.

Приложение 1

1. Жанр, изобразительного искусства?

2. Графитный инструмент художника?

3. Вид изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка?

4. Один из видов гравюры?

План урока:

I. Оргмомент. 2мин.

II. Соревнование. 38 мин.

III. Подведение итогов соревнования. 2 мин.

IV. Обобщение знаний о натюрморте (игра «Синквейн») 3 мин.

Ход урока:

I. 2 мин. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок-зачёт, который пройдёт в виде соревнования, по теме «Натюрморт». Эту тему мы изучали в течение всей четверти и сегодня обобщим знания, которые вы получили.

Заранее я поделила вас на две команды и сейчас попрошу представиться.

    Команда «Юные художники»; капитан Карпушкин Артём

    Команда «Волшебные краски»; капитан Лопухов Александр

II. 5 мин.1 конкурс «Разминка». Он включает в себя знание теории о натюрморте. Я задаю вопросы, а вы, дослушав вопрос до конца, поднимаете руку.

За верный ответ – 1 цветной карандаш.

    Как вы знаете «Натюрморт» слово французское, а что оно означает буквально? (Мёртвая природа)

    Дайте мне 2 определения натюрморта. (1. Натюрморт – это жанр ИЗО.

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.)

    Когда и где впервые появился натюрморт как жанр ИЗО. (В Голландии в начале 17 века)

    Расскажите мне об истории возникновения натюрморта. (В начале 17 века голландцы, после тяжёлой борьбы с испанскими завоевателями, получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. И художники вдохновенно стали писать на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблёскивающее рубиновыми оттенками в бокалах.)

5 мин.2 конкурс «Творческий»

Ребята, я вчера гуляла по берегу реки и нашла бутылку с каким-то посланием. Но, к сожалению, вода повредила некоторые строки письма. Пофантазируйте и сочините пропущенные строчки. Помогите мне узнать, о чём идёт речь! На выполнение задания н.б.5 минут.

«Если картине

на столе,

Или виноград,

розу

бронзовую,

Или грушу,

Или все сразу,

(Если видишь на картине

Самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.)

Ребята, а от какого русского художника могла прийти такая записка? Вы ведь знаете, что в России было тоже много художников, которые писали натюрморты.

Команды, назовите по очереди русских художников писавших натюрморты.

Кто называет больше, получает цветной карандаш.

8 мин. 3 задание Экскурсоводы

Ребята, а где хранятся картины известных художников? Куда люди ходят посмотреть прекрасное? (Лувр – художественный музей в Париже, Эрмитаж – художественный музей Санкт-Петербурга, картинная галерея в Дрездене, государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве и др.)

У нас здесь (показ выставки) конечно не настоящий музей и не галерея, а просто небольшая выставка, которую назовём «Маленький Эрмитаж».

В музеях всегда есть экскурсоводы. И вы сейчас побудите в их роли.

Один представитель от команды, экскурсовод, попробует определить авторов репродукций картин и дать им правильное название.

    И.Хруцкий «Натюрморт»

    Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

    Хед «Ветчина и серебряная посуда»

    Е.Волошинов «Лук»

    Т.Ульянов «Натюрморт с книгами»

    А.Миньон «Цветы в вазе»

    Неизвестный художник «Фрукты и птицы»

    Ян Давидс де Хем «Плоды»

Цветной карандаш получит тот, у кого будет больше верных ответов.

Каждый грамотный человек должен уметь дать описание картине. Этому мы учимся на уроках русского языка, литературы, ИЗО, и сейчас вторые экскурсоводы покажут, как они это умеют делать.

(На доске репродукции картин Снейдерса «Натюрморт с лебедем» и Кончаловского «Персики».)

За лучшее описание – 2 цветных карандаша.

3 мин. 4 конкурс «Свет и тень»

Свет и тень важное средство изображения предметов, их объёма, фактуры, положения в пространстве. Освещение может быть фронтальным, когда источник света находится перед предметом. Боковым – источник света слева или справа от предмета.

Контражурным – свет за объектом.

В течение 2 минут попробуйте нарисовать тени предметам в натюрморте при боковом освещении. За правильно нанесённую тень – 1 цветной карандаш.

2 мин. Физкультминутка Ребята! Мне кажется, что вы уже устали сидеть на одном месте, поэтому я вас попрошу энергично подвигаться, потанцевать под весёлую песенку «Оранжевое солнце»

4 мин. 5 конкурс «Создай композицию»

Когда мы говорим о натюрморте, то представляем композицию. А композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Когда мы с вами проходили творчество П.Кончаловского, то говорили, что художники очень много времени отводят на установку предметов в натюрморте, что это очень важно. Иногда, вспоминала жена Кончаловского, Пётр Петрович устанавливал композиции в течение нескольких дней.

И сейчас вам предстоит составить композицию из простых предметов и дать ей оригинальное название.

За лучшую композицию и название – 2 цветных карандаша.

При оценке работ использовать рамку для картин.

10 мин. 6 конкурс «Умелые руки»

А теперь попробуйте аккуратно перенести эту композицию на лист бумаги, выполнив аппликацию-натюрморт. Обратите внимание на то, что у вас есть честно заработанные цветные карандаши. Я попрошу вас, их тоже использовать в работе.

Лучшая работа оценивается 2 цветными карандашами.

III 3 мин Подведение итогов

Победила команда …

Участникам этой команды я сегодня за урок ставлю пятёрки.

Команда … получает четвёрки.

Проигравшую команду попрошу не расстраиваться, так как такие уроки-соревнования у нас ещё будут по другим темам.

IV. 3 мин. Обобщение темы о натюрморте.

Ребята! Мы много сегодня говорили на уроке о натюрморте, как жанре ИЗО, вспоминали художников, рисовавших натюрморты, описывали картины, составляли композиции.

И вот сейчас, я попрошу вас составить синквейн на сегодняшний урок, чтобы бы определить ваше к нему отношение.

1. Ключевое слово «Урок»

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. 4 существительных

5. вывод – 1 предложение

Оформление кабинета: На доске записана тема; висят 2 репродукции картины П.Кончаловского «Персики» и Снейдерса «Натюрморт с лебедями»; на специальной решётке выставка «Маленький Эрмитаж» — репродукции картин и работы учащихся.

Для конкурсов : 26 цветных карандашей; 2 письма с пропущенными строчками; два одинаковых рисунка натюрморта; 2 одинаковых набора предметов для создания композиции (батон, лук, свёкла, яблоко, апельсин, банан, книга, тарелка, бокал); рамка для картины; 2 чистых листа, клей ПВА, салфетка, набор вырезанных из цветной бумаги предметов для аппликации); листкы для синквейна.

Используемая литература:

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.

При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».

Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Урок №1 Спор о собачьем сердце.

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание установки на анализ произведения.

Слайд 1 (портрет писателя, название повести)

Слово учителя .

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…

Слайд 2

Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:

Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд 4:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.

Ученики: (честная )

УУД: личностные, смыслообразование

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа

Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.

Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Ответы обучающихся

Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

УУД: познавательные

Этап 3 Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.

Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

    Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.

Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.

Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.

Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.

Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?

Ученики.

Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.

Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».

Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?

Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Нет.

Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?

Ученики.

Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.

Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные

(умение слушать, вступать в диалог)

Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа

Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?

Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).

Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.

Учитель: что же соединяет эти два мира?

Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.

Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?

б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части

1 часть

2 часть

1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома

3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции.

4 гл. Операция.

5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение.

6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора.

8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину».

9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Учитель: каковы причины такого построения произведения?

Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.

в)Прием «словесное рисование»

Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?

Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:

    На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.

Учитель: Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.

УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.

Этап 5 Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.

Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.

I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?

2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:

— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?

3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:

— Как воспринимает пес обитателей квартиры?

4 группа (те же главы):

Как относятся к Шарику обитатели квартиры?

5 группа (те же главы):

Ученики (желательные ответы):

I группа:

— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.

II группа:

— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.

III группа:

— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.

Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.

IV группа:

— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».

Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?

Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».

Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?

Ученики : Рабская

V группа выявила этапы изменения Шарика:

— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.

Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?

Ученики : Предполагаемые ответы:

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Этап 6 Рефлексия

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Подведем общий итог урока:

Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)

Ученики делают вывод:

Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.

Учитель :

— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Ученики: — Нет.

Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?

Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.

Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?

УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)

Домашнее задание:

1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).

3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)

Урок № 2

Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)

Этап 1 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.

Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.

Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.

Учитель : Затрудняетесь ответить?

Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):

Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?

Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:

— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.

— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.

— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения

Ученики совместно с учителем приходят к выводу:

— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.

Проверка домашнего задания.

    Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.

(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);

курение;

семечки (нечистоплотность);

балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);

вульгарность в одежде и поведении;

аморальность;

пьянство;

воровство;

донос;

покушение.)

Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.

    Проверка индивидуальных заданий.

Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:

Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.

— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».

— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.

Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.

УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).

Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.

Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.

Характеристика Шарикова.

    Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)

    Аналитическая беседа.

Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.

— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?

— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?

Предполагаемые ответы :

— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.

— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».

Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.

(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!

А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?

3) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)

Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?

Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.

Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.

    Беседа

Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?

Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.

Учитель: Почему же это так опасно?

Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?

Ученики: Очевидно, что нет.

Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?

Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.

Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!

Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».

Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?

Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.

Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?

Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.

Предполагаемые результаты:

Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.

УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).

Этап 4 Рефлексия

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

УУД: регулятивные (оценка)

Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:

1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».

3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.

4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.

5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.