Кирилл ганин находит актеров на помойке. Отзывы о "концептуальный театр кирилла ганина"

12.06.2019

29 мая 1994 года Кирилл Ганин показал свой первый спектакль «За закрытыми дверями» по пьесе Ж. П. Сартра. Премьера прошла в помещении Московского Еврейского театра «ШОЛОМ». Этот день считается днем рождения Московского концептуального театра Кирилла Ганина. На третьем показе пьесы, 10 июля 1994 года, Кирилла Ганина за постановку пьесы арестовали по статье 228 УК РФ . Во время пребывания под стражей прошел медэкспертизу в НИИ им. Сербского на предмет вменяемости. Был признан вменяемым. 31 декабря 1994 года Кирилл Ганин был выпущен на свободу под подписку о невыезде.

В 1995 году театр под руководством Кирилла Ганина возобновил свою работу. Спектакли ставились как по пьесам самого Кирилла Ганина, так и по классическим произведениям. Во многие постановки по ходу действия вовлекались сами зрители и становились не только зрителями, но и частью актёрской труппы.

Многие постановки Кирилла Ганина по классическим произведениям вызывали протесты наследников авторских прав и ряда депутатов Государственной Думы .

В 1999 году на режиссёра Ганина, за постановку им спектакля «Мастер и Маргарита», в суд подал наследник писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский. Суд выиграл режиссёр .

В 2003 году по факту постановки пьесы Кирилла Ганина «Ленин в сексе», с требованием к министру внутренних дел РФ посадить режиссёра, а театр распустить, обратились депутаты Николай Губенко и Елена Драпеко . После разбирательства заявление осталось без удовлетворения .

В 2005 году Кирилл Ганин подал в суд на издательство «Эксмо » и писательницу Дарью Донцову , усмотрев в одном из эпизодов книги «Дантисты тоже плачут», изданной в 2003 году, подрыв своей деловой и творческой репутации. Один из героев произведения, полковник милиции, произносит фразу, которая и послужила поводом для судебного иска:

В 2004 году режиссёр в ответ на цитату писательницы создал спектакль «Дарья Донцова. Эротическая фантазия про театр Ганина». После премьеры спектакля представители издательства предложили компромиссный вариант - режиссёр прекращает показы этого спектакля, а издательство удаляет фразу из следующего издания книги. Так как вариант не устроил Ганина, досудебного урегулирования не произошло. Суд, рассмотрев все стороны этого дела, в иске режиссёру отказал .

В том же 2005 году выразил своё отношение к выборам в Московскую городскую думу , устроив предвыборную акцию в ночном клубе, после которой попытался собрать подписи под своей предвыборной петицией. Свою акцию он объяснил тем, что в предвыборной кампании слишком мало грязи, она внутри и он хочет вывести её на поверхность .

В марте 2006 года Кирилл Ганин стал инициатором фестиваля, заявленной целью которого являлся показ жестокости диктаторов. Ганин за 45 минут в своей пьесе «Опустите Милошевича » не только показал жизнь диктатора, но и увязал его жестокость с сексуальной неудовлетворённостью .

В феврале 2014 года обратился к руководству Департамента культуры Москвы с предложением «создания государственного театра, пропагандирующего светские семейные ценности и любовь к Родине»

Политическая деятельность

Кирилл Ганин возглавляет политическую партию «Россия без мракобесия », зарегистрированную в Министерстве Юстиции РФ 4 апреля 2012 года .

14 октября 2012 года партия провела митинг, участники которого осудили попытки изменения школьных программ в сторону углублённого изучения библейских воззрений в ущерб изучению науки .

На состоявшейся 25 октября 2012 года пресс-конференции Кирилл Ганин предостерёг президента РФ Владимира Путина от чрезмерного сближения с РПЦ :

Критика

Критики оценивают спектакли Ганина, несмотря на обнаженную натуру и мат, «предсказуемыми, как детский утренник, и утомительными, как партсобрание», отмечая что половина зрителей «с облегчением» уходит с середины спектакля . Вадим Нестеров отмечает, что анонсы спектаклей Ганина вводят зрителей в заблуждение, выдавая «нудение» за мюзиклы, и что в спектаклях Ганина сложно найти что-то, кроме обнажённой натуры . В спектакле «Узники секса» - о событиях в тюрьме «Абу-Грейб» в Ираке - в качестве узников «Абу-Грейб» приглашаются зрители из зала, где с ними проделывают известные по скандалу процедуры. Сам Ганин объясняет это как «Только на себе прочувствовав унижение, человек не будет унижать другого». Однако Вера Щирова в «Новых Известиях» приходит к выводу, что, рассчитывая получить удовольствие, на самом деле эти зрители прилюдно унижаются. Сами спектакли Щирова расценивает как «оргию» . Шураев и Данилов видят в постановке Ганиным «Алисы в Стране Чудес» проявление тенденции вульгаризации и сексизма в современной российской культуре

Напишите отзыв о статье "Ганин, Кирилл"

Примечания

  1. ИВАН Ъ-БУРАНОВ. // Коммерсант. 23-07-94
  2. Николай Морозов. // Известия. 17.10.2005
  3. Дмитрий Павлов, Максим Варывдин. (рус.) . Коммерсантъ . kommersant.ru (23 июля 1994 г.). Проверено 26 ноября 2012. .
  4. (рус.) , Грани.ру , grani.ru (02 марта 2004 г.). Проверено 26 ноября 2012.
  5. Тамара Разумовская. (рус.) . Коммерсантъ . kommersant.ru (10 июня 2003 г.). Проверено 26 ноября 2012. .
  6. Иван Буранов. (рус.) . Коммерсантъ . kommersant.ru (7 июня 2005 г.). Проверено 26 ноября 2012. .
  7. (рус.) , РИА Новости , ria.ru (6 апреля 2005 г.). Проверено 26 ноября 2012.
  8. Анна Гараненко. (рус.) . Известия . izvestia.ru (17 октября 2005 г.). Проверено 26 ноября 2012. .
  9. Вера Щирова. (рус.) . Новые Известия . newizv.ru (24 марта 2006 г.). Проверено 26 ноября 2012. .
  10. , 10.02.2014.
  11. , Минюст РФ
  12. (рус.) . РИА Новости . ria.ru (2 мая 2012 г.). Проверено 7 декабря 2012. .
  13. Дмитрий Волчек. (рус.) . Радио Свобода . svoboda.org (22 апреля 2012 г.). Проверено 26 ноября 2012. .
  14. (рус.) , Новая газета , novayagazeta.ru (14 октября 2012 г.). Проверено 7 декабря 2012.
  15. Аделаида Сигида. (рус.) . Утро.ру . utro.ru (25 октября 2012 г.). Проверено 26 ноября 2012. .
  16. // Газета. Ру 02.04.2004
  17. Вера Щирова // Новые Известия, 24.03.2004
  18. Eric Shiraev and Sergei Danilov. «Pop Music as a Mirror of the Russian Transformation» // Betty Glad. «The Russian Transformation: Political, Sociological, and Psychological Aspects». Palgrave Macmillan, 1999. ISBN 0312215665 , 9780312215668

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ганин, Кирилл

Дивизия Фриана, так же как и другие, скрылась в дыму поля сражения. С разных сторон продолжали прискакивать адъютанты, и все, как бы сговорившись, говорили одно и то же. Все просили подкреплений, все говорили, что русские держатся на своих местах и производят un feu d"enfer [адский огонь], от которого тает французское войско.
Наполеон сидел в задумчивости на складном стуле.
Проголодавшийся с утра m r de Beausset, любивший путешествовать, подошел к императору и осмелился почтительно предложить его величеству позавтракать.
– Я надеюсь, что теперь уже я могу поздравить ваше величество с победой, – сказал он.
Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать.
– Allez vous… [Убирайтесь к…] – вдруг мрачно сказал Наполеон и отвернулся. Блаженная улыбка сожаления, раскаяния и восторга просияла на лице господина Боссе, и он плывущим шагом отошел к другим генералам.
Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает.
Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно.
Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск.
Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
– Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.

Наш народ все реже посещает театры. Почему? Потому что там - скучно. В Театре Кирилла Ганина всегда аншлаги. Ему удалось сделать спектакли такими, что их хочется смотреть снова и снова. Сейчас здесь шесть актеров, но ролей гораздо больше. Как правило, их играют зрители из зала.

Актриса должна быть нимфоманкой

В МОИХ спектаклях мужчина должен нести мысль, - считает Кирилл, - а женщина - раздеваться и быть нимфоманкой. Ее задача - развращать и возбуждать мужчин, чтобы они ради нее и по палкам лазали, и тексты учили, и в любви объяснялись. Сейчас в академических театрах все женщины перешли на ор. Бегает эдакая психованная мужичка по сцене, кричит, и нет в ней ничего женственного. И я решил: пусть в моем театре будут актеры любого жанра. Главное, чтобы человек, выходя на сцену, что-то мог сделать или сказать. Есть у меня один парень, который днем в детском театре выступает, а вечером - в моем. Он отличный психолог, его искусство - чувствовать настроение зрителя. Он со взрослыми разговаривает, как с детьми.

Какие у вас требования к новичкам?

Первый этап, когда новый актер приходит, - покажи, что ты умеешь. Если он начинает спрашивать, что показать, значит, ничего не умеет. Второй этап - посмотри мой спектакль. Если я увижу, что человек, увидев мой спектакль, выбежит на сцену (практически со всеми, кто у меня работал, так и было), это мой человек. В спектакле "Мадлен Олбрайт в постели с Клинтоном" была такая фишка. В специальную нишу прячется бутылка водки, и ее в определенный момент оттуда изящно вытаскивают и предлагают зрителям выпить по вымышленному случаю. Как-то один из наших постоянных зрителей за 20 секунд до момента извлечения бутылки не выдержал, выбежал на сцену, вытащил заначку, открыл, налил содержимое в заранее приготовленный им стакан, заглотил его одним махом и, ужасно довольный, исчез в неизвестном направлении. Правда, бутылку все-таки успел на место спрятать.

В вашем театре очень маленькая сцена. Как ваши актеры умудряются играть на 12 квадратных метрах?

Им абсолютно не важно, где играть. Они могут и в автобусе. Например, спектакль "Лука Мудищев" начинался с автобусной экскурсии по местам, где жил главный герой. Автобус едет по Москве (все действие спектакля происходит в настоящем салоне автобуса). Проезжаем здание мэрии, экскурсовод говорит: "Посмотрите направо, вы видите здание мэрии - здесь работает Мудищев". Проезжаем Кремль - "Здесь тоже работает Мудищев". И не нужны никакие декорации. Автобус сам по себе настолько реалистичен, что, когда мы подъезжаем к конечному пункту маршрута - школе, где учились все эти Мудищевы (это клуб "Ночная Сова", который расположен на первом этаже одной из московских школ, я там повесил табличку с номером школы, в которой я сам учился, - "Средняя школа N1140"), люди выходят из автобуса и видят настоящее здание школы! А при входе стоит тетка забальзаковского возраста в трусах, лифчике и с хлебом-солью. Экскурсовод говорит: "Это вас встречает директор школы". Зрители стоят и не могут понять, куда они попали.

Кирилл, а изначально-то актеров вы где находили?

Знакомые приводили своих друзей. Мой первый спектакль проходил за закрытыми дверями. Суть его такова: три персонажа встречаются на том свете в аду - лесбиянка, баба вся из себя, которой нравится, что за ней мужики бегают, и латентный гомосексуалист. Смысл в том, что каждому из них невозможно найти полового партнера, а это и есть ад. Натуралка не нужна "голубому", а ее еще и лесбиянка домогается, которая не может себе партнершу найти. А гомосексуалисту эти две тетки вообще до лампочки. Плюс в том спектакле были задействованы еще два персонажа - стриптизер и стриптизерша, которые тусовались вокруг трех диванов - трех гробов. И еще был лилипут, который прежде работал коридорным в гостинице. Он два раза выступил, потом стал не нужен. Многие люди в моих спектаклях были задействованы только один раз.

А самого знаменитого актера в Театре Ганина, сэра Дэвида, вы где нашли?

Он сам нашелся. На помойке. Этот бомжеватый тип мелкого росточка просто спал в мусорном контейнере. Этому озабоченному старичку хотелось попробовать, как спится в мусорном контейнере. И тут я мимо иду. "Как тебя зовут?" - спрашиваю. А он отвечает: "Давид Наумович, но называйте меня сэр Дэвид". Он мне представился театральным актером. Но правды никто не знает, потому что он каждый раз говорит разное. То рассказывает, что запускал космические корабли, то ремонтировал орбитальные станции прямо на небесах, то называет себя часовым мастером...

Наследники - это профессия

КИРИЛЛ, я слышал про громкий скандал с потомками Булгакова, что произошло?

Я решил поставить спектакль "Мастер и Маргарита". Вышел анонс в ряде информационных изданий. В Российском авторском обществе (РАО) есть отдел, который отслеживает все эти постановки. Мне позвонили и сообщили, что все права на спектакль принадлежат булгаковскому наследнику. Я удивился: 60 лет прошло после написания книги, и детей у Булгакова не было. Но, как говорится, "не оприходованных кладов не бывает". Всегда найдется какой-то наследник, который, ничего не делая, будет кучу денег иметь. Таким человеком оказался Сергей Шиловский - внук последней жены Булгакова, но не от него. В человеке никаких булгаковских кровей не теплится, он не видел Булгакова живьем, но при этом знает, что имел в виду автор, когда писал свой роман! Наследники - это такая профессия. Они все друг друга знают и созваниваются регулярно. У них вроде как профсоюз. Я ему позвонил. Он спрашивает: "Это вы делали Муху-Цокотуху?" - "Да, я". - "А в вашей инсценировке "Мастер и Маргарита" сколько страниц?" - "31 страница". - "Все ясно, раз так мало, значит, это порнография". В общем, он разрешения не дал. Потом стали появляться телесюжеты и публикации в прессе о спектакле. И этот наследник подал на меня иск в Мещанский межмуниципальный суд и запросил 50 тысяч (!) минимальных окладов в качестве компенсации. Кстати, сам Шиловский открыл парфюмерную линию со знаменитым кремом "Мастер и Маргарита". Ему дали деньги за право открыть ресторан "Кот Бегемот", который как раз напротив РАО. К счастью, в удовлетворении иска ему отказали.

Кстати

БИЛЕТ на спектакли Кирилла Ганина стоит 180 рублей. Но в голом виде вход бесплатный. Идете в гардероб, обнажаетесь и проходите в зрительный зал. Схалтурить не удастся - на входе крутая охрана. Над вами никто смеяться не будет. Во-первых, клуб закрытый, а во-вторых, обнаженных там и без вас хватает.

Концептуальный театр К. Ганина был основан режиссером и драматургом Кириллом Ганиным. Первым спектаклем труппы в 1994 году стала постановка пьесы Жана-Поля Сартра «За закрытой дверью». Спектакли Ганина носят эротический характер. Зрителям дается возможность снять с себя все излишние табу, вернуться к искреннему восприятию мира. В спектаклях присутствуют интерактивные сцены с участием желающих зрителей. Концептуальный театр К. Ганина играет свои спектакли не только в России, но и за рубежом.

Концептуальный театр К. Ганина был создан в 1994 году. Основатель и руководитель труппы - режиссер и драматург .

Концептуальный театр К. Ганина - психологический театр. Постановки носят эротический характер, актеры могут полностью раздеться на сцене. Таким способом Ганин общается со зрителем, помогает ему преодолеть все наносные табу, отбросить штампы.

Первым спектаклем Концептуального театра К. Ганина стала постановка пьесы Жан-Поля Сартра «За закрытой дверью». Премьера состоялась 29 мая 1994 года в помещении московского еврейского театра «Шалом». После третьего показа Кирилл Ганин был арестован по обвинению в порнографии прямо во время спектакля. Позднее содержание под стражей заменили на подписку о невыезде. Многие знаменитые актеры, политики, писатели встали на защиту режиссера. В 1995 году Кирилла Ганина суд признал невиновным.

В 1997 году в театре была поставлена откровенная версия сказки Корнея Чуковского в стиле ню «Муха-Цокотуха». В 1999 году Ганин поставил спектакль «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова. Спектакль шел по очереди в совершенно разных интерьерах: в морге НИИ Склифосовского, в цирке-шапито, в «нехорошей квартире».

В 2001 году состоялась премьера спектакля «Ленин в сексе» по пьесе Кирилла Ганина. В апреле 2006 года театр поставил пьесу «Уроки настоящего русского языка», которую сочинил профессор Венского университета Владимир Яременко-Толстой. В спектакле сыграли роли настоящие студенты-иностранцы.

В 2009 года театр выступал на гастролях в Израиле с нашумевшими постановками — « Лука Мудищев» и «Лолита».

Далеко не однозначный театр, далеко не однозначные постановки. Невозможно предположить, как именно вы отнесётесь к происходящему на сцене. Это зависит от многих факторов - ваши мысли, жизненная позиция, границы бытия и способность видеть дальше обычного. Если будет интересно, на каком уровне восприятия находитесь вы - приходите и посмотрите. Ваше подсознание расскажет вам. Говорят, "Театр Ганина - это зеркало, где каждый видит себя. Хороший человек видит - рай, грязный человек – ад».

Давно я хотел сходить в театр Кирилла Ганина, да все руки не доходили, а самое главное нигде не мог найти настоящий правдивый, а главное адекватный отзыв. Итак, я мне 30, женат, без тараканов и без нехватки секса просто интерес. спектакль назывался "прикоснись ко мне нежно", премьера 07.07.2017, расположение очень удачное, хорошая парковка, заведение монабар. внутри, чисто, не курят. Пришёл за 25 мин до представления т. е в 18:35, представление началось в 19:20. честно устал ждать, официанты просто...
2018-01-12


Так случилось, что мы попали в этот цирк (театром это ну никак не назовешь) совершенно случайно - по приглашению друзей. Предварительно изучив отзывы, у нас уже сложилось впечатление чего ожидать: пошлости, бездарности и эстетически неприятного зрелища. Собственно, ожидания оправдались! Сразу хочу отметить, что мы с мужем не ханжи и вообще за разнообразие и расширение границ. И нас мало чем можно удивить. Но, люди! Это мрак! Это такое ДНО! Попросту говоря, это такой своеобразный клуб эксгибиционистов...
2018-01-11


Ходили с молодым человеком на спектакль "Дневник первой леди" в этот "театр" (29.10.2014). Мы ожидали немного другого, но, в принципе, остались довольны, весело провели вечер. Театр расположен в стриптиз-клубе (судя по предыдущим отзывам, раньше это было просто кафе). Хотя иногда место проведения мероприятия меняется, эту информацию можно уточнить на сайте. Мы бронировали билеты, но можно, как мы поняли, прийти и не записываясь, место для вас найдут. Зрителей немного, их рассаживают за столики...
2015-09-23


Про театр Ганина я слышала давно, наконец мы с молодым человеком решили посмотреть постановку "В шоу только девушки". Пришли в помещение клуба, где проходят театральные постановки, заняли столик, ждем. Хотелось бы отметить очень низкий уровень обслуживания в ресторане клуба, но к театру это не имеет отношения. Спектакль начался и в центр зала вышли трое молодых людей разной степени раздетости и под легкую музыку начали разыгрывать историю из жизни самих себя, живущих в одной квартире и пытающихся...

Концептуальный театр Кирилла Ганина - старейший эротико-художественный театр России. Он был создан еще в 1994 году, и с тех пор завоевал устойчивую популярность у самых различных слоев населения. Спектакли театра сопровождаются неизменными аншлагами, о театре много пишет пресса. Не обошло стороной творчество театра Ганина и телевидение: сюжеты о спектаклях, проходящих на его подмостках, об актерах, составляющих труппу театра и, естественно, о самом Кирилле Ганине регулярно появляются в различных телепрограммах. Что же представляет из себя этот театр, и какова его основная концепция? Концептуальное искусство по Ганину - это некое течение в искусстве, поставившее своей целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству художественных идей, которые инспирируются в сознании зрителей с помощью художественных образов. Концептуальное искусство возникло как художественная альтернатива ханжеству и лицемерию. Один очень известный в мире искусства человек назвал театр Кирилла Ганина первым и единственным в России театром секса и юмора, в котором на сцену вместе выходят нудисты, известные политики, серьёзные драматические актрисы с бритыми лобками. Даже такие знаменитые люди, как бывший мэр Владивостока Черепков и детский композитор Владимир Шаинский принимали участие в спектаклях Кирилла Ганина! За долгую историю существования театра было поставлено более сотни спектаклей, многие из которых стали поистине легендарными. Это "Ленин в сексе", Публичный дом куклы Ксюши" (про Ксению Собчак), "Фауст", "Лолита", "Алиса в Стране чудес", "Мадлен Олбрайт в постели с Клинтоном", "Мастер и Маргарита", после которого наследники Булгакова подали на Ганина в суд, но, естественно, ничего не добились. Примерно такая же история была со спектаклем "Муха-Цокотуха", после премьеры которого всполошились уже наследники Корнея Ивановича Чуковского. Под их давлением режиссеру пришлось переименовать "Муху-Цокотуху" в "Муху-Потаскуху", что, впрочем, никоим образом не повлияло ни на популярность, ни на художественные достоинства спектакля. В театре играют замечательные актеры. Один только Давид Наумович Томбак, он же сэр Дэвид чего стоит! Это настоящий ветеран театрально-эротического фронта. Ему уже под восемьдесят, но он по-прежнему в строю, и всегда готов выйти на сцену абсолютно ню, дабы порадовать молодых актрис и почтенную публику своим безграничным обаянием. Но люди, которые считают, что театр Ганина - рассадник пошлости и порнографии, глубоко заблуждаются. На самом деле здесь все очень целомудренно, красиво, изящно и даже немного по-детски. Недаром Кирилл Ганин стал настоящим кумиром для многих московских интеллектуалов, а на спектаклях его театра можно увидеть представителей столичной богемы, известных писателей и ученых, студентов престижных вузов, красивых девушек, то есть - лучших представителей нашего общества. Спектакли театра идут редко, раз в неделю, но каждый из них являет собой настоящий праздник, пир духа и тела для истинных ценителей Прекрасного. Наш сайт: http://teatrganina.com