Вральман один из второстепенных персонажей комедии русского литератора Дениса Фонвизина “Недоросль”. Уже по фамилии героя становится понятно многое о данной личности. Вральман дословно переводится как врущий человек. В данной комедии он представлен учителем, который был нанят в богатую дворянскую семью Простаковых для их почтенного сына Митрофана. Натура Вральмана хитрая, лживая и ленивая. Войдя в семью он выдал себя за учителя, коим не являлся. Его безвыходное положение, в которое он попал не найдя работу по должности кучера, обязывало выкручиваться любым способом. На госпожу Простакову он сразу произвёл должное впечатление, она наивно полагала, что Адам Адамович немец по происхождению из-за фамилии и акцентного произношения.
Так как в те времена было модным иметь иностранного учителя, то госпожа Простакова приняла Вральмана сразу на пять лет, с повышенным жалованьем, дабы его не переманили к себе другие семьи. Вральман был самым высокооплачиваемым работником в доме у дворян Простаковых. Занимаясь образованием Митрофана Вральман только умел делать видимость всего образовательного процесса, оправдывая это тем, что дворянину не важно образование, он и без него выйдет в свет.
К госпоже Простаковой Вральман с первого дня сумел найти подход, общается он с ней на равных. Среди всех учителей, работающий в доме у Простаковой, именно Вральман внушал большее доверие и нравился ей больше всех остальных. Именно он, как никто другой, оказался близок ей по взглядам касающихся вопросов образования и воспитания. Вральман так же как необразованная госпожа Простакова склонен полагать, что ребёнку нестоит забивать голову лишними науками.
Двойственность натуры Вральмана выясняется в конце комедии, когда на сцену выходят другие герои Стародум и Правдин. Когда Адаму было выгодно, то он всячески льстил Простаковой, и хвалил её сына. И вдруг, когда на выгоду больше рассчитывать не пришлось Вральман тут же попросился на работу к Стародуму. Он даже посмел нелицеприятно высказаться относительно госпожи Простаковой.
Создавая образ Вральмана автор пытался донести какую же всё-таки важность имеет образование и сумел показать все недостатки системы. Своим произведением он высмеивает лень учеников и невежество учителей. Пьеса указывает на то, что проблемы в сфере образования должны решаться на уровне государства, ведь именно от образования народа зависит будущее страны.
Будучи сам сельским доктором Чехов отлично разбирался в различных особенностях этой профессии. Вероятно, он не раз видел таких фельдшеров как Курятин, который является одним из главных героев рассказа Хирургия.
В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной
Наряду с миролюбивыми героями пьесы, есть те, кто всяческими силами старается не дать сблизится двум семьям. Одним из таких персонажей является Миркуцио.
Чехов пишет о сочетании радости и пошлости, надежды и полной безнадежности, печальном итоге. Человеческое существование в каком-то смысле ограничено, в том числе и другими людьми
Многие задают такой этот вопрос, но мало кто может точно ответить на него, ведь мнения всегда расходятся. Каким все же должен быть учитель? Может быть строгим? Или добрым?
sochinimka.ru
vlad7576
(484),
закрыт
5 лет назад
Не могу уловить смысл комедии, но рассказ о вральмене нужно написать. Помогите пожалуйста.
ГАЛИНА
Высший разум
5 лет назад
Для того, чтобы дать Митрофанушке образование, Простакова нанимает учителей: Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. И если первые двое действительно пытаются Митрофанушку научить каким-то наукам, то Вральман даже открыто заявляет Простаковой, что науки- вещь бесполезная, и только он, Вральман, Митрофанушке необходим как учитель, ибо он может рассказать ему об обществе и о том как живут люди. Простакова с ним в этом соглашается.
Немец Вральман – учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный учитель ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.
Он единственный из всех учителей хвалит Митрофана, стараясь понравиться Простаковой, но, возвращаясь к Стародуму, утверждает: “Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками”.
Источник: подробно здесь”энциклопедия литературных героев”(** в ссылке удалите) http://www.*a4format*.ru/pdf_files_bio2/47165968.pdf
Остальные ответы
Похожие вопросы
Также спрашивают
otvet.mail.ru
Вральман в “Недоросле” является одним из учителей Митрофана. Он предстает перед читателем как немец, которого за небольшую плату наняла на службу Простакова, чтобы тот обучал ее сына премудростям светских манер. Однако женщина не замечает очевидного вранья Вральмана, его постоянных оговорок и неприкрытой лести, тогда как читатель сразу раскрывает в учителе проходимца.
На обман указывает и “говорящая” фамилия героя – “Вральман”. В “Недоросле” характеристика Вральмана и практически всех других персонажей раскрывается через их имена – так, “Вральман” происходить от слова “врать” и концовки “манн”, присущей немецким фамилиям. Кроме того, что фамилия указывает на лживого человека, вруна, так и еще и раскрывает личность персонажа – “ложного немца”. Даже казалось бы имеющийся у героя немецкий акцент в конце пьесы объясняется прирожденным дефектом речи мужчины. В финале произведения обман раскрывается – Стародум
Узнает во Вральмане бывшего кучера и снова зовет к себе на службу.
В комедии персонаж выступает единственным учителем, который не пытается учить Митрофана, при этом получает достойное жалованье и общается с Простаковой на равных. Вводя в сюжет Вральмана, Фонвизин иронизирует над глупостью невежественных помещиков, которые не могут отличить кучера от иностранного учителя. Этим автор затрагивает острые вопросы обучения в России 18 века, подчеркивает необходимость реформации и обновления системы образования во всей стране.
home-task.com
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верпую службу.
Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь - «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.
Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.
Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, «погребено с их предками», в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества- он ищет причины этого упадка.
Заключительная реплика Стародума, которой завершается «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!» - в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.
Другая проблема «Недоросля» - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства.
Значительная часть драматического действия в «Недоросле» в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы - бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного, сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном. –
Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.
www.uznaem-kak.ru
Офицер Милон – один из положительных героев комедии “Недоросль”.
Милон – офицер. Он ведет солдат в Москву и делает остановку в имении Простаковых:
“…ведет в Москву свою команду…”
“…Мне велено и солдат вести без промедления… да, сверх того, я сам горю нетерпением быть в Москве…”
Милон – хороший молодой человек, с “похвальными свойствами” и “особливыми достоинствами”:
“…молодой человек, похвальных свойств…”
“…Мне очень приятно быть знакому с человеком ваших качеств…”
“…Особливые достоинствы…”
Милон – скромный, невысокомерный человек:
“…В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…”
Милон – храбрый, неустрашимый мужчина:
“…Я слышал, что вы были в армии. Неустрашимость ваша…”
“…Будучи в сражениях и подвергая жизнь свою…”
“…испытать же себя сердечно желаю…”
Милон ценит в людях смелость и справедливость:
“…Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…”
Милон – добродетельный, просвещенный человек:
“…вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным…”
“…Если мое сердце добродетельно…”
Милон – честный человек, поэтому Стародум называет его другом:
“…Я друг честных людей…” (Стародум о Милоне)
Милон – возлюбленный Софьи. Они не видятся полгода и внезапно встречаются в доме Простаковых. В конце концов влюбленные остаются вместе:
“…Я влюблен и имею счастие быть любим…”
“…Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете, и, что еще горестнее, ничего не слыхал я о ней во все это время…”
“…в деревню [Простаковых] приходит отряд солдат, которым командует молодой человек Милон. Он влюблен в Софью, а Софья в него: лица эти… – честные, благородные, образованные, одним словом, такие, которые, для контраста с дураками,… говорят умно общими местами и походят друг на друга, как две капли воды…”
(С. С. Дудышкин, “Сочинения Фонвизина”, 1847 г.)
Это была цитатная характеристика и образ офицера Милона в комедии “Недоросль” Фонвизина: описание героя в цитатах.
Смотрите: Все материалы по комедии “Недоросль”
www.literaturus.ru
/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»
Тарас Скотинин, брат Простаковой,- типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Услыхав о взятии в опеку имения Простаковых, он говорит: «Да этак и до меня -доберутся. Да этак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову».
Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям. Скотинин - свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника - Митрофана.
С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым - Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» - с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу.
Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.
Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.
В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь - «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.
Вральман в «Недоросле» является одним из учителей Митрофана. Он предстает перед читателем как немец, которого за небольшую плату наняла на службу Простакова, чтобы тот обучал ее сына премудростям светских манер. Однако женщина не замечает очевидного вранья Вральмана, его постоянных оговорок и неприкрытой лести, тогда как читатель сразу раскрывает в учителе проходимца.
На обман указывает и «говорящая» фамилия героя – «Вральман». В «Недоросле» характеристика Вральмана и практически всех других персонажей раскрывается через их имена – так, «Вральман» происходить от слова «врать» и концовки «манн», присущей немецким фамилиям. Кроме того, что фамилия указывает на лживого человека, вруна, так и еще и раскрывает личность персонажа – «ложного немца». Даже казалось бы имеющийся у героя немецкий акцент в конце пьесы объясняется прирожденным дефектом речи мужчины. В финале произведения обман раскрывается – Стародум узнает во Вральмане бывшего кучера и снова зовет к себе на службу.
В комедии персонаж выступает единственным учителем, который не пытается учить Митрофана, при этом получает достойное жалованье и общается с Простаковой на равных. Вводя в сюжет Вральмана, Фонвизин иронизирует над глупостью невежественных помещиков, которые не могут отличить кучера от иностранного учителя. Этим автор затрагивает острые вопросы обучения в России 18 века, подчеркивает необходимость реформации и обновления системы образования во всей стране.
У недоросля Митрофана в комедии Фонвизина было несколько учителей. Одним из них, и наиболее достойным по мнению недалекой госпожи Простаковой, был немец Вральман.
По фамилии этого персонажа не трудно догадаться о его основных качествах. Он без сомнения был обманщиком и льстецом, который выдумывал различные небылицы, чтобы сыскать благосклонность хозяйки и соответственно больше заработать.
На протяжении действия пьесы Вральман не раз завирается, что дает читателю понять, что так называемый учитель совсем никаким образованием не обладает.
Позже выясняется, что Вральман служил Стародуму кучером, а на службу учителем поступил лишь ради денег. К тому же оказывается, что он вовсе никакой не немец, а акцент объясняется врожденным дефектом в произношении.
Так к концу пьесы раскрываются все обманы Вральмана.
Двуличие его натуры обнаруживается во время развязки. Несмотря на то, что на протяжении всей службы в доме Простаковых, он неустанно льстил госпоже Простаковой и незаслуженно осыпал похвалами ее сына Митрофана, стоило на сцене появится Стародуму и Правдину, как Вральман смекнул, что в этом доме ему больше не сыскать выгоды. Тогда он
Попросился на службу к Стародуму, не только не заступившись за госпожу Простакову, которую безмерно “уважал”, но и оскорбил ее, сказав что жители этого дома вполне походили на козлов.
Этот поступок ясно дает понять что Вральман эгоистичный жалкий человек, у которого совсем нет принципов и который во всем старается найти себе выгоду.
Через образ Вральмана Фонвизин в очередной раз пытается указать на важность образования и на недостатки существующей образовательной системы. Он разоблачает как лень учеников, так и невежество учителей. Его пьеса призвана показать, что проблема образования должна решатся на государственном уровне и нуждается в реформации, ведь от этого зависит судьба России.
(No Ratings Yet)
Вральман
Вральман
Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), фамилия невежественного немца, бывшего кучера, который стал у столь же «образованных» помещиков Простаковых учителем их сына, недоросля Митрофанушки.
Иносказательно:
хвастливый, амбициозный лгун и мошенник.
Имя нарицательное, состоит из русского слова «враль» (лгун) и немецкого «Mann» (человек).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Брехло, враль, вруша, выдумщик, соврет недорого возьмет, что ни скажет, то соврет, лжец, врун, брехун, обманщик, мюнхгаузен, лгун Словарь русских синонимов. вральман см. лгун Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов
ВРАЛЬМАН, вральмана, муж. (разг. шутл.). То же, что врун. (По имени действующего лица в комедии Фонвизина Недоросль.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Ср. Фонвизин. Недоросль (одно из действующих лиц). Русское враль, немецкое Mann достаточно выражают смысл придуманной фамилии одного из действующих лиц этой комедии … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Вральманъ. Ср. Фонвизинъ. Недоросль (одно изъ дѣйствующихъ лицъ). Поясн. Русское: враль, нѣмецкое: Mann достаточно выражаютъ смыслъ придуманной фамиліи одного изъ дѣйствующихъ лицъ этой комедіи … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Вральман, вральманы, вральмана, вральманов, вральману, вральманам, вральмана, вральманов, вральманом, вральманами, вральмане, вральманах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
вральман - вр альман, а (враль) … Русский орфографический словарь
Лгунишка, враль, врун, лжец, обманщик, сочинитель. Ср. ... .. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. лгун лгунишка, враль, врун, брехун, лжец, обманщик, сочинитель; бахвал,… … Словарь синонимов
Недоросль комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарная пьеса XVIII века на русской сцене последующих веков. Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 … Википедия
Тест по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
А. реализм В. сентиментализм Б. классицизм Г. романтизм
2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?
А. теория «триединства» В. любовная интрига
Б. «говорящие» фамилии Г. односторонность характеристики героев
3.Какой социальный тип не представлен в комедии? А. дворянские интеллигенты В. столичные
вельможи Б. провинциальные помещики Г. крепостные крестьяне
4.Недорослем во времена Фонвизина назывался…: А. главный герой комедии
Б. подросток 15-17 лет В. ленивый, ограниченный, невежественный человек Г. дворянин, не
получивший образования, не имеющий права служить, жениться.
5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: А. воспитания и образования
В. любовная Б. обличения невежества Г. борьба с самодержавием
6. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?
А. Вральман В. Кутейкин Б. Цыфиркин Г. Простакова
7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это…
А. неповоротливый лентяй Б. безвредный невежа и обжора В. жестокий, неблагодарный и
бездушный невежда Г. молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться
8. Выберите НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: «Недоросль» - это первая социально – политическая
Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери» В. главная
идея – необходимость воспитания души Г. автор призывает к отмене крепостного права.
9. Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с
невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?
А. Стародум В. Милон Б. Простаков Г. Правдин
10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:
1. «Не хочу учиться, хочу жениться» 2. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»
3. «Между свиньями я сам всех умнее» 4. «Тиранствовать никто не волен» 5. «При твоих глазах мои ничего не видят» 6. «Вот злонравия достойные плоды!»
А. Правдин Б. Стародум В. Простакова Г. Митрофан Д. Скотинин Е. Простаков
11.Кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы...»?
1) Пушкин 2) Гоголь 3) Баратынский 4) Державин
12. Где происходит действие в комедии «Недоросль»? 1) в деревне 2) в городе 3) в горах 4) в лесу
13. Кто учил Митрофана математике? 1) Стародум 2) Цыфиркин 3) Вральман 4) Кутейкин
14. Кто из героев комедии автор слов: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
1) Милон 2) Митрофан 3) Правдин 4) Цыфиркин
15. Кто сшил кафтан Митрофану? 1) Простакова 2) Кутейкин 3) Тришка 4) Еремеевна
16. Кто такая Софья? 1) нянька Митрофана 2) служанка 3) племянница Стародума 4) дочь Милона
17. Как обзывает госпожа Простакова Тришку? 1) дурень 2) растяпа 3) лентяй 4) скот
18. Брат Простаковой 1) Стародум 2) Милон 3) Правдин 4) Скотинин
19. Каких птиц уважал Митрофан? 1) голубей 2) сорок 3) грачей 4) воробьёв
20. Куда уехал Стародум? 1) в Сибирь 2) в Питер 3) в Москву 4) в Горький
21. Кто учил Мирофана грамоте? 1) Вральман 2) Кутейкин 3) Правдин 4) Еремеевна
22. Национальность Адама Адамовича Вральмана 1) русский 2) немец 3) татарин 4) француз
23. Где родился Правдин? 1) в деревне 2) в Петербурге 3) в Москве 4) в Сибири
24. Чьи слова: «Начинаются чины - перестаёт искренность»?
1) Простакова 2) Правдина 3) Стародума 4) Скотинина
25. Кому служил отец Стародума? 1) Екатерине 2) Александру 3) Николаю 4) Петру
26. Какого писателя читала книгу Софья? 1) русского 2) английского 3) немецкого 4) французского
Ответы к тестам по комедии Ф.И. Фонвизина «Недоросль»
1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Г, 5-А,Б; 6-Г, 7-В, 8-Г, 9-А;
1-г, 2-в, 3-д, 4-а, 5-е, 6-б.
11. 1)
13. 2)
14. 2)
15. 3)
16. 3)
17. 4)
18. 4)
19. 1)
20. 1)
21. 2)
22. 2)
23. 3)
24. 3)
25. 4)
26. 4)
Письменно ответьте на вопросы:
1. Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?
2. В чём, по-вашему, разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?
3. Чем интересна и поучительна комедия Д.И.Фонвизина сегодня?
Арифметике французскому языку немецкому языку грамоте
Тест по комедии "Недоросль" Д.И. Фонвизина
1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе? 14 15 16 17
2. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве? Правдина Зверева Волкова Скотинина
3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой? один два три четыре
4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума? Тришка Кутейкин Скотинин Вральман
5. Кто из героев особенно любит свиней? Тришка Скотинин Госпожа Простакова Простаков
6. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе? Стародум Милон Правдин Простаков
7. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы?
Скотинин Милон Митрофанушка Простаков
8. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке? немецкий английский французский итальянский
9. Как зовут помещика Скотинина? Терентий Тарас Тимофей Тихон
10. Как зовут крепостного крестьянина - портного Простаковых? Тришка Петрушка Сашка Мишка
11. Откуда Стародум приезжает к Простаковым? Из Франции Из Сибири Из Польши Из Пруссии
12. Накануне ночью Митрофан съел много: тортов варенья пирогов котлет
13. Что вяжет Простакова в одном из эпизодов? носки кошелек шарф шапку
14. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин?
арифметике французскому языку немецкому языку грамоте
15. Как зовут господина Простакова? Григорий Терентий Василий Петр
16. Как зовут няню Митрофана? Евлампьевна Елисеевна Еремеевна Егоровна
17. Как зовут офицера, который останавливается с солдатами в деревне Простаковых?
Правдин Стародум Милон Вральман
18. Куда в конце пьесы забирают Митрофана? На бал На службу На свадьбу В театр
19. Кто из героев является дядей Софьи? Простаков Правдин Скотинин Стародум
20. Портной Простаковых "плохо сшил" для Митрофана: Жилет Кафтан Панталоны Рубашку
Ответы на вопросы теста по комедии "Недоросль"
1. 15 лет 2. Скотинина 3. три 4. Вральман 5. Скотинин
6. Стародум 7. Милон 8. французский 9. Тарас 10. Тришка
11. из Сибири 12. Пирогов 13. кошелек 14. грамоте 15. Терентий 16. Еремеевна 17. Милон 18. на службу 19. Стародум 20. кафтан