Какой должна быть аристократическая внешность. Что есть аристократическая наружность? Егор Холмогоров: Дворяне в Мещанской

18.07.2023

Аристократов в России перестреляли ещё сто лет назад, но в капиталистическом обществе без них никак нельзя.

Общество не может обойтись без элиты -- во всяком случае, так считается. Быдло должно на кого-то равняться, потому без нравственных ориентиров оно вконец оскотинится.

Кто же претендует на вакантную роль современной аристократии? Как говорится, кто смел, тот и съел! Каждая лошадь теперь мнит себя породистой.

Я тщательно изучила рынок новых аристократов и систематизировала их признаки.


1. Аристократ презирает быдло. Быдлом он называет тех, кто работает. Породистые индивиды ни дня в жизни себе этого позволить не могут, а на начальном этапе считают себя творческими личностями, потому что бездельники.

Рано или поздно творческий поиск приводит их на канал ТНТ, а после участия в телепроекте Дом 2 почти состоявшийся аристократ лихо скачет на корпоративах, забавляя народ выкрутасами.


Фото: od.ua

Народ, естественно, при этом презирается. Ну, если вы забыли -- вы же быдло!

2. Аристократ любит путешествовать. Как и раньше -- в Канны, потому что в Турцию летать чартером никак нельзя. Всех, кто не бывал во Франции, аристократ называет быдлом и презирает. Всех, кто во Франции был, аристократ признаёт за ровню.

Даже если резидент Прованса и Провансаля -- спившаяся вконец обжора.


Фото: kp.ru

В Россию аристократ прилетает только чтобы провести очередной корпоратив. Реализовать, так сказать, своё внутреннее творчество.

Как только аристократ вступает на родную землю -- Шереметьево, терминал D -- он тут же делает морду козой. Кругом ведь быдло!

3. Аристократ всегда одевается в новое. Вещь должна быть дизайнерской, даже если куплена на рынке.


Фото: Социальные сети

Если аристократа ловят там, он должен сесть в нанятый по случаю Мерседес и объявить его своей собственностью.

4. Вы все тупые, а аристократ окончил РГГУ.


Диплом Бузовой, кстати, никто так и не видел. Фото: Социальные сети

5. Аристократ презирает православие, потому что в Европе традиционные ценности не в почёте.


Фото: Социальные сети

Он несёт в быдло свет просвещения -- гомосексуализм, мультикультурализм и вообще.

6. И, кстати, о ценностях. Против семьи аристократ выступать ссыт, но в браке развратничает. У аристократа всегда несколько полюбовников, а до брака -- не менее ста половых партнёров.


Фото: Социальные сети

Ребёнка аристократ зачать от законного супруга не может. Ему нужна в жизни драма, интрига и тайна. Опять же, алименты можно шантажом с кого-то стрясти.

7. Но главная черта любого аристократа -- он жить не может без своего народа. Быдло должно пялиться на него, обсуждать любовников, перетряхивать трусы и лифчики своему кумиру, а он и рад.


Фото: Социальные сети

Такая потребность аристократа в народе заканчивается, как правило, плохо. Когда лошадь падает, её пристреливают и пускают на мясо. Народ ведь дикий и очень голоден.

8. Аристократ, если ему достаётся пепелац с мигалкой, не имеет права отказать себе перемещаться в нём. Пусть автомобиль мамин, или она его насосала, породистая кобыла должна обозначить своё место в нём.

9. Конечно же, настоящая аристократия не может устраниться и от политической жизни. Иногда её берут в Думу, если она обладает навыками лизать задницы с медвежьей болезнью, а если какую-то лошадь не взяли, она идёт окучивать протестный электорат.


Фото: Социальные сети

10. Завершить описание аристократа можно лишь народной мудростью: из грязи -- в князи. К счастью, аристократией их считают только лишь они сами себя. Для всех остальных людей они -- самое настоящее быдло.

К чему это я? Ах, да: а кого вы считаете элитой общества?

Как преобрести аристократические манеры? Люди, кому от рождения достался аристократический тип психики, над этим не задумываются, у них манеры врожденные и они по определению ведут себя в обществе безупречно. Они не следят за манерами - они так живут и считают свой образ жизни единственно правильным. А вот что делать, если человек наполовину аристократ, а наполовину козак Кандауровский (в детстве я думала, что это ругательство и мама так папу оскорбляет) или как у Скарлетт О"Хара: мама французская аристократка, а папа - ирландец?

В этом случае, разуму придется взять под контроль эмоции, рожденные горячей кровью. И нужно знать правила поведения, с которыми можно сверятся в трудный момент.

Отбросив всякую околомистическую чушь, и со знанием того, что аристократизм - это не сословие, а тип мышления, можно вычленить разумное зерно и описать модель поведения аристократов. Основными поведенческими характеристиками аристократа является:

1. Осанка. У аристократов всегда прямая спина. Им это легко, они по-другому не умеют, они так живут. Остальным "wannabe" придется себя контролировать.

2.Аристократ олицетворение культуры поведения. Его жесты всегда плавны, сдержаны и предупредительны. Никакого размахивания руками и переварачивания чужих ваз (для интуитов, коим являюсь я и половина человечества - задача практически нереальная. Вывод - держать руки в руках). Нужно стремиться к изяществу, а не вычурности. Манерность, вычурность - это позволительно эстетам, но не аристократам. Аристократ несет культуру всем своим обликом, а не какими-нибудь умными разговорами. Окружающим должно быть приятно на вас смотреть, они должны любоваться вашим движениями и жестами, а так же мимикой лица. Все должно "дышать" внутренним аристократизмом, то есть легкостью, непринужденностью, гармонией, красотой. Устраняются гримасы, почесывания, сморщивание лица, громкие сопения, болтание руками и ногами и многое другое.

3. То же самое с речью. Из речи убираются все ругательства, резкие, повышенные, неприятные тона, крик, раздражение, грубые выражения. Нужно отказаться от споров, препирательств, пустой болтовни, сплетен, а также язвительности, насмешек, колкостей. Врожденные аристократы никогда не с кем не спорят, потому как у них всегда есть внутренняя убежденность, что они правы, которую люди, в основном, безоговорочно разделяют. Поэтому им не надо ни над кем подшучивать, подсмееваться или унижать, чтоб показать и доказать свое превосходство - они в нем не сомневаются. Мой муж, например, никогда не ругается и не повышает голос, хотя его основная рабочая площадка - это строительные объекты, где как известно без мата и крика никто не работает. У него все работают, его уважают и панически боятся, потому что он даже самому последнему рабочему на лопате "внушает" и "обосновывает", старается поднять его культурный уровень и привить хорошие манеры.

4. Внешний вид само собой имеет значение. В общих чертах одежду можно описать как аккуратная, собранная, отточенная, красивая. Одежда служит вспомогательным средством, которое создает рамки поведения и приучает человека к внутренней самодисциплине, поэтому свободные покрои одежды, помогающие снимать установки, здесь не используют. (Вот где собака порылась - а я люблю свободную одежду не стесняющую мой дух и порывистые движения, а оказывается надо стеснять и возводить рамки!).

Обувь лучше носить отточенную, фасонную, с острыми носками. Брюки в стрелочку, костюмы строгих форм, белые сорочки, бабочки, изящные галстуки и шелковые шейные платки с заколками. Плащи красивого покроя, удлиненные изящные пальто для зимы, а также аксессуары: перчатки, платки, заколки, перстни - один-два аккссесуара, немного. Все графично, строго, фасонно, продуманно. Одежда подчеркивает высокие устремления ее хозяина. (Не пойму только, почему мужа разражают мои водолазки под горло. Вроде ж все наглухо закрыто как положенно?)

5. Внимание к окружающим, постоянное чуткое отношение к людям - это важное качество аристократов. (О! Это любимая притензия моего мужа ко мне! Он говорит, что я не замечаю окружающих и не думаю о них.) Необходимо во время всего общения следить за состоянием всех
присутствующих, фиксировать их отрицательные и положительные эмоциональные реакции на происходящие события, отношение друг к другу и модерировать свое поведение соответственно.

6. Чувство собственного достоинства - это некоторая форма уважения к самому себе, без которой не может быть внутреннего уважения к другим. Это чувство можно объяснить как чувство ценности своей жизни, своего существования, ценности своих чувств, мыслей, своего
физического тела. Умение уважать себя похоже в чем-то на умение себя любить, которое тоже отсутствует у многих людей. Вобщем, аристократы комплексами неполноценности не страдают. Чуство собственного достоинства отражается и в уважении достоинства другого человека.

7. Умение держать дистанцию. Включает в себя такое качество, как умение корректно поставить человека на место, если он зарвался до фамильярности или панибратсва. Не пустая напыщенность и дутая надменность, как раз являющиеся первым признаком подлинного плебея, а скорее умение не дать сесть себе на шею и расставить все на свои места.

8. Сдерживать проявление негативных эмоций. Это не значит, что аристократы не испытывают недовольства, но они умеют его выражать не ущемляя достоинства другого человека, не перекладывая негатив на других людей и не делая из других виноватых.

9. Аристократы предпочитают качество количеству. Это правило проявляется во всем. В любом выборе аристократа - в выборе круга общения, в выборе слов, работы, еды, жилья, машины и т.д. и т.п. Качество - это их второе имя. Роскошь и расточительство - не аристократические черты характера. Баланс практичности и красоты у них в крови. Именно они умеют делать преобретения, которые со временем только увеличивают свою ценность.

*На этот раз доска за спиной Вероники была заклеена фотографиями с изображениями счастливых и не очень пар. Кто-то радостно махал рукой в объектив камеры, кто-то кисло улыбался. На некоторые снимки попали даже гости, старательно праздновавшие торжественное событие.
Во время перемены ребята с интересом разглядывали собранные изображения. Некоторые даже нашли своих родственников, о чем громко сообщили окружающим.
Раздавший в коридоре звон колокола заставил многих разочарованно вздохнуть. Ребята недовольно вернулись на свои места, а мисс Винтерхелл отложила в сторону мелкоисписанный пергамент.*

Сегодня мы с вами поговорим об аристократических свадьбах. Фотографии именно с таких свадеб сейчас украшают нашу доску. То есть, как можно понять по их числу, аристократические свадьбы случаются в магическом мире значительно чаще.

Традиция заключения аристократических браков возникла в 1217 году. Изначально подобные браки заключались для того, чтобы подчеркнуть важность чистоты крови в магическом мире. И до сих пор подобные свадьбы устраиваются только между чистокровными магами или полукровками.

По своей сути аристократический брак является Магическим Контрактом.
Жаль, что сейчас из программы исключен такой предмет, как Окклюменция. Раньше именно на нем рассказывалось о магических контрактах и магических клятвах.

Суть магического контракта состоит в том, что конкретное лицо обязуется выполнить определенное действие. То есть, в нашем случае, лицо обязуется вступить в брак.

У магического контракта есть несколько весьма интересных черт, которые делают его более выгодным для аристократов.
Во-первых, это невозможность иметь детей на стороне. Но при этом магический контракт не гарантирует отсутствие измен.
Во-вторых, никто из супругов не обязан исполнять супружеские обязанности.
В-третьих, не происходит объединения имущества. В принципе, существуют случаи, когда жена приходила в дом мужа без приданого либо с очень скромным капиталом. Этот пункт связан с тем, что аристократ берет в жены носителя чистой крови, а не мешок с деньгами.
И, наконец, в-четвертых, развода при заключении магического контракта не предусматривается. Именно поэтому в семьях аристократов всегда будут популярны яды.

Иногда маги, заключившие Контракт, не носят никаких колец или иных знаков. Были случаи, когда маги не жили вместе и отрицали факт заключения Магического контракта. Но даже в этом случае у тех, кто вступил в подобный брак, будет единая судьба.

*Вероника помолчала, искоса разглядывая фотографии счастливых новобрачных.*

Теперь же скажем несколько слов о том, как подобный брак заключается.
Во-первых, паре необходимо направить в Министерство магии сову с официальным заявлением. В ответ приходит письмо, в котором сообщается день для заключения брака.
Во-вторых, в назначенный день молодые должны прибыть в Министерство магии и войти в показанную им комнату. Известно, что там обитает некая "таинственная сила". Что там происходит, не знает никто кроме вступающих в брак. Более того, рассказывать об этом строго запрещено. Известно лишь, что именно там заключается Магический контракт. Но как именно это происходит – не известно.
В-третьих, для официального заключения брака супругам нужно выпить напиток с примесью крови своей половинки.

*Вероника замолчала. Несколько секунд в классе раздавались лишь шорохи бумаги и скрип перьев, но вскоре послышался шепот и даже смешки. Услышав их, профессор Винтерхелл сама улыбнулась и, подмигнув, заговорила.*

Однополые браки в магическом мире не запрещены, однако до сих пор не нашлось ни одной упорной пары, которая рискнула бы воспользоваться традиционным или аристократическим способом для его заключения.

Задания

  1. Расскажите об истории аристократических браков. Как Вам кажется, популярен ли такой вид свадеб в наши дни?
  2. Расскажите о чертах магического контракта. Как Вам кажется, какая из них делает этот вид брака столь привлекательным для чистокровных магов?
  3. Рискнули бы Вы вступить в подобный брак? Если да то, что именно Вас в нем привлекает? Если нет то, что именно Вас больше всего отпугивает?

Дополнительные задания

    1. Задание на фантазию. Попробуйте представить себе, что именно происходит в комнате, где обитает таинственная сила. Опишите этот ритуал, поясните, почему Вы представляете себе его именно таким.
    1. Задание на фантазию. Как Вы думаете, что произойдет с тем, кто не выполнит условия магического контракта? Например, попробует совершить развод. Почему Вы так думаете?
    1. Сочинение/ролевой отыгрыш. Придумайте историю возникновения первого подобного брака. Что за люди его заключили, какими могли быть причины заключения именно такого брака?
    1. Доклад. Магия крови. Где используется (в каких направлениях магии), чем опасна. Можно привести примеры как по использованию, так и по опасности.
    1. Ролевой отыгрыш. Представьте себе, что вы – участник такой аристократической свадьбы (в качестве жениха или невесты). Расскажите, как все происходило.
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Как всегда блестящая статья Егора Холмогорова!
---

Егор Холмогоров: Дворяне в Мещанской

Игра мещанских дворян в «аристократию» чрезвычайно модна в этом сезоне и вызывает справедливое возмущение нашей почтенной публики. Потому что наши «аристократы» – вовсе не те, за кого они себя выдают.

Иногда за привычку ходить с тростью злословы обвиняют меня в «аристократических замашках». Потомку холмогорских крестьян это, право же, смешно. Трость не имеет никакого отношения к аристократизму – это принадлежность к стилю «денди».

«Новообразованные «высшие классы» России ни к чему не стремятся с таким остервенением, как к признанию их наследственного статуса и онтологического превосходства»
«Король денди» Чарльз Красавчик Браммел, реформатор мужской одежды, коего Байрон считал одним из трех величайших людей мира (наряду с Наполеоном и собой) и которому ныне в Лондоне стоит памятник, не раз говаривал: «Мой дедушка всю жизнь был камердинером, причем камердинером превосходным».

А автор первого русского дендистского романа – Александр Пушкин – жаловался: «Смеясь жестоко над собратом, писаки русские толпой меня зовут аристократом – смотри, пожалуй, вздор какой». Живущему трудами рук своих потомку одного из древнейших боярских родов – Ратшичей – сопричастность к «аристократам» наряду с потомками обласканных Петром торговцев блинами казалась оскорбительной. «Я сам большой: я мещанин». Это, право же, лучше, чем «в Мещанской дворянин», как высмеянный Пушкиным Булгарин (Мещанская в то время была улицей публичных домов).

Игра мещанских дворян в «аристократию» чрезвычайно модна в этом сезоне и вызывает справедливое возмущение нашей почтенной публики. Одна барышня, дочь второстепенного олигарха, модная галеристка и знаток модного искусства, написала в модном журнале статью на модную тему: как принимать в штат и увольнять прислугу.

Не смущайтесь тому, что ничего не слышали ни о сей модной даме, ни о модном искусстве, ни о модном журнале: модное – это то, что считают модным модные люди, то есть те, кого признали модными модные люди – не нам с вами чета. Достаточно того, что уже заголовок «Увольнять прислугу нужно быстро и при свидетелях» отдавал некоторым излишним холодом. А тут и там перемежавшие навязчивый «продакт плейсмент» чистящих серебро средств фразы имели примерно следующий характер: «нельзя повышать голос на прислугу, позволять эмоции можно только с равными себе».

И грянула буря – автор статьи выслушала все, что думают читатели о ее внешности, ее платьях, ее манере, ее литературном стиле, ее чванстве и самозваном аристократизме с десятью департаментами слуг. Кто-то писал длинные насмешливые пародии. Кто-то коротко и четко предложил: «Расстреливать новоявленных буржуинов надо быстро и без свидетелей».

Напуганная просто Мария сочла, что все-таки придется извиниться. Но, вот беда, извинение было опубликовано на... английском языке. Хотя и сама статья, и возмущение были на русском. Возможно, это было продолжение костюмированной игры в дворянки. В конечном счете – Татьяна Ларина «по-русски плохо знала... и изъяснялася с трудом на языке своем родном». Но вот только Татьяна «журналов наших не читала», не то что писать в них трактаты о том, как переименовать Акульку в Селину.

Этот комичный инцидент высветил болезненную для нашего общества проблему – аристократически-барские притязания наших нуворишей и крайне болезненную реакцию общества на эти притязания.

Потомки российских богачей или успешных чиновников, наживших состояния известными способами начиная с эпохи «приватизации» и потому рассматриваемых нами не как «добившиеся всего сами успешные бизнесмены», но как воры, по которым веревочка плачет, вдруг начинают воображать себя аристократией, а то и косплеить «лучшие британские дома».

Меритократия – пусть и в самой пошлой форме власти тугого кошелька – по крайней мере предполагает за всеми остальными людьми возможность добиться того же самого. Гораздо хуже звучат притязания на аристократизм, то есть на неустранимое и прирожденное неравенство между социальными и имущественными классами, наделяющее «аристократа» правом смотреть сверху вниз. Здесь между господином и слугой, как некогда между аристотелевскими господином и рабом, лежит принципиальная, неотменимая, онтологическая граница. Один господин по природе, другой по природе же лакей – это мудро и справедливо, ибо так устроен мир.

Поскольку идеальным литературным и кинематографическим образом аристократии является аристократия английская, то все эти костюмированные игры в «идеальное английское поместье», в «управляющих, лакеев, горничных и конюхов» и прочее, что вычитано у Джейн Остин и Агаты Кристи, воспринимаются нами особенно болезненно.

Это отождествление британской аристократии с аристократией как таковой – не вполне, конечно, справедливо. Британская аристократия – довольно молодая и сама состоит преимущественно из потомков нуворишей и дворян-выскочек, подобных Черчиллям-Мальборо. Аутентичную британскую аристократию – «кавалеров» – почти поголовно выбили во время революции XVII века «железнобокие» Оливера Кромвеля.

Другое дело, что этой новой британской аристократии удалось сохраниться в горниле революционных бурь XVIII–XX веков и приобрести за триста лет определенный лоск. К тому же – особенности британской социальной культуры были таковы, что перед Первой мировой войной (о чем можно прочесть в мемуарах Агаты Кристи) не жалели денег на штат слуг, но, отправляясь в гости, считали роскошью вызвать экипаж и шли километры по слякоти под проливным дождем. Слуги – это привилегия не столько высшего общества, сколько общества без стиральных и посудомоечных машин.

Совсем иная судьба постигла гораздо более аутентичную – французскую – аристократию, которая была вырезана, разорена, изгнана санкюлотами при Марате и Робеспьере. Она сохранилась в образе эксцентричных гомосексуалистов из романов Пруста, но «стиля» не создала. В обычном французском графе мы бы, скорее всего, вообще потомка Гуго Капета не признали, а за британского герцога приняли бы его лакея.

Но каждый раз, когда мы слышим об «английских закрытых школах» (еще в средние века иностранцы с неприязнью отмечали, что англичане не любят своих детей и мечтают их поскорее спровадить), об «увитом плющом английском поместье», о «доме в Лондоне» (прибежище богатых мигрантов из третьего мира – от арабского шейха до чукотского шамана), об «английской выучке лакеев и горничных», нам кажется, что речь идет не о покрытой трехсотлетней патиной буржуазности, а о претензиях на аристократизм, и они нас жутко раздражают.

Проще всего это раздражение списать на то, что наши «аристократы» – не те, за кого они себя выдают. По-простому – шарлатаны. Когда тебе в неподражаемой светской манере рассказывают, что в большом и уютном доме должен быть домашний кинотеатр, в котором можно в сотый раз пересмотреть «Дневник Бриджет Джонс», то становится смешно. Фильм о стареющей и толстеющей лондонской офисной алкоголичке – это уж точно не из аристократического репертуара. Как, впрочем, и травестируемый им литературный первоисточник: «Гордость и предубеждение» Остин, роман о добродетельной провинциальной Золушке, нашедшей своего принца.

Заведя себе дома в Челси и футбольные клубы в Кенсингтоне (или наоборот, возможно, я перепутал), принятыми британским хорошим обществом они не стали и демонстрируют нам свои английские подвязки в основном через модные журналы.

Нерв конфликта вокруг аристократических притязаний наших нуворишей состоит в следующем. Хороша британская аристократия или нет, буржуазна она или в самом деле феодальна, но она действительно традиционна.

Британия гордится тем, что избежала наиболее разрушительных революций и сохранила добрые старые обычаи и добрую отполированную королевскими грамотами под старину знать. Возможно, далекий предок британского герцога был конюхом, а прапрапрапрапрабабка – портовой шлюхой. Но его дед и прадед уж точно были такими же герцогами, как и он сам, принятыми в Букингемском дворце.

Тот образ жизни, который некогда вела аристократия, основанный на сословных привилегиях и феодальном праве, теперь приходится обеспечивать, затрачивая немаленькие суммы денег, но собственность чаще всего это позволяет.

Британская аристократия – это реликт, социальный атавизм, красивый, но сравнительно безвредный и оплачиваемый из собственного семейного кармана, заведенного не одно столетие назад и как минимум с отмены предоставлявших выгоды землевладельцам земельных законов в середине XIX века никому из британцев не мешающий.

Наверное, если у вас есть породистая собака со множеством медалей, вы будете прощать ей небольшие вольности и даже мелкий собачий деспотизм и бесцеремонность. Но если ваша гордость, ваш побрякивающий медальками песик однажды прикрикнет вам: «Стоять! Сидеть! Голос! Место!» – скорее всего, вы вызовете ветеринара и его усыпите.

Ситуация в России совершенно не похожа на Британию. Наша настоящая аристократия – русское боярство – была уничтожена Петром I и его преемниками в течение XVIII века. Имперская аристократия, состоящая из тех самых царских любимцев-выскочек, над которыми так зло издевался Пушкин, была уничтожена практически под корень революцией, а остатки ее – изгнаны и разорены. Их потомки – приличные благовоспитанные и непритязательные люди, которые, когда иногда заезжают в Россию, производят очень милое впечатление.

У этих людей старинных веков была, кстати, отличная книга по «хаускипинг», она так и называлась – «Домострой». Самая безвинно оклеветанная русская книга, которую наши друзья прогресса решили представить как руководство по битью жены, хотя на самом деле это книга по созданию образцового, рационального и экономного домохозяйства, управлению тем самым штатом слуг и разумным этическим требованиям к этим слугам – не пить, не воровать, а главное – не выносить секретов дома за его ворота ни под каким предлогом. Книга, написанная с куда большим тактом, достоинством и практическим смыслом, чем современная журнальная болтовня.

«Слуги – это привилегия не столько высшего общества, сколько общества без стиральных и посудомоечных машин»
Так или иначе, никакого аристократического атавизма, никакого реликтового аристократического образа жизни у нас нет и, по условиям советского общества, сохраниться не могло. Мы все – урожденные эгалитаристы и больше всего приучены ненавидеть «мажоров», то есть детей советской номенклатуры, лезущих в первые ряды.

Это, кстати, никак не было связано с темой слуг – домработницы существовали у минимально обеспеченных советских людей всю эпоху до распространения бытовой техники – вспомним чреду советских кинодомработниц от Анюты в исполнении Любови Орловой в «Веселых ребятах» до Нины в исполнении Ирины Муравьевой в «Карнавале». «Двадцать лет лакеев нет», – приговаривали перед войной, и тем не менее по переписи 1939 года в СССР насчитывалось полмиллиона официальных домработниц.

Потребность в наемном домашнем труде – это функция от домохозяйства, а не от социально-классового расслоения. И домашний труд у нас как был, так и остается востребованным, но, по психологии отношений, немножко общинным, подобным крестьянским «помочам» в деревне. За прошедшие десять лет у нас в доме немало перебывало наемных помощниц – нянь, уборщиц, немножко кухарок. Со всеми были добрые и равные, чуть-чуть колхозные отношения.

Лишь один раз я столкнулся с настоящей подставой – со стороны дамы, которая позиционировала себя как профессиональная няня и раз пятнадцать повторила, что «дорого стоит». Когда нам нужно было идти с малышом в поликлинику на прививку и все одетые и спеленутые стояли в коридоре, она внезапно позвонила и сообщила, что не придет и вообще увольняется. С тех пор я решительно предпочитаю советских «домработниц» постсоветской «прислуге».

Воспроизведение нынешними нуворишами манер потомственной родовой аристократии выглядит для нас опасно и нелепо, так же как если бы наш копчик начал удлиняться и превратился бы в длинный хлещущий по сторонам хвост. Между тем новообразованные «высшие классы» России ни к чему не стремятся с таким остервенением, как к признанию их наследственного статуса и онтологического превосходства. Базируя свой стартовый капитал на краже и насилии, они ни о чем так не мечтают, как о признании себя людьми другой, высшей породы.

Те, кто попроще и погрубее, играют в «барина», да еще время от времени покрикивают про «поротые задницы» и «конюшню», каковой дискурс безошибочно выдает вахлака в любом «барине». Для аутентичной русской аристократии было характерно если не отрицание, то хотя бы смущение крепостным правом. Из этой среды выходили декабристы, революционеры, просветители. Мелкий садизм в духе «диких помещиков» был характерен в основном для «выслужившихся» в потомственные дворяне и приобретших имения нижних чинов.

Наша незаконнорожденная (не будет ли справедливей назвать ее прямо – ублюдочной) «аристократия» в качестве инструмента самоутверждения выбрала деньги – то единственное, что у них есть помимо голого насилия. А в качестве способа самоутверждения она избрала презрение. Они непрерывно дают вам понять, что бесконечно вас превосходят, что они не таковы, как все, что вы, не имеющие миллиарда, можете отправиться туда, где в итоге оказался автор этого бессмертного изречения.

Именно это презрение «расы господ» (перемежаемое платными вставками в тексты) и составляет основное содержание их модных журналов, сайтов и разговоров на тусовке. Не вздумайте себя посчитать их ровней. Они мало того что не настоящие, даже не забавные, как была бы забавна дворняга, вообразившая себя бладхаундом. Если эта дворняга начнет пускать слюну бешенства и впиваться людям в ляжки, проживет она недолго.

Есть еще один – чисто экономический – аспект бытия наших самоназначенных высших классов. Их «золотая молодежь» сплошь состоит из эмигрантов.

Благосостояние их родителей покоится на крови и поте русских рабочих, на костях, залитых в бетон прямо на стройке гастарбайтеров. Они вырвали это благосостояние у сотен таких же бандитов и жуликов, как и они сами – убивая, предавая, воруя, стелясь до земли, блефуя по-крупному.

Дети этих разбойников русского бездорожья там получают образование, там живут, там воображают себя частью тусовки, а сюда залетают именно для того, чтобы черкнуть пару строчек в модный журнал. Они не связывают с Россией ни настоящего, ни будущего. И, наверное, если санкционные и военные передряги забросят их в Россию дольше чем на месяц – умрут от черной тоски.

Но вот загвоздка. Даже самый энергичный папочка-разбойник не вечен. Даже если он избежит посадок, рейдерства, люстраций, санкций и национализаций, однажды он умрет в лондонской клинике. И произойдет это гораздо раньше, чем хотелось бы.

И вот мне искренне интересно, как заграничные дети этих разбойников, у которых связей с Россией чуть меньше чем ничего, будут сохранять папочкино богатство, отстаивать его от молодых волков, образовавшихся из гопников с окраин и прошедших тяжелую и унизительную лестницу подъема вверх по нашей вертикали.

В стране с приличным отношением к частной собственности сберечь кое-что было бы возможно, но именно усилиями поколения нуворишей-отцов никакого уважения ни к какой частной собственности у нас нет и, увы, еще долго не будет.

На следующий день после того, как папочка закроет глаза, все источники благосостояния, на которые и содержатся батлер, шофер, гувернантка, горничная, кухарка, гардеробщица, давальщица и подавальщица, растают как дым. Доживать придется в лучшем случае в Брикстоне.

Честертон в свое время писал, что единственным оправданием аристократии и ее играм в ХХ веке был театр красивой и счастливой жизни, которую она показывала простонародью:

«Люди всегда мечтали о расе беззаботных, свободных счастливцев и населяли ими то неведомый остров, то небесный город. Счастливцами этими бывали феи, боги, жители Атлантиды. Бывали ими и аристократы. Восхищаясь знатью, люди не поклонялись гордыне и презрению, как утверждают некоторые глупые немцы.

Никто не восхищается гордыней, а за презрение платят презрением. Они наслаждались зрелищем счастья, особенно прекрасным, если счастливы молодые. Вот что такое, в самом лучшем случае, старые университеты; вот почему можно их оставить как есть. Аристократия не тирания, даже не злые чары. Она – видение. Любуясь ею, мы по доброй воле любуемся чьей-то радостью».

Аристократический театр очень полезен, потому что учит простонародье хорошим манерам, хорошему вкусу, тому, как можно жить и наслаждаться жизнью. Аристократы живут лучше всех в том числе и для того, чтобы в конечном счете все зажили как аристократы. Так, по крайней мере, полагают многие социологи.

Правда, и в этом театре лучшие «аристократы» получаются как раз из выскочек: помянутый уже Чарльз Браммел научил Европу одеваться. Говорят, что он же научил ее и часто мыться, переучил пропахшую потом и мочой Версаля, залитую терпкими духами европейскую аристократию гордиться запахом чистого тела.

Впрочем, другие утверждают, что гораздо больше Браммела распространению гигиены способствовали французские тюрьмы и казармы, для которых и был впервые внедрен душ, без которого наша жизнь сегодня немыслима.

Однако трудно придумать извинения для «высшего общества», возвышающего себя через культивацию презрения к «быдлу», «ватникам», «пролам» и «плебсу». Никто, кроме рабов, по природе не будет смотреть с восторгом на богачей, развлекающихся разговорами о конюшне и порке мужичья. Честертон прав – никто не восхищается гордыней, и за презрение платят презрением.

Наше «высшее общество» самозванцев состоит из Хлестаковых. У меня для них пренеприятнейшее известие. К ним едет ревизор.

Аристократизм - это свойство накапливать, сохранять и передавать культурные ценности. В общепринятом смысле аристократизм связан с правлением - греческое слово, в буквальном переводе означает "правление лучших". Мы будем говорить об аристократах женского пола .

Аристократки могут находиться у власти, как это было в Средневековье, а могут и не находиться, могут сильно выделяться как элитарный круг, а могут и не очень выделяться - все это зависит от того, какая приходит эпоха и как складываются обстоятельства.

Важнейшей чертой аристократок является именно способность видеть среди общей массы произведений искусства, течений моды, обычаев, нравов, которые создают эстеты, те лучшие образцы, которые по праву можно назвать культурными ценностями, которые впитали в себя много законов и могут служить эволюции следующих поколений.

Если женщина родилась в семье аристократов , то она обязательно получит с воспитанием некоторую степень заполненности этого уровня, даже если у нее нет аристократизма от природы, т.е. врожденного. Ее внимание фиксируют на ценных произведениях искусства, ей привьют
хорошие манеры, обходительность, вежливость, внимательность к людям, сдержанность в проявлении эмоций и т.д.

Т еперь рассмотрим, что будет происходить, если аристократка родится в семье, где родители имеют другие уровни заполненности. Сдержанность в эмоциях проявится сама собой, а вот хорошие манеры она набрать не сможет. Зато когда подрастет, то будет тянуться к людям, у которых они есть, и быстро их впитывать. Врожденное чутье будет показывать ей, какую музыку лучше слушать, в какие кружки и секции лучше ходить, какие книги несут богатое внутреннее содержание, а какие яркие, но пустые и т.д.

В общих чертах портрет аристократки можно обрисовать так:

Поведение на людях и дома не отличается. Аристократка не может позволить себе выйти за рамки своего этикета, даже если она устала, расстроена, рассержена и т.д. Она корректна и вежлива как на работе, так и дома.

Аристократка не сбрасывает на домашних накопившуюся энергию раздражения, усталости, не навешивает на других свои трудности и проблемы. Она стремится все решить внутри себя, у нее не бывает панибратства.

Аристократка держит людей на некоторой дистанции, к ней не просто "залезть в душу". Она не позволяет людям проявлять по отношению к себе грубость, фамильярность, развязность.

Аристократка может обмениваться с близкими людьми энергетиками таких чувств, как радость, любовь, тепло, но даже близким она не позволит валить на себя проблемы, которые те должны решать сами.

Аристократка строга и требовательна по отношению к себе и по отношению ко всем остальным - близким и дальним людям. Кстати, это качество незаменимо, если женщина хочет стать хорошим учителем. Речь идет не о педагоге-профессионале, которая хорошо знает и читает свой предмет, а потом уходит из аудитории и больше не связана с учениками. Речь идет именно об учителе, то есть человеке, закладывающем своим ученикам, детям, воспитанникам какую-то духовную базу. Учитель - это тот, кому подражают, с кого берут пример, кого слушаются, а не только слушают.

Она обладает большим влиянием на умы людей, пользуется уважением. Вот для тех, кто хочет стать именно учителем для детей, учеников колледжа или школы, для тех, кто хочет стать учителем в йоге и т.д. необходима эта черта аристократок, строгая требовательность по отношению к себе и к другим, да и вообще - аристократизм.

Внешний вид у аристократок обычно отличается аккуратностью.

Стоптанных тапочек, торчащих из брюк помятых рубашек, недоделанных причесок на дамских головках, запятнанной одежды и т.д. мы на аристократках не увидим. От природы это леди, носящие аккуратную одежду, которая поддерживает их в состоянии собранности. Их энергетическое поле постоянно подтянуто и обычно имеет узковатую вертикальную форму.

Женщин-аристократок можно отличить в наше время по такой интересной особенности: они могут ходить по магазинам, при этом ничего не покупая, потому что не хотят или просто нет денег, но зато они отмечают отдельные фасоны, удачные формы одежды или интерьера, вещи, обладающие эстетическими достоинствами. Так выражается их черта - умение видеть культурные ценности даже в формах материальных вещей.

Е сли какая-то вещь имеется дома и признана семейной реликвией, передаваемой по наследству, то аристократки к ней относятся очень бережно и серьезно, вкладывая в сохранение ее большое значение и много энергии. В воспитании детей они следят за тем, чтобы ребенок впитывал
культуру - читал умные интересные книги, разбирался в стихах, посещал выставки, усваивал манеры, вежливость и т.д. Аристократки вообще хорошие воспитатели и учителя.

Теперь о негативных сторонах этого уровня: во-первых, аристократки - люди установочные. Если что-то принято, то поменять это им очень трудно. Аристократок отличают жесткие рамки поведения, четкие каноны этикета, незыблемые ценности, за которые они крепко держатся и начать менять что-то, играть роли, все перестраивать, как это часто бывает необходимо для духовной эволюции, им очень трудно. Снимать установки, чистить подсознание от чужих программ - все подобные виды психической работы даются аристократкам очень нелегко.

И еще один крупный недостаток - аристократки склонны общаться с подобными себе, что приводит к созданию избранного круга. Это может проявляться от размеров семьи до целого сословия в государстве.

Казалось бы - что плохого? Но дело в том, что на тех, кто не имеет аристократизма или не входит в круг избранных, у аристократок часто идет сильное презрение. Оно может носить глухой, невыставленный характер, но меньше от этого не становится. При этом сильно возрастает гордыня - это бич большинства аристократок. У них гордыня может стоять в стержне психики, во всех клеточках тела, она как бы несет защитные функции, т.е. не позволяет им забыть, что они избранные, белая кость, не позволяет смешаться с другими людьми. При духовной работе аристократам приходится очень тщательно отслеживать это качество и долго терпеливо убирать из своего подсознания.

Итак, основные качества аристократок .

Достоинства:1. Чувствование культурных ценностей.2. Способность хранить культурные ценности и передавать их детям, ученикам.3. Требовательность к себе, к другим, собранность.

Недостатки:1. Установочность.2. Гордыня, элитарность, иногда презрение.

  • < Ошибки вызывают симпатию
  • Правила истинной леди >