Классицизм в архитектуре Франции XVII века. Школьная энциклопедия Архитектура франции 17 века стиль классицизм кратко

04.07.2020

В отличии от Италии, в абсолютистской Франции архитектура и искусство служили прославлению монарха, а не церкви.

Городская перепланировка, осуществлённая в XVII веке в Париже, отличалась от римской тем, что площади, равно как и большие проспекты, были независимы от зданий, являвшихся символами города.

Французское барокко наиболее ярко проявилось в светской архитектуре - при строительстве дворцов, замков, домов для буржуазии и общественных зданий. Преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором перед фасадом. Двор отгораживали от улицы позолоченной решёткой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко. Благодаря нововведению архитектораЖ.А.Мансара , повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, появляются мансарды(жилое помещение чердачного типа, образуемое на последнем этаже дома с мансардной крышей ). Живописность добавляли яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей в «шашечку», либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом. Примером французской архитектуры, созданной по итальянскому образцу, являются Колледж четырёх наций (1662 г.) работы Луи Лево .

Церковь в Сорбонне (1635 г.) Жака Лемерсье ,

собор Дома инвалидов (1706 г.) Жюля Ардуэн-Мансара – примеры культовых построек барокко.

К
лод Перро
(1613 – 1688) создаёт проект главного восточного фасада Лувра (1667 – 1673 гг.) – королевского дворца в Париже . Его работа воплотила самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Восточный фасад Лувра стал примером чисто французского барокко. Он на пятнадцать метров превышает реальную длину здания, разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции ещё остаются источником красоты.

Вопрос 22. Ансамбль Версаля в Париже (дворец и парковый ансамбль)

К
одним из выдающихся архитектурных строений мирового зодчества относится всем известный дворцово-парковый ансамбль в Версале, выстроенный под эгидой таких блистательных мастеров, как Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и Андре Ленотр. Планировка обширного парка, территории, связанные с Версальским дворцом, являются вершиной французского паркового искусства, а сам дворец - первоклассным памятником архитектуры. Они создали сложный законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

А
рхитектура дворца отличается большим единством. Сильно растянутое по горизонтали, здание дворца хорошо гармонирует со строгой геометрически правильной планировкой парка и природным окружением. Второй, парадный этаж дворца, расчленен строгим по пропорциям и деталям рядом колонн и пилястр, покоящихся на тяжелом рустованном цоколе. Самый верхний, меньший по высоте этаж задуман как венчающий здание аттик, придающий образу дворца большую монументальность и представительность.

Примечательно, что планировка парка, выполненная Ленотром, отличается классической чистотой и ясностью линий и форм. Ленотр явился наиболее последовательным выразителем эстетического и этического идеала классицизма. Он видел в природном окружении объект разумной человеческой деятельности. Естественный ландшафт Ленотр преобразует в безупречно ясную, законченную архитектоническую систему, основанную на принципах разумности и порядка.

Нужно отметить, что природа приняла в нем строго геометрические формы, словно предписанные ей разумом человека. Парк отличается четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро).

В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.

Большой Трианон. Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.

М
алый Трианон.

Д
ворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).

Парк и сады. Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 20.04.2017 18:22 Просмотров: 2821

Абсолютизм во Франции XVII в. считал верхом патриотизма преданность монарху. Известна фраза короля Людовика XIV: «Государство – это я».

Но известно также, что в это время во Франции утвердилось новое философское направление – рационализм, которое считало разум человека основой познания. Один из основоположников нового учения, Рене Декарт , утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую».
На основе этой философии начал формироваться новый стиль в искусстве – классицизм . Он строился на образцах античности и Возрождения.

Архитектура

Архитектура меняла свои приоритеты и отходила от городов-крепостей к городам-резиденциям.

Мезон-Лаффит

Мезо́н-Лаффи́т – знаменитый замок (дворец) в одноимённом пригороде Парижа, одно из немногих сохранившихся творений архитектора Франсуа Мансара.

Франсуа́ Манса́р (1598-1666) – французский архитектор, считается не только крупнейшим мастером французского барокко, но и основоположником классицизма во Франции.
Дворец Мезон-Лаффит отличается, например, от Люксембургского дворца в Париже, который напоминает отгороженный от внешнего мира замок. Мезон-Лаффит имеет П-образную форму, здесь нет уже замкнутого пространства.
Вокруг дворца обычно устраивался парк, отличающийся идеальным порядком: растения подстрижены, аллеи пересекаются под прямым углом, цветники правильной геометрической формы. Это был так называемый регулярный (французский) парк.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Ансамбль Версаля считается вершиной нового направления в архитектуре. Это огромная парадная резиденция французских королей, построенная под Парижем.
Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 г. Он стал художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Архитекторы: Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар.
Создатель парка – Андре Ленотр.

Карло Маратта. Портрет Андре Ленотра (ок. 1680)

Ансамбль Версаля – крупнейший в Европе. Его отличает уникальная целостность замысла, гармония архитектурных форм и ландшафта. До Великой французской революции Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 г. он получил статус музея и открыт для публики. В 1979 г. Версальский дворец и парк включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Партер перед оранжереей

Версаль являет собой пример синтеза искусств: архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства. В 1678-1689 гг. ансамбль Версаля был перестроен под руководством Жюля Ардуэн-Мансара. Все постройки были оформлены в едином стиле, фасады корпусов поделены на три яруса. Нижний по образцу итальянского дворца-палаццо эпохи Возрождения отделан рустом, средний заполнен высокими арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен, завершается балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединённых перилами) и скульптурными группами.
Парк ансамбля, спроектированный Андре Ленотром, отличается чёткой планировкой: бассейны геометрической формы, с зеркально гладкой поверхностью. Каждая крупная аллея завершается водоёмом: главная лестница от террасы Большого дворца ведёт к фонтану Латоны; в конце Королевской аллеи располагаются фонтан Аполлона и канал. Главная идея парка – создание неповторимого места, где всё подчинено строгим законам.

Фонтаны Версаля

Фонтан Латоны

В конце XVII-начале XVIII вв. искусство во Франции постепенно стало превращаться в средство идеологии. В Вандомской площади в Париже уже видно подчинение искусства политике.

Вандомская площадь. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

В центре Вандомской площади установлена 44-метровая Вандомская колонна со статуей Наполеона наверху, выполненная по образцу римской колонны Траяна.

Вандомская колонна

Замкнутый четырёхугольник площади со срезанными углами окружают административные здания с единой системой убранства.
Одно из наиболее значительных монументальных сооружений XVII в. во Франции – Собор Дома инвалидов (1680-1706).

Вид на Дом инвалидов с высоты птичьего полёта

Дворец Инвалидов (Государственный Дом инвалидов) начал строиться по приказу Людовика XIV в 1670 г. как дом для престарелых солдат («инвалидов войны»). Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, но в нём располагаются и несколько музеев, и некрополь военных.
Собор Дворца инвалидов создан Жюлем Ардуэн-Мансаром. Собор своим мощным куполом изменил панораму города.

Собор

Купол собора

Восточный фасад Лувра

Лувр. Восточный фасад. Архитектор К. Перро. Длина 173 м

Восточный фасад Лувра (Колоннада) – яркий образец французского классицизма. Проект выбирали по конкурсу. Среди участников были знаменитые мастера, но победу одержал никому не известный архитектор Клод Перро (1613-1688), так как именно его работа воплощала главные идеи французов: строгость и торжественность, масштабность и простоту.

Скульптура

Во второй половине XVII в. французский классицизм служил уже прославлению монархии, поэтому от украшавшей дворцы скульптуры требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Эффектность, выразительность, монументальность – вот основные признаки французской скульптуры XVII в. В этом помогли традиции итальянского барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини.

Скульптор Франсуа Жирардон (1628-1715)

Г. Риго. Портрет Франсуа Жирардона

Учился в Риме у Бернини. Жирардон выполнил скульптурную часть галереи Аполлона в Лувре. С 1666 г. он работает в Версале – создаёт скульптурную группу «Похищение Прозерпины Плутоном», скульптурную группу «Аполлон и нимфы» (1666-1673), рельеф водоема «Купающиеся нимфы» (1675), «Похищение Персефоны» (1677-1699), «Победа Франции над Испанией», скульптуру «Зима» (1675-1683) и др.

Ф. Жирардон «Победа Франции над Испанией» (1680-1682), Версальский дворец

Среди лучших произведений скульптора – конная статуя короля Людовика XIV (1683), украшавшая Вандомскую площадь в Париже и уничтоженная во время Великой Французской революции 1789-1799 гг.

Ф. Жирардон. Конная статуя Людовика XIV (ок. 1699). Бронза. Лувр (Париж)

Это уменьшенная копия конного монумента Людовика XIV, украшавшего Вандомскую площадь. Образцом послужила древнеримская статуя императора Марка Аврелия . Памятник прекрасно вписывался в архитектурный ансамбль площади. Произведение Жирардона в течение всего XVIII в. служило образцом для конных памятников европейских государей. Через сто лет памятник – символ королевской власти – был уничтожен.

Антуан Куазевокс (1640-1720)

Французский скульптор барокко. Много работал в Версале: оформлял зал Войны и Зеркальную галерею.

Зеркальная галерея в Версале

Куазевокс создавал и скульптурные портреты, которые отличались точностью и психологическими характеристиками. Использовал приёмы барокко: неожиданные позы, свободные движения, пышные одеяния.

Пьер Пюже (1620-1694)

Пьер Пюже. Автопортрет (Лувр)

Пьер Пюжн – наиболее талантливый мастер того времени: французский живописец, скульптор, архитектор и инженер. В его творчестве чувствуется влияние Бернини и классицистического театра.

Пьер Пюже «Милон Кротонский со львом» (Лувр)

Скульптуры Пюже отличаются жизненной убедительностью в передаче напряжения и страдания, сочетанием экспрессии с ясностью композиции. Иногда он увлекается утрированием и театральностью поз и движений. Но его стиль очень соответствовал вкусам его эпохи. Соотечественники даже прозвали его французским Микеланджело и Рубенсом.

Живопись

В XVII в. была учреждена парижская Королевская Академия, она стала центром художественной деятельности и держалась этого пути в течение всего долгого царствования Людовика XIV. Все отрасли искусства централизовались.
Первым живописцем двора был назначен Шарль Лебрён.

Шарль Лебрён (1619-1690)

Никола Ларжильер. Портрет художника Шарля Лебрёна

Лично руководил Академией, повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV». В 1661 г. король заказал Лебрёну серию полотен из истории Александра Македонского; первое же из них принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца» и пожизненную пенсию.

Ш. Лебрён «Вступление Александра в Вавилон» (1664)

С 1662 г. Лебрён контролировал все художественные заказы двора. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре, интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира). Но художник умер, не успев завершить росписи Версаля, которую доделывал по его эскизам Ноэль Куапель.

Ш. Лебрён «Конный портрет Людовика XIV» (1668). Музей Шартрёз (Дуэ)

Пьер Миньяр (1612-1695)

Пьер Миньяр. Автопортрет

Известный французский художник. Соперничал с Лебреном. Стал главой Академии Святого Луки в Париже, противостоящей Королевской Академии. В 1690 г., после смерти Лебрена, стал главным придворным художником, директором королевских художественных музеев и мануфактур, членом и профессором парижской Академии живописи и скульптуры, а затем её ректором и канцлером. Почти в 80-летнем возрасте создаёт проекты росписей в Соборе Инвалидов, которые до сих пор хранятся в Лувре, расписывает два плафона в малых апартаментах короля в Версальском дворце, пишет серию тонких по колориту религиозных картин: «Христос и самаритянка», 1690 (Лувр); «Святая Цецилия», 1691 (Лувр); «Вера» и «Надежда», 1692.
Главным достоинством его произведений является гармоничный колорит. Но в целом он отдавал дань своему времени в искусстве: внешний блеск, театральная композиция, грациозность, но жеманность фигур.

П. Миньяр «Дева с виноградом»

Менее всего эти недостатки заметны в его портретах. Ему принадлежат многочисленные портреты придворных, фавориток короля и самого Людовика XIV, которого он писал около десяти раз.

П. Миньяр. Конный портрет Людовика XIV

Из фресковых работ Миньяра важнейшими были живопись в куполе Валь-де-Грас, которая вскоре испортилась из-за плохого качества красок, и мифологические стенные картины в большом зале дворца Сен-Клу, погибшие вместе с этим зданием в 1870 г.

Пьер Миньяр. Фреска купола Валь-де-Грас «Слава Господня»

Архитектура

Вторая половина XVII века - время наивысшего расцвета архитектуры французского классицизма.

Одна из причин ведущего значения архитектуры среди других видов искусства во второй половине XVII века коренилась в ее специфических особенностях. Именно архитектура с монументальным характером ее форм и долговечностью могла с наибольшей силой выразить идеи централизованной национальной монархии в период ее зрелости. В эту эпоху особенно ярко проявилась социальная роль архитектуры, ее идеологическое значение и организующая роль в художественном синтезе всех видов изобразительного, прикладного и садово-паркового искусств.

Большое влияние на развитие архитектуры оказала организация Академии архитектуры, директором которой был назначен видный архитектор и теоретик Франсуа Блондель (1617 - 1686). Ее членами были выдающиеся французские архитекторы Л. Бриан, Ж. Гиттар, А. Ленотр, Л. Лево, П. Миньяр, Ж. Ардуэн-Мансар и другие. Задача Академии заключалась в выработке основных эстетических норм и критериев архитектуры классицизма, которыми должны были руководствоваться зодчие.

Развитие экономики и торговли вызвало интенсивное строительство во второй половине XVII века новых и дальнейшее расширение старых французских городов. Маршал и военный инженер-фортификатор Себастьян Вобан построил более тридцати новых укрепленных городов и реконструировал около трехсот старых. Среди них города Лонгви, Витри-ле-Франсуа и город Неф-Брисак были построены заново и имели форму квадрата и восьмиугольника, окруженных стенами, рвами и бастионами. Их внутренняя планировка представляла собой геометрически правильную систему улиц и кварталов с площадью в центре.

На побережье Атлантики строятся города-порты Брест, Рошфор, Лориан и на Средиземном море - Сет. При загородной королевской резиденции начинает строиться город Версаль.

Архитекторы Бюлле и Блондель составляют в 1676 году план расширения Парижа, дабы облик столицы соответствовал блеску и величию монархии Людовика XIV. Предусматривалось расширение территории Парижа на северо-запад; на месте древних укреплений проектируются озелененные "променады", положившие начало будущим Большим бульварам. Оформляются и архитектурно закрепляются парадные въезды в город постройкой ворот в виде триумфальных арок: Сен-Дени, Сен-Мартен, Сен-Бернар и Сен-Луи.

По проектам Ж. Ардуэна-Мансара создаются новые крупные ансамбли площадей Вандомской и Побед, посвященные Людовику XIV. Архитектор Л. Лево в 1664 году завершает четырехугольную, с замкнутым двором, композицию Лувра постройкой его северного, южного и восточного корпусов. Восточный фасад Лувра, созданный К. Перро, Ф. д"Орбе и Л. Лево, придает окончательный вид этому замечательному ансамблю. На левом берегу Сены возводится по проекту Л. Брюана почти такой же огромный, как Лувр и Тюильри, комплекс Дома Инвалидов с обширной зеленой эспланадой перед ним, завершенный постройкой великолепной ротондальной церкви в его центре по проекту Ж. Ардуэна-Мансара.

Крупные градостроительные работы в Париже, главным образом по завершению ранее сложившихся ансамблей, предпринятые Кольбером, значительно изменили облик центра столицы, но в целом оказались изолированными от системы средневековой застройки вкраплениями, не связанными органически с системой магистралей и улиц. В таком подходе к композиции замкнутых городских ансамблей сказалось влияние градостроительных принципов итальянского барокко.

Новые крупные ансамбли и площади создаются в это время и в других городах Франции - в Туре, По, Дижоне, Лионе и др.

Особенности архитектуры середины и второй половины XVII века сказываются как в огромном объеме строительства крупных парадных ансамблей, призванных возвеличить и прославить господствующие классы эпохи абсолютизма и могущественного монарха - короля-солнце Людовика XIV, так и в совершенствовании и развитии художественных принципов классицизма.

Во второй половине XVII века наблюдается более последовательное применение классической ордерной системы: горизонтальные членения преобладают над вертикальными; постоянно исчезают высокие раздельные кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой; объемная композиция здания становится более простой, компактной, соответствующей расположению и величине внутренних помещений.

Наряду с влиянием архитектуры античного Рима усиливается воздействие архитектуры итальянского Возрождения и барокко. Это последнее сказывается в заимствовании некоторых барочных форм (кривые разорванные фронтоны, пышные картуши, волюты), в принципах решения внутреннего пространства (анфилада), а также в повышенной усложненности и помпезности архитектурных форм, особенно в интерьерах, где их синтез со скульптурой и живописью нередко несет в себе в большей мере черты барокко, чем классицизма.

Одним из произведений архитектуры второй половины XVII века, в котором уже ясно ощущается преобладание зрелых художественных принципов классицизма, является загородный ансамбль дворца и парка Во-ле-Виконт близ Мелена (1655 - 1661).

Создателями этого выдающегося произведения, построенного для генерального контролера финансов Фуке и во многом предвосхитившего ансамбль Версаля, были архитектор Луи Лево (ок. 1612 - 1670), мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр, распланировавший парк дворца, и живописец Шарль Лебрен, принявший участие в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов.

По композиции плана, выделению центрального и угловых башнеобразных объемов, увенчанных высокими раздельными кровлями, общему открытому характеру здания - оно поставлено на островке, окруженном наполненным водой рвом, - дворец Во-ле-Виконт напоминает Мезон-Лаффит.

Тем не менее в структуре и облике здания, так же как и в композиции ансамбля в целом, несомненно более последовательное применение классицистических архитектурных принципов.

Это проявляется прежде всего в логичном и строго рассчитанном планировочном решении дворца и парка как единого целого. Большой овальной формы салон, составляющий центральное звено анфилады парадных помещений, стал композиционным центром не только дворца, но и ансамбля в целом, поскольку его положение на пересечении основных планировочных осей ансамбля (главной парковой аллеи, идущей от дворца, и поперечных, совпадающих с продольной осью здания) делает его "фокусом" всего комплекса.

Таким образом, здание дворца и парк подчинены строго централизованному композиционному принципу, позволяющему привести разнообразные элементы ансамбля к художественному единству и выделить дворец как главную составную часть ансамбля.

Для композиции дворца типично единство внутреннего пространства и объема здания, отличающее произведения зрелой классицистической архитектуры. Большой овальный салон выделен в объеме здания криволинейным ризалитом, увенчанным мощной купольной кровлей, создающей статичность и спокойствие силуэта здания. Введением большого ордера пилястр, охватывающих два этажа над цоколем, и мощной горизонтали гладкого, строгого по профилям классического антаблемента достигается преобладание в фасадах горизонтальных членений над вертикальными, целостность ордерных фасадов и объемной композиции, не свойственная замкам более раннего периода. Все это придает облику дворца монументальную представительность и парадность.

В отличие от некоторой сдержанности форм во внешнем облике дворца интерьеры здания получили богатую и свободную архитектурную трактовку. В одном из самых парадных помещений - овальном салоне - довольно строгий ордер коринфских пилястр, расчленяющих стену, и расположенные между пилястрами арочные проемы и ниши сочетаются с пышно декорированным вторым ярусом стены, с грузными барочными по рисунку кариатидами, гирляндами и картушами. Пространство интерьера иллюзорно расширено излюбленным приемом барокко - введением зеркал в нишах, расположенных против окон. Перспективы, открывающиеся из окон уютных гостиных и салонов на окружающий пейзаж, в пространство партера и аллей парка, воспринимаются как своего рода логичное продолжение вовне пространства интерьеров.

Парковый ансамбль Во-ле-Виконт создан по строго регулярной системе. Искусно подстриженные зеленые насаждения, аллеи, цветники, дорожки образуют четкие, легко воспринимаемые геометрические объемы, плоскости и линии. Фонтаны и декоративные статуи обрамляют обширный партер, раскинувшийся перед фасадом дворца на террасах.

Среди других построек Лево - загородных дворцов, отелей и церквей - выделяется оригинальностью композиции и чертами зрелого классицистического стиля монументальное здание Коллежа четырех наций (1661 - 1665), созданное по заданию кардинала Мазарини для обучения уроженцев различных провинций Франции. В Коллеже четырех наций (ныне здание Французской Академии наук) Лево развивает принципы классицистической архитектуры в условиях городского ансамбля. Располагая здание Коллежа на левом берегу Сены, Лево раскрывает мощные, широко развернутые полукружия его главного фасада в сторону реки и ансамбля Лувра таким образом, что купольная церковь, являющаяся центром композиции Коллежа, приходится на оси Лувра. Этим достигается пространственное единство этих крупных городских комплексов, образующих один из выдающихся ансамблей центра Парижа, связанных руслом реки.

В архитектуре здания Коллежа с его обширным полукругом открытого на Сену двора, развитым силуэтом, выделением центра композиции, доминирующее значение которого подчеркнуто укрупненными членениями и формами входного портала и купола, удачно найден образ общественного здания большой государственной значимости. На основе творческой переработки форм дворцовой и культовой архитектуры Лево создает облик общественного здания с купольным композиционным центром, послужившего прообразом многих государственных зданий в европейской архитектуре XVIII - XIX веков.

Одним из произведений, в котором эстетические принципы французского классицизма и каноны, вырабатываемые Академией архитектуры, получили наиболее полное выражение, является восточный фасад Лувра (1667- 1678), в проектировании и строительстве которого участвовали Клод Перро (1613 - 1688), Франсуа д"Орбе (1634 - 1697) и Луи Лево.

Восточный фасад Лувра, который часто называют Колоннадой Лувра, составляет часть ансамбля двух объединенных в XVII веке дворцов - Тюильри и Лувра. Фасад большой протяженности (173 м) имеет центральный и два боковых ризалита, между которыми на монументальном гладком цоколе с редкими оконными проемами покоятся мощные (высотой 12 м) сдвоенные колонны коринфского ордера, поддерживающие высокий антаблемент и образующие затененные лоджии. Наиболее богатый по формам, декору и ордерным членениям ризалит центрального входа с трехпролетным портиком увенчан антикизированным по формам и пропорциям строгим треугольным фронтоном. Тимпан фронтона богато декорирован скульптурным рельефом. Боковые ризалиты, имеющие менее богатую пластическую разработку, расчленены сдвоенными пилястрами того же ордера.


Франсуа д"Орбе, Луи Лево, Клод Перро. Восточный фасад Лувра (Колоннада Лувра). 1667 - 1678

Плоский архитектурный рельеф боковых ризалитов создает логичный переход к боковым фасадам Лувра, которые повторяют композицию восточного фасада, с тем отличием, что сдвоенные коринфские колонны заменены в них одинарными пилястрами того же ордера.

В простой и лаконичной объемной структуре здания, в четкой и логичной расчлененности объема на несомые и несущие части, в деталях и пропорциях коринфского ордера, близких к классическому канону, и, наконец, в подчинении композиции сильно выявленному ритмическому ордерному началу получают развитие зрелые художественные принципы классицистической архитектуры XVII века. Монументальный фасад с его укрупненными формами и подчеркнутой масштабностью полон величия и благородства, но в то же время в нем чувствуется оттенок академической холодности и рассудочности.

Важный вклад в теорию и практику французского классицизма внес Франсуа Блондель (1617 - 1686). В числе его лучших произведений следует отметить триумфальную арку, называемую обычно воротами Сен-Дени в Париже. Архитектура монументальной арки, возведенной во славу французского оружия, в ознаменование перехода французских войск через Рейн в 1672 году, отличается большой лаконичностью, обобщенностью форм и подчеркнутой парадностью. Большая заслуга Блонделя заключается в глубокой творческой переработке типа римской триумфальной арки и создании своеобразной композиции, оказавшей сильное влияние на архитектуру подобных сооружений в XVIII - XIX веках.

Проблема архитектурного ансамбля, стоявшая почти на протяжении всего столетия в центре внимания мастеров классицизма XVII века, нашла свое выражение во французском градостроительстве. Выдающимся новатором в этой области выступает крупнейший французский архитектор XVII столетия - Жюль Ардуэн-Мансар (1646 - 1708; с 1668 года он носил фамилию Ардуэн-Мансар).

Возведенные по проектам Ардуэна-Мансара в Париже площадь Людовика Великого (впоследствии Вандомская; 1685 - 1701) и площадь Побед (1684 - 1687) очень важны для градостроительной практики второй половины XVII века. Имеющая в плане форму прямоугольника со срезанными углами (146Х 136 м) площадь Людовика Великого была задумана как парадное сооружение в честь короля.

В соответствии с замыслом доминирующую роль в композиции играла расположенная в центре на площади конная статуя Людовика XIV работы скульптора Жирардона. Фасады формирующих площадь зданий, однотипные по композиции, со слегка выступающими портиками на срезанных углах и в центральной части корпусов, служат архитектурным обрамлением пространства площади. Соединенная с прилегающими кварталами только двумя короткими отрезками улиц, площадь воспринимается как замкнутое, изолированное пространство.

Другой ансамбль - площадь Побед, имеющая в плане форму круга диаметром 60 м, - по однотипности окружающих площадь фасадов и расположению монумента в центре близка к площади Людовика Великого. В ее композиционном замысле - круг со статуей в центре - еще ярче сказались идеи абсолютизма. Однако размещение площади на пересечении нескольких улиц, связанных с общей системой планировки города, лишает ее пространство замкнутости и обособленности. Созданием площади Побед Ардуэн-Мансар заложил основы прогрессивных градостроительных тенденций в области сооружения открытых, тесно связанных с планировочной системой города общественных центров, которые были реализованы в европейском градостроительстве в XVIII и первой половине XIX века. Другим примером умелого разрешения больших градостроительных задач является сооружение Ардуэном-Мансаром церкви Дома Инвалидов (1693 - 1706), завершающей огромный по размерам комплекс, построенный по проекту Либераля Брюана (ок. 1635 - 1697). Дом Инвалидов предназначенный для размещения в нем ветеранов войны, задуман как одно из самых грандиозных общественных сооружений XVII столетия. Перед главным фасадом здания, расположенного на левом берегу Сены, простирается обширная площадь, так называемая Эспланада Инвалидов, которая, примыкая к реке, как бы подхватывает и продолжает развитие правобережного ансамбля Тюильри и Лувра в левобережной части города. Строго симметричный комплекс Дома Инвалидов состоит из замкнутых по периметру четырехэтажных корпусов, образующих развитую систему больших прямоугольных и квадратных дворов, подчиненных единому композиционному центру - большому двору и возведенной в его центральной части монументальной купольной церкви. Постановкой крупного компактного объема церкви по главной, композиционной оси распластанного вширь комплекса зданий Ардуэн-Мансар создал центр ансамбля, подчинивший себе все его элементы и завершивший его общим выразительным силуэтом.

Церковь представляет собой монументальное центрическое сооружение с квадратным планом и куполом диаметром 27 м, венчающим обширное центральное пространство. Пропорции и ордерные членения церкви сдержанны и строги. Оригинально задумано автором подкуполь-ное пространство церкви с заглубленным на несколько ступеней полом и тремя венчающими купольными оболочками. Нижняя с большим отверстием в центре закрывает световые проемы, прорезанные во второй купольной оболочке, создавая иллюзию освещенной небесной сферы.

Купол церкви Инвалидов - один из самых красивых и высоких куполов в мировой архитектуре, имеющий также важное градостроительное значение. Наряду с куполами церкви Валь де Грае и выстроенного в XVIII веке Пантеона он создает выразительный силуэт южной части Парижа.

Полное и всестороннее развитие прогрессивные тенденции в архитектуре классицизма XVII столетия получают в грандиозном по масштабам, смелости и широте художественного замысла ансамбле Версаля (1668 - 1689). Главными создателями этого самого значительного памятника французского классицизма XVII века были архитекторы Луи Лево и Ардуэн-Мансар, мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613 - 1700) и художник Лебрен, участвовавший в создании интерьеров дворца.

Первоначальный замысел ансамбля Версаля, состоящего из города, дворца и парка, принадлежит Лево и Ленотру. Оба мастера начали работать над сооружением Версаля с 1668 года. В процессе осуществления ансамбля их замысел подвергся многочисленным изменениям. Окончательное завершение ансамбля Версаля принадлежит Ардуэну-Мансару.

Версаль в качестве главной резиденции короля должен был возвеличивать и прославлять безграничную мощь французского абсолютизма. Однако этим не исчерпывается содержание идейного и художественного замысла ансамбля Версаля, а также его выдающееся значение в истории мировой архитектуры. Скованные официальной регламентацией, вынужденные подчиниться деспотическим требованиям короля и его приближенных, строители Версаля - огромная армия архитекторов, художников, мастеров -прикладного и садово-паркового искусства - сумели воплотить в нем громадные творческие силы французского народа.

Особенности построения ансамбля как строго упорядоченной централизованной системы, основанной на абсолютном композиционном господстве дворца над всем окружающим, обусловлены его общим идейным замыслом. К Версальскому дворцу, расположенному на высокой террасе, сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующих трезубец. Средний проспект продолжается по другую сторону дворца в виде главной аллеи огромного парка. Перпендикулярно к этой основной композиционной оси города и парка расположено сильно вытянутое в ширину здание дворца. Средний проспект трезубца ведет в Париж, два других - в королевские дворцы Сен-Клу и Со, как бы связывая главную загородную резиденцию короля с различными областями страны.

Версальский дворец был выстроен в три периода: наиболее древнюю часть, обрамляющую Мраморный двор, составляет охотничий замок Людовика XIII, начатый строительством в 1624 году и в дальнейшем сильно перестроенный. В 1668 - 1671 годах Лево обстраивает его новыми корпусами, обращенными в сторону города по оси среднего луча трезубца. Со стороны Мраморного двора дворец напоминает ранние постройки французской архитектуры XVII века с обширными курдонером, башнями, увенчанными высокими кровлями, дробностью форм и деталей. Строительство завершает Ардуэн-Мансар, который в 1678 - 1687 годах еще более увеличивает дворец пристройкой двух корпусов, южного и северного, длиной 500 м каждый, и со стороны центральной части паркового фасада - огромной Зеркальной галереи длиной 73 м с боковыми залами Войны и Мира. Рядом с Зеркальной галереей он расположил со стороны Мраморного двора спальню короля-солнца, где сходятся оси трезубца авеню города. В центральной части дворца и вокруг Мраморного двора группировались апартаменты королевской семьи и парадные приемные залы. В огромных крыльях располагались помещения придворных, стражи и дворцовая церковь.

Архитектура фасадов дворца, созданных Ардуэном-Мансаром, особенно со стороны парка, отличается большим стилевым единством. Сильно растянутое вширь, здание дворца хорошо сочетается со строгой, геометрически правильной планировкой парка и природным окружением. В композиции фасада четко выделен второй, парадный этаж с крупномасштабными арочными проемами окон и строгими по пропорциям и деталям ордерами колонн и пилястр между ними, покоящимися на тяжелом рустованном цоколе. Венчающий здание тяжелый аттиковый этаж сообщает облику дворца монументальность и представительность.

Помещения дворца отличались роскошью и разнообразием отделки. В них широко использованы мотивы барокко (круглые и овальные медальоны, сложные картуши, орнаментальные заполнения над дверями и в простенках) и дорогие отделочные материалы (зеркала, чеканная бронза, мрамор, позолоченная деревянная резьба, ценные породы дерева), широкое применение декоративной живописи и скульптуры - все это рассчитано на впечатление ошеломляющей парадности. Приемные залы были посвящены античным богам: Аполлону, Диане, Марсу, Венере, Меркурию. Их декоративное убранство отражало символический смысл этих комнат, связанный с прославлением добродетелей и достоинств короля и его семьи. Во время балов и приемов каждый из залов служил определенным целям - местом банкетов, игр в бильярд или карты, концертным залом, салоном для музицирования. В зале Аполлона, превосходившем роскошью отделки остальные, находился королевский трон - очень высокое кресло из литого серебра под балдахином. Но самым большим и парадным помещением дворца является Зеркальная галерея. Здесь через широкие арочные проемы открывается великолепный вид на главную аллею парка и окружающий ландшафт. Внутреннее пространство галереи иллюзорно расширено рядом крупных зеркал, расположенных в нишах против окон. Интерьер галереи богато декорирован мраморными коринфскими пилястрами и пышным лепным карнизом, который служит переходом к еще более сложному по композиции и цветовому решению огромному плафону живописца Лебрена.

Дух официальной торжественности царил в версальских покоях. Помещения были роскошно обставлены. В зеркальной галерее в сияющих серебряных люстрах зажигались тысячи свечей и шумная красочная толпа придворных наполняла дворцовые анфилады, отражаясь в высоких зеркалах. Венецианский посол, описывая в своем донесении из Франции один из королевских приемов в версальской Зеркальной галерее, говорит, что там "было светлее, чем днем" и "глаза не хотели верить невиданным ярким нарядам, мужчинам в перьях, женщинам в пышных прическах". Он уподобляет это зрелище "сну", "заколдованному царству".

В отличие от архитектуры фасадов дворца, не лишенных несколько барочной репрезентативности, а также перегруженных украшениями и позолотой интерьеров, выполненная Андре Ленотром планировка Версальского парка, который является наиболее выдающимся образцом французского регулярного парка, отличается удивительной чистотой и гармонией форм. В планировке парка и формах его "зеленой архитектуры" Ленотр - наиболее последовательный выразитель эстетического идеала классицизма. Он видел в природном окружении объект разумной человеческой деятельности. Естественный ландшафт Ленотр преобразует в безупречно ясную, законченную архитектоническую систему, основанную на идее разумности и порядка.

Общий вид на парк открывается со стороны дворца. От главной террасы широкая лестница ведет по основной оси композиции ансамбля к фонтану Латоны, далее окаймленная стрижеными деревьями Королевская аллея подводит к фонтану Аполлона с обширным овальным бассейном.

Композиция Королевской аллеи завершается уходящей далеко к горизонту огромной водной поверхностью крестообразного канала и то сходящимися к главному лучу, то расходящимися от него перспективами аллей, обрамленных стрижеными деревьями и боскетами. Ленотр придал парку западно-восточную ориентацию, благодаря чему в лучах восходящего солнца, отражающегося в большом канале и бассейнах, он кажется особенно великолепным и лучезарным.

В органическом единстве с планировкой парка и архитектурным обликом дворца находится богатое и разнообразное скульптурное убранство парка.

Парковая скульптура Версаля активно участвует в формировании ансамбля. Скульптурные группы, статуи, гермы и вазы с рельефами, многие из которых были созданы выдающимися скульпторами своего времени, замыкают перспективы зеленых улиц, обрамляют площади и аллеи, образуют сложные и красивые сочетания с разнообразными фонтанами и бассейнами.

Парк Версаля, с его ясно выраженным архитектоническим построением, богатством и разнообразием форм мраморных и бронзовых скульптур, листвы деревьев, фонтанов, бассейнов, геометрически четкими линиями аллей и формами газонов, цветников, боскетов, напоминает большой "зеленый город" с анфиладами разнообразных площадей и улиц. Эти "зеленые анфилады" воспринимаются как закономерное продолжение и развитие вовне внутреннего пространства самого дворца.

Архитектурный ансамбль Версаля дополняло построенное в парке по проекту Ардуэна-Мансара здание Большого Трианона (1687 - 1688) - интимной королевской резиденции. Особенностью этого небольшого, но монументального по своему облику одноэтажного сооружения является свободная асимметричная композиция; парадные гостиные, галереи и жилые помещения группируются вокруг небольших озелененных двориков с фонтанами. Центральная входная часть Трианона скомпонована как глубокая лоджия со спаренными колоннами ионического ордера, поддерживающими перекрытие.

Как дворец, так особенно парк Версаля с его широкими променадами, обилием воды, легкой обозримостью и пространственным размахом служили своего рода великолепной "сценической площадкой" для самых разнообразных, необычайно красочных и пышных зрелищ - фейерверков, иллюминаций, балов, балетных дивертисментов, спектаклей, маскарадных шествий, а каналы - для прогулок и празднеств увеселительного флота. Когда Версаль строился и еще не стал официальным центром государства, его "развлекательная" функция преобладала. Весной 1664 года молодой монарх в честь своей фаворитки Луизы де Лавальер учредил серию празднеств под романтическим названием "Наслаждения очарованного острова". Вначале в этих своеобразных восьмидневных фестивалях, в которых участвовали почти все виды искусств, было еще много непосредственности и импровизации. С годами празднества приняли все более грандиозный характер, достигнув своего апогея в 1670-е годы, когда в Версале царила новая фаворитка - расточительная и блистательная маркиза де Мон-теспан. В рассказах очевидцев, во множестве гравюр слава о Версале и его праздниках расходилась по другим европейским странам.

Идея триумфа централизованного государства находит выражение в монументальных образах архитектуры, которая впервые в невиданном масштабе решает проблему архитектурного ансамбля. На смену стихийно возникшему средневековому городу, дворцу ренессанса, изолированной дворянской усадьбе первой половины 17 века приходит новый тип дворца и регулярного централизованного города. Новые художественные особенности французской архитектуры проявляются в применении ордерной системы античности, в целостном построении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка и симметрии, сочетающихся с тягой к огромным пространственным решениям, включающим парадные парковые ансамбли. Первым крупным ансамблем такого тина был дворец Во ле Виконт, создателями которого были Луи Лево (1612–1670) и садовод-планировщик Андре Ленотр (1613–1700).

Ленотр
Парк в усадьбе Во-ле-Виконт
Пригород Парижа Мелен


Лево
Усадьба-дворец Во-ле-Виконт
1658–1661, Мелен

В дальнейшем новые тенденции были воплощены в грандиозном ансамбле Версаля (1668– 1689), расположенного в 17 км к юго-западу от Парижа. В его строительстве и украшении принимали участие многочисленные архитекторы, скульпторы, художники, мастера прикладного и садово-паркового искусства. Выстроенный еще в 1620-х годах архитектором Лемерсье как небольшой охотничий замок Людовика XIII, Версаль неоднократно достраивался и изменялся.

Идея Версаля как централизованного ансамбля, состоящего из правильно распланированного города, дворца и регулярного парка, соединенных дорогами со всей страной, по всей вероятности, принадлежала Луи Лево и Андре Ленотру. Строительство дворца завершил Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708) – он придал дворцу строгий импозантный характер.


Дворец Большой Трианон, 1700
картина неизвестного художника


с 1668 года, Париж

Версаль – главная резиденция короля, он прославлял безграничную мощь французского абсолютизма. Но содержание его идейного и художественного замысла не исчерпывалось этим. Тщательно продуманный, рациональный в каждой части ансамбль заключал в себе идею образа государства и общества, основанных на законах разума и гармонии. Версаль – это ансамбль, не имеющий себе равного в мире, «некий исполинский храм под открытым небом», это «поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой» (А. Бенуа).

План Версаля отличается ясностью, симметрией и стройностью. Вытянутый вширь дворец господствует над окружающей местностью и организует ее. Со стороны города перед дворцом размещены центральный Почетный и Мраморный дворы. С площади от дворца расходятся три лучевых проспекта; средний ведет в Париж. По другую сторону дворца проспект переходит в главную королевскую аллею парка, которая заканчивается большим бассейном. Расположенный под прямым углом к этой основной оси всего ансамбля, фасад дворца образует мощную горизонталь.

Со стороны города дворец сохраняет черты архитектуры начала 17 века. Его центральная часть с интимным Мраморным двором дает представление о характере охотничьего замка Людовика XIII, который Лево с трех внешних сторон обстроил новыми корпусами, замкнув Мраморный двор; присоединил новые помещения к торцам здания, образовав между двумя выступающими в сторону города частями дворца второй центральный двор.

В этом фасаде чередование кирпича и тесаного камня порождает красочность и нарядность; башни, увенчанные крутыми кровлями и стройными печными трубами, служебные флигеля, соединяющиеся с дворцом, придают живописность всей композиции. Последовательно уменьшающиеся дворы, образованные уступами гигантских крыльев фасада, как будто вводят посетителя во дворец и в то же время связывают дворец широкими проспектами, расходящимися в разные стороны.

Парковый фасад, начатый Лево, но завершенный Жюлем Ардуэном-Мансаром, отличается единством и торжественной строгостью. В его каменном массиве преобладают горизонтали. Остроконечные кровли заменены плоскими. Одинаковая высота и линейность всех корпусов созвучны очертаниям парка и «плоскостному стилю» планировки партеров. В композиции фасада выделен второй этаж (бельэтаж), где расположены парадные помещения. Он расчленен стройными ионическими колоннами и пилястрами и покоится на тяжелом рустованном цоколе. Третий, меньший этаж, трактованный как аттик, завершается балюстрадой с трофеями. Энергичный выступ центрального ризолита с ритмически выступающими портиками, увенчанными скульптурой, своей живописностью нарушает монотонность фасада и придает ему эффектность.

В центральном корпусе дворца размещены отделанные с пышным великолепием залы для торжественных приемов и балов – выстроенная Мансаром Зеркальная галерея, фланкируемая залом Войны и залом Мира. Цепь парадных помещений, следующих по прямой оси, подчеркнутой осевым же расположением дверей, вела к спальне короля. Единое сквозное движение создавалось анфиладой. Это движение особенно выражено в Зеркальной галерее, поражающей своей протяженностью (длина 73 м). Оно усилено ритмическим членением стен, рядами окопных арочных проемов, пилонов, пилястр, зеркал, а также крупными панно плафонных росписей, которые исполнили Шарль Лебрен и художники его мастерской. Эти росписи своими помпезными аллегорическими образами служили возвеличению деяний французского короля-солнце Людовика XIV.

В создании эффекта парадности и великолепия интерьеров Версаля огромная роль принадлежала декоративному искусству, достигшему в 17 веке блестящего расцвета. Его мастеров характеризовали высокая техника исполнения, понимание материала, изящество вкуса. Создателем парадной мебели был столяр Андре Шарль Буль (1642–1732). Он довел до совершенства технику интарсии (мозаики) и инкрустации, применяя различные породы дерева, пластинки панциря черепахи, бронзу, перламутр, слоновую кость. В декорации стен наряду со скульптурой, декоративной бронзой применялись шпалеры, вытканные на Королевской гобеленовой мануфактуре.

Из высоких окон сводчатой Зеркальной галереи открывалась перспектива Версальского парка с его веерообразной осевой композицией и все более ширящимся пространством. Отсюда спускаются террасы и уходят в даль парка аллеи, завершающиеся зеркалом Большого канала. Строгая красота ансамбля раскрывается в ясной архитектонике геометрического плана зеленой архитектуры, в просторах и гармонии широко обозримых пространств. Доминирующие прямые линии, гладкие плоскости и геометрические формы партера, водоемов, подстриженных деревьев, клумб объединяли парковый ансамбль. В Версале повсюду проявляется стремление человека подчинить природу разуму и воле. Это вершина в развитии французского, так называемого регулярного парка.

В оформлении дворцово-паркового ансамбля большую роль играли статуи, скульптурные группы, рельефы, гермы, фонтанные композиции. Это изображения божеств лесов, рек Франции, полей, аллегории времен года, гротескные образы. Скульптура напоминала и о триумфе Франции над Испанией, прославляла доблести короля. Расположение статуй и групп подчинялось пространственному ритму ансамбля. Обширная территория парка включала множество бассейнов, каналов; в то время как фонтаны извергали могучие каскады воды, в водных партерах вода ложилась ровными плоскостями, образуя зеркальные поверхности. Стремление к пышности сочеталось в Версале с чувством меры, началом порядка.

Наряду с сооружением Версаля уделялось внимание перестройке старых городов, и прежде всего Парижа. Его украсили парадная площадь Людовика Святого (ныне Вандомская), обрамленная дворцами, круглая площадь Побед, ставшая средоточием сети улиц города, а также площадь Вогезов. В создании общественного центра Парижа большую роль сыграл так называемый Дом инвалидов с собором и обширной площадью. Возведенный Ардуэном-Мансаром в подражание собору святого Петра в Риме, собор Дома инвалидов с его величественным куполом легче и строже в своих пропорциях.

Большой стиль эпохи ярко представлен в восточном фасаде Лувра (1667–1678), который выстроил Клод Перро (1613–1688) в дополнение к основным частям здания, которые ранее в 16 веке возвели архитекторы Пьер Леско и Лемерсье. Украшенный колоннадой коринфского ордера, он растянут на 173 м и рассчитан на восприятие с расстояния. По вертикали фасад Лувра делится на три части: цокольный этаж, колоннаду и антаблемент. Колоннада охватывает по высоте два этажа здания (большой ордер). Выступающие в середине и по углам фасада ризалиты в виде трех классических портиков своими пропорциями оттеняют внушительность размещенных между ними колоннад. Впечатление мощи усиливается укрупненными масштабами. С этой же целью колоннады сдвоены, их учащенное ритмическое расположение способствует ощущению тяжести антаблемента. Колоннада Лувра воспринимается как выражение незыблемого закона и порядка. Постановка ордера на высоком цокольном этаже отгораживает здание от площади и вносит отпечаток холодного величия. Произведение зрелого французского классицизма, Лувр послужил образцом для многих резиденций правителей и государственных учреждений Европы.

В XVII веке во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Знаменитое сакраментальное заявление короля Людовика XIV (1643 – 1715) “ Государство — это я” имело под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая Церковь Франции стремилась быть независимой от Папы Римского и во многих вопросах действовала самостоятельно.
В это же время сложилось новое философское направление – рационализм (от лат. rationalis — “разумный”), которое признавало основой познания разум человека. Способность человека мыслить, по мнению философов, возвышала его, превращала в подлинное подобие Божие. На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве — классицизм . Это название (от лат. classius — “образцовый”) можно буквально перевести как “основанный на классике”, т. е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом — как художественным, так и нравственным. Творцы этого стиля полагали, что красота существует объективно и ее законы можно постигнуть с помощью разума. Конечная же цель искусства — преобразование мира и человека согласно этим законам и воплощение идеала в реальной жизни.
Вся система художественного образования классицизма строилась на изучении античности и искусства Возрождения. Процесс творчества состоял прежде всего в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников, а достойными воплощения в произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории.

XVII век — время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине века Франция — самая богатая и могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция.
Французское искусство XVII века имеет в своей основе традиции французского Возрождения. Живопись и графика Фуке и Клуэ , скульптуры Гужона и Пилона , замки времени Франциска I, дворец Фонтенбло и Лувр , поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня — на всем этом лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного, — т. е. того, чему суждено в полной мере воплотиться в XVII веке в философии Декарта, в драматургии Корнеля и Расина.
В литературе становление классицизма связано с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского театра. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы и классическое направление становится официальным, господствующим литературным течением, признанным при дворе.
В сфере изобразительного искусства процесс формирования классицизма не был таким единым. В зодчестве первом намечаются черты нового стиля, хотя они и не складываются окончательно. В Люксембургском дворце , построенном для вдовы Генриха IV, регентши Марии Медичи (1615 – 1621), Саломоном де Брюсом, многое взято от готики и Ренессанса , однако, фасад уже членится ордером, что будет характерно для классицизма. Дворец Мэзон-Лаффит , творение Франсуа Мансара (1642 – 1650), при всей сложности объемов являет собой единое целое, ясную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию.
В живописи обстановка была сложнее, ибо здесь переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французскую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое искусство Голландии. Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философию Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность.
Но классицизм не был единственным течением в искусстве того времени. Параллельно ему формировались и развивались еще по крайней мере два направления — придворное и демократическое.
Придворное возглавил Симон Вуэ (1590 – 1649). Обладая широтой кругозора, хорошо зная итальянское искусство, Вуэ получил звание “первого живописца короля”. Создавшееся в 30-х годах XVII века официальное придворное искусство отгораживалось от своего индивидуального и оригинального, от свего интимного, выражающего заветные мысли и чувства человека.
Типичными представителями демократического, или реалистического, направления были художники Луи Ленен , Жорж де Латур , график Жак Калло . Их искусство, по сути, было противоположным придворному. Работы пронизаны любовью к Франции и французам, звучат как настойчивое утверждение прав и достоинства простых людей.

Версаль - шедевр классицизма

В первой половине XVII века столица Франции постепенно превратилась из города – крепости в город – резиденцию. Облик Парижа теперь определяли не крепостные стены и замки, а дворцы, парки, регулярная система улиц и площадей.
В архитектуре переход от замка к дворцу можно проследить, сравнив две постройки. Люксембургский дворец в Париже (1615 – 1621) , все корпуса которого расположены по периметру большого внутреннего двора, своими мощными формами еще напоминает отгороженный от внешнего мира замок. Во дворце Мезон – Лаффит под Парижем (1642 – 1650) уже нет замкнутого внутреннего двора, здание в плане имеет П – образную форму, что делает его облик более открытым (хотя он и окружен рвом с водой). Это явление в архитектуре получило поддержку государства: королевский указ 1629 года запретил возводить военные укрепления в замках.
Вокруг дворца архитектор теперь обязательно устраивал парк, в котором царил жесткий порядок: зеленые насаждения были аккуратно подстрижены, аллеи пересекались под прямым углом, цветники образовывали правильные геометрические фигуры. Такой парк получил название регулярного или французского.
Вершиной развития нового направления в архитектуре стал Версаль – грандиозная парадная резиденция французских королей недалеко от Парижа.
Вначале там появился королевский охотничий замок (1624). Основное же строительство развернулось при Людовике XIV в конце 60- х годов. Но к Версалю мы вернемся чуть позже.
Строительство во Франции , значительно сократившееся при Генрихе III в период религиозных войн, вновь активизировалось при Генрихе IV. В культовом зодчестве иезуиты насаждали стиль Контрреформации, но, несмотря на это, Франция не отрешилась от своих национальных традиций, и уже в эпоху правления Людовика XIII попытка полной “романизации” церковной архитектуры потерпела неудачу.
Во времена Генриха IV преобладающую роль играла светская архитектура, большое внимание уделялось планировке гордской среды, и в результате Париж украсили две площади — Вогезов и Дофина. В архитектуре этого времени преобладал маньеризм – тяжеловесная пышность, богато украшенные интерьеры, декоративные расписанные и золоченые панели.
Могло показаться, что этот стиль со временем перерастет в барокко и архитектура Франции пойдет по пути, проложенному Италией.
Однако в 1635 – 1640 годы возобладала иная тенденция: во Франции начинают складываться основы классицизма , определившие направления е дальнейшего развития вплоть до конца XVIII столетия.
Уже в творчестве Жака Лемерсье (1580 – 1654) , принявшего участие в дальнейшем строительстве Лувра и капеллы в Сорбонне , архитектурные формы освобождаются от сложности маньеризма, а использование ордера приобретает сложную логику. Однако элементы настоящего французского классицизма впервые появились у Франсуа Мансара (1598 – 1666) при строительстве Орлеанского крыла замка Блуа (1635) . Каменный фасад этого здания членит трехярусный ордер, пропорции которого гармонично сочетаются с островерхими крышами и тонкими трубами дымоходов, характерным декоративным элементом, ставшим традиционным во Франции еще в эпоху Ренессанса. Этот тип здания Мансар усовершенствовал при строительстве уже упомянутого выше дворца
Мезон – Лаффит (1642 – 1650) ; здесь классические пристрастия архитектора с особой яркостью проявились в декоре интерьера, где вместо традиционных панелей, окаймленных золотом, главным украшением стены служит исключительно строгая система каменных членений. Само здание развернуто по горизонтали, оно не имеет внутренних дворов.

Когда король принял решение о переезде двора и правительства в Версаль , он поручил строительство дворца (1661), должного по его замыслу, затмить своим великолепием все королевские резиденции Европы, Лево , Лебрену и Ленотру (эта команда мастеров создала дворец Во-ле-Виконт для Никола Фуке). Архитектура дворца , строившегося с перерывами на протяжении многих лет, расширявшегося и подвергавшегося изменениям, сама по себе не представляет что-либо необычное. Не совсем удачные пропорции Лево улучшил Жюль Ардуэн-Мансар (1646 – 1708) . С особой яркостью чистота классических форм его архитектурного языка проявилась в здании Большого Трианона или в Мраморном Трианоне, меньшем по размеру увеселительном дворце, построенном неподалеку от главного здания. а также в соборе Дома инвалидов (1679) , где этот архитектор гармонично горизонтальные членения ордерной системы введением традиционных вертикальных акцентов. В оформлении интерьеров Версальского дворца – Больших покоях и Зеркальной галереи – Ж. Ардуэн-Мансар и Лебрен , отказавшись от традиционных панелей с золочеными углами в духе Людовика XIII, обратились к роскошному убранству в итальянском стиле с использованием многоцветного мрамора, золоченой бронзы и живописи.

Интерьеры Версальского дворца

Ж. Ардуэн-Мансар оформил все постройки в едином стиле. Фасады корпусов были поделены на три яруса. Нижний по образцу итальянского дворца-палаццо эпохи Возрождения отделан рустом. средний – самый крупный – заполнен высокими арочными окнами, между которых расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен, завершается он балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединенных перилами) и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства, хотя все фасады имеют строгий вид. Интерьеры дворца отличаются от фасадов роскошью отделки.

Версальский парк

Огромное значение в дворцовом ансамбле принадлежит парку, спроектированному Андре Ленотром . Он отказался от искусственных водопадов и каскадов в стиле барокко, символизировавших стихийное начало в природе. Бассейны Ленотра четкой геометрической формы с зеркально гладкой поверхностью. Каждая крупная аллея завершается водоемом: главная лестница от террасы Большого дворца ведет к фонтану Латоны; в конце королевской аллеи располагаются фонтан Аполлона и канал. Парк ориентирован по оси “запад – восток”, поэтому, когда восходит солнце и его лучи отражаются в воде, возникает удивительно красивая и живописная игра света. Планировка парка связана с архитектурой – аллеи воспринимаются как продолжение залов дворца.
Главная идея парка – создать особый мир, где все подчинено строгим законам. Не случайно многие считают Версаль блестящим выражением французского национального характера, в котором за внешней легкостью скрывается холодный рассудок, воля и целеустремленность.

Литература и искусство в XVII веке достигли бесспорных высот благодаря подъему, который переживали прогрессивные общественные силы страны в связи с ее экономическим и социальным развитием.
Несмотря на обострение внутренних противоречий в стране в это время, несмотря на войны, восстания и бунты, данный период является выдающимся в развитии французской культуры.
Абсолютная монархия стремилась подчинить идеологическому контролю всю культурную жизнь страны. В искусстве для короля главенствовала идея прославления его власти, на нее не жалели ни средств, ни сил.
К украшению Версаля были привлечены виднейшие французские архитекторы, художники и скульпторы, садоводы и мебельщики. В его сооружении участвовали лучшие инженеры и техники, тысячи рабочих и ремесленников. Возведение и содержание Версаля, ставшего символом величия абсолютизма, требовали огромных затрат, но власть предержащие шли на любые расходы, понимая идейную направленность подобных сооружений.
Постепенно классицизм – стиль, обращенный к высшим духовным идеалам, — стал провозглашать идеалы политические, а искусство из средства нравственного воспитания превратилось в средство идеологической пропаганды. Хотя, наверное, этого не избежала ни одна эпоха…
Но мы бесконечно благодарны этим известным и неизвестным художникам, скульпторам, архитекторам, которые создали эту красоту, воплотили ее в камне, ведь именно благодаря им мы можем восхищаться ею, понимать ее. Этот стиль ушел, как ушли его творцы, как ушла эпоха короля-солнца, но мы помним о них, ведь никогда потом не создавалось более прекрасных зданий, парков, чем эти! Как же далеко архитектуре нашего времени до них!