Картина февральская лазурь когда написана. И. Грабарь «Февральская лазурь» история картины. Известный русский художник

21.11.2021

Говорят, что пейзаж - это портрет природы. И у хорошего художника он преисполнен динамизма, некой тайны, открывающейся зрителю лишь на интуитивно-чувственном уровне. Он наблюдает обыкновенную, даже непримечательную зарисовку природы - одиноко стоящее дерево, неспокойное море или горную местность - и тем не менее не перестает восхищаться необычным ракурсом изображаемого, фотографически точно подмеченным настроением, импрессионистической игрой с цветами. Всеми этими особенностями можно охарактеризовать и полотна Игоря Грабаря. Попробуем же дать описание картины «Февральская лазурь».

История создания

Как правило, свидетельства об истории создания того или иного крайне недолговечны. Проходит некоторое время - и уже сам художник точно не помнит, когда его посетил замысел запечатлеть что-либо на бумаге. К счастью, история картины «Февральская лазурь» не канула в Лету. Известно, что создавалось полотно, когда Грабарь гостил в Дугино у хлебосольного мецената Николая Мещерина. Дугинский период считается едва ли не самым плодотворным в творчестве художника, написанные за 13 лет картины с удовольствием принимали музеи и выставки.

Однажды погожим февральским утром художник просто решил погулять - без красок и мольберта. Одна из берез показалась Грабарю особенно красивой, он засмотрелся на нее и... уронил палку. А поднимая ее, взглянул на деревце снизу вверх. Эффект был просто необыкновенный! Художник бросился за принадлежностями и зарисовал увиденное, дабы через несколько дней приступить к созданию полноценной картины. Для этого Грабарь вырыл траншею в снегу, прикрыл холст зонтом, что усилило эффект присутствия синего цвета, и принялся творить. Работал он около двух недель, и все это время природа баловала художника прекрасной погодой.

Предмет изображения

Описание картины «Февральская лазурь» начнем с главного - березки на переднем плане. Деревце окутано тончайшим зимним кружевом, способным весело искриться даже в пасмурный день. Чуть дальше видны меньшие подружки белоствольной царицы, маленькие березки. Так и приходит на ум сравнение с девушками, которые кружатся в хороводе, кличут весну и провожают февраль. Кажется, постой еще немножко рядом с полотном - и ты услышишь песню о символе нашей страны, березе.

Дерево изображено на фоне белоснежного покрывала и пронзительно-синего неба. Оттого его ветви, придающие березке интересную, даже несколько странную форму, выглядят таинственными, сказочными, околдованными. Словно белоствольная красавица только что проснулась и тянется к небу для приветствия весны, из-за чего кажется, что березка подбоченилась.

Цветовое решение

Продолжаем картины «Февральская лазурь»". Казалось бы, изображение зимнего месяца требует задействовать вовсю белую краску. Однако Грабарь поступил иначе. На полотне зрителю отчетливо видно, что снег уже не очень чистый, кое-где виднеются проталины, а значит приближается весна. В то же время художник щедро использует пастельные и яркие тона. Считается, что в полотне он достиг предела цветовой насыщенности, рисуя, по сути, чистым светом. Мы увидим немало оттенков голубого, ультрамаринового. Все они сливаются в неповторимую музыку живописи, главная цель которой - передать еще один миг из жизни природы, невидимый подчас для простого человека. Подобной установкой полотно, которое создал Грабарь - «Февральская лазурь» - сближается с шедеврами французских импрессионистов, таких как «Маки» Клода Моне.

Доминирующее настроение

Главный идейный посыл полотна можно охарактеризовать как ожидание. Зимняя стужа обязательно сменится теплой погодой, изображенная березка оденется в прекрасный наряд из зеленых листьев, а природа начнет новый виток своего развития. Это объясняет необычайный, оптимистический эмоциональный фон полотна. Это описание картины «Февральская лазурь» должно учитывать.

Прочие факты

За Грабарем закрепилась слава изобразителя зимней поры. Существует даже интересная параллель упомянутого дугинского периода с Болдинской как одного из наиболее плодотворных периодов деятельности поэта. Впрочем, Грабарь - «Февральская лазурь» и иные «зимние» полотна не в счет! - запечатлевал и другие времена года, а также Художник за всю свою жизнь поработал очень плодотворно: далеко не каждый живописец может практически без остановки творить около 60 лет!

Первоначально интересующее нас полотно художник назвал «Голубой зимой» - аналогия с другими полотнами Грабаря - но когда отдавал свое детище в Третьяковскую галерею, переименовал его. Шедевр и по сей день находится там. Посетители взирают на полотно, с удивлением обнаруживают то, что не в силах передать даже самые искусные репродукции: мазки, отдельные точки, из которых слагается полотно. Это тоже след одного из течений искусства - дивизионизма.

На этом описание картины «Февральская лазурь» можно считать законченным.

В шестом классе средней школы на уроках русского языка предлагается написать сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".

Данная статья может использоваться в качестве дополнительного материала во время подготовки к выполнению работы учениками. Биографические сведения о художнике, а также история создания картины "Февральская лазурь" пригодятся также педагогам для составления конспекта урока.

Детство

Игорь Эммануилович Грабарь появился на свет в Будапеште в семье, где оба родители занимались дипломатической деятельностью. В раннем детстве будущий художник вместе с отцом и матерью перебрался в Россию, в Рязанскую губернию. Там Эммануил Грабарь получил должность преподавателя французского языка в гимназии небольшого городка.

К тому периоду относятся первые воспоминания мальчика, связанные с впечатлениями от художественного творчества. Однажды отец Игоря взял сына в гости к своему приятелю, педагогу, преподававшему в той же гимназии.

Ребенок был настолько поражен красотой картин, выходивших из-под пера своего старшего товарища, и необычностью инструментов: кистей, мольберта и прочих, что стал упрашивать родителей подарить ему принадлежности для этого занятия. Вскоре мама и папа купили сыну желанный набор для рисования.

Выбор жизненного пути

Будущий автор картины "Февральская лазурь" окончил гимназию, где работал преподавателем его отец. После этого он поехал учиться в столицу. Карьера художника представлялась его родителям и ему самому несбыточной мечтой, поэтому первое образование, которое получил юноша, являлось юридическим.

Но работать на этом поприще, ему было не суждено. Сразу же после получения диплома, он поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств.

В данном учебном заведении его наставником становится выдающиеся русский живописец, талантливый педагог, воспитавший многих деятелей искусства, Илья Репин. Через несколько лет молодой человек на некоторое время переезжает в Мюнхен, где продолжает осваивать различные техники рисования.

История создания картины "Февральская лазурь"

Вернувшись в Россию, художник, живя в Петербурге, часто посещает своих друзей из Подмосковья. Однажды, гостя у одного из знакомых, который тоже имел отношение к изобразительному искусству, Игорь Эммануилович увлекся продолжительными прогулками в окрестных лесах. Этому способствовала мягкая, безветренная погода последнего зимнего месяца.

В один из дней в середине февраля и был сделан набросок одного из наиболее известных полотен Грабаря. Картина "Февральская лазурь" была написана с натуры. Художник, уронивший во время прогулки свою тросточку, нагнулся, чтобы поднять ее и увидел зимние березы в голубом инее с необычного ракурса.

Смотря снизу вверх, Игорь Эммануилович был поражен симметричностью очертаний самого русского из всех деревьев, и тем, как празднично и нарядно оно выглядит на фоне голубого снега, плавно перетекающего в небо такого же цвета. Восхищенный красотою зимнего пейзажа, Грабарь тот час же побежал в свою комнату, где сделал первый набросок будущего полотна.

Картина, написанная в окопе

Чтобы иметь возможность во время работы наблюдать пейзаж именно с этой точки зрения, мастеру пришлось приложить некоторые физические усилия. Он взял в подсобном помещении дома своего приятеля лопату и вырыл яму в половину человеческого роста. Когда окоп был готов, художник перенес туда мольберт, краски и другие принадлежности, необходимые для работы над картиной "Февральская лазурь".

Температура воздуха в это время была не слишком низкая, поэтому живописец мог позволить себе проводить по нескольку часов в день на открытом воздухе. Холст он располагал не традиционным образом, а ставя его под наклоном, так, чтобы рисунок смотрел вниз под острым углом.

Этим художник добился постоянной затененности полотна. При недостаточном освещении, краски казались ему тусклыми, и он был вынужден использовать наиболее яркие оттенки. По этой причине картина Грабаря "Февральская лазурь" обрела праздничные, сверкающие тона.

Любимое полотно мастера

Живописец, проживший почти 90 лет, создавший многочисленные работы различных жанров, все же, даже на склоне своих лет признавался, что считает картину "Февральская лазурь" наиболее удачным своим творением.

На переднем плане полотна изображена береза, покрытая сверкающим инеем, обрамляющим ажурные тонкие ветви. Чуть позади стоят ее сородичи, как будто русские девицы в праздничном хороводе, в момент, когда одна из них вышла в центр круга для сольного танца.

Описание картины Грабаря "Февральская лазурь" было бы неполным без упоминания особой роли, которую играют оттенки синего цвета, преобладающие в фоне полотна. Такими предстают перед зрителем и небо, и свежевыпавший снег. Кажется, что если бы не было леса, находящегося на линии горизонта, то невозможно было бы отличить землю от облаков. Общее настроение этого пейзажа представляется очень радостным. Как будто бы природа нарядилась, готовясь встретить праздник прихода весны. Преобладающий на этом полотне цвет представлен многочисленными его оттенками. Вверху части картины Грабаря "Февральская лазурь" небо окрашено в темные тона, а та его часть, которая находится ближе к горизонту, изображена нежно голубой.

Научная и просветительская деятельность

Описание картины "Февральская лазурь" наводит на мысль о том, что мастер, создавший этот шедевр, являлся большим знатоком русской и западной художественной культуры, в совершенстве владел различными техниками рисования, как классическими, так и современными. Это предположение подтверждается фактами из жизни мастера. Игорь Эммануилович занимался не только созданием живописных полотен, но и участвовал в составлении и редакции большого числа энциклопедий и пособий по изобразительному искусству. В течение долгих лет он руководил Третьяковской галереей.

По его инициативе прошло научное исследование нескольких сотен картин. К этим полотнам были составлены подробнейшие аннотации, включающие информацию о лицах, которые изображены на них, а также о специфических приемах отдельных художников. В одном из писем Игорь Эммануилович признавался, что счастлив заниматься подобной работой из-за возможности рассматривать великие творения не на расстоянии, а находясь рядом с шедеврами.

Настоящий патриот

Грабаря, как человека, истинно любившего свою страну, всегда волновала ее судьба. Так, во время Великой Отечественной войны художник положил начало созданию одной из танковых колонн, перечислив значительную сумму денег на это дело.

За эту инициативу деятель искусств получил благодарственное письмо от руководителей государства. Творческие заслуги Грабаря были отмечены многочисленными премиями и наградами.

Живописное произведение - картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» написанная в 1904 году обладает особой поэзией. Февраль – это месяц борьбы между зимой, не желающей уступать свои права и всего лишь предчувствием приближения весны, ее легким дуновением. Долгим ожиданием пробуждения всей природы после тихого зимнего сна.

Зима не сдает свои позиции, она пугает морозами и снежными вьюгами. Но даже в феврале бывает солнечная погода, когда сразу обращаешь внимание на природу, которая всегда удивительно красива. Просто в нашем суетливом мире мы порой не находим времени, чтобы уделить внимание и посмотреть вокруг. Грабарь, как истинный художник, не смог остаться равнодушным к такой красоте и подарил нам этот великолепный пейзаж.

На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны. Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза - символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых и грустных.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Такие оттенки лазури, бирюзы, синевы, как подарок нашей русской природы в самый вьюжный на просторах России зимний месяц. Все полотно создает ощущение приближающегося праздника,

Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

Художник был изумлен фантастической красотой березовых ветвей в этом перезвоне всех оттенков радуги, на фоне голубого неба. На фоне бирюзы неба, прошлогодняя листва, которая уцелела на самой верхушке березы, кажется золотистой. Словно исполняя пожелание живописца, солнечные дни стояли почти две недели, позволяя Грабарю запечатлеть это чудо. Казалось, природа позировала талантливому художнику, показывая свое изящество в зимнем уборе. Нечеткие линии производят эффект наполнения картины светом и воздухом.

Художник использует очень светлые чистые оттенки, за счет чего получается хрустальный перезвон голубого цвета – от нежной бирюзы до искрящегося ультрамарина. Полотно напоминает картины известных французских импресси¬онистов.

Сегодня картина Грабаря «Февральская лазурь» находится в Государственной Третьяковской галерее. Размер холста 141 на 83 см

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

3. Биография художника.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960). Родился в Будапеште, в семье русского общественного деятеля. В 1876 году его родители переезжают в Россию. Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, стараясь быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1889 годы Грабарь обучался в московском лицее, а с 1889 по 1895 год в Санкт – Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. Затем поступил в петербургскую Академию Художеств, обучался в мастерской Ильи Репина.

В каникулы много путешествует по Европе: Берлин, Париж, Венеция, Рим, Неаполь.

Вернувшись в Россию, был потрясен красотой русской природы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: “Белая зима”, “Февральская лазурь”, “Мартовский снег” и многие другие.

4. Просмотр картин художника.

“Сентябрьский снег”, “Грачиный гнезда”, “Восход солнца”, “Зимнее утро”, “Зимний вечер”, “Мартовский снег”, “Март”, “Февральская лазурь”.

5. История создания картины.

“Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты”.

6. Что такое описание?

Описание – это тип речи, с помощью которого можно представить предмет, характеризуя его с разных сторон.

7. Что такое пейзаж?

Пейзаж – это изображение картины.

8. Беседа с классом.

Почему картина называется “Февральская лазурь”?

Какова основная палитра картины?

Почему именно белый и голубой цвета используются художником?

9. Обращение к словарю.

А) светло-синий цвет. Бледна, как лилия в лазури васильков. (Батюшков)

Б) цвет неба, моря. Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов)

В) небесная лазурь. Надо мной в лазури ясной светит звездочка одна. (Пушкин)

Г) краска светло-синего цвета. Берлинская лазурь.

10. Беседа с классом.

Что изображено на переднем плане картины?

Символом чего является береза?

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину Грабаря “Февральская лазурь”?

Какие эмоции у вас вызывает береза, написанная художником на первом плане?

Рассмотрите небо, есть ли на нем облака?

Как меняется цвет неба к горизонту?

Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?

Какие цвета использует художник? Почему?

Подберите словарь цветов и оттенков по картине.

11. Предметы изображения.

Небо: вверху, на горизонте.

Снег: на солнце, в тени.

Береза: ствол, ветви.

12. Слова – помощники.

Небо: лазоревое, синее, голубое, бездонное.

Снег: белоснежный, жемчужный, лазоревый.

Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.

13. Синонимы – помощники.

Художник – изобразил, написал, создал картину.

Картина – пейзаж, полотно, репродукция.

Береза – русская красавица, символ русских лесов.

14. Выражения – помощники.

Любовь художника к изображению радостного состояния природы.

Праздник света.

Восхищение русской красавицей.

Жемчужные переливы белого и голубого.

Кружевное переплетение ветвей.

Лазурное небо.

Предчувствие весны.

15. Пример сочинения-описания.

Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря “Февральская лазурь”. Все в ней просто и бесподобно. Изображен изумительный февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.

На переднем плане изображена ветвистая красавица береза. Ее ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие березки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.

Художник передал на своем полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от нее голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе все утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа “Февральская лазурь”.

Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть все своими глазами.

16. План сочинения.

  • Автор картины И.Э.Грабарь.
  • Время года, изображенное на картине.
  • Предметы изображения автора:
    • береза на переднем плане (ее строение, цвет ствола, ветвей)
    • деревья на заднем плане
  • Изображение неба, снега около деревьев.
  • Какое настроение вызывает картина?

17. Домашнее задание.

Используя материал урока, напишите сочинение-описание по картине И.Э Грабаря “Февральская лазурь”.

Грабарь Февральская лазурь

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: обучение учащихся умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:

Познавательные:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

    Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные:

    Составление плана и последовательности действий;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Личностные:

    Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, карточки для учащихся, репродукция картины «Февральская лазурь».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока

1.Знакомство с жизнью и творчеством И. Э. Грабаря

СЛАЙД 2

Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник-пейзажист, тонкий знаток природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию.

В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу.

СЛАЙД 3

В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили её восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок.

СЛАЙД 4

Одно из лучших его полотен – «Февральская лазурь». Путь Грабаря-художника переплетался с деятельностью учёного, исследователя искусства. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства».

СЛАЙД 5

В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь».

СЛАЙД 6

Талант Грабаря-портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе»

2 .Работа над сочинением по репродукции И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

СЛАЙД 7

План

    «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря.

    Описание берёзы на переднем плане.

    Описание берёзовой рощи на заднем плане.

    Цветовое решение картины.

    Настроение, которое вызывает картина.

Примерное описание картины:

«Февральская лазурь» - это одна из лучших картин И. Э. Грабаря. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба.

На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца.

Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными масками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе.

Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём.

Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим цветом.

III . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И. Э. Грабаря и следующий материал для описания картины. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая огромная берёза.

IV . Рефлексия

V . Подведение итогов урока

О каком художнике вы сегодня узнали?

Что вы запомнили о нём?

Возникло ли у вас желание познакомиться с джругими картинами художника?

Информационные источники

Литература:

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 496 с. (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)