Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.
Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежейРассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.
Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:
Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:
Падеж | Мужской род Окончание |
Пример | Средний род Окончание |
Пример | ||
именительный | -ой, -ый, -ий |
Стол (какой?) большой, деревянный |
-ое, -её |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
родительный | -ого, -его |
Стола (какого?) большого, деревянного |
-ого, -его |
Неба (какого?) голубого, синего |
||
дательный | -ому, -ему |
Столу (какому?) большому, деревянному |
-ому, -ему |
Небу (какому?) голубому, синему |
||
винительный | Одушевл. сущ.-см. род. падж |
Неодушевл.- см. им. падеж |
См. им. падеж |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
творительный | -ым, -им |
Столом (каким?) большим, деревянным |
-ым, -им |
Небом (каким?) голубым, синим |
||
предложный | -ом, -ем |
О столе (каком?) большом, деревянном |
-ом, ем |
О небе (каком?) голубом, синем |
Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.
Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:
Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.
Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы «какой?» и «чей?» в русском языке называются прилагательными. Имя говорит само за себя – это то, что прилагается к чему-то, а именно к другому слову – к существительному. Без него, явного или подразумеваемого существительного, прилагательного вовсе не может быть. Иначе оно теряет смысл своего присутствия в предложении и даже может само превратиться в существительное (ср.: слепой (какой?) старик – прил. и сидел (кто?) слепой – сущ.).
Соответственно с изменением определяемого слова зависимое будет подстраиваться под него, усваивая себе его морфемные признаки. Это выражается окончаниями. Прилагательные всегда стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым они связаны по смыслу.
Поэтому, чтобы не ошибиться в правописании окончания того или иного прилагательного, следует:
Что такое качественные прилагательные?
По своему значению все прилагательные делятся на три разряда.
Также прилагательные согласуются с существительным в одушевленности, если существительное стоит в форме В. п. мн. ч., а для мужского рода - и в ед. ч. (ср.: вижу красив-ые (какие?) туфли и вижу красив-ых (каких?) девочек).
Разряды прилагательных не имеют четких границ, что позволяет им переходить из одного в другой. Такие изменения зависят от контекста, как правило, при использовании в переносных значениях. Так притяжательное прилагательное лисья (чья?) нора становится относительным в случае лисья (какая? из чего сделана?) шуба , а относительное прилагательное железный (какой? из чего сделан?) кран превращается в качественное – железное (какое? т. е. крепкое) терпение .
И, наконец, есть несколько особых прилагательных, обозначающих цвета (беж, хаки, индиго и др. ), народности (ханты, манси, урду... ) и фасоны одежды (гофре, клёш, мини... ), а также слова (вес) брутто, нетто , (час) пик , которые обладают своими особенностями: они всегда неизменяемы и всегда ставятся после существительного (пиджаки беж, юбка клёш ).
У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд, которые также являются неизменяемыми.
В разделе на вопрос как изменяются имена прилагательные в единственном числе? заданный автором Ёоня
лучший ответ это
Ответ от Надежда Дроботенко
[новичек]
я не знаю
Ответ от Ксения
[новичек]
Имена прилагательные изменяются по падежам по родам (в единственном числе) и по числам
Ответ от Дмитрий Светашов
[новичек]
Прилагательные изменяются по родам, по числам и падежам
Ответ от Veraboriskina
[новичек]
По родам (в единственном числе)По числамПо падежам
Ответ от Ѝмилия Широкорад
[активный]
Имя прилагательное по родам не изменяется только в единственном числе
Ответ от Лися
[активный]
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?Имя прилагательное всегда связано с именем существительным.По родам имена прилагательные изменяются только в единственном числе.Изменение имен прилагательных по числамИмена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета: дружный класс, интересная игра, доброе сердце. Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак двух или нескольких предметов: теплые дни, дальние страны, общие дела.Имена прилагательные во множественном числе в именительном падеже отвечают на вопрос КАКИЕ? и имеют окончания –ЫЕ, -ИЕ: легкие примеры, почтовые марки, выразительные лица.Число имени прилагательного определяются по числу имени существительного, к которому оно относится.Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.
Ответ от Елена Ямолетдинова
[новичек]
изменяются по числам, родам и падежамсклоняются, то есть изменяются по числам и падежам
Ответ от Владимир Котов
[новичек]
падежам и родам
Ответ от Оксана Георгян
[гуру]
По родам и по падежам
Ответ от Максим Чуев
[гуру]
ж. р. - окончание аям. р. окнчание ой
Ответ от тадевос кюрегян
[новичек]
Прилагательные изменяются по родам (только в единственном числе) , числам и падежам (новый стол, новая шапка, новые вещи, о новых вещах причём род, число и падеж прилагательного зависят от рода, числа и падежа того существительного, к которому данное прилагательное относится.
Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных:
Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы . Полная форма изменяется по падежам, числам и родам. Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам . Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые . Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: горазд, рад, должен, надобен. Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами , обозначающие высокую степень признака , и прилагательное, входящие в состав терминологических наименований (скорый поезд, глубокий тыл). Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы . Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов): более твердый, самый тихий.
Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени . Относительные прилагательные не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов . Относительные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего - либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).
Чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.
Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).
Имена прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.
Род, падеж и число прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся в постпозиции по отношению к существительному, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: красный пиджак, пиджаки беж .
Склонение имён прилагательных включает в себя изменение по числам, а в единственном числе - и по падежам и родам.
Форма прилагательного зависит от существительного, к которому прилагательное относится и с которым согласуется в роде, числе и падеже.
Краткие прилагательные изменяются только по родам и числам.
Формы мужского и среднего рода различаются в именительном и винительном падежах, в остальных формах совпадают.
Различаются формы винительного падежа прилагательных в единственном числа мужского рода и во множественном числе, относящихся к одушевлённым и неодушевлённым существительным:
Прилагательные мужского рода на -ой склоняются так же, как и на -ый , но всегда имеют ударное окончание: серый , молодо́й - серого , молодо́го - серому , молодо́му - о сером , о молодо́м .
Буквенное обозначение окончаний прилагательных в ряде случаев резко расходится со звуковым составом: бел-ого - бел[ъвъ] , летн-его - летн[ьвъ] .
Склонение качественных и относительных прилагательных:
Твёрдое склонение имён прилагательных
По твёрдому типу склоняются имена прилагательные с основой на твёрдый согласный, кроме Г, К, Х, Ц и шипящих: худой, белый, прямой, родной, нудный, глупый, серый, лысый, крутой, сытый.
Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото - болотн ый. Прилагательные также могут образовываться приставочным: не большой, и приставочно-суффиксальным способами: под водн ый. Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льн осемяочист ительный. Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .
Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой ).
Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Сущ., кол во синонимов: 1 прилагательное (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Имя прилагательное - см. Прилагательное … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Часть речи, характеризующаяся; а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак); б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак); в) употреблением в предложении в функции… … Словарь лингвистических терминов
Имя прилагательное часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой»/«чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, числам и лицам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают… … Википедия
Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на три лексико грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать,… … Википедия
Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные,… … Толковый словарь Ожегова
Сущ., кол во синонимов: 2 имя прилагательное (1) слово (72) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» МО «ЛЕНИНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Урок русского языка в 4 классе
« Изменение имен прилагательных по падежам »
Гизитдинова Раиса Сергеевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Лениногорск- 2014
Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.
Цели урока:
Образовательные цели:
Ознакомление с алгоритмом определения склонения имён прилагательных;
Выявление особенностей склонения этой части речи;
Развитие первоначальных навыков исследовательской работы;
Стимулирование познавательных интересов с помощью проблемных вопросов;
Развивающие цели:
Развитие интереса к дальнейшему учебному процессу,
Развитие умения анализировать собственную деятельность;
Воспитательные цели:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе,
Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Воспитание любви к природе.
Тип урока :
Урок освоения новых знаний.
Оборудование:
Компьютер.
Презентация.
Карточки для индивидуальной работы.
Использованные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, исследовательские (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, метод организации работы в группе, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке) Аннотация : Данный урок состоит из несколько этапов, на каждом из которых применяется ИКТ с целью улучшения усвоения материала. Используются разные виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа учащихся, работа у доски, работа в группах.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Учитель: Ребята, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Я рада вновь видеть вас и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения и радость открытия нового на уроке. Успехов вам и удач!
Каким вы хотите видеть этот урок?
Дети: Интересным, чтобы узнали что-то новое .
Учитель: Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
(1 слайд.)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
2. Самоопределение к учебной деятельности .
Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?
(2 слайд)
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное).
Учитель: С какой частью речи сегодня будем работать на уроке?
Дети: С именами прилагательными.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель: Для чего же в нашей речи используются прилагательные?
Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.
На доске словосочетания:
холодн… погода, о холодн.. .погоде
Из каких частей речи они состоят? (из имени существительного и имени прилагательного)
Что можно сказать о существительных в этих словосочетаниях?
(в ж.роде, ед. числе)
Что вы знаете об именах существительных?
(изменяются по родам, числам, падежам, т.е. склоняются)
Об именах прилагательных? (находятся в том же роде и числе,что и имя существительное);
Определите окончания прилагательных в словосочетаниях;
Почему у имен прилагательных разные окончания?
(у имен существительных разные падежи);
Имена прилагательные могут изменяться по падежам?
(предположения детей)
4.Постановка учебной задачи.
- Попробуем просклонять у доски прилагательное зимний (не получается)
Подставим существительное день . От этого существительного задаем вопрос к прилагательному.
Чему же мы будем учиться на уроке? (изменять имена прилагательные по падежам, т.е. склонять.)
Сформулируйте тему урока.
(3 слайд) «Изменение имён прилагательных по падежам»
-Каковы же цели нашего урока?
- Сегодня будем учиться:
(4слайд)
Цели урока:
Склонять имена прилагательные.
Распознавать падеж имён прилагательных.
Употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
5. Решение проблемы. Исследование.
Проведём исследование:
1 и 2 группы просклоняют словосочетание: зимнее утро
3 и 4 группы: хорошие дни . (Работа в группах)
(5слайд) План исследования.
Просклонять существительное и прилагательное.
Понаблюдать, как изменяются имена прилагательные.
Сделать вывод.
Выделить окончания у существительных и прилагательных.
Проверка работ.
(Дети объясняют, как работали:
Изменяли существительное по падежам, от существительного задавали вопрос к прилагательному, определяли окончание прилагательного)
Молодцы, ребята!
ФИЗМИНУТКА.(6 слайд)
Вы,наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Какой же сделаем вывод?
Повторяем в группах, как изменяли имена прилагательные по падежам.
- Составьте памятку определения падежа у имен прилагательных
(Составляют в парах, обсуждают)
Ребята, запишем алгоритм определения падежа имени прилагательного.
Памятка:
Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.
Определим падеж существительного.
По падежу существительного узнаем падеж прилагательного.
7.Первичное закрепление.
а) -Записать предложения, вставляя окончания прилагательных. Применяя алгоритм, определить падеж имен прилагательных.
(1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях):
Зимн__ солнечн__ день. Небо чист__и ясн__. Стоят морозн__ дни.
б)Самостоятельная работа (Записать предложения, вставляя окончания прилагательных. Применяя алгоритм, определить падеж имен прилагательных):
В зимн… тумане встаёт холодн… тускл… солнце. Весёл… стайка птиц пронеслась над заснежен… лесн… поляной.
в) Взаимопроверка (поменялись тетрадями).
г) Диктант.(несколько учеников работают по индивидуальным карточкам)
Пришла вьюжн ая зима. Земля укрыта мягк им пушист ым снегом. Голодно птицам в зимн ем лесу. Дружн ые ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьн ом саду.
- Почему птицам голодно зимой в лесу?
Какую помощь вы оказываете птицам? (делаем кормушки, насыпаем корм, вывешиваем скворечники)
- Найти словосочетания сущ+ прилаг. Определить падеж, выделить окончание.
Проверка (7слайд)
Вывод :
«Имя прилагательное изменяется по падежам и всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано по смыслу.»
8.Обобщение:
Итак, на сегодня наше исследование заканчивается.
Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня определяли падеж имён прилагательных.
Учитель оценивает самостоятельную работу по карточкам.
В конце нашего урока проведём «Блиц-опрос» .
Прошу знатоков русского языка ответить на вопросы.
9. Итог урока. Рефлексия.
а)Домашнее задание.
Составить 5 предложений о зиме.
Выписать словосочетания сущ. + прил.
Указать род, число, падеж существительных и прилагательных..
б)Блиц-опрос.
Что нового узнали о словоизменении прилагательных?
Какие цели мы перед собой ставили?
(научиться склонять имена прилагательные,
распознавать падеж имён прилагательных).
Достигли ли мы их?
Как узнать падеж имени прилагательного?
У кого были трудности?
Кто сегодня доволен собой? Почему?
Как оцениваете свою работу?
У каждого на столе лежит солнышко. Если у вас хорошее настроение, нарисуйте улыбку. Если плохое настроение, то нарисуйте солнышку плохое настроение.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Карточка № 1
1 задание. Допиши прилагательные. Определи род, падеж существительных.
Пальто(…………), мороз(……..), снежинка(……….), море(………), книга(………..), сыр(…..),
2 задание. Определи род, падеж прилагательных.
Северный олень, старый лес, у могучего дуба, высокое дерево, зимнее солнце, птичий гам, у соседнего дома, в снежном наряде.
Карточка № 2
Спиши словосочетания, вставляя по смыслу прилагательные. Определи падеж имени прилагательного.
(………..)ветка, (…………)пень, у (………..) речки, (………..)снег, у(……….)берега, на (………..) тополе, для (……….)брата, до (……..)города.
Карточка № 3
К данным глаголам придумай и запиши словосочетания прилагательного с именем существительным. Определи падеж имен прилагательных.
Вывесить(что?)…………. ………….. .
Вскопать(что?)…………. …………. .
Рассказать (что?)………. …………… .
Спеть (что?)…………. ………………. .
Увидеть (что?)……….. ……………… .
Услышать(что?)……… …………….. .
Любить (что?)……….. ……………… .